Самые кардинальные и видимые изменения произошли в сфере социального служения: в середине-конце нулевых годов в каждой епархии появилось несколько социальных проектов. Характерен пример митрополита Александра (Агрикова), который сразу по назначении его на Брянскую кафедру организовал несколько социальных акций: обеспечение теплой одеждой бедных прихожан, школьников из неимущих семей – школьной формой и принадлежностями, многодетных семей – материальной помощью и т.д. Докладчик привел еще ряд примеров успешных и продолжающихся благотворительных проектов в разных епархиях РПЦ (в общей сложности это 4302 церковных социальных служб и организаций). В некоторых сферах РПЦ опережает государство и создает «образцы социальных институтов самых высоких стандартов» (например, первый детский хоспис в Петербурге, церковные центры помощи кризисным семьям и беременным и др.). Социальное служение стало сферой широкого межконфессионального сотрудничества, что также можно оценить как новое явление, полагает ученый. По его словам, в последние годы РПЦ все больше опровергает сложившиеся стереотипы и в социально-политической области: если эту религиозную организацию считали (и не без оснований, отметил Филатов) «отделом агитации и пропаганды существующего режима», то теперь она вырабатывает свою «новую самостоятельную позицию». Так, РПЦ официально не поддержала присоединение Крыма, заняла «нейтральную позицию» в вопросе о Донбассе, в лице Патриарха Кирилла показательно «промолчала» о пенсионной реформе (но устами других видных церковных спикеров подвергла ее критике). В целом можно сказать, что за последние 5-6 лет РПЦ «проделала гигантский путь от полного сервилизма в сторону самостоятельности и независимости. Осталось пройти еще много, но то, что уже сделано, – это принципиальный, хотя скорее всего несознательный, выбор пути», заключил докладчик. В докладе «Влияние украинского фактора на развитие РПЦ: православие и европейские институты» Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, продолжил тему позитивных изменений в РПЦ, которые стимулировал украинский кризис. Его выводы могут показаться парадоксальными тем, кто считает конфликт с Константинополем и образование ПЦУ провалом РПЦ. Ученый утверждает обратное: церковно-политические события на Украине «не разрушили и не ослабили русское православие, а придали новый импульс для его развития».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Среди этих молодых людей были будущие лаврские проповедники и подвижники: архимадрит Тихон (Агриков), игумен Виссарион (Остапенко) и Ваня Павлов — впоследствии лаврский духовник архимандрит Кирилл. Возмужание Великая Отечественная война сыграла огромную, можно сказать, ключевую роль в жизни Ивана Павлова, пробудив в молодом человеке подлиную тягу к духовности. Родился будущий архимандрит Кирилл 8 октября 1919 года в деревне Маковские Выселки, что между Рязанью и Михайловым. Родители его были верующими, но рано умерли. С 12 лет рос он в атеистической семье брата, где, как сам рассказывал, «растерял всю духовность». В 14 лет Иван Павлов поступил учиться в Касимовский индустриальный техникум, где проучился четыре года, получив специальность техника-технолога по холодной обработке металлов резанием. После этого он год работал на заводе в Челябинской области, в городе Катав-Ивановске, и с 1939 года служил срочную службу на Дальнем Востоке, где и встретил июнь 41-го. Известный профессор-кардиолог Александр Викторович Недоступ так пересказывает воспоминания батюшки. «Отслужив положенный срок в армии, он готовился уже к демобилизации, а тут зачитали о нападении Германии. Его, как и многих, вместо дома отправили на Северо-Западный фронт. Там по дороге эшелон разбомбили. При прибытии на место в живых мало кто остался. Иван Павлов стал воевать. В январе 1942 года получил тяжелое ранение и после госпиталя попал под Сталинград. Сначала на левый берег, где были частые налеты немецкой авиации. Немцы впервые тогда применили “тактику выжженной земли”, когда армада бомбардировщиков страшными бомбежками, сплошным, адским “ковром” перепахивала землю на большом пространстве. После этого там не оставалось ничего, ни одного, даже маленького здания, дерева, ни одного живого существа. Позже это переняли, стали практиковать такой “метод”, совершать такие же чудовищные бомбежки американцы, которые так же в один день, и ныне еще больше, уничтожают по несколько тысяч человек разом… Одну историю поведал мне Батюшка про Сталинград. Само название этого города неувядаемой славы изменили и до сих пор боятся его. Тогда солдат Иван Павлов испытал ужас смертный, как сам свидетельствовал. Стоял он в карауле на часах в Сталинграде. Была темная, сырая, безлунная ночь. Абсолютная темнота и… сильнейший трупный запах. Мурашки бегали у него по коже от трепета. Иван думал, что он попал в царство смерти. Он характеризовал так: “Меня охватил такой смертный ужас, которого я никогда не испытывал”».

