Вот этот молодой человек уже пресвитер о. Александр. Старец пишет ему в напоминание о правилах предстоящей деятельности его. На месте нового служения он должен оказывать почтение к старшему себя по летам священнику. Храм, куда он был назначен, под влиянием теплой и искренней молитвы его как бы неизмеримо расширялся и украшался для его духовного чувства ощутительным присутствием Самого Бога на престоле алтаря. В переписке о. Александр описывает своему старцу о первых шагах своего проповедничества и приходских столкновениях. Старец успокаивал дух своего питомца, только советовал ему при совершении таинств быть нерассеянным, внятно читать и петь, а в храме поддерживать порядок и тишину. Исповедательная практика о. Александра, по мысли старца, должна приспособляться к разрядам кающихся, среди которых могут встретиться то беспечные лица, то колеблющиеся, то впадшие в отчаяни 5 . Следующие книги Стурдзы излагают пасторологические положения в такой последовательности: четвертая книга содержит указания о проповеди Слова Божия, пятая – о законоучительстве, шестая – о рациональном обращении с людьми, седьмая – о выполнении долга благовестничества. Эпистолярная форма изложения придает труду Стурдзы чрезвычайную увлекательность и жизненность. Здесь каждый оборот речи есть сама жизнь, движение, искреннее чувство и любовь к человечеству. Чтение пастырских писем разливает в душе читателей мягкий, ласкающий свет веры и надежды на Бога. Изящный слог, жизненное содержание текстов, обилие психологических наблюдений делают письма интересными и теперь. Недостаток их: отсутствие логический системы в изложении, повторения, сбивчивость и неосновательность некоторых суждений, ригоризм и малодушие ввиду долга исправления грешников. 8 . Взгляд на пастырство, как на добровольное мученичество, нашел для себя специальное развитие в книге игумена Тихона, озаглавленной «Святое, высокое служение иерея Божия». Подобное воззрение на пастырство есть евангельское воззрение. Господь, умерший за спасение людей на кресте, заповедал и пастырям души свои полагать за овец. Сочинение игумена Тихона состоит из предисловия, девяти глав и заключения. Основные интереснейшие положения, раскрываемые автором, можно представить в следующем порядке: пастырское настроение слагается из двух элементов – сознание высоты священства и личного недостоинства; отсюда его развитие происходит путем только непрерывного подвижничества. В Слове Божием и Творениях святых отцов легко отыскать места о мученичестве пастырей. Самые имена, прилагаемые в Писании к пастырям: «иерей Божий», «служитель Слова», «Ангел земной», – показывают необходимость подвига для носителей таких высоких имен. Свои мысли автор подтверждает соответствующими цитатами из творений святителя Тихона Задонского , блаженных Иеронима и Августина, Иоанна Златоуста , Исаака Сирина и из трудов епископа Феофана Затворника . Главной обязанностью пастырей игумен Тихон считает словесное учительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Духовная мать Евпраксия и сестры, когда будете читать эти малые строки о матери Александре, вспомните, что мы скоро по очереди пойдем ее дорожкой. Поэтому восплачем о своем неизбежном конце нашей земной жизни; горько восплачем, но и возрадуемся в надежде на великую милость и любовь Божию к нам, грешным. Оставшиеся духовные сестры многие уже в преклонном возрасте, и поэтому час разлуки с землей очень близок... Но смотрите, не плачьте плачем безнадежным, плачем горького отчаяния. Если даже и были какие-либо особо смертные грехи в вашей жизни, Господь вам их простил. Ведь вы откровенно каялась своим духовным отцам и писали им самые помыслы свои и движения душ ваших. А если теперь чем согрешаете, также через исповедание «помыслов» ваших Бог прощает вас. Слышите, что говорит нам святой апостол Иоанн Богослов: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин. 1: 9 ). Вот в этом вся наша радость. А когда Господь кого из нас призовет к Себе, тогда знайте, что мы, оставшиеся в живых, не забудем вас никогда в молитвах своих. Будем дострадывать свою жизнь и будем молиться о вас всех и друг за друга. Общий путь нашей земной жизни прошел в великих испытаниях, тревогах и злостраданиях. За эти 50–70 лет сколько пришлось перетерпеть! Сколько переплакать, сколько перемучиться! Тревоги и страхи за себя, тревоги за сестер, тревоги за духовных отцов. И один Господь знает, сколько каждый перенес за жизнь свою. Хотя и грехов мы понаделали много, но, кажется, делали их больше по немощи, нежели по удовольствию. Да простит вам Господь Бог все грехи ваши и покроет всех вас Своей великой любовью... Аминь. «Мм знаем, что мы перешли из смерти в жизнь» ( 1Ин. 3: 14 ). 2 . Мать Евлампия по характеру была совершенно противоположна матери Александре. Она отличалась некоторой сухостью и раздражительностью. Но эта раздражительность была не душевная, а болезненная. Большая и многотрудная жизнь отложила на душе матери Евлампии тяжелый отпечаток скорбности и неудовлетворенности. Притом, постоянные болезни терзали немилосердно ее больную душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

