1143 См.: Meyendorff J. Le thème du «retour en soi» dans la doctrine palamite du XIV e siècle//Idem. Byzantine Hesychasm...; и др. 1144 Μ λην τν σχολν περ τν σρκα χε, λλ σον ατν κατ δναμιν περ τν σκησιν, κα λον τν νον σου περ τ νδον στρψον (Hesychii Presbyteri Ad Theodulum sermo compendiosus animae perutilis, de Temperantia et Virtute quae dicuntur ντιητικ κα εκτικ, hoc est, de ratione reluctandi atque precandi//PG. 93. 1504B. Caput 73). Это поучение находится в традиции св. Антония, который наставлял братию: «...всё попечение прилагать надобно более о душе, а не о теле, и телу уступать по необходимости малое время, всё же остальное посвящать наипаче душе и искать ее пользы...» (Цит. по рус. переводу: Св. Афанасий Александрийский . Творения. М., 1994. Т. 3. С. 215). 1145 Hausherr I. La méthode... Р. 164.10 et suiv.: ... ρενησαν νοητς νδον ν τος γκτοις ερεν τν τπον τς καρδας... 1146 Σ ον κθισας κα συναγαγν σου τν νον, εισγαγε ατν... ες τς ινς τν δν... (Nicephori Monachi Tractatus de sobrietate et cordis custodia//PG. 147. 963B). 1147 τα τς αγπης ιερ βασλεια. См.: Арсений, еп. Святаго Григория Паламы , митрополита Солунскаго, три творения... С. 11. Ср. там же: νος... ατς τε πρς αυτν κα τς λλας τς ψυχς δυνμεις λοκλρως πιστρψας... (с. 12). 1148 Theoleptos of Philcidelpheia. The Monastic Discourses. MD1. P. 94.15.177–178. Ср. строку 179: το νοητο λιου Χριστο τ δρα τατα... 1149 ... νθα μφιλοχωρεν πεφκασι πσαι α ψυχικο δυνμεις... (Hausherr I. La méthode... P. 164. 20–21). О библейском понимании сердца см. ценную работу: Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия//Его же. Философские произведения. М., 1990. С. 69–103 (первая публикация: ТКДА. 1860. 1. С. 63–118). 1153 Φιλοδοξα названа среди искушений св. Антония: Vita Antonii//St. Athanase d’Alexandrie. Vie d’Antoine/Intr., texte critique, notes et index par G. J. M. Bartelink. Paris, 1994. (SC, 400). P. 142. 5. 7. Из поучений св. Исихия ср. Caput 173, где κενοδοξα названа главным препятствием для созерцания Света Божия: PG. 93. 1536С.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

И, наконец, две эти «координаты» получают свой синтез в том богословско-литургическом истолковании церковного пения, которое мы находим впервые отчетливо выраженным у Псевдо-Дионисия и которое и определит все дальнейшее развитие церковной гимнографии в рамках византийского устава. По Дионисию, гимны, и песни, поемые в Церкви, суть «отзвук» или «эхо» небесного пения, которое песнописец слышит духовным слухом и передает в своем творчестве. Гимн Церкви – это копии небесных «архетипов» 215 . Мы видим здесь все тот же принцип посвящения низшего в высшее, иерархического восхождения к умопостигаемой реальности. Церковные песнопения сообщаются ангелами и поэтому гимнограф должен следовать установленным типам небесного происхождений: – (отсюда значение «подобнов» в византийской гимнографии, гораздо более «метафизическое», чем значение простого подражания излюбленным образцам…). Об этом богословии мы еще будем говорить ниже, поскольку именно оно явится определяющим в византийском литургическом синтезе. Здесь важно только отметить это новое восприятие церковного пения, как особого элемента богослужения, восприятие, связанное несомненно с переживанием самого богослужения, как торжественной мистериальной церемонии. Описание «песненного последования» Симеоном Солунском отражает, по всей вероятности, довольно ранний этап в развитии этого типа богослужения – ибо песенный материал у него еще крепко связан с библейскими текстами, не развился, как это случится позднее, в самостоятельную гимнографию. Но это описание интересно, во-первых, тем, что в нем уже очевидно исключительное ударение, полагаемое на пение: «все кафолические церкви во вселенной – пишет Симеон – от начала совершали его (то есть песненное последование)… и не произносили ничего, кроме песней» 216 и, во-вторых, противопоставление Симеоном этого, с его точки зрения, изначального и универсального типа богослужения другому, монашескому, совершаемому без пения. «Конечно – замечает он – учреждение его было вызвано необходимостью и есть дело отеческого благоусмотрения» 217 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