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

В 1996 г. на окраине деревень Бородино и Ховрино, близ сельского кладбища, в полутора километрах от старого храма, был заложен новый Богоявленский храм. Строился он силами и молитвами настоятеля и прихожан. 24 февраля 1998 г., по благословению митрополита Ювеналия, благочинный Мытищинского округа игумен Александр (Агриков) освятил новый храм. Приход постепенно разрастался, и вскоре было получено благословение на возведение нового придела. 11 мая 2003 г., по благословению митрополита Ювеналия, архиепископ Можайский Григорий совершил чин освящения вновь построенного придела. Построены просфорня и мастерские. Возведены здания крестильни, водосвятной башни-часовни, дома причта. Начато строительство богадельни.  Источник: http://www.mytyshi.ru/community/blago/Hram.php Бородинский приход стал преемником древнего прихода бывшего села Никольского-Богоявленского (ныне в составе деревни Сгонники). Когда выяснилось что здание исторического Богоявленского храма настолько заражено химическими отходами, что возрождение богослужебной жизни в нём невозможно, встал вопрос о возведении приходского храма на новом месте. Глава Мытищинского района А.К. Астрахов помог добиться выделения земельного участка под строительство нового храма в деревне Бородине, в полутора километрах от старой церкви. В 1996 году на окраине деревень Бородина и Ховрина, близ сельского кладбища был заложен новый храм в честь Богоявления. Строился он силами и молитвами настоятеля и прихожан: они сами рыли фундаменты, сами клали брёвна. 24 февраля 1998 года благочинный Мытищинского округа игумен Александр (Агриков) освятил новый храм. Приход постепенно разрастался, и вскоре было получено благословение на возведение нового придела. Было решено дать новому приделу имена святых Елисаветы и Варвары. 11 мая 2003 году архиепископ Можайский Григорий (Чирков) совершил чин освящения вновь построенного придела. Со временем при храме были построены просфорня и мастерские, заработали воскресная школа, библиотека и благотворительная столовая. В 2005 году возвели здания крестильной Иоанно-Предтеченской часовни и водосвятной часовни Параскевы Пятницы, а около 2007-2009 годов в линии церковной ограды была построена также Александро-Невская часовня. В 2010-2011 при храме был возведён каменный двухэтажный церковный дом для размещения трапезной, воскресной школы и иных приходских нужд, внутри которого была устроена домовая церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=11564

