210. Благовещенский П.А. О борьбе с хулиганством. Из епархиальной жизни/Под ред. С.Г. Рункевича . – СПб.: Синод. тип., 1914. – 12 с. Готовились к печати (в 1914 г.) 211. Святая великомученица Варвара. 212. Благовещенский П.А. В борьбе за трезвость/Под ред. С.Г. Рункевича . – (Извл. из Прибавления к Ц Вед. – 1914. – – С. 1781 – 1785). 213. Газетное недоразумение о Духовном Регламенте. Статьи С.Г. Рункевича в «Православной богословской Энциклопедии» 214. Абрюцкий Дмитрий Семенович//ПБЭ. – 1900. – Т. 1. – С. 81 – 82. 215. Аввакум (Честной), архимандрит//ПБЭ. – 1900. – Т. 1. – С. 94 – 96. 216. Августин (Виноградов), архиепископ Московский//ПБЭ. – 1900. – Т. 1. – С. 113 – 115. 217. Августин (Сахаров), епископ//ПБЭ. – 1900. – Т. 1. – С. 115 – 117. 218. Агафангел (Соловьев) , архиепископ//ПБЭ. – 1900. – Т. 1. – С. 255 – 257. 219. Агафодор (Преображенский), епископ//ПБЭ. – 1900. – Т. 1. – С. 263 – 264. 220. Адриан, патриарх Всероссийский//ПБЭ. – 1900. – Т. 1. – С. 355 – 356. 221. Александр I, Благословенный, император//ПБЭ. – 1900. – Т. 1. – С. 461 – 480. 222. Александр II, Царь-Освободитель//ПБЭ. – 1900. – Т. 1. – С. 480 – 491. 223. Александр III, Царь-Миротворец//ПБЭ. – 1900. – Т. 1. – С. 491 – 500. 224. Александр (Светлаков) , епископ Калужский//ПБЭ. – 1900. – Т. 1. – С. 500 – 503. 225. Алексий (Блинский), иеросхимонах//ПБЭ. – 1900. – Т. 1. – С. 532 – 534. 226. Алексеев Александр , обращенный из евреев (Вульф Нахлас)//ПБЭ. – 1900. – Т. 1. – С. 535 – 536. 227. Амвросий (Зертис-Каменский), архиепископ Московский//ПБЭ. – 1900. – Т. 1. – С. 588 – 590. 228. Амвросий (Подобедов) , митрополит//ПБЭ. – 1900. – Т. 1. – С. 590 – 592. 229. Амвросий (Ключарев) , архиепископ//ПБЭ. – 1900. – Т. 1. – С. 594 – 598. 230. Амвросий (Орнатский) , епископ Пензенский//ПБЭ. – 1900. – Т. 1. – С. 598 – 599. 231. Амвросий (Гренков) , иеросхимонах//ПБЭ. – 1900. – Т. 1. – С. 599 – 601. 232. Амфилохий, преподобный, игумен Глушицкий//ПБЭ. – 1900. – Т. 1. – С. 633 – 634. 233. Амфилохий (Шапошников), схимонах//ПБЭ. – 1900. – Т. 1. – С. 634 – 636.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1799 - 5 марта 1809; с 25 дек. 1808 г. в сане архиепископа), еп. Евлампий (Введенский; 16 апр. 1809 - 22 мая 1813), еп. Евгений (Болховитинов; 19 июля 1813 - 7 февр. 1816), еп. Антоний (Соколов; 15 нояб. 1816 - 15 марта 1819), еп. Филарет (Амфитеатров; 1 июня 1819 - 12 янв. 1825), еп. Григорий (Постников; 4 янв. 1826 - 4 окт. 1828), еп. Гавриил (Городков; 20 мая 1828 - 26 авг. 1831), еп. Никанор (Клементьевский; 5 сент. 1831 - 5 сент. 1834), еп. Николай (Соколов; 20 окт. 1834 - 15 сент. 1851), Тульский и Белёвский еп. Димитрий (Муретов; 5 окт.- 9 дек. 1851, в. у.), архиеп. Григорий (Митькевич; 9 дек. 1851 - 13 апр. 1881), еп. Владимир (Никольский; 14 мая 1881 - 21 мая 1888), еп. Анастасий (Добрадин; 21 мая 1888 - 3 июня 1890), еп. Виталий (Иосифов; 3 июня 1890 - 15 сент. 1892), еп. Анатолий (Станкевич; 29 сент. 1892 - 29 янв. 1894), еп. Александр (Светлаков; 29 янв. 1894 - 8 окт. 1895), еп. Макарий (Троицкий; 22 окт. 1895 - 10 июля 1901), еп. Вениамин (Муратовский; 10 июля 1901 - 31 дек. 1910), еп. Александр (Головин; 31 дек. 1910 - 25 июня 1912), еп. сщмч. Тихон (Никаноров ; 25 июня 1912 - 13 мая 1913), еп. Георгий (Ярошевский; 13 мая 1913 - 6 июля 1916), еп. Феофан (Туляков; 6 июля 1916 - 29 сент. 1927), еп. Стефан (Знамировский; 29 сент. 1927 - 27 июня 1928), еп. Павел (Введенский; 12 авг.- 12 дек. 1928), еп. Сильвестр (Братановский; 1 янв. 1929 - 16 сент. 1930), еп. сщмч. Павлин (Крошечкин; 30 сент. 1931 - 16 июня 1933; с дек. 1930 временно управлял епархией в сане епископа Боровского), еп. сщмч. Димитрий (Добросердов; 16 июня 1933 - 23 марта 1934), архиеп. сщмч. Августин (Беляев; 9 апр. 1934 - 20 сент. 1937), еп. Питирим (Свиридов; 10 янв. 1942 - 24 июля 1943), еп. Алексий (Сергеев; 24 июля 1943 - май 1944), Крутицкий и Коломенский митр. Николай (Ярушевич ; май 1944 - окт. 1945, в. у.), еп. Онисифор (Пономарёв; окт. 1945 - 22 марта 1960), архиеп. Леонид (Лобачёв; 22 марта 1960 - 19 июля 1962; 14 мая - 29 мая 1963), еп. Стефан (Никитин; 19 июля 1962 - 28 апр. 1963), архиеп.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Теория музыки A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АЛЕКСАНДР (Светлаков Андрей Иванович; 1839-1895), еп. Калужский и Боровский, автор духовн. хоров и статей по церк. музыке АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АНАГРАММАТИЗМ один из основных видов композиции в поздневизантийском певческом искусстве, означает перестановку «грамм», т. е. слов, синтагм или целых стихов поэтического текста песнопения АРМЯНСКАЯ НОТОПИСЬ (Новая армянская нотопись), система записи монодических песнопений, изобретенная в 10-х или 20-х гг. XIX в. западноарм. музыкантом свящ. Амбарцумом Лимонджяном АСАФЬЕВ Борис Владимирович (лит. псевд. Игорь Глебов; 1884-1949), рус. музыковед, автор статей о церк. музыке и духовных композиций БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.) БРАЖНИКОВ Максим Викторович (1902 - 1973), исследователь древнерус. певч. искусства, автор книг и статей по истории и теории церковного пения в России, композитор

