Лагард (в предисловии к своему изданию «Климентин», стр. 22) и Дж. Э. Стейтц (в обширном отзыве об издании Лагарда в «Studian und Kritiken», 1867, по. III, p. 556 sqq.) проводят параллель между псевдоклиментовским описанием Симона и немецкой историей о маге Фаусте и утверждают, что второй образ произошел из первого при посредничестве «Встреч», которые были в церкви более известны, чем «Гомилии». Георгий Сабелл, около 1507 г., называл себя Faustus junior, magus secundus. Отца Климента зовут Фаустом, а два его брата, Фаустин и Фаустиниан (во «Встречах» – Фауст и Фаустин), воспитывались вместе с Симоном Волхвом и сначала были его спутниками. Образы Елены и Гомункула представлены в обеих историях, хотя и очень по–разному. Я не уверен, достаточно ли такого сходства, чтобы установить связь между двумя вымышленными и очень разными в остальных отношениях популярными историями. §115. Гностицизм. Литература Источники I. Труды гностиков (валентиновской школы в широком смысле слова): Pistis Sophia; Opus gnosticum e codice Coptico descriptum lat. vertit M. G. Schwartze, ed. J. H. Petermann. Berl. 1851. Середина III века. Рассказ о падении и раскаянии Софии и о таинстве искупления. См. также статью Köstlin, в «Tüb. Theol. Jahrbücher», 1854. Апокрифические евангелия, деяния и апокалипсисы тоже по большей части гностического происхождения, например, Деяния святого Фомы (любимого апостола гностиков), Иоанна, Петра, Павла, Филиппа, Матфея, Андрея, Павла и Феклы. Некоторые из них были переработаны католическими авторами и внесли существенный вклад в формирование учения церкви по преданиям. Они и истории о монахах – религиозные повести ранней церкви. См. сборники апокрифической литературы Н3, составители Fabricius, Thilo, Tischendorf, Max Bonnet, D. William Wright, G. Phillips, S. C. Malan, Zahn, особенно Lipsius: Die Apokryphen Apostelgeschichten und Apostellegenden (Braunschweig 1883, 2 vols.) См. также список литературы в т. I. 90 sq.; 188 sq., и в Lipsius, I. 84 sqq. II. Труды отцов церкви (в которых есть много цитат из гностических произведений): Ириней: Adv. Haereses. Основной источник, особенно о гностицизме Валентина. Ипполит: Réfutât, omnium Haeresium (Philosophumena), ed. Duncker and Schneidewin. Gott. 1859. Отчасти основывается на Иринее, отчасти на самостоятельном чтении гностических текстов. Тертуллиан : De Praescriptionibus Haereticorum; Adv. Valentin; Scorpiace; Adv. Marcionem. Последний труд – основной источник сведений о маркионитах. Климент Александрийский : Stromata. Разбросанные упоминания большой ценности. Ориген : Com. in Evang. Joh. Содержит много важной информации и выдержки из Гераклеона. Епифаний: Πανριον. Много информации, но некритически отобранной и фанатически ортодоксальной. Евсевий: Hist Eccl. Феодорит: Fabulae Haer.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

И они провозгласили, в согласии со своим мнением, низложение святого, начиная с епископа Гимнасия и кончая Феофилом Александрийским, всех числом сорок пять. Затем, они написали письмо константинопольскому клиру, разумеется, от имени собора, о низложении святого. Было послано также и [донесение] монархам. Затем были добавлены также три обвинения от Геронтия, Фаустина и Эвгномия, которые сказали, что они были несправедливо низложены Иоанном. Был также и ответ собору от императора. В этом заключа­лось содержание двенадцатого заседания. Тринадцатое же, как было сказано, содержит обвинения против Ираклида Эфесского. 1359 Акты собора «у Дуба» (этимологию названия см. сн. 236, с. 406) утеряны. Их содержание дошло до нас благодаря «Библиотеке», сочинению Фотия, патриарха Константинопольского (857–867 и 878–886), представляющему собой сборник рефератов около четырехсот книг античных и хри­стианских авторов. Она донесла до нас многие сочинения древности, под­линники которых не сохранились. «Библиотека» подразделена на кодексы. Акты собора «у Дуба» составляют кодекс 59. Критическое издание текста этого кодекса помещено в книге: Dialogue. Т. II. Р. 97–115. С этого текста и сделан настоящий перевод. 