в ЖМП//Митр. Никодим и Всеправославное единство/Сост.: прот. В. Сорокин. СПб., 2008. С. 12-79; Власть и Церковь в Вост. Европе (1944-1953): Док-ты рос. архивов. М., 2009. 2 т.; Ιστορα της Ορθοδοξας. Αθνα, 2009. Τ. 7: Οι Ορθδοξες Εκκλησες τον 20ο αινα/Επιμ. Ι. Πτρου, Χρ. Σταμολης, Ι. Κουρεμπλες; Православие в Эстонии: Исслед. и док-ты/Ред.: прот. Н. Балашов, С. Л. Кравец. М., 2010. 2 т.; Μμαλος Γ.-Σ. Το Πατριαρχεο Κωνσταντινουπλεως κατ την περοδο 1918-1972: Διεθνς πολιτικ και οικουμενικς προσανατολισμς. Αθνα, 2011; Μελτων (Καρς), μητρ. Η Ιερ Πορεα Αγπης, Ερνης κα Εντητος το Οκουμενικο Πατριρχου Δημητρου. Θεσσαλονκη, 2012. 3 τ. Прот. Николай Балашов, свящ. Михаил Асмус, С. А. Монахов Список патриархов Епископы Византия (До свт. Митрофана все даты условные)Св. ап. Андрей Первозванный; ап. Стахий (38-54); Онисим (54-68); Поликарп I (71-89); Плутарх (89-105); Седекион (105-114); Диоген (114-129); Елевферий (129-136); Феликс (136-141); Поликарп II (141-144); Афинодор (Афиноген; 144-148); Евзоий (148-154); Лаврентий (154-166); Алипий (Олимпий; 166-169); Пертинакс (169-187); Олимпиан (187-198); Марк (198-211); Филадельф (ок. 211 - ок. 217); Кириак (Кириллиан; 217-230); Кастин (Константин; 230-237); Евгений (Тит; 240-265); Дометий (272); Руфин (284-293); Пров (303-315); свт. Митрофан (ок. 306/307 - 4.06.313/314). Архиепископы Константинополя Свт. Александр (313/314 - 08.337); свт. Павел Исповедник (08.337 - 338/339, кон. 341 - нач. 342, 346/348 - кон. 351); Евсевий Никомедийский (338/339 - кон. 341; арианин); Македоний I (нач. 342-346/348, кон. 351 - 27.01.360; арианин); Евдоксий (27.01.360 - апр. 370; арианин); Пимений (кон. 360-х; арианин); Флорентий (кон. 360-х, арианин); Демофил (апр. 370 - 26.11.380; арианин); Евагрий (ок. 370); свт. Григорий I Богослов (ок. 379 - 06.381); Максим Киник (380); свт. Нектарий (06.381 - 26.09.397); свт. Иоанн I Златоуст (26.02.398 - 20.06.404); свт. Арсакий (24.06.404 - 11.11.405); свт. Аттик (03.406 - 10.10.425); Сисиний I (28.02.426 - 24.12.427); Несторий (10.04.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Alex. Ep. ad Serapionem [de morte Arii]//PG. 25. Col. 685-690; Socr. Schol. Hist. eccl. I 37-38; Sozom. Hist. eccl. II 30; Theodoret. Hist. eccl. I 14). Свт. Александр скончался вскоре после смерти имп. Константина I в 337 г. (по утверждению Сократа Схоластика, ему было 98 лет; Socr. Schol. Hist. eccl. II 6). В к-польской общине произошло разделение: кандидатами на епископский престол были выдвинуты свт. Павел I Исповедник и Македоний I . Оба претендента, судя по всему, утверждали, что получили благословение занять кафедру от свт. Александра. Последующая историографическая традиция интерпретировала этот раскол как разделение между правосл. партией свт. Павла и проарианской партией Македония. Однако нет оснований утверждать, что борьба между 2 кандидатами сопровождалась богословской полемикой ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 6; Sozom. Hist. eccl. III 3-4). Более того, в послании представителей вост. Церкви участников Сардикийского Собора 343 г. отмечалось, что свт. Павел поставил свою подпись под осуждением свт. Афанасия Великого ( Hilar. Pict. Fragm. hist. III 13). Свт. Павел был рукоположен в 337 г. присутствовавшими в городе епископами без одобрения епископов соседних с К-полем городов - Феодора Ираклийского и Евсевия Никомидийского, а также без согласования с императором. Хронология событий епископата свт. Павла I (337-351, с перерывами) не вполне ясна (см.: Dagron. 