Первое звание, к которому мы призваны самым рождением или появлением на свет, это – звание человека как по существу, так и по назначению, одного из высших созданий Божиих, как малого мира в великом мире Божием. Человек отличен от прочих творений и самым образом бытия своего. Не единственным Божиим «да будет» он сотворен, а особым, непосредственным действием всемогущества Божия и этим приближен к Богу. Образ и подобие Божие составляют основание его духовной природы и указывают на то высокое назначение, которое определил ему Творец. Почему и по самому названию он есть существо, обращенное в вечность и имеющее вечные цели – сознательное и свободное прославление Творца, приближение к Нему и возможное уподобление его совершенствам. И кто, внимательно присматривающийся к природе человеческой, к ее требованиям, не видит этой высоты его? Не видим ли и мы, что человек никогда не удовлетворяется ничем на земле, – все его постоянные стремления и желания направляются в даль, в будущее, в вечность. Видно, что он не перерождение из обезьяны, не продукт природы и не растение, механически совершающее свой ход и потом бесследно исчезающее, как мыслили и мыслят многие объюродившие умы, к унижению самих себя и в противоречие себе. Видно, до какой степени омрачения может доходить эгоистичный ум человеческий, когда оставляет божественное указание, думает своими только силами разрешить вопросы, превышающие возможность его познавания. Человек, единое с видимой природой по-телу, по-духу близок к Богу, и в этом высота звания его, которое по этому и должно быть дорого. Свободная мысль, свободное чувство, свободное, сознательное слово, как все это возвышает человека, делает его царственным существом на земле, где нет ему подобного! А прибавим к сему, что природа человеческая освящена в лице Богочеловека-Христа, принявшего на себя плоть и душу человеческую, сделавшегося, таким образом, совершенно человеком. Что можно представить выше сего? Как после этого безумны речи тех, которые приравнивают человека к животному царству! Как преступны те, которые человеческое Богоподобное естество унижают разными страстями и похотями, и по выражению св. Церкви, в бездне греховной валяются, уподобляясь скотам бессмысленным и прилагаясь к ним! Поучительно и в этом отношении наставление Апостола – ходить достойно звания (человеческого) и не омрачать его своею жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Чье изображение и надпись на этой св. иконе, предстоящей пред глазами нашими? – повторю вопрос Спасителев, и как бы из уст ваших уже слышится искренний, верующий ответ: – это изображение и надпись Матери Божией, так прославленной и превознесенной за то, что Она послужила делу спасения нашего, как богоизбранная, воплощением от нее Сына Божия; воздадим и мы Ей должное: почтение, приличное Ей, как Матери Божией, дань любви нашей за Его любовь к нам, будем прославлять и призывать Ее в своих молитвах, всегда готовую на помощь нам, будем с благоговением относиться к святым Ее изображениям. Если для нас дорого изображение какого-либо благодетеля, близкого человека, уважаемого за какие-нибудь заслуги, оказанные на нашу пользу и пользу общества, то во сколько раз должно быть дороже и священнее для нас изображение Матери Божией и святых Божиих, обнимающих нас своею любовью и непрестанным ходатайством за нас пред Богом, – изображение тех, в которых верующим сердцем мы созерцаем Божественную любовь и благодать, действующую на спасение наше не временное только, но и вечное? С каким благоговением мы должны относиться к этим св. изображениям, при посредстве которых мы можем вступать в более ощутительное и убедительное общение со святыми и самим Богом, веруя, что дивен Бог во святых своих, Бог Израелев? Достойна сожаления та нередкая холодность, с какою иногда относятся у нас к св. изображениям, как обыкновенным предметам, и, неблагоговейно стоя пред ними во храме, в домашнем быту, из-за какого-то ложного стыда, едва совершенно не изгоняют их, отводя им самые малые и невидные места; она обличает в таких личностях недостаток веры, нетвердость и шаткость религиозных истинных убеждений; – достоин сожаления тот критический взгляд, по которому многие желали бы видеть вообще св. изображения лишь с характером художественности; сила благодатная изливается на молящегося не чрез искусство человеческое, а вследствие чистоты и искренности нашей веры; св. изображение есть лишь напоминание для нас, возводящее наш дух к высшему небесному, Самому Богу. Такие люди обличают себя в отсутствии религиозного самосознания, религиозной настроенности, ожидая этого лишь со стороны внешних влияний, и чрез то удаляются от спасительных предлагаемых средств, благотворно действующих на верующее сердце. Присмотритесь к таким людям, как они холодно (без убеждений) рассуждают о высоких истинах веры, как о обыкновенных предметах, как они холодны сердцем по отношению к другим и эгоистичны! – бедствие, несчастие другого скорее радует их, чем печалит, – радость, счастье ближнего скорее пробуждает в них тревогу, опасение, чем сочувствие и сострадание.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