В 1898 г. в Клявлино открылась одноклассная смешанная церковно-приходская школа. В 1902 г. такая же школа открылась и в деревне Петропавловской. Здания учебных заведений были деревянные, крытые железом. В 1912 г.в обеих школах обучалось 62 мальчика и 25 девочек. В приходе состояло три населённых пункта. Население с. Клявлино было смешанным, преобладали чуваши (406 муж. пола и 377 жен. пола), а также мордва (403 муж. пола и 377 жен. пола). Русских числилось всего 40 дворов (122 муж. пола и 135 жен. пола). Деревни Петропавловка и Александровка были чисто русскими по этническому составу населения (752 и 307 человек обоего пола соответственно). Кроме крестьян и духовенства, в приходе было 44 двора мещан. В 1900 г. в Клявлино назначили священником Гавриила Ивановича Перепёлкина, происходившего из чувашских крестьян. С 1883 по 1893 г. просветитель трудился окружным миссионером 3-го благочиннического округа Бугульминского уезда по линии Самарского епархиального комитета Миссионерского общества. Результатом его трудов стало крещение 63 язычников. В 1884–1893 гг. о. Гавриил занимал должность наблюдателя церковно-приходских школ того же округа. 22–28 августа 1899 г. он участвовалв съезде деятелей инородческого просвещения, который проходил в Самаре и собрал священников и учителей из поволжских епархий. Помогал священнику в его просветительной работе псаломщик Феодот Петров, тоже этнический чуваш. После закрытия в 1930-е гг. храм первое время пустовал. В период Великой Отечественной войны его переоборудовали в детский дом для беженцев из Украины и Белоруссии. После войны здание передали под клуб, который находился в нём до 1987 г. Только в 1990 г. храм вернули верующим. Ведерникова Т. И., Кокарев М. С., Курмаев М. В., Радченко О. И. Православные святыни Самарской метрополии. - Самара, 2017 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=39000

В Косовской Митровице торжественно открыт памятник российскому консулу Григорию Щербине, убитому в 1903 году албанцами 11 ноября 2007 г. 17:46 Более ста лет назад, в марте 1903 года, от рук албанских фанатиков пал русский консул в Косовской Митровице Григорий Степанович Щербина. В 1928 году в Косовской Митровице от имени благодарных горожан и офицеров гарнизона был поставлен памятник Григорию Степановичу. В годы Второй мировой войны памятник пострадал, в ходе натовской агрессии против Сербии в 1999 году и изгнания сербов из Косово и Метохии он был уничтожен албанскими фанатиками — памятник находился в албанской части Митровицы. Теперь историческая справедливость восторжествовала. Министр по делам Косово и Метохии Слободан Самарджич и Посол Российской Федерации в Сербии Александр Алексеев открыли 8 ноября памятник Григорию Степановичу в центре северной — сербской — части Косовской Митровицы, сообщает Радио Косово и Метохии и сайт Министерства по делам Косово. После открытия памятника С.Самарджич отметил, что его страна настроена на добрососедские отношения со всеми государствами и подчеркнул, что Белград и Москва проводят единую политику в отношении Косово и Метохии. Министр отметил: «Мы открыли памятник Григорию Степановичу Щербине, напоминающий нам о прошлом, а прошлое похоже на настоящее. В истории нам выпала участь вынести много тяжестей за свои жизни, за свои очаги и за свое государство». А. Алексеев подчеркнул огромное значение открытия памятника русскому консулу в Косовской Митровице. Он подтвердил, что Россия и Сербия проводят общую политику по Косово и Метохии: «Мы в начале становления и развития добрых отношений, и сегодняшнее событие будет способствовать прогрессу, необходимому на любом уровне развития отношений. Открытие памятника русскому консулу — это показатель того, что когда мы переживаем тяжелые минуты, необходимо быть вместе». В тот же день Самарджич и Алексеев приняли участие в форуме «Статус Косово и Метохии», который прошел в северной части Косовской Митровицы. Выступая на нем, Самарджич подчеркнул, что «международное сообщество» не может «подарить» косовским албанцам независимость. Министр отметил, что в Косово существуют террористы и Сербия «будет бороться против террористов, против всех, кто угрожает нашей свободе, нашему государству». Российский посол отметил, что решение косовской проблемы не может быть каким-то исключением из норм международного права, и подчеркнул, что в случае одностороннего провозглашения независимости Косово реакция Москвы будет адекватной. Открытие памятнику Григорию Степановичу Щербине было приурочено к Митровдану — дню святого великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя Косовской Митровицы. «Русская линия» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/320452.htm...