В) Примиряться с гневающимися, и прощать обиды врагам; к этому убеждает нас Спаситель наш: «если вы отпустите другим грехи, то и Господь простит вам ваши ( Мф.6:14:15 ); что мы так часто воспоминаем в молитве Господней: «остави нам долги наша, как и мы оставляем должникам нашим». Благодетельные плоды этой добродетели иногда можно видеть и в жизни. Иногда враг до того поражается терпением и любовью, что бросает всякую злобу, и становится преданным человеком, другом, почему и говорит св. Апостол: «не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12:21 ); кроме того, снисходительность и любовь к врагам, как победа над собой, своими страстями, награждает нас внутренним миром и утешением в Боге. 2) Седьмою заповедью Запрещая прелюбодеяние, седьмая заповедь предписывает христианам хранить чистоту души и тела как в брачном состоянии, так особенно в девстве, кто, при помощи благодати Божией, избирает нормой своей жизни. Важность целомудренной жизни в брачном состоянии видна из самого понятия о браке, как таинстве церкви. Супружеский союз, установленный еще в раю Богом и освященный св. церковью, служит образом таинственного союза Христа с церковью; отсюда и великие обязанности возлагаются законом Божиим на вступающих в брак. Это – взаимная любовь, и взаимная верность супругов друг ко другу, – качествами, которые служат основанием семейного счастья, и при которых только оно мыслимо; без них раздоры и не удовольствия одного против другого неизбежны, и, как червь, будут подтачивать жизнь; без них самые удобства жизненные, богатство, почести, знатность не могут доставить никакого утешения в жизни. Без этих качеств не достижима и цель брачного состояния – правильное и нравственно-религиозное воспитание детей. Поэтому-то и Апостол так ясно изображает обязанности супругов: «мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил свою церковь … любящий свою жену самого себя любит… как церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» ( Еф.5:24:25–31 ). Тоже весьма ясно выражает Апостол Петр: «жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, жизнью жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житье; мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» ( 1Пет.3:1, 2:7 ) 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

Но они совершенно попирают закон евангельский о любви к ближним, о милосердии и справедливости, завещанных нам Христом, попирают даже закон человечности, показывая жестокость сердца и страсть к скупости; за что должны ожидать строгого воздаяния. Это ясно выразил спаситель в притче о богатом Лазаре и внушает нам св. Апостол Иаков. «Послушайте вы, богатые, плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас, и съест плоть вашу, как огонь; вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет; вы роскошествовали на земле и наслаждались, напитали сердца ваши как бы на день заклания. Вы осудили, убили праведника, он не противился вам» (5:1–6). д) Социализм и исчадие его коммунизм. Это такое направление, которое требует совершенного равенства не только в правах и в общественном положении человека, но и в собственности всех и каждого, так чтобы все было общее, и никто ничего не считал своим, – направление вредное в самом принципе своем, потому что оно при своей нерациональности и извращенности взгляда, поблажняет лености и беспечности одних, имеющих жить за чужой счет, оскорбляет других, подвергающихся, по смыслу его, лишению своей собственности, и таким образом вводит вражду и раздор в среде общества. Получившие начало свое еще в язычестве, и даже в системе Платона философа проведенное, это направление возобновилось в секте анабаптистов (в 16в.) и в церкви христианской, и само сказало за себя своим вредным влиянием, выразившемся в крестьянской того века войне между аристократией и демократией, а потом, повременно являясь в последующее время, имеет своих приверженцев и поборников и доныне, доказательством чего служат разные социалистические явления и в нашей общественной жизни. Основанное на извращенном начале самолюбия человеческого, лишенное христианского начала – любви к ближним, оно носит явные задатки не благоденствия, а разложения общественного, и не имеет за себя никакого оправдания ни в учении Спасителя и Апостолов, ни в практике последующей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

