За проведённые им исторические, этнографические и географические исследования в 1857 году Валиханов был заочно избран действительным членом Императорского Русского географического общества. Рекомендовал его к избранию молодой учёный Пётр Семёнов (впоследствии Семёнов-Тян-Шанский), познакомившийся с Чоканом в Семипалатинске в ноябре 1856 года. В СТРАНЕ КРОВАВЫХ ХОДЖЕЙ В начале 1858 года Валиханов стал готовиться к новому путешествию - в загадочный и недоступный для европейцев Кашгар, полунезависимое от Китая феодальное государство с тираническим режимом и деспотичными правителями-ходжами, частенько сменявшими друг друга. До этого в Кашгаре побывали лишь знаменитый венецианец Марко Поло в XIII веке да португальский иезуит Бенедикт Гоэс в самом начале XVII столетия. А за год до начала экспедиции Валиханова в Кашгар со стороны Индии отправилась экспедиция немецкого путешественника Адольфа Шлагинтвейта, работавшего на англичан. Эта экспедиция безследно исчезла, а о судьбе самого Шлагинтвейта ходили самые разнообразные слухи. Это было начало Большой Игры - тайной борьбы между Российской и Британской империями за зоны влияния в Азии: борьбы, которая никогда не прекращалась. 28 июня 1858 года Чокан присоединился к торговому каравану семипалатинского купца Мусабая, следовавшего в Кашгарию. Он обрил голову, нарядился в азиатскую одежду и стал отныне для всех молодым купцом Алимбаем, родственником караванбаши Мусабая. О том, кто едет с караваном на самом деле, знал лишь сам Мусабай. Уже при подходе к китайской границе Валиханов с тревогой узнал, что среди местных киргизов распространился слух о том, что с караваном едет переодетый русский офицер. Тем не менее, он решает продолжить своё путешествие, и после серии приключений осенью 1858 года достигает стен Кашгара. Въезжая в город, Чокан содрогнулся от ужаса, увидев вкопанные в землю жерди, на которых болтались деревянные клетки, а в них - издававшие тошнотворный запах отрубленные человеческие головы. Это была страшная память о недавнем правителе Кашгара - кровавом ходже Валихане-тюре, имя которого странным образом ассоциировалось с фамилией Чокана. Ещё один памятник, оставшийся от полубезумного ходжи, - это высившаяся на берегу реки Кызыла огромная пирамида из человеческих черепов, известная сейчас каждому мало-мальски образованному человеку по гениальной картине Василия Верещагина «Апофеоз войны», давно ставшей антивоенным символом всех времён. Сам Верещагин в Кашгаре не бывал, но многое видел в недалеком Чугучаке и Илийском крае Китая и был наслышан о безумствах старого ходжи.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть Русское чуда на Алтае 23 августа исполнилось 285 лет городу Барнаулу Наталья Лясковская   11:37 22.10.2015 786 Время на чтение 14 минут Судьба не раз заносила меня в эти места, и я успела их полюбить. А когда я собиралась на Алтай впервые в далёком 1976 году, спросила у двоих друзей - москви ча, который пару раз бывал там по работе, и уроженца Алтая: что за место такое? - Барнаул? Это дыра! - сказал москвич. - Барнаул - это чудо! - сказал уроженец. Через трое суток (столько ехать туда от Москвы на поезде) в 45-градусный мороз я стояла на платформе железнодорожного вокзала в Барнауле. Для меня, уроженки юга, такая холодрыга казалась невыносимой: я еле дышала, слова не вылетали, а вываливались изо рта в виде ледышек, как в известной сказке Степана Писахова. Но уже вечером, после баньки и хлебосольного ужина, мы с друзьями гуляли по заснеженным улицам, и я так пела «Ой, мороз, мороз...», что сибиряки восхищались... Обживаясь в Барнауле, я по очереди вспоминала и впечатления москвича, и отзыв местного уроженца - оба были по-своему правы. Причём их высказывания можно было приложить к чему угодно: людям - таким разным; коммунальным службам - в городе в то время кое-где имелись настланные из дерева тротуары, ходить по которым было опасно для жизни; местоположению города - высокий правый берег Барнаулки и низменные участки левобережья, великолепная Обь вдалеке; его архитектуре - строили здесь из всего: