– «Благословите и меня, у меня тоже экзамен,» – говорила девочка в форменном платье. – И меня, и меня, – слышалось со всех сторон. Отец Иоанн что-то говорил детям, но что – я не мог разобрать. Видно было, что у него были отношения с ними самые сердечные, а гимназиста он о чем-то расспрашивал. Квартира отца Иоанна помещалась на втором этаже. Обстановка напоминала помещение небогатого сельского священника. Отец Иоанн снял с себя на ходу регалии и рясу и остался в шелковом, небесного цвета подряснике. Ему никак нельзя было дать его семьдесят лет. Небольшие голубые глаза смотрели и сосредоточенно, и живо». Отец Иоанн угостил отца Ильинского чаем и хересом. «Пей! Это укрепляет здоровье…». «Я пробыл у отца Иоанна около 40 минут. При уходе он предложил служить с ним Литургию. Я сказал, что не был на вечерне и вообще не готовился. «Это ничего», – сказал он». 71 См.: «Новое время». 21 декабря, 1908. – Прим. изд. 1955 г. Розанов В. В. (1856–1919) – публицист, писатель, мыслитель, оригинальный и противоречивый; критиковал современное ему христианство , вместе с Д. Мережковским и З. Гиппиус являлся носителем нового религиозного сознания, основал вместе с ними в Петербурге «Религиозно-философское общество»; автор многих ярких, почти всегда парадоксальных книг и статей по вопросам церкви и религии, брака, литературы… («Религия и культура», «Семейный вопрос в России», «Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе» и др.) 72 Мефистофель- взятое из народных сказаний название дьявола, которое в произведениях поэтов и драматургов (Шекспир «Виндзорские кумушки», Марло «Фауст», Гете «Фауст») явилось художественной персонификацией все отрицающего, скептического начала. Читать далее Источник: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский./Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. - М. — СПб. : Отчий дом; Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 2011. — 496 с., с илл. (Серия «Православные святые»). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Источник этот он и желал открыть для всех, поэтому и не хотел скрывать проявления силы, почерпнутой в этом источнике. Несмотря на всю свою исключительность, отец Иоанн имеет, конечно, свои глубокие духовные корни, свою духовную генеалогию. Кроме того, будучи необычайным явлением в истории Русской Церкви и русской святости, он все-таки – вполне сын своего народа и своей эпохи. Настоящая книга, по своему заданию, не есть полное жизнеописание отца Иоанна Кронштадтского и не научное исследование о нем. Это попытка запечатлеть основные черты его образа, как они выявились в событиях его жизни и основных его книгах. Если автору, ограниченному возможностями эмигрантской жизни, не удалось ознакомиться со всеми нужными материалами, он все же надеется, что благодаря его труду светлый образ отца Иоанна Кронштадтского станет для многих читателей более близким и дорогим, а тем самым люди православные почерпнут в нем бодрость и силу на своем трудном жизненном пути, а не православные, дай Бог, утратив личные свои предубеждения, с большим доверием и вниманием будут относиться к Православной Церкви. 97 «При большом числе святых мирян на Руси удивляет отсутствие канонизации священников из белого духовенства. Известны два имени святых иереев: Максима Тотемского († 1650 г.) и Симеона Малопинежского († 1585 г.). Но первый был юродивым и к тому же не канонизирован, а второй – принял схиму перед смертью и, следовательно, вошел в святцы в чине преподобных» (См.: Федотов Г.П. Святые Древней Руси). – Прим. изд. 1955 г. (Сказано на момент написания книги; в настоящее время, после прославления ново мучеников Российских, святых из среды белого духовенства насчитывается более тысячи. – Ред.) 98 Под евхаристическим движением следует разуметь движение сторонников частого причащения и сознательного отношения к участию в Литургии. – Прим. изд.1955 г. Читать далее Источник: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский./Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. - М. — СПб. : Отчий дом; Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 2011. — 496 с., с илл. (Серия «Православные святые»). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

