Спрашивается, какая была эта исповедь – публичная или тайная? Ответ на это мы находим также в положительных известиях тех же церковно-литературных памятников. Вообще говоря, исповедь в рассматриваемое нами время должна была быть и действительно была – собственно тайная. За это говорит один тот факт, что исповедь публичная, как мы уже видели, еще в половине III в. невольно устранялась из практики в силу введения должности пресвитера-духовника, должности, которая (как увидим ниже) существовала и в исследуемое время. То же ясно и из непосредственных свидетельств настоящего времени. Так напр., Иоанн Златоуст указывает на такую именно исповедь, когда говорит: «ты стыдишься открыть раны человеку, а не стыдишься пред всевидящим Богом, не хочешь исповедать их и покаяться; но в страшный день не пред одним, не пред двумя, а пред всею вселенною (они) представятся» 141 . В особенности это подтверждается здесь теми многочисленными свидетельствами, в коих право выслушивать исповедь усваивается собственно иерархическим лицам 142 . Тем не менее, одновременно с тайною исповедью, в практике рассматриваемого времени никоим образом нельзя отрицать существование и исповеди публичной в собственном смысле. На такую исповедь можно видеть указание даже у столь позднего свидетеля за это время, как ученик Златоуст – Нил Синайский (по нашей Кормчей «Черноризец»), который упрекая некоего пресвитера Хариклин за крайне суровое отношение к грешнику, принесшему искреннее покаяние в своих грехах, между прочим допускает такое выражение: «зачем ты стараешься потопить в бездне скорби Фаустина (покаявшегося), который пред всеми исповедал грехи свои с великим смирением»? 143 , – выражение, как очевидно, трактующее об исповеди публичного характера. Далеко ранее Нила Синайского встречаются подобные же указания относительно исповедной практики как на Востоке, так и на Западе. На первом свидетельство тому имеется, напр., у Василия Великого , когда он говорит: (монахине) «более благоприлична и безопасна исповедь, которая совершается при старице пред пресвитером, способным предложить благоразумный способ покаяния и исправления» 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Маргарита ради встречи с Мастером готова была стать ведьмой, отдать и душу и тело сатане. Сначала Мастер зовет Маргариту в «баню с пауками». Маргарита согласна. Что ж, настала ночь оплаты счетов. Теперь она ведет Мастера по указке Воланда. Дары Воланда всегда имеют двойное дно. «Дьявол очень старый вор. Не веди с ним разговор», – говорил архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской), когда-то поэт и блестящий молодой человек, друг Марины Цветаевой. «Вишни. Река. Мечтание. Стихи»... Финал «подчеркнуто, нарочито идилличен; он перенасыщен литературными атрибутами сентиментально-благополучных фильмов. Такая подчеркнутая литературность и сама по себе способна уже вызвать подозрения» . А уж если все эти штампы даруются сатаной… Не стоит завидовать участи Мастера. Тот, кто всю жизнь сам себя добровольно заключал то в музей , то в подвал, то в психушку, и по смерти не найдет свободы. Может быть, потому, что Воландовы дары будут не утешать, а терзать, Воланд и маскируется и на прощанье говорит, что поднесенные им дары не только и не столько от него самого, сколько от Иешуа: «то, что я предлагаю вам, и то, о чем просил Иешуа за вас же». Плохо кончается роман. Беспросветно. В этом отличие фаустианы ХХ века от традиции прошлых веков. Нет здесь Deus ex machina. Нет спасающего и всеизменяющего вторжения Божьего промысла. И это самое страшное предупреждение романа: всё может кончиться плохо. Есть такая мера человеческого забвения о Творце и отречения от Него, когда и Небо уже бессильно. Шутки могут заходить необратимо далеко. ЗАСЛУЖИЛ ЛИ БУЛГАКОВ ПАМЯТНИК? Булгаков – да. Но не Мастер и не Воланд! Но в 2000 