16 О праздниках говорится кратко потому, что подробные сведения о них известны из истории Нового завета и из учения о богослужении, где дано и понятие о них. 19 Какой пост угоден Богу, сам Он говорит об этом: «Вот пост, который Я люблю: сними оковы неправосудия, разруши узы ярма, и измученных отпусти на свободу, и расторгните всякие узы. Когда голодному будешь преломлять хлеб твой, и скитающихся несчастных будешь принимать в дом, когда увидишь нагого и оденешь его, и от единокровного брата не спрячешься, когда ногу свою удержишь в Субботу, не станешь исполнять прихотей своих в святой Мой день, и будешь называть Субботу отрадою, днем посвященным Господу Богу, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься делами путей своих, угождать своей прихоти и пустословить, – тогда ищи отрады в Господе Боге» ( Ис.58:3–7:13–14 ). 20 Св. Иоанн Златоуст так пишет о радостях и наслаждениях земных «если ты хочешь получить удовольствие, иди в сады, к текущей реке и озерам, рассматривай цветы и слушай пение кузнечиков; посещай гробы мучеников; здесь найдешь ты и здравие для тела и пользу для души, а вреда никакого; и не будешь раскаиваться после сего удовольствия, как то бывает после зрелищ. Ты имеешь жену, имеешь детей, что может сравниться с сим удовольствием? У тебя есть дом, друзья; эти удовольствия, вместе с целомудрием, доставляют и великую пользу. Ибо, скажи мне, что может быть приятнее жены и детей для того, кто хочет жить целомудренно? (Бес. на Мф.37 . Изд.2. 1843г. т.2, стр.166). 21 Так Сам Бог обличает в ветхом завете нечестивых, проводивших праздники Господни среди дел нечестия «слушайте небеса, и внимай земля, потому что Господь говорит Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли Господина своего, а Израиль не знает Меня. Не носите даров тщетных, курение ваше отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могут терпеть: беззаконие – и празднование!.. Всем отступникам и грешникам погибель, и оставившие Господа истребятся. Они будут постыжены за дубровы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе» ( Ис.1:13–14:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

А жизнь человека, упившегося вином, не находится ли в постоянной опасности – погибнуть невозвратно, на веки?! От этого предостерегает и ветхозаветный проповедник: не предавайся греху, и не будь бузумен, за чем тебе умирать не в свое время ( Еккл.7:17 )? А сколько в жизни бывает подобных несчастных случаев! Сколько умирают среди самого разгара пагубного удовлетворения сластолюбию, не только не принесши покаяния, но, быть может, после произношения разных скверных, даже богохульных слов, и сделавшись таким образом неспособными к восприятию плодов молитв св. церкви! Какая гибель и гибель вечная душе! Апостол умоляет ходити достойно звания, в неже звании бысте, а пристрастившиеся к вину (как и ко всякому пороку) идут наперекор, живут как чуждые звания христианского, попирают все благодатные дары, соединяющиеся с ним, живут, как язычники, не имеющие упования. Св. апостол называет всех грешников мертвыми по прегрешениям, – упившийся оправдывает это на самом деле и по внешнему виду, – это как бы движущийся полумертвец, и духовно и телесно. Премудрый Сирах дает такое внушение: против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино. Печь испытывает крепость лезвия закалкою, так вино испытывает сердца гордых пьянством. Горесть для души – вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны ( Сир.31:29,30,34:35 ). 3) Весьма естественно, что пристрастие к пьянству сопровождается ущербом экономическим. Это само собою является последствием того, что, во-первых, пристрастившийся к пьянству много убивает напрасно времени, необходимого для полезного труда, делаясь чрез то и после не скоро способным к нему, изленивается и иногда делается неспособным чрез какое-либо уродство, как и Премудрый Сирах говорит: работник, склонный к пьянству, не обогатится, и ни во что ставящий малое мало-помалу придет в упадок ( Сир.19:1 ). Во вторых, как полный раб страсти, овладевшей всем его существом, он весь устремлен в одну сторону – к возможному и постоянному ее удовлетворению; его чрево – как всепожирающий Молох, которому он несет в жертву все, не озираясь назад, не смотря вперед, – свое достояние и последнюю трудовую копейку.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