– Вы пристрастно относитесь к этому делу, – говорили отцу Александру. – Да, нет же, Бог свидетель, – кротко отвечал он. – У меня болеет душа за наших архипастырей и сельских батюшек. Ведь как они все беззащитны, как одиноки в своем пастырском подвиге?! И как их много обижают. – Но ведь в Церкви всегда была иерархия – высшая и низшая. – Да, была, но она была слита воедино общностью любви и церковных интересов. И если страдали, то вместе, как единоцелое духовенство, никакой бюрократии, самовыделения не было, Церковь Христова была единым целым живым организмом, глава которой – Христос. Неизвестно по каким причинам, только отца Александра сняли с прихода и долго он совсем не служил. Жил он с семьей в деревне у знакомых и ежедневно правил домашние службы. Матушка копалась в кухне, а он один читал утреню, часы, изобразительные, вечерню, повечерие и молился со слезами Господу за грехи свои и за судьбу святой Православной Церкви. – Как ты выносишь такую службу? – говорила ему матушка. – Ведь тебя никто не слушает. – Господь меня слышит, – кротко отвечал отец Александр, – хватит, порисовался среди людей. Легко служить, когда полно народа, а вот теперь – един, как бобыль. Надо и так послужить. Я – священник, ты – хор, вот и полнота церкви. И хотя отец Александр говорил так, однако он сильно страдал по народной службе. Он привык славить Бога всем сонмом людей. Ему так и хотелось, чтобы все люди, сколько их есть, славословили Спасителя едиными устами и единым сердцем. А когда он видел теперь себя одиноким, он унывал, и скрытно от матушки плакал. Ему иногда казалось, что весь мир, все люди коварно изменили Христу и перешли на сторону дьявола. Тогда бедный батюшка неутешно рыдал, как ребенок, который плачет за поругание своего папы... Но потом, читая и перечитывая службу, он снова входил чрез это в общение со святой Церковью и утешался ее неистощимой силой и неискоренимостью. «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют Ее» – эти слова Спасителя особенно укрепляли душу отца Александра, и он снова делался веселым и разговорчивым.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Однажды пришел к нему полководец Мартиниан и просил исцелить его больную дочь. Святой Антоний не отворил ему дверь кельи, а изнутри сказал полководцу: «Зачем ты просишь моей помощи? Я – смертный, как и ты. Если имеешь веру в Христа, то молись Ему, и дочь твоя будет здорова?» Мартиниан стал призывать имя Господа Иисуса и дочь его выздоровела. Однажды преподобный Антоний вместе с иноками путешествовали по пустыне. Все утомились и страдали от жажды, так как палил нестерпимый зной, а воды у них не было. Преподобный Антоний преклонил колени и помолился. Заструился холодный источник и, благодаря Богу, все утолили жажду. Полюбивши уединение, Преподобный редко когда оставлял свою пещеру, и притом только тогда, когда нужно было укрепить веру у людей и утвердить Православие. Так, в 311 году император Максимин возобновил гонение на христиан. Святой Антоний, желая получить мученический венец, отправился в Александрию. Но остерегаясь вызваться на смерть своевольно, он стал помогать святым мученикам при страданиях: омывал их раны, утолял жажду холодной водой. Судья заметил Антония и других бывших с ним и приказал больше не показываться в народе. Другие иноки скрылись, но святой Антоний продолжал мужественно помогать страдальцам. Вскоре прекратилось гонение, и Преподобный вернулся в свою пустыню. Злочестивые ариане (еретики), видя славные подвиги преподобного Антония, стали распространять слух, что будто и он придерживается их лжеучения. Узнав об этом, 104-х летний Антоний немедленно отправляется в Александрию и всенародно посрамляет арианскую ересь, как богопротивную. Весь город сбежался, чтобы видеть знаменитого подвижника; даже язычники старались коснуться его одежды, и многие из них обращались ко Христу. Почувствовав приближение своей кончины, Преподобный позвал братию и сказал им: «Меня Господь зовет к Себе, прошу вас, не забывайте моих наставлений и возлагайте всю надежду на Господа». Преподобный Антоний скончался на 105 году своей жизни. Память его празднуется 17 января. Так великий Антоний положил начало пустынной жизни на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Необходимое