Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛИМПИАН [Греч. Ολυμπιανς], еп. Византия (впосл. К-поля) (ок. 187-198). В «Краткой хронике» К-польского патриарха свт. Никифора I (1-я треть IX в.) указано, что О. был 16-м епископом Византия и занимал кафедру 11 лет. В списке К-польских епископов Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.) О. упомянут только по имени, без к.-л. хронологических уточнений (PG. 147. Col. 452B). Эти сведения восходят к «Списку апостолов и учеников Господа» (BHG, N 151-152), автором к-рого в визант. традиции считался сщмч. Дорофей , еп. Тирский (III-IV вв.). Согласно Псевдо-Дорофею, О. был рукоположен в храме во имя св. Ирины. Однако в действительности закладка этой церкви относится к эпохе св. равноап. имп. Константина (306-337). Вероятно, автор перечня считал, что это была самая ранняя церковь в К-поле, и поэтому связывал первых епископов Византия именно с ней. В визант. традиции вся ранняя история К-польской Церкви носит легендарный характер и призвана доказать апостольское происхождение этой кафедры от ап. Андрея Первозванного через его ученика св. ап. Стахия и череду преемников до 1-го достоверно известного епископа свт. Митрофана I . Сочинение Псевдо-Дорофея создавалось в несколько этапов. В оригинальный текст в средневизант. период вносились дополнения, обусловленные необходимостью церковной полемики с Римом. Аутентичность разделов о ранней истории К-польской Церкви в сочинении патриарха Никифора также вызывает сомнения. В не учтенной издателем К. де Боором рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 19390 (нач. X в.), восходящей к оригиналу, созданному при жизни Никифора, этот раздел опущен ( Mango. 1990. P. 3, 23-24; Idem. 2009. P. 166-167). Если признать, что епископские списки I-IV вв. имеют под собой историческое основание, то, отталкиваясь от обратной хронологии и зная, что епископат Митрофана I датируется приблизительно 306/7-313/4 гг., епископат О. следует отнести к 187-198 гг. Ист.: Boor C., de, ed. Nicephori archiepiscopi Constantinopolitani Opuscula historica. Lpz., 1880. P. 113; Schermann T., ed. Prophetarum vitae fabulosae. Lpz., 1907. P. 150. Лит.: Cuperus G. Ad historiam chronologicam patriarcharum Constantinopolitanorum dissertatio praevia de exordio cathedrae Constantinopolitanae seu potius Byzantinae//ActaSS. Aug. T. 3. P. Γεδεν. Πνακες. Σ. 95; Mango C., ed. Nikephoros, Patriarch of Constantinople: Short History. Wash., 1990. (CFHB; 13); idem. Constantinople " s Mount of Olives and Pseudo-Dorotheus of Tyre//Να Ρμη: Riv. di ricerche bizantinistiche. R., 2009. Vol. 6. P. 157-170. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель

http://pravenc.ru/text/2578323.html

Взгляни, мы выстроили свои жилища в долинах и спрятались в пещерах. Тебе совсем нетрудно повелеть Своим рекам затопить все наши долины и пещеры и стереть с лица земли человечество, отмыв ее от наших грязных дел. Но Ты выше нашего гнева и наших советов. Если бы Ты слушал советы человеческие, Ты бы уже разрушил мир до основания. О, Мудрейший среди отцов! Ты вечно улыбаешься в Своей божественной красе и безсмертии. Смотри, от Твоей улыбки растут звёзды! С улыбкой Ты превращаешь наше зло в добро, и прививаешь Древо добра на древо зла, и с бесконечным терпением облагораживаешь наш невозделанный Райский сад. Ты терпеливо лечишь и терпеливо созидаешь. Ты терпеливо созидаешь Свое Царство добра, Царь наш и Отче наш. Мы молим Тебя: освободи нас от зла и наполни нас добром, ибо Ты упраздняешь зло и восполняешь добро. Святитель Антоний, митрополит Сурожский «Искушение» по-славянски значит две вещи: во-первых, то, что мы называем искушением, то есть то, что побеждает нас своим соблазном; и во-вторых, испытание. Помните, апостол говорит: «Бог злом не испытывает» ( Иак.1:13 ). Если Он ставит нас перед лицом возможного падения, то потому, что увидел в нас достаточно веры, верности Ему, чтобы сразиться с этим искушением. И вот, мы вступаем в область, где на нас начнут находить испытания, искушения. И как легко нам сказать: Да, я ведь Бога называю Отцом, Христос меня признает за брата, я молился сыновней молитвой, я крещён, я причастился Святых Даров, я в меру моих сил простил всем – почему бы в этом духе Христовом не употребить Божественную силу на то, что мне нужно?.. – Нет!.. Потом сатана может сказать: Испытай свою силу. Ты говоришь, что ты соединён со Христом крещением, – вздор! Докажи; не верю... И мысль приходит: а что, если мне на самом деле доказать (конечно, не сатане, а кому-нибудь вокруг)? Да, со мной случилось что-то замечательное. Ты только на меня посмотри, ведь я новая тварь... Не в таких глупых словах, но в таком же направлении (потому что мы находим более подходящие слова для того, чтобы свою гордыню или тщеславие проявить). Или сатана говорит: «Смотри, сколько в тебе силы, возможности; неужели ты будешь довольствоваться тем малым, к чему ты призван? Ведь я могу тебе дать власть, я из тебя могу сделать – правителя, директора, полковника, что угодно; у тебя будет власть над людьми...» И тут тоже надо сказать: «Нет, мне это не нужно, я призван быть таким же смиренным, как Христос; мне ничего не нужно, я ничего доказывать не буду ни тебе, ни себе...» Вот это на нас будет находить. Можно массу примеров дать тех искушений, которые к нам могут прийти, но это не нужно – принцип поставлен. Избавь нас от лукавого, Господи! Епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский)