1362 Имеются в виду монахи, посланные Феофилом Александрийским в Константинополь и скончавшиеся в тюрьме. (См.: Палладий Еленополъский. Диалог.../Наст. изд. С. 86). 1363 Возможно, что это обвинение возникло не без влияния сторонни­ков новатиан. Вот что пишет Сократ. «Удивляюсь, почему при таких подви­гах воздержания он в своих беседах учил пренебрегать воздержанием. Так, несмотря на то, что на соборе епископов постановлено было, чтобы от пад­ших после крещения только однажды принимаемо было покаяние, он дерз­нул сказать: “Приступай, хотя бы ты каялся и тысячу раз”. За такое учение порицали его многие даже из близких к нему люден, а особенно епископ новатианский Сисинний». (См.: Сократ. Указ. соч. С. 263.) Читать далее Источник: Древние жития святителя Иоанна Златоуста. Тексты и комментарий/[общ. ред. А.И. Сидорова ; пер., вступ. ст., коммент.: А.С. Балаховская]. - Москва : «Паломник», Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2007. - 523, с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

388 Речь идет об императоре Флавии Валерии Константине I Великом (306–337 гг.) и его сыне императоре Флавии Юлии Констанции II (337–361 гг.). Константин I умер 22.05.337, а Констанций II еще при жизни отца, в 324 г., был титулован цезарем и в 335 г. получил в правление азиатские провинции империи. 389 Флавий Клавдий Юлиан Отступник (360–363 гг.) сам происходил из рода Константина – он был сыном Юлия Констанция, племянником Константина I. К моменту его воцарения из рода Константина кроме самого Юлиана в живых, насколько нам известно, осталась лишь дочь Констанция II – Констанция, родившаяся уже после смерти Констанция II в 361 г. Сведений о преследовании ее и ее матери, третьей жены Констанция II, Фаустины, мы не имеем. Фаустина с Констанцией жили в Константинополе (Amm. Marc. XXVI, 7, 10), и уехала Констанция оттуда, только когда вышла замуж за императора Грациана (Amm. Marc. XXIX, 6, 7). По-видимому, этот пассаж о преследовании Юлианом верного христианской вере рода Константина Великого связан с распространенной в христианской литературной традиции, прежде всего восточной, легенды о языческих гонениях при Юлиане (см., например, Theodor. III или мартирий (рассказ о мученичестве) Иуды Кириака, епископа Иерусалимского, созданный в конце IV – начале V вв., согласно которому Юлиан пытает и казнит Кириака, его мать Анну и своего «начальника песнопений», который объявил себя христианином). Посещение Юлианом Нисибиса следует связывать с его походом против персов в 363 г. 390 Флавий Иовиан (27.06.363–17.02.364), будучи начальником личной охраны Юлиана, после смерти последнего был возведен на трон. Иовиан заключил с персидским царем Шапуром II мирный договор на 30 лет, по которому отказался от Армении и Месопотамии, в состав которой входил Нисибис. 391 Юлий I (337–352 гг.), папа Римский. Играл ведущую роль в борьбе против арианства во второй четверти IV в. Он оказал содействие в 339 г. Маркеллу Анкирскому и Афанасию Александрийскому после того, как они были низложены арианами. В 340 г. он собрал в Риме собор, куда съехались около 50 епископов, в основном Западной церкви, который признал эти низложения незаконными. Юлий единолично решил созвать Вселенский собор в Сердике (совр. София в Болгарии) в 343 г., на который, однако, восточные епископы не приехали. Собор поддержал решение Римского собора и утвердил за Римским епископом (Юлием) право принимать апелляции на решения всех провинциальных епископских синодов, присуждавших кого-либо к лишению епископского сана. В 346 г. по решению императора Констанция II Афанасию было возвращено епископское достоинство, и Юлий I отправил жителям Александрии послание, хваля их за верность истинному пастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