послесловие Почему я взялся за изучение Глинского патерика, выделяя в нем то, что составляет одну из важнейших сторон Святого Православия – ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ? – Да не подумает кто-либо, что я возомнил себя достигшим многого и якобы ставшим способным «непогрешимо» вещать! – Нет! Такие творения, как Глинский патерик, нужны, прежде всего, для меня самого, для работы над собой, для самоанализа и самоисправления. Может быть, это и есть одна из причин, побудивших меня повнимательнее взглянуть на образ жития праведников! Но я усматриваю и еще одну причину, которая живет и сильно действует в глубинах моей души: память о встречах и беседах на протяжении моей жизни (достигшей уже Библейского возраста) с целым рядом высоко духовных, – я бы сказал прямее – святых – подвижников православной веры и благочестия. О них можно, – и, вероятно, следует, – говорить много и обстоятельно, но я здесь ограничусь лишь упоминанием – простым перечислением. Перед самым поступлением в Минскую духовную семинарию (в 1947 г.) я имел встречу с протоиереем Михаилом Кузьменко († после 1965), благочинным Докшицкого округа, Витебской области, исповедником – десять лет он провел в советских лагерях за так называемое «участие в заговоре» против советских властей (!). Во время учебы в Минской духовной семинарии два года я имел возможность встречаться и слушать подлинно христианские наставления протоирея Иоанна Рея (†1949), инспектора и преподавателя Минской духовной семинарии, пастыря необыкновенной душевности, любви и теплоты. (См. о нем: «Богословский Вестник». Сборник научных трудов. Вып. III. Сергиев Посад, 2000. С. 30–33). В студенческие годы – в Московской духовной академии – (1951–1955) – я слушал лекции протоиерея Александра Ветелева (†1976), профессора, доктора богословия, всего себя отдававшего служению ближнему. В это время настоятелем приходской церкви в г. Загорске (ныне Сергиев Посад) был протоирей Тихон Пелих (†1983), о котором очевидцы свидетельствуют, что во время совершения молитвы он подымался над полом. Сей праведник сыграл немалую роль в моей жизни 8 . Тогда же Господь свел меня с двумя необыкновенно светлыми лицами – студентами Академии (они были старше одним курсом) иеромонахами Кириллом (Павловым) и Тихоном (Агриковым) . Первый из них в сане архимандрита является духовником-старцем в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре – ныне тяжело болен, второй – в сане схиархимандрита пребывал в уединении сначала где-то в южных районах Грузии, а затем Подмосковья (†2000).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Пристанное. Церковь Спаса Преображения (новая). Церковь Преображения Господня Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Престол в честь Преображения Господня освящен 27 сентября 1997 года Архиерейским чином. Каменная церковь с каменной же колокольней была построена в селе Пристанное Саратовского уезда в 1822 году стараниями титулярного советника Григория Игнатьевича Попова. Престолов в ней было два: в честь Преображения Господня и во имя святителя и Чудотворца Николая. В штате храма состояли священник и псаломщик, проживавшие в церковных домах. Храм был разрушен в 1960-е годы. На месте разрушенной при Советской власти церкви в 1997 году был построен новый храм. 27 сентября 1997 года приснопамятный Высокопреосвященнейший Александр (Тимофеев), Архиепископ Саратовский и Вольский, совершил великое освящение новопостроенного храма. По материалам сайта " Православие и современность " Существовавшая ранее Преображенская церковь в селе Пристанном построена была в 1822 г. на средства титулярного советника Григория Игнатьевича Попова; зданием церковь каменная. Престолов в ней два: во имя Преображения Господня и во имя Святителя и Чудотворца Николая. В приходе два земских училища: в селе Пристанном открыто в 1890 г. и в д. Усть-Курдюме – в 1890 г. Дом у священника церковный, а у псаломщиков – свои. Казенного жалованья священник получает 144 руб., псаломщики по 47 руб. в год. Священник Павел Константинович Милов, псаломщики Иоанн Анфимович Лопухин и Симеон Захарович Агриков. Предположено открыть диаконское место. В приходе сей церкви в селе Пристанном, в деревнях: Усть-Курдюме, по реке Гуселке, Долгом Буераке, Мергичевом Буераке всего 410 дворов, 1216 душ муж. пола, 1232 души жен. пола. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. Каменная церковь в селе Пристанном Саратовского уезда была построена в 1822 году стараниями титулярного советника Григория Игнатьевича Попова. В ней было два престола: главный, в честь Преображения Господня, и престол во имя святителя и чудотворца Николая.