А правитель народа, говорит св. Апостол, не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое ( Рим.13:4 ). История народов представляет нам поражающие примеры брожения страстей, готовых на крови и костях других овладеть кормилом правления. Много таких печальных опытов представляет она нам и в древнее время в среде Израильского царства (по его разделении), в среде язычества, и даже в среде христианского мира (Греческого), доведенных до лишения самостоятельности, и в новейшее время разительным представителем которого служила и служит Франция. Было время, когда она соблюдала верность своим царственным родам в лице царей и наследников их. Но когда отсекла голову, своему родному королю. Боже мой! сколько миллионов голов погубила она с того времени! Постоянные смуты, честолюбивые замыслы, низкие интриги, с ее домашними бедствиями, как Дамоклов меч, висят с тех пор постоянно над ее политическим бытием, и готовы, если не сегодня, то завтра обрушиться на нее. Да! она как бы вошла во вкус крушений. Созидая престолы, скоро ниспровергает, восстановляя религию, скоро отрекается от веры. Да и самая республика – какое широкое поле для страстей человеческих, к несчастью, уже обозначившихся самыми жалкими проявлениями – обезбожением школ и лишением религиозного образовательного элемента и наклонивших все силы на разложение народное. Высокую истину изрек Премудрый, что «благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается ( Притч.11:11 ), имже несть управления, падают аки листвие ( Притч.11:14 ). И действительно, где нет сдерживающей силы, там нет и правильного руководительства; где нет власти, там каждый поступает по своему, граждане уподобляются стаду без пастыря, в котором – одно своеволие, грозящее общей гибелью. Закон о престолонаследии все это устраняет; все идет своим путем. и механизм государственный не останавливается ни на один момент. Поэтому то св. Иоанн Златоуст и говорит, что «тысячами выгод государства обязаны своим правительствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Любящий и справедливый, наш Царь-Мученик был вместе с тем и первым работником своего народа и являл собой пример постоянного и неутомимого труда. Верно, в Его мягкое и впечатлительное сердце глубоко запало высоко-поучительное наставление Спасителя: «иже аще хощет в вас вящший бытии, да будет вам слуга, и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб: якоже и Сын человеческий не прииде, да послужать Ему, но послужити?» ( Мф.20:26–28 ). «При трудных обстоятельствах умираю Я, – такова воля Божия! Тебе предстоит тяжелый труд. Не забывай, что Ты – первый работник России, сказал на смертном одре вечной памяти Император Николай нами ныне молитвенно воспоминаемому Царю-Мученику. И первый работник России принялся за труд тяжелый, неустанный, и пред нами в делах Его царствования рисуется картина Его многотрудной домашней жизни, как бы внутренней лаборатории нашего Самодержца, откуда потоком лились благотворные предначертания, указания и дела на пользу России. «Как ни много трудятся государственные люди, но никто из нас не трудится так, как трудился Государь наш», сказал один из ближайших свидетелей трудов Верховного Хозяина земли русской. Осмотрите всю обширную и разнообразную деятельность, которая так ясно развернулась в Его светлое царствование, и невольно пробудится чувство благоговения пред тем необъятным трудом, который понес Он на себе по любви к правимому Им народу, – невольно откроется в сознании, что сам Господь невидимо помогал Ему, по Его истинной вере и преданности Божественному Провидению. Таков высокий нравственный образ нашего незабвенного Царя-Мученика, годовщину поминовения которого мы совершаем ныне с молитвою об упокоении Его души и с искренним пожеланием Ему вечной памяти. В Себе Он явил нам самый поучительный пример твердой веры в Бога, самоотверженной любви, христианской справедливости и неусыпного труда. Возлюбленные юноши и братья! Запечатлеем в своих сердцах Его светлый нравственный образ, и в настоящие глубоко-трогательные минуты годовщины памяти Его вознесем свою усердную молитву к Милосердному Господу, да упокоит нашего великого и возлюбленного Монарха в недрах Авраама, Исаака и Иакова, во царствии своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Сравнительно с десятками, не говорим – сотнями лет, назад, мы имеем много такого, о чем тогда не