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Откуда берутся дети? 1 мин., 26.09.2012 Ребенку семь лет, его мама ждет второго. Как рассказать старшему о беременности мамы, как объяснить, почему она меняется, куда собирается уезжать и что за крикливый комочек вот-вот появится в доме? Как не нарушить целомудрия ребенка и правильно рассказать о рождении брата или сестры? Алена Мурзаева Отвечает протоиерей Александр Рябков, клирик храма святого великомученика Димитрия Солунского, Санкт-Петербург : Сомневаюсь, что семилетний ребенок озабочен «технической» стороной появления на свет брата или сестры. Мне представляется, что ребенок более естественен, чем мы, взрослые. В его сознании не возникает надуманных нами противоречий. То, что ребенок у мамы в животе, — это ему понятно и без объяснений. Конечно, ребенку надо сообщить, что скоро Господь пошлет ему братика или сестренку. И когда маме надо будет рожать, можно просто сказать, что мама поехала в специальный родильный дом, где малышу помогут появиться на свет. Без сомнения, за долгие месяцы до этого ребенок, живущий в общей атмосфере ожидания появления нового члена семьи, будет и сам охвачен этим трепетным чувством, и потому вряд ли ему надо будет объяснять, «что это за крикливый комочек».  Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Новое Освященная верба стояла дома год. Куда ее можно деть? 27.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/otkuda-berutsya-deti.html

А учился уже в русской школе, и очень был бы изумлён, если б кто нашептал на ухо, что это другой язык. Да нет, тот же самый, свой! И потому в первом же классе, послушав для примера, как прочитал мне вслух отец, с наслаждением впивал, заглатывал наизусть пламенные строфы «Бородино», боя из «Полтавы», «На смерть поэта»... К сербам же совершенно особое расположение внушено мне было уже в юности, тем же Александром Сергеевичем, его «Песнями западных славян». И по мере самостоятельного погружения в историю Сербии открывались такие поразительные, из древности идущие сходства наших судеб, наших эпических песен, наших битв - на Куликовом и на Косовом полях... И так эти сходства-переклички продолжились - до Сербского восстания в начале XIX века против турецкого ига, до Первой и Второй мировых войн, до недавних антисербских санкций (а теперь уже и антироссийских), что... никак не смог удержаться от двух своих романных сюжетов. Конечно, говорить о «достаточной полноте» отражённого в них, считаю, было бы с моей стороны наивно. Скорей это лишь первые пробы восстановить, продлить многовековой диалог литературными средствами. После перевода дилогии на сербский там вскоре появилось в периодике несколько заинтересованных откликов. - Да, надеюсь, повлияла. Иначе бы я и не решился приняться за свою четвёртую биографическую книгу - о просветителях славян братьях Мефодии и Кирилле, создателях нашей первой, изначально всеславянской письменной традиции. В течение ряда лет мне довелось читать курс древнерусской литературы для будущих журналистов в одном из молодых московских университетов. Несколько начальных учебных часов обязательно посвящались у нас Кирилло-Мефодиевскому наследию, в первую очередь так называемым «пространным» житиям солунских братьев, не­обычайно насыщенным историческими сведениями. Эти жития замечательны и тем, что, по сути, являются первыми в мире опытами «мирской», внелитургической литературы на старославянском языке. Сербские, болгарские учёные мужи неизменно включают оба жития в свои хрестоматии по древнесербской и древнеболгарской литературам.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