http://sobory.ru/article/?object=02696

Храм Филарета, митрополита Московского (Лобня) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Предыстория Филаретовского храма начиналась в 1997 году, когда директором гимназии Петровской Е.В. было подано прошение об открытии храма при гимназии. По благословлению благочинного игумена Александра (Агрикова), ныне епископа Дмитровского, была создана молитвенная комната для служения молебнов и литий. К лету 1998 года обустраивается помещение гимназического храма, появляется возможность служить литургию. 20 сентября 1999 года был зарегистрирован приход Филаретовского храма города Лобни. Приходской совет обратился в администрацию города с просьбой о предоставлении земельного участка и передаче муниципального имущества. 2 декабря 2006 года настоятелю храма был передан ковчег с частицей мощей святителя Филарета. В честь этого события епископом Дмитровским Александром храму был передан в дар колокол весом в 20 пудов (около 960 кг), отлитый в 1828 году в Германии. А через 100 лет после посещения великой княгиней Елизаветой школы в д. Катюшки и через 10 лет по устроении Филаретовского храма, в январе 2009 года, здесь появляется икона трех святых: преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, преподобного Серафима Саровского и страстотерпца Цесаревича Алексия, как знак небесного благословения, духовной преемственности и указания на необходимость проповедования слова Божия, мира и любви в столь тревожное время. Здание бывшего детского сада, построенное в 1968 году, нуждалось в капитальном ремонте, так как до ноября 2007 года ремонт производился только в бухгалтерии. Работа началась с установки новой ограды с коваными воротами по периметру территории храма. В это же время в ноябре 2007 года начинается капитальный ремонт с перепланировкой келий настоятеля и священников, а затем и ризницы. В 2009 году была отремонтирована просфорня, установлено оборудование, необходимое для выпечки просфор, подведена горячая и холодная вода. Сооружается новый резной иконостас с иконами Господа Иисуса Христа, «Знамение» Божией Матери, апостола Андрея Первозванного и равноапостольной Ольги. Была отреставрирована икона Божией Матери «Достойно есть» и помещена в резной иконостас.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Филарета,...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Российская премьера " Рождественской оратории " епископа Илариона (Алфеева) состоялась в Московской консерватории 07.01.2008 23:21 Версия для печати Москва, 7 января, Благовест-инфо. Российская премьера «Рождественской оратории», сочиненной епископом Венским и Австрийским Иларионом (Алфеевым), состоялась сегодня в Большом зале Московской консерватории. Произведение было исполнено Большим симфоническим оркестром им. П.И.Чайковского (художественный руководитель - Владимир Федосеев), хором Государственной Третьяковской галереи (основатель и художественный руководитель – Алексей Пузаков), хором Музыкального колледжа при Московской консерватории (художественный руководитель – Леонид Павлов) и Московской хоровой капеллой мальчиков (художественный руководитель – Леонид Баклушин). Дирижировал хорами и оркестром Алексей Пузаков, друг юности епископа Илариона. На премьере присутствовал патриарший викарий епископ Дмитровский Александр (Агриков), зачитавший приветственное послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Послушать ораторию также пришли глава католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци, священнослужители РПЦ и других христианских конфессий. Среди них был известный католический пастырь, богослов и отшельник иеромонах Габриэль Бунге , автор богословской статьи о другом произведении епископа Илариона – «Страстях по Матфею».