«Се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога и Его же послал еси Иисус Христа» ( Ин.17:3 ). «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем», говорит Спаситель ( Мф.11:29 ). А кому из опыта неизвестно, что есть не мало людей развитых, но в то же время не умеющих жить и незнающих условий общественной жизни; есть не мало людей, выдающих себя за руководителей других, но в тоже время много приносящих вреда и служащих камнем соблазна для других. Поэтому-то не на всякое образование нужно смотреть как на одинаковое истинное и полезное, не всякое образование может быть светом, как не всякая система воспитания правильна и благотворна по своим началам; умственно-развитый человек – это понятие не показывает еще, что таковой непременно хороший гражданин; нет, для этого необходимо в такой же степени развитое сердце, необходимо нравственно-развитое чувство, как начало духовной жизни, и как основной жизненный нерв, подобно тому, как для успеха в изучении поэзии, музыки и т. п. необходимо, при развитии умственном, развитие соответствующих способностей. Сам по себе, без соразмерного развития нравственного чувства, ум человеческий склонен увлекаться эгоистическою пользою, и потому, не имея под собой прочной опоры, основывающейся на высоком начале, по естественному порядку, отдается направлению утилитарному. При таком одностороннем направлении немыслима та высокая, благоухающая любовь, для которой нет ни еллина, ни иудея, ни раба, ни свободнаго, и которая простирается на всех ( Кол.3:11 ; Мф.5 ). Вникните внимательнее в историю знаменитых ученых – Милля, Спенсера, Бокля и др; – обсудите их тщательнее и вернее, и вы убедитесь, что всюду видно и впереди идет эгоистическое начало, всюду отзывается характером утилитарности, и вследствие этого, всего чаще неприложимости к жизни, потому что жизнь требует необходимых условий – и прежде всего – права и справедливости, и может идти ровным путем тогда, когда примиряются страсти, сглаживается разнообразность стремлений и требований, когда руководством служит правильно христиански-развитое чувство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Отсюда нетрудно видеть, каким вредом может отзываться всякое уклонение от данной нормы, легкое отношение к благожеланиям других и как легко можно заложить в свою еще восприимчивую почву дурное семя, которое, как и Спаситель говорит, растет быстрее, как более отвечающее греховной природе человека, заглушает добро в сердце, и приводит к жалким результатам. Высокая задача вашего школьного образования – познать истину и истинную свободу, познать жизнь, научиться различать худо от добра, зло от блага: первое уничтожать в себе, как сорную траву, второе усиливать, развивать и размножать, подобно тем благим и верным рабам, из которых первый пять талантов умножил в десять, второй два – в четыре; в этом состоит ваш истинный труд, необходимый и полезный для вас, как пословица выражает: «корень учения горек, но плоды его сладки». В этой высокой задаче вам помогает школа в лице ваших руководителей и наставников, из которых одни отрывают пред вами судьбу человечества, его постепенный ход, прогресс мысли и дела, раскрывая таким образом пред вашим сознанием все проявления жизненные, и указывают, что за известными явлениями следовал известный результат – за добрым – добрый, за худым – худой, другие обращают ваше внимание к природе, раскрывая пред вами силы и законы природы, знакомят с разнообразными проявлениями в ней и таким образом, раскрывая пред вами эту книгу, указывают на тот лист, на котором говорится о причине всех причин, высочайшем существе – Боге. Наконец над всем этим царит учение божественное, слово Царя неба и земли, освещает эти знания, очищает их от всякой примеси человеческой и возбуждает дух наш к развитию и расширению, облагораживая, объединяя в едином Виновнике всего и Первопричине – самом Боге; оно установляет правильный взгляд на природу, оно указывает, каковы должны быть наши взаимные отношения друг к другу. И благо тому, у кого оно падает на добрую почву, принося свои благие и полезные плоды. Я сказал, что в деле образования помогает вам школа; но одна школа не в силах достигнуть всех целей развития; она дает направление и образование уму, – но едва ли при массе своих питомцев в силах проникнуть в тайны их сердца, едвали в силах будет воспитать это начало жизненное?! Тогда естественно необходима им помощь со стороны другого фактора – семьи, для которой ближе и доступнее задача воспитания этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Есть и в нашей русской литературе такие