Рубрики Коллекции 5 вещей, которые нужны от вас подростку Дети вырастают и им уже не нужны родители — таков расхожий стереотип о подростках, которые «со всем справятся сами». Действительно, им уже не нужна та материнская забота, которая нужна младенцу или младшему школьнику, но это не значит, что подросток полностью отвергает поддержку родителей. 25.01.2023 Преподобный Севастиан Карагандинский. О воровстве времени В 1933 году отец Севастиан был осужден на 10 лет и отправлен в Карагандинский лагерь (Карлаг) в Казахстане. После освобождения из Карлага остался в Караганде, куда еще во время заключения съезжались его духовные дети – монашествующие и миряне со всей страны. Образовалась православная община. 18.04.2017 Дорога скорби В советское время «Повесть…» несколько раз публиковали без вступления и заключения, с большими лакунами. Ключи к смыслу всего действия – а это именно высокие смыслы православной нравственности – оказались утеряны… 08.07.2015 Оружие святого змееборца. Тайна агрикова меча Один из самых загадочных эпизодов в «Повести о Петре и Февронии Муромских» — добывание Агрикова меча. Что за меч? Откуда он взялся на Русской земле, имея явно не русское и даже не славянское имя? Этот чудесный «артефакт» нигде более не встречается в древней книжности нашей станы. Нет его и в древней устной традиции – былинах, сказках… 24.06.2015 Разлука с близкими: как дети ее переживают Мама вернулась домой с работы, приехала на дачу после недели в городе. Но ребенок ведет себя странно — капризничает и хулиганит. Что это — просто «приступ вредности» или попытка привлечь к себе родительское внимание? А главное — как реагировать? 26.01.2013 ВЕРНЫЙ ПУТЬ К ЗАМУЖЕСТВУ Мы попросили иерея Димитрия ГАЛКИНА и психолога Елену ЧЕМЕКОВУ прокомментировать небольшой обзор стандартных рецептов и средств, предлагаемых читателям женских журналов. 01.01.2008 120 ЛЕТ ЗА ДВЕНАДЦАТЬ ДНЕЙ Парижский литературный журнал «Лир» провел опрос среди своих читателей, попросив назвать книги, изменившие их жизнь. Интересно, что в одном ряду с Библией, «Тремя мушкетерами» и «Маленьким принцем» многие упомянули «Оскара и Розовую даму». Почему эта повесть Эрика-Эммануила Шмитта, малоизвестная российскому читателю, и спектакль, созданный на ее основе, оказывают такое сильное влияние на сердца людей? Как автору удается направлять читателя к раздумьям о жизни и смерти, болезни, вере в Бога? Предлагаем Вам попытаться разгадать этот секрет вместе с протоиереем Александром Степановым, который посмотрел спектакль «Оскар и Розовая дама» в петербургском театре имени Ленсовета.

http://foma.ru/authors/levina-irina

По вохрению (темно-желтому), рисунку палат и горок – икона относится к поздним новгородским письмам (время написания приблизительно вторая половина XVI столетия), но поправка настолько велика, что этот образ не может служить руководством для определения таких писем. Не говоря уже о совершенно новых надписях, почти все остальное пройдено и заплавлено. Интересной особенностью этой иконы являются некоторые изменения, внесенные в обычный рисунок жития – мастер дозволил себе руссификацию одежд (особенно любопытна шуба с длинными рукавами у половчанина (в 15 месте), изобразил русскую звонницу и т. д. Вообще весьма интересно сравнить рисунки этого жития, с «житием», изданным А. И. Успенским (М. 1902. 4°) по «переводам» собрания В. П. Гурьянова. Икона, с которой сняты прориси В. П. Гурьянова, по рисунку могла бы быть названа образцовой, так сказать, классической в смысле иконописного подлинника. Так строг и выдержан иконописный стиль. По времени – это старейший извод не позднее XV века (хотя икона, с которой сняты снимки конечно может быть и копией XVI столетия). Композиция жития св. Николая на иконе, находящейся в Третьяковской галлерее, должна быть сравниваема с древней иконой Музея Императора Александра III, драгоценной по сохранности и полноте изображений. И в том, и в другом случае старый, строго продуманный извод донолнен некоторыми чудесами, которые осторожно обходились в древнейших изображениях, а ныне и совсем пропускаются в печатных изданиях жития. В переработанных и распространенных «местах» появляются «новшества» иконописца, иногда очень оригинальные, но почти всегда вносящие диссонанс в иконописную схему. Из таких прибавок, отметим, например, на описываемой нами иконе Третьяковской галлереи, особенность «в чуде приведения Агрикова сына Василия». При совершенно одинаковой схеме с переводом из собрания В. П. Гурьянова наш иконописец изобразил, довольно примитивно (надо сознаться), трех прыгающих собак, которые лают, весело подняв хвосты к верху 18 17. Изограф воспользовался в данном случае указанием жития, что приход Агрикова сына был возвещен родителям радостным лаем собак.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

