Д.С. Мережковский в " жалкой и смешной фигуре " Гоголя-преподавателя видит " университетского Акакия Акакиевича " , однако, вместе с тем, задается вопросом - мог ли кто признать в нем " великого учителя, обладавшего, несмотря на недостаток сведений, гениальными историческими прозрениями " . Именно этими " прозрениями " , а не реальным учительским опытом, Гоголь представляет интерес как педагог. Отечественная литература, освещающая взгляды Гоголя на преподавание географии, представлена лишь двумя статьями В.П. Семенова-Тян-Шанского и статьей К.Ф. Строева (дореволюционные публикации по этой теме не выявлены). Наиболее значительной среди них представляется статья В.П. Семенова-Тян-Шанского " Мысли Н.В. Гоголя о географии " , напечатанная в 1839 году. К аргументам и выводам этой работы В.Ф. Строев практически не добавляет ничего нового. К сожалению, маститый географ, обладавший высоким научным авторитетом, не проявил должной критичности в оценке самостоятельности и оригинальности, высказываемых Гоголем взглядов о преподавании географии. Это, в свою очередь, привело к повторению в ряде работ по истории географии (особенно по истории методики преподавания географии в средней школе) мифа о " новаторском " вкладе писателя в становление и развитие отечественной географической науки. В.П. Семенов-Тян-Шанский утверждает, что Гоголь " своей чисто художественной интуицией взял высоты будущей географической науки, во многом не снившиеся тогдашним мудрецам " , что взлет его в " Мыслях о географии " был " поистине орлиный, и он охватил своим вещим взором те идеологические выси географической науки, которые во времена Гумбольдта и Риттера еще не были вполне ясны и которых география достигла только к концу XIX и началу XX века " . По мнению В.П. Семенова-Тян-Шанского, в своей статье Гоголю удалось впервые выдвинуть следующие научные и педагогические идеи: сравнительной географии, генерализации карт, взаимодействия природы и общества, двух концентров в преподавании географии, " исключительной монополии карты " на уроках в школе, " совершенно провиденциальное указание " на необходимость изучения географии по климатическим, почвенным и биологическим зонам, требования об обязательном ознакомлении учеников с составом горных пород и процессами происхождения гор, явлениями сейсмики и вулканизма (гоголевской " подземной географией " ), о сообщении им данных о предельных высотах, достигнутых человеком, географическом изучении " произведений искусства " и " расселения просвещения по земному шару " .

http://ruskline.ru/analitika/2007/02/16/...

