Старая женщина долго смотрела сверху на эти прибывающие массы людей и на длинные ряды их шатров. Затем она обратилась к молодому римлянину, ехавшему возле нее: — Право же, Сульпиций, можно подумать, что весь народ собирается в Иерусалим. — Это так и есть, — ответил римлянин, которого Тиберий назначил в провожатые Фаустине, потому что он прожил в Иудее несколько лет. — Они встречают теперь большой весенний праздник, и в это время все, и старые, и молодые, направляются в Иерусалим. Фаустина на минуту задумалась. — Я рада, что мы приехали в этот город в день народного праздника. Это служит предзнаменованием, что боги покровительствуют нашему путешествию. Не думаешь ли ты, что тот, кого мы ищем, пророк из Назарета, тоже придет в Иерусалим, чтобы принять участие в торжестве? — Ты права, Фаустина, — сказал римлянин. — Он, вероятно, в Иерусалиме. Это, поистине, милость богов. Как ты ни сильна и ни крепка, ты все же можешь считать себя счастливой, что тебе не придется в поисках пророка совершить длинный и тяжелый путь в Галилею. Он подъехал к двум проходившим мимо путникам, и спросил, не знают ли они, не в Иерусалиме ли теперь пророк из Назарета. — Мы видели его здесь каждый год в это время, — ответил один из странников. — Наверное, и в этом году он пришел сюда, ибо он человек праведный и благочестивый. Какая-то женщина протянула руку и указала на возвышенность, лежавшую к востоку от города. — Видишь ты этот горный склон, поросший масличными деревьями? — сказала она. — Там галилеяне раскидывают обыкновенно свои шатры и там получишь ты самые верные сведения о том, кого ищешь. Они поехали дальше, спустились по извилистой тропинке до самого дна долины и начали затем подниматься по горе Сион, чтобы достигнуть города на вершине ее. Круто взбегавшая вверх дорога была здесь ограждена низкими каменными стенками, на которых сидело и лежало бесконечное множество нищих и калек, просивших милостыню у путешественников. Во время этого медленного подъема к Фаустине подошла одна из иудейских женщин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

— Мы видели его здесь каждый год в это время, — ответил один из странников. — Наверное, и в этом году он пришел сюда, ибо он человек праведный и благочестивый. Какая-то женщина протянула руку и указала на возвышенность, лежавшую к востоку от города. — Видишь ты этот горный склон, поросший масличными деревьями? — сказала она. — Там галилеяне раскидывают обыкновенно свои шатры и там получишь ты самые верные сведения о том, кого ищешь. Они поехали дальше, спустились по извилистой тропинке до самого дна долины и начали затем подниматься по горе Сион, чтобы достигнуть города на вершине ее. Круто взбегавшая вверх дорога была здесь ограждена низкими каменными стенками, на которых сидело и лежало бесконечное множество нищих и калек, просивших милостыню у путешественников. Во время этого медленного подъема к Фаустине подошла одна из иудейских женщин. — Смотри, — сказала она, указывая на одного из нищих, сидевших на стене, — это галилеянин. Я помню, что видела его среди учеников пророка. Он может сказать тебе, где найти того, кого ты ищешь. Фаустина с Сульпицием подъехали к указанному ей человеку. Это был бедный старик с длинной бородой, в которой серебрилась седина. Лицо его было обожжено знойным солнцем, руки были в мозолях от работы. Он не просил милостыни, он был так поглощен печальными думами, что даже не взглянул на подъехавших всадников. Он не услышал заговорившего с ним Сульпиция, так что римлянину пришлось несколько раз повторить свой вопрос. — Друг мой, мне сказали, что ты галилеянин. Прошу тебя, скажи мне, где мне найти пророка из Назарета! Галилеянин вздрогнул и дико посмотрел на римлянина. Когда же он понял, наконец, чего от него хотят, его охватили гнев и ужас. — О чем ты говоришь? — вскричал он. — Почему ты меня спрашиваешь об этом человеке? Я ничего о нем не знаю. Я не галилеянин. В разговор тогда вмешалась иудейская женщина. — Ведь я же видела тебя вместе с ним, — заметила она. — Не бойся, скажи этой знатной римлянке, которая дружна с императором, где ей найти пророка.