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Александр (Семёнов Тян-Шанский), епископ. Отец Иоанн Кронштадтский . Обнинск, 1995. (Репр. воспроизведение с изд.: Париж, 1990) Антоний (Блум), митрополит. Духовное руководство в Православной Церкви//Труды. М., 2002. Антоний (Блум), митрополит. Человек перед Богом. М., 1995. Антоний (Голынский-Михайловский) , архиепископ. О молитве Иисусовой// Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы/авт.-сост. Η. М. Новиков: в 4 т. Т. 1. М., 2004. Бердяев Н. А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности//Философия свободного духа. М., 1994. Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1991. Бердяев Н. А. Смысл творчества//Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни//Житие преподобного Серафима Саровского . Киев, 2005. Булгаков С. , священник. Благодатные заветы преподобного Сергия русскому богословствованию//Сергий Радонежский: сборник. М., 1991. Варсонофий Оптинский , преподобный. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу Батюшки». Оптина Пустынь, 2005. Великие русские старцы: Жития, чудеса, духовные наставления. М., 2001. Георгий (Тертышников), архимандрит. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М., 1999. Глубоковский Η. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. Григорий Нисский , святитель. Об устроении человека//О человеке: [Сборник]. М., 2004. Громов Μ. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001. Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященного юбилею 1000-летия Крещения Руси, проходившего в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 6–9 июня 1988 года, о канонизации святых//Канонизация святых. М., Добротолюбие: в 5 т. Троице-Сергиева Лавра, 1993. Т. 3. Древнегреческо-русский словарь/сост. И. X. Дворецкий; под ред. С. И. Соболевского. М., 1958.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

1949. Вып. 7. С. 17-35; Таинства и тайнодействия//Там же. 1951. Вып. 8. С. 17-34; Вступление в Церковь. П., 1952. М., 19932; Трапеза Господня//Православие и современность. П., 1952; То же. Рига, 1992р; Неудавшийся церковный округ//Правосл. мысль. 1953. Вып. 9. С. 7-30; Апостол Петр и римский епископ//Там же. 1955. Вып. 10. С. 7-32; Служение мирян в Церкви. П., 1955. М., 19952; Кафолическая Церковь//Правосл. мысль. П., 1957. Вып. 11. С. 17-44; То же//ЖМП. 1993. 10. С. 20-35; L " Église qui préside dans l " Amour//La primauté de Pierre dans l " Église Orthodoxe. Neuchâtel, 1960. P. 7-64; «Statio orbis»//Irénikon. Chevetogne, 1962. N 1. P. 65-75 (на франц. яз.; рус. пер.: «Стацио орбис»//Правосл. община. 1999. 1 (49). С. 43-53); Una sancta//Irénikon. 1963. N 4. P. 436-475 (на франц. яз.; рус. пер.: Правосл. община. 1996. 4 (34). С. 62-112); Ей, гряди, Господи Иисусе!//ВРСХД. 1966. 82. С. 69-81; «Мир» в Священном Писании//Там же. 1967. 86. С. 3-22; Экклезиология вступления в клир. П., 1968. К., 19972; Церковь Духа Святого. П., 1971. Рига, 1994р; Врата Церкви//ВРСХД. 1974/1975. 114/115; О церковном воспитании//Правосл. община. 1999. 3 (51). С. 80-89. Лит.: Александр (Семёнов Тян-Шанский), архим. Памяти протопресвитера о. Николая Афанасьева//ВРСХД. 1966. 82. С. 59-64; Шмеман А. , прот. Памяти о. Николая Афанасьева//Там же. С. 65-68; он же. Русское богословие за рубежом//Русская религиозно-философская мысль XX в.: Сб. ст. Питтсбург, 1975. С. 74-87; Afanassieff M. Nicolas Afanassieff (essai de biographie)//Contacts. 1969. N 66. P. 99-111; Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. П., 19974. С. 337; Прот. Н. Н. Афанасьев (1893-1966)//ЖМП. 1993. 10. С. 19-20; Афанасьев А. Н. Слово об отце//Афанасьевские чтения: Наследие проф.-протопр. Н. Афанасьева и пробл. совр. церк. жизни. М., 1994. С. 6-9, 84-89; Plank P. Die Eucharistieversammlung als Kirche: zur Entstehung und Entfaltung der eucharistischen Ekklesiologie Nikolaj Afanas " evs (1893-1966). Würzburg, 1980; Aidan N.

