Народ стекался в Рим со всех сторон. Школа карпократиан из Александрии прислала сюда проповедницу Маркеллину, которая приобрела много последователей. Среди окружавших Маркиона тогда уже выделялся один ученик, Апеллес, под влиянием которого впоследствии маркионитское учение приняло новый вид. Иустин, всегда ревностный в защите веры, получил подкрепление от другого философа, прибывшего из дальней Ассирии -Тациана, который некоторое время помогал ему вести полемику против циников. Из Палестины прибыл Егезипп, странствующий исследователь учений и преданий. Он мог рассказать римлянам много интересного о древних христианах своей страны, а с своей стороны собрал от римлян сведения но только о современном состоянии их церкви, но и о прошедших временах, так как он, по-видимому, вывез из Рима список римских епископов, закончившийся Аникитой 275 . Он сам продолжил его до Елевтерия, во время епископства которого издал свои путевые воспоминания. Он был знаком с ним в Риме, где тот был диаконом Аникиты. Таков был характер христианской жизни в Риме к концу царствования Антонина. Весь христианский мир, как будто сговорившись, посылал сюда самых выдающихся своих представителей: патриарха Азии Поликарпа, сурового понтийского сектанта Маркиона, великого учителя александрийского гносиса Валентина, проповедницу Маркеллину, сирийского иудействующего христианина Егезиппа, философов и апологетов Иустина и Тациана. Это был как бы микрокосм, отражение в миниатюре всего тогдашнего христианства. Тот факт, что христиане свободно путешествуют, ведут споры, распри, проповедуют, молятся, по-видимому исключает возможность думать, что – все это люди, преследуемые законом. А между тем это было именно так. Все они живут с мыслью о мученической смерти. Ерм и Иустин говорят о ней на каждом шагу, Маркион также, Поликарп и Иустин были осуждены за веру на смерть. Правда, на престоле сидит Антонин, а Римская империя никогда не имела лучшего повелителя. Но христианство продолжает быть запрещенной религией, и судьи в Риме, как и в провинции, продолжают преследовать его на основании закона. Прекрасный храм, воздвигнутый добродетельным императором внизу Священной дороги в честь его покойной супруги Фаустины, блистал тогда всей свежестью своего мрамора; он видал не одну партию христиан, ведомых от судейских мест на форуме к месту казни. Однако единственные имена римских мучеников, которые дошли до нас от той эпохи, – те о которых говорит Иустин в своей апологии 276 : Птоломей, Люций и третий, имени которого он не называет, – казненные по приговору префекта Урбика.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

PL21: Руфин Аквилейский ; Пелагий Британец PL22–30: Иероним Стридонский (т. 27: «Хроника» с продолжением Проспера Аквитанского; в т. 30 включены тексты папы Мартина V) PL31: Флавий Луций Декстер (подложное сочинение 16 в.); Орозий; Лепорий PL32–47: Аврелий Августин ; также, помимо его сочинений, в т. 41 помещены: пресвитер Авит; Лукиан (пресвитер Кафар Гамалы); Анастасий–библиотекарь; Север с Менорки; в т. 42: Кводвультдей; Секунд (манихей); Орозий; Алкуин; в т. 44: одно письмо Проспера Аквитанского; в т. 45: ряд текстов Проспера Аквитанского; в т. 46: Поссидий (епископ Каламы) PL48: Марий Меркатор PL49: Иоанн Кассиан PL50: Иоанн Кассиан ; Пахомий; Вигилий (диакон); Фастидий (епископ); Целестин I (папа Римский); Антонин Гонорат (епископ Константины); Сикст III (папа Римский); Викентий Лиринский ; Евхерий Лионский; Иларий Арелатский PL51: Проспер Аквитанский; Идаций (епископ Аквэфлавийский); Марцеллин Комит PL52: Пётр Хрисолог ; Валериан (епископ Кемелийский); Никита (епископ Аквилейский) PL53: Сальвиан Массилийский; Арнобий Младший; Клавдиан Мамерт; Патрик Ирландский ; Капреол Карфагенский; Урбан (пресвитер); Евстафий (переводчик «Шестодне- ва» Василия Кесарийского ) PL 54–55: Лев I (папа Римский) PL56: Анонимные сочинения по каноническому праву PL 57: Максим Туринский PL58: Иларий (папа Римский); Симплиций (папа Римский); Луп из Труа; Руриций (епископ Лиможский); Виктор Витенский; Сидоний Аполлинарий; Перпетуй (епископ Турский); Цереалий Касталланский; Евгений (епископ Карфагенский); Фауст (епископ Риез- ский); Феликс III (папа Римский); Геннадий Массилийский; анонимный «Хронологический указатель о преследованиях вандалов» PL59: Геласий I (папа Римский); Авит Вьенский; Иоанн (диакон); Фаустин; Юлиан Померий; Пруденций PL60: Пруденций; Драконций PL61: Павлин Ноланский ; Клавдий Марий Виктор; Меробавд; Ориенций (епископ Ошский); Ауспиций (епископ Тульский); Павлин из Перигё; Амоэн; Дрепаний Флор PL62: Пасхазий (диакон); Симмах (папа Римский); Пётр (диакон); Вигилий Тапсский; Афанасий Александрийский (перевод); Лев I (папа Римский); акты Халкидонского собора; Гельпидий Рустик; Евгиппий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР и ФАУСТИНА мученики Римские (пам. зап. 9 сент., 15 окт.). Время жизни и обстоятельства их мученичества неизвестны. Их мощи были обретены ок. 1654 г. на рим. кладбище св. Кириаки и перенесены во францисканскую церковь. А. И. М. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/64406.html

11 Ап. Петр был основателем христианской общины в Риме. Его ученик еванг. Марк основал общину в Александрии. В Антиохии, по преданию, ап. Петр был епископом в течение семи лет. Община Арелата считала своим основателем апостольского ученика Трофима и т. д. 12 См. историю Новацианской схизмы: римский епископ пишет епископам Александрии и Антиохии, Eusebii Caesariensis Opera recognovit Dindorfius, Lipsiae. 1890. Vol. 4. Historiae ecclesiasticae VI, 43, 3. 5; 46, 3; Епископ Александрии пишет о том же епископам Антиохии и Рима, Euseb. VI, 44, 1; 46, 3. Антиохийский собор 269 г. пишет о смещении Павла Самосатского епископам Рима и Александрии, Eus. VII, 30, 2: Διονυσω και Μαξμψ και τος κατ τν οκουμνην πσι συλλειτουργος μν πισκποις. 13 Ignatii ep. ad Smyrn. u. ad Polycarp. (Patrum apostolorum operarecens. Gebhardt, Harnack, Zahn ed. 3. Lips. 1900); Polycarp. ep. ad Philipp.; Eus. V, 24 и др. Cp. Harnack, Die Mission S. 485. 15 Уже Агриппин, предшественник Киприана, созывал собор из епископов Африки и Нумидии (Сург. ер. 71, 4) и председательствовал на этом соборе (Сург. ер. 73, 3). Особенно ярко обрисовывается положение Карфагена по письмам Киприана. Cp. Sohm I, S. 352 anm. 8; Harnack, Die Mission S. 514 f. 16 Значение Лиона выступает уже во II в. благодаря деятельности Иринея. См. послание мучеников Лиона и Вьеня у Eus. V, 1, а также выступление на Арелатском соборе Фаустина, епископа Лионского (Сург. ер. 68, 1). Harnack Die Mission S. 506 f. По мнению Дюшена в конце II в. Ириней был единственным епископом, а не митрополитом для всех общин Галлии, так как они не имели еще епископального устройства (Duchesne, Fastes episcopaux de Pancienne Gaule t. 1. Par. 1894 p. 36 sq). Против этого Гарнак в своей статье Gemeindebildung und Bistum in der Zeit von Pius bis Constantin (переп. в Die Mission S. 319 ff.), где он доказывает существование других епископских общин в Галлии во времена Иринея и вместе с тем митрополичее достоинство последнего. Harnack. 1. с. S- 328, 329.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

И, се видевше, со страхом на своя ложа идоша. Утру же бывшу пред всеми отверзоша гроб, идеже Валентин положен бе, и не обретоша ту телесе его. И поискавше, далече от церкве обретоша е, в некоей яме повержено и по ногу связано, якоже бе из церкве влечено. – Тем вещь сию разумеем вси, яковым тяжцы суть греси, аще и в священных местех себе погребсти велят, а дела своя имеют осуждению достойна, святыми месты никакоже избавления приимут, но, от своих согрешений оглаголуеми (осуждаемы), горшее мучение приимут, – место бо никого же осудило, от дел же – и польза, и мука. Да сия разумеюще и ведуще, не тщимся грешных окаянных телес своих класти в церкви, иже не суть достойни. Помянем отцы пустынны, – еда у церкви лежат? – но в пусте месте; ови от скорби умроша, ови же зверми изъядени быша, инии же всякими различными нуждами жития сего лишишася, но душы их со ангелы радуются во свете жизни вечныя. Тем же и мы потщимся имети покаяние и милостыню, кротость и воздержание и всякая добрая дела, да будем причастницы жизни вечныя. 