– Отвергающийся Меня, говорит Христос, отвергается пославшаго Меня, т. е. Отца. Поступая так, мы собираем углие огненное на главы свои, да в день отмщения возгорится оно, и готовим себе вечную погибель, как Иуда, ввергший себя в ужасную бездну. Я сказал выше, что взаимное лобзание есть выражение самого близкого дружества, самых тесных связей, почему должно быть признаваемо по-приемуществу отличительным признаком христианских отношений, на что указывает нам и слово Божие. Св. Апостол Павел в конце своих посланий, воздавая приветы тому или другому лицу, так заканчивает их в послании к Римлянам: приветствуйте друг друга с целованием святым ( Рим.15:16 ). То же повторяет и в других посланиях ( 1Кор.16:20 ; 2Кор.13:12 ; 1Фес.5:26 ). Но таково ли всегда бывает наше приветствие, т. е. всегда ли оно носит на себе печать искренней, Христовой любви, служит знаком истинного христианского содружества? Не бывает ли оно и предлогом к предательству ближних? И Иуда, по-видимому, приветствовал Христа Спасителя, облобызавши Его, но он сам сказал, наперед: его же аз лобжу, той есть, имите Его и ведите Его сохранно. Следовательно, его приветствие с лобзанием было предательское. Не нужно забывать, что враг спасения человеческого, не терпящий взаимной любви между людьми друг к другу, а старающийся усиленно возбуждать разные страсти: вражду, зависть и ненависть, и этот св. знак лобзания употребляет иногда в знак предательства. Изменить истину на ложь, ложь утверждать, как истинное, правое, оправдать виновного из корыстных целей и предать невинного, что случается при присягах общественных, как все это обыденно в жизни!... Льстить человеку, в то же время подкапываясь под его честь, обманывать, фарисейничать, в наше время особенно явления нередкие. Не говорит ли это о том, что и среди нас водится не мало похожего на поступок Иуды? Но не буду более представлять указаний, потому что вышла бы мрачная, безотрадная история жизни. Пусть каждый обратится лучше к своей совести и при посредстве этого внутреннего судии проверит свою жизнь в ее проявлениях, и познает, чего нужно остерегаться, чтобы не явиться подобным Иуде и не подвергнуться вечной погибели, и что нужно делать, чтобы явиться исповедником, подобным разбойнику на кресте, и удостоится того царства, которые было обетовано ему Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Явивши Свою бесконечную любовь к человеку во время Своей земной жизни – в непрестанных благодеяниях при огорчениях от людей, при той бедности, при которой не имел где главу приклонити, Он простер Свою любовь до ужасных страданий на кресте, указывая тем необходимый путь восхождения в добродетели Своим верующим. Но Бог Его превознесе; – совершивши крестными страданиями дело спасения нашего, Он, по предсказанному св. пророком: не оставиши души моея во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления, ( Деян.2:27 ), силою божества Своего воскрес из мертвых, совоскресив с Собою и нас, сущих мертвых прегрешенми ( Еф.2:5 ), и в Своем вознесении спосадив на небесных. И в нетлении св. мощей угодников Своих, по любви к нам, Он являет нам постоянное знамение этого, как назидательный урок и напоминание, насколько возвышена природа человеческая, как и нам нужно дорожить этими знамениями любви Божественной. После этого очевидно, как должны быть достопоклоняемы св. мощи угодников Божиих и как благоговейно почитаемы нами! К этому располагают нас и те бесчисленные чудеса, которые совершаются для пользы и спасения нашего чрез св. мощи. А каждое чудо есть проявление любви Божией к нам. 2). Св. мощи напоминают нам о победоносной силе благодати Божией, действующей в природе человеческой. По началу своему человек создан в неистление, и древо жизни, возвращенное и указанное ему в раю, было несомненным свидетельством воли Божией о том и всегдашним залогом нетления человеческой телесной природы. Но прившедший по слабости воли человека в природу его грех лишил его этого источника нетления; подверг его всем вредным влияниям внешней природы, расстроившейся вместе с ним и таким образом внес тление, разрушение и смерть; получил начало общий закон: лежит человеку единою умрети ( Еф.9:27 ). Для тела человеческого, как семени, сделалось неизбежным прежде подвергнуться тлению, чтобы потом соделаться нетленным. Семя не оживет, аще не умрет ( 1Кор.15:36 ), говорит св. апостол. Но вот среди этого общего тления мы видим нетление, при всеобщности закона мы видим побеждающимися естества уставы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Жизнь наша настолько обставлена соблазнами, что трудно передать все случаи, когда человек, христианин, по благодатному общению, спускается в область