Песчаное. Церковь Михаила Архангела. Свято-Михайловский храм Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела Год постройки:1883. Адрес: Россия, Белгородская область, Ивнянский район, с. Песчаное, ул. Ручьи, д. 6А Координаты: 51.139793, 36.013096 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Постройка деревянного Михайловского храма в селе Песчаном произведена в 1883 году. Во всех документальных источниках и статистических изданиях предыдущих лет, с конца XVII до второй половины XIX века, этот населённый пункт именуется «деревней Песчаной», и наличие церкви в нём не отмечено. Таким образом, возникновение церкви в 1883 году позволило «повысить статус» деревни, которая с тех пор стала считаться селом. В 1896 году священником новой церкви служил о. Лев Ершов, при котором была произведена покраска храма (фото http://sobory.ru/photo/142260) . Возможно, он был самым первым по времени настоятелем храма в Песчаном. Однако отсутствие данных о составе причта за 1885-1895 годы пока не позволяет сказать об этом со всею точностью. По сведениям, приведённым в книге В.И. Давыдова «Храмы Белгородчины», в 1908 году в Михайловском храме села Песчаного служили священник И.А. Руденков и псаломщик А.Н. Мешковский. Количество прихожан в то время составляло 983 человека. На территории прихода действовала церковно-приходская школа. Сведений о том, закрывался ли храм в период гонений 1920-х – 1930-х годов, в настоящее время не выявлено. Однако известно, что в течение всего послевоенного периода церковь была действующей, и богослужения в ней совершались постоянно. В 1950–1958 г.г. в ней служил настоятелем протоиерей о. Константин Угревицкий, переведённый в Песчаное из закрытого в соседних сёлах Самарино и Хомутцы Дмитриевского прихода. А 16 августа 1960 года настоятелем храма был назначен священник о. Александр Петрович Агриков, прослуживший в Песчаном четверть века. Один из его сыновей, Василий Александрович Агриков, в 1980 г. пострижен в монашество с именем Александр, в 2001 году рукоположен во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, а в 2011 году стал правящим архиереем Брянской и Севской епархии. С 1985 по 1988 год в Михайловском храме служил протоиерей о. Николай Белецкий. В настоящее время настоятелем храма Михаила Архангела в Песчаном служит протоиерей о. Андрей Ефимов, назначенный на эту должность 1 января 2011 года.

http://sobory.ru/article/?object=15881

протоиерей Александр Шаргунов Скачать epub pdf Памяти архимандрита Тихона (Агрикова) , в схиме Пантелеймона 15 ноября 2000 года – 10 лет со дня кончины архимандрита Тихона (Агрикова) , в схиме Пантелеймона. Об отце Тихоне (Агрикове) красноречивей всего говорят его собственные книги. И книги, которые уже написаны о нём. Но хотя бы в нескольких словах ещё раз хочется обозначить то, что особенно поражает в его духовном облике. Впервые я увидел фотографию отца Тихона у одной благочестивой женщины, которую причащал на дому. Было впечатление глубокой подлинности – я увидел лицо человека, который любит Христа. Как если бы он был возлюбленным учеником Господа или тем, кто говорит сейчас: «Господи, Ты всё знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Это было приблизительно во второй половине 70-х годов прошлого века. Тогда в церковном самиздате мы читали его пронзительные рассказы о страданиях простых людей, проповеди , стихи, можно было услышать магнитофонную запись его прощальной беседы с близкими чадами, за которой они вместе поют духовный кант о встрече Христа с самарянкой. Он уже был изгнан отовсюду, но все знали о нём. Все – это те, для кого не существовало жизни без Церкви. И, не называя его святым, говорили о нём как о святом. Точно так же, наверное, как к Святителю Николаю ещё при его жизни обращались за помощью как к святому. И точно так же, как Патриарх Тихон о епископе Фаддее, будущем священномученике, говорил: «Это святой». Последними словами отца Тихона был возглас на утрени: «Слава Тебе, показавшему нам свет» 15 ноября 2000 года. Ему было 82. Путь церковного служения он начал уже в зрелом возрасте в Троице-Сергиевой Лавре. Пройдя от начала до конца всю войну, побыв не один раз на волосок от смерти, он вернулся в родительский дом, вымоленный, как он сам говорил, его матерью, а вскоре потом попал под кров преподобного Сергия. Он закончил Духовную Семинарию, потом Академию. И уже в 50–60-х годах становится известным всей православной России священником. Его горячо почитали студенты Духовной Академии, где он преподавал. Наставляя будущих священнослужителей, он говорил, что «пастырю нужно любить, что дышать воздухом. И любить, не делая различия, без расчёта, без выбора».

