Предки того племени, из среды которого вышел Шакьямуни, реформатор браманизма, первоначально обитали при истоках Окса и Яксарта в средней Азии, прежде чем они двинулись «в страну семи рек» на юг от Гималая между Индом и океаном, – страну, поражающую и грандиозностью физических явлений, свойственных ей, и обилием и разнообразием естественных произведений... Тут мы находим восточных арийцев, – название, указывающее на благородство их крови и происхождения и вообще на преимущества их перед другими племенами 12 , в период выработки древнейших гимнов, вошедших в состав Вед 13 . В этих гимнах заключается достаточно материала для характеристики главных сторон тогдашней жизни арийцев. Народ этот занимался скотоводством и отчасти земледелием, разделяясь на многие небольшие племена, управлявшиеся князьями или «семейными старшинами». Между отдельными племенами нередко происходили столкновения из-за стад и пастбищ, что видно из самого слова, выражающего битву и собственно значащего «поиск за коровами». Разделений на сословия и т. п. еще не видно между арийцами этого периода. Жизнь семейная была богата патриархальными добродетелями и радостями. Женщины занимали почетное положение в семье. Жречества, как привилегированного особого сословия, отличного от народной массы, еще не было. Каждый хозяин дома был в то же время и жрецом. Вообще между индийцами этого времени и последующего, по-видимому, ничего не было общего. Отвага, энергия, веселое настроение среди самых невзгод жизни составляли выдающиеся черты в характере индийцев этого периода. Индийцы в это время преимущественно жили жизнью первобытного человека, не предающегося отвлеченному мышлению, не терзающего свой ум различными томительными вопросами и сомнениями и думающего лишь о своем внешнем благополучии и безопасности. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание, например, на древнейшие песни и молитвы, в которых арийцы просили богов о даровании их стадам хороших пастбищ и обильных водой источников, об урожае и успешном сборе жатвы, о своем здоровье и долгой жизни, о победе над врагами и об истреблении их, благодарили за помощь в опасностях, просили о дальнейшем благоволении и славили бой молниеносного бога с адскими силами...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

" Промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли в XVI–XVIII вв. " О. Н. Адаменко, М. С. Черкасова   На протяжении многих столетий колонизационные процессы имели исключительно важное значение в социально-экономическом развитии России. Они концентрировали в себе ряд ее системообразующих черт – происходящее в разных направлениях неуклонное расширение территории страны, земледельческое и промысловое, экстенсивное по своему типу, ее освоение в сочетании с более замедленным по темпам демографическим ростом. Несмотря на большое количество научных работ о земледельческо-промысловой колонизации, эта проблема остается неравномерно изученной в региональном, хронологическом, типологическом измерениях. В плане общерусском Крайний Север, обильный ценными биоресурсами, следует понимать как территорию поздней славянской колонизации с ведущей ролью в ней не земледелия, а морского рыбо- и звероловства, что было обусловлено природно-климатическими условиями, исключавшими ведение сельского хозяйства. В связи со сказанным не подлежит сомнению актуальность новейшей монографии доктора исторических наук, профессора Мурманского государственного университета Сергея Александровича Никонова о крестьянской и монастырской промысловой колонизации Крайнего Севера на протяжении XVI–XVIII столетий. В центре внимания автора – отдаленные от более населённых и освоенных в земледельческо-промысловом отношении регионов России территории, в силу суровых природных условий исключавшие возможность создания постоянных поселений. Учитывая обширную историографическую традицию, автор четко сформулировал термин «промысловая колонизация», отражающий специфику освоения Мурманского и Новоземельного берегов Баренцева моря. Термин определяется климатическими условиями северного морского промысла (с. 8), но, полагаем, все же требует уточнения ввиду рассмотренной в исследовании региональной специфики и указания на виды промысловой деятельности. В общем виде термин относится и к характеру монастырской колонизации на всем пространстве Поморья (Русского Севера), включая его южные рубежи. Так, промысловая деятельность монастырей в Вологодском и Тотемском уездах по соледобыче также напрямую зависела от исходного ресурса и прекращалась при истощении соляного раствора. При этом земледелие и огородничество становилось подсобным направлением работы, имевшим потребительский характер. Основное снабжение промысловиков продовольствием также осуществлялось из отдаленной центральной хозяйственной усадьбы монастырей. Данные промысловые объекты, как и речные и озерные рыболовные тони, также не требовали основания при них постоянных поселений. Речь, скорее всего, правильнее вести о регулярных сезонных заселениях тех или иных участков для последующего ведения промысла. С этим терминологическим нюансом, вероятно, связаны и разночтения в присуждении временного или постоянного характера становищам у археологов и историков (с. 182).