http://azbyka.ru/fiction/legendy-o-xrist...

V. Епифаний, по вере еврей, впоследствии епископ Кипрский, однажды встретил одного инока, Лукиана, который писал и продавал книги и тем питал себя и нищих. В это время один из несчастных подошел к нищелюбивому иноку и попросил у него милостыни для утоления голода. Не имея при себе денег, Лукиан немедленно снял с себя одежду и, вручая ее нищему, сказал: «Продай эту одежду и купи себе хлеба». Такая самоотверженная любовь к ближнему удивила Епифания. Он познакомился с Лукианом и, узнав, что Лукиан христианин, пожелал сделаться его собратом по вере. Лукиан с радостью выслушал его желание и стал готовить его к принятию св. крещения. Епифаний крестился и, следуя примеру своего учителя в вере, раздал все свое имущество нищим, оставив себе лишь нисколько золотых монет для покупки Божественных книг (Ч.-М. 12 мая). VI. Когда св. мучеников Агафопода и Феодула посадили вместе с находившимися под стражей грабителями, убийцами и другими преступниками, тогда святые вплоть до самого утра молились, славословили Господа и просили помощи небесной о даровании им сил к перенесению предстоящих мучений. Преступники, глядя на Агафопода и Феодула, слыша их непрестанные молитвословия, умилились сердцем, припали к ногам мучеников и просили наставить на путь истины тех из них, которым предстояло освобождение,– те же, которые ожидали себе казни за преступления, просили Агафопода и Феодула помолиться за их грешные души и каялись чистосердечно в пороках и злодеяниях. Святые проповедовали преступникам слово Божие и обнадеживали милостью Господней. Народ, окружавший тюрьму, видя, что в ней творится, силою ворвался к заключенным, чтобы насладиться боговдохновенными речами мучеников. Судья, бывший свидетелем случившегося, поспешил известить о том градоначальника Фаустина: «Если эти два христианина не будут казнены, то, чего доброго, все наши единоверцы уверуют во Христа». Фаустин тотчас же приказал привести к нему Агафопода и Феодула, и когда все попытки к отвращению их от св. веры оказались безуспешными, он приказал на другой день утопить их в море. Страдальческая их кончина последовала 5 апреля 303 года по Р. Хр. (Ч.-М. апрель).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Так, например, в надписи 426-го года, говорится о покупке loculus перед монументом христианки Емерита, вероятно, мученицы, названной «Domina». LOCVM ANTE DOMINA EMERITA, фраза, совершенно подобная следующей: «ad martyres» – «возле мучеников», прибавляемой христианами к эпитафиям, когда они устраивали себе место покоя, недалеко от гробницы, умершего за веру. В одном катакомбном надгробии, родители поручают своего скончавшегося ребенка DOMINA BASSI LIA, конечно, христианке, пользовавшейся при жизни особенным уважением, может быть, мученице. В другом надгробии сказано: REFRIGERI (вместо REFRIGERET) TIBI DOMINVS IPOLITVS – «Да освежит (в смысле, успокоит) тебя dominus Ипполит». Названия DOMINVS и SANCTO даны иногда одной и той же особе, как в следующем примере: DOMINAE FELICITATI COMPARI SANCTAE QVAE DECESSIT …       «Dominae (в смысле, означенном выше) Фелицитате, супруге возлюбленной, умершей» и т. д. Приведенные выше эпиграфические памятники доказывают, что христиане обращались с молитвой к умершим за веру, прося их покровительства и заступничества перед престолом Божиим. Это же проявляется и в других эпитафиях: ORO SCIO NAMQVE BEATAM – «Прошу тебя, потому что знаю, что ты в блаженстве». PETE PRO NOS