«Божественная литургия есть поистине небесное, на земле, служение, во время которого Сам Бог особенным, ближайшим, теснейшим образом присутствует и пребывает с людьми… Нет ничего на земле святее, выше, величественнее, торжественнее, животворнее Литургии!... Литургия – постоянно повторяющееся торжество любви Божией к роду человеческому и всесильное ходатайство о спасении всего мира и каждого члена в отдельности. Брак Агнчий, брак царского сына, на котором невеста Сына Божия – каждая верная душа, Уневеститель – Дух Святый. С какою уготованною, чистою, возвышенною душою нужно всегда присутствовать при Литургии, чтобы не оказаться в числе тех людей, которые, не имея одеяния брачного, а имея оскверненную одежду страстей, связаны были по рукам и… ногам, и выброшены вон из брачного чертога во тьму кромешную (см.: Мф. 22:2–14 )». « Жертва евхаристическая, или Пречистое Тело и Кровь Христовы – неисчерпаемый всебогатый источник примирения с Богом, милости очищения, освящения, обновления и обожения для всех верующих – живых и усопших; в ней примирение, очищение всего мира, ходатайство действительнейшее о привлечении ко Христу всех народов земли». «Что если бы Ты, Господи Боже мой, Иисусе Христе, возблистал свет Божества Своего от Пречистых Твоих Таин, когда они почивают на святом престоле – на дискосе во время Литургии, или в дарохранительнице, или дароносице, когда иерей Твой несет их на персех своих (на груди), идя к больному или от него! От этого света поверглись бы в страхе на землю все встречающиеся или воззревшие на них из домов своих, ибо и Ангелы от страха неприступной славы Твоей покрываются! А, между тем, как равнодушно… обращаются с этими пренебесными Тайнами! Равнодушно совершают страшное священнодействие Святых Таин!» Читать далее Источник: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский./Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. - М. — СПб. : Отчий дом; Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 2011. — 496 с., с илл. (Серия «Православные святые»). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Сохранилось немало показаний и о том, что на могиле отца Иоанна происходили исцеления от различных болезней. Кроме того, многие люди открыто утверждали и утверждают, что при тех или иных обстоятельствах они молитвенно обращались и обращаются к отцу Иоанну, и молитва их бывала и бывает услышана. Вера в помощь святых и праведных людей основана на вполне православном убеждении в единстве всех членов Церкви во Христе. Тому, кто разделяет это верование, трудно не разделить и все возрастающую веру в посмертную силу молитв отца Иоанна Кронштадтского . Ведь он сам, действительно, жил более всего молитвой за других людей и пламенной верой в святое единство Церкви. Но настоящая вера не есть только мысленное признание чего-нибудь, а порыв, умножающий силу самой жизни. Для того, чтобы вера стала таковой, надо уметь пережить то, во что веришь, и двинуться, хотя бы внутренне, навстречу к Тому, Кому веришь. Истинная вера и есть духовная встреча, и только такая вера приносит сладкий плод. 93 Из стихотворения М.Ю. Лермонтова («Прости! – мы не встретимся боле») (1832). Вторая строфа («Есть звуки – значенье ничтожно») использована в стихотворении 1840 года: «Есть речи – значенье». Ср.: Есть звуки – значенье ничтожно И презрено гордой толпой – Но их позабыть невозможно: Как жизнь, они слиты с душой… (1832) Есть речи – значенье Темно иль ничтожно! – Но им без волненья Внимать невозможно. (1840) Уже после смерти поэта, в 1845 г. В. Соллогуб издал сборник с другой редакцией этого (1840) стихотворения под заглавием «Волшебные звуки». 94 Здесь мимоходом нельзя не заметить, что символика, имеющаяся в Святых Таинствах, и вовсе превосходит символику всякого искусства. Многие образы, символы, имеющие основное значение в Таинствах Церкви, не суть только изображения невидимой действительности, а уже самая эта действительность. Но зато и самые эти образы «материи Таинств» (как они называются католиками) уже на эстетическую ценность не притязают. Здесь происходит крайнее обнищание (кенозис) Божественного, которое является в самых простых формах, например, хлеба, вина, воды. Сказанное, может быть, объясняет и то, что истинно высокое религиозное искусство ищет для себя простые, чисто нищенские одежды. – Прим. изд. 1955 г. Читать далее Источник: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский./Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. - М. — СПб. : Отчий дом; Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 2011. — 496 с., с илл. (Серия «Православные святые»). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Четвертое – Михаила Алексеевича Хрущева, Генерального штаба генерал-майора: «Почитаю своим нравственным долгом сообщить подробности случая исцеления лично моего по молитвам угодника Божия отца Иоанна Кронштадтского . В бытность мою кадетом я сильно простудился и заболел воспалением левого легкого, осложненным плевритом в тяжелой форме. Старший врач Данини известил моих родителей. Матушка моя, веря в силу молитв отца Иоанна, обратилась с мольбой к нему телеграммой и вскоре получила ответную депешу: «Молюсь об исцелении отрока Михаила». Вскоре после получения ее, как говорили, я спокойно уснул, во сне перенес кризис и проснулся с ясным сознанием и нормальной температурой». К случаям заочных исцелений относятся некоторые, имевшие место за границей. Среди них можно отметить быстро и внезапно начавшееся выздоровление от тифа покойного болгарского царя Бориса, тогда еще 8-летнего мальчика и наследника престола. Царевич стал поправляться после того, как отец его царь Фердинанд, сам католик, вспомнил о встреченном им на коронации Государя Николая отце Иоанне и телеграфно попросил его молиться за больного сына. Нередко обращения к отцу Иоанну сопровождались снами и даже видениями, в которых он являлся больным или близким им людям. Так, заочно исцеленный в детские годы от воспаления легких А.