Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [греч. Ικωβος] († 1769), еп. г. Каристос (на юж. берегу о-ва Эвбея, Греция), этномартир (дословно «пострадавший за нацию»). Был рукоположен во епископа Каристского 24 сент. 1766 г. К-польским патриархом Самуилом I (1763-1768). В 1768 г. И. переехал в К-поль и там был выбран патриархом Мелетием II (1768-1769) на должность великого эконома Патриархии. Во время русско-тур. войны (1768-1774) и национально-освободительного восстания 1769 г. в Греции И. вместе с Мелетием II и рядом церковных иерархов был арестован. Признанный виновным в заговорщической деятельности, направленной против Османской империи, и в сотрудничестве с повстанцами И. был помещен в тюрьму Мудзурага и после множества допросов и пыток в том же году скончался. Лит.: Κωνσταντινδου Κ. Ι. Ικωβος//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 645; Νικολου Ν. Β. Εθνομρτυρες Ιερρχες στν Τουρκοκρατομενη Ελλδα Αϒλσμα κα κλος τς λευθερας. Αθνα, 1999. Σ. 55. Ю. А. К. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель

http://pravenc.ru/text/200243.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ [румын. Isaia] (ок. 1520 - после 7.07.1581), еп. Рэдэуцкий (Молдавская митрополия) (1564 - 2-я пол. 1577 г.). Предполагается, что И. принял монашеский постриг в монастыре Агапия. До 1561 г. составил в монастыре Слатина 1-й известный сборник молдав. летописей. Основную часть сборника занимают Путнянская летопись по 1-му списку (на слав. языке), хроника Макария и хроники Евфимия; в него также входят «всемирная история», составленная по византийскому хронографу, серб. и болг. хроники. По поручению молдав. господаря Иоана Водэ Грозного (1572-1574) И. неоднократно посещал с дипломатическими миссиями Польшу, Трансильванию и Россию. Лит.: Dan D. Cronica episcopiei de Rdui. Viena, 1912. P. 49-50; Giurescu C. D. Ioan Vod cel Viteaz. Bucur., 1963. P. 89-91; Исторические связи народов СССР и Румынии в XV-XVIII в.: Док-ты и мат-лы. М., 1965. Т. 1. С. 12, 131-132; P curariu M., pr. Contribuii la istoria Episcopiilor Romanului i Rduilor în secolul al XVI-lea//Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1976. N 5/6. P. 334. Свящ. Мирча Пэкурариу Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель

http://pravenc.ru/text/674824.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСХИРИОН [греч. Ισχυρων], свт. (пам. визант. 23 нояб.), еп. Время и место жизни неизвестны. Память И. и посвященное ему двустишие («Жив сыи, Исхирионе, крепость беше церковная, каковую и по смерти разумно усиливает») содержатся в греч. стишных Синаксарях (напр., в Paris. gr. 1582, XIV в., и ГИМ. Син. греч. 369(353), 1-я пол. XIV в.). В них говорится только то, что И. был епископом и почил в мире. Эти сведения впосл. были включены в греч. печатную Минею (Венеция, 1593) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца . Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, предположил, что И. мог быть епископом Тарса, как и упоминаемый после него в Синаксарях Тарсийский еп. Елен . Однако Елену посвящено отдельное двустишие. В XIV в. при переводе юж. славянами стишного Синаксаря сведения об И. попали в состав слав. стишного Пролога и из него были внесены в ВМЧ. В современном календаре РПЦ память И. отсутствует. Ист.: ВМЧ. Нояб. Дни 23-25. Стб. 3260; Владимир (Филантропов). Описание. С. 527; SynCP. Col. 249, 251; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 172; Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 284. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 363; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 226. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/1237697.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Константинопольская Православная Церковь АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков «АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель АМАСТРИДА город (совр. Турция) на Юж. бер. Черного моря, визант. митрополия, ныне митрополия Вселенского Патриархата

http://pravenc.ru/rubrics/121496.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Константинопольская Православная Церковь. Епископат АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель АНФИМ IV (Тамвакис), Патриарх К-польский (на кафедре с 21 февр. 1840 - 6 мая 1841 и с 19 окт. 1848 - 30 окт. 1852) АРСЕНИЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ (в миру Аристовул Апостолис (Апостолиос, Апостолидис);ок. 1468-1535), митр., греческий ученый и переписчик рукописей АТТИК (сер. IV в.–окт. 425 г.), свт. (пам. греч. 8 янв., 11 окт.), Патриарх К-польский (03. 406–10. 10. 425) АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/rubrics/121502.html