1974. P. 432; Barnes. 1993. P. 217). Между 337 и 339 гг. свт. Павел был низложен небольшим Собором, созванным имп. Констанцием II, и выслан или в Понт, или в Фессалонику (см. Константинопольские Соборы ). К-польскую кафедру вопреки канонам I Вселенского Собора, запрещавшим переход епископа с одной кафедры на другую (15-е прав.), занял еп. Евсевий Никомидийский. Вместе с тем перемещение одного из самых влиятельных вост. епископов на К-польский престол указывает на высокий статус этой кафедры в церковной иерархии. Несмотря на конфликт между епископами К-поля и Александрии в этот период, представляется неверным говорить о начале открытой борьбы этих престолов за первенство среди Восточных Церквей на рубеже 30-х и 40-х гг.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

нечувствительными ко всему тому, что возмущает людей малодушных и слабых. Моим помышленьем о смерти я обязан тем, что живу ещё на свете. Без этой мысли при моём слабом состоянии здоровья, которое всегда было во мне болезненно, и при тех тяжёлых огорченьях, которые на моем поприще предстоят человеку более, чем на других поприщах, я бы не перенёс многого, и меня бы давно не было на свете. Но, содержа в мыслях перед собою смерть и видя перед собою неизмеримую вечность, нас ожидающую, глядишь на всё земное как на мелочь и на малость, и не только не падаешь от всяких огорчений и бед, но ещё вызываешь их на битву, зная, что только за мужественную битву с ними можно удостоиться получения вечности и вечного блаженства» (9, 358-359). Отсвет святоотеческой мудрости в этих строках более чем ощутим— и не случайно: едва ли не единственным чтением его в последние годы стали, помимо Писания, творения Святых Отцов и современных ему духовных писателей. Он завёл для себя специальную тетрадь, куда вносил выписки особенно поразивших его мыслей, настойчиво и наставительно советуя и другим делать то же самое. Достаточно просто просмотреть обозначение этих выписок, чтобы убедиться в широте и серьёзности духовных запросов Гоголя: «Изложение веры. О церковных преданиях. О почитании священника. О Литургии. О Божественной плоти Иисуса Христа и о нашей. О истинном покаянии и Пасхе. О чудесах. О добродетелях христианских. О Боге Сыне. Пример страдания самого великого. О редко бывающих в церкви. О воскрешении. О присутствии Духа Святаго ныне. О любви к ближнему.» Впрочем, довольно. Хотя здесь приведена лишь треть необходимых обозначений. Какие же имена встречаются среди тех выписок? Свт.Афанасий Великий, свт.Иоанн Златоуст, свт.Василий Великий, свт.Григорий Нисский, свт.Прокл Константинопольский, свт.Феодорит Кирский, св.Иоанн Дамаскин, свт.Кирилл Александрийский, свт.Филарет Московский, свт.Тихон Воронежский... И этот перечень весьма неполный. Одновременно он начинает работу над важнейшим своим духовным сочинением— над «Размышлениями о Божественной Литургии»— завершить которое ему не дано было. Всё сильнее вызревает у Гоголя желание уйти от мирской суеты, стать смиренным иноком и так послужить Творцу. В 1845 году Гоголь переживает новый кризис, усугублённый тяжкой болезнью, которую он сам принял за предвестье стоящей у порога смерти. Выздоровление укрепляет в нём давнее