VT SALVI SIMVS – «Моли за нас, дабы мы были спасены». PRO HVNC VNVM ORAS SVBOLEM QVEM SVPERSTITEM RELIQVISTI – «Моли за единственное дитя, оставленное тобою». X Слово πρεςβυτερος – пресвитер, соотстствующее латинскому «Seniores», в буквальном переводе – старик, старшина, являющееся в некоторых надгробиях, употреблялось у первых христиан для означения священников. В одной надписи, на греческом языке, из катакомбы Каллиста, сказано, что пресвитер по имени Дионисий, был, в то же самое время, и медик. В другой эпитафии, написанной шрифтом папы Дамаза, и потому, вероятно, конца IV столетия, упомянуто, что христианин Фаустинус купил место для устройства себе гробницы от мансионария Юлиана, с ведением и под порукой пресвитера Марциануса LOCVS FAVSTINI QVEM COMPARAVIT А IVLIO MANSIONARIO SVB CONSCIENTIA PRESBYTERI MARCIANI.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Офиц. перечень Римских понтификов, вероятно, был отредактирован в сер. V в. ( Pietri. 1976. P. 1601). Л. Дюшен выявил ряд перечней V-VII вв., в которых преемниками ап. Петра названы Лин, Клет (Анаклет), К. и Эварист; длительность правления К.- 9 лет 1 или 2 месяца и 10 дней (LP. T. 1. P. 14-41). По мнению исследователя, эти перечни отражают список, исправленный в т. ч. на основании Хроники Евсевия-Иеронима, к-рый использовался в V в. в Риме (см.: Ibid. P. XIV-XXIII). Согласно Дюшену, после 530 г. была составлена 1-я редакция Liber Pontificalis, о ее содержании можно судить по эпитоме - т. н. Каталогу Феликса. По сравнению с Каталогом Либерия перечень Римских епископов, преемников ап. Петра, был изменен: Лин, Клет, К., Анаклет, Эварист. Согласно Каталогу Феликса, К. был сыном римлянина Фаустина, происходил из 2-го региона (Целий). Его понтификат начался в 68 г. (консульство Трахала и Италика), длился 9 лет 2 месяца и 10 дней и завершился мученической смертью К. (как и в Каталоге Либерия, датировка кончины К. неверна: консульство Веспасиана 9-е и Тита (7-е?) соответствует 79 г., но продолжительность понтификата указывает на 76 г. (консульство Веспасиана 7-е и Тита 5-е)). В Риме К. создал 7 церковных регионов, назначенные в них христианские нотарии должны были записывать и проверять акты мучеников. Также К. приписывается авторство 2 Посланий, рукоположение 5 епископов, 10 пресвитеров и 2 диаконов. К. был казнен в 3-й год правления имп. Траяна (100 или 101) и 24 нояб. был похоронен «в Греции» (in Grecias - Ibid. P. 52-53). В сохранившейся 2-й редакции Liber Pontificalis (завершена ранее 546) жизнеописание К. дополнено рядом подробностей. Ап. Петр рукоположил К., поручил ему епископскую кафедру и управление Римской Церковью, передал полученную от Христа власть «вязать и решить». Т. о., К. был полноправным преемником ап. Петра, тогда как Лин и Клет - всего лишь помощниками, которые по указанию апостола совершали священное служение (ministerium sacerdotale). Из усердия к христ. вере К. написал много книг, в т. ч. 2 послания, именуемые кафолическими (quae catholicae nominantur). Составитель 2-й редакции усложнил хронологию Каталога Феликса, добавив указания на периоды вакации Римской кафедры: 20 дней перед возведением К. на кафедру и 13 - после его смерти.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Таково было положение вещей, когда в государстве произошли великие перемены. 1625 Ср. Hieron. adv. Lucif. 19 MSL. XXIII 172 ingemuit totus orbis et arianum se esse miratus est. 1641 Harnack, Das Zeugniss des Irenäus über das Ausehen der Römischen Kirche, Sitzungs berichte der kön. Preuss. Akademie der Wessenschaften zu Berlin 1893 S. 952. 