428 Флавий Валентиниан II (371–392 гг.), римский император с 375 г. Под опекой сводного брата Грациана и своей матери правил из Милана Италией, Иллирией и Африкой. В 387 г. Валентиниан II был вынужден бежать от узурпатора Максима, но получил помощь от императора Феодосия I и вернулся в западную часть империи. С тех пор его резиденциями стали Трир и Вьенна. Аркадий же был правителем восточной части империи, однако императором он стал только в 395 г., т.е. когда Валентиниан II был убит. По всей видимости, речь идет о том периоде, когда Аркадий, старший сын Феодосия, был соправителем отца и провозглашен еще в 383 г. августом, т.е. мог считаться правителем восточной части империи. 429 Марцеллин, римский пресвитер, активный участник люциферианской схизмы. События, описываемые у Геннадия, имели место в конце 383 – начале 384 гг. Прошение, поданное Марцеллином и Фаустином, называлось De confessione verae fidei et ostentatione sacrae communionis et persecutione adversantium veritati. 430 Люцифер, епископ Каралийский (Каралитанский) на Сардинии. Ум. в 370 г. На соборе в Милане (355 г.) в качестве представителя папы Либерия он энергично боролся против уступок арианам и осуждения Афанасия Александрийского и по приказу императора Констанция был сослан на Восток. При Юлиане, как и многие другие епископы, был амнистирован и участвовал в Александрийском соборе в 362 г. На соборе Афанасий допустил объединение староникейцев с омиусианами (партией ариан, считавших, что Сын совершенно подобен Отцу и по самому существу), и Люцифер порвал сношения со староникейцами (т.е. с Афанасием) и уехал с собора в Антиохию. Там было противостояние партий мелетиан и евстафиан-павлиниан (см. прим. 15) – Александрийский собор как раз занимался в том числе и проблемой этого разделения Антиохийской церкви. Прибыв в Антиохию, Люцифер усмотрел в воззрениях мелетиан след арианства, решительно встал на сторону евстафиан и рукоположил Паулина епископом, чем продлил это разделение более чем на полвека. После этого Люцифер удалился на Сардинию. Вообще, недовольный мягкостью собора по отношению к арианам Люцифер основал особое схизматическое общество. Ок. 380 г. люцифериане появились в Риме, но отказались вступить в общение с папой Дамасом. В 384 г. Фаустин и Марцеллин подали прошение императору Феодосию. Начиная с этого момента о люциферианах больше ничего не известно. Вероятно, сторонники этого течения существовали в Испании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и его Символу веры , в число которых входили епископ Осий Кордовский, Потамий Лиссабонский, Фебадий Агенский, Евсевий Верцелльский, Лукифер Каларийский, Иларий Пиктавийский , Зинон Веронский, Дамас Римский, Григорий Эльвирский, Фаустин, Амвросий Миланский, Иероним Стридонский , Руфин Аквилейский и некоторые другие, сочетают в себе характерные черты раннего латинского тринитаризма с его концепцией «единой сущности и трех Лиц» (una substantia tres personae), обладающих помимо одной и той же сущности единой властью и могуществом, с Никейским учением о «единосущии» Отца и Сына (unius substantiae). Две эти тенденции у «западных никейцев» пришли в полное согласие и взаимное дополнение. При этом для осмысления и формулирования своей тринитарной доктрины они опирались как на учение современных им греческих христианских мыслителей – св. Афанасия Александрийского , «омиусиан», Великих Каппадокийцев, Дидима Слепца и др., так и на античную философскую традицию, представленную учениями стоиков, неоплатоников и Аристотеля. Это видно, во-первых, из того, что в ходу оставалось стоическое учение о мировом Логосе в его христианизированной филоно-среднеплатонической форме. При этом, в связи с учением о вечном бытии Логоса в качестве второго Лица Троицы, а не просто посредствующего творческого агента, распространенная в II-III вв. теория «двойственного слова» за небольшим исключением была отброшена как не удовлетворявшая нуждам полемики с арианством. Во-вторых, латинские христианские мыслители второй половины IV века использовали целый ряд философских терминов, таких как «сущность» (substantia, essentia), «природа» (natura), «род» (genus), «лицо» (persona), «предмет» (res), «самостоятельно существующее» (subsistens, consistens, subsistentia), «принадлежность