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В пределах Вологодской области образована Вологодская митрополия , включающую в себя Вологодскую, Великоустюжскую и Череповецкую епархии. Главой новообразованной Вологодской митрополии назначен еписком Вологодский и Кирилловский Игнатий. Епископом Уржумским и Омутнинским избран иеромонах Леонид (Толмачёв) , насельник Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. Утверждены журналы Синода Белорусского Экзархата от 22 сентября 2014 года, Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан от 30 августа 2014 года и Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа от 26-27 июня 2014 года и от 8-9 сентября 2014 года. Иеромонах Никодим (Колесников) освобождён от должности первого заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. Митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин (Мищук) освобождён от обязанностей ректора Оренбургской духовной семинарии, на ту же должность назначен игумен Никодим (Шушмарченко) , первый проректор той же семинарии. Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим (Домнин) утверждён в должности священноархимандрита Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы . Епископ Краснослободский и Темниковский Климент (Родайкин) утверждён в должности священноархимандрита Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря Темниковского района Республики Мордовия. Епископ Шахтинский и Миллеровский Симон (Морозов) утверждён в должности священноархимандрита Покровского Верхнемакеевского мужского монастыря Кашарского района Ростовской области. На должность игумении Александро-Невского женского монастыря села Маклаково Талдомского района Московской области, назначена монахиня Тамара (Гончаренко) . Епископ Ишимский и Аромашевский Тихон (Бобов) освобождён от должности игумена (наместника) Свято-Троицкого мужского монастыря города Тюмени . Митрополит Брянский и Севский Александр (Агриков) освобождён от обязанностей священноархимандрита и игумена Горно-Никольского мужского монастыря города Брянска . Иеромонах Даниил (Цупиков) назначен на должность игумена того же монастыря.

http://drevo-info.ru/news/17943.html

За неделю до преставления, в первый день Пасхи, 19 апреля 1831 года, отец Василий приобщился Святых Таин, его лицо заметно просияло. Скончался 27 апреля 1831 года, 86 лет от рождения. Погребен в Площанской пустыни , против алтаря Казанской церкви. В конце 1870-х годов его ученица монахиня Ангелина составила его жизнеописание. В 1882 году в Белобережской пустыни рукопись монахини Ангелины была исправлена и дополнена жизнеописанием ученика старца монаха Арсения (Кириллова) . После 1917 года почитание старца не прекратилось, ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники. 16 ноября 1924 года губернская комиссия по вскрытию мощей сделала попытку уничтожить захоронение отца Василия. На монастырском кладбище были вскрыты могилы, из земли извлекли часть останков и увезли в Брянск. Паломничество к могиле преподобного возобновилось в конце 1940-х годов. По сообщениям властей, в 1950-х годах " на месте бывшего Площанского монастыря… верующие… берут песок с могилы «святого» монаха и воду из источника " ). В апреле 2002 года при раскопках фундамента собора в Площанской пустыни были обнаружены останки иеромонаха Василия. Глава и часть других останков были направлены в марте 2003 года в Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета по здравоохранению Ленинградской области. На основании проведенного комплексного антропологического и медикокриминалистического исследования останков, с учётом анализа имеющихся архивных документов и иконописных изображений, экспертная комиссия пришла к заключению, что мощи принадлежат отцу Василию (Кишкину). 8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о канонизации иеромонаха Василия (Кишкина) в Соборе преподобных Глинских . 30 ноября 2017 года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви благословлено общецерковное почитание преподобного Василия (Кишкина) в Соборе Глинских святых. 25 мая 2018 года имя преподобного Василия (Кишкина) внесено в Собор Брянских святых . 17 июня 2018 года в Богородицкой Площанской мужской пустыни митрополит Брянский и Севский Александр (Агриков) возглавил торжества по случаю общецерковного прославления преподобного Василия.

http://drevo-info.ru/articles/13681011.h...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010