сосны, пихты, лиственницы, основу производственных зданий составляли стоечно-каркасные конструкции, административные и жилые дома рубились из брёвен. Кирпичные сооружения были редки - завод, аптека, часть плотины завода, а в 1774 году был возведён каменный Петропавловский собор. Правда, весьма разнородную архитектуру города успешно объединила и гармонизировала система площадей - Соборная, Сенная, Конюшенная, Рыночная, Заводская, связанных прямыми улицами. «Хотя город Барнаул не отличался внешней красотой своих зданий, но зато внутри их все было убрано с комфортом и роскошью, и все казалось жизнерадостным. Общество все однородное, состояло из очень хорошо образованных и культурных горных и лесных офицеров и их семейств, сильно перероднившихся между собою, а также из семейств двух-трех золотопромышленников, отчасти бывших в свое время также горными офицерами. Жили они весело и даже роскошно, но в их пирах не было той грубости, которой отличались оргии членов Главного управления Западной Сибири в Омске. Эстетические наклонности горных инженеров Алтайского горного округа проявлялись не только в убранстве их комнат и изящной одежде их дам, но и в их знакомстве как с научной (в 1764-м здесь функционировала роскошная техническая библиотека с фондом 7 тыс. томов. - Н.Л.), так и с художественной литературой и, наконец, в процветании барнаульского любительского театра, который имел даже свое собственное здание», - вспоминал знаменитый путешественник Пётр Семёнов-Тян-Шанский в 1856-1857 годах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Эти боны для покупки только в рудничной лавке надвигают на нас наплывом алтайские прииски и заводы. Их приписное население в XVIII и XIX веке совершало нарочно преступления, чтобы только попасть на каторгу и вести более лёгкую жизнь. На алтайских золотых приисках и в конце прошлого века “рабочие не имели права отказаться от работы даже в воскресенье”, платили штрафы (сравни принудработы), и ещё там были лавочки с недоброкачественными продуктами, спаиванием и обвесом. “Эти лавочки, а не плохо поставленная золотодобыча, были главным источником доходов” золотопромышленников (Семёнов-Тян-Шанский, «Россия», т. XVI), или, читай, — треста. В 1952 году маленькая хрупкая X. С. не пошла в сильный мороз на работу потому, что у неё не было валенок. За это начальник деревообрабатывающей артели отправил её на 3 месяца на лесоповал — без валенок же. Она же в месяцы перед родами просила дать ей легче работу, не брёвна подтаскивать, ей ответили: не хочешь — увольняйся. А тёмная врачиха на месяц ошиблась в сроках её беременности и отпустила в декретный за два-три дня до родов. Там, в тайге МВД, много не поспоришь. Но и это всё ещё не было подлинным провалом жизни. Провал жизни узнавали только те спецпереселенцы, кого посылали в колхозы. Спорят некоторые теперь (и не вздорно): вообще колхоз легче ли лагеря? Ответим: а если колхоз и лагерь — да соединить вместе? Вот это и было положение спецпереселенца в колхозе. От колхоза то, что пбйки нет, — только в посевную дают семисотку хлеба, и то из зерна полусгнившего, с песком, земляного цвета (должно быть, в амбарах полы подметали). От лагеря то, что сажают в КПЗ: пожалуется бригадир на своего ссыльного бригадника в правление, а правление звонит в комендатуру, а комендатура сажает. А уж от кого заработки — концов не сведёшь: за первый год работы в колхозе получила Мария Сумберг на трудодень по двадцать граммов зерна (птичка Божья при дороге напрыгает больше) и по 15 сталинских копеек (хрущёвских — полторы). За заработок целого года они купила себе… алюминиевый таз.