http://sedmitza.ru/lib/text/10098628/

Разделы портала «Азбука веры» ( 23  голоса:  4.4 из  5) I. Детство 1. Наша родословная По рождению я тамбовец — в Тамбове находилось наше родовое гнездо. Дома Нечаевых и Быстровых (семья моей матери) стояли на одной улице. Точнее, перекресток расходился буквой Т, и дома помещались как бы на краях верхней перекладины, — иными словами, через переулок. Сам я родился в городе Козлове, позднее переименованном в Мичуринск, — где служил отец. Прожил я там всего четыре первых года своей жизни, а в Тамбове еще полтора года был в эвакуации (с осени 1941 по весну 1943), а впоследствии полгода временно управлял тамбовской епархией. знаю, что народ в этом крае интересный: очень упрямый и довольно консервативный. Тамбовцы шутят: «Мы последними Советскую власть приняли, последними от нее и отказываемся». Там до сих пор существуют колхозы. Называются они по–новому: ТОО, ООО, — но по сути как были колхозы, так и есть, и им такая организация по душе. Как когда–то говорила одна наша знакомая старушка: «Воробей — птица артельная». Мама, Ольга Васильевна, считала, что «люди делятся на тамбовских — и всех остальных». Сейчас говорят, что наши климатические условия тяжелы для земледелия, однако до революции, года до 1915, Россия всю Европу кормила хлебом. Тамбовская, Воронежская, Липецкая области — самый центр Черноземной полосы России, переходящей далее на Украину. Земля здесь такая, что, по образному выражению наших классиков, можно сунуть в нее оглоблю и вырастет яблоня, а согласно специфической тамбовской поговорке, земля «от нового сапога подошву отрывает» — настолько клейкая эта черноземная масса. То, что у меня осталось в памяти от Тамбова: в каждом доме пианино, велосипед и лодка. Там протекает река Цна, изобилующая рыбой. В ней водятся огромные сомы — меня ими в детстве пугали: говорят, они даже бросаются на человека. рыбалка в этих краях является одним из основных видов отдыха. Брат моей матери был хирургом и большую часть времени проводил в операционной. И бывало, что прямо после операции он, не заходя домой, садился в лодку и на несколько дней уплывал на рыбалку. Потом, вернувшись, через кого–то передавал жене улов и снова работал — так он дома почти и не бывал.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

Скачать epub pdf 1 . Опять воссиявает время святого праздника нашего. Посему нужда настоит нам вспомнить, что вещает Вседержитель Бог . «Слышите жерцы и засвидетельствуйте дому Иакова», – говорит Господь Бог Вседержитель ( Ос. 5, 1 ). Итак засвидетельствуем и скажем, что настало время, в которое надлежит нам благоукраситься приличными Святым добродетелями и обогатиться совершенствами Евангельской жизни. А мне кажется, наставники в добре заслуживают почтение. Ибо истинны слова Пророка: «коль красны ноги благовествующих благая» ( Ис. 52, 7 ), благовествующих блага, конечно, не временныя и гибнущия, не те, которыя служат к наслаждению перстным телам нашим; напротив такия блага, которыя уготованы благодатию Спасителя нашего, – которыя своих обладателей делают треблаженными и торжествующими как над душевными, так и над телесными страданиями. Ибо «лучше имя доброе, неже богатство много», как говорит Соломон ( Притч. 22, 1 ). Итак для благомыслящих и никогда не бывает такого времени, в которое бы они не считали для себя приличным являться таковыми: но если, сверх