И. Северинов видел во сне отца Иоанна, пришедшего его причастить со Святыми Дарами. Некто Н.М. Роговой, исцеленный в детстве по молитве отца Иоанна от тяжелой формы падучей болезни (эпилепсии), сообщает, что перед тем как отправить ему телеграмму, его мать видела во сне отца Иоанна выходящим из Царских врат со Святой Чашей в руках. Подобных свидетельств немало. 86 Из доклада А.А. Соллогуба, прочитанного в Нью-Йорке. Январь. 1951. – Прим. изд. 1955 г. Читать далее Источник: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский./Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. - М. — СПб. : Отчий дом; Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 2011. — 496 с., с илл. (Серия «Православные святые»). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Об этом же, не менее ярко, говорит он и в другом месте: «Молитва, принужденная, развивает ханжество… делает человека вялым ко всему, даже к исполнению должностей своих…так и рабом форм обрядности, потому что это ведет к фарисейству, к лицемерному приношению к Богу заведенного правила». Биограф отца Иоанна Кронштадтского иеромонах Михаил приводит еще и следующий отрывок из сочинения отца Иоанна: «Хорошо послушание во всем матери Церкви, но с благоразумием, и, если возможно, могий вместити (могущий вместить) – продолжительную молитву – да вместит (ср.: Мф.19:12 ). Но не вси вмещают словесе сего ( Мф. 19:11 ); если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву». И, наконец, в той же биографии приведены следующие слова отца Иоанна Кронштадтского : «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к Причащению. Между тем, здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию Святых Таин; если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв». К словам отца Иоанна Кронштадтского , в которых он ограждает свободу молитвы, нужно в заключение прибавить еще нижеследующее: «Хорошо иногда на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горящею верою и любовью ко Господу. Да, не все чужими словами беседовать с Богом…к чужим словам как-то привыкаем… хладеем. И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего… благодарного сердца – пересказать нельзя». 65 Ср.: Диаконский возглас (последний) на просительной ектенье во время Божественной литургии. Читать далее Источник: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский./Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. - М. — СПб. : Отчий дом; Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 2011. — 496 с., с илл. (Серия «Православные святые»). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

1903. С. 8, 20). Вопреки ожиданиям академические успехи Сергиева были скромными; по собственному признанию, он был «едва ли не самый последний из студентов, бессловесен в классе и на экзаменах» (Творения: Дневник. М., 2005. Т. 3: 1860-1861. C. 184). По окончании академии в 1855 г. Сергиев был удостоен степени кандидата богословия за соч. «О кресте Христовом в обличение мнимых старообрядцев», к-рое проверял молодой бакалавр иером. Никанор (Бровкович) . 23 сент. того же года он был причислен ко 2-му разряду академических воспитанников и после защиты диссертации утвержден в степени кандидата богословия (РГИА. Ф. 796. Оп. 438. Д. 2989). Пастырское служение По окончании академии Сергиеву предложили занять место священника при кронштадтском соборе во имя ап. Андрея Первозванного. Впосл. И. К. рассказывал, что в годы обучения в духовных школах ему приснился большой храм, в алтарь которого он вошел северными и вышел юж. вратами. Посетив впервые Андреевский собор, он сразу же узнал явленный во сне храм ( Михаил (Семёнов). 1903. С. 29; Вениамин (Федченков). 2003. С. 23). Предложение места в Андреевском соборе возникло в связи с тем, что ключарь собора прот. Константин Петрович Несвицкий по старости должен был уйти на покой, и, по обычаю того времени, наиболее желанным преемником мог стать человек, женившийся на его старшей дочери Елизавете Константиновне (1829-1909). Сергиев и Несвицкая обвенчались и поселились на 2-м этаже церковного дома при Андреевском соборе. После венчания Иоанн признался супруге, что дал обет остаться девственником. Сначала, узнав о намерении мужа, Елизавета Константиновна предложила развестись, по нек-рым сведениям, обратилась с прошением к С.-Петербургскому митр. Исидору (Никольскому) . Со временем она, вероятно, перестала противиться стремлению мужа, стала помощницей пастыря, называла его «братом Иваном» ( Александр (Семёнов-Тян-Шанский). 1955. С. 13; Соллогуб. 1951. С. 1951). Дневниковые записи И. К. отражают далеко не безоблачную жизнь с домашними. В доме Сергиевых проживали или гостили мн.