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Лит.: Семёнов-Тян-Шанский П. П. Памяти его имп. высочества вел. кн. Константина Николаевича, 1-го председателя имп. РГО. СПб., 1892; Павлов-Сильванский Н. П. Вел. кн. Константин Николаевич//Главные деятели освобождения крестьян. СПб., 1903. С. 7-11; Кони А. Ф. Вел. кн. Константин Николаевич//Великая реформа. М., 1911. Т. 5. С. 34-51; Любавский М. К. Вел. кн. Константин Николаевич//Освобождение крестьян: Деятели реформы. М., 1911. С. 89-114; Житков К. Г. Светлой памяти вел. кн. Константина Николаевича. СПб., 1912; Чернуха В. Г. Внутренняя политика царизма с сер. 50-х до нач. 80-х гг. XIX в. Л., 1978; Шевырев А. П. Рус. флот после Крымской войны. М., 1990; Андриенко В. Г. Круглые суда адмирала Попова. СПб., 1994; Воронин В. Е. Вел. кн. Константин Николаевич: Становление гос. деятеля. М., 2002; он же. Польское восстание 1863 г.: Опыт «Примирительной политики» рус. правительства. М., 2008; он же. Рус. правительственные либералы в борьбе против «аристократической партии» (сер. 60-х - сер. 70-х гг. XIX в.). М., 2009; он же. Рус. самодержавная власть и либеральная правительственная группировка в условиях полит. кризиса (кон. 70-х - сер. 80-х гг. XIX в.). М., 2010; Коршунов Ю. Л. Генерал-адмиралы рос. императорского флота. СПб., 2003; Вел. кн. Константин Николаевич Романов: [Фотоальб.]/Авт.-сост. и отв. ред.: В. И. Моцардо. Самара, 2004; Головнин А. В. Записки для немногих/Отв. сост. и науч. ред.: Б. Д. Гальперина. СПб., 2004; он же. Мат-лы для жизнеописания царевича и вел. кн. Константина Николаевича. СПб., 2006; Иванова Т. Г. В. И. Даль и вел. кн. Константин Николаевич: К истории публикации «Пословиц русского народа»//Ежег. РО Пушкинского дома на 2000 г. СПб., 2004. С. 33-75; Кусков П. А. Воспоминания о вел. кн. Константине Николаевиче: 2-я пол. XIX в./Публ., предисл. и коммент.: Ю. А. Кузьмин//ИА. 2008. 4. С. 157-196; 5. С. 188-206; Вел. кн. Константин Николаевич на Св. Земле в 1859 г./[Сост., подгот. текста и коммент.: К. А. Вах]. М., 2009; Завьялова Л. В., Орлов К. В. Вел. кн. Константин Николаевич и вел. князья Константиновичи: История семьи. СПб., 2009.

http://pravenc.ru/text/2057096.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Путешествия степного царевича 29.05.2011 445 Время на чтение 8 минут В конце мая 1861 года из Петербурга, имперской столицы России, отправлялся в Среднюю Азию экипаж. В нём находился тяжелобольной молодой человек азиатской внешности в мундире российского офицера. Это был сын старшего султана Кушмурунского округа и один из дальних потомков «потрясателя вселенной» - грозного Чингиз-хана - штабс-ротмистр Русской армии Чокан Валиханов К своим двадцати пяти годам он был уже известнейшим в России учёным и путешественником, первым совершившим опасное и полное приключений путешествие, открывшее миру неведомую дотоле Кашгарию и благополучно возвратившимся. В столице он оставлял интересную работу по составлению карт Азии в Главном штабе, оставлял друзей и знакомых, среди которых были писатели, поэты и учёные - Ф.М.Достоевский, А.Н.Майков, Я.П.Полонский, А.Н.Плещеев, В.В.Крестовский, П.П.Семёнов-Тян-Шанский, А.Н.Бекетов, Е.П.Ковалевский и другие. Промозглый климат пагубно сказался на слабых лёгких и подорванном в путешествиях здоровье «степного царевича» и он вынужден был уехать на родину, в опалённые солнцем киргизские степи. НАЧАЛО ПУТИ При рождении он получил имя Мухаммед-Ханафия, прозвище же Чокан, которое закрепилось за ним и под которым он вошёл в историю, дала ему мать. В двенадцать лет отец отдал Чокана, даже не знавшего ещё русского языка, в Омский кадетский корпус, где он жил в одной комнате с будущим известным русским учёным и путешественником Григорием Потаниным. Эта дружба потом продолжалась всю недолгую жизнь Чокана. Уже в корпусе он проявил незаурядные способности в науках, отлично выучил русский язык, и окружающие говорили о нём, как о будущем учёном. Окончив корпус в 1853 году, Чокан был произведён в офицеры и, надев казачий мундир, поступил на службу в 6-й полк Сибирского линейного казачьего войска. Вскоре он был переведён адъютантом к генерал-губернатору Западной Сибири Густаву Гасфорту. Здесь, в Омске, он погрузился в изучение русских, китайских и других восточных трудов по истории Центральной Азии, а вскоре получил возможность и лично познакомиться с Семиречьем, Иссык-Кулем и китайской Кульджой, совершив несколько поездок туда.