произведения, которые требуют большой осмотрительности и касаются разных жизненных вопросов. Юное сердце склонно отдаваться им, но какая опасность при увлечении их идеями, потому что под влиянием их легко может извращаться взгляд на разные жизненные стороны. Не говорю о таких, как сочинения Чернышевского и ему подобных, в которых всюду разлит яд и мерзость запустения, не говорю о разных, раскиданных в современных изданиях статьях с ложным направлением; укажу на сочинения Писарева, которыми многие услаждаются, как запретным яблоком, не рассуждая о вредных последствиях. Не отрицая в авторе человека ума и мысли, я считаю долгом сказать, что он опустил из виду коренные христианские понятия, заключающиеся в слове Божием, вследствие чего оказывается односторонним и проводит совершенно неверный, даже извращенный взгляд на жизнь общественную. А такое одностороннее развитие лишь умственной стороны и накопление одних знаний, без соответствующего развития сердца, не только недостаточно, но извращает и уродует существо человеческого духа, и вследствие этого приводит к печальным результатам, как естественным выводам. Ни для кого не тайна, что так образованные люди вопреки прирожденному стремлению к высшему знанию, открываемому нам в слове Божием, являются неверующими, отрицающими значение божественных тайн, божественной благодати, убивают сами в себе дорогое достояние духа – веру в бессмертие и всю жизнь свою ограничивают только требованиями греховной плоти. А падая религиозно, они, естественно, и падают нравственно, отрицая нравственную связь с другими, делаются людьми без чувства, без жалости к ним. Разве не такие люди выдумали такой нравственный кодекс: «живи согласно с требованиями природы; не отказывай ей; степень счастья зависит от степени наслаждений и т. п.»?! Удивительное сходство с нравственным кодексом язычества до-христианского. Разве не такие люди, вместо того, чтобы возвышаться над этой неразумной природой, низко спускаются к ней, так унижают себя и раболепствуют пред ней, как и Спаситель сказал: «всякий делающий грех есть раба грех» ( Ин.8:34 )?!...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Мефодия Архиепископа Моравского. С ним неразрывно связывается воспоминание о прошедшем 1000-летии нашей русской жизни – жизни сознательной, исторической, которая самыми тонкими нитями упирается в колоссальные личности свв. Первоучителей. В их просветительно-православной деятельности мы видим отражение самих себя; в торжестве памяти их мы празднуем историю своего народного роста, подъем своего народного сознания, свою родную славянскую культуру. В самом деле, что нам открывает начало празднуемого 1000-летия, и что мы видим теперь? Слабые, разрозненные племена славянские, как едва лепечущие дети – без сознания единства, без внешнего руководящего начала; а теперь сплоченный многомиллионный народ, если не единством места, образом жизни и условиями, то единством сознания, единством основных начал и идей, – народ окрепший, высоко поднявшийся в самосознании, в этот период, на тех жизненных условиях, которые впервые положены в нашей жизни великими просветителями славянства – свв. Кириллом и Мефодием, – на началах православия и церковно-славянской речи. При внимательном отношении к истории ясно раскрываются пред нами эти великие заслуги свв. Первоучителей, этот драгоценный вклад, внесенный трудами в нашу церковнообщественную жизнь, и кто не видит и не чувствует их неотразимого влияния?! Не ровной и не гладкой стезей шла историческая жизнь нашего родного отечества; к нему, как молодому дереву, пытались привить другие ростки, чуждые его народному складу, потребностям его духа, но положенные свв. Первоучителями начала были всегда самым действительным и твердым оплотом против всех иноземных влияний, против того водоворота, в который оно вовлекалось иногда насильственно; эти начала, можно сказать, уединяли русский народ и предохраняли от прилива разных темных брожений, и в величайших бедствиях, каким иногда подвергался народ русский по попущению Божию, как Божественный покров, охраняли его и сопутствовали ему в его жизненном развитии. Но настоящее торжество в наше время имеет еще особенно важное значение для нас, православных русских, законных наследников идеи и сокровищ, оставленных нам нашими славянскими апостолами, – и это в виду того уважения, которое так сильно пробудилось в среде славянских народов, особенно после Русско-Турецкой войны, которая, как великий исторический толчок, пробудила в наших собратьях-славянах сознание национального духа, доселе дремавшего под тяжелым пятивековым гнетом