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Рисунок 14. Это чудо св. Николы, как избил беса из кладезя 15). Св. Николай приводит спасенного им отрока, с сосудом в руках, к стоящим в удивлении пред столом родителям. Это чудо св. Николы об Агрикове сыне Василии. Рисунок 15. Это чудо св. Николы об Агрикове сыне Василии 16). Преставление святителя. Св. Николай почивает во гробе, который отроком с обнаженными выше локтя руками закрывается крышкой. У изголовья святого епископ (в нимбе) совершает каждение при отпевании. Сзади епископа монах. Напротив – диакон с ладоницей в левой руке, рядом с ним два юноши (клирики?) с приподнятыми вверх руками, скрытыми под одеждой. Рисунок 16. Преставление святителя Обычный иконографический тип св. Николая, с которым нас знакомят впервые мозаики Софии Константинопольской 1 , равно как и другие памятники греческие и русские, – следующий: старец с открытым морщинистым челом, выражение лица строгое; борода небольшая, но густая, волосы редкие, в фелони, подризнике и омофоре, с книгою в руках 2 – Из всех святых, изображенных на византийских печатях, – говорит Шлюмбергер, – чаще всего встречается лик святителя Николая. Великий азиатский святой (le grand saint a iatique), почитаемый чудотворец Мирликийский может, после Девы, считаться главным патроном византийской сфрагистики. На сто печатей с изображением святого, по крайней мере, пятьдесят раз можно быть уверенным найти широкую обнаженную голову св. Николая, его большую, длинную и несколько вульгарную (et quelque peu vulgaire) фигуру, c круглым лбом (au front bombe), выдающимися скулами (aux joues saillantes), с короткой бородой, с волосами также короткими и буклями, покрывающими виски (et boucles convrant les tempes); в костюме епископа, он в левой руке держит Евангелие, а правою благословляет 3 . В мозаиках XII века собора Чефалу, в Сицилии, св. Николай представлен седовласым, с книгой в шуйце, десница – благословляющая. «Испод зеленый, фелонь белая, омофор белый, набедренник зеленый» 4 . – В Хобском монастыре, в Мингрелии, на золотом киотике, в котором издревле хранится тельный крестик знаменитой в истории Грузии царицы Тамары (1184–1212 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