1644 Harnack A. Die ältesten christlichen Datirungen und die Anfänge einer bischöflichen Chronographie in Rom. Sitzungsbericbte der Kön. Preuss-Akad. Heft 35 1892 S. 652. 1646 Nic. c. VI (Pitra I, 430) Τ ρχαα θη κρατετω τ ν Αγπτ κα Αιβ κα Πενταπλει, στε τν λεξανδρεας πσκοπον πντων τοτων χειν τν. ξουσαν, πειδ κα τ ν τ μ πισκπ τοτο σνηθς στην• μοως δ κα κατ. ντιχειαν κα ν τας λλαις παρχαις τ πρεσβεα σζεσθαι τας κκλησαις καθλου δ πρδηλον κενο, τι ε τις χωρς γνμης το μητροπολτου γνοιτο πσκοπος, τν τοιοτον μεγλη σνοδος ρισε μ δεν εναι πσκοπον• ν μντοι τ κοιν πντων ψφ, ελγ οσ κα κατ καννα κκλησιαστικν, δο τρες δι» οκεαν φιλονεικαν ντιλγωσι, κρατετω τν πλεινων ψφος. 1659 Ero соборное послание так наз. tomus ad. Antioch. MSG XXVII, 795 – 810 cp. Rufin h. e. I, 27 – 29 MSL XXI 498. О покоящихся на коптских источниках работах Revillout ср. Kattenbusch, Das apost. symbol I, 1894 S. 279 ff. 1679 Socr. IV, 12 Loofs Eustathius von Sebaste und die Chronologie der Basiluis-Briefe Halle 1898 S. 54 ff. 1683 Socr. II, 39 p. п. стр. 229 II, 40, стр. 233; 42, стр. 241. III, 10, стр. 280; 25, стр.313 Soz. IV, 22 Le Quien I,559. 1688 Socr. IV, 12 cp. II, 42 стр. 241 Soz. IV, 24 p. п. стр. 291 Treppner, Das Patriarchat v, Anmiochien. Würg. 1891 S. 178. 1704 Socr. IV , 12 стр. 336. В виду высокой важности для нас состава омойузианских соборов мы приводим адрес послания римского епископа Либерия восточным епископам (Sozom. IV, 12 ed. Hussey p. 184): Евифию (Εηϑ Ефес), Кириллу (Иерусалим) Иперехию (cf. conc. Ancyr. Mansi III, 287), Уранию (Апамея сирийская или Мелитена армянская), Ирону (Gasa) Елпидию (Сатала), Максиму, Евсевию (Кесария каппадокийская или Самосат), Евкарпию, Эортасию (Сарды)), Неону (саврийская), Евмадию (Εμαδι Афродизия карийская), Фаустину (Икония), Проклину, Пасинику (Зела), Арсению, Севиру (Σευρ Амблада ликаонская?), Дидимиону, Вретанию (Томисскифский Sozom.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Царь принял послов Юлиана, выслушал, но долго не мог решиться, что делать: идти с войсками на персов или на цезаря, самопровозгласившего себя августом. Наконец, общегосударственные интересы и чувство долга взяли верх, и император отдал приказ войскам двинуться на персов. Послов Юлиана он отправил обратно с письмом, в котором советовал (хотя довольно жёстко) самозванцу оставить высокомерные притязания и удовольствоваться званием цезаря. Констанций указал, что ни при каких обстоятельствах не согласится с фактом признания Юлиана царём, и предлагал ему задуматься о будущем своих родных, которым, по-видимому, могла угрожать опасность. Но Юлиан чувствовал себя довольно уверенно – за ним были проверенные легионеры, с которыми он неоднократно побеждал врагов. И, конечно же, легкомысленная молодость опьянялась блестящими перспективами, кружащими голову. Игнорируя угрозы Констанция, вернее, посчитав их неубедительными, он уже составил план военных действий. В первую очередь, цезарь обезопасил свой тыл, внезапно напав на франков и победив их без большого труда 199 . Затем Юлиан начал подготовку к походу против Констанция. В это же время император спешно отправился в поход на персов. Призвав на помощь Армянского царя Арсака, Констанций двинулся с войском к захваченному противником городу Безабде, который Шапур своевременно укрепил и снабдил сильным гарнизоном. Несколько раз римляне штурмовали