а) стремление к добродетели есть такое выражение нашей души, когда, познавши благо ее, христианин старается выполнять требования воли Божией, но не настолько тверд, чтобы с самопожертвованием мог отдаться этому, и, в случае препятствий, падает, но сознавши свое падение, опять восстает. Так, Спаситель говорит о таких людях: «что вы зовете Меня: Господи! Господи! И не делаете того, что Я говорю?» и «уподобляет их человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода тотчас разрушился» ( Лк.6:46:49 ). б) преодоление препятствий открывается тогда, когда христианин, возлюбивши волю Божию, настолько укрепился в исполнении ее, что все, чтобы не внушали ему плоть, мир и диавол, он с готовностью отвергает, не внимая требованиям их, и таким образом, хотя не без труда, идет победоносно против всех препятствий, какие бы ему не представлялись на пути к совершенству. Это те, которые по слову Апостола, распинают плоть свою со страстьми и похотьми ( Гал.5:24 ). в) как высшая степень добродетели, это уже плодотворность или торжество ее над всеми препятствиями, когда христианин всецело предал себя Иисусу Христу, и живет Его жизнью, и со спокойной совестью может сказать с апостолом Павлом: «подвигом добрым подвизался я, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды» ( 2Тим.4:7:8 ). Такие люди всегда готовы ради имени Божия и славы его, без страха, жертвовать своею жизнью; их то и «уподобляет Спаситель человеку, строящему дом и положившему основание его на камне в углублении земли – твердо, так что и наводнение не могло поколебать его» ( Лк.6:48 ). Впрочем, по широте заповеди Спасителя, сказавшего: «будьте совершенны, якоже и Отец ваш небесный совершенен» ( Мф.5:4 ), полная степень совершенства нравственного не есть достояние настоящей жизни, но даруется истинным христианам в жизни будущей – в царстве славы. Это ясно выражает св. Апостол Павел, когда говорит, что «стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Иисус Христос; братие, я не почитаю себя достигшим, и только забывая заднее, и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» ( Флп.3:12, 13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

а) Христианские родители должны смотреть а детей, не только как на членов гражданского общества, но и как на членов церкви, которых назначение – наследие вечного царства, – и потому, желая счастья им, должны заботиться не только об образовании умственном, для практической жизни, но и о развитии сердца и воли – воспитать в сердцах их любовь к Богу и ближнему, волю их с детства направить к исполнению воли Божией и послушанию старшим, и таким образом, при умственном образовании, должны дать им и религиозно-нравственное воспитание. «Отцы! Говорит Апостол, не раздражайте детей ваших (т.е., не будьте к ним суровы и строги излишне), но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» ( Еф.6:4 ). От правильного семейного воспитания зависит и будущая счастливая судьба их, когда они выдут из-под опеки, и умение их пользоваться жизнью, когда они выступят на самостоятельное поприще жизни, и собственное благо, и утешение родителей. «Вот наследие от Господа: дети, награда от Него – плод чрева: что стрелы в руке сильного, – то сыновья молодые, говорит Псалмопевец» (126:5). б) При своих высоких обязанностях – учить, священнодействовать и управлять, пастыри церкви должны помнить, что они совершают дело Божие, а не человеческое, что их прямой долг, при посредстве учения Христова и совершения св. Тайн, уготовлять души верующих в сосуды благодати, и направлять их к единению с Иисусом Христом, да будет едино стадо и един Пастырь. И Спаситель говорит, что «добрый пастырь душу свою полагает за овцы» ( Ин.10:11 ), –что ясно внушает и св. Апостол Петр: «пасите Божие стадо, какое у вас есть, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» ( 1Пет.5:2:3 ). в) Управляя народом, цари и власти, всегда представляя себе верховного судию – Бога, надзирающего за их действиями, должны всегда соблюдать правду ко всякому своему подчиненному и подданному, руководясь любовью к нему, как ближнему своему. Слово Божие так говорит царям: «цари! Слушайте и разумейте, научитесь, судии земли! От Господа дана вам держава и сила от Вышнего, который исследует ваши дела и испытывает намерения. Страшно и скоро Он явится вам, и строг суд над начальствующими. К вам, цари, слова Мои, чтобы вы научились премудрости и не падали» ( Притч.6:1, 3, 5:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

