И третий автор, о котором я всегда говорю, рассказываю с восхищением и любовью, – это Олеся Николаева . Книг у нее много (и слава Богу!), но почему-то о романе под названием «Меценат», где в стиле философского-психологического детектива показан весь срез православной жизни 1990-х годов и начала века, знают очень немногие. Да и прочие произведения Олеси Александровны, поэтессы и писательницы, достойны и уважения, и прочтения. Если же для кого-то мои рекомендации неприемлемы, то остается лишь одно – русская классика. Не ошибетесь! От литературной стихии, как от морской, захватывает дух Священник Валерий Духанин – Лето – это как раз очень подходящее время для чтения, и, прежде всего, на свежем воздухе. Зимой на улице читать тяжеловато. А летом, в тени деревьев на даче, под зонтиком или навесом на курортном пляже, где угодно, можно читать сколько хочешь. Прежде всего, нам нужна, конечно, духовная литература. И здесь одно из первых мест – Слова преподобного Паисия Святогорца . В них – ключик к решению многих наших проблем – духовных, бытовых, семейных. Преподобный Паисий – уникальное свидетельство для нас. У него вроде бы простые беседы, кстати, очень увлекательные, но с потрясающей глубиной, он вскрывает самую суть наших современных проблем. Когда мы читаем творения святых людей, то святые становятся нашими собеседниками Когда мы читаем творения святых людей, то святые становятся нашими собеседниками. Мы воспринимаем их мысли, их дух. Кто не читал, пусть прочтет книгу «Старец Силуан», пусть воспримет дух доброты и любви во Христе, которую явил в себе преподобный Силуан Афонский. Эта книга была одной из первых на моем духовном пути, и, как ни удивительно, до сих пор я черпаю у старца Силуана наставления. Еще мне нравятся простые, подчас безыскусные описания жизни недавно живших святых или подвижников благочестия. Например, прекрасные истории из жизни оставил преподобномученик Кронид (Любимов). А еще митрополит Вениамин (Федченков). А также архимандрит Тихон (Агриков) в своей удивительной книге «У Троицы окрыленные».

http://pravoslavie.ru/114538.html

Отцы Церкви Поликарп, Евсебий, Ириней, Игнатий, Иустин Мученик , Ориген и др. Какие существуют доказательства историчности Христа помимо Библии? Корнелий Тацит (род. 52–54г. от Р.Х.) Римский историк. В 112г. был губернатором Азии. Зять Юлия Агриколы, в 80–84г. – наместника Британии. Описывая правление Нерона, Тацит пишет о смерти Христа и о христианах в Риме: «Но ни все оправдания, какие можно получить от людей, ни все богатства, которые этот правитель мог расточить, ни все жертвы, какие приносил он богам, не могли снять с Нерона тягостное обвинение в том, что он, как считали, приказал устроить пожар Рима. Чтобы подавить эти слухи, он обвинил в поджоге и покарал самыми изощрёнными пытками людей, которых обычно называли христианами и ненавидели за их чудовищные преступления. Христос, по имени которого они так назывались, был казнён Понтием Пилатом, прокуратором Иудеи во время правления Тиберия: однако пагубный сей предрассудок, исчезнув на время, вспыхнул вновь, причём не только в Иудее, где возникло это зло, но также и в Риме». Анналы XV.44 Тацит упоминает христиан также в отрывке из своей «Истории», где речь идёт о сожжении Иерусалимского храма в 70 г. от Р.Х.; этот отрывок сохранился у Сульпиция Севера («Хроники» II, 30.6). Лукиан из Самосаты Сатирик II века, с презрением относившийся к Христу и христианам. Он связывал их с палестинскими синагогами и писал о Христе, что Он «...был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ... Более того, их первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу, после того, как все они окончательно согрешили, отказавшись от греческих богов, начав молиться этому распятому софисту и живя согласно его законам». («Перегрин»). Лукиан также несколько раз упоминает христиан в своей книге «Лжепророк Александр», в главах 25 и 29. Иосиф Флавий (род. 37 г. от Р.Х.) Еврейский историк. В 19 лет стал фарисеем. В 66г., будучи командующим еврейской армией в Галилее, был взят в плен и после этого жил и находился на службе при штате римской армии. Он пишет о Христе в отрывке, подлинность которого в своё время жарко оспаривалась:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