страданий, и обратила их взоры и все симпатии на родственный им наш русский православный народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Итак в отрешенном от религии знании не может быть благотворных плодов для жизни, как и разум и опыт уверяют, что где нет религиозности, там не может быть и свободной нравственности, а – только одно греховное рабство. Вполне справедливо изречение, что только где истина Божия, там и истинное царство. Речь пред молебным пением в братский праздник свв. Кирилла и Мефодия 14 февраля 1880 года, в классической гимназии Начну свою речь с нашей русской поговорки: «у кого что болит, тот о том и говорит». Кто, русский по душе, не болит в настоящее время своим сердцем от того зла, которое разлилось по нашей русской земле и так эпидемически заражает многие легкомысленные умы, – зла столь дерзкого, едва достойного веры, которое усиливается поразить наше отечество в самую главу его?! Священное лицо Помазанника Божия, нашего венценосного Отца, так кротко, с таким человеколюбием правящего нами и желающего нам лишь одного добра и счастья, в своем царстве, так Им облагодетельствованном, не находит себе покоя; всюду Его преследует злоба ожесточенных врагов, стремящихся лишь к тому, чтобы посеять злые свои плевелы. Да! тяжелое и вместе опасное время переживаем мы. Сам не знаешь, где ходит враг твой, близко или далеко, так что всегда особенно вам, возлюбленные юноши, нужно опасаться, как бы не попасть в его лукавые сети; он, как тать в нощи, действует неожиданно, в расплох, всюду вербует себе единомышленников, прикрываясь овечьей одеждой, но с жадностью и всеми сокровенно-зверскими свойствами хищного волка. Намерения и цели наших врагов ясны: преследуя жизнь БЛАГОЧЕСТИВЕЙШЕГО ГОСУДАРЯ, они замышляют всюду произвести беспорядок и смуты, водворить народное волнение, так как жизнь народа тесно вяжется с жизнью царя, Его мирное правление служит залогом мира и спокойствия народного, залогом благоденствия и благотворного развития во всех сферах общественной жизни. Вечный враг наш – дьявол злобствует, когда видит этот мир, всюду согласие и любовь между людьми, когда люди, благоденствуя материально, возвышаются и нравственно, и среди пшеницы старается посевать и плевелы, чтобы они мешали хорошему росту, и, по возможности, заглушали его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Не дивно, что у нас, как и в других образованных государствах, являются целые компании людей, прямо вредных для общественного мира и спокойствия граждан, – таких, которые не щадят никого и ничего для выполнения своих утопических замыслов. «Живи согласно с природой, – старайся приобретать больше, без разбора средств, – количество счастья зависит от количества наслаждений и т. п.». Такова мораль таковых людей, как печальное следствие отрешенного ума человеческого или отрешенной науки. Сами видите, есть ли тут что либо обще-человеческое? Есть ли тут что-либо, согласное с условиями общественной жизни – правом и справедливостью? Не жалкий ли это плод пагубного самолюбия человеческого, несбыточных мечтаний человека, забывшего о своих обязанностях к другим и живущего лишь в себе и для себя?!... Не видим ли мы в истории человечества этих жалких проявлений самолюбия человеческого, тяжело отзывавшихся на других в различных видах: в притеснениях, в порабощениях, в кровавых расправах, в хитрости истории и т.п.? Разве не ясно это отражается в таких великих личностях истории, как Александр Македонский, Наполеон I-й и подобные им, которые стремились покорить под свою власть мир, – как Платон – философ, который одобрил идею рабства и ввел господство аристократии с совершенно безусловным подчинением ей массы народной? Да! это и может быть только там, где господствует человеческий эгоизм, не признающий над собой высшей власти и воли. Стоит только ближе присмотреться к жизни, и примеров тому найдется многое множество. Эгоизмы так и отражаются на жизненной поверхности; своекорыстие так и проедает человеческие организмы; стремление к необузданной свободе и своеволию и неподчинению так и бьется со всех сторон: каждый бы желал быть независим, властелином всюду, без всякого ограничения со стороны. Подумайте: может ли быть единство, как необходимое условие общественной жизни, в котором, как фокусе, все бы разные желания и стремления примирялись, объединялись, вступали в свою гармонию, в котором всякий частный человек чувствовал бы свою непременную обязанность к другим, чувствовал, что он, как и каждый другой, есть только единичное кольцо в общей цепи человеческой, и, вследствие этого должен действовать во имя общих интересов, для общих целей мира и счастья, помня, что только при таких условиях и возможно возвышение общественного благосостояния и нравственного бытия?!...