году скульптор Александр Рукавишников решил украсить Патриаршие пруды весьма сложной конструкцией. Булгаков сидит на сломанной скамейке на берегу пруда. От Булгакова по незамерзающей воде пруда уходит Иешуа (вода для этого будет специально подогреваться и зимой парить, явственно напоминая о бассейне имени Храма Христа Спасителя). В воздухе же будет парить примус с нечистой силой. По проекту, у примуса нет дна и под него может зайти любой желающий – на внутренней поверхности примуса художник намерен запечатлеть сцены из «Мастера и Маргариты», связанные с похождением в Москве Воланда и его свиты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Это правило VI Собора упоминает и VII Собор в 6-м и 4-м деянии, и Адриан в первом послании Тарасию. Прочитав это правило, Илия, пресвитер Влахернской церкви, который до того был иконоборцем, исправился (Синодикон. Т. 2. С. 780). Смотри также предисловие к правилам этого Собора. Поэтому и VII Собор в послании в Александрию (Синодикон. Т. 2. С. 905) говорит, что Владычицу Богородицу лучше изображать как деву, а не как кивот, жезл, светильник и любой другой Ее прообраз. Однако если прообразы Богородицы пишут вокруг Нее, то я считаю, что это не грешно. 333 Зонара говорит, что хотя слово τελευτντων (досл. «умирающих») в строгом смысле означает не скончавшихся, но находящихся при смерти и еще не умерших, тем не менее последующие слова правила разъясняют, что это подобает понимать в смысле «скончавшиеся» и «мертвые». Поэтому в других кодексах вместо τελευτντων написано τελευτησντων («умерших»). Ведь если кто-то находится даже при последнем издыхании, подобает преподавать ему Божественные Тайны, согласно I Всел. 13 и рассказу св. Дионисия, приведенному в своем месте (см. примеч. 48 (2 к I Всел. 13). Отметь, что не подобает погребать мертвых внутри церкви, а делающие это тяжко согрешают. Св. Григорий Двоеслов рассказывает (Евергетин. С. 10 и 49), что некогда одна монахиня, которая была целомудренна и воздерживалась от постыдных наслаждений, однако не могла воздержаться от несвоевременных разговоров, была похоронена внутри церкви. И о ужас! В ту ночь человек, стороживший церковь , видит в откровении, как некие привели эту монахиню к святому алтарю и распилили ее посередине. Одну половину они бросили в огонь и сожгли, а другая осталась так. Утром он рассказал об этом необычайном видении присутствовавшим там христианам. Кроме того, тот же святой рассказывает, что, когда в городе, называемом Бриксией, умер живший в его времена патриций Валериан, епископ того города взял деньги у его родственников и предоставил им место в церкви для погребения останков Валериана, который до самой старости жил дурно. И вот на следующую ночь св. мч. Фаустин, во имя которого была основана церковь , является просмонарю и сторожу этой церкви и говорит ему: «Иди и скажи епископу, чтобы он выбросил вон из моей церкви это нечистое тело, которое он погреб здесь, а если он не сделает этого, то через тридцать дней умрет». Просмонарь же убоялся возвестить о видении епископу, и святой явился вновь и сказал ему то же самое, но он, вновь убоявшись, не открыл этого епископу. Поэтому, когда наступил тридцатый день, епископ, будучи здоров, лег вечером спать и – о ужас! – более не поднялся, но скончался внезапной смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