Властям говорит: «поступайте вы с подчиненными, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у которого нет лицеприятия» ( Еф.6:9 ). Шестая и седьмая заповеди Не убий. Не прелюбы сотвори. В этих заповедях излагаются обязанности, касающиеся телесной и духовной жизни наших ближних, и запрещаются такие действия, которые пагубны для них в том и другом отношениях. Эти действия, вредные жизни наших ближних, преступны не только потому, что нарушают прямое положение данных заповедей, но главным образом потому, что совершаются по низким побуждениям, совершенно исключающим собою святое чувство любви к близким, и свидетельствующим о глубокой степени падения и потери нравственного сознания преступника и о забвении ими человеческого достоинства. Эти побуждения к преступлениям – суть человеческие страсти. Трудно исчислить все виды и разветвления страстей человеческих, и указать, какая страсть какого преступного действия бывает причиной; но верно и ясно то, что действующий под влиянием их совершенно чужд нравственного сознания и свидетельствует о своем глубоком падении и отсутствии основного христианского начала жизни – любви. Главные преступления против шестой заповеди: 1) убийство, или отнятие жизни у ближнего каким бы то ни было способом; 2) поединки или дуэль; 3) самоубийство. Все эти виды преступлений безнравственны уже потому, что виновники их посягают на права Божии относительно жизни человеческой, предвосхищают власть Господа, в руках которого жизнь и смерть человеческая, о котором мы живем, движемся, существуем ( Деян.17:28 ), и который давши нам жизнь, один только может отнимать ее, – безнравственны потому, что они противоестественны: человек сотворен для жизни , и любит жизнь, потому что «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» ( Еф.5:9 ); кроме того они нарушают права гражданского общества и вредят ему, с одной стороны лишая его членов полезных, а с другой – показывая самоуправство, неуважение к его законам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

Об этой благотворительности говорит св. Апостол: «благотворения и общения не забывайте, ибо такие дела угодны Богу ( Евр.13:16 ). К этой добродетели: милосердию, как добродетели необходимой среди общества, как свободному выражению любви к Богу и ближнему, очень часто убеждает сам Спаситель, с одной стороны указывая нам пример в лице Бога-Отца: «будьте милосерды, как милосерд Отец ваш небесный» ( Лк.6:36 ), с другой для сильнейшего возбуждения к ней, представляя ее на страшном суде, как предмет нашего оправдания, или осуждения вечного. «Приидите, благословенные Отца Моего! Наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали мне есть: жаждал, и вы напоили меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к тебе…» ( Мф.25:34–46 ). б) Верность и честность во всех делах и обстоятельствах, – это такие качества, которые служат лучшим залогом отношений наших к другим, и в них возбуждают добрые отношения к нам. Поэтому-то Спаситель указывает на это, как на общечеловеческое правило: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» ( Мф.7:12 ). Этими качествами выражается истинный характер христианского подражания Богу, который всегда истинен и верен «ей и аминь». Ими закрепляется порядок в семье, в обществе, взаимные правильные отношения членов той и другой среды, доверие друг к другу. Насколько обман и следствия его вредны как в материальном, так и в других отношениях, настолько честность и верность благодетельны и полезны во всем: «какою мерою вы мерите, такою и вам будет отмерено» ( Мф.7:2 ). Отсюда честность и верность на суде, что называется правосудием ( Притч.21:3 ), честность и верность в заключении взаимных договоров, в исполнении принятых обязанностей, честность и верность в купле, продаже ( Притч.20:10 ), настолько важны в жизни нашей, что не только в христианстве, где все действия человека должны растворяться и проникаться чувством любви, и где, собственно говоря, нарушения их в истинном христианине немыслимы, даже вне христианства они признавались всегда необходимыми для благосостояния общественного и спокойствия, и ограждались юридическим законом, и что отсутствие их вносит как в семейства, так и в общества раздоры, недоверие друг к другу, и грозит разложением самому общественному строю, поэтому и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царство небесное. Этим изречением Спаситель внушает нам добродетель терпения за правду и любовь к Богу, как вечной правде. Это такая добродетель, по которой христианин твердо, неуклонно стоит в убеждениях своего верующего сердца, при всех противодействиях со стороны врагов своих внешних и внутренних, каковы: плоть, мир и диавол, и все готов переносить ради Бога и для того, чтобы получить оправдание на суде Господнем; так как он вполне уверен, что некогда восторжествует правда Божия над злом, и только в единении со Христом, а не врагами его, Он может достигнуть своего оправдания и единения с Вечной Правдой. К этой добродетели убеждает нас слово Божие, говоря, что «терпение соделывает спасение» ( Мф.24:13 ), и примере Спасителя, много терпевшего для спасения человека от фарисеев и первосвященников Иудейских, и примере Апостолов, которым и Спаситель предрек преследования и гонения ( Мф.10:21:22 ), и которые действительно, испытывали их, как говорит Апостол Павел: «злословят нас, мы благословляем, гонят нас, мы терпим, хулят нас, мы молим, нас огорчают, мы всегда радуемся, мы нищи, многих обогащаем, ничего не имеем, но всем обладаем» ( 1Кор.4:12, 13 ; 2Кор.6:10 ). Сонмы исповедников служат также поучительным примером для христиан. Ублажая гонимых за правду, Иисус Христос обещает им и великую награду – царство Божие в наследие, – тех есть царство небесное, как место вечного их утешения. Девятое изречение о блаженстве Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесех. Этим изречение Спаситель внушает нам самый высокий подвиг из любви ко Христу – подвиг мученический. Это такая высокая добродетель, по которой христианин, вполне убежденный, что спасение наше во Христе и со Христом, готов для этого и славы Божией терпеть и терпеть, не изменяя вере и истине, за имя Христово самую смерть насильственную от врагов истины. Трудный этот подвиг, но, как Апостол Павел говорит, что «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе ( Флп.4:13 ), возможный и, в трудных обстоятельствах истинной веры и церкви, необходимый. Об этом говорит Иисус Христос, в следующих словах: «претерпевший до конца получит спасение» ( Мф.24:13 ). Ясно особенно выражает это св. Апостол Павел: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Я уверен, что ни смерть, ни жизнь… никакая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. ( Рим.8:35:39 ). Мученики за веру служат всегда поучительным примером для нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