http://pravenc.ru/text/77064.html

Он был примером честности и правдивости: за всю свою полувековую эмигрантскую жизнь, Борис Константинович никогда ни на какие общественные компромиссы не пошёл. Но при всей твёрдости убеждений, он был бесстрастен и не запятнал себя никакими, столь характерными для эмиграции, ненужными выпадами или партийными ссорами. Бесстрастие было в его характере, но коренилось оно глубже в его постоянной устремлённости к духовным ценностям. Религиозен Борис Константинович был без надрыва и пафоса, коренно, истово, и эта спокойная религиозность придавала его тихим речам вкус и вес. Благословенная старость... (если не считать долгой и мучительной болезни жены, которую Борис Константинович перенёс как подвижник, без малейшего ропота): и седина его почти не коснулась и память не сдала и талант не угас. Восьмидесяти лет он написал прекрасную, едва ли не лучшую свою повесть, Река времен, достойную стать среди десяти самых удачных русских повестей ХХ века. Еще недавно, он читал наизусть поразившее его предсмертное стихотворение Н. Гумилёва (напечатанное в Вестнике 98), о котором написал последнюю свою статью, несколько недель тому назад он справлял Рождество в движенческом Введенском храме, и уже совсем близко к роковому дню, возглавил (до двенадцати ночи) чествование Ф. Достоевского... Для большой речи у него уже не было сил. Он сказал несколько слов в простоте, но, как написал мне в письме, «преклоньше колени». Так у ног «гиганта» закончился литературный путь писателя-праведника, верно и честно служившего русскому слову ни больше ни меньше как семь десятков лет. 102 Никита Струве Епископ Александр (Семёнов Тян-Шанский). Светлой памяти Б. К. Зайцева Что такое траурный марш? Это шествие, торжественное, это торжество. Но неужели это торжество смерти? Конечно, нет. Это шествие к свету, а смерть это – мрак. По-разному люди понимают этот свет, к которому шествуют. Для одних это Пантеон долгой, но конечно эфемерной памяти человеческой, для других, более зрячих, этот свет это – бессмертие души, для иных уже прозревших, это шествие навстречу светлого воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ творческое объединение художников и гос. учреждение, осуществляющее научно-методическое руководство и подготовку кадров в области изобразительного искусства и архитектуры АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690–1718), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123030.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРСОВ Матвей Васильевич († 28.02.1896), рус. духовный писатель. Род. в Новгородской губ. в семье сельского священника. Богословское образование получил в Новгородской ДС и СПбДА. С 1866 г. преподаватель словесности и лат. языка в Симбирской ДС, с к-рой и была связана его дальнейшая жизнь. В разные годы Б. также преподавал нем. язык, логику, гражданскую историю и Свящ. Писание. С 1884 г. инспектор семинарии, в 1889, 1890 и 1892 гг. ректор. В 1867-1874 гг. с небольшим перерывом преподавал словесность в симбирской Мариинской жен. гимназии. За годы службы Б. был награжден 5 орденами, а в 1872 г. пожалован императрицей золотыми часами. Б.- автор неск. печатных трудов, в основном небольших статей и заметок, опубликованных в Симбирских епархиальных и губернских ведомостях. Не потеряли своей ценности до наших дней принадлежащие Б. «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия, с библиографическим указателем» (Симбирск, 1890. 2 т.) и «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых Апостолов и Апокалипсиса, с библиографическим указателем» (Там же. 1894). Эти большие компилятивные труды представляют собой собрания святоотеческих толкований, проповедей рус. иерархов и работ богословов XIX в. и являются, т. о., своего рода гомилетическими и экзегетическими хрестоматиями по НЗ. Каждый раздел сборников содержит перечень важнейших богословских сочинений, что делает работу Б. ценным библиографическим справочником. В этом качестве они и сегодня служат пособием для изучающих Свящ. Писание. В отличие от др. авторов подобных изданий Б. приводит собранный им материал полностью, не нарушая контекста. Лит.: Державин П. М. М. В. Барсов - инспектор Симбирской духовной семинарии: Некролог//Симбирские ЕВ. 1896. 7. С. 251-254. [Библиогр.]. А. С. Небольсин Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель

http://pravenc.ru/text/77606.html

словесности (впосл. эти курсы были опубл.). Одновременно нес послушание редактора джорданвиллских периодических изданий. С 1949 г. являлся бессменным редактором ж. «Православная Русь», с 1950 г. также редактировал ежемесячное приложение к нему «Православная жизнь» и богословско-философский ежегодник «Православный путь». Под его руководством выходило и англоязычное изд. «Orthodox Life». Основными темами публицистических статей К. были борьба за сохранение в эмиграции правосл. рус. культуры, сопротивление процессу секуляризации и обмирщения, борьба с коммунизмом и экуменизмом. Большое внимание К. проявлял к освещению с правосл. т. зр. мировых событий, все процессы, происходящие в мире, анализировал с т. зр. противостояния мировому коммунизму и апостасии (необходимо отметить, что неприятие всего советского и коммунистического иногда принимало в статьях К. гипертрофированный характер). Помимо редакционной и публицистической деятельности К. написал много книг и брошюр религиозно-нравственного и культурно-исторического содержания. По характеру был сдержан, молчалив, всегда углублен в себя, ежедневно совершал прогулки в одиночестве по мон-рю. Часто говорил проповеди на богослужениях. Имел большое число духовных детей среди иноков и мирян, вел обширную переписку с читателями из разных стран. Погребен на братском кладбище Свято-Троицкого мон-ря в Джорданвилле. Соч.: Лекции по административному праву. Прага, 1923; Основы этики. Харбин, 1937-1938. 2 т.; Св. Серафим Саровский и пути России. Ладомирово, 1939; Мат-лы к изучению Св. Руси. Ладомирово, 1940; Православная Церковь в советской России. Шанхай, 1947; Памяти последнего Царя. Шанхай, 1948; К познанию Православия. Шанхай, 1948; Церковь Бога Живаго: Столп и утверждение Истины. Шанхай, 1948; «Оглашенные, изыдите...». Шанхай, 1948; Киевская Русь. Шанхай, 1949; Памяти последнего Патриарха. Джорд., 1949; Православный человек. Мюнхен, 1950; Черты личности митр. Филарета. Джорд., 1958; Пастырское богословие. Джорд., 1960-1961. 2 т.; Лекции по истории рус. словесности. Джорд., 1967-1968. 2 т.; Время свт. Тихона. М., 1996; Чудо русской истории: [Сб.]. М., 2000. Лит.: Слава Богу за всё!: (Памяти о. архим. Константина): [Некр.]//Правосл. Русь. 1975. 23. С. 3-6; Фомин С. В. Джорданвилльский отшельник// Константин (Зайцев), архим. Чудо русской истории. М., 2000. С. 3-28; Нивьер. Деятели рус. эмиграции. С. 270-271. Д. П. Анашкин Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам

http://pravenc.ru/text/2057004.html

Иосиф (Хозеревский?), представитель наместника Белорусской кафедры Сильвестра Волчанского. Было принято решение отстаивать на съезде (если он состоится) интересы православной Церкви и с этой целью направить послов на сейм Речи Посполитой, оказать помощь пострадавшему от гонений со стороны католиков Виленскому братству; говорилось о необходимости постоянных контактов между К. и еп. Гедеоном. В качестве управляющего Белорусской епархией К. пытался заручиться поддержкой России. Униат. митр. Лев Кишка сообщал о том, что в 1681 г. было приказано схватить К. и посадить в Мальборкский замок за переписку с Москвой ( Петрушевич. А. С. Сводная Галицко-русская летопись с 1600 по 1700 г. Львов, 1874. С. 201). В янв. 1685 г. К. отправил к Смоленскому митр. Симеону (Милюкову) из литов. правосл. обителей (виленского Свято-Духова мон-ря и приписных к нему Кронской Троицкой и Евейской Успенской обителей) 10 кандидатов на поставление в диаконы и иереи. В послании к митр. Симеону К., называя себя блюстителем Белорусской епархии, сообщал о бедственном положении православных в Речи Посполитой (РГАДА. Ф. 79. 1685 г. Д. 2. Л. 42-43). К. до своей кончины отказывался перейти в унию и не получил разрешения от короля на епископскую хиротонию. В июле 1686 г. делами Белорусской епархии ведал Сильвестр Волчанский; по-видимому, к этому времени К. скончался. Ист.: АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. С. 53-56. 28; АВАК. Т. 11. С. 222-226. 80; С. 229. 82; С. 243-244. 88; Т. 15. С. 339-340. 214. Лит.: Смирнов Ф. К. Виленский Св.-Духов мон-рь. Вильна, 1888. С. 124-131, 337; Титов Ф. И., прот. Русская Правосл. Церковь в Польско-Литовском гос-ве в XVII-XVIII вв. К., 1905. Т. 1: Зап. Русь в борьбе за веру и народность в XVII-XVIII вв. 1-я пол. т. С. 77-80; он же. Климент (Тризна)//ПБЭ. Т. 11. Стб. 207-208; Bendza М. Tendencje unijne wzgldem Cerkwi prawosawnej w Rzeczypospolitej w latach 1674-1686. Warsz., 1987. S. 13-77, 137-139; Кочегаров К. А. Князья Огинские и сношения православных Великого княжества Литовского с Россией в 80-е гг. XVII в.//Россия, Польша, Германия: История и современность европ. единства в идеологии, политике и культуре. М., 2009. С. 82-117. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель

http://pravenc.ru/text/1841371.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Андрей (Зепович), еп. Ужичско-Шабацкий [серб. Антим] (Зепович; ок. 1762, о. Миконос, Греция - † неизв.), еп. Ужичско-Шабацкий К-польского Патриархата (1802-1814). До 1802 г. протосинкелл Ираклийской митрополии К-польского Патриархата. После перевода митр. Ужичско-Валевского Даниила в Трново К-польский Патриархат поставил на освободившуюся кафедру А., к-рый перенес кафедру из Валево в Шабац. Во время Первого серб. восстания (1804-1813) А. поддерживал многие начинания повстанцев. Вместе с митр. Леонтием (Ламбровичем) участвовал в сходе повстанческих старейшин, направивших австр. правительству и митр. Стефану (Стратимировичу) прошение о помощи серб. народу в борьбе против тур. владычества. В авг. 1805 г. принял участие в собрании в Боговачавском мон-ре , на к-ром вождем серб. народа был провозглашен Георгий Петрович (Карагеоргий) и А. был призван его миропомазать. Положение А. и его участие в освободительной борьбе сербов осложнялись тем фактом, что он находился в юрисдикции К-польского Патриархата. А. был тесно связан со своей серб. паствой и пользовался полным доверием и поддержкой митр. Карловацкого Стефана, чья хиротония не была признана К-польским Патриархатом. А. был вынужден бежать в Австро-Венгрию, и митр. Стефан обеспечил ему безопасное проживание в империи. После того как власти настояли на том, чтобы он покинул г. Сремска-Митровица, А. удалился в Бешеновский мон-рь (Сербия), где братия радушно приняла его как друга и сподвижника митр. Стефана. В 1807 г. возвратился в епархию и вновь занял свою кафедру. Намерение Карагеоргия поставить А. в сан митрополита Белградского (1812) не осуществилось. В серб. историографии признана важная и позитивная роль А. в событиях Первого серб. восстания. Сохранились 2 портрета А. 1811 г.- в Бешеновском мон-ре и в митрополичьей резиденции в Сремски-Карловци. Лит.: Р. О шабачком владици Антиму (1802-1806). Београд, 1941; Bpyja С. Епископ Антим и први српски устанак//Зборник за ucmopujy Матице српске. Нови Сад. 1977. 15. С. 150-168; Л. Портрет епископа Антима Српске православне цркве. Београд, 1981. С. 248-260; Српски jepapcu. С. 18. Еп. Шумадийский Савва Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.)

http://pravenc.ru/text/114124.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010