http://pravenc.ru/text/471321.html

В рамках полемики Г. были написаны сочинения «L " Église russe est-elle libre?» (Свободна ли Русская Церковь?) и «L " Église Gréco-Russe» (Греко-русская Церковь), а также ответ Аксакову на вызвавшую многочисленные возражения со стороны рус. католиков его передовую статью, опубликованную в газ. «День» (1864. 12; из-за прекращения издания остался неопубл., в наст. время хранится в архиве Славянской б-ки). В парижском правосл. ж. «L " Union chrétienne» Г. полемизировал с перешедшим из католицизма в Православие свящ. Владимиром Гетте . Опубликовал ряд статей по рус. истории в журналах «Correspondant» и «Revue d " Anjou» и сочинения по истории взаимоотношений католич. и правосл. Церквей «Le Saint-Siège et la Russie» (Святой престол и Россия), «Témoignage d " un contemporain sur St. Vladimir» (Свидетельство современника о Владимире Святом) и др., написал биографии своих родственников католиков Д. Д. Голицына и Е. А. Голицыной. При содействии Г. найдено и опубликовано большое число мемуарных и эпистолярных источников по истории России X-XVII вв. Переписка и др. документы Г. в основном хранятся в архиве Славянской б-ки в Лионе (см.: Цимбаева Е. Н. Архив Славянской б-ки Парижа: (Опыт описания)//ВМУ: Ист. 1995. 6. С. 86-94). Погребен в ц. св. Сульпиция в имении Шатен-Крёз. Соч.: Петр I, член Парижской академии наук//Рус. заграничный сб. Лпц., 1859. Ч. 3. Тетр. 3; Un mot sur la Russie. Versaille, 1859; L " Église russe est-elle libre? P., 1861; L " Église Gréco-Russe. P., 1861; Témoignage d " un contemporain sur St. Vladimir. P., 1861; L " émancipation des serfs en Russie. P., 1861; Биография Арсения Мацеевича, архиеп. Ростовского и Ярославского. Лпц., 1863; О юности Александра I. Лпц., 1863; La Russie au XVIII siècle: Mémoires inédits sur les règnes de Pierre le Grand, Catherine I et Pierre II. P., 1863; Mélanges sur la Russie. P.; Lpz., 18632; La question bulgare. P., 1864; Le Saint-Siège et la Russie. P., 1864. Лит.: Pierling P. Le prince Gagarin et ses amis: 1814-1882. P., 1996 (рус. пер.: Кн. И. Гагарин и его друзья//Символ. 2001. 44. С. 7-178). Е. Н. Цимбаева Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель

http://pravenc.ru/text/165259.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛАГОЛЕВ Андрей Петрович (1898, ст-ца Каменская, ныне г. Каменск-Шахтинский Ростовской обл.- 1953, Лорейн, шт. Огайо, США), прот., регент, автор обработок и издатель правосл. песнопений. Из благочестивой дворянской семьи. Род Глаголевых насчитывал 20 поколений духовенства, восходя к XVI в. Служил офицером во время первой мировой войны; после разгрома Зап. фронта присоединился к Белой Армии ген. Врангеля на юге России и эвакуировался в 1920 г. в К-поль, затем в Тунис и, наконец, в Париж. В Париже изучал муз. находки в Сорбонне, зарабатывая на жизнь игрой в популярных оркестрах. С одним из таких оркестров приехал в США, вместе с цирковой труппой «казаков». В г. Гэри (шт. Индиана) ему предложили место церковного регента в рус. правосл. приходе и учителя в приходской рус. школе. Г. управлял школьными хорами, оркестрами рус. народных инструментов и церковными хорами в Гэри, затем при соборе св. Феодосия в Кливленде. В 1941 г. был рукоположен во иерея и назначен в Питтсбург, затем в Успенский храм в Лорейн, где служил до своей кончины. С 20-х гг. Г. начал собирать нотную б-ку, к-рая стала основой для нотоиздательской деятельности рус. приходов в Америке. Ноты писались от