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Со 2-й пол. XIX в. активно исследовали руины и домонг. храмы в Киеве (соборы Св. Софии, Димитриевского, Ирининского, Феодоровского мон-рей; А. С. Анненков, А. И. Ставровский, П. А. Лашкарёв , И. В. Моргилевский ), Чернигове и Витебске (А. М. Павлинов ), Смоленске (М. П. Полесский-Щепило, С. П. Писарев), Галиче (Л. Лаврецкий, И. И. Шараневич), Ст. Ладоге (Н. Е. Бранденбург, В. В. Суслов ), Ст. Рязани (80-е гг. XIX в., руины Спасского собора; А. В. Селиванов). С 80-х гг. XIX в. основанное Уваровым Московское археологическое об-во стало инициатором систематических Всероссийских Археологических съездов. В 1869-1911 гг. в работе 15 съездов приняли участие археологи-славяноведы В. Б. Антонович , Д. Н. Анучин , Д. И. Багалей, К. Н. Бестужев-Рюмин, Бранденбург, В. А. Городцов , Забелин, В. О. Ключевский , Н. П. Кондаков , Н. И. Костомаров , А. С. Лаппо-Данилевский , Г. Ф. Миллер , П. Н. Милюков , С. Ф. Платонов , М. П. Погодин , Е. К. Редин , Самоквасов, П. П. Семёнов-Тян-Шанский, Спицын, Тизенгаузен, В. К. Трутовский, В. В. Хвойка , Л. Нидерле и др. При подготовке III Археологического съезда в Киеве (70-80-е гг. XIX в.) начались раскопки кургана Чёрная Могила в Чернигове и курганов Гнёздово под Смоленском; их итоги опубликованы в трудах В. И. Сизова (Курганы Смоленской губ. 1902), Самоквасова (Могилы рус. земли. СПб., 1908). В 70-80-х гг. земли Сев.-Зап. Руси обследовали Бранденбург и Л. К. Ивановский. В исследовании «Расселение древнерусских племен по археологическим данным» (ЖМНП. 1899. 8. С. 301-340) Спицын установил принадлежность территорий племенным объединениям славян, известным по летописям. Свод Б. И. и В. И. Ханенко «Древности Приднепровья и побережья Чёрного моря» (К., 1898-1907. 6 вып.), обзор И. И. Толстого и Кондакова «Русские древности в памятниках искусства» (СПб., 1889-1899. 6 вып.) представляли славяно-рус. памятники как итог многотысячелетнего развития культуры на территории Вост. Европы. Обширные материалы по археологии Др. Руси, собранные в посл. трети XIX - нач. XX в., актуальны и в наст. время.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Т. I. С. 400. Там же. С. 253. Там же. С. 144. Беловолов Г., прот., Большакова С. Е., Хондзинский П., свящ. Иоанн Кронштадтский//ПЭ. 2011. Т. 24. С. 366. Семёнов-Тян-Шанский А., свящ. Отец Иоанн Кронштадтский. С. 115. Лосский В. Н. Мистическое богословие//БТ. 1972. Вып. 8. С. 15–16. См.: Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. С. 401. См.: Беловолов Г., прот., Большакова С. Е., Хондзинский П., свящ. Иоанн Кронштадтский//ПЭ. 2010. Т. 24. С. 366. Семёнов-Тян-Шанский А., свящ. Отец Иоанн Кронштадтский. С. 101. Иоанн Сергиев, прав. Мысли о Церкви и православном богослужении. Гл. I//Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. СПб., 1994. Т. 6. С. 152. Семёнов-Тян-Шанский А., свящ. Отец Иоанн Кронштадтский. С. 68. Там же. С. 69. Иоанн Сергиев, прав. Мысли о Церкви и православном богослужении. Гл. I// Сергиев (Кронштадтский) И., прот. Полное собрание сочинений. Т. VI. С. 159. Там же. С. 129. Там же. С. 136. Там же. С. 17. См.: Беловолов Г., прот., Большакова С. Е., Хондзинский П., свящ. Иоанн Кронштадтский//ПЭ. 2010. Т. 24. С. 366. Семёнов-Тян-Шанский А., свящ. Отец Иоанн Кронштадтский. С 129. Иоанн Сергиев, прав. Мысли о Церкви и православном богослужении. Гл. I// Сергиев (Кронштадтский) И., прот. Полное собрание сочинений. Т. I. С. 2. Там же. С. 330. Там же. С. 2. Феофан Затворник, свт. Письмо к духовной дочери//Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. М., 1994. Т. 1. Вып. 1. С. 162–164. Семёнов-Тян-Шанский А., свящ. Отец Иоанн Кронштадтский. С. 172. Иоанн Сергиев, прав. Мысли о Церкви и православном богослужении. Гл. I// Сергиев (Кронштадтский) И., прот. Полное собрание сочинений. Т. I. С. 470. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. С. 172. Иоанн Сергиев, прав. Мысли о Церкви и православном богослужении. Гл. I// Сергиев (Кронштадтский) И., прот. Полное собрание сочинений. Т. IV. С. 214–215. Иоанн Сергиев, прав. Мысли о Церкви и православном богослужении. Гл. I//Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева.