А русские хрестоматии почему-то до сих пор «стесняются». Но это же несправедливо - так себя, на столетие с лишним, обеднять! Тем более что по складу своему, по словарю, по мелодике речи старославянский (а фактически это звучащий у нас повсеместно церковнославянский) наиболее близок именно древнерусскому языку. И - современному русскому. Честно говоря, своих «Кирилла и Мефодия» я в первую очередь адресовал ауди­тории людей наиболее подготовленных к такому чтению. Нынче в мае был приглашён в Томск для участия в Днях славянской письменности. Тамошний митрополит Ростислав, владыка деятельный, ищущий, вдохновенный книголюб, послушал моё выступление и говорит: «Мы бы заказали для своей епархии 200-300 экземпляров этой книги. Узнайте, есть ли ещё в издательстве...» Как его не понять? Молодым священникам, диаконам, и не только в Сибири, ежедневно читающим Евангелие и Апостол, молитвы и псалмы в переводах с греческого, созданных солунскими братьями, очень не помешает узнать, как именно, в кратчайшие жизненные сроки, в невероятно трудных житейских обстоятельствах братья совершали свой жизненный подвиг... Знаю я и другой отклик - от всем ныне ведомого диакона-миссионера Андрея Кураева. Он где-то высказался в том смысле, что Лощиц, мол, написал агитку. Я подумал и решил: что обижаться на горячего всезнающего парня? Я ведь своей книгой действительно агитирую. Давайте все продолжим постигать великое наследие славянских первоучителей! Разве оно - только наше прошлое? Нет же, и будущее. И оно пребудет с нами до конца. Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 26.02.2024 04.08.2020 07.03.2018 30.03.2016 22.07.2015 Александр Сергеевич Пушкин 29.03.2024 28.03.2024 22.03.2024 21.03.2024 21.03.2024 Последние комментарии 05.04.2024 14:51 05.04.2024 14:50 05.04.2024 14:42 05.04.2024 14:34 05.04.2024 14:31 05.04.2024 14:19 05.04.2024 13:18 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

В заключение обозрения исторической судьбы греческого исповедного чина считаем нужным сказать несколько слов о некоторых частных обрядовых действиях, предполагаемых этим чином. Мы имеем повод и возможность специально остановиться здесь только на трех таких действиях, это – на положении духовника во время совершения исповеди, его облачении при совершении оной и, наконец, на внешнем действии, сопровождающем самое разрешение исповедавшегося. В первом отношении прототип греческих исповедных чинов предписывает духовнику при совершении исповеди стоять наравне с кающимся. «Κα στν» (духовник), говорится в пространной редакции Постникова устава, по изложении пред-исповедного поучения – «ν τ ν μρει τς εδδου το θυσιαστηρου, κα ατν (исповедника) στασθαι ες τ τερον...» 392 . Буквально почти то же самое выражение мы встречаем в настоящем случае и в сокращенных изводах Постникова устава исповеди, 393 а в одном даже нарочито замечено, что-де во время исповеди «μ τ σνολον μφοτρους καθσαι,...» и пр. 394 . Все другие известные нам рукописные греческие чины всегда оставляют этот вопрос в стороне. Единственное исключение составляет только один из чинов западно-греческого извода, в котором мы встречаемся с замечанием и по этому предмету, но с замечанием совершенно другого характера, именно: « ερες καθεσει μετ το ξομολογουμνου κα ρωτ ατν οτως» 395 . Таким образом, согласно предписанию этого чина, духовник должен не стоять во время исповеди, как это требуется но уставу Постника, а сидеть. Такое положение духовника при исповеди, как известно, и принято теперь в практике Греческой церкви. На Востоке самое раннее и вместе с тем единственное свидетельство в пользу такого именно положения мы находим только у Симеона Солунского , который говорит на настоящей случай: «принимающему исповедь должно в честном и священном месте, наедине и без шума, сидеть с благоговением, быть веселым и с кротостью в душе и взоре... А исповедающийся, – добавляет он, – ...должен е дерзновением и страхом Божиим и благоговением стоять пред лицом принимающего (исповедь), – или лучше – Самого Христа, потому что чрез того, кто принимаешь грехи, он исповедует их Христу, который и присуждает прощение...» 