6. О том же Иоанна экзарха (16 янв.) Иоанну Великому, сущия в Риме церкве экзарху, достойну памяти глаголющу беседу. Яко Валериан патрикий во граде Византии бысть, ключися ему преставитися. Того же града епископ имение от отрока его взем и место в церкви даде, идеже тело его погребсти хотяху. Той же Валериан патрикий от юности и до старости славо живый (славолюбец) и всякаго греха искусен сый, мзды же взимая никогда же остася. В ту нощь, в ню же погребен бысть, святый мученик Фаустин, его же бяше церковь , явися пономарю, глаголя: «иди и рцы епископу, яко да смердящия плоти извержет вон, аще ли того не сотворит, в тридесятый день умрет». Сие же убо явление стражие видевше и убояшася епископу поведати. Паки же второе явися ему, извествуя рече; он же отвержеся поведати епископу. В тридесятый же день епископ той здрав сый, в полудие на ложи своем почивая, внезапу смертию скончася. Тако бо воздает Бог месть повеление Его преступающим. Ему же слава ныне и присно и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Сисиний, еп. константинопольский (новацианин) – V.10, 21; VI.21, 22; VII.5, 6, 12 Сисиний, еп. константинопольский – Vll.26 – 9, 41 Соборы: в Ангаре (новацианский) – V.21 – в Антиохии – II.8, 10 -в Аримине – II.36, 37, 39; IV.12 – в Ганграх – II.43 – на Кипре – VI. 10 – в Кесарии – II.43 – в Константинополе – II.44, 45; V.8. 22; VI.10; VII.32, 48 – в Лампсаке – IV. 12 – в Медиолане – II.36 – в Никее – I.8–10, 13; II.6, 21, 24, 27; IV.12; V.22 – в Сердике – II.20, 22, 23, 24, 26 – в Селевкин – II.38–40 -в Сирмии – II.29, 31 – в Халкидоне – VI.15 – в Эфесе – VII.34 Сократ, философ – III.23 Соломон, библ. – III.20; VI.17, 22 Спиридон, еп. тримифунтский – I.8, 11, 12 Стагирий – VI. 3 Стефан, еп. антиохийский – II.36 Стилихон, консул – VI.6, 20 Страбон, греческий географ – VII.25 Сфенел, еп. – IV. 12 Тавр, консул – II.45, 47; III. 1; VII.29 Тациан, консул – I.40; V.18; II.39 Тациан – III. 15 Тигр, евнух – VI.15 Тимофей, еп. александрийский – IV.37; V.3, 8, 12 Тимофей, пресвитер – VII.6, 7 Тит, еп. бострийский – III.25 Тмуис, еп. – II.28 Требигальд, военачальник готов – VI. 6 Троил, софист – V1.6; VII.1, 12, 27, 37 Ульфила, еп. готский – II.41; IV.33 Ураний, еп. апомейский – III.25 Ураний, еп. – IV.12 Ураний, еп. медиоланский – III.25 Ураний, еп. тирский – II.39 Урбин, еп. фригийский – IV.16 Урзакий, еп. сингидонский – I.27, 31, 35; II. 12, 24, 30, 37 Урзакий, еп. тирский – II.40 Урсин, диакон римский – IV.29 Фавст, консул – VI.6 Фалассий, еп. кесарийский – VII.48 Фаустин, еп. – IV. 12 Феликс, диакон римский – II.37 Фемистий, философ – IV.32 Феогнис, еп. никейский – I.8, 9, 14, 24. 27, 31, 35; II.12 Феодор, еп. – I.31 Феодор, еп. гераклейский (Фракия) – II.12, 18 Феодор, еп. мопсуэстский – VI.3; VII.22, 48 Феодор Исповедник – III.19 Феодор, еп. фригийский – IV.16 Феодор, консул – VI.5 Феодосий, консул – V.13 Феодосий, еп. синнадский – VII.3 Феодосий, еп. филадельфийский – II.40; V.23 Феодосий Великий, император – IV.31; V.2, 6, 7, 9, 12, 14, 18, 20, 21, 25, 26; VI. 1, 2, 23; VII. 12, 18, 20, 27

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Для христианина общение с бесами есть неизбежный путь к гибели души. Святой Киприан спутался с демонами и едва спас свою душу путем покаяния и подвигов. Но человек Возрождения, новый эллин, не в праве ли отвергнуть христианскую форму легенды и сделать Киприана ге- —483— роем-мудрецом, человеком вечного стремления, жажды наслаждения и знания? Нельзя ли через жизнь в общении с демонами привести его к Богу? Если природа есть Бог, то демонические силы, которыми полна природа, не противоположны природе божественной. Так мы подошли к теме «Фауста». Первая часть «Фауста» посвящена магии средневековой, вторая – античной. XII. В «Деяниях апостолов» рассказывается о Симоне-волхве, самарийском маге, который пришел к апостолам Петру и Иоанну и «принес им денег: говоря, дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого возложу я руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою; потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» (8,18–21). В произведении 2-го века христианской эры, в «Климентинах», опять