крепость, персы несли колоссальные потери, но, к несчастью, осень внесла свои коррективы. Ввиду наступающей непогоды Констанций был вынужден снять осаду и вернуться в Антиохию на зимовку 200 . Здесь он женился на Фаустине, поскольку его любимая жена Евсевия незадолго перед этим умерла. Во время выпавшего перемирия обе стороны – Юлиан и Констанций – накапливали силы, увы, далеко не равные. Констанций не мог игнорировать персидскую угрозу, но одновременно с этим очень опасался Юлиана, мощь которого росла. Направив к персам посольство с предложением перемирия, заручившись помощью Армянских и Иверийских царей, император рассчитывал совершить поход через Иллирик в Италию и захватить там Юлиана. Но сообщение о концентрации персидской армии у берегов Тигра помешало реализовать эту смелую стратегию. Царь немедленно стянул все лучшие силы на Восток и направился к Эдессе. В результате все приграничные с западными провинциями территории оказались беззащитными перед Юлианом, и новоявленный август не замедлил воспользоваться выгодами своего положения. Он перешёл с войском Истру и начал быстро занимать города, ещё вчера находившиеся под властью Констанция. Нельзя, однако, сказать, что все крепости и воинские части легко соглашались принять власть молодого василевса. Например, два легиона из армии Констанция, которые Юлиан отправил на Запад для защиты от варваров, взбунтовались и уговаривали народ сохранять верность Констанцию 201 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛИМЕР [лат. Calimerus; итал. Calimero] (II-III вв.?), св. (пам. зап. 31 июля), по преданию, 4-й еп. г. Медиолан (ныне Милан, Италия). Агиографическое сказание о К., сложившееся к XI в. (BHL, N 1522), содержится в соч. «О расположении города Медиолана» (Libellus de situ civitatis Mediolani). Согласно этому произведению, К. происходил из знатного рода. Он отправился в Рим, чтобы стать учеником еп. (папы) Телесфора (127/8-137/8), впосл. казненного по указанию имп. Адриана (117-138). Скрываясь от гонителей, К. прибыл в Медиолан, где еп. Кастрициан принял его в клир. После смерти епископа он был возведен на кафедру и усердно проповедовал христианство. При имп. Антонине Пии (138-161) К. был схвачен и брошен в колодец. В Мученичестве святых Фаустина и Иовитты (BHL, N 2836) сообщается, что воин К. был обращен мучениками в христ. веру, после чего Телесфор рукоположил его во епископа. Самое раннее упоминание о почитании К. содержится в стихотворении св. Эннодия , еп. г. Тицин (ныне Павия), посвященном восстановлению базилики св. К. в Медиолане еп. Лаврентием (489-510/2) ( Ennodius. Carm. II 60//MGH. AA. T. 7. P. 158). В базилике Сан-Калимеро сохранилась надпись (текст известен также по средневек. рукописным копиям), выполненная по указанию еп. Фомы (759-783), к-рый обрел мощи К. в могиле, залитой водой, и поместил святыню в сооруженную им гробницу ( Tomea. 1993. P. 181-182). Неверно прочитав надпись, средневек. агиографы пришли к выводу о том, что К. был замучен и утоплен в колодце. Из стихотворения Эннодия и надписи Фомы следует, что епископ (sacerdos) К. был похоронен в юго-вост. пригороде Медиолана, за Римскими воротами, над его могилой находилась базилика. Предание о К. как о 4-м Медиоланском епископе и ученике папы Телесфора связано с формированием вымышленной истории Медиоланской кафедры, к-рая создавалась в условиях соперничества с кафедрами Аквилеи и Равенны и борьбы за церковную самостоятельность в эпоху григорианской реформы .