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Но, Николай Петрович , мне, знаете ли, что в голову пришло? Вы не обманывайтесь шустрым тоном нежнейшего Александра Людвиговича. Если в министерстве найден Ваш отчет достойным печати и Вам даже в приказах г. министра будет отдана благодарность или одобрение, значит – в министерстве о Вас и о Вашей деятельности понятие вполне доброе и желаемое. С другой стороны, тон письма его ко мне – заискивающий – показывает, как будто он сам мало-мало трусит. – Если потом Кун застанет К. П. Кауфмана в Ташкенте, и генерал оттуда не поедет в Петербург, то он для Вас крепкая защита и в обиду Вас не даст. Только вот что имейте в виду. Константин Петрович (достойнейший по своим патриотическим чувствам и своим военным доблестям самого глубокого уважения и сердечнейшего сочувствия), видимо, скорбит и болит душой и телом, – то Вы не могите тревожить его своими с Куном дрязгами. Т. е. (не обидьтесь) пусть Кун, если вздумает по своему глубокомыслию, докладывать генералу свои на Вас претензии, но Вы с ответными или встречными против него протестами, самыми справедливыми не заявляйтесь к генералу. Ему и без того больно, а Вы еще больше его встревожите. А кто встревожит его, тот, естественно, навлечет на себя и нерасположение генерала. Так пусть же этим (т. е. нерасположением-то) воспользуется г. Кун, – ему и поделом. Будьте спокойны, генерал не может не сличить Вашей скромной сдержанности, Вашей деловитости и прямого, здорового взгляда на вещи, а другой-то, Ваш соперник, как раз своими резкими и велеречивыми выходками поразит ухо генерала, отвыкшего уже от его звуковых органов. – По моему убеждению, Вы должны встретиться с Куном, как ни в чем не бывало, а если он заикнется о Ваших распоряжениях, несогласных с его мыслями, то Вы можете объяснить это или разностью взгляда или обстоятельствами и т. под., т. е. что тут есть только дело, а не личность, по пословице: amicus Plato, sed veritas magis amica. Доселе пока довольно. Отец Светлаков сначала увлекся было моим письмом, а я, признаться, его ладил в Ташкент собственно для Вас, т. е. чтобы Вам составил·приятное и любимое общество. Но скоро он одумался и решительно отказался, именно ссылаясь на сына, которого нужно воспитывать и учить на Руси. Отчего бы не выписать из Катакургана о. Зеленецкого?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Отсюда ясно, как гибельно неверие и, вследствие этого, нераскаянность в грехах. Кажется, сколько поводов к тому, чтобы укреплять нам свою веру? сколько благодеяний явлено роду человеческому Господом? Так ясно, наглядно действие промысла Божия среди людей. И слово Божие постоянно внушает нам это; сам Спаситель постоянно напоминает нам в Своем св. Евангелии о необходимости веры; нередко опыты жизненные приводят нас к сознанию и пробуждению веры в сердце человека. Но что мы видим на самой действительности? Мы видим, как постепенно колеблются основания веры, как злоумышленно подкапываются под ее здание. Новые мыслители науки, кажется, за правило себе поставили, заперев это чувство в себе, провести это направление и в общество; многие руководители народные, выдавая себя за передовых людей дела и слова, сами отбросив начала веры, предпринимают изгнание ее из среды народной. И правда, неприятная надпись может быть положена на памятнике нашей современной жизни в поучение последующим родам. Вера падает; нравственные начала жизни попираются; высокие начала семьи, освященные Церковью, принижаются; взаимные отношения в обществе полны эгоизма и собственного интереса каждого. Этому общему разрушению жизни много содействуют разносящиеся в литературе ученой антирелигиозные идеи, давно уже поднявшиеся и теперь заражающие своим ядом умы многих, не воспитанных на религии и нравственных началах. Но скажем словами Иисуса Христа, Спасителя: «жестоко есть против рожна прати» ( Деян.9:5 ). Сам по себе ум человеческий, как ограниченный в деле познания истины, ненадежный руководитель. Сколько веков уже трактуется, напр., о творении мира, человека, – но все, отрицающие истину, высказанную в слове Божием, что мир и человек сотворены Богом, и доселе, не смотря на широкое развитие науки, блуждают в потемках, и довольствуются одними ни на чем не основанными, ни к чему не приводящими определенному предположениями. Верно Бог оставил их, Его забывших, ходить в похотях сердец их ( Рим.1:28 ). Да! таким людям не будут понятны слова, высказанные Спасителем разбойнику: «днесь со Мною будеши в раи».