В книгу " У Троицы окрыленные " вошли две из трех частей воспоминаний о Троице-Сергиевой Лавре в период ее послевоенного восстановления, с 1950 по 1960 год. Автор воспоминаний — архимандрит Тихон (Агриков) — бывший преподаватель Московской Духовной Академии и насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Истинный православный подвижник, человек высокой духовной жизни, он пользовался любовью и уважением студентов Академии и духовных чад. В своей жизни отец Тихон перенес тяжелые испытания и теперь многие годы находится в затворе. Книга имеет большое значение для сегодняшних христиан, поскольку в ней содержится духовный опыт современных нам подвижников благочестия. Книга издана с благословения автора — архимандрита Тихона (Агрикова), которое было передано игумену Александру (Агрикову). От автора Эти воспоминания написаны мною в результате наблюдения за жизнью хороших людей. Написаны для того, чтобы показать, что и в наше время были и есть люди, которые всей душой стремятся к Богу, к Вечной жизни, к Горнему блаженному Иерусалиму. Ведь теперь многие говорят, что нам будто и не спастись: времена стали не те, суета застилает наши очи, как утренний туман, благодати не стало нигде — ни в монастырях, ни в храмах, ни в людях. И так многие говорят — и только себе вредят, уныние нагоняют, и туман печали еще больше сгущается над нашими душами. А ведь так говорить не только вредно, но и грешно. Правда-то правда, что наши времена трудные и туманные, и даже бурные и грозные, но ведь в бурю-то и Господь ближе к грешной и немощной душе — и ближе, и милостивее, и нежнее. Как мать бывает нежнее и внимательнее к ребенку больному и худенькому, так и Господь наш Спаситель ближе к нам в трудные и опасные времена. Вот я и хочу в своих воспоминаниях со всей ясностью показать, что и теперь люди добрые спасаются и достигают высокой духовной зрелости и даже святости. В них описывается жизнь людей, монашествовавших в Доме Святой Троицы — в Лавре Преподобного Сергия Радонежского — на протяжении пятнадцати лет: с 1950 по 1965 гг., то есть в период моего личного наблюдения благодатной жизни под священным кровом Сергия Преподобного. Спешу оговориться, что это не сочинение, и даже не художественное повествование. Нет, это просто-напросто воспоминание о добрых, хороших людях, с которыми я вместе жил, молился, трудился, радовался, скорбел, плакал, утешался. Тем более, что они живут в моем сердце и доселе. Они, эти добрые отцы и братия мои по духу, уже скончались, их нет больше в земном Доме Святой Троицы. Они переселились к Троице Небесной, вечно сияющей, вечно озаряющейся радугами небесных сияний. Они сейчас там, куда мы поднимаем свои печальные, заплаканные взоры. Но дела их добрые еще живут, помнятся в священных стенах Сергиевой Лавры. Для того чтобы об этих делах узнали и другие верующие люди, я пишу эти воспоминания. " У Троицы окрыленные " — так они называются. Это название имеет символический смысл, разъяснение которого читатель найдет дальше — во введении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2154...

Нарушенное вето Архимандрит Тихон в бытность наместником Данилова монастыря в Москве А когда я уже заканчивал семинарию, помню, как раз на Троицу мне исполнилось 30 лет. Стою после службы в Елоховском соборе, думаю: «Вот, уже нужно определяться...» Вдруг подзывает меня служивший там в тот день митрополит Питирим (Нечаев), у которого в Издательском отделе я уже трудился: – Пора тебе определяться, – благословляет. Отец Кирилл никаких пророчеств мне на этот счет не говорил. Обращаюсь к маме: – Что делать? – Поехали в Задонск! – отвечает вдруг она. Схиархимандрит Макарий (Болотов) посоветовал: принимай монашество В те годы туда приезжал будущий схиархимандрит Макарий (Болотов), тогда еще в мантии Власий. Он-то мне и посоветовал: – Принимай монашество. Приезжаю к нему в следующем 1979 году сразу же после праздника Крещения Господня. – Ну, ты принял монашество? – встречает меня он. – Нет, – отвечаю, – меня пока рукоположили целибатом. Я тогда, уже будучи диаконом, стал приезжать к нему в Бурдино почти каждое воскресенье, вместе служили. В монашество меня постригли в Лавре. Причем после изгнания оттуда советскими безбожниками сильно им мешавшего архимандрита Тихона (Агрикова), лет семь потом еще власти запрещали даже кого-либо постригать с этим именем, только на мне в 1981 году впервые было нарушено это вето: сам я из Воронежа, и при постриге мне было наречено имя святителя Тихона, епископа Воронежского.   Как я оказался на Новосибирской кафедре Потом мы с отцом Макарием ездили к ныне уже прославленному в лике святых схимитрополиту Зиновию (Мажуге). У него в храме святого благоверного князя Александра Невского в Тбилиси я познакомился и со схиархимандритом Виталием (Сидоренко) и со многими другими старцами, которые ранее подвизались в горах, а к тому времени, уже состарившись, спустились и жили там же, при владыке, без паспортов, без регистрации... Схиархимандрит Макарий (Болотов), святитель Зиновий (Мажуга; в схиме – Серафим), диакон Леонид, ныне – митрополит Тихон. Тбилиси, 1981 год