мы встречаемся с Симоном-магом. В Самарии жил во времена Иоанна Предтечи пророк Досифей. Он имел жену Елену и тридцать учеников и считал себя сыном Божиим, предсказанным в писании Ветхого Завета. Как верно объясняет профессор Ф. Ф. Зелинский, Елена – это эллинизм, вторгшийся в иудейскую ересь. В легенде о Досифее – зерно будущего гностицизма. Жену Досифея Елену похищает его ученик Симон-маг и от нее научается тайнам магии. Герой Климентин – святой Климент, ученик апостола Петра, впоследствии римский папа. У Климента есть отец Фауст и брат Фаустин. Фаустин стал учеником Симона мага и едва не погубил свою душу. Но его спас апостол Петр. Как мы видим, не только сюжет легенды о Фаусте, но и самое имя Фауст восходит к апостольским временам. Сохраненная легендой чета – Симон волхв и Елена – Селена – луна – царица чар – в Средние Века превращается в Фауста и Елену. В Средние Века сохраняется и христианский смысл легенды. Как говорит Зелинский, «эта чета несомненно принадлежит дьяволу ». Но в эпоху Возрождения «уже не считается несомненным, что Фауст при-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вдруг настало гонение на христиан. В Солунь, как и во все города, принадлежавшие римской империи, было прислано повеление понуждать всех поклоняться идолам: поставили на площадь городскую орудия казни на страх ослушникам. Некоторые христиане тогда удалились тайно из города и скрылись от преследований язычников; иные не устояли против страха мучений и отреклись от веры своей; но многие оставались в Солуни, ожидая спокойно участи своей. В том числе были Агафопод и Феодул. Они беспрестанно молились в храме Божием. Их взяли, заключили в темницу, и потом чрез несколько дней привели к допросу к начальнику города, Фаустину. После напрасных увещаний отречься от Христа и принести жертву идолам, св. мученики были преданы на истязания, которые спокойно перенесли, продолжая исповедовать имя Господа Иисуса Христа. Губернатор стал потом требовать от Феодула, чтобы он принес и отдал ему христианские книги. На это Феодул ответил: – Если бы я мог думать, что ты желаешь узнать истину и отречься от заблуждений своих, то я, конечно, с радостью принес бы тебе книги пророков и апостолов; но, зная, что ты имеешь злое намерение, не отдам тебе Божия дара. Видя тщету своих усилий и непоколебимую твердость мучеников, губернатор осудил их на смертную казнь и велел потопить их в море. С молитвой на устах предали они души Богу. Волны выбросили на берег тела обоих мучеников, и друзья схоронили их честно. II. Обратим внимание, братия, на ответ св. Феодула мучителю, когда тот требовал от него выдачи церковных книг: «Зная твое злое намерение, не отдам тебе Божия дара». а) Не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб оне не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7, 6), – заповедал Господь Иисус Христос апостолам. Есть люди решительно нечестивые, ожесточенные противники истины, от которых можно ожидать лишь злобного отношения к слову истины. Как псы, если бы им дали жертвенного мяса, не поняли бы, что это святыня Господня, и с зверской жадностью уничтожили бы его, как и всякую падаль и нечистоту; так и эти развращенные люди одинаково глумятся, одинаково осмеивают все, что люди считают священным для себя, во что они веруют, как в истину Божию; также, конечно, отнесутся они и к Христовой вере, к святыне евангельской истины. И как свиньи не способны оценить достоинства жемчуга и, конечно, попрут его ногами своими, а на падаль и нечистоту набросятся, как на лучшую пищу, так и эти нечестивые люди попирают своими злобными, кощунственными насмешками жемчуг Христовой истины, а ложные учения признают и проповедуют за истину. Таким людям проповедовать Христову веру не следует, потому что они могут только вредить проповедуемой истине.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