мыслилось, много такого, что составляет новое, неведомое прежде в жизни; но при этом не предъявляется ли много и таких потребностей, которые как бы затирают плоды, необходимо связанные с этими приобретениями и изобретениями?... Развилось в высшей степени человеческое самолюбие, которое сузило среду этих плодотворных результатов, которое обратило все во пользу отдельных личностей, и редко отдельных народностей. – Но можем ли мы ответить на данный вопрос со стороны нравственной? Естественно, что как молодой росток, посаженный в землю, год за годом развивается, ширится и поднимается, и, запасаясь силами, заимствуемыми им из почвы, постепенно покрывается ветвями и приносит плоды, так должна постепенно развиваться и жизнь человеческая, питаемая благодатными, неистощимыми соками св. истины Христовой, возвышаясь, улучшаясь и облагораживаясь во всех своих проявлениях и отношениях людских. Пусть ответит нам сама жизнь на вопрос: идем ли мы согласно с течением времени в улучшении нравственном, как заповедует и св. Апостол – задняя (худое) забывая, в передняя (доброе) простираясь? Все это такие вопросы, которые в настоящий день невольно приходят в голову, такие вопросы, положительное решение которых в жизни выразилось бы действительным началом улучшения и возвышения нашего во всех сферах ея. Так и отец наш небесный, положивший в своей власти времена и лета, открывающий пред нами всю широту времен, открывает вместе и широкое поприще для нравственной деятельности, – указывающий на будущее вечное и святое, дает возможность идти постепенно к этому вечному, достигать его свободно и разумно, с испытанием времени, потому что дние его лукави суть. А что видим на самом деле! Следуем ли путем промысла Божия, так пекущегося о нас, и так постепенно вместе с течением времени ведущего нас к этому неизменному счастью? Земные удовольствия увеличиваются и разнообразятся, греховные вкусы развиваются, страсти усиливаются, потребностей открывается все более и более, и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

и речи 2 изд. 1848 г. Москва, стр. 134). С непрерывностью и твердостью царской власти, утверждаемою законом о престолонаследии, тесно связывается спокойствие народное и за ним благоденствие. Где мир и спокойствие, там естественная надежда на все лучшее, там заключаются все задатки народного благосостояния. И какое высокое утешение составляют для всякого народолюбца слова Божии: «от плода чрева твоего посажду на престоле твоем». Здесь залог государственного развития, успокоительная надежда настоящего, якорь спасения будущего, для нашего отечества. Готовая отрасль царственного дома, законный наследник престола, имеющий мирно вступить в свои права, что может быть успокоительнее для народа в его жизни, отраднее в его деятельности!... Всякий считает себя уверенным, что он в жизни огражден высшею властью и спокойно предается делу. А мало ли в государстве найдется людей добрых, благонамеренных, готовых всегда и на все для общего блага? Немало может найтись людей и вредных и способных только на злое; в том и другом случае высшая власть и сила являются необходимыми: в первом обеспечивают труд, объединяют и направляют разнообразных деятелей к одной определенной цели, – во втором, – обуздывают и карают зло, не допуская его развиваться. Все это, естественно, приводит к тому убеждению, что нам остается только желать и молить Господа Бога, чтобы Он, Своею вседействующею силою охранил наш царский престол, укреплял этот закон престолонаследия, столько благотворный для народа, чтобы не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехом нашим воздал нам ( Пс.102:10 ), молить Господа, чтобы Он по Своему неизреченному милосердию продлил семя царя нашего и утвердил престол его в род и род. ( Ис.88:5 ). Этого желать и об этом молиться нужно особенно в наше время, когда дух своеволия, сурового эгоизма, доходящего до отрицания всякой власти, овладел умами многих и породил то брожение, которое возмущает дух доброго гражданина, тревожит мирного обитателя городов и весей, и развернуло свои адские врата против всех и каждого, потому что восстание против власти, в существе дела, есть восстание против спокойствия народного, – наше время, когда дух безначалия овладел умами многих, так что они сомкнули свои глаза, чтобы не видеть добра, заткнули свои уши, чтобы не слышать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Успокоилось оно, под сенью своего царственного рода, от смутного времени, следы которого привелось углаживать первым нашим царям, – настало время преобразования в лице Императора Петра I-oro Великого. Нелегко было расстаться со стариною, со всем тем, с чем свыкся, сжился русский человек, но царственное и властное слово Петра, как избранника Божия, по праву наследства