http://pravenc.ru/rubrics/123244.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Теория музыки. Русская традиция A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АЛЕКСАНДР (Светлаков Андрей Иванович; 1839-1895), еп. Калужский и Боровский, автор духовн. хоров и статей по церк. музыке АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АСАФЬЕВ Борис Владимирович (лит. псевд. Игорь Глебов; 1884-1949), рус. музыковед, автор статей о церк. музыке и духовных композиций БРАЖНИКОВ Максим Викторович (1902 - 1973), исследователь древнерус. певч. искусства, автор книг и статей по истории и теории церковного пения в России, композитор ДИЛЕЦКИЙ Николай Павлович (1630 (?) - после 1723 (?)), муз. деятель, автор произведений в партесном стиле и «Мусикийской грамматики» ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ [киевское знамя], нотолинейная система записи одноголосных и многоголосных богослужебных песнопений РПЦ " КЛЮЧ ЗНАМЕННОЙ " принятое в совр. музыковедении название группы руководств по знаменной и путевой нотациям из рукописи РНБ. Кир.-Бел. 665/922 (Л. 1000 об.- 1028 об.), выполненной монахом Кириллова Белозерского мон-ря Христофором ОБИХОДНЫЙ ЗВУКОРЯД Обиходный звукоряд, термин древнерусской муз. теории, обозначающий последовательность 12 ступеней, которые объединены в 4 соединенных тетрахорда идентичной интервальной структуры