«Благословение родителей, говорит Премудрый Сирах, утверждает домы чад» (3:9), и не только временное благосостояние, но, что всего важнее и желаемее, вечное счастье. 2, в отношении к пастырям церкви Должно почитать своих пастырей, как отцов духовных, учением и св. таинствами возрождающих и воспитывающих нас в духовной жизни для вечного спасения и блаженства, принимать их наставления и увещания, помня, что они учат от имени Божия и по силе им сообщенной на то благодати Божественной и по созданию собственного долга предотвращать их временные нужды; как и Сам Господь заповедал проповедникам благовестия от благовестия жить ( 1Кор.9:13:14 ), священнодействующим питаться от святилища и служащим жертвеннику пользоваться долей от жертвенника. И слово Божие внушает нам это: «просим вас, братия, говорит св. Апостол Павел, уважать труждающихся у вас и предстоятелей ваших в Господе и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их» ( 1Сол.5:12–13 ). «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны им, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, так как должны будут дать отчет, чтобы они сдклали сие с радостью и не вздыхая, – что для вас было бы не полезно» ( Евр.13:17 ). Важность сих обязанностей вытекает из самого понятия о важности той цели, к которой предназначены мы милосердым Господом, и которые может быть достигнута только в недрах церкви, изливающей свою благодать через св. таинства, совершаемые пастырями ее. Сюда же должны быть отнесены и наши обязанности – уважения и послушания к нашим восприемниками от купели крещения, где они дают торжественное перед лицом церкви обещание воспитывать воспринятых в страхе Божием, в вере и послушании церкви. 3, обязанности: а) к Царю Должно почитать Царя, как отца человечества, и как помазанника Божия, Самим Богом поставленного управлять нами, быть верными слугами ему и всегда готовыми положить самую жизнь за него, так как с сохранением его находится в самой тесной связи спокойствие и сохранение общества, всецело следовать данным от него законам и тщательно исполнять их, избегать всяких легкомысленных и дерзких суждений о распоряжениях и действиях его, а тем более измены, потому что «противляющийся власти, по слову Апостола, Божию повелению противится» ( Рим.13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царство небесное. Этим изречением Спаситель внушает нам добродетель терпения за правду и любовь к Богу, как вечной правде. Это такая добродетель, по которой христианин твердо, неуклонно стоит в убеждениях своего верующего сердца, при всех противодействиях со стороны врагов своих внешних и внутренних, каковы: плоть, мир и диавол, и все готов переносить ради Бога и для того, чтобы получить оправдание на суде Господнем; так как он вполне уверен, что некогда восторжествует правда Божия над злом, и только в единении со Христом, а не врагами его, Он может достигнуть своего оправдания и единения с Вечной Правдой. К этой добродетели убеждает нас слово Божие, говоря, что «терпение соделывает спасение» ( Мф.24:13 ), и примере Спасителя, много терпевшего для спасения человека от фарисеев и первосвященников Иудейских, и примере Апостолов, которым и Спаситель предрек преследования и гонения ( Мф.10:21:22 ), и которые действительно, испытывали их, как говорит Апостол Павел: «злословят нас, мы благословляем, гонят нас, мы терпим, хулят нас, мы молим, нас огорчают, мы всегда радуемся, мы нищи, многих обогащаем, ничего не имеем, но всем обладаем» ( 1Кор.4:12, 13 ; 2Кор.6:10 ). Сонмы исповедников служат также поучительным примером для христиан. Ублажая гонимых за правду, Иисус Христос обещает им и великую награду – царство Божие в наследие, – тех есть царство небесное, как место вечного их утешения. Девятое изречение о блаженстве Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесех. Этим изречение Спаситель внушает нам самый высокий подвиг из любви ко Христу – подвиг мученический. Это такая высокая добродетель, по которой христианин, вполне убежденный, что спасение наше во Христе и со Христом, готов для этого и славы Божией терпеть и терпеть, не изменяя вере и истине, за имя Христово самую смерть насильственную от врагов истины. Трудный этот подвиг, но, как Апостол Павел говорит, что «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе ( Флп.4:13 ), возможный и, в трудных обстоятельствах истинной веры и церкви, необходимый. Об этом говорит Иисус Христос, в следующих словах: «претерпевший до конца получит спасение» ( Мф.24:13 ). Ясно особенно выражает это св. Апостол Павел: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Я уверен, что ни смерть, ни жизнь… никакая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. ( Рим.8:35:39 ). Мученики за веру служат всегда поучительным примером для нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