http://pravoslavie.ru/115321.html

В публикации в Судебно-медицинском журнале за 1998 год П. Иванов посвящает отдельный пункт «Объекты исследования и процедуры преемства законного обладания» с. 42]. Но, естественно, в этом пункте не говорится о преемственности костей, обнаруженных в июле 1991 года в Поросенковом логу и костей, попавших на исследование в заграничные лаборатории, потому что доказательства такого преемства у современного следствия отсутствуют, на что указывали еще члены правительственной комиссии и зарубежной комиссии 2) Молекулярно-генетические экспертизы независимого эксперта Тацуо Нагаи В 1999 году известный японский генетик Тацуо Нагаи впервые опубликовал свои исследования, а в декабре 2004 года он посетил Россию, где выступил с докладами о проведенных им в последние годы молекулярно-генетических экспертизах, которые установили, что екатеринбургские останки не являются царскими. (Nagai T, Araki N, Yanagisawa Yuko, Popov V. L: DNA identificaition of Georgij Romanov, a direct brother of the Russian Tsar Nicolas II: sequence of mitochondrial DNA. Igaku To Seibutsugaku 1999, 139:247-25.) По благословлению Патриарха Алексия II, его принял викарный епископ Дмитровский Александр (Агриков). Материал для исследования Тацуо Нагаи предоставил судебный медик профессор. В. Попов. Он передал исследователю волосы, ногти и часть челюсти честных останков Великого Князя Георгия Александровича, а также на скотч были переведены следы пота с жилетки Императора Николая II, хранившейся в Екатерининском дворце Царского Села. Исследования японского генетика вызвали широкий резонанс в мipe. В научных журналах развивалась дискуссия об этих исследованиях. Эксперт следствия генетик П. Иванов не согласился с этими результатами, а профессор Копп и исследователи ДНК из Шведской национальной криминалистической лаборатории в 2003 году счел их обоснованными. Главной претензией прокурора-криминалиста В.Н. Соловьева к экспертизам Тоцуо Нагаи было то, что исходный биологический материал он получил не от следствия и незаконно вывез его из России в Японию. Однако, Тацуо Наган в своем письме, направленном Соловьеву в январе 2014 года, уведомил его, что он получил эти материалы от эксперта следствия Вячеслава Попова и обосновано полагал, что тот соблюдал российское законодательство

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/12/...

На иконах до второй половины XVII века святой Николай называется Николою. – Интересно рассуждает протопопа Аввакума Петрова по поводу замены наименования святителя Николы – Николаем. «Не токмо святые книги изменили, – говорит протопоп Аввакум, перечисляя заблуждения никониан, но и ризы, и мирские обычаи, и вещи, и пословицы, и имена преложили: глаголют бо Христа Исуса – Иисусом, а Николу чудотворца – Николаем, той бо Николай при апостолах еретик бысть, а великий чудотворец Никола бысть при царе Константине. Еще же прилагати нарицают Иванна именем женским, пишущие без титла Анною... Малое бо се слово велику ересь содевает». Кирилл святой пишет: «Посмотри же, любимиче, на просодии, и на запятые, и точки 9 ... Толико суть стало с ними Никола чудотворец терпеть, а мы немощни: хотя бы одному кобелю голову ту назад рожею заворотил, да пускай бы по Москве той так и походил» 10 . В соборном храме Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде на иконе св. Николая чудотворца Можайского, прекрасно исполненной царскими иконописцами XVII в., представлены след. «деяния»: Рождество св. Николы, его Крещение. Мать и отец приводят его к монаху учиться. Поставление святого в диаконы. Поставление св. Николы чудотворца во епископа. Св. Никола, совершающий литургию, Св. Никола избавил трёх мужей от темницы... Явился царю Константину во сне... Избавил беса из кладезя... Избавил трёх мужей от меча... Избавил беснующегося человека... Избавил раба Димитрия от потопа... Избавил Агрикова сына от сарацин. Преставление св. Николы чудотворца, и принесение мощей св. Николы чудотворца от Мира в Бари-Град. На иконе из церковно-археологического музея Общ. Люб. Дух. Просв. Св. Николай чудотворец представлен во весь рост, в крещатой фелони и омофоре, десница благословляющая, в шуйце Евангелие. Вверху, на облаках, – поясное изображение Спасителя, десницею благословляющего, в шуйце держащего Евангелие. В противоположной стороне – в круге, усеянном звездами, Богоматерь с омофором в обоих руках. – Венцы на Спасителе, Богоматери и Николае серебряные, с эмалью и драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

