Властям говорит: «поступайте вы с подчиненными, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у которого нет лицеприятия» ( Еф.6:9 ). Шестая и седьмая заповеди Не убий. Не прелюбы сотвори. В этих заповедях излагаются обязанности, касающиеся телесной и духовной жизни наших ближних, и запрещаются такие действия, которые пагубны для них в том и другом отношениях. Эти действия, вредные жизни наших ближних, преступны не только потому, что нарушают прямое положение данных заповедей, но главным образом потому, что совершаются по низким побуждениям, совершенно исключающим собою святое чувство любви к близким, и свидетельствующим о глубокой степени падения и потери нравственного сознания преступника и о забвении ими человеческого достоинства. Эти побуждения к преступлениям – суть человеческие страсти. Трудно исчислить все виды и разветвления страстей человеческих, и указать, какая страсть какого преступного действия бывает причиной; но верно и ясно то, что действующий под влиянием их совершенно чужд нравственного сознания и свидетельствует о своем глубоком падении и отсутствии основного христианского начала жизни – любви. Главные преступления против шестой заповеди: 1) убийство, или отнятие жизни у ближнего каким бы то ни было способом; 2) поединки или дуэль; 3) самоубийство. Все эти виды преступлений безнравственны уже потому, что виновники их посягают на права Божии относительно жизни человеческой, предвосхищают власть Господа, в руках которого жизнь и смерть человеческая, о котором мы живем, движемся, существуем ( Деян.17:28 ), и который давши нам жизнь, один только может отнимать ее, – безнравственны потому, что они противоестественны: человек сотворен для жизни , и любит жизнь, потому что «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» ( Еф.5:9 ); кроме того они нарушают права гражданского общества и вредят ему, с одной стороны лишая его членов полезных, а с другой – показывая самоуправство, неуважение к его законам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

Вместо того, чтобы для следования за Христом отвергнуться себя и взять крест свой и таким образом достойно ходить звания христианского, не часто ли предаемся пагубному невоздержанию, в котором заключается начало разных болезней, как ядом заражая душу свою, и таким образом делая ее недостойною благодати Святого Духа!... Бр.! Воспоминая ныне чудо, совершенное св. Архистратигом Михаилом, и прославляя память его, научимся как благоговению пред св. храмом, как высшим для нас святилищем на земле, с которым тесно связано наше спасение, так и охранению нашего внутреннего храма – души нашей от всего нечистого, изгоняющего из нее Духа Божия. Будем стараться делать ее достойным обиталищем благодати божественной, освещающей, укрепляющей нас в благочестии и помогающей нам достойно ходити звания, в неже звании бысте ( Еф.4:1 ). А это звание самое дорогое и спасительное для нас – звание христианское. Аминь. 6 сент. 1888 г. Поучение при служении в Волоколамском градском соборе Спаситель, отправляя св. Апостолов на проповедь евангелия, дал им такое наставление: в какой бы город, или селение ни вошли вы, наведуйтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выдете. Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему ( Мф.10:11:12 ). Следуя наставлению Спасителя, в первый раз прибывши в град ваш и видя ваше усердие, и я, по примеру апостолов, приветствую вас: мир граду вашему и вам, бр. христиане! Да почиет этот мир на вас и на ваших жилищах! Бр., какое драгоценное и глубоко-назидательное слово: мир! Оно высоко и по началу своему, и по содержанию. Не от земли, не от человек оно началось, на с неба – от Бога. Кем первым и когда воспето было это слово? – Св. ангелы – небесные вестники первые воспели его: слава в вышних Богу и на земли мир, – воспели его тогда, когда во граде Давидове – Вифлееме родился Царь мира – Христос Спаситель; – тогда, когда Господь, по Своему человеколюбию, благоволил привести в откровение от века предопределенную тайну о спасении человека. Слово мир глубоко и по содержанию своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Во св. Евангелии о событии крещения Господня повествуется так: приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его, и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь (т. е. не препятствуй): ибо тем надлежит исполнить всякую правду (т. е. определение Божие о спасении людей). Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды: и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 3:13, 17 ). Так благоугодно было Богу Отцу в самом вступлении на общественное служение явить божественную славу Единородного Сына Божия, принявшего на Себя человеческую природу, и показать высокое призвание Его; теперь ясно было видно, что Он помазан Духом Святым и по человечеству, паче причастник своих ( Евр. 1:9 ), и есть во истину Христос (Помазанник) и – возлюбленный Сын Бога Отца. Посему Креститель Христов Иоанн теперь дерзновенно и исповедует: и аз видех, и свидетельствовах яко сей есть Сын Божий ( Ин. 1:34 ). Поэтому праздник Крещеная Господня и называется еще Богоявлением, так как тут открылось торжественное явление Бога во Святой Троице: Бог Отец – воглас с неба, Бог Сын – в крещении, Бог Дух Святый – в сошествии на Него в виде голубя. Это воспевает св. Церковь в праздничном тропаре: «во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение (т.е. подтверждал глас отца). Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе“. Таким образом Крещение Господне служит посвящением Сына Человеческого, Иисуса Христа, на Его высокое призвание служения людям во избавление их. Поэтому день Крещения или Богоявления издревле почитался наравне с днем Рождества Христова, великим праздником; и св. Церковь всегда воспоминала его радостно и торжественно, во свидетельство великих и спасительных плодов для верующих: очищения от грехов, помазания Духом Святым и усыновления Богу Отцу. Так исповедует св. Церковь : спасти хотя заблуждшаго человека, не несподобился еси в рабий зрак облещися: подобаше бо Тебе, Владыце и Богу, восприяти наша за ны, Тебе бо крещшуся плотию, Избавителю, оставления сподобил еси нас (стих, на Госп. воззв.). Все исполнил еси смотрение, Спасе наш, да спасеши мир явлением Твоим, едине Человеколюбче (лит. стих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Во храме обитает Бог истинный и справедливый, имеющий воздать каждому по делам его, и невозможно, чтобы находящийся во храме не проникался этими требованиями и сознанием их. Не напрасно пророк Божий Давид сказал:«один день во дворах Твоих, Господи, лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в дому Божием, нежели жить в шатрах нечестия»( Пс.83:11 ). Насколько эти св. чувства, правда и справедливость, могут заглушаться в сознании человеческом под влиянием мирского шума, среди мирской суеты, при постоянном нервном стремлении человека к большим приобретениям, к упрочению своей земной обстановки, – еще сильнее они могут пробуждаться и проясняться во храме, как училище правды и справедливости, где слышим, что наше земное счастье, наша здешняя жизнь не конечна, есть только приготовление к будущей вечной жизни, счастье которой зависит не от обилия богатств земных, а от правильного, по духу Христову, пользования ими, от истинного взгляда и сообразного с ним пользования здешнею жизнью, что в дому Господнем может пребывать тот только, кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своем, кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла, и не принимает поношения на ближнего своего, кто серебра своего не отдает в рост, и не принимает даров против невинного ( Пс.14:2,3,5 ). А это разве не сильно предостерегать нас и предохранять от заблуждения с путей Божиих? Честность и верность, как благие плоды правды и справедливости, во всех сферах жизни нашей служат самыми вернейшими путями не только к счастливой будущности, но и к возможно лучшему устроению нашей жизни на правах нашего общежития; они уничтожают обман, предотвращают притеснения и обиды, и таким образом внушают доверие одного к другому, укрепляют взаимную связь между членами общества, и, естественно, содействуют возвышению нравственному, будучи уже сами по себе выражением высокой нравственности. А храм Божий, как благодатное место присутствия Бога истинного и правосудного, возрождает и освящает их. Таким образом, можно сказать, что в единении верующих со св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Десятая заповедь служит как бы заключительною среди заповедей, касающихся обязанностей наших к ближним, указывает на причины греховных действий, кроющиеся внутри нас самих, в нашем сердце, и внушая нам чистоту сердца, запрещает не только действия, но и самые мысли и желания, как