природы» (res naturae), «особое свойство» (proprium, proprietas), «способ существования» (quomodo esse, species, modus) и некоторые другие. При этом одни видели в понятии «сущность» (substantia, essentia) выражение абсолютности и независимости бытия Бога (Григорий Эльвирский, Амвросий Миланский, Иероним Стридонский ); другие понимали сущность в духе Тертуллиана как общий материальный субстрат, лежащий в основе трех Божественных Лиц (Фебадий); наконец, третьи отождествляли сущность с понятием «природа» и «род» и понимали Божественную сущность в универсально-родовом смысле ( Иларий Пиктавийский , Амвросий Миланский, Григорий Эльвирский).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Последний документ в деле апелляции Апиария – это послание (двадцатого) Карфагенского собора, 424 г., к папе Целестину I, в котором говорится 542 : «Апиарий попросил о новом суде, и его тяжкие преступления вышли таким образом на свет. Папский легат Фаустин, несмотря на это, в очень резкой манере потребовал принять этого человека в общение африканцев, потому что он воззвал к пане и был им принят в общину. Но такого не должно быть. Наконец, сам Апиарий признал все свои преступления. Пусть впредь папа не дает так охотно аудиенций тем, кто приезжает из Африки в Рим, подобно Апиарию, и не принимает отлученных обратно в общение церкви, будь то епископы или священники, согласно постановлению Никейского собора (канон 5), которому епископы подчиняются. Апелляция к Риму – преступление против правил Африканской церкви, а то, на что ссылаются [Зосима и его легаты] как на Никейское постановление, не является таковым и отсутствует в подлинниках Никейских актов, которые были получены из Константинополя и Александрии. Пусть, таким образом, папа в будущем больше не шлет судей в Африку, и, так как Апиарий был отлучен за свои прегрешения, папе, конечно же, не следует ожидать, что Африканская церковь будет слушать беспокоящего ее легата Фаустина. Да хранит Господь Бог папу долгие годы, да молится папа об африканцах». В ходе пелагианских споров африканцы даже призывали слабого Зосиму отказаться от престола, так как он, вопреки мнению своего предшественника Иннокентия, сначала благоприятно отзывался об этих еретиках. Североафриканская церковь придерживалась независимой позиции и под руководством величайшего из латинских отцов церкви, святого Августина, который в прочих отношениях больше, чем любой другой богослов или епископ, способствовал созиданию католической системы. Впервые она подчинилась римской юрисдикции по причине своей слабости в момент наступления вандалов. Лев (440 – 461) первым из пап мог похвалиться тем, что Римская епархия распространилась на другой континент 543 . Он и Григорий Великий писали к африканским епископам в тоне покровительственной власти, не ожидая ответа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Далее в нашем исследовании мы обратимся к анализу учения западных «никейцев» как основной партии, определившей развитие тринитарной доктрины на Западе в рассматриваемый период. При этом главной целью нашего исследования будет выявление философских элементов их учения о Троице. 2. Тринитарная доктрина западных «никейцев» 2.1.Общая характеристика западных «никейцев» К западным «никейцам» относится целая группа живших на Западе между 325 и 381 гг. церковных деятелей и писателей. В нее входят уже известные нам Осий Кордовский и Потамий Лиссабонский, а также епископы Евсевий Верцелльский, Лукифер Каларийский, Иларий Пиктавийский , Фебадий Агенский, Григорий Эльвирский, римский пресвитер Фаустин, ритор и философ Марий Викторин, римский папа Дамас, епископы Зинон Веронский и Амвросий Миланский, пресвитеры Иероним Стридонский и Руфин Аквилейский и некоторые другие менее известные личности. В связи с тем, что самыми выдающимися представителями этой группы считаются Иларий Пиктавийский , Марий Викторин и Амвросий Миланский (в науке их принято называть «латинскими» или «западными новоникейцами») 1340 , учение которых требует