http://pravenc.ru/rubrics/123250.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковная музыка A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АБЛАМСКИЙ Даниил (кон. 20-х или нач. 30-х гг. XIX в.- после 1888), священник в селе Козлове Переяславского уезда Полтавской губернии АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АЛЕКСАНДР (Светлаков Андрей Иванович; 1839-1895), еп. Калужский и Боровский, автор духовн. хоров и статей по церк. музыке АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АЛЯКРИЦКИЙ Алексей Иванович (1786 -?), вероятно, автор " Проекта об отпечатании древнего российского крюкового пения " АМАБИЛИЙ (397 - ок. 475), регент собора г. Арвернора, затем приходск. свящ., св. (пам. зап. 1 нояб., 11 июня) АНАГРАММАТИЗМ один из основных видов композиции в поздневизантийском певческом искусстве, означает перестановку «грамм», т. е. слов, синтагм или целых стихов поэтического текста песнопения

http://pravenc.ru/rubrics/123242.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВДЕЕВ Владимир Александрович (1862-16.01.1914), автор духовно-муз. сочинений. Получил юридическое образование в С.-Петербургском ун-те (окончил в 1886) и вокальное - в С.-Петербургской консерватории по классу проф. С. И. Габеля (1885-1890). При выборе профессиональной деятельности отдал предпочтение юриспруденции, однако не оставил муз. занятий: и в период службы в Министерстве юстиции, и после избрания в мировые судьи (по С.-Петербургу) давал уроки пения и фортепианной игры. В его доме собирались любители хорового пения для исполнения духовной музыки. Был в дружеских отношениях с композитором А. К. Лядовым . В 1909 г. А. издал в С.-Петербурге (на собственные средства) в количестве 100 экз. сб. «Восемь священных песнопений» для смешанного хора («Святый Боже», Херувимская 1, Херувимская 2, «Милость мира», «Тебе поем», «Достойно есть», «Блажени, яже избрал», «Сердце чисто»), посвященный Д. Н. Соловьёву . А. А. Наумов Рубрики: Ключевые слова: АБЛАМСКИЙ Даниил (кон. 20-х или нач. 30-х гг. XIX в.- после 1888), священник в селе Козлове Переяславского уезда Полтавской губернии АЛЕКСАНДР (Светлаков Андрей Иванович; 1839-1895), еп. Калужский и Боровский, автор духовн. хоров и статей по церк. музыке

http://pravenc.ru/text/62654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЗУЛЬ Степан Андреевич (1843 - 5.06.1899), профессиональный певчий, автор песнопений. В 1857-1869 гг. пел в хоре вел. кн. Николая Николаевича старшего. В 1873 г. поступил в С.-Петербургскую консерваторию, но через 2 года оставил занятия, чтобы вернуться к прежней деятельности, но уже в составе Придворной певческой капеллы (1-й тенор, солист). В капелле Б. пел под упр. старших учителей пения А. И. Рожнова и С. А. Смирнова . Известность в артистическом мире С.-Петербурга получили дети Б.- сын Дмитрий Степанович (1867-1894), талантливый виолончелист, и дочь Анастасия Степановна (1874 - ?), певица, солистка Мариинского театра. Б.- автор 7 духовно-муз. сочинений для смешанного хора, к-рые он издал на собственные средства в дек. 1890 г. в С.-Петербурге в количестве 2100 экз., по традиции тех лет, в одной тетради и отдельно: «Вечери Твоея тайныя», Херувимская, «Отче наш», «Тебе поем», «На высоте Господь», Тропарь св. Николаю Чудотворцу и «Да исправится молитва моя» (трио с хором). В 1898 г. петербургский издатель И. И. Юргенсон напечатал дополнительно партии. А. А. Наумов Рубрики: Ключевые слова: ДВОРЕЦКИЙ Иван Степанович (1835 - 1886), помощник учителя пения в Придворной певческой капелле, автор духовно-муз. сочинений АЛЕКСАНДР (Светлаков Андрей Иванович; 1839-1895), еп. Калужский и Боровский, автор духовн. хоров и статей по церк. музыке