внутренние зародыши внешних проявлений. Она читается так: Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего. Наше собственное сознание говорит нам, что прежде, чем совершается какое-либо действие, оно является в душе человека, как мыслимое и желаемое, и если эти мысли и желания греховны, и не будут остановлены и заглушены внутри нас, то они выходят наружу, как какая-либо язва, и проявляются в слове или деле. Поэтому Господь запрещает и осуждает не только слова и дела нечистые, но и внутренние желания и мысли, как показывающие, что сердце такого человека уже не чисто перед Богом, и недостойно Его. «Мерзость Господеви, говорит премудрый, помысл неправедный» ( Притч.15:26 ). Почему св. Апостол Павел и советует нам очищать себя от внутренних нечистот, говоря: «очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 1Кор.7:1 ). В сердце человека, заглушившего в себе чувство христианской любви к ближним, прежде и чаще всего проявляется, вместо благожелания им, греховное чувство зависти, которая терзает его, при виде благосостояния ближнего, и, смотря по разнообразию побуждений, выражается в различных проявлениях: или в пожеланиях чувственных – похоти плоти (не пожелай жены искреннего твоего), или в желаниях корыстолюбивых – похоти очей, или властолюбивых – гордости житейской (не пожелай дому ближнего твоего…), и, вследствие этого, делается причиной многих преступлений, почему и Спаситель, называя блаженными чистых сердцем, говорит, «что от сердца происходят злые помышления, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, злословия» ( Мф.5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

е. семена всех преступных явлений в жизни. Упившийся вином теряет сознание всего священного, что бы могло его удерживать; он способен скорее глумиться над всем, как бы дорого и священно оно ни было; при помраченной совести, он не сознает ни худых дел, ни печальных следствий, – это как бы разъяренный конь, неудержимо бросающийся в опасность. Грязный телом, он становится грязным и по душе. В каком положении решился Ирод на убийство св. Иоанна Крестителя? – упившись вином. В каком положении Валтасар, царь Вавилонский, допустил святотатственный поступок – пить вино из священных сосудов храма Иерусалимского? – упившись вином со своими собеседниками. Присмотрись каждый к жизни и поведению таких людей, и познай все зло, какое от сего происходит. Откуда у вас вражды и распри? говорит св. апостол, не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших ( Иак.4:1 )? Не здесь ли зародыш разных несчастий жизненных? У кого вой? у кого ссоры? у кого горе?... Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; в последствии как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное ( Притч.23:29–33 ). «Разве ты любомудре тех великих и доблестных мужей, говорит св. Иоанн Златоуст , которые, воспламенивши свою плоть, впали в великие грехи? Не отсюда ли гибель целомудрия? Не отсюда ли брани и ссоры? Не отсюда ли расторжение браков? Скорблю и терзаюсь, что диавол заражает стадо» (Сл. о зрелищах). Да, прискорбно видеть, когда человек, одаренный разумом, приходит в состояние бессловесного; – обладающий по природе высокими чувствами, растрачивает дарованный от Бога талант; – имеющий свободную волю, делается постыдным рабом постыдного порока. Невольно припоминается притча Спасителя о блудном сыне, который, отдавшись греху, оказался в жалком положении; увлекшись страстями и ища свободы от надзора отеческого, очутился во всецелом рабстве. Поэтому Спаситель и говорит: смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими и чтобы тот день (день суда Божия) не постиг вас внезапно ( Лк.21:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

За унижением православия следует и принижение и распадение нравственное. При соблюдении таких условий возможно перерождение общества и повышение уровня нравственно-общественной жизни. Нужно, прежде всего, заботится о нравственном развитии частных личностей, чему содействует семья и школа, а потом дело самого общества поддерживать и закреплять в своих членах добрые начала дружным содействием. «Христос воскресе!» радостно ныне приветствуем друг друга; восстанем и мы из своего равнодушного усыпления к обновлению нашей жизни. И дай, Господи, увидеть нам ясные, светлые дни общественного мира, спокойного развития нравственного и материального, и тем доставить внутренний покой и глубоко пораженному последними событиями среди нас нашему Царю-Отцу. Аминь. Н. Новгород. 