Уже в н. XX в. Ламанский участвовал в издании (редактором был его ученик В. П. Семенов-Тян-Шанский, сын знаменитого путешественника) многотомного справочника «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (1899–1914), и поныне остающегося непревзойденным образцом научного энциклопедического труда. Необходимо отметить, что, говоря о необходимости объединения славян под эгидой России и о неизбежной борьбе с германизмом, Ламанский вовсе не был апологетом войн, не делил народы на «высшие» и «низшие» расы. «Миродержавная роль нашего славянского племени – не завоевания, а хозяйственно-культурный подъем страны», – считал он. Ламанский умер в нояб. 1914, успев увидеть окончательное освобождение южных славян от турок в 1912 и начало давно ожидаемой им с тревогой войны с Германией и Австро-Венгрией, успев увидеть первые победы и поражения в этой борьбе. Соч. : Национальности итальянская и славянская в политическом и литературном отношениях//Отечественные Записки. 1864. 11–12; Чтения о славянской древности в Петербургском Императорском университете. СПб., 1867; Три мира азийско-европейского материка. 2-е изд. Пг., 1916. Лит.: Шахматов А. А. Ламанский. Пг., 1914; Семенов-Тян-Шанский В. П. Ламанский как антропогеограф и политико-географ. Пг., 1915. С. Лебедев Лапта Русская народная игра. См.: Игры. Лапти Низкая легкая обувь, плетенная из древесной коры. Известны с глубокой древности. Слово «лапти» встречается в письменных памятниках X в. По своему типу лапти полностью повторяли простейшую кожаную обувь, однако не шитую, а «морщеную» (поршни). Это та же низкая обувь, типа сандалий, которая привязывается к ноге длинными шнурами. Шнуры и здесь имели те же названия (рус. оборы, малорос. и белорус. валоки). В простейшей разновидности лаптей (см. рис. 1) оборы продевались сквозь петли или ушки, которые соответствовали отверстиям на кожаных поршнях; ими прикрепляли обувь к ноге. Белорусские и малороссийские лапти (см. рис. 1) отличались от русских (см. рис. 2) не только прямоугольным плетением, но и тем, что в них были более низкие бока и очень слабо оформлен носок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К списку В.П. Семенова-Тян-Шанского В.Ф. Строев добавляет, что представляют интерес замечания Гоголя о географической характеристике отдельных городов. Кроме того, по его мнению, Гоголь обнаруживает глубокое понимание географии как науки и как предмета школьного преподавания, " через который возможно влияние на воспитание детей и изменение общественных нравов " . В.Ф. Строев критикует точку зрения В.П. Семенова-Тян-Шанского на " Мысли о географии " Гоголя как плод случайных " измышлений " . Он считает, что высказывания Гоголя о преподавании географии " явились следствием критического отношения к схоластическому преподаванию, существовавшему в то время " . В заключение своей статьи В.Ф. Строев делает вывод о новаторстве Гоголя, видевшего задачу преподавания географии в школе в формировании у учеников представлений о различиях местности, в чем он намного опередил географов-педагогов, сформулировавших подобное требование только в XX веке. В.Ф. Строев не задается вопросом о том, почему Гоголь в своем дальнейшем творчестве так и не развил идеи, высказанные им в " Мыслях о географии " . На этот вопрос попытался ответить В.П. Семенов-Тян-Шанский. Заметив, что гоголь обещал продолжение статьи и желал знать мнение о ней ученых и преподавателей, однако намерения своего " не выполнил по неизвестным причинам и навеки замолк по идейным вопросам географии и как бы забыл их " , он предполагает, что писатель " поступил так, как сказано у Валерия Брюсова: Я создал, я отдал и поднял я молот, Чтоб снова сначала ковать. Я силен и волен, свободен и молод, Творю, чтобы кинуть опять - кинуть что-нибудь новое, совершенно неожиданное, в другой области. Так бывает только у натур с избыточной одаренностью, не дорожащих потому своим прежним трудом. Такой именно блестящей одаренностью и обладал Гоголь " . По нашему мнению, Гоголь " навеки замолчал по идейным вопросам географии " не от избытка одаренности, в которой вряд ли кто может сомневаться, а потому, что та задача, которую он преследовал своей статьей - получить место учителя в Патриотическом институте - была успешно решена. К подобному же методу получения должности, уже оправдавшему себя один раз, Гоголь прибегнет через три года, когда задумает стать профессором истории в Киевском университете. Осуществление своего замысла Гоголь начнет с написания статьи " План преподавания всеобщей истории " , которая и станет основным аргументом в руках влиятельных друзей писателя, хлопотавших о предоставлении ему места в университете.

http://ruskline.ru/analitika/2007/02/16/...

География оставалась его призванием и служением, но Пётр Петрович был удивительно разносторонней личностью. Среди его серьёзных увлечений — голландская живопись и энтомология. Вместе с сыном он собрал уникальную коллекцию насекомых (700 000 жуков!), которую Семёновы подарили Зоологическому музею. В 1897 году в России была проведена первая масштабная перепись населения. Жаль, что это первостепенное событие не отражено в наших учебниках истории. Считаю, что школьники должны знать основные результаты переписи как таблицу умножения. Без таких данных разговор об истории превращается в устное народное творчество. А инициатором переписи был, конечно, Пётр Петрович Семёнов — давний партизан статистики. Почти тридцать лет он добивался понимания, готовил перепись. Он умел идти к выполнению задачи последовательно и терпеливо — десятилетиями. В 1905 году, когда во время Японской войны тысячи семей офицеров и солдат остались без кормильцев, Пётр Петрович возглавил Алексеевский комитет по призрению сирот войны… Он помогал семьям воинов и из личных средств. Старость не сделал его немощным, хотя с портрета работы Валентина Серова на нас смотрит человек усталый… Служили науке российской и сыновья Тян-Шанского. Их унесла ленинградская блокада. Андрей Петрович, Вениамин Петрович, Измаил Петрович… Служение продолжили и внуки… Мы молимся о бессмертной душе Петра Семёнова. Но он обессмертил себя и на земле — свершениями, книгами, в которых сохранился опыт учёного, служащего науке и после смерти. Сегодня Россия не может развиваться, игнорируя Китай  — его географический размах, его культуру. Соседей не выбирают, с ними необходимо уживаться и дружить. Фигура Петра Петровича Семёнова станет славным символом этой просвещённой дружбы. Но как трудно возвыситься до уровня, сопоставимого с трудам и днями Семёнова-Тян-Шанского! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/dorogi-podvizhnika/