Ублажая кротких, Господь обещает им и великую награду, они наследуют землю. Это Божественное обетование они чувствуют и здесь – на земле; мир душевный, не нарушаемый гнетом и раздражением, и взаимными раздорами, сопутствует им в жизни; особенно утешаются наследием весной жизни, надеясь увидеть, по выражению Давида, благость Господа на земле живых – там, где живут и не умирают ( Пс.26:13 ), т.е. в царстве небесном. Четвертое изречение о блаженстве Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Этим изречением Спаситель внушает своим последователям, как плод сознания греховности, желание оправдания во грехах, как необходимую добродетель к наследию царства Божия; и потому называет алчущими и жаждущими правды тех людей, которые не только сознают свои грехи и сетуют о них, но заботятся о том, чтобы эти грехи были сняты с них и очищены, стараются удовлетворить этому сильному желанию, как голодный – чувству голода, в том убеждении, что ничто нечистое не может войти в царство Божие, и что только через оправдание мы избавляемся от гнева Божия и примиряемся с Богом «Оправдани бывше кровью Его (И. Христа) спасаемся Им от гнева», говорит Апостол ( Рим.5:9 ), и «оправдившеся верою, мир имамы к Богу Господом нашим Иисусрм Христом» ( Рим.5:1 ). Поучительный пример этой добродетели представляют нам Пророк Давид, когда, познавши свой грех , не только сетовал о нем, но и старался загладить его, чтобы получить прощение в нем, и св. Апостол Петр. Средством к оправданию служит вера и св. Таинства, в которых изливается на нас благодать Божия, что выражает св. Апостол Павел: «правда Божия через веру во Иисуса Христа, во всех и на всех верующих, получающих оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» ( Рим.3:22:24 ). Ублажая алчущих и жаждущих правды, Спаситель утешает их, что они насытятся, т.е., получат искомое ими оправдание. Это испытывают и здесь – на земле они, когда, получивши прощение вследствие искреннего раскаяния, они чувствуют мир в душе, успокоение своей совести, взволнованной грехами, и получают все божественные силы, к животу и благочестию, но всецелое насыщение и удовлетворение получат в будущей жизни, когда сделаются участниками небесных благ, как взывает Пророк Давид: «я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (16:15). Пятое изречение о блаженстве