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Наше спасение может соделаться при нашем собственном свободном желании, и Спаситель сказал, что только усиленно ищущие его могут достигнуть его ( Мф.7 ). Без нашего стремления и стремления усиленного оно недостижимо. «Иже хощет по Мне итти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет ( Мф.16:24 ). Вот что нужно на пути ко спасению – отречение от своей плоти, ее страстей, отказ в удовлетворении ей и во всех удовольствиях мира этого, несогласных с духом последователей Христовых и запинающих их на этом спасительном пути. Да! мы должны жаждать своего спасения, как елень – источников водных. Наша жизнь, правда, и не чужда жажды, – но той-ли, что служит к устроению нашего спасения?! Обратимся к своей жизни, вникнем в ее проявления, и увидим, что жажда эта, которая нередко томит нас, не восходит часто выше земли и всего земного. Один мучится жаждой к приобретению и увеличению богатства, занят средствами к этому, забывая часто все, что составляет сущность его духовной жизни, подобно тому богачу, который, собравши огромные запасы хлеба, сказал душе своей: «ешь, пей, веселись; теперь у тебя всего много»; другой – жаждой к почестям, пользуясь всеми возможными средствами, часто унизительными для человеческого достоинства, – лестью, принижением себя, подкупами и т.п.; иной томится жаждой к удовольствиям, – подобно тому богачу, который одевался в богатые одежды, веселился ежедневно, пренебрегая бедным – больным, лежавшим у его ворот, – и чрез это забывают о священных обязанностях христианина и тех вечных св. стремлениях души, которые присущи ей, и таким образом оставляют ее в постоянном томлении и жажде, стараясь заглушить чувственными удовольствиями. Отсюдо-то и не дивно, как в наше время легко относятся ко всему святому для нас, какое малое знакомство со св. истинами веры и правилами нравственными, как часто стараются, в успокоение своей совести, иногда пробуждающейся и обличающей, перетолковывать их сообразно со своими чувственными взглядами, показывать мнимое их несогласие со временем и духом его, и унижать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Но в сии минуты не дадим места разглагольствованию: мы собрались сюда не для похвалы, а для молитвы о упокоении новопреставленного. В ней наше высшее утешение, она есть священный долг для нас не только для христиан, но и как граждан, по отношению к доблестному гражданину. Вознесши о нем свои общие молитвы ко Господу, пожелаем ему вечной памяти и царствия небесного. Речь при освящении приюта для выздоравливающих и бесприютных детей, после молебствия Приветствую вас, уважаемые благотворительницы и благотворители, с дорогим приобретением для вашей христианской любви – сим домом милосердия. С созданием этого дома, думается, шире развернется ваше доброе дело и устранятся те препятствия, которые доселе приводилось вам встречать на пути благотворений и те трудности, которые, естественно, испытывали вы при переходах из одной квартиры в другую и притом чаще всего неудобную, со своей кучкой больных и малых детей. Теперь Господь благословил ваше доброе дело устройством сего дома, обративши к вам и сердца добрых людей, пришедших на помощь со своими жертвами: верю, что доброе дело и впредь найдет вам помощников, которые разделят с вами ваши заботы, если не трудами, то жертвами; что единый и верный наш покровитель Господь всегда будет вам помогать. А при Его св. помощи будьте всегда тверды в вере, доброе дело будет преуспевать. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Не говорю уже о том, как благоприятны и благородны как жертвы, так и труды на пользу благотворения, как подражания Господу, как воплощения Его святого дела, полного милосердной любви; они служат ясным выражением просвещенного и освященного благодатию Божией доброго сердца христианского; служат выражением вашей самоотверженной любви к бедному люду, вашего добровольного самоограничения в пользу страждущих братий. На вас видится исполнение Евангельского учения, что все, что дается нам, не наша собственность, а дар Божий, который и употребляется сообразно с волей Божией. Тут невольно припоминается тот Евангельский Самарянин, который, увидавши бедного, израненного разбойниками человека, сжалился над ним, взял его, омыл его раны и язвы, умастил елеем, посадил на своего осла, сам оставшись пешим, привез его в гостиницу, тут ухаживал за ним и обеспечил своим достоянием его дальнейшее выздоровление.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010