И вот – Да святится Имя Твое. «Святиться» – с одной стороны, от слова «свят», с другой – говорит о сиянии. Я сейчас не путаю оба слова, но когда мы говорим о святыне, мы говорим о чём-то, что преисполнено света. «Аз есмь свет миру» ( Ин.8:12 ); «вы посланы как свет в этот мир» ( Мф.5:14 ). И так просто было бы понять значение этих слов, если бы мы просто к ним подходили. Именно: представьте себе, какая была бы реакция каждого из нас, если имя самого любимого нами человека употребляли бы в грязной шутке или каким-нибудь порочащим образом; какое было бы в нас возмущение и больше того – какая была бы нестерпимая боль, что имя моей матери так употребляют, имя моей Родины так употребляют, имя того, что для меня – святыня, так употребляют. В этом вся простота этого прошения. Если бы для нас Бог был не самым любимым (мы ведь не можем хвалиться тем, что любим Бога больше, чем родителей, родных, детей), но если бы мы любили Его хоть сколько-то, нам было бы невыносимо, что Имя Божие произносится в контексте, недостойном Его. В полном смысле слова только Господь Иисус Христос мог произнести Имя Божие с совершенной чистотой сердца, ума, уст, воли, плоти, всего Своего существа. Мы можем произносить эти слова во Христе, бережно, с трепетом, не употребляя слишком легко такие слова, от которых бесы дрожат и перед которыми мы не благоговеем... Ведь страшно подумать, что «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено» ( Флп.2:10 ), кроме нас, верующих христиан. Иоанн Златоуст где-то говорит, что когда мы произносим Имя Спасителя Христа, бесы отходят от нас в ужасе, а мы произносим его без ужаса... Как это жутко и какую ответственность мы берём на себя, зная это Имя, потому что мы ведь знаем Имя Отец и знаем его через Единородного Сына, и знаем земное Имя для Бога: Иисус, «Бог спасает». Мы можем эти слова произносить, и таких слов достаточно, чтобы весь мир дрожал – кроме нас... «Да святится» учит нас: береги его как святыню, это больше, чем икона, это больше, чем имя любимого человека. Мы не дадим икону на поругание, а о Боге говорим с такой лёгкостью. Епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский)

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

И это – цель. Я помню, одна моя прихожанка пришла, говорит: «Знаете, отец Антоний, не выношу Екатерину Сергеевну, сбудьте её из прихода, я не могу её больше терпеть!» Я говорю: «Знаете что, Ирина, вы должны терпеть Екатерину Сергеевну, я должен терпеть её и вас, а Бог должен терпеть всех троих – кому хуже?..» Значит, тут грань, нельзя входить в компромисс, никуда не уйдёшь от этого, и только если ты на это решишься (конечно, в совершенстве мы не умеем прощать, но если хоть волей, намерением мы говорим: да, я хочу простить; у меня не хватает великодушия, чтобы всё было так, как надо, чтобы я этого человека взял на плечи, как крест, как овцу, но я готов на это, я буду врастать в эту меру), – только тогда мы можем вступить в то, что я назвал несколько минут тому назад пустыней: то место, где я буду стоять перед лицом искушения. Епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский) В прошении о прощении грехов – «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» – должна выражаться нищета духовная, без которой нет ни исправления, ни духовного роста. Прощение грехов же познаётся в освобождении от их власти над нами. А упоминание о том, что и мы прощаем, – это прежде всего призыв прощать. Объясняя это прошение, Господь Сам сказал: «А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6:15 ). Святитель Симеон Солунский Для того, чтобы оставлены были нам беззакония наши и грехи, Бог – Слово снизшёл на землю и, воплотившись, кровь Свою излил. Для оставления грехов учреждены Им божественные таинства. Всё Сам сделал Он для сего; и от нас требует только одного, чтоб и мы прощали другим, почему и законоположил: «отпущайте и отпустят вам» ( Лк.6:37 ). И Петру, вопрошавшему, сколько раз в день прощать согрешающему, – прощать ли до семи раз, сказал, что надо оставлять семьдесят раз седмерицею, – вместо – непрестанно. Таким образом решителем успеха молитвы поставил Он самого молящегося: так что если он прощал, и ему прощено будет; если сам отпущал, и ему отпущено будет, и как сам отпущал, так и ему отпущено будет. Сделанное брату возводится к Сотворшему нас: ибо в нем – образ Божий. А между собою все мы равны естеством, все, равно, рабы Богу. Пред Ним все согрешаем много, а друг пред другом согрешаем не много. Но оставляя сие немногое, множайшее получаем, когда, прощая людям, сподобляемся прощения от Бога. Архимандрит Борис (Холчев)