396 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Собрав в богатом городе огромную и ценную добычу и имея множество пленных, арабский вождь сделал распоряжение о доставке всей добычи на корабли. Здесь все складывалось без разбора: золото, серебро, драгоценные одежды и ткани, которыми наполнены были суда. Пленных было такое множество, что об них никто не мог позаботиться, и положение их было весьма тягостное. На десятый день страшного хозяйничанья в Солуни, 9 августа 904 г., дан был приказ к отступлению. Но Триполит как будто еще не был доволен причиненными городу страданиями, перед уходом он приказал предать его огню и разрушению и, только получив в виде выкупа те два таланта, о которых говорено выше, отменил жестокое распоряжение. Арабский флот, нагруженный добычей и пленниками, которых при поверке на Крите оказалось 22 тысячи, возвращался с большой осторожностью, боясь встречи с императорскими судами. Значительная часть пленников высажена была в Крите и раскуплена в рабство местными жителями, а флот спешил до осенних бурь добраться до гаваней на Кипре и в Сирии. Разорение Солуни произвело сильное впечатление на современников и заставило византийское правительство обратить серьезное внимание на недостатки в организации флота и на отсутствие хороших оборонительных сооружений в больших приморских городах. Припомним, что арабы взяли в это время два города, Атталию и Солунь. Уже в царствование Льва оба эти города составили предмет особенных попечений правительства: так, укрепление Атталии поручено было Евфимию, а Солунь была снабжена приморскими стенами, как это засвидетельствовано надписью, при царях Льве и Александре во время стратига Льва Хитцилака 226 . Несомненно, следует поставить в связь с указанными морскими несчастиями и исключительные меры, принятые Львом для поднятия морских сил империи в ближайшие за тем годы. Подразумеваемые здесь меры должны быть рассмотрены несколько ниже в связи с историей походов Имерия, теперь же нам остается сказать несколько слов о ближайших последствиях похода Льва Триполита. В половине 905 г. начались переговоры с сирийскими арабами об обмене пленными. После того когда установлены были обычные правила, началась фактическая передача; но снова произошли недоразумения, вследствие которых греки и арабы разошлись в разные стороны, не окончив обмена. Уже спустя три года, летом 908 г., снова греческие и арабские пленники были приведены к реке Ламус, здесь выкуплено было 3000 мусульман, по всей вероятности, тогда же получила свободу уцелевшая часть солунских пленников.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Анна Ершова: Можно ли так сформулировать положение дел: художник, исходя из своих душевных качеств, движется, условно говоря, в светлую или темную сторону? И находит своего заказчика, которого тоже интересует одна из этих двух сторон. Владимир Шинкарев: Но разве художник отдает себе отчет, что хочет конкретно злого, а хорошего не хочет? Нет, находится множество отговорок: зато я истину показываю, она такова. Потом, есть мнение товарищей, мнение ведущих критиков данного города, рыночный спрос… Игорь Шнуренко: В человеке может быть множество различных ящичков, и он, в зависимости от ситуации, выдвигает из себя тот или другой. И лишь когда он будет представлять собой цельное, единое существо, стремящееся к добру и имеющее талант его делать, совершенство его творчества и внутренняя гармония станут максимальными. Но это уже – путь к святости. На который, в принципе, все мы можем встать. Если, конечно, захотим… Нельзя сжигать свою совесть Священник Александр РЯБКОВ, клирик храма св.вмч. Димитрия Солунского (С.-Петербург): Искусство должно быть свободно в средствах выражения, в задачах, в выборе темы. И можно сказать, что творческая свобода – абсолютна. Но когда художник начинает писать не красками, а экскрементами (под этим понятием я подразумеваю мат, порнографию, рубку икон и пр.), он перестает быть художником. И тогда его деятельность вполне может попасть под ограничение со стороны государственного аппарата. Живое искусство убивает социальный заказ. Раньше был социалистический строй – и художники в угоду ему писали низкопробные картины. Сейчас преобладающая система – это система нравственного равнодушия, гламура. И когда художник работает для гламурной публики, стараясь продать ей хоть что-то, – он тоже перестает быть художником. Есть также социальные группы аморальных людей. Например, гомосексуалисты – довольно сильная группировка, влиятельная в массмедиа. Им тоже стремятся угодить, сделать их героями своих произведений, лишний раз пытаясь легализовать их «особенности».

http://foma.ru/absolyutna-li-svoboda-tvo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010