греха, увлекаясь миром с его греховными прелестями, восстает против Бога, так как, по слову апостола, любовь к миру есть вражда на Бога ( Иак.4:4 ), (делается слугой диавола) ибо всякий творяй грех от диавола есть ( 1Ин.3:8 ), и таким образом, в подражание пиршеству Иродову, убивает в себе все высшие стремления духа, по слову апостола, как пес возвращся на свою блевотину, как свиния омывшись – в кал тинный ( 2Пет.2:22 ). Мы возьмем более выдающиеся, выпуклые жизненные стороны, как имеющие большую близость к позорному пиршеству Иродову. Ирод пировал со своими гостями весело, по восточному обычаю, до потери самосознания, но пировал в своем доме. Так ли теперь? – Не чаще ли желающий попировать оставляет свой дом, свою семью, и, подобно блудному сыну, чувствовавшему себя стеснительно в доме отца, отправляется на страну далече, чтобы там в разных притонах неприличного христианину веселья чувственного, где свободно может развернуться грешная натура, отдаться на сторону страстей и похотей, ясти и пити с любодейцами, слушать разные срамные и позорные песни бесстыдных певиц, бросать деньги плясавицам, тогда как при дверях дома прогоняется, быть может, бедный и несчастный Лазарь, отказывается в священных нуждах на пособие св. храмов, благотворительных учреждений, св. дела распространения истины среди неверующих? Разве это не подобно Иродову позорному пиршеству? Премудрый Сирах говорит, что вино и женщины развратят разумных, а связывающийся с блудницами сделается еще наглее ( Сир.19:2 ). И Спаситель говорит: смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пиянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно ( Лк.21:34 ). Такое нравственное падение, неразрывно связанное с духовным убийством, св. Иоанн Златоуст так изображает: «скорблю, что ты, находясь в болезни, не чувствуешь, что ты болен и не ищешь врача. Ты исполнен прелюбодеяния и спрашиваешь, какое в том несчастие? Или ты не слыхал слов Христовых: иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем ( Мф.5:28 )? Ты облечен плотию человеческою, которая скорее соломы воспламеняется от похоти. Разве ты любомудрее тех великих и доблестных мужей, которые пали от одного такого взгляда?... Не отсюда ли беспорядок в доме? Не отсюда ли брани и ссоры? Не отсюда ли расторжение браков? И когда приходишь домой, все тебе кажется несносным и обременительным» (сл. прот. зрелищ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Но может ли быть это с человеком, в сердце которого горит огонь чистой любви? Если и чаша воды, жаждущему поданная, принимается Господом как выражение милости, то естественно думать, что любящее сердце не отворотится от несчастия подобного нам человека, и явится тем благодетельным самарянином, который не прошел мимо несчастного, а подошел, обмыл ему раны, помазал их маслом и, обвязав его раны, посадил на своего осла и отвез в гостиницу, где и приютил до выздоровления на свой счет. А это-то и есть исполнение заповеди Христа, как он Сам говорит: аще кто любит Мя, заповеди Мои сохранит, даже более говорит: вы потому ученицы Мои (т. е. последователи), что любите друг друга. Насколько действенна эта сила любви, послушаем св. апостола: любы долготерпит, милосердствует, не ищет своих си, не мыслит зла, вся любит, всему веру емлет, вся терпит ( 1Кор.13:4–7 ). Так истинное дело милосердия есть плод истинной, боголюбезной добродетели любви, и в ней получает свое значение и цену в очах Божиих. А где оно является плодом человеческого честолюбия, где оно низводится на степень дел житейских, для которых не предосудительны и средства житейские, там оно не только не ценно, но даже оскорбительно для Господа, подающего Свои дары одним для помощи другим. Высокому делу свойственны и возвышенные средства. Недалеко ходить за добрыми примерами. Как и где совершались дела милосердия в нашей древней Руси? Подаянием милостыни и преимущественно при храмах. Дело святое должно получать и освящение от источника нашей святыни – св. храма. Поэтому-то св. апостол и говорит: аще раздам вся имения своя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, никая польза ми есть ( 1Кор.13:3 ). Таким образом очевидно, что дело милосердия, как дело Божие, должно быть непременно растворяемо животворным чувством бескорыстной, святой любви, должно веять духом Христовым. Не нужно быть пророком, чтобы сказать, что там, где оно не проникается и не руководится этим св. чувством, не может быть прочно, потому что не может быть благословляемо Господом, от Которого исходит всяко даяние благо и всяк дар совершенный.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