    Скан Patrologia Latina 54     PL 56: Анонимные сочинения по каноническому праву     Скан Patrologia Latina 56     PL 57: Максим Туринский     Скан Patrologia Latina 57     PL 58: Иларий (папа римский); Симплиций (папа римский); Луп из Труа; Руриций (епископ Лиможский); Виктор Витенский; Сидоний Аполлинарий; Перпетуй (епископ Турский); Цереалий Касталланский; Евгений (епископ Карфагенский); Фауст (епископ Риезский); Феликс III (папа римский); Геннадий Массилийский; анонимный «Хронологический указатель о преследованиях вандалов»     Скан Patrologia Latina 58     PL 59: Геласий I (папа римский); Авит Вьеннский; Иоанн (диакон); Фаустин; Юлиан Померий; Пруденций     Скан Patrologia Latina 59     PL 60: Пруденций; Драконций     Скан Patrologia Latina 60     PL 61: Павлин Ноланский; Клавдий Марий Виктор; Меробавд; Ориенций (епископ Ошский); Ауспиций (епископ Тульский); Павлин из Перигё; Амоэн; Дрепаний Флор     Скан Patrologia Latina 61     PL 62: Пасхазий (диакон); Симмах (папа римский); Пётр (диакон); Вигилий Тапсский; Афанасий Александрийский (перевод); Лев I (папа римский); акты Халкедонского собора; Гельпидий Рустик; Евгиппий     Скан Patrologia Latina 62     PL 63: Эннодий; Гормизд I (папа римский); Иоанн I (папа римский); Трифолий (пресвитер); Эльпида; Боэций     Скан Patrologia Latina 63     PL 64: Боэций     Скан Patrologia Latina 64     PL 65: Феликс IV (папа римский); Проспер Обращенный; Бонифаций II (папа римский); Монтан (епископ Толедский); Елевтерий из Турне; Фульгенций Руспийский; Ремигий Реймсский     Скан Patrologia Latina 65     PL 66: Иоанн II (папа римский); Агапет I (папа римский); Сильверий (папа римский); Лаврентий (епископ Новарский); Бенедикт Нурсианский; Альберик (диакон); несколько монашеских уставов; Ферреол (епископ Узеса)     Скан Patrologia Latina 66     PL 67: Дионисий Малый; Протерий (епископ Александрийский), перевод письма; Факонд (епископ Гермианы); Фульгенций Ферранд; Юст (епископ Урхельский); Вивентиол (епископ Лионский); Троян (епископ Сентский); Понтиан Африканец; Кесарий Арелатский; Рустик (диакон)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Все выдающиеся кафедры в Египте, особенно в Ливии и Пентаполе, были замещены омеями 1656 . Царствование Юлиана все изменило. Уже в феврале месяце (21 дня) 362 г. 1657 Афанасий вернулся в Александрию. Его противоепископ Георгий нашел здесь ужасный конец. Когда весть о смерти Констанция достигла Александрии, Георгий уже 30 ноября был заключен александрийцами в темницу, а четыре недели спустя 24 декабря 361 года умерщвлен озверевшей чернью 1658 . По возвращении в Александрию Афанасий с необыкновенным жаром погрузился в обще-церковные отношения. Еще в начале 362 года в присутствии Евсевия верчелльского он созвал в Александрию собор 1659 , который, несмотря на малое число собравшихся епископов (21), принадлежит к важнейшим соборам арианского спора 1660 . Собор этот торжественным образом, основываясь на актах никейского собора, воскресил никейство sans phrase, признав, что христиане должны исповедывать μοοσιος и отвергать всякую арианскую ересь. Обходя молчанием вопрос одна Ипостась или три (Св. Дух в Александрии почитался, как Сын), признали только, что они μοοσιος 1661 . Как это можно видеть из истории селевкийского собора омойузианская партия уже в конце царствования Констанция была господствующей на востоке. Только благодаря ловкой игре придворных епископов она на некоторое время была подавлена. После смерти Констанция омойузианство должно было воскреснуть и действительно воскресло в восточной церкви. Исключая Египта, где процветало омоузианство, а также Константинополя и Палестины, в которых в союзе с аномеями держались еще омеи, вся остальная восточно-римская империя исповедывала подобосущие. «В большей части Валентовой империи, говорит Созонен 1667 , и особенно во Фракии, Вифинии, Геллеспонте и областях соседних и отдаленнейших, масса была на стороне единомышленников Македония. Со смертью последнего 1668 , а также и Василия анкирского 1669 лидером этой партии сделался Евстафий севастийский 1670 . Рядом с ним в это время с большим или меньшим успехом, выступали в Азии проконсульской – Евефий ефесский 1671 , в Геллеспопте – Елевзий кизический 1672 , в Карии – Евмений афродизийский 1673 , в Лидии – Эортасий 1674 , в Памфилии-Евстафий 1675 , во Фригии – Кекропий лаодикийский 1676 , в Писидии – Антоний антиохийский и Фаустин иконийский 1677 , в Каппадокии – Евсевий кесарийский 1678 и талантливый Василий 1679 , в Галатии – Афанасий анкирский 1680 , в Вифинии – Марафоний никомидийский 1681 , в Пафлагонии – Василид гангрский 1682 , Софроний помнеопольский 1683 и Каликрат клавдиопольский 1684 , в Диоспонте – Евтихий и Евлалий, епископы амазийские 1685 , в Понте Полемоновом – Мусоний неокесарийский 1686 , в Армении второй Ураний мелитенский 1687 , в Исаврии Неон селевкийский 1688 , в Киликии – Сильван тарсийский и Феофил каставальский 1689 , в Enphratensis – Евсевий самосатский 1690 , в Сирии – Георгий лаодикийский 1691 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Колено 10. Дети князя Карла-Станислава: князь Николай, герцог Олыкский, женат на Бенедикте Пац, урожд. Сапега. Князь Михаил-Казимир, герцог Олыкский, напольный гетман литовский, кавалер св. Андрея и Белого орла (умер в 1763 г.), был женат 1) на княжне Франциске Урсуле Вишневецкой и 2) на Мициельской (от 1-го брака – 2 сына и 2 дочери; от 2-го брака – 1 сын и 4 дочери). Князь Иероним, великий хорунжий литовский и кавалер св. Александра Невского (ум. в 1760 г.), был женат 1) на Терезии Сапега, 2) на Магдалине Чапской, 3) на Мянчинской (во 2-м браке – за князем Воронецком). Княжна Екатерина, за коронным напольным гетманом Яковом Браницким. Княжна Констанция, за литовским канцлером Яном Сапегою. Княжна Текла, 1) за саксонским фельдмаршалом графом Флемингом, 2) за литовским гетманом, князем Михаилом Вишневецким. Княжна Каролина, 1) за литовским генералом от артиллерии Карлом Сапегою, 2) за Александром Яблоновским. Сын князя Яна князь Мартын-Доминик, крайчий литовский, женат 1) на Бельхацкой, 2) на Трембицкой (от 1-го брака – сын и дочь; от 2-го брака – сын). Дети князя Михаила, крайчего Литовского: князь Лев. Княжна Изабелла, за Фаддеем Огинским. Дети князя Николая-Фаустина: князь Удальрик, великий конюший литовский, кавалер св. Александра Невского и Белого орла (ум. в 1769 г.), женат 1) на Рей, 2) на Элеоноре Калинской (от 2-го брака – сын). Князь Альбрехт, женат на Анне Халецкой. Князь Юрий, воевода новогрудский, женат на княжне Сапега. Князь Станислав, подкоморий литовский, женат на Каролине Поцей. Княжна Терезия, за литовским надворным маршалом Иосифом де-Сципионом. Княжна монахиня-визитандинка. Колено 11. Дети князя Михаила-Казимира: Князь Юрий. Князь Карл, герцог Олыкский, великий гетман литовский, кавалер св. Андрея и Белого орла (ум. в 1790 г.), был женат 1) на княжне Марие Любомирской, 2) на Ржевуцкой. Княжна Теофилия, за польским генерал-лейтенантом Игнатием Моравским. Княжна Екатерина, за литовским хорунжим Станиславом Ржевуцким. Князь Иероним, кавалер Белого орла; женат на княжне Софие Турн-Таксис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

—489— Тот же папа, только несколько ранее, в 404 г. в письме к Виктрицию еп. руанскому высказывает мысль о главенстве римского епископа в деле суда, причем правилам собора сардикийского, предоставлявшим епископам апеллировать в Рим по желанию, дает смысл обязательного донесения римскому епископу судебных дел. «Судебные дела, говорит Иннокентий, вообще должны разбираться собором местных епископов и никуда нельзя их переносить в чужие провинции, кроме римского епископа, которому во всех винах должно оказывать почтение (reverentia); важные вины, как постановил собор (очев. Сардик.) и обычай, после епископского суда доносить апостольской кафедре» («Quellen zur gesch.» Ист.). В том же духе, как послание 416 г., и как бы в пояснение, почему все епископы должны обращаться в делах веры к римской кафедре, написано и другое послание его 416 г. к епископу Евгубии (Децентию). Здесь говорится, что римская церковь есть хранительница апостольского предания: «кто не знает или