Но эта затея не удалась, а после Смутного времени грамотеев в Московском царстве осталось немного. И царь Петр, которого такое положение дел не устраивало, взялся за дело с поистине революционным неуемным размахом. «Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье», — точнее Пушкина не сказать. Петр открывал «цифирные школы», заботился об элементарном обучении солдат. Цифирная школа в Соликамске Фото: Архив библиотеки горда Соликамска/archive.solkam.ru К концу царствования первого императора в России насчитывалось более ста низших училищ. Не все задумки Петра были доведены до ума, но именно ему мы обязаны тем, что к концу XVIII столетия дворянство и духовенство в России стало сплошь грамотным. Развитие получили пресса и литература. Появились читатели — появились и книги. Заботилась о народных школах и Екатерина Великая, но — по большей части в переписке с европейскими светилами. В этой области ее благие намерения медленно приживались на северной почве. «Народная школа» окрепла в России только к концу XIX века. По части массовой грамотности Россия так и не догнала Европу. В 1897 году Петр Семенов-Тян-Шанский провел в Российской империи первую научную перепись населения. Она показала, что азами грамоты в стране владеют лишь 21,1% населения. Смиряться с этим не собирались ни власти, ни интеллигенция. Хотя некоторые идеологи консервативного направления считали, что «мужику» грамота идет только во вред. Правда, в начале ХХ века такие воззрения вышли из моды. За судьбы народного просвещения болели лучшие умы страны. Но за первые 14 лет нового столетия число начальных учебных заведений в России увеличилось как минимум в два раза. Важную роль играли церковно-приходские школы, в которых получали азы знаний крестьянские дети. Обучение населения чтению и письму в деревне Шоркасы Чебоксарского района, 1930-е годы Фото: commons.wikimedia.org К началу 1920-х, когда наркомпрос выступил с концепцией ликвидации безграмотности, дело обстояло немногим лучше, чем во времена Семенова-Тян-Шанского: в стране насчитывалось лишь около 30% функционально грамотных граждан. Главным образом, это были молодые люди. А поколение отцов испытывало трудности даже при выполнении самых простых письменных заданий.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/26/prikaz...

До войны британец еще пишет, что миссия представлять западную культуры на Балканах лежит на Австро-Венгрии, " которую, если бы ее не было, надо было бы создать " (Seton-Watson R.W. The Southern Slav Question and the Habsburg Monarchy. London, 1911, p. vii,337.). После войны его и все британские конфигурации нацелены на нестабильные, зависящие от внешнего патронажа образования из пяти-шести тяготеющих к противоположным партнерам наций, где исторический и международно-политический потенциал этих народов нейтрализован и обезличен, превратившись в материал для маккиндеровского " яруса между Германией и Россией от Балтики до Средиземного моря " под контролем англосаксов. В это время в русском географическом обществе выдающийся русский политико-географ В.П.Семенов-Тян-Шаньский представил доклад " О могущественном территориальном владении применительно к России " , где указывает на несколько уже осуществленных в истории систем контроля территорий и сфер влияния: " кольцеобразная " вокруг моря - Древняя Греция, Рим, арабские завоевания Европы, попытка повторить ее Наполеоном; " клочкообразная " - Британская колониальная империя, основанная на морской силе и колониальном рабстве аборигенов; системы " от моря-до моря " - это США, счастливо составляющие при этом " остров " , и Российская империя - от Черного и Балтийского морей до Тихого океана, на которую с одной стороны надвигается Запад, а с другой нависает Китай. Он также отметил, что, казалось бы, самая географически осуществимая система " от моря до моря " по меридиану от Балтики до Средиземноморья никогда никем не была еще достигнута. Для России она возможна была бы лишь при полном контроле Константинополя, чего ей сделать даже и пытаться не следует, предостерегает он, полагая необходимым беречь ту систему, что у нее есть (Семенов Тян-Шанский В.П. О могущественном территориальном владении применительно к России. С-П.1911.). Именованный либералами и марксистами реакционером министр П.Н.Дурново в записке Государю 1914 года проявил редкостную политическую прозорливость.