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Продолжая укреплять позиции исихазма, свт. Филофей в 1365–1367 гг. ведет разбирательство о догматических воззрениях Прохора Кидониса. Этот вопрос патриарх сначала поручил еп. Феофану Никейскому , но потом дело Прохора передал игумену Великой Лавры, Иакову Трикане, который был следующим на этом посту после свт. Филофея 309 . Прохор тогда находился именно в Великой Лавре и своими речами смущал афонских монахов. Несогласные с его взглядами монахи написали патриарху Филофею письмо с просьбой выслать им анафематизмы против Варлаама Калабрийского и Григория Акиндина, чтобы внести их в монастырский синодик в неделю Православия, и святитель отправляет их в конце 1366 или 1367 г. 310 В период между концом февраля и 4 марта 1368 г. свт. Филофей издал Синодальное решение, в котором официально закреплялся день празднования и практика ежегодного поминовения свт. Григория Паламы в Великой Церкви Константинополя 311 . А в апреле 1368 г. Константинопольский Синод канонизировал свт. Григория и осудил Прохора Кидониса. Томос этого собора был написан самим свт. Филофеем (Коккиным). Текст данного Синодального томоса сообщает, что перед канонизацией как патриарх Филофей, так и Каллист проводили подготовительную работу: занимались поиском свидетельств тех чудес, которые совершались по молитвам свт. Григория Паламы . Так, например, патриарх Каллист по указу вдовствующей императрицы Анны Савойской, находившейся в то время в Фессалонике, писал викарным епископам и церковным чиновникам этого города, запрашивая письменные свидетельства тех людей, с которыми произошли чудеса. Подобным образом свт. Филофей запрашивал информацию о чудесах свт. Григория у великого эконома Фессалоникской митрополии, а тот прислал в ответ святителю клятвенные свидетельства от тех, кто получил чудесную помощь по молитвам этого святого. Выборочно эти свидетельства были включены свт. Филофеем в текст жития свт. Григория. В 1374 г. патриарх Филофей через свое посла, чиновника константинопольского патриархата и имперской администрации диакона Георгия Пердику 312 отправил прп. Сергию Радонежскому дары: крест-мощевик с мощами 40 мучеников севастийских, новых литовских мучеников Афанасия, Евдокии, Елевферия и Феодосии-девицы, с частицей Животворящего креста 313 , который хранится теперь в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры, параман, схиму и грамоту с благословением ввести в монастыре преподобного общежительный устав 314 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Ср.: Дидим Слепец. О Троице (кн. 3) [Sp.] . PG 39, 885:46-47. Кирилл Александрийский, свт. Комментарии на Матфея (в катенах) Фрагмент 137. Фотий Великий, свт., патриарх Константинопольский. Амфилохии 309. Дидим Слепец. Фрагменты на Псалмы. Фрагмент 848. Кирилл Александрийский, свт. Сокровищница о единосущной Троице PG 75, 16 Μεζων ον ρα παντς γεννητο γυναικς τ το Πνεματος ναγεννσει τετιμημνος. Кирилл Александрийский, свт. Сокровищница о единосущной Троице. PG 75, 16. Максим Исповедник , прп . Вопросы и затруднения 36. Дидим Слепец. О Троице (кн. 3) [Sp.] . PG 39, 885. Ср.: Иоанн Златоуст, свт. На Иоанна Богослова [Sp.] . PG 59, 611-612 σπερ οτος μακριος πστολος μικρτερος ωννης, κα μεζων το μεγλου γου ωννου; Пс.-Кесарий. Вопросоответы 197. Макариевский корпус . Духовные гомилии 50 (собрание H) . 28. Иоанн Златоуст , свт . На святого апостола Павла (отрывок) P. 428. Фотий Великий, свт., патриарх Константинопольский. Амфилохии 309. Ориген. Схолии на Матфея. PG 17, 293. Епифаний Кипрский, свт . Панарион (Vol. 1. P. 284. TLG 2021/2). Иоанн Златоуст , свт . Гомилии на Матфея. PG 57, 421. Анастасий Синаит вопрос Спасителю, заданный Иоанном Крестителем из темницы через посредство двух вопрошающих: «Ты ли грядый?», понимает в смысле предведения схождения Христа во ад, где сам Иоанн оказался еще раньше - после усечения главы по приказу Ирода (Анастасий Синаит, свт. Слово 3 об устроении человека по образу Божию (против монофелитов) 5:40-45). Доклад написан на основе просмотра ок. 30 мест с экзегезой Мф. 11, 11 ( δ μικρτερος ν τ βασιλε τν ορανν μεζων ατο στιν). http://www.bogoslov.ru/text/2478385.html Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