http://pravenc.ru/text/1319973.html

463 Theophil. Alex. Epistola synodica ad episcopos Palaestinos et ad Cyprios=Hieronym. Ep. 92; CPG. 2596 и 8609. 467 Theophil. Alex. Contra Origenem de visione Isaiae; издан Ж. Морэном в 1903 г.: Anecdota Maredsolana. Vol. III. Pars 3. P. 103–122; см.: Altaner B. Wer ist der Verfasser des Tractatus in Isaiam. VI 1–7?//Theological Revue, 42 (1943). P. 147–151; Chavoutier L. Querelle origéniste et controversses trinitaires a propos du traité Contra Origenem de visione Isaiae//Vigiliae Christianae, 14 (1960). P.9–14. 472 Последняя датировка более соответствует церковно-политическому контексту, а также объясняет некоторые языковые особенности трактата, содержащего параллели с луциферианским трактатом Libellus ргесит, составленным Фаустином в 384 г.; см.: Grützmacher. 1900. S. 1–8; 1901. Bd. 1. 58–59; Batiffol. 1920. P. 97; Duval. 1968. P. 153; 176; Canellis. 2003. P. 34. Однако против этой датировки свидетельствует сам блаж. Иероним, который упоминает свой трактат против луцифериан среди сочинений, написанных им в первую поездку на Восток (372–382 гг.); см.: Hieronym. De vir. ill. 135. 477 Или римского священника (см.: Cain. 2009. P. 100) – ученика арианского епископа Авксенция Миланского и сенатора Симмаха, см.: Gennad. Massil. De script, eccl. 32. 478 По мнению блаж. Иеронима, Иосиф, как и Мария, был девственником и за это удостоился именоваться отцом Господа, см.: Hieronym. Adv. Helvid. 19. 490 Одним из основных источников для блаж. Иеронима в этом разделе был трактат Сенеки De matrimonio; см.: Bickel. 1915. P. 325, 357. 491 В этом разделе блаж. Иероним заимствовал много аргументов из трактата Порфирия De abstinentia и из трактата Тертуллиана De jejunio; см.: Schultzen. S. 485–502, а также: Courcelle P. Late Latin Writers and their Greek Sources. Cambridge, 1969. P. 73–74. 493 См.: Lardet. 1983. P. Gribomont. 1986. P. 240; впрочем, на основании слов Руфина (см.: Rufin. Apol. contr. Hieronym. I 16) предполагают, что Руфин мог ознакомиться с трактатом еще в Иерусалиме; версия же о том, что широкую огласку трактат блаж. Иеронима получил только в 416 г., когда отношения между блаж. Иеронимом и Иоанном Иерусалимским вновь испортились из-за позиции, занятой последним в конфликте между блаж. Иеронимом и Пелагием, представляется недостаточно обоснованной, см.: Cavallera. 1922. Т. 2. P. 95.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Между тем в Константинополе происходили волнующие действия. Военноначальник Юлиана-Отступника Прокопий, проживавший до сих пор в Капподакии в своём частном владении, испугался перемен во власти и, не дожидаясь вызова к императорам, решил скрыться. Ещё Иовиан опасался попыток с его стороны захватить власть, а сейчас это опасение разделили уже Валентиниан и Валент, и неспроста. На Прокопия не раз указывали как на возможного преемника Юлиана, и даже распускали слух, будто бы незадолго перед смертью в городе Карры Отступник возложил на него императорскую порфиру. Другие доказывали его причастность к семье св. Константина Великого . Всего этого было достаточно, чтобы Валент принял решение пресечь опасность в зародыше. Но его враг оказался весьма расторопным. Убежав от чиновников императоров, приехавших для его ареста и препровождения к Валентиниану, Прокопий тайно отправился в провинцию Босфор, где и провёл несколько месяцев, регулярно меняя своё местонахождение и одежду. Наконец, побродив по деревням Вифинии, он задумал пробраться в Константинополь. Обстоятельства благоприятствовали ему: Валент в это время был занят войной против готов в Сирии, и Прокопий в Константинополе попросту перекупил два легиона, шедших на помощь действующей армии. Обладая же военной силой, Прокопий наконец совершил то, что от него так долго ждали – объявил себя императором и единственным законным наследником Юлиана. Как это нередко бывает, народ не проявил к новому царю никаких чувств, но постепенно ощущение новизны и удачно распространённый слух, будто Валентиниан погиб на Западе в битве с варварами, сделали своё дело – Прокопия стали признавать законным государем всей Римской империи. Отсюда, кстати сказать, легко сделать вывод, что Восток не признавал Валента самостоятельным, то есть без Валентиниана, царём. Если Валентиниан погиб, то и Валент утратил свои права на престол – таков, по-видимому, был вывод, сделанный на Востоке. Прокопию также очень помогла женитьба на вдове Констанция Фаустине, которая опрометчиво связала свою судьбу, и жизнь маленькой дочери от их брака с благочестивым императором, с авантюристом. С ребёнком на руках Прокопий объезжал город, и солдаты, сохранившие самую добрую память о своём государе, вместе с горожанами приветствовали его. Но здесь важную роль играла не только память о Констанции, но и то, что для римского сознания, сочетавшись браком с женой покойного императора, Прокопий как бы ещё более приобщился к семейству св. Константина. Он стал законным (насколько римские неписаные традиции принимали такое содержание понятия «законности») преемником царского престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010