http://pravenc.ru/text/149113.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОВЯЗИН Иосиф Евсевиевич (1876 - после 1956), учитель пения, хормейстер, автор духовно-муз. сочинений. В 10-х гг. XX в. жил в С.-Петербурге, зарабатывая на жизнь уроками пения в городских уч-щах. В эти годы примыкал к духовным композиторам (прот. Михаил Лисицын , М. Я. Гольтисон , Н. Курлов , А. Максимов, И. Веретенников), поддерживаемым ж. «Музыка и пение». В ж. «Хоровое и регентское дело» появлялись сообщения о выходе новых сочинений Г. и отклики на них. В 1913-1915 гг. издал на свои средства 6 отдельных песнопений для смешанного хора и Панихиду для 2-голосного детского хора. Характеризуя сочинения Г., рецензент «Хорового и регентского дела» отмечал, что они написаны грамотно и нешаблонно и заслуживают похвалы за простоту и «благородство изложения». В 1920 г. Г. переехал в г. Екатеринбург, где возглавил хоровую секцию Отдела народного образования. Выступал за введение муз. занятий в программы общеобразовательных школ, много и плодотворно работал в области детской хоровой самодеятельности. Соч.: «Не имамы иныя помощи» (варианты для разн. хоров). СПб., 1913; «Свыше пророцы», «Хвалите Господа с небес». СПб., 1913; «Милость мира». Пг., 1914; «Господи, спаси благочестивыя», «Святый Боже» (знам. расп.). Пг., 1915; «Разбойника благоразумнаго». Пг., 1915; Панихида (для 2-голосн. шк. хора). Пг., 1915. Лит.: ХРД. 1913. 5-6. С. 100-101; 1914. 3. С. 59; 1916. 2. С. 53-54 [нотогр. заметки]; Гибалин Б. Старейший музыкант Урала//Уральский рабочий. 1956. 105. 6 мая. А. А. Наумов Рубрики: Ключевые слова: АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств АЛЕКСАНДР (Светлаков Андрей Иванович; 1839-1895), еп. Калужский и Боровский, автор духовн. хоров и статей по церк. музыке