а) Прежде всего во св. Евангелии и священных книгах. В Евангелии изложено учение и дела Иисуса Христа, как выражение Его бесконечной любви к роду человеческому, вознесшей Его на крест для спасения его; в слове Божием изложены все правила веры и деятельности по духу Христову. Поэтому, если мы желаем себе спасения и живота вечнаго, то чтение слова Божия и назидание им должны считать обязательным и священнейшим занятием, потому что в нем только возможно обрести вечную и неизменную истину, так как Христос вчера и днесь, той же и во веки; – в нем найдем изображенною любовь Божию, превосходящую всяк ум человеческий; в нем обрящем тот путь, который ведет в царствие Божие – к единению с Богом. Ибо если нет иного имени под небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам ( Деян.4:12 ), то нет и другого учения и другой истины, кроме заключенного в слове Божием, которое одно есть свет и жизнь. С какою любовью нужно назидаться им! С каким благоговением обращаться с книгами слова Божия! Но так ли бывает у нас? Часто ли мы обращаемся к этим глаголам живота вечного? Не считаем ли чтение их потерей времени? – Книг суетных, содержания часто не только не полезного, но нередко вредного, мы читаем не мало, и не считаем это за потерю времени, – находим даже удовольствие в этом чтении, как удовлетворяющем грешную природу; но книга священная, если и есть, быть может, месяцы, годы остается неразвернутой. Да, бр., так мы думаем о глаголах живота вечного, так нерадиво относимся к своему вечному спасению… Но св. апостол настойчиво говорит: в сих (т. е. священных книгах) поучайся, в сих пребывай, внимай учению ( 1Тим.4:15 ). И в Евангелии сказано: сия писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во имя Его ( Ин.20:31 ). Да и чем укрепим свою веру в Бога, поддержим надежду и любовь к Нему, если не будем знать о делах Божиих, совершенных для нас и нашего спасения. Пусть каждый примет себе за правило: ежедневно назидать себя и своих ближних этими глаголами живота вечного, и верьте, что, быть может, с начала покажется и тяжелым, как необычное дело, потом явится требуемым, и дойдет до того, что полюбите его и будете прилежать сим св. глаголам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Оживут ли кости сии? Да, веруем и твердо убеждены, что оживут и снова соединяться со своими душами, только с другим назначением и при новой обстановке. Грядет час, в оньже вси сущи во гробех услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут, говорит Сам Господь ( Ин.5:25 ). Некогда, по слову Господа и звуку трубы архангельской, мертвые восстанут из гробов, и, как живые, явятся пред своего вечного и грозного Судию. Мы веруем в это, и свою веру основываем на учении слова Божия, которое ясно и прямо говорит, что изыдут (из гробов) сотворши благая в воскресение живота, а сотворши злая в воскресение суда ( Ин.5:29 ). Эту веру мы основываем на учении о всемогуществе Божием, для которого нет ничего невозможного, по которому если Богу было угодно сотворить из ничего весь этот разнообразный мир, тем более возможно Ему лишь восстановить готовое. По этому всемогуществу, как читаем во святом Евангелии, сколько Спаситель совершил чудес воскрешения мертвых, и в удостоверение этого и Сам воскрес из мертвых Своею плотью; а св. апостол прямо говорит: аще веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия в Иисусе приведет с Ним ( 1Фес.4:14 ). Что может быть сильнее и выше этого свидетельства? – Пусть неверующие говорят, что им хочется и что подсказывает им страстная природа; для истинного христианина их слова пустые, бессодержательные звуки, которых он должен отрицаться, как скверных и бабьих басней; их слова противоречат и истории человечества, в которой вера в будущее всегда была неотъемлемою не только у иудеев, но и у язычников, – и собственной совести, в которой глубоко кроется неотразимая уверенность в будущем бытии и соответствующем воздаянии, и постоянные укоры которой они стараются заглушить всевозможно. Так мы верим и глубоко убеждены, что оживут кости сии. Здесь открывается новый вопрос: для чего они оживут? Для вечной жизни в единении с Богом, или для вечного осуждения? Наше христианское сознание дает нам овеет и на этот вопрос. Правда, все грешны пред Богом, и несть человек, иже поживет и не согрешит, но в то же время мы сознаем, что они положили жизнь свою за веру, Царя и отечество; они явили себя исполнителями тех высоких добродетелей, которые дают им право на участие в Царстве Христовом, они, можно сказать, явили себя мучениками и страдальцами за эти великие идеи. А веруяй в Мя, говорит Спаситель, не погибнет, но имать живот вечный; веруяй в Мя не будет осужден ( Ин.3:16:18 ); – больше сея любви никто же имать, да кто душу свою положит за други своя (то-есть Царя и отечество) ( Ин.15:13 ). К сказанному прибавим, что эту веру нашу укрепляют еще молитвы св. церкви, особенно соединяемые с принесением бескровной жертвы Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