В течение указанного периода в ТСО продолжали публиковаться сочинения свт. Епифания Кипрского и блж. Феодорита Кирского , а также была опубликована часть сочинений новых авторов: свт. Кирилла Александрийского и свт. Никифора Константинопольского . Также здесь вышли два тома прп. Ефрема Сирина , основной корпус которого был издан в предшествующих томах серии 237 . Проект перевода сочинений прп. Максима, начавшийся с публикации агиографических материалов о нем, а также первых 25 «Вопросоответов к Фалассию», так и остался нереализованным из-за революции. Переводами или редактированием святоотеческих творений занимались известные профессоры Московской, а также Санкт-Петербургской и Киевской духовных академий. Сочинения свт. Кирилла Александрийского переводили главным образом П. И. Казанский , И. Н. Корсунский , А. А. Жданов , М. Д. Муретов и архим. Евсевий Орлинский , экзегетические сочинения св. Ефрема Сирина – М. Д. Муретов и А. А. Спасский, труды свт. Никифора Константинопольского – И. Д. Андреев под редакцией М. Д. Муретова, письма блж. Феодорита – проф. СПбДА Н. Н. Глубоковский , житие прп. Максима и службы ему – М. Д. Муретов, начало «Вопросоответов к Фалассию» прп. Максима – проф. КДА С. Л. Епифанович . В какой мере в переводческих трудах участвовали студенты, в настоящее время сказать трудно 238 . Сочинения свт. Епифания Кипрского , свт. Кирилла Александрийского , свт. Никифора Константинопольского , прп. Максима Исповедника переводились по греческой патрологии Миня 239 , при этом переводчики старались придерживаться той последовательности, которая была принята в PG. Письма блж. Феодорита переводились по PG, а также по изданиям Ж. Сирмонда и И. Сак келиона, экзегетические труды св. Ефрема – по венецианским изданиям 1876 и 1893 гг. 240 , в которые были включены латинские переводы, выполненные монахами-мехитаристами с древнеармянского языка. В предшествующий период каждый переводческий проект начинался, как правило, со вступительной статьи о том или ином церковном писателе, которая помещалась в «Прибавлениях к ТСО» (см., например, обзорные статьи прот.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

По числу цитат из творений в работах владыки его можно сравнить со свт. Иоанном Златоустом , но не с прп. Иоанном Лествичником . Из сочинений прп. Исаака 104 владыка приводит немало сведений важных для понимания различных вопросов аскетики. 10 . «Дивный созерцатель тайн Божиих» 105 , как его называет еп. Варнава, прп. Симеон Новый Богослов также один из наиболее цитируемых 106 им Святых Отцов. По количеству цитат, которые епископ дает из его творений 107 , он сравним со свт. Иоанном Златоустом и прп. Исааком Сириным . Достаточно нечасто в своих сочинениях еп. Варнава использует также наставления и примеры из жизни упомянутых в данной работе Климента Александрийского 108 , прп. аввы Исаии 109 , прп. Синклитикии Александрийской 110 , свт. Афанасия Великого 111 , прп. Ефрема Сирина 112 , свт. Григория Богослова 113 , свт. Григория Нисского 114 , прп. Сисоя