отрицает, что то, что от главы апостолов – Петра передано римской церкви и теперь сохраняется и должно быть всеми сохраняемо. Не вводится что-либо, что не имеет его авторитета или отынуду кажется берет пример, особенно когда во всей Италии, Галлии, Испании, Африке, Сицилии и островах церкви никого не поставили, кроме тех, которых ап. Петр или его преемники сделали священниками» («Quellen zur gesch. d. pap.» 21 стр.). Эта мысль Иннокентия, что римские епископы суть преемники ап. Петра и на этом основании в церковных вопросах следует обращаться за советом и решением к апостольскому престолу, заявила себя и в преемниках Иннокентия: Зосиме (417–418), Бонифации (418–422) и Целестине (422–432). Зосима по поводу апелляции пресвитера Апиария на свое осуждение, заявил претензию, которую поддерживали и два его преемника, пересматривать и перерешать дела, возникшие в африканских церквах и там уже решенные. В инструкции, посланной в Карфаген со своим легатом Фаустином, Зосима выдавал правила Сардикийского собора за правила Никейского и на этом основании требовал перенесения тамошних судебных дел на высший суд римского епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Спустился Он в преисподние места земли то есть в самый ад, откуда и освободил праотцев, пророков и праведников и ввел в Царство Небесное. Совершив Свое дело и на земле, и в аду, Он восшел превыше всех небес . Восшел Тот же Самый, Кто и сошел, без какого-либо изменения, за исключением того, что сошел Он без плоти и восшел с плотью. Итак, несть Сын Божий – одно, а Сын Человеческий – другое, как утверждали еретики, но Сын Божий и Сын Человеческий есть Одна и Та же Личность, Один и Тот же Богочеловек и Спаситель наш Иисус Христос. Как [был] Он и [есть] Один и Тот же вчера, сегодня и завтра, так [пребывает Он] неизменным и в уничижении, и на высоте, [то есть] на земле, [и] в аду, и на небесах. Умалил Он Себя паче всех человеков и возвысился превыше всех ангельских Сил, дабы собственным примером засвидетельствовать истинность Своих слов: Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится ( Мф. 23:12 ). Если не будем мы уничижать себя в добродетели, то унизит нас грех. Добродетель ведет к уничижению добровольному и временному, а грех – к унижению безвозвратному и вечному. О Господи Иисусе, исполняющий нас Своей силой, насади в нас с преизбытком дух истинного смирения. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 25 ноября 1. Священномученик Климент, епископ Римский . Родился в Риме, [происходил] из рода царского и был современником святых Апостолов. Когда его мать и два брата плыли по морю, буря разметала их в разные стороны; его отец отправился на поиски супруги и сыновей, но и сам пропал без вести. Тогда Климент, которому исполнилось 24 года, пошел на Восток искать своих родителей и братьев. В Александрии познакомился он с апостолом Варнавой , а затем присоединился к апостолу Петру, за которым уже следовали два его брата, Фаустин и Фаустиниан. Направляемый Божиим Промыслом, встретил апостол Петр сначала мать Климента, нищую старицу, а потом и отца. Так снова собралась вся семья, и все, будучи уже христианами, возвратились в Рим. Климент не отлучался от [сего] первоверховного Апостола, который незадолго до своей смерти рукоположил его во епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕПИСКОП [греч. ρχιεπσκοπος, лат. archiepiscopus - главный епископ], сан, или титул, епископов. В РПЦ ниже сана митрополита. В нек-рых др. Церквах этот сан выше сана митрополита и усваивается Предстоятелям автокефальных или автономных Церквей. В лит-ре первые упоминания титула А. выявляются с сер. IV в. Еп. Мелитий Ликопольский называет свт. Александра Александрийского А. ( Athanas. Alex. Apol. secund. 71). Сам Мелитий титулуется А. у Епифания Кипрского (Adv. haer. 68. 