http://bogoslov.ru/article/6175269

И в этом закладывается вновь основание для богословия теоцентрического, в преодоление искушений богословского гуманизма… У отца Иоанна вновь открывается “забытый путь опытного богопознания”… И в этом “опыте”, духовном и евхаристическом, преодолевается всякий богословский “психологизм”. Духовная жизнь и опыт таинств — таков единственный путь к догматическому реализму. Это — возвращение к духу святых отцов… И возвращение не в исторической симпатии только и не в подражании, но в обновлении или возрождении самого святоотеческого духа» .   Источники Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. СПб.: изд. Л. С. Яковлевой, 1994. Т. 6: Мысли о Церкви и Православном Богослужении. Сергиев (Кронштадтский) И., прот. Полное собрание сочинений. СПб.: тип. В. Ерофеева, 1893. Т. I, IV. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. М.: Паломник, 1994. Т. I. Вып. 1.   Литература Беловолов Г., прот., Большакова С. Е., Хондзинский П., свящ. Иоанн Кронштадтский//ПЭ. 2010. Т. 24. С. 353–382. Вениамин (Федченков), митр. Отец Иоанн Кронштадтский. СПб.; Кронштадт: Bockpecehie, 2000. Лосский В. Н. Мистическое богословие//БТ. 1972. Вып. 8. С. 9–128. Семёнов-Тян-Шанский А., свящ. Отец Иоанн Кронштадтский. Нью-Йорк: изд. имени Чехова, 1955. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж: YMCA-press, 1983.   Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1993. С. 400. Вениамин (Федченков), митр. Отец Иоанн Кронштадтский. СПб.; Кронштадт, 2000. С. 579. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. С. 400. Там же. Там же. С. 401. Беловолов Г., прот., Большакова С. Е., Хондзинский П., свящ. Иоанн Кронштадтский//ПЭ. 2011. Т. 24. С. 369. Семёнов-Тян-Шанский А., свящ. Отец Иоанн Кронштадтский. Нью-Йорк, 1955. С. 24. Иоанн Сергиев, прав. Мысли о Церкви и православном богослужении. Дневниковые записи. Глава I. О церкви, или обществе верующих// Сергиев (Кронштадтский) И., прот. Полное собрание сочинений. СПб., 1893. Т. VI. C. 87. Там же. С. 61. Он же//Там же.