Великого 115 , блаж. Августина Аврелия 116 , прп. Агафона Египетского 117 , прп. Пимена Великого 118 , п рп. Марка Подвижника 119 , прп. Максима Исповедника 120 , прп. Феодора Эдесского 121 , прп. Филофея Синайского 122 , прп. Григория Синаита 123 и других святых и подвижников 124 , ссылок на произведения которых в этой работе нет ввиду того, что более или менее значимых для рассказа о греховных страстях цитат из их поучений владыка не приводил. Не цитирует еп. Варнава св. Ипполита Римского , свт. Григория Неокесарийского , свт. Кирилла Александрийского ,свт.Прокла Константинопольского, прп. авву Фалласия, прп. Анастасия Синаита и других малоизвестных (по крайней мере, в России) Отцов 125 . Отношение еп. Варнавы к русским Святым Отцам и подвижникам благочестия и их творениям Из русских Святых Отцов можно отметить пятерых, творения которых еп. Варнава использует наиболее часто. 1 . А из этих пяти чаще всего 126 еп. Варнава использует сочинения свт. Димитрия Ростовского . В основном это его «Жития святых» 127 . На них он ссылается для иллюстрации сказанного и для примеров различных особенных случаев из жизни угодников Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Однако несмотря на обнаруженные лакуны и недостатки, серия ТСО — это грандиозное, и для русской патрологии беспрецендентное начинание. Она и мыслилась, и стала первой в России научной патрологической серией, поскольку святоотеческие творения публиковались здесь не выборочно, а полными собраниями сочинений того или иного Отца Церкви в определенной последовательности как авторов, так и сочинений каждого признанной редакционным комитетом наиболее целесообразной. По предписанию Св. Синода при выборе авторов для перевода предпочтение должно было отдаваться «главнейшим отцам» Другое предписание о том, что «только по окончании перевода творений одного святого Отца переходить к переводу со временем перестало исполняться, когда у переводчиков появилась возможность одновременно готовить к изданию двух (а иногда и более) авторов. Таким образом, мы видим что серия как некий живой организм находила свои собственные пути для творческого и в то же время для вполне упорядоченного развития. Как известно, в ТСО прежде всего издавались переводы сочинений греческих отцов классического периода. За вышеуказанный период (1843–1817) силами МДА в ТСО были переведены и изданы сочинения свт. Григория Богослова (1843, 1844, 1847, 1848), свт. Василия Великого (1845–1848), преп. Ефрема Сирина (1848–1853, 1896, 1897), Исаака Сирина (1854), свт. Афанасия Александрийского (1851–1853), свт. Кирилла Иерусалимского (1855), блаж. Феодорита Кирского (1855–1857, 1859, 1861, 1907, 1908), преп. Нила Синайского (1858–1859), св. Исидора Пелусиота (1859, 1860), свт. Григория Нисского (1861–1865, 1871), свт. Епифания Кипрского (1863, 1864, 1872, 1880–1885), свт. Кирилла Александрийского (1880–1891, 1893, 1896, 1898, 1901, 1906, 1909, 1912), свт. Никифора Константинопольского (1904, 1907). Проект перевода сочинений прп. Максима Исповедника, начавшийся с публикации агиографических материалов о нем, а также первых 25 «Вопросоответов к Фалассию» (1915, 1917), так и остался нереализованным. Публикация двух протоколов допросов прп. Максима (так наз. первых и вторых актов), предпринятая М. Д. Муретовым накануне революции, стала своеобразным напутствием древнего ревнителя догматической чистоты православного учения новомученикам и исповедникам российским.

http://patriarchia.ru/db/text/157116.htm...