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

а) Христианские родители должны смотреть а детей, не только как на членов гражданского общества, но и как на членов церкви, которых назначение – наследие вечного царства, – и потому, желая счастья им, должны заботиться не только об образовании умственном, для практической жизни, но и о развитии сердца и воли – воспитать в сердцах их любовь к Богу и ближнему, волю их с детства направить к исполнению воли Божией и послушанию старшим, и таким образом, при умственном образовании, должны дать им и религиозно-нравственное воспитание. «Отцы! Говорит Апостол, не раздражайте детей ваших (т.е., не будьте к ним суровы и строги излишне), но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» ( Еф.6:4 ). От правильного семейного воспитания зависит и будущая счастливая судьба их, когда они выдут из-под опеки, и умение их пользоваться жизнью, когда они выступят на самостоятельное поприще жизни, и собственное благо, и утешение родителей. «Вот наследие от Господа: дети, награда от Него – плод чрева: что стрелы в руке сильного, – то сыновья молодые, говорит Псалмопевец» (126:5). б) При своих высоких обязанностях – учить, священнодействовать и управлять, пастыри церкви должны помнить, что они совершают дело Божие, а не человеческое, что их прямой долг, при посредстве учения Христова и совершения св. Тайн, уготовлять души верующих в сосуды благодати, и направлять их к единению с Иисусом Христом, да будет едино стадо и един Пастырь. И Спаситель говорит, что «добрый пастырь душу свою полагает за овцы» ( Ин.10:11 ), –что ясно внушает и св. Апостол Петр: «пасите Божие стадо, какое у вас есть, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» ( 1Пет.5:2:3 ). в) Управляя народом, цари и власти, всегда представляя себе верховного судию – Бога, надзирающего за их действиями, должны всегда соблюдать правду ко всякому своему подчиненному и подданному, руководясь любовью к нему, как ближнему своему. Слово Божие так говорит царям: «цари! Слушайте и разумейте, научитесь, судии земли! От Господа дана вам держава и сила от Вышнего, который исследует ваши дела и испытывает намерения. Страшно и скоро Он явится вам, и строг суд над начальствующими. К вам, цари, слова Мои, чтобы вы научились премудрости и не падали» ( Притч.6:1, 3, 5:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

16 О праздниках говорится кратко потому, что подробные сведения о них известны из истории Нового завета и из учения о богослужении, где дано и понятие о них. 19 Какой пост угоден Богу, сам Он говорит об этом: «Вот пост, который Я люблю: сними оковы неправосудия, разруши узы ярма, и измученных отпусти на свободу, и расторгните всякие узы. Когда голодному будешь преломлять хлеб твой, и скитающихся несчастных будешь принимать в дом, когда увидишь нагого и оденешь его, и от единокровного брата не спрячешься, когда ногу свою удержишь в Субботу, не станешь исполнять прихотей своих в святой Мой день, и будешь называть Субботу отрадою, днем посвященным Господу Богу, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься делами путей своих, угождать своей прихоти и пустословить, – тогда ищи отрады в Господе Боге» ( Ис.58:3–7:13–14 ). 20 Св. Иоанн Златоуст так пишет о радостях и наслаждениях земных «если ты хочешь получить удовольствие, иди в сады, к текущей реке и озерам, рассматривай цветы и слушай пение кузнечиков; посещай гробы мучеников; здесь найдешь ты и здравие для тела и пользу для души, а вреда никакого; и не будешь раскаиваться после сего удовольствия, как то бывает после зрелищ. Ты имеешь жену, имеешь детей, что может сравниться с сим удовольствием? У тебя есть дом, друзья; эти удовольствия, вместе с целомудрием, доставляют и великую пользу. Ибо, скажи мне, что может быть приятнее жены и детей для того, кто хочет жить целомудренно? (Бес. на Мф.37 . Изд.2. 1843г. т.2, стр.166). 21 Так Сам Бог обличает в ветхом завете нечестивых, проводивших праздники Господни среди дел нечестия «слушайте небеса, и внимай земля, потому что Господь говорит Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли Господина своего, а Израиль не знает Меня. Не носите даров тщетных, курение ваше отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могут терпеть: беззаконие – и празднование!.. Всем отступникам и грешникам погибель, и оставившие Господа истребятся. Они будут постыжены за дубровы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе» ( Ис.1:13–14:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