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Последнее свершение, когда Бог явится во славе и мы врастём в эту славу и тайну, уже начинается в момент, когда никто ещё не знает эту тайну, кроме Спасителя Христа и Божией Матери. Вот первое положение. В какой-то мере мы уже Христовы, в какой-то мере мы уже обладаем жизнью Христа и можем быть в том обществе, в том мире, в котором живём, как бы телесным, воплощённым присутствием Спасителя. В нас Он живёт не полностью, не так, как апостол Павел говорил: «Не я живу, но живёт во мне Христос» ( Гал.2:20 ). К сожалению, я ещё живу, и во мне Христос живёт, как младенец или как подросток, который постепенно вырастает, так, чтобы наконец я стал тем, что Он есть. Есть место у святого Симеона Нового Богослова о том, как, причастившись Святых Тайн, он вернулся в свою келью и говорит: «Я сижу в этой убогой келье на досках, которые мне служат и скамьей, и постелью, созерцаю дряхлое своё тело – я старик, я скоро умру, – гляжу на эти старческие руки и с трепетом и ужасом вижу члены тела Христова. Я причастился Тайн Божиих, и во мне, пронизывая меня, как огонь пронизывает железо, – Христос. И эта малюсенькая хижина, где я живу, – шире небес, потому что небеса не могут вместить Господа, а эта хижина в моём лице содержит Христа воплотившегося...» И это случается с каждым из нас – всякий раз, когда мы идем причащаться, с какой-то особенной интенсивностью. Но, как я уже сказал, дары Божий неотъемлемы; в нас остается все то, что мы получаем в причащении, в разрешительной молитве, в благодати Божией, которая изливается на нас свободно, когда Господь захочет того. Мы этого не замечаем, а другие порой замечают. Епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский) Без помощи Божией мы не можем исполнить Его волю, откуда необходимо постоянно взывать: «Да будет воля Твоя как на небе, так и на земле». Волю Божию следует творить охотно, радостно, как творят её Ангелы и святые. Святитель Симеон Солунский Настрой нас подобно Ангелам, чтоб как в них, так и в нас была воля Твоя, и нами была совершаема. Да не будет наша воля страстная и человеческая, но Твоя да будет воля бесстрастная и святая. Как благоволил Ты соединить земное с небесным, так благоволи, да и в нас, на земле сущих, будет небесное житие, служение, действование. Архимандрит Борис (Холчев)

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Детство учёного прошло в Рязанской губернии, в имении Рязанка (ныне эти края относятся к Липецкой области). Уже в двенадцать лет он действовал как глава семьи, вёл хозяйство. И ощущал себя исследователем родного края. «Мне казалось, что я открыл на окраине нашего поместья местность, никем не виданную и никому не доступную, но превосходящую красотою своей природы всё, что я когда-либо видел до своего десятилетнего возраста… Всё это уносило меня, одинокого и безотрадного, в какой-то чудный поэтический мир, которого двери мне были впервые широко открыты» — вспоминал учёный. Он навсегда остался мечтателем, но рано повзрослел, и в пятнадцать вместе с матерью направился в Петербург — учиться. Он поступает в школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров, а потом становится и вольным слушателем университета на физико-математическом факультете по отделу естественных наук. Петр Семенов-Тян-Шанский Со студенческой скамьи он мечтал об экспедиции в Среднюю Азию — на загадочный Тянь-Шань. В Германии Семёнов продолжил образование в университете, познакомился с Александром фон Гумбольдтом. Гумбольдту не удалось побывать в Средней Азии, и он завещал Семёнову провести экспедицию в те края и доказать теорию вулканического происхождения Тянь-Шаня. Такая экспедиция — предприятие не только рискованное, но и дорогостоящее. И Семёнов готовился к ней годами. В Европе, в Альпах и на Везувии, ставил себя в условия, близкие к тяньшанским — как будто не исхожены Альпы вдоль и поперёк. Эксперимент принёс ощутимые научные результаты и прибавил Петру Петровичу уверенности в собственных силах. Но снарядить экспедицию на Восток — дело непростое, и не только из-за отсутствия денег. Необходимо было политическое решение. А власти почему-то воспринимали путешествие в те края как нечто нежелательное, расшатывающее основы. Пётр Петрович вспоминал: «но даже вообще сообщать кому бы то ни было о моей твёрдой решимости проникнуть туда было бы с моей стороны крупной ошибкой, так как такое намерение встретило бы сильное противодействие со стороны Министерства иностранных дел, ревниво оберегавшего азиатские страны, лежавшие за русскими пределами, от вторжения русской географической науки в лице русских путешественников, в то время, когда Германия уже открыто, на глазах всего мира, снаряжала свою экспедицию в Центральную Азию, направляя её через Индию!»