1881 г. Слово в неделю о Фоме, произнесенное в кафедральном соборе «Не буди не верен, но верен», – сказал Господь Фоме. Фома ответил Ему: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:27–28 ). В наш век, когда так сильно развилось сомнение в св. истинах веры, недоверие ко всему, что носит на себе характер священный, когда преобладающее значение имеют убеждения и понятия материалистические, право господства придано стремлению к пользе, материальной наживе, и человек представляется как бы прикованным к земле и ее сокровищам, – в наш век особенно настает нужда чаще напоминать о вере в Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, о необходимости и незаменимости ее и о благих ее последствиях для человека в его неотъемлемых стремлениях к спасению, – чаще напоминать, что в том состоит жизнь вечная, да знают Его, единаго истинаго Бога, и Его же послал – Иисуса – Христа ( Ин.17:3 ). Правда, при настоящем состоянии мысли и направления, не легко достигнуть цели – провести высоту этой веры в сердца человеческие, чтобы она сделалась достоянием их, вступила в свои права, как истинная, единственная руководительница жизненная, чтобы человек не оставался неверным, но приходил к вере, как сказал Спаситель Фоме: но путь, каким этот ученик дошел до твердого исповедания Господа, заключает в себе некоторый залог к возможному достижению этого. Фома, как мы слышали из Евангелия, не убедился одними словами своих соапостолов, их заверениями и доводами; он пожелал более осязательного доказательства, непосредственного убеждения. «Мы видели Господа», говорят ему другие ученики, – «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, отвечает он им, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, – то не поверю» ( Ин.20:25 ). Но зато какое твердое, какое решительное исповедание, когда осязательно убеждается, выражает он: «Господь мой и Бог мой!».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Запрещая гордость во всех ее проявлениях, вторая заповедь учит нас добродетели смирения. Человек смиренный, сознающий себя виновным всегда перед Богом, по своим грехам, не только чужд всяких гордых помыслов, но и всегда и во всем прибегает к милосердию Божию, и от одного Бога надеется получить все, просимое им. И слово Божие учит, что гордым Бог противится, а подает благодать только смиренным и кротким указывая нам и примеры смирения в лице Авраама, Давида, Пречистой Девы Марии и высочайший пример в лице Господа нашего Иисуса Христа. Любостяжание или корыстолюбие также нередко бывает предметом идолопоклонства; когда человек до забвения Бога и своего вечного назначения отдается приобретению богатства, тогда лихоимание делает для него, по слову Апостола, идолослужением ( Кол.3:5 ). Само по себе стяжание и обладание данною от Бога собственностью не есть грех; это скорее земное призвание человека, и Сам Спаситель нигде не осуждает богатства самого по себе и приобретение его, если оно не пристращает человека к себе; но это призвание человека извращается и делается преступным в следствии корыстного стремления к собственности, из чего возникает страсть – любостяжание, под влиянием которой человек любит мир паче Бога ( 1Ин.2:15 ), и не столько обладает своими благами, сколько сам обладается ими и подчиняется им. Пагубные следствия этого выразил Спаситель в притче об одном богаче. «Этот богач получил обильный урожай, и стал рассуждать сам с собой: что мне делать? – некуда собрать своих плодов. И сказал: вот что сделаю: сломаю свои житницы старые, и построю новые, большие, и туда соберу весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе своей: душа! Много добра лежит у тебя на много лет: покойся, ешь, пей и веселись! Но Господь сказал ему: безумный! В эту ночь душу твою потребуют от тебя; кому достанется то, что ты заготовил? Так бывает, закончил Спаситель притчу, с тем, кто собирает сокровище для себя, а не в Бога богатеет». Печальные плоды любостяжания видны и в самих следствиях его: с одной стороны, в развивающейся часто скупости, с другой – в чувственной жизни (чревоугодии или сластолюбии).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