7 декабря 2010 года храм был передан в лоно Русской Православной Церкви. Впервые за 80 лет в 2011 году в храме Всемилостивого Спаса в Кускове епископом Александром (Агриковым) была совершена Литургия Преждеосвященных Даров. Согласно архивным справкам, приходу храма Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня также принадлежали: храм в честь Чуда Архистратига Божьего Михаила в Хонех (святитель Филарет Дроздов утвердил статус храма как приходской), храм св. Первоверховных апп. Петра и Павла, колокольня и церковный флигель. В настоящее время Приходом проводится работа по передаче вышеперечисленных храмов и церковных зданий в лоно Русской Православной Церкви. http://hram-kuskovo.ru/o-hrame/letopis Храм Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в Кускове является уникальным памятником церковной архитектуры города Москвы XVIII века (1737–1739 г.г.). В 1930 году храм был закрыт и предан в ведение музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», которым до 1991 года использовался как подсобное помещение. К сожалению, безбожное время не прошло даром для храма. Результатом такого кощунственного управления зданием храма стало его плачевное состояние: музеем была нарушена водоотводная система, из-за этого стал разрушаться фундамент, надкупольный крест и железная крыша требуют замены, деревянные заполнения окон обветшали, частично утрачена настенная роспись. Для сохранения святыни крайне необходимо проведение квалифицированными специалистами реставрационно-восстановительных работ. Кроме того, после закрытия храма бесследно исчез уникальный золоченый иконостас с драгоценными камнями и жемчугом, утрачено прежнее богатое внутреннее убранство храма, включая церковную утварь, двухъярусное трехметровое паникадило, украшенное фигурами херувимов и историческая реликвия - воздухи, расшитые золотом и жемчугами, руками самой императрицы Елизаветы Петровны. В декабре 2010 года храм был передан в лоно Русской Православной Церкви, оставаясь под охраной государства. Безотлагательно началась работа по сбору и согласованию разрешительной документации на проведение проектно-изыскательских и реставрационно-восстановительных работ. В 2013 году были завершены работы по разработке научно-проектной документации для реставрации храма.

http://sobory.ru/article/?object=03361

Я еще не знала Троице-Сергиевой лавры, и первая обитель, которую я узнала, это был Пюхтицкий монастырь. И по благословению отца Ермогена, который был духовником Пюхтицкой обители, меня отправили как раз к Тепляковым. Вернее, брат его, отец Борис. Сейчас уже Никон. Поэтому семья эта мне хорошо знакома. И, можно сказать, они очень содействовали моему духовному становлению. Вот Николай Пестов, который оставил нам замечательные труды - это дедушка покойного архиепископа Новосибирского Сергия. -Да что вы? -Да. Это семья Соколовых. Отец - Николай Евграфович Пестов, а дочка его - Наталья Николаевна Соколова. И вторая семья, которая тоже очень помогла в духовном становлении - это семья Тепляковых. -Вы там встречались с отцом Романом Александровым?  -Нет. Я знаю, что они его очень любили, но как-то наши пути не пересекались. А они жили как раз в Хотьково. Я работала в Хотьково, была директором художественной и одновременно воскресной школы. Когда они жили в Москве, я училась в Москве. А потом я перебралась в Сергиев Посад, а они в Хотьково. Поэтому вот наша связь была постоянная. И дочек ее я очень хорошо знаю.  -Я их тоже давно знаю.  -Да, она была келейницей.  -Вот такие духоносные люди, я считаю, большие подвижники, содействовали моему духовному становлению. Я думаю, по их молитвам…  -И по милости божьей.  -Да. По их общим молитвам. Потому что они в моей жизни приняли самое глубокое участие. Потому что - знаете? Одно дело - когда читаешь книги, ходишь, молишься, и другое дело - вот такое тесное общение с духоносными людьми. Они сами были носителями традиции, которую унаследовали от нашей старой дореволюционной России. Матушка Никодима…Даже одна монахиня ее называла: « царская монашка». Она не была ученой монахиней, но она была большая молитвенница. Она не выпускала из рук четок. В монашество она была пострижена с именем Арсения, по благословению старца…  -А, отца Тихона Агрикова?  -Вы знаете, отец Тихон Агриков был родом из Зарайска?  -Он был учеником Пантелеймона. Вы когда-нибудь были знакомы с его чадами?

http://radonezh.ru/text/pamyati-igumenyi...