п. Не так же ли св. дееписатель, изображая жизнь Спасителя, говорит, что он ходил и благотворил; потому-то св. Евангелист и говорит: многа и ина знамения сотвори Иисус пред учениками Своими, яже не суть писана в книгах сих ( Ин.20:30 ). А кому неизвестно, что всякое дело живее и действительнее тогда, когда оно не только завещается, но и видится в исполнении, когда, как говорят, слово не расходится с делом! – Какой же пример для нас сильнее, как не пример Самого Господа Иисуса Христа! Призывая нас к делам милосердия словами: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд есть, Он обильными потоками разливает милости Свои на людей, научая их быть милосердыми и указывая вместе с тем, что эта добродетель так высока в очах Божиих, что она на суде Божием будет принята как мерило оправдания или осуждения нашего, и не будет милости на суде тому, кто не сотворил милости. Почему же эта добродетель имеет такое глубокое, решающее значение? Потому, что она есть плод любви, пример которой, как Сам Бог любви, явил в Себе и нам завещал Сам Спаситель, – любви, как животворного начала, служащего к единению нашему с Богом, Которого мы исполняем заповедь и Которому подражает в милосердии, и к человеку, который, подобно нам, носит в себе образ Божий и есть не только творение, но и воссоздание Божие, искупленное чистою кровью, яко агнца непорочна и пречиста, Христа. Не будем говорить о том, что на этих двух заповедях висят закон и пророки, – чувство любви само по себе есть драгоценное и богоприятное чувство. Сколько в нем искренности, мягкости, силы, готовой и способной подвигнуть на все доброе! Как оно привлекательно само по себе! Как вера сильна переставлять горы с одного места на другое, так чувство любви способно препобеждать самые грубые и жесткие сердца. Может ли оно смотреть спокойно и равнодушно на несчастие ближнего? Способно ли оно относиться безучастно к несчастному страдальцу? Представьте себе такую картину: пред вами стоит бедняк в рубище, покрытом лохмотьями, изнуренный нищетой, как живой мертвец, едва держится на исхудалых ногах, – молитвенный вопль о помощи ради Христа несется от него, растворяемый непритворными слезами; человек суровый, жесткий сердцем, чуждый любви, пройдет, пожалуй, мимо него, подобно тем ветхозаветным священнику и левиту которые окинули только надменным взором бедного самарянина, истерзанного разбойниками, и пошли далее своей дорогой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Так изображает премудрый поучительную картину предсмертных минут праведного человека. И какое счастливое и блаженное состояние! – Уснуть спокойно – на веки, подобно Лазарю, с чувством надежды быть на лоне Аврамове, – что может быть отраднее сего состояния! Да, тут невольно припоминаешь твердую уверенность св. Апостола Павла: мне еже житии – Христос и еже умрети – приобретение. Нет ничего удивительного, если мы – грешники – боимся смерти, тревожимся одной мысли ее, мало того, стараемся даже избегать напоминания о ней. И беспокойство, доходящее до страха, весьма естественно для нас, потому что в жизни своей не являем себя готовыми к ней. Так, в том ли мы ищем себе покоя душевного, в чем праведник? Теми ли стремлениями проникается наш дух и того ли ищет здесь наше сердце, как дух и сердце праведника? – О! нет… Одни из нас ищут себе покоя во внешнем богатстве, к которому привязываются сердцем до забвения внутренних требований духа, или даже до оземления его по слову Спасителя: идеже сокровище ваше, ту и сердце ваше будет. Евангельский богач каким поражающим уроком должен служить для таких людей?!... До чего может увлечься человек, озабоченный мыслью о богатстве?!... Может ли быть такой человек спокоен в минуты смерти, когда он и со своим идолом должен расстаться, и свой дух не приучил к восприятию небесного мира и покоя? Другие ищут в почестях земных счастья и спокойствия в жизни, и ради достижения их готовы иногда на постыдное для достоинства христианина самоуничижение. Что может быть несчастнее этого состояния, которое сам Спаситель назвал мерзостию пред Богом? – Дух честолюбия, вкоренившийся в сердце человеческом, делает его неспособным к восприятию высших благ, отклоняет от него всякую добрую мысль и делает как бы столпом сланым. Сам Господь сказал, что гордым Бог противится, потому что они первее всего делаются сынами противления. Может ли такой человек быть покойным, аще постигнет скончатися? – Его сердце неспособно к восприятию