И сам Спаситель не уничтожает совершенно клятвы, а допускает ее в важных, требуемых законом случаях, осуждая лишь случаи легкомыслия, как показал пример Ирода, поклявшегося Соломии, дочери Иродиады, дать даже до полцарства ( Мф.14:7 ), и пример Иудеев, поклявшихся не принимать пищи, доколе не убьют Апостола Павла ( Деян.23:12 ). Сам Бог в ветхом завете, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность воли своей, употребил в посредство клятву ( Евр.6:17 ). Потом Спаситель подтвердил тоже на суде Каиафы, когда этот первосвященник сказал Ему: «заклинаю тебя Богом живым, да речеши нам, аще Ты еси Христос, Сын Божий, сказал Иисус: ты рекл еси…» ( Мф.26:63–64 ). Четвертая заповедь Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя; в день же седьмый – суббота Господу Богу твоему. Этою заповедью Господь повелевает освящать или посвящать на особенное служение Ему седьмой день или субботу, в воспоминание того, что в седьмой день Сам Господь окончил творение, совершенное в продолжении шести дней. Человек окружен нуждами, потребностями, требующими удовлетворения для поддержания своей жизни, – естественно, ему нужно и время для этого, с другой стороны нужно время отдохновения для своей телесной природы, утомляющейся постоянной деятельностью 14 . Поэтому седьмой день и служит для него как день молитвы или благодарной к Господу за оказанное содействие, или просительной, чтобы Он помогал ему и впредь, – там и днем отдыха от телесных трудов. Почему и сказал Господь: «суббота Господу Богу твоему». В ветхом завете точно соблюдалось это повеление Господне, день субботний святился, как праздничный день в неделе. Евреи, не признавшие Иисуса Христа Богом, и отвергшие как Его учение, так и чудеса, остались и доселе верными букве закона и своим преданиям Отцов (изложенным в Талмуде и Кабалле). В Церкви христианской, основанной на честных заслугах Спасителя, освященных величайшим чудом воскресения Его (потому что если бы Христос не воскрес, то не имели бы значения искупительного самые страдания), с самого начала ее положено посвящать на служение Богу день воскресный, или первый день недели, как постоянный памятник этого великого события на земле – торжества жизни над смертью , царствовавшей в роде человеческом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

истины, как православный сын и защитник прав Св. Церкви. Особенно тебе, царелюбивая Москва, должно быть близко это св. чувство общения, ты – свидетельница тех священных минут, когда Царь наш два года тому назад в твоем древнем храме Пресвятой Богородицы, с благословения Св. Церкви, возложил на себя все знаки превеличайшего царского достоинства и явился пред лицом твоим во всей славе и великолепии земном. Ты, к которой обращены взоры всей России, ты должна первая являть в себе пример преданного молитвенного общения с царем пред лицом Господа, чтобы и другие грады и веси, видя твое доброе дело, прославляли Отца Небесного за Царя своего. Вознесем же, особенно в нынешний высокоторжественный и всерадостный день, усердную молитву, да укрепит Господь Царя нашего в трудном подвиге служения Его и ниспошлет на него свою Божественную благодать, а в лице его, как главы, осенит и нас всех своим небесным обильным благословением. «Господи; спаси Царя и ныне услыши нас». Аминь. От плода чрева твоего посажду на престоле твоем – хотя не слышно, но тем не менее действительно, говорит с высоты небес Господь и нашему Богоизбранному Царю и тем поощряет и утешает Его в его царственных заботах о народе и царстве. Сам Господь, говорит пророк Даниил, низлагает царей и поставляет царей; ( Дан.2:21 ). Сам Он избрал в царское достоинство и посадил на нашем русском престоле и наш царственный дом в лице Михаила Федоровича Романова, и Своим Божеским Провидением охраняет его на благо и счастье России. Начиная с первой отрасли дома Романовых, призванной на царский престол в смутные времена междуцарствия, наши цари мирно и спокойно, по праву наследства, восходят на престол, призывая народ к повиновению данной им от Бога власти; и народ внемлет их голосу, скрепляя свою верность клятвою и целованием креста Христова и Евангелия, твердо веря, что «нет власти не от Бога, существующия же власти от Бога установлены». ( Рим.13:1–2 ). Почему противящийся власти, противится Божию установлению. Почему мы и видим, что по этому благословенному Богом единению царя с народом, наше отечество постепенно восходило от силы в силу, от славы в славу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010