руки и размножались ротаторным способом. В 1946 г. Г. аранжировал первые сборники - Божественной литургии, Великого поста, Пасхи и Рождества Христова - на англ. языке, к-рые были изданы Федерацией рус. правосл. клубов. Эти сборники составляли основной репертуар рус. правосл. приходов в Америке до 70-х гг., а в нек-рых местах употребляются и в наст. время. Муз. перелож.: Пение на Божественной литургии. N. Y., 1945; Songs of the Russian Orthodox Church Liturgy: With All Original Melodies [S. l.], 1948; Рождество Христово: Пение на великом повечерии, утрени, литургии. 1950; The Paschal Service: Во святую и великую Пасху. [S. l., 50-е гг. XX в.] (переизд. St. Tikhon " s Seminary Press: South Canaan (Pennsylv.), 1993); Божественная литургия. South Canaan, 1993. В. П. Морозан Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель

http://pravenc.ru/text/165063.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЕСЕДА» ж., издавался на рус. языке в Париже в 1983-1991 гг. с периодичностью 1 раз в год (10 выпусков, в 1987 вып. 5/6). Редактор вып. 1 - Т. Горичева, редакторы др. выпусков - Горичева и П. Рак. Журнал имел объем ок. 260 страниц и 4 основные рубрики: «Религия и философия», «Совр. культура», «Рецензии», «Интервью, полемика и письма». В «Б.» публиковались статьи, в к-рых рассматривались и анализировались совр. проблемы религ. сознания, культуры и Церкви. Одним из активных авторов журнала был О. Клеман , опубликовавший статьи «Наследие Иоахима Флорийского: ложные современные интерпретации» (1983. Вып. 1) о кн. А. де Любака «Духовное наследие Иоахима Флорийского» и «Вопросы о человеке» (Вып. 2-7) о влиянии Церкви на совр. цивилизацию. В «Б.» значительное место занимали статьи о рус. лит-ре и религ. философии - «О религиозном пути А. Блока» архим. Киприана (Керна) (1985. Вып. 3), «Софийность творения по учению о. С. Булгакова» игум. Геннадия (Эйкаловича) (Там же), «Об отечественной софиологии» свящ. Льва Конина (1983. Вып. 1), «Поэтическая красота и миропереживание Н. Гумилева» Е. Вагина (1986. Вып. 4) и др. В журнале увидели свет статьи историка рус. культуры В. Н. Ильина «Набросок христианской этики, онтологически обоснованной» (1983. Вып. 1) и «Война с красотой и власть тьмы» (1984. Вып. 2). Вып. 3 журнала содержал рубрику «По ту сторону утопии и антиутопии» со статьями, посвященными социальной идеологии («По ту сторону утопии и антиутопии» Б. Гройса, «Утопия как незажившая интрига» А. М. Пятигорского). Авторами мн. статей и рецензий были редакторы журнала Горичева («Мечты о гармонии и духовная брань» (1983. Вып. 1), «Юродивые поневоле» (1984. Вып. 2), «Эпоха постнигилизма» (1986. Вып. 4) и др.) и Рак («Письмо скептику» (1983. Вып. 1), «Из садов Пресвятой Богородицы» (1984. Вып. 2), «Водою и духом, или О разбавленном христианстве» (1988. Вып. 7)). Об эстетике и искусстве в журнале писали Ю. В. Мамлеев в ст. «Красота в разных мирах» (1986. Вып. 4), В. Лепахин в очерке «О. Иустин Попович об иконе, иконописании и иконописцах» (1988. Вып. 7) и др. В «Б.» публиковались интервью - с профессором богословского фак-та в Белграде иером. (впосл. епископ) Афанасием (Евтичем) (1984. Вып. 2), с президентом Католического ун-та Айхштетта проф. Н. Лобковицем (1985. Вып. 3), с итал. философом М. Серетти (Там же), с д-ром философии В. Ниссеном (1986. Вып. 4) и др. М. С. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель

http://pravenc.ru/text/78220.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010