«Буду петь духом, – говорит св. апостол, – буду петь и умом» ( 1Кор.14:15 ). А такими священными песнопениями, при мелодии звуков с ясным содержанием и выражением мысли, богата наша православная церковь . Кто, внимательно слушая, не чувствует себя в каком-то не земном мире, мире высшем, при тихих мелодических звуках пения святой херувимской песни, в которой мы, подобно херувимам, и вместе с ними воспеваем трисвятую песнь животворящей Троице?!... Какая высоко-назидательная и трогательная песнь: «да молчит всякая плоть человеча…», поющаяся в великую Субботу?... А много и таких священных песней, которых многие, по каким-либо обстоятельствам, и не слыхали, как поющихся только в известное время, но которые и усладительны и назидательны для сердца, и могли бы служить предметом общего хорового пения, а чрез это много доброго внести бы в души слушающих. Можно, без преувеличения, сказать, что нет ничего успокоительнее, назидательнее и усладительнее священных песнопений; с ними на устах жили святые Божии и ими услаждали свою подвижническую жизнь; ими непрестанно славословят Бога, своего Творца, св. ангелы. К этому приглашает и св. пророк Давид, собственным опытом испытавший всю силу и влияние этого пения: «Пойте Богу нашему, пойте, говорит он, пойте Царю нашему, пойте; пойте Ему разумно» ( Пс.46:7–8 ). Дай Бог, чтобы эти слова пророка не оставались в нас одним эхом, а запали в сердца наши и пробудили желание подражать ему в разумном пении Богу, как Царю всей земли! Пение и вообще составляет как бы необходимую стихию духа нашего, неотъемлемую его потребность. Все мы по опыту знаем, что человек любит выражать свои внутренние движения довольства и радости во внешних гармонических звуках, и увлекается приятными, услаждающими душу впечатлениями, при гармонии, ощущаемой им со стороны. А это по преимуществу нужно сказать о пении священном с его возвышенным содержанием. Это и выражает св. апостол Иаков, когда говорит: «злостраждет ли кто из вас: пусть молится; весел ли кто, пусть поет псалмы» ( Иак.5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

В) Любовь к Богу, который прежде возлюбил нас, ниспославши своего единородного Сына для нашего спасения, и постоянно благодетельствует нам, подавая свои божественные силы для жизни и благочестия, должна быть деятельная, и составлять основание и постоянное выражение заповедей Божиих в жизни нашей, как говорит Господь: «кто имеет заповеди Моя, и соблюдает их, то любят Меня» ( Ин.14:21 ) и проникает все наши действия, по завещанию Апостола, заповедующего все совершать из любви (1Ин.). отсюда страх Божий, повиновение Богу и прославление Его и все отношения наши к Богу должны служить выражением нашей любви к Нему, которая должна быть на столько сильна в истинном последователе Христовом, чтобы, по слову Апостола, ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее… никакая тварь не могли отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:38:39 ), зная, что «любящим Бога все содействует ко благу» ( Рим.8:28 ). Внешнее богопочтение выражается: а) В твердом исповедании своей веры в Господа, так чтобы ни обольщения, ни угрозы, ни мучение, ни самая смерть не могли нас заставить отречься от Него, в той благой надежде, что, как Он сам сказал, «если кто исповедует Меня перед людьми, и Я его исповедую перед Отцом моим небесным ( Мф.11:32 ), и потом в прославлении имени Божия жизнью сообразной с волей Божией. Примеры такой твердой веры в Бога представляет нам история Церкви в жизни и подвигах мучеников первых веков Христианства. б) В нахождении во храм к общественному богослужению и в богослужении частном, как необходимом средстве для укрепления самой вере, надежды и любви. Полезна и домашняя (частная) молитва, как стремление человека к единению с Богом, – но несравненно важнее молитва общественная, особенно в храме, где молитвенный дух поддерживается и укрепляется молитвенным настроением других, где все, совершающиеся перед глазами и видимое нами, напоминает нам о величии и святости места, и невольно влечет дух к высшему, небесному. Важность этой молитвы высказал и Сам Христос: «где два или три собралось во имя Мое, тут Я посреди них» ( Мф.18:20 ). И не напрасно пророк Давид взывает к Господу: «лучше один день в Твоем храме, Господи, нежели тысяча лет в домах грешников (пс.83:11). Святые – Василия В. и Григорий Богослов , когда жили в Афинах для своего образования, знали только две дороги – одну в школу, и другую – в храм. 3. В отрицании всего, нарушающего богопочтение