вступившего на престол, победило эту трудность, и покорив волю народную, двинуло по пути общего прогресса и ввело Россию в общую семью европейских государств. Затем начался ряд спокойного вступления на престол наследников Петра, как Императора, и Россия, под их властью, которая находится в руках Божиих, с одной стороны начала постепенно расширяться в своих пределах чрез воинскую славу, с другой – стала крепнуть и усиливаться внутри и даже явилась умиротворительницею и распорядительницею судеб целой Европы. Видело ли наше отечество неудачи, подвергалось ли каким несчастиям, – оно твердо верило, что у него – Отец, руководимый самим Богом, и заботливый о чадах своих, любящий его истинною любовью, у него есть прямая надежда на лучшее в лице наследника престола, – видело все это, и благодарное к заботам царя всегда обращалось к Богу с молитвою, чтобы Господь, охраняя его, охранил и надежду его. Какое же непосредственное благо вытекает из закона о престолонаследии? В этом законе выражается та глубокая и благотворная мысль, чтобы в государстве нашем постоянно и неизменно продолжалась царская власть, непрерываясь ни на малейшее мгновенье. Ведь небольшой перерыв и семейной власти во главе семьи часто подает повод ко многим гибельным раздорам и неурядицам; что же сказать о тех ужасных беспорядках и смутах, которые могут открыться в семье государственной от перерыва верховной царской власти? В этом законе заключается охрана внутреннего мира и порядка верный и надежный оплот против всякого рода смут и нестроений, – охрана от разных честолюбивых замыслов, буйства страстей и личных интересов, которые легко могут открываться при малейшем перерыве властей и производить ужасные брожения, пробуждающие раздоры общественные, взаимную ненависть и вражду и способные ввергнуть народ в страшные бедствия и опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Так может быть и бывает со всяким, кто в своих стремлениях к земному довольству и счастью удаляется от коренных начал жизни и преследует лишь одни материальные цели. Современная жизнь наглядно рисует нам эту печальную картину. И все это происходит от того, что тут нет той основы, на которую указал св. Апостол в сих словах: «великое приобретение – благочестивая жизнь с довольством». А это приводит к тому убеждению, что в основании наших стремлений к земному счастью и благосостоянию должна полагаться вера в Господа и соответствующая ей жизнь, основывающаяся на святой любви, на верном взгляде на богатство и жизненные удовольствия, как средства к высшему, небесному счастью и блаженству в единении с Богом, на истинных и правильных отношениях друг к другу, чуждых греховного эгоизма. Здесь заключается ключ к разрешению вопроса об истинном счастье и возможном земном благосостоянии всех и каждого; здесь проливается истинный свет на жизнь и ее проявления, сообразные со значением человека и с достоинством христианина. Истинно-христианский взор не ограничивается только здешнею, земною жизнью, в которой все так изменчиво, обманчиво и непостоянно, – оно простирается за пределы ее, в ту загробную жизнь, в которой истинно-верующих и чтущих Бога ожидают такие блага, ихже око не виде и ухо не слыша и на сердце человеческое не взыдоша – и это в том совершенном убеждении, что полное счастье и довольство возможно только там – в единении с Богом. Но этим не отрицается естественное для человека стремление к земному благоденствию и довольству; напротив, в том и состоит земное призвание человека, чтобы эти жизненные стремления шли рука об руку с его высшими духовными стремлениями, с постоянным представлением будущего блаженства. Спаситель в своем Евангелии осуждает лишь страсти человеческие, проявляющиеся вследствие увлечения земным, – то пристрастие, которое легко овладевает духом человека и дает ему ложное направление, и в этом смысле говорит: «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляет, и где воры подкапывают и крадут» ( Мф.6:19 ). Слово Божие учит нас смотреть на земное, как только на средство к достижению высших целей. «Мы не имеем здесь постоянного града, говорит св. Апостол, но ищем будущего» ( Евр.13:14 ). Поэтому-то и бывает, что и здесь, на земле, иные чувствуют, по возможности, внутренний мир и довольство, и, простирая свои взоры в будущее, смотрят на свое земное благосостояние, как на дар Божий, данный им в распоряжение, как добрым приставникам. В этом-то и выражается сила благочестия и довольства от Бога в этой жизни. Такие люди, по словам Спасителя, подобны тому человеку, который построил дом свой на камне. Пошел дождь, разлились реки, подули ветры и устремились на тот дом, и он не упал, как основанный на камне ( Мф.7:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Кирилла и Мефодия; дорожите