http://pravoslavie.ru/5111.html

А.Н. Наумов В П. Челяпов. Проблемы локализации места Вожской битвы В 2003 году исполняется 620 лет с того времени, когда на берегах р. Вожи произошла битва, оказавшая значительное влияние на внутриполитическую обстановку и международное положение Русского государства. Сражение, в котором участвовало несколько десятков тысяч человек, явилось генеральной репетицией Куликовской битвы С. 100, 113]. Оценивая результаты битвы на реке Воже, К. Маркс писал: «Это первое правильное сражение с монголами, выигранное русскими» С. 151]. Победа русской рати над войском мурзы Бегича нанесла значительный урон военному и особенно политическому престижу Мамая непосредственно перед Куликовской битвой С. 113; 3. С. 106; 4. С. 109, 110; 5. С. 209]. Общеисторические проблемы, связанные с битвой, ее ход и результаты затрагивались в многочисленных статьях и монографических работах, но тема локализации места Вожской битвы до последнего времени не ставилась в качестве самостоятельного исследования. Это объясняется значительными трудностями, связанными со скудностью источников. Летописи не называют точного места битвы, ограничиваясь указанием «у реки у Вожи в Рязанской земле» С. 42]. В некоторых работах историки предпринимали попытки уточнения места Вожской битвы без проведения археологических исследований. Так, еще в середине XIX в. Д. И. Иловайский писал: «В 15 верстах от губернского города Рязани до сих пор существуют памятники Вожинской битвы – высокие курганы, по которым разбросано село Ходынино» С. 111]. В 1874 году Н. В. Любомудров в сводке, посвященной археологическим памятникам Рязанской губернии, сообщал, что памятниками битвы на Воже «остаются большие курганы на берегах Вожи, подле села Ходынино» С. 95]. Близкой точки зрения придерживался В. П. Семенов-Тян-Шанский: «Большие курганы при селе Ходынине и соседней деревне Сидоровке, а также следы укреплений близ Полтева, Сидоровки и Шишкина служат единственными памятниками этой первой решительной победы русских над татарами» С. 297]. Н. П. Милонов, рассматривая остатки укреплений Вожской засеки, расположенные в среднем и нижнем течении Вожи, писал: «Возможно, что эти следы остались на месте Вожской битвы» С. 13]. Все историки, писавшие о Вожской битве, или не уточняли места, где она произошла, или указывали на нижнее течение реки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В соответствии с ним, учитель истории, географии и статистики должен был так организовать учебный процесс, чтобы в I-м классе гимназисты проходили географию древнюю, во II-м - географию всеобщую и отечественную, в III-м - общую статистику и в IV-м - статистику Российского государства. Несовершенство учебников и программ приводило к одному недостатку, который подметил Гоголь: " начальному классу достается Европа " , а " высшие классы блуждают по степям и пескам африканским " . Дело в том, что в учебниках по всеобщей географии порядок описания частей света и государств обычно был следующим: Европа, Азия, Африка, Америка и Австралия. Описание России могло приводиться в последней части либо разделяться между описаниями Европы и Азии, а то и вовсе отсутствовать. Так как в школьном курсе географии использовался, как правило, один учебник, то в младших классах проходили наиболее изученные страны Европы и Азии, а в старших - Африку, сведения о многих территориях которой были недостоверны, имели баснословный характер. Например, в одном из учебников по всеобщей географии, в котором готтентоты описаны более подробно, чем англичане, сообщается о жителях Мадагаскара, что они " добродушны и честны, но чрез поступки европейцев стали недоверчивы, лживы и вероломны. В сладострастии не знают пределов " и " им очень приятно, когда европейцы женятся на здешних девках " . Подобной " информацией " для заучивания были переполнены многие учебники первой четверти XIX века. Понимая несостоятельность подобного подхода, Гоголь предлагает, чтобы воспитанник проходил географию " в два разные периода своего возраста. В первом он должен узнать только великий очерк всего мира... Во втором периоде его возраста этот мир должен быть перед ним раздвинут. Он должен рассмотреть в микроскоп те предметы, которые доселе видел простым взглядом " . В.П. Семенов-Тян-Шанский, комментируя это место статьи Гоголя, утверждал, что здесь он " развивает примененную значительно позднее теорию двух концентров в преподавании географии " , которую обосновал ученик К.Д. Ушинского - Д.Д. Семенов. В 1864 году Д.Д. Семеновым были опубликованы " Педагогические заметки для учителя " , в которых он выделил два способа построения курса преподавания географии - синтетический и аналитический. По его мнению, первый метод следовало применить в начальных классах, второй - в старших. Вообще же понимание необходимости преподавания географии соразмерно со способностями к восприятию школьниками учебного материала возникло еще в XVIII веке, поэтому автор " Мыслей о географии " высказывался в полном соответствии с требованиями своего времени.

http://ruskline.ru/analitika/2007/02/16/...