– Хотя ты, противник людей, и постарался привести в исполнение то, что ты в гордости своей обещался сделать мне, однако, ты не возвеселишься; я твердо уповаю на Бога и надеюсь, что не напрасно придется трудиться мне в старости, но там уничтожу я твою гордость силою Христа моего, Который в видении обещал мне Свою благодать. Приготовив все, что было нужно для путешествия, святой отправился в путь, призывая на помощь Всесильного Бога. А приготовление его к путешествию состояло в следующем: Он взял немного хлеба и в один кожаный мех влил вино, масло, уксус и воду, и сделал так, чтобы эти жидкости не смешались между собою. Когда во время дороги ему нужно было вино, то текло из меха одно только вино; когда ему требовался уксус, лился один уксус, нужна ли ему вода, текла она одна; так каждая жидкость вытекала в отдельности, несмотря на то, что все они были вместе в одном и том же мехе. Однажды ученик святого без благословения его хотел нацедить себе чашу вина, и вот потекли сразу все жидкости: и вино, и масло, и уксус, и вода, так что невозможно было вкусить ему этой смеси; в ужасе он исповедал свой грех святому, просил у него прощения, и тогда, по благословению блаженного, каждая жидкость стала истекать снова отдельно. Когда святой Аверкий прибыл в Рим, император вместе с женою своею Фаустиной принял его с честью и отвел к дочери своей, которую мучил бес. Последний, увидев, что пришел святой Аверкий, засмеялся и сказал: – Разве не говорил я тебе, Аверкий, что отомщу тебе за мое поругание и на старости заставлю тебя прийти в Рим? – Да, это действительно так, – сказал святой, – но не на радость тебе будет сие, проклятый диавол. И велел святой вывести девицу из палаты наружу. Когда ее вели, бес препятствовал, не желая идти, но девицу все-таки повели силою; тогда диавол стал бросать ее на землю и бить, святой же Аверкий, устремив взор свой к небу, усердно молился Господу об исцелении страждущей отроковицы. Тогда бес начал кричать: – Заклинаю тебя Христом твоим, не посылай меня ни в бездну, ни в какое другое место, но дай мне возвратиться туда, где был я до сего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но, дойдя до середины, он не смог идти дальше и упал на колени. Его и тут не ударили. Я шла вдоль шеренги справа, стараясь ничего не пропустить, я видела, как один крестьянин наклонился, помог ему подняться и сказал: — Вставай, дон Фаустино, не задерживайся. Быка еще нет. Дон Фаустино не мог идти сам, и тогда один крестьянин в черной блузе подхватил его под правую руку, а другой, тоже в черной блузе и пастушьих сапогах, подхватил под левую, и дон Фаустино шел между шеренгами, закрыв глаза и не переставая шевелить губами, а его прилизанные светлые волосы блестели на солнце, и крестьяне, мимо которых он шел, говорили: «Дон Фаустино, buen provecho. Приятного аппетита, дон Фаустино», — или: «Дон Фаустино, a sus ordenes. К вашим услугам, дон Фаустино!» — а один, тоже из незадачливых матадоров, сказал: «Дон Фаустино! Матадор, a sus ordenes», — а еще кто-то крикнул: «Дон Фаустино! А сколько на небесах хорошеньких девочек, дон Фаустино!» Так дона Фаустино провели сквозь строй, крепко держа его с двух сторон и не давая ему упасть, а он все закрывал глаза руками. Но ему, вероятно, кое-что было видно сквозь пальцы, потому что, когда его подвели к самому обрыву, он опять упал на колени, бросился на землю и, цепляясь за траву, начал кричать: «Нет. Нет. Нет. Ради бога. Нет. Ради бога. Ради бога. Нет. Нет». Тогда те крестьяне, которые шли с ним, и еще двое из самых отчаянных, что стояли в дальнем конце шеренги, быстро присели позади него на корточки и толкнули его что есть силы, и он полетел с обрыва вниз, так и не получив ни единого удара, и только пронзительно вскрикнул на лету. И вот тут-то я поняла, что народ ожесточился, и виной этому сначала были оскорбления дона Рикардо, а потом трусость дона Фаустино. — Давай следующего! — крикнул один крестьянин, а другой хлопнул его по спине и сказал: — Дон Фаустино! Вот это я понимаю! Дон Фаустино! — Дождался он своего быка, — сказал третий. — Теперь никакая рвота ему не поможет. — Дон Фаустино! — опять сказал первый. — Сколько лет на свете живу, а такого еще не видал, как дон Фаустино! — Подожди, есть и другие, — сказал еще кто-то. — Потерпи немножко.

http://predanie.ru/book/219892-po-kom-zv...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010