1). Ок. 383 г. священники Фаустин и Марцеллин в письме к императорам Валентиниану II и Феодосию I Великому титулуют папу Дамаса I А. (PL. 13. Col. 98). В V в. употребление титула А. становится более частым. В документах Всел. III Собора (431) папа Римский св. Целестин I (Деяние 1-е и др.), еп. Кирилл Александрийский (Деяние 5-е) именуются А. В Деяниях отступнического собрания, происходившего параллельно III Всел. Собору, А. назван Иоанн I , еп. Антиохийский, председательствовавший на этом собрании (ДВС. Т. 1. С. 283, 284, 286, 344). В обвинении против еп. Эдесского Ивы , разбиравшемся Антиохийским Собором 447/48 г., епископы К-польский Флавиан и Антиохийский Домн II именуются А. ( Mansi. VII. Col. 220), они титулуются А. и в актах Собора в Берите (Ibid. Col. 212, 213, 231). Титул А. встречается в документах К-польских Соборов против евтихиан (Ibid. VI. Col. 652 sq., 769 sq.; ср.: IV Всел. Деяние 1-е). Ок. 450 г. Созомен именует А. сщмч. Симеона , еп. Ктесифона и Селевкии (Hist. eccl. II 9). В Деяниях Халкид. Собора (451) для титулования архиереев, возглавлявших церковные великие области, почти во всех случаях употребляется «А.»: папа св. Лев I Великий именуется А. (см., напр., Отд. I, а также Деяние 4-е//ДВС. Т. 3. С. 13-14, 24-25), еп. Александрийский Диоскор I в Послании архимандритов Собору титулуется А. (Там же. С. 29), так же именуются епископы К-польский Анатолий и Антиохийский Максим (Деяния 5-е и 6-е).

http://pravenc.ru/text/76484.html

505 Целестин I (422–432 гг.), римский папа. Посланные на Эфесский собор легаты папы поддержали по его приказу Александрийскую церковь . Сохранилось 16 его посланий. В частности, в послании к епископам Вьеннской провинции он подчеркивает, что не следует никого назначать епископом против воли паствы: требуется соизволение и согласие клира и народа. Вообще, Целестин старался проводить политику главенства папы в церкви и примата его решений для остального клира, но неудачно. Наиболее яркое отражение это нашло в противоборстве папы с африканскими епископами. В 418 г. в Африке пресвитер Апиарий был низложен сиккским епископом Урбаном, учеником и другом Августина. Апиарий апеллировал к папе. Дело тянулось вплоть до понтификата Целестина. Целестин принял его под свое покровительство, и Апиарий явился в Карфаген в сопровождении папского легата Фаустина (в 425 г.). Но на соборе Апиарий сознался в таких преступлениях, что о восстановлении его в епископском сане не могло быть и речи. И африканские епископы отправили Целестину послание, в котором рекомендовали не слишком поспешно принимать апелляции: африканская церковь имеет полную каноническую власть решать церковные дела в своей области; епископы надеются, что к ним больше не будут присылать легатов для исполнения приговоров Рима. Видимо, Целестин принял то мнение: чуть позже Августин открыл новую кафедру в Фуссале и назначил туда епископом Антония, однако вскоре низложил его и закрыл кафедру; Антоний апеллировал к Целестину , однако тот присоединился к решению африканских епископов закрыть кафедру. Однако Целестин старался утвердить власть папы и в других местах. Так, он послал Германа Ауксеррского в Британию для борьбы с пелагианством и отправил Палладия для миссионерской деятельности в Ирландию, чем было положено начало христианизации острова. 506 Сикст III (432–440 гг.), римский папа, по происхождению римлянин. Он много сделал для сооружения и украшения христианских святынь в Риме: построил собор св. Лаврентия, баптистерии при Латеранском соборе, а также построил базилику Санта-Мария Маджоре, украшенную великолепной мозаикой, увековечившей постановление Эфесского собора. Во время раскола после Эфесского собора Сикст старался примирить Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского. От Сикста сохранилось 8 посланий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010