Представляется своевременным отказ от излишнего акцента на конструировании регионального патриотизма, региональной идентичности, образа «малой родины», так как без консолидирующей идеологии государственного патриотизма (нет такого понятия в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы») возрастает потенциал распространения сепаратистских тенденций. [Т.В. Беспалова, П.В. Заяц] Ближайшая цель - воссоединить разделённый русский народ, объединить русские земли, твёрдо заявив об особой миссии Русского мира, призванной вернуть человеческому сообществу нравственный закон, данный Богом. Благонамеренному человечеству, тяготеющему к жизни по правде, не на кого больше надеяться на Земле, кроме как на православный народ, на Святую Русь. [О. Мономах] Для возрождения, долгосрочного развития и процветания русскому народу требуется большое дело. Таким делом может стать освоение Севера, Сибири и Дальнего Востока. Этот замысел мог бы охватить весь Русский мир, Малороссию, Белоруссию и современную Россию. Малоосвоенные и слабозаселенные территории востока страны могут стать одним из главных мест собирания разделенного русского народа. Собиранию нашего народа должны быть подчинены масштабные инфраструктурные замыслы. Сегодня существует геополитическая потребность в том, чтобы связать северо-западную и северо-восточную части России мощно, многофункциональной дорогой. Такую же роль выполнял в начале XX века Транссиб, позволяющий заселить Сибирь. Новая трасса способна стать самым коротким путем через Евразию, более выгодным, чем Новый шелковый путь в обход России. Строительство новой трансконтинентальной дороги даст возможность обеспечить надежный доступ с материка к Северному морскому пути. Необходима опорная точка развития востока России, которая одновременно может стать арктической столицей нашего государства, и ее расположение должно вписываться в траекторию северной трансконтинентальной дороги. [И.А. и В.Н. Романовы] Русский географ, государственный и общественный деятель В.П. Семенов-Тян-Шанский в свое время отмечал целесообразность перемещения политического центра российского государства ближе к истинному географическому центру. Он считал, что наши старые «европейские» центры должны отказаться от своих монопольных привычек в торгово-промышленном отношении и основать в азиатских базах свои филиалы, развивать их самостоятельность, относиться не только терпимо, но и любовно поощрительно к возникающим там культурным и промышленным начинаниям.

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

" ...Образ Божий в человеке есть нечто динамическое. Он есть устремление к Богу, к совершенству. Это движение, которое не может остановиться " ,- писал протоиерей Александр Семенов-Тян-Шанский. Мера устремленности, степень динамики воплощается в поведении человека, в том числе в его труде, который - в смысле личных усилий - всегда есть творчество. В самую способность человеческого творчества Бог заложил задание устремления к идеалу, то есть к Богу, к Христу; это - задание " в поте лица " (Быт.3,19) искупать грех отпадения от Бога, а со времени Боговоплощения - звать к преображению человека, к гармонии с Богом, но - " памятуя, что эта гармония уже вошла в мир... в личности Богочеловека " , через Его крестную жертву, указывающую всякому человеку путь к идеалу (протоиерей Александр). Художническое ощущение целостности мира, его смысла и цели, художническая способность непосредственно ощущать присутствие Божественного идеала в мире и в человеческом сердце - есть художественный гений. Творящий гений - это потребность в идеале, указанном Христом, приведенная в творческое действие; творящий гений - это религиозная потребность человека, являемая в процессе, в пути его духа; она может воплощаться как в художественном, так и в ином творчестве, а на высших степенях возможностей человека - в христианской жизни, в христианском подвиге, святости как " высшем художестве " . Искусство вовсе не " оспаривает духовное пространство молитвы " , как пишет современный пушкинист,- оно порой усваивает функцию молитвы, непроизвольно стремясь уподобиться ей. Гений есть потребность в молитве, жажда веры, дарованные человеку, приведенные в активное действие. Но связь религиозной потребности со своим Источником может быть, в силу поврежденности человеческой природы грехом, сама повреждена, извращена или вовсе разорвана, и это влияет на деятельность гения, ее плоды и его обладателя; в предельных случаях религиозная потребность меняет свой предмет, и Божья благодать, которою осенен человек и человеческий гений, подменяется тем, что С.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/434/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010