В эпоху новых гонений на Церковь архимандрит Тихон был вынужден оставить родную Лавру. Подвизался в горах Кавказа, служил в Мукачевском Свято-Николаевском девичьем монастыре. Преставился ко Господу 15 ноября 2000 года, служа всенощную в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Тайнинском, в котором некогда существовал царский путевой дворец на Троицкой дороге в Лавру преподобного Сергия. А ныне рядом с храмом установлен памятник работы скульптора В.М. Клыкова святому Царю-страстотерпцу Николаю Александровичу, прославленному во главе сонма новомучеников Земли Русской Архиерейским Собором в августе именно 2000-го года. Известно, что старец-архимандрит Тихон (Агриков) особо почитал новомучеников и связывал с их жертвой надежду на возрождение России. В 50-60 годы прошлого века архимандриты Тихон и Кирилл были связаны одной судьбой и взаимной приязнью. Оба они были выходцами из крестьянской среды, оба возрастали в годы богоборческих гонений на Церковь, оба прошли Великую Отечественную войну, в результате чего обратились к Богу, закончили Московские Духовные школы и стали монахами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Вместе они молились и пели на церковных службах. Когда отец Тихон стал преподавать в Академии, многие обязанности по казначейству легли на плечи его помощника, теперешнего духовника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова), который с глубоким уважением и великою любовью вспоминает отца Тихона, ценя его за простоту и благоразумие. Родился будущий архимандрит Кирилл (в миру Павлов Иван Дмитриевич) 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки, ныне Михайловского района Рязанской области в верующей крестьянской семье. После окончания техникума работал технологом на металлургическом комбинате. Участник Великой Отечественной войны. Демобилизовавшись в 1946 году, поступил в Московскую духовную семинарию, а по ее окончанию - в Духовную академию. В 1954 году окончил обучение и принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Был пономарем, затем казначеем Лавры, а с 1965 года и по настоящее время - братским духовником. Автор нескольких книг-сборников, в том числе и проповедей: «Время покаяния», «Ищите прежде Царствия Небесного», «Похвала Божией Матери» и др. В книге «Архимандрит Кирилл Павлов. Проповеди» представлено самое полное собрание его проповедей, в том числе и посвященные преподобному Сергию Радонежскому. Часть из них датируется 50-60-ми годами прошлого столетия и впервые публикуется по машинописному тексту. К тому же периоду относятся проповеди и дневниковые записи о. Тихона (Агрикова), посвященные святому Сергию и вошедшие в книги «Архимандрит Тихон (Агриков). Жизнеописание. Проповеди. Письма» и «У Троицы окрыленные: воспоминания» .

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/10/...

Архимандрит Тихон (Агриков) Содержание От издателей ...В древних патериках встречается образ монашествующих в виде трех птиц: монахи ранних веков христианства, средних и последних времен. Первые две птицы имели достаточно сип, чтобы, избегая искушений, достигать Царства Небесного; третья же птица, представляющая образ монаха последних времен, то взмывала к небу, то без сил падала на землю, то снова устремлялась ввысь. В современном мире, где искушения становятся все разнообразнее и изощреннее, для нас очень важен опыт последних по времени подвижников, живших рядом с нами, прошедших сквозь " соблазны мира " и достигших Царства Небесного. В книгу " У Троицы окрыленные " вошли две из трех частей воспоминаний о Троице-Сергиевой Лавре в период ее послевоенного восстановления, с 1950 по 1960 год. Автор воспоминаний — архимандрит Тихон (Агриков) — бывший преподаватель Московской Духовной Академии и насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Истинный православный подвижник, человек высокой духовной жизни, он пользовался любовью и уважением студентов Академии и духовных чад. В своей жизни отец Тихон перенес тяжелые испытания и теперь многие годы находится в затворе. Книга имеет большое значение для сегодняшних христиан, поскольку в ней содержится духовный опыт современных нам подвижников благочестия. Книга издана с благословения автора — архимандрита Тихона (Агрикова), которое было передано игумену Александру (Агрикову). Часть I. 1950–1955 гг. ...В древних патериках встречается образ монашествующих в виде трех птиц: монахи ранних веков христианства, средних и последних времен. Первые две птицы имели достаточно сип, чтобы, избегая искушений, достигать Царства Небесного; третья же птица, представляющая образ монаха последних времен, то взмывала к небу, то без сил падала на землю, то снова устремлялась ввысь. В современном мире, где искушения становятся все разнообразнее и изощреннее, для нас очень важен опыт последних по времени подвижников, живших рядом с нами, прошедших сквозь " соблазны мира " и достигших Царства Небесного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2154...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010