отдельного анализа, в данном параграфе мы рассмотрим лишь основные положения тринитарной доктрины остальных представителей этой группы, между которыми существует много общего. Позиции «никейцев», или «омоусиан» на Западе были чрезвычайно сильны 1341 . Как мы уже отмечали, у западных «никейцев» мы обнаруживаем доминирующую тенденцию к утверждению строго единства Божества с помощью концепции «единой сущности» (una substantia) или «единства сущности» (unitas substantiae), воспринятой ими из учения Тертуллиана . Вследствие этого западным епископам, в целом, было легко принять учение Никейского собора о «единосущии» Отца и Сына, поскольку оно совпадало с уже присутствовавшей в западной тринитарной доктрине «монистической» тенденцией. Это стало очевидно на Римском соборе 340 года под председательством папы Юлия, где были оправданы Афанасий Александрийский и Маркелл Анкирский, а также на уже известном нам Сердикском соборе 343 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Помните притчу о слоне? На его вольере висит табличка, сколько он съедает. Кто-то спрашивает сторожа: «Неужели он столько съест?», а тот отвечает: «Съесть-то он съест, да кто ж ему даст?» Вот именно. Дети, равно как и женщины, негры и т. п., просто не дадут себя тронуть – ни рукой, ни словом, ни даже примером, их они не видят. Мечты о герое Аверченко по фамилии Берегов, который привел в чувство неуправляемого Котю, маловыполнимы. Опускаю примеры, их каждый вспомнит сам, и сразу ставлю добрый русский вопрос: что же делать? Фэр то кё, как писала Тэффи? Ответ находим тоже в Литве, у недавно канонизированной Фаустины. Она учила примерно так: если легко – делай, если трудно – говори, если невозможно – молись. Видимо, воспитать детей, вкусивших низшей свободы, не трудно, а невозможно. Отсюда вывод – молитесь. Очень практично, честное слово. Так делала изначально мать Александра Меня, хотя вряд ли он был хоть когда-то капризным и себялюбивым. Так делаем мы во всех случаях – и семейных, и социальных. Демократия на том и стоит. Сама она, как заметил Черчилль, не так уж хороша, но все остальное – намного хуже. Что ж, значит, надо терпеть ее недостатки, добирая молитвой и жертвой. Всякая свобода, кроме духовной, держится невидимым трудом тех, кого апостол называл святыми. Поскольку слово это стало чем-то вроде похвалы или титула, можно бы сказать просто «христиане», хотя тут возникнут печальные обертоны. Но сейчас мы говорим не об этом. Поверьте, средство действует. Видимо, оно совпадает с Божьей волей. Святая Анна, покровительница бабушек, моли Бога о нас и о наших потомках! Пярвалка Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря… Пс. 138:9 Мемуары – самое ненадежное, что можно написать. Подводит память; меняешься сам; а главное – большая часть айсберга вообще от нас скрыта. Когда я пытаюсь что-то или кого-то вспомнить и запечатлеть это на бумаге, сразу встают стены и часто кажется, что сквозь них проникли бы только стихи или музыка. Ни того, ни другого я писать не умею. Постараюсь рассказать о месте и времени – вижу их отчетливо.

http://azbyka.ru/fiction/sama-zhizn/3

близ Генуи. В Добрудже сохранился народный праздник филипии (11-17 нояб.), середина к-рого (14 нояб.) приходится на память ап. Филиппа и начало Рождественского поста. Праздник особо популярен у крестьян (молятся о том, чтобы не пострадать от диких зверей; ап. Филипп, как и ап. Андрей, считается в регионе покровителем волков). К кон. III - нач. IV в. христ. общины Добруджи управлялись еп. Томисским (Томиса, ныне Констанца - в то время столица М. Скифии) сщмч. Евангелом, который упомянут в Житии преподобномучеников Епиктета и Актиона (BHL, N 2568; Popescu . 1994. P. 92-99). Ок. 300 г. в М. Скифии проповедовал епископ мч. Ефрем (пам. 7 марта), присланный еп. Иерусалимским Германионом (300-314) ( Holubeanu . 