этим даром, как бы с неба подаваемым вам; старайтесь ответить на залог любви благочестивых жертвователей своей любовью, точным исполнением своих обязанностей и забот о своем развитии и образовании, – старайтесь, чтобы вам быть людьми не по имени только, но по самому существу дела. Вам помогают, делают возможным идти этим школьным путем для вашего же счастья и благоденствия; – ваша священная обязанность воздать им должная своим усердием, своею любовью к делу, оправдать в жизни их надежды и ожидания от вас. Берегитесь того растлевающего духа, который будучи занесен издали, подобно бурным волнам, бьется в нашу родную почву, и с усилием впивается в кружки людей, отрешающихся от нравственных начал, нередко губя их на целую жизнь и закрывая для них все пути общественной жизни и деятельности, – берегитесь этого злого духа, который, для большего успеха своего, прежде всего направляет свое усилие к извращению самых основ общественной жизни, к извращению св. истины и нравственных начал. «Испытывайте духи, от Бога ли они», говорит и слово Божие, и вам есть возможность и даются средства к этому; а этот дух, стремящийся к нарушению общественного мира и спокойствия, не от Бога, и, по слову апостольскому, есть антихристов. Высока, как мы сказали, задача братства по цели, – высока она и по началу своему, во имя которого оно действует, и которым руководится в своей благотворительной деятельности, это начало – любовь друг к другу, завещанная нам Спасителем, та христианская любовь, на которую Спаситель указал, как на отличительный характер христианина и христианской жизни, и без которой нет жизни во Христе, – это начало – то святое убеждение, которое внушается следующими словами Спасителя: «так как вы сделали добро одному из братий моих меньших, то Мне сделали». А что высоко по цели и началу, в чем видится прямая и положительная польза во всех отношениях, то, естественно, должно не теряться и не упадать, а продолжаться и развиваться, и развитию этого должно содействовать самое благоразумие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

20 января 2014, 13:42 Да, пройти по краю - это наше... " Вдоль обрыва по-над пропастью, по самому по краю Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю... " Только не всегда нам удается пройти по краю... Не всегда история завершается пусть едва, но все же не упущенным хэппи-эндом... Ксения 20 января 2014, 13:37 Наталья Мея: я увидела в фильме не только пьянку и драки ,а перебарывание своего эго ради семьи, красота в глазах смотрящего Лариса Крылова 20 января 2014, 13:31 Нателье: Да ничего он не формирует. Не для Канн или др. именитых фестивалей его снимали, думаю. Просто показывает все как есть, про нашу среднероссийсккю, постсоветскую действительность немного приключений. Пусть, как в зеркале, каждый узнает себя, даже если в его жизни ничего подобного не случалось))) От этого фильма и еще может Елок, у меня о Светлакове мнение гораздо повысилось. В нем определенно что-то есть))) Alexey Korzun 20 января 2014, 13:19 Очень хорошая рецензия. Те, кто не принял фильм - они скорее всего слишком прямолинейны и не самоироничны. А те, кто принял - может не всегда точно могут выразить, но интуитивно понимают , что наша чрезмерность - она и наша беда и наша радость. " Горько " - отличная терапия для принятия себя. Даже если ты никогда не напивался на свадьбах :) Андрей 20 января 2014, 12:51 Вот еще хотелось бы услышать официальный комментарий сайта православие.ру по поводу этого фильма и статьи. И еще вопрос на сайте все могут написать свою статью или только избранные вроде Соколова-Митрича. А фильм дрянь - только голова потом болела. Харитина 20 января 2014, 12:49 Согласна с автором, на все 100. Не " благодаря " , так " вопреки " - фильм очень светлый. :) Иван 20 января 2014, 12:37 " Наверное, они тоже пацаны " :) Мне фильм понравился, хотя и показался страшным. Жизненно страшным. Стало страшно, что вот так могут поступать все, и я в первую очередь. Фильм заставляет задуматься. Там рядом и смех, и слезы. Все вместе, все рядом, как в жизни. Максим 20 января 2014, 12:25 мда, жаль автора этого текста, окончательно списался и запутался. Как можно было этот текст опубликовать на этом сайте? какая-то глупость. не от души, а за деньги написана. Надо было что-то написать к сроку, вот и написал. И подвязал к православию под конец, потому что иначе бы не прошло!? Если такие фильмы трактовать с православной точки зрения, то православие скоро обесценится, а фильмы типа " Горько " будут и дальше нести для всех человеческие ценности...вы этого хотите, автор? вы этого хотите, ответственный редактор? инчае - зачем пропагандировать подобные фильмы и идеи?

http://pravoslavie.ru/67680.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010