http://pravmir.ru/dorogi-podvizhnika/

По отзывам современников, З. отличался редкостным трудолюбием и эрудицией, считался одним из лучших рус. статистиков. Награжден орденами св. Анны 3-й (1867) и 2-й (1872) степени, св. Станислава 2-й (1869) и 1-й (1889) степени, св. Владимира 4-й (1878) и 3-й (1884) степени. Похоронен 24 февр. 1893 г. на Смоленском кладбище в С.-Петербурге в присутствии сослуживцев во главе с директором Центрального статистического комитета Н. А. Тройницким. Могила утрачена. Ист.: РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3720; Ф. 1290. Оп. 3. Д. 68; Ф. 1343. Оп. 22. Д. 1490. Л. 6. Соч.: Томская губ.//Список населенных мест по сведениям 1868-1869 гг. СПб., 1868. Т. 60. Вып. 1; Оренбургская губ.//Там же. 1866 г. СПб., 1871. Т. 28; Тобольская губ.//Там же. 1868-1869 гг. СПб., 1871. Т. 60; Уфимская губ.//Там же. 1870 г. СПб., 1877. Т. 45; Губернии малороссийские и юго-западные//Статистика поземельной собственности и населенных мест Европ. России. СПб., 1884. Вып. 3; Волости и важнейшие селения Европ. России. СПб., 1885. Вып. 3; Псковская губ.//Список населенных мест по сведениям 1872-1877 гг. СПб., 1885. Т. 34; Мон-ри в Рос. империи//Стат. временник Рос. империи. 1887. Сер. 3. Вып. 18; Указ. изменений в распределении адм. единиц и границ Рос. империи с 1860-1887 гг.//Там же. Вып. 19; Материал для ист.-топогр. исследования о правосл. мон-рях в Рос. империи с библиогр. указ. СПб., 1890-1897. 3 вып.; СПб., 2005р, 2007. Лит.: [Некролог]//ИВ. 1893. 4. Смесь. С. 301; [Некролог]//Новое время. 1893. 6103; [Некролог]//Новости и биржевая газ. 1893. 53; В. В. Зверинский: [Некролог]//Правительственный вестник. 1893. 42; [Некролог]//СПб вед. 1893. 54; [Некролог]//Отчет ИРГО за 1893 г. СПб., 1894. 2-я паг. С. 2-3; [Степанов В. В.] Библиогр. обзор изданий Центр. стат. ком-та, вышедших по 1-е авг. 1895 г. СПб., 1895. [Вып. 1]. С. 5, 11-12, 17, 30, 38, 40, 44, 46, 48, 57, 70, 77, 82-83; Семёнов-Тян-Шанский П. П. История полувековой деятельности ИРГО, 1845-1895. СПб., 1896. Ч. 1. Отд. 1-3. С. 159; он же. Мемуары П. П. Семёнова-Тян-Шанского. Пг., 1917. Т. 1. С. 64-65; Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в архиве Свят. Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 2. Вып. 2. С. 463-464; Здобнов Н. В. История рус. библиографии до нач. ХХ в. М., 1955. С. 342, 429; Левин Д. Э. Правосл. мон-ри Рос. империи в тр. В. В. Зверинского// Зверинский. 2005. 1-я паг. С. VI-XIV.

http://pravenc.ru/text/199667.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010