2007). Христианство проповедовали как миссионеры, так и использовавшие греч. или лат. язык представители новых церковных центров, образованных на Балканском п-ове. Процесс романизации и христианизации территорий совр. Р. был напрямую связан с присутствием в регионе римских гражданской администрации и армии, мн. представители которых уже приняли христианство. В кон. III в. на севере Добруджи пострадал офицер рим. армии, расквартированной в Скифии, уроженец Фригии мч. Аврелий Гай ( Popescu . 1999). Христианство проповедовали солдаты-христиане 5-го Македонского легиона, к-рый разместил в крепости Троэсмис (Трезмис; на северо-западе Добруджи, на берегу Дуная, рядом с Балтой, ныне на территории коммуны Туркоая, жудец Тулча) имп. Траян (98-117) и к-рый до этого был расквартирован в вост. регионах, уже ставших христианскими,- в Армении, Палестине и Александрии. В первые неск. веков после Р. Х. в М. Скифии пострадало довольно много мучеников. Наиболее ранние случаи относятся к периоду преследования христиан имп. Децием Траяном (249-251) - ок. 30 чел. были похоронены в палеохрист. базилике в Никулицеле неподалеку от Новиодуна (ныне Исакча, жудец Тулча) ( Popescu . 1994. P. 100-106). Ок. 180 мучеников пострадали во время преследований рим. императоров Диоклетиана (303-305), Галерия (293-311) и Лициния (308-324) ( Idem . 1989; Dnil. 1995/1996). Известны имена нек-рых мучеников: Зотик, Аттал, Камасий и Филипп (Никулицел); Адеодат, Александр, Фаустин (Диногетия, ныне Гарвэн, жудец Тулча); преподобномученики Епиктет и Актион (уроженцы М. Азии) и местные жители Кирилл, Тасий (Дасий) и Киндей (Альмирис, ныне Дунавецу-де-Жос, жудец Тулча); Кирилл, Дасий и Фауста (Аксиополь, ныне Чернаводэ, жудец Констанца); Дасий, Маркиан, Максим (Дуростор, ныне Силистра, Болгария) и др. В 362 г. во время преследований, организованных имп. Юлианом Отступником (360-363), погиб солдат-мч. Емилиан .

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Тропарь святителю, глас 8 . Православию наставниче. Октября 11. Кондакъ, глас 6. Подобен Еже о нас. Бездну намъ учений богословия источилъ еси (...). Тропарь преподобному Кирилу, глас 1 . Яко крин в пустыни (...). Кондак, глас 8 . Подобен Възбранной. Яко преобидел тлнная и долу влекущая мудрования...» (л. 266−267). Погодинский месяцеслов 40 гг. XVII в.: «Иже во святыхъ отца нашего Кирила архиепископа Александрйского. И успение преподобнаго отца нашего Кирила игумена Блозрьского нового чюдотворца. И святых мучеников Александра и Антониды. И святыя мученицы Пелаги. Святитель Кирилъ б в лто 5915-го града Александриского, сестричъ б Феофила патриарха Царя-града. Воспитан же б всемъ наказанием римским, еллинским научився книгамъ. (...) архиепискупъ Александрйскихъ бысть. И на третьем соборе со святыми отцы бысть, и еретикомъ загради уста, Пречистую Деву Марию сущую Богородицу нарече. И паки доиде Александрия, много чюдеса сотвори, и душеполезно написа книги, и ко Господу отиде. Антонида б девица сущи, и от мучителя Фаустина князя мучена бысть за Христа, и во блудилище осквернитися отведена бысть. Ея же ради оттуду сей же юноша Александр чисту изведе ю отай, покрыв ризою своею. И паки яше ю идолослужители руце и ноз, и со Александромъ отсекоша им главы, и в ровъ ввержены, огнем скончашася. Кирилъ (испр., в ркп. Кикиръ) б в лто шесть тысящ 935 во дни великого князя Дмитрея Ивановича, московскихъ боляръ. Остажеся последи родителей своихъ млад и воспитанъ бысть дядею своим Стефаном, иже б околничей у великого князя. А постриженикъ бысть Андроньева монастыря и собседникъ б преподобному Сергию. И оттуду воста с Феодоромъ и с Ферапонтомъ старцем, на Бло-озеро прииде и монастырь возградиша, и прославися то мсто по имени их. T монастыри Кириловъ и Ферапонтовъ, промежу их 15 верстъ. А в миру б имя ему Козма. Поживе всех лт девятдесят, и с миром успе, и погребенъ бысть в созданнем от него монастыре» (РНБ, собр. Погодина, 675, л. 120 об.−122). 944 Дмитриева З.В., Шварц Е.М. Матфей Никифоров: Материалы к биографии келаря Кирилло-Белозерского монастыря (1654−1675//Келарский обиходник Матфея Никифорова, старца Кирилло-Белозерского монастыря, 1655/1656 год. М., 2002. С. 184.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010