http://bogoslov.ru/article/6175269

В 1878-1879 г.г. архитектор А. И. Кракау переделал в характере эклектики ограду и угловую часовню. В 1890 г. к алтарю пристроена пономарня, а через семь лет расширена алтарная часть. Самым торжественным в приходе был крестный ход в первый Спас, который шел к стрелке Васильевского острова, где купцы устраивали для водосвятия богатую Иордань. Около Андреевского рынка, вокруг которого 8 июля так же устраивался крестный ход, сооружен в 1903 г. киот в память коронования Николая II. С 1869 г. при храме действовало Общество вспоможения бедным в приходе Андреевского собора, содержавшее детский приют, дешевые квартиры для женщин, приют для неизлечимо больных в память Струйских (благотворителей Общества) и больницу с домовой церковью во имя Всех Святых. С 1881 г. председателем этого крупнейшего в России приходского благотворительного общества был известный географ, почётный член Петербургской Академии наук, член Государственного совета, сенатор П. П. Семёнов-Тян-Шанский. В 1891 г. создан народный хор, который приобрел большую известность под руководством К. К. Бирючева. В 1904 г. праздновалось 175-летие со дня основания собора, по этому поводу М.Корольков опубликовал работу «Андреевский собор С.-Петербурга». В 1914 г. учреждено приходское миссионерское братство. Последним настоятелем с 1890 г. до революции был протоиерей Иоанн Иоаннович Добронравов. После большевистского октябрьского переворота 1917 г. в России начались невиданные в мировой истории разрушение государственности, геноцид народа и гонение на Церковь Христову. Насилие, разруха, голод и смерть в полной мере обрушились по вине христоненавистников на духовенство и прихожан прихода Андреевского собора. В 1922 г. в Андреевском соборе большевики произвели изъятие церковных ценностей. Были изъяты богослужебные сосуды из драгоценных металлов, серебряные оклады икон первого ряда иконостаса, старинное Евангелие в серебряном окладе, облачение главного престола, сделанное в 1861 году из 7,5 пудов серебра в мастерской известного ювелира Ф. А. Верховцева и многое другое.

http://sobory.ru/article/?object=00740

Роболи 1926 - Роболи Т. Литература " путешествий "http://Русская проза. Л., 1926. Рулье 1855 - Рулье К.Ф. К читателям//Гумбольдт А. Картины природы с попутными объяснениями. М., 1855. Русские 1990 - Русские писатели. Библиографич. словарь. В 2-х ч. М., 1990. Салтыков-Щедрин 14 - Салтыков-Щедрин М.Е. Собр.соч.: В. 20 т. М., 1972. Т. 14. Семенов 1972 - Семенов В.Т. Гоголь - как историк-медиевист//Из истории западноевропейского средневековья. М., 1972. Семенов-Тян-Шанский 1928 - Семенов-Тян-Шанский В.П. Район и страна. М., 1928. Семенов-Тян-Шанский 1928а - Семенов-Тян-Шанский В.П. Влияние географического ландшафта на творчество человека//Гул земли: Лит.-научн. и художеств. сб. Л., 1928. Семенов-Тян-Шанский 1934 - Семенов-Тян-Шанский В.П. Памяти Гоголя, первого глашатая у нас правильных идей школьной географии//География в школе. 1934. N 1. Семенов-Тян-Шанский 1939 - Семенов-Тян-Шанский В.П. Мысли Н.В. Гоголя о географии: К 130-летию со дня рождения//Известия ГГО. 1939. Т. 71. Вып. 6. Скурла 1985 - Скурла Г. Александр Гумбольдт. М., 1985. Сологуб 1865 - Сологуб В.А. Воспоминания//Русский архив. 1865. Сохряков 1990 - Сохряков Ю.И. Художественные открытия русских писателей: О мировом значении русской литературы. М., 1990. Степанов 1957 - Степанов А.Н. Публицистические выступления Гоголя в " Литературной газете " А.А. Дельвига//Учен. зап. ЛГУ. 1957. N 218. Сер. филол. наук. Вып. ЗЗ. Строев 1953 - Строев К.Ф. О работе Н.В. Гоголя " Мысли о географии "http://Учен. зап. МГПИ. 1953. Т. 39. Труды географич. ф-та. Вып. 4. Сухова 1981 - Сухова Н.Г. Развитие представлений о природном территориальном комплексе в русской географии. Л., 1981. Терра 1961 - Терра Г. Александр Гумбольдт и его время. М., 1961. Тойбин 1980 - Тойбин И.М. Пушкин и философско-историческая мысль в России на рубеже 1820 и 1830 годов. Воронеж, 1980. Толстой 7 - Толстой Л.Н. Несколько слов по поводу книги " Война и мир "http://Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1981. Т. 7. Томашевский 1961 - Томашевский Б.В. Историзм Пушкина//Томашевский Б.В. Пушкин. М.:Л., 1961. Кн. 2.

http://ruskline.ru/analitika/2007/02/19/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010