http://pravenc.ru/text/165211.html

Наталья 21 января 2014, 22:24 Каждый видит То,что он хочет видит. Ну,увидел автор в этом,с позволения сказать,шЫдевре христианский смысл. Это для него христианство. Не спорю. Не запишет ли журналист " Свадьбу " Паши Лунгина в разряд фильмов с христианским смыслом? Посмотрев лунгинский " шедевр " ,пошла мыться. Простите за откровение. Мерзость и грязь. Поспорила с подругой,которая не русская по национальности,я доказывала ей,что это грязь. В ответ услышала:Все русские ТАК справляют свадьбы " . " Дух творит форму " . Режиссер новой " Свадьбы " сотворил свою. Лет 12-13 назад были на свадьбе у племянника:двоюродный брат женил сына. Никогда до этого не была на свадьбе в России. Они живут в маленьком городке Калужской области. Была мысль:что там будет? Свадьба,да не одна,а ДВЕ!!!были в тот день,так как в Доме Торжеств было два зала,там в субботу 2 семьи играли 2 свадьбы. Я такой веселой свадьбы НЕ ВИДЕЛА!!! Замечательная,веселая свадьба! Соседская свадьба судя по смеху из соседнего зала тоже удалась на славу! Гуляли мы 2 дня,на второй день в соседнем зале веселились те же люди. Мы поздравляли друг друга,желали счастья и любви. Вот так отмечают свадьбы в России! Г-н журналист,не ищите смысла там,где его не может быть по определению! Если бы статья вышла не на православном сайте,какой бы смысл нашел автор? Тут главное - привязать? Так получается? Наталия 21 января 2014, 15:10 Евгения Гордина: " Страшно только стало, когда почитала комментарии " православных " фарисеев " А Вы кто - кающаяся грешница? А может быть и не кающаяся, а самооправдывающаяся? А, нет. Вы - Сердцеведец! И Судия! Ибо решаете, кто фарисействует, а кто нет.Особенно в удаленном доступе это легко делать,через ин-нет,всё известно о всех аки Богу. Конкретно я не берусь судить ни Светлаковых, ни Михалковых,ни Кураевых,которых иные в своих комментах приплетают,ни автора статьи.Меня интересует ряд вопросов Кого же автор считает " хорошими мальчиками и девочками " ?Пусть пояснит.Если " золотую молодежь " и типичные образы пижончиков и мажорчиков,то большинство согласится,что никакой " хорошести " в привычном понимании обычного грешного человека они и не являют.Если он под этим подразумевает человека у кот-го была хорошая семья,образованные родители,то почему автор считает,что обязательно должно получиться аморфное существо?Вот Павел Лунгин,из интеллигентной семьи,но сам далеко не " инфузория туфелька " ,в своем фильме Такси-блюз он тоже не высший свет показал.А уровень фильма другой. " Горько " же типичная комедия из разряда Елок,палок и золотых яиц Чингисхана.С таким же успехом и в Доме-2 христианские смыслы можно отыскивать.Или к бомжам в подвал спуститься,таких смыслов почерпаешь,но это ж не значит что всем надо ровняться на бомжатник.И почему всех у кого другое мнение Вы записываете в фарисеи.

http://pravoslavie.ru/67680.html

свящ. Андрей Светлаков О любви христианской Любовь к Богу, как нравственное чувство, есть положенное в самой природе человека (в образе Божием, по коему он создан) стремление его уподобляться Богу и следовать Его Святой воле, по примеру самого Спасителя, неуклонно всегда следовавшего воле Отца небесного, как Сам Он неоднократно повторял: «не творю волю Мою, но волю Отца Моего небесного». Поэтому она, как выполнение воли Божией, и есть, по выражению Апостола, союз совершенства ( Кол.3:14 ). Такая любовь непременно должна иметь в своем основании веру в Бога. И вообще в жизни, как сознание каждого говорит, мы любим только того, в кого верим, т.е. признаем те качества, которые пробуждают и поддерживают в нас это чувство. Тем более христианская любовь – любовь к Богу не может быть без веры, служа со своей стороны укреплением для нее и точным выражением; отсюда очевидна самая тесная связь между ними, так что одна без другой не мыслима. Поэтому и Св. Апостол говорит: «о Христе Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовью споспешествуема» ( Гал.5:6 ) и «без веры невозможно угодить Богу» ( Евр.2:6 ). Очевидно, само собою, что, не имея веры в Бога, Творца, Промыслителя и Искупителя, человек не может иметь и сильных побуждений любить Его; не имея этой веры, он не может истинно любить и ближнего своего, созданного по образу Божию и искупленного кровью Христовой. И история человечества показывает нам, что доколе человек не имел истинной веры в Бога и человеческое достоинство, дотоле не имел истинной святой любви; он руководился самолюбием и собственными интересами; его любовь ограничивалась или только кружком своих близких, или, в крайней степени, самим собою (таковы школы философские и особенно школа стоиков). Даже нравственное учение Иудеев, со своей формальной стороны, вследствие различных обстоятельств (отношений к соседям-язычникам) приняло характер односторонний и узкий, за что обличал их Сам Спаситель ( Мф.15:4 ). Вследствие чего и самая заповедь о любви была крайне ограничена и лишена своего истинного характера. Так, Спаситель говорит в своей нагорной беседе: «вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». И «если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только друзей, что вы делаете особенного, потому что и язычники также поступают» ( Мф.5:43, 46:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010