1 раздел – От рождения до вступления на митрополичью кафедру Ираклеи: 1 глава (С. 19–25) – Первые годы: · Рождение; · Происхождение и имя; · Образование; · Первое соприкосновение с монашеством/ 2 глава (С. 26–30) – Монах: · В монастыре Ватопед; · В Великой Лавре; · Игумен в Великой Лавре; · В монастыре Филокалла. 2 раздел (С. 31–44) – Митрополит Ираклеи: · Избрание; · Пребывание в Ираклее и трудности, с которыми он столкнулся; · Уход из Ираклеи; · Деятельность свт. Филофея во время захвата Ираклеи; · Возвращение в Ираклею; · Посольство в Дидимотик; · На Соборе 1351 г. 3 раздел (С. 45–68) – Патриарх Константинопольский (1 период патриаршества): · События, предшествовавшие вступлению свт. Филофея на патриарший престол; · Низвержение патриарха Каллиста; · Замещение Каллиста свт. Филофеем; · Окончание 1 период патриаршества; · Продолжительность 1 периода патриаршества свт. Филофея; · Возвращение Каллиста; · Промежуток времени между 1 и 2 периодами патриаршества; 4 раздел (С. 69–76) – 2 период патриаршества: · Временные рамки, в которые произошло возвращение свт. Филофея на патриарший престол; · Период 2 срока патриаршества; · Признание святости свт. Филофея. 5 раздел (С. 77–154) – Деятельность свт. Филофея в качестве патриарха: 1 глава (С. 77–107) – Церковная политика на Руси: · Единство русской митрополии и сепаратистские тенденции; · Поддержка Москвы имп. Иоанном Кантакузином ; · Возвышение Литвы; · Избрание митрополита Алексия; · Позиция патриарха Каллиста; · Соответствие Алексия интересам Москвы; · Изменение политики свт. Филофея по отношению к Руси; · Посольство Киприана – политика объединения. 2 глава (С. 108–110) – Церковная политика в Болгарии. 3 глава (С. 111–116) – Церковная политика в Сербии: · Раскол. Превращение Печской архиепископии в патриархию; · Налаживание ситуации с расколом; · Окончательное прекращение раскола. 4 глава (С. 117–134) – Позиция свт. Филофея в отношении объединения Церквей: · Папская и византийская идеологии о проблеме объединения Церквей;

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Учение свт. Кирилла Александрийского о животворящем теле Господа Иисуса Христа частично разбиралось исследователями в более широких рамках его учения о св. Евхаристии и домостроительстве спасения рода человеческого в целом (диакон М. Желтов , прот. Г. Флоровский ) 2340 . Однако подробного исследования выбранной нами тематики произведено не было, и, тем более, не была прослежена связь учения о св. животворящем Теле Христа у свт. Кирилла и преп. Максима Исповедника , что будет нами сделано на основе нижеследующего материала в последней главе. Согласно посвященной таинству Евхаристии рубрике в современной Православной энциклопедии 2341 , включившей в себя исследования наиболее известных специалистов-патрологов, предикат «животворящее» использовался в отношении тела Христова только в статьях о свт. Афанасии, Феофиле и Кирилле Александрийских , Евсевии Кесарийском 2342 и свт. Евтихии Константинопольском (VI в.) 2343 . Затем такое определение встречается, согласно Энциклопедии, уже в Точном изложении православной веры преп. Иоанна Дамаскина 2344 . В статье В. В. Петрова 2345 наличие этой темы в евхаристическом богословии знаменитого богослова VII в. не отмечено. Однако, как мы покажем, преп. Максим, несомненно, наследовал и развил учение свт. Кирилла о животворящем теле Господнем. По замечанию диакона М. Желтова , термин «животворящий» (ζωοποις) имеет центральное значение в евхаристическом богословии свт. Кирилла 2346 . Общее влияние Александрийской традиции, отмеченное в евхаристическом богословии Святителя предыдущими исследователями 2347 , с яркой очевидностью прослеживается и в непрерывности этой традиции в учении о животворящем теле Христа. Так, свт. Афанасий начинает свое Слово о воплощении Бога Слова тем, что утверждает равенство по Божеству Бога Отца и Бога Сына, Которым Отец все «устрояет» и в Котором все «оживотворяется» (ζωοποιεται) 2348 во вселенной. Затем он отмечает, что воплотившийся Сын, «и в человеческом пребывая теле, и Сам оживотворяя его (ατς ατ ζωοποιν), вне всякого сомнения, оживотворял и вселенную (τ λα)» 2349 . Чаще всего, правда, у свт. Афанасия прилагательное «животворящий» (так же, как и существительное «жизнь») относится непосредственно к Божественной природе Бога-Троицы. Учение же об «оживотворении» вселенной не только через само Воплощение, но и особенно через св. Евхаристию выражено свт. Афанасием, как мы увидим далее, достаточно ясно.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010