этого покоя. Пусть такие люди припомнят себе наставление Спасителя: ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам, и слова апостола: востани спяй и воскресни от мертвых и освятит тя Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Зависть вредит как самому завидующему, так и другим. Она не дает ему душевного покоя, мучает его, возбуждая в нем постоянно злые желания, тревожные чувства, недовольство своим, душевную тоску, когда другой представляется ему счастливее его; она вредит другим, потому что всегда направлена к нарушению счастья или достояния ближнего, она прибегает к различным средствам греховным, чтобы уязвить его, дозволяет соблазн, обиду, злословие и клевету на собрата. Завистливый человек уподобляется диаволу – завистнику человеческого рода, который, по зависти к блаженству прародителей, ввел их в грех , и постоянно старается разрушать счастье и благополучие людей; он совершенно чужд любви христианской, заповедующей радоваться с радующимися и плакать с плачущими, т.е. делить с ближним горе и радость. Совершенно иное значение имеет так называемое соревнование в деятельности, где человек руководится не позорным чувством зависти, но желанием подражать другим в различных полезных отношениях жизненных. Оно не должно подлежать осуждению с точки зрения христианской, – потому что и христианин, в семейном и общественном отношениях, привязан к земле, и имеет те или другие потребности земные, удовлетворение которым есть его прямой долг, земное призвание. И Апостол говорит, что «трудивыйся да ест», призывает к труду, и порицает людей ленивых и нерадивых. Как зависть вредит себе и другим, так, напротив соревнование полезно и себе и другим; оно возбуждает любовь к труду, добрые отношения, близость между членами общества, ограждает от праздности, имеющей часто самые жалкие последствия – различные преступления. Естественным и благодетельным следствием соревнования, которое может быть названо также житейскою мудростью, бывает улучшение жизни, как частной, так и общественной во всех отношениях: соревнование в науке поднимает знание и образование, – соревнование в земледелии, промышленности и торговле поднимает материальное состояние, а вследствие этого – поднимается и нравственное состояние как в семье, так и в обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

И сам Спаситель не принуждает, не стесняет человеческой свободы, а напротив требует, чтобы человек выполнял Его волю совершенно свободно; Он не говорит прямо, положительно: «делай то, а не делай этого», как говорил древний закон, а говорит: «если хочешь, если можешь, если веруешь, будьте совершены», обращая человека к самому себе, к познанию себя; Он только указывает нравственный путь, средства для следования по нему, вводит человека в сознание спасительности нравственно-доброй жизни, и предоставляет ему свободно стремиться к ней, обещая за добро вечные награды, и угрожая за зло вечными муками. При таком учении Спасителя очевидно, что только та жизнь нравственно-христианская, которая проникнута духом завещанной Им любви и свободы, и которая согласна с учением Христовым; следовательно, Христианину нужно смотреть на жизнь, не как на выражение отдельно стоящих одна от другой добродетелей, а как на нечто цельное, проявляющее во всех частных действиях это высокое чувство любви и свободы, так как все добродетели христианские находятся в самой тесной связи между собою. И исполнение одной добродетели не исключает исполнения другой, хотя и могут проявляться они, смотря по характерам и настроениям лиц, не у всех людей в одинаковой степени, но очень часто одни преобладают над другими. Почему мы и видим, что один человек более склонен к аскетическим добродетелям, другой – к семейным и т.д. В ответ богатому юноше ясно указал Спаситель недостаточность исполнения отдельных заповедей или добродетелей, как не заключающего в себе истинного духа любви ( Мф.19:17–22 ); поэтому и выражено ясно, что исполнивший весь закон, согрешивший же в одном, повинен во всем ( Иак.2:10 ). И Евангелие, по сущности своего нравственного учения, не есть кодекс (в смысле свода законов) тех и других добродетелей, в котором можно было бы искать частных подробных предписаний касательно выполнения их, как это было в ветхом законе (что нужно делать, и чего не нужно); но, как учение Христово, исполненное духа благодати и истины, требуя свободного послушания себе, оно только завещание Божественного Искупителя, руководство, сущность которого есть любовь, а характер – свобода. «Аз есмь путь, истина и живот», сказал сам Спаситель, выразив в этих Своих словах и дух Евангелия и средства ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010