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

В) Примиряться с гневающимися, и прощать обиды врагам; к этому убеждает нас Спаситель наш: «если вы отпустите другим грехи, то и Господь простит вам ваши ( Мф.6:14:15 ); что мы так часто воспоминаем в молитве Господней: «остави нам долги наша, как и мы оставляем должникам нашим». Благодетельные плоды этой добродетели иногда можно видеть и в жизни. Иногда враг до того поражается терпением и любовью, что бросает всякую злобу, и становится преданным человеком, другом, почему и говорит св. Апостол: «не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12:21 ); кроме того, снисходительность и любовь к врагам, как победа над собой, своими страстями, награждает нас внутренним миром и утешением в Боге. 2) Седьмою заповедью Запрещая прелюбодеяние, седьмая заповедь предписывает христианам хранить чистоту души и тела как в брачном состоянии, так особенно в девстве, кто, при помощи благодати Божией, избирает нормой своей жизни. Важность целомудренной жизни в брачном состоянии видна из самого понятия о браке, как таинстве церкви. Супружеский союз, установленный еще в раю Богом и освященный св. церковью, служит образом таинственного союза Христа с церковью; отсюда и великие обязанности возлагаются законом Божиим на вступающих в брак. Это – взаимная любовь, и взаимная верность супругов друг ко другу, – качествами, которые служат основанием семейного счастья, и при которых только оно мыслимо; без них раздоры и не удовольствия одного против другого неизбежны, и, как червь, будут подтачивать жизнь; без них самые удобства жизненные, богатство, почести, знатность не могут доставить никакого утешения в жизни. Без этих качеств не достижима и цель брачного состояния – правильное и нравственно-религиозное воспитание детей. Поэтому-то и Апостол так ясно изображает обязанности супругов: «мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил свою церковь … любящий свою жену самого себя любит… как церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» ( Еф.5:24:25–31 ). Тоже весьма ясно выражает Апостол Петр: «жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, жизнью жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житье; мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» ( 1Пет.3:1, 2:7 ) 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

Величие и святость этой добродетели видны из того, что она будет поставлена на страшном суде Божием или в оправдание наше, или в осуждение, как ясно выразил Сам Спаситель в изображении страшного суда Своего ( Мф.25:31–46 ). Эта наша христианская обязанность должна быть усилена особенно в посты, как время, назначенное для нашего покаяния во грехах, – время нашего самоиспытания и самопознания. Истинный пост состоит не только в воздержании от известного рода пищи и в сокрушении ее, но главным образом в воздержании духовном, в отказе своим страстям и пожеланиям, по слову Апостола, в распинании своей плоти со страстями и похотями ( Гал.5:24 ), и всецелом посвящении себя Богу. Сам Спаситель, указывая существо поста, обличал лицемерие и ханжество фарисеев, которые только старались казаться постящимися перед людьми, чтобы быть хвалимыми от них, в действительности же не были таковыми, и сказал в нагорной беседе: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою, и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6:16–19 ) 19 . Посты имеют священный авторитет для нас: а) по своей древности, б) всеобщности, и в) по своему нравственно-воспитательному значению. а) Господь Бог еще в раю изрек свою божественную заповедь о не вкушении от древа познания добра и зла, и не исполнение ее сделалось причиной того печального явления в роде человеческом, которое называется грехом. Эта божественная заповедь о посте повторялась и в следующее время истории церкви, и являлись всегда последователи ее. Так Моисей постился 40 дней на горе Синай; Пророк Илия, приготовляясь к беседе с Богом на горе Хориве постился также сорок дней. Примеры Даниила, трех отроков, Неневитян, Маккавеев и др. служат поучительными уроками из истории ветхозаветной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010