Следуя приказу правителя, воины развеяли прах мучеников и бросили их кости в реку. Через три дня святые предстали в видении епископу Севастийскому Петру и указали ему место в реке, где покоились их останки, откуда они были извлечены христианами для почитания. Впоследствии частицы мощей сорока мучеников распространились по многим местам и их почитание возрастало прежде всего благодаря семье св. Василия Великого, который благоговел перед их памятью . В ночь, предшествовавшую мученичеству, святые продиктовали «Завещание» юному рабу Евноику, который был свидетелем их подвигов и сумел скрыться от преследователей. Оно написано в форме увещания. Евноик передал этот дивный текст следующим поколениям и взял на себя заботу о святилище, где были положены мощи святых. Именно в «Завещании» можно обнаружить имена сорока мучеников: Акакий, Аетий, Александр, Ангий, Афанасий, Валент, Валерий, Вивиан, Дометиан, Домн, Екдик, Евноик, Евтихий, Гаий, Горюний и другой, соименный ему, Илия, Илиан, Ираклий, Исихий, Иоанн, Кандид (или Клавдий), Кирилл, Кирион, Ксанфий, (Леонтий), Лисимах, Мелетий, Мелитон, Николай, Приск, Сакердон, Севериан, Сисиний, Смарагд, Феодул, Феофил, Филоктимон, Флавий, Худион. Один из них потерпел поражение, и Аглаий-воин занял его место, чтобы восполнить священное число . Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, Адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 21 марта 2012 г. Агриколай и Лисий, вместе или порознь, встречаются в «Страда­ниях» св. Евстратия Аравкийского и с ним пострадавших дек.], св. Иерона мучеников Никопольских ил.], свв. Зиновия и Зиновии окт.], свв. Клавдия и Астерия окт.], Аттика, Евдоксия н.] и др. Речь идет о Петре I, которого следует отличать от брата свв. Василия Великого и Григория Нисского, память которого празднуется 9 ян­варя. Св. Емилия, мать св. Василия, построила первую церковь во имя Со­рока мучеников и посвятила им свой монастырь, которым руково­дила св. Макрина ил.]. Св. Василий и его брат, св. Григорий Нис­ский, произнесли в их честь бессмертные проповеди.

http://pravoslavie.ru/52369.html

В венце Спасителя эмалью наведены буквы: «О. W. Н.» – Обратная сторона иконы подложена новым бархатом пунцового цвета. Икона второй половины XVII века, – в музей Общества Любителей Духовного Просвещения пожалована была в Бозе почившей Государыней Императрицей Марией Александровной 11 . В единоверческой церкви в Риге на одной из икон представлен св. Николай во весь рост; в правой руке меч, в левой – церковь , увенчанная тремя крестами, под ногами одноглавый орел. Вокруг, в шестнадцати местах, житие и деяния святого: 1) Рождество святителя. Мать его возлежит на одре, около стоит младенец в купели, пред которою бабка и девица с кувшином. К одру две фигуры подносят сосуды. 2) Крещение: св. Николай стоит в купели, пред ним благословляющий его священник с Евангелием в левой руке, пред купелью восприемник с ризками в руках и восприемница. – Крещение совершается в трехглавой церкви. 3) Родители приводят св. Николая на учение к монаху. 4) Посвящение св. Николая в диаконы. Св. Николай наклонился в ораре. Священник и диакон держат над ним хартию с надписью: «Свят. Свят» (на некоторых иконах на этой хартии надпись «аксиос»). 5) Подобное же изображение – посвящение св. Николая во иереи. 6) Во епископа. 7) «Чудо св. Николы, как избавил три мужа от смерти». Святитель, здесь и далее изображаемый в крещатой ризе, является трем мужам, сидящим, вероятно, в темнице, и благословляет их. 8) «Чудо св. Николы, как избавил корабль от потопа». На море, среди каменистых берегов, святитель едет на корабле с несколькими сидящими там мужами. 9) «Чудо св. Николы о утопшем муже». Святитель в море берет за руку юношу и благословляет его, рядом опрокинувшаяся лодка. 10) «Чудо св. Николы, как купил у старца». Святитель принимает от старца ковер. 11) «Чудо св. Николы, как принес к жене». Св. Николай передает ковер женщине. 12) «Чудо св. Николы о Агрикове сыне Василии». Святитель приводит отрока к родителям, которые с другими людьми (гостями) встречают их. У святителя в левой руке Евангелие. 13) «Чудо св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010