– Камень и железо похожи: звук характерный, скрежещущий. Противогаз пружинит под щупом. Дерево гулкое, плотное, у кожи – подсумков, сапог, ботинок – почти такой же звук. И кость похожа, но она тверже, плотнее. А шинель вообще не звучит, но ее ни с чем не спутаешь. Солдатский ботинок. Ошта, 2021 Втыкаю щуп, он сразу же ударяется в твердое. Нагибаюсь, начинаю копать: слой влажных почерневших листьев, перегной, торф, из-под которого неторопливо выступает темная вода. И все это пронизано сетью корней. Нетерпеливо раскапываю – камень. В этом лесу пропасть камней. Проходит час, другой – а мы ничего не нашли. Ирина уводит нас на раскоп в другую сторону: ребята обнаружили там противогаз, фрагменты патронных подсумков. – Вот так и работаем, – улыбается Ирина. – Нужно не лениться, откликаться на каждый стук, нагибаться, копать. Скорее всего, там камень, да. Но вдруг боец лежит, а ты пропустишь? Вода выступает прямо под пальцами, вязкая черная земля липнет к ножу и к рукам, но землю слой за слоем нужно снимать осторожно: можно повредить кость, если она попадется. Противогазная трубка уходит под поваленную березу: ребята с огромным трудом оттаскивают ствол в сторону. Раскоп расширяется. Скоро находятся нестреляные патроны прямо в обойме, фрагменты покалеченной, сплющенной кружки и… зубная щетка. Темно-зеленая щетка из пластика, сохранилось даже немного щетинки. А костей все нет. Светлаков и Кипреев На второй день мы копаем с Наташей, и она рассказывает, как нашла своего бойца. – Своего? – Своего. Светлакова Куприяна Трифоновича. В прошлом году Наташа копала и наткнулась на резиновую противогазную трубку. Начала расширяться, ей попалась пряжка от ремня. Тот самый Саша, который рассказывал про настрел в тамбуре палатки, помог прочитать надпись на ремне: «Светлаков К.Т». И начался другой поиск – архивный, в социальный сетях, через своих же, поисковиков в других регионах. И нашли родственников: первый раз применили ДНК-экспертизу, помогло Следственное управление Следственного комитета России по Вологодской области.

http://pravoslavie.ru/142300.html

III. Поучения на Страстную седмицу и на семь слов со Креста «Мы проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие: самим же званным Иудеем же и Еллином Христа Божию силу и Божию премудрость… юже никтоже от князей века сего разуме: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли» ( 1Кор.1:28, 2:8 ) Поучение в конце Великого Поста 9 Оканчивая какое-нибудь дело, мы, обыкновенно, осматриваем его во всех подробностях, подвергаем его обсуждению, все-ли в нем верно, точно, все-ли в нем в частностях гармонично с его общим, видна-ли в нем та мысль, которая положена в основу. И это признаем необходимым, чтобы избежать, по возможности, осуждения со стороны других, не пристыдить себя в их глазах и не показаться людьми, начинающими не по силам и не по средствам. Так бывает во внешней нашей обстановке; эта же мера должна прилагаться и ко внутренней, духовной нашей жизни, и тем более, что та и другая сторона находятся во взаимной связи, действуют совместно и одновременно и составляют один цельный организм, приводимый к единообразию в жизни и деятельности духовной силой. Мы хотим сказать о времени, проведенном нами в великом посте, напомнить, что и здесь следует и даже более прилично оглянуться назад и осмотреться, соответственно-ли это время проведено его высокому назначению, как время благоприятное и день спасения, – не было-ли в нем тех отступлений, которые вообще кладут печать нарушений, – отступлений от той высокой идеи, с какою установлен св. Церковью великий пост, явили-ли мы себя подражателями Христу Спасителю, сорок дней постившемуся в пустыне?!... Да! если когда, то особенно в конце поста полезно взглянуть назад, – теперь живее и яснее в воображении каждого нарисуется картина проведенного им времени, яснее отобразятся все отступления, нарушающие общую гармонию постного времени, – несообразности, которые пробудят в нас чувство сознания и желание загладить их. Цель и назначение поста – ввести нас в самих себя, пробудить в нас чувство самопознания и самоиспытания, возвысить наш дух, нередко заглушаемый обыденной мирской жизнью, и таким образом сильнее пробудить в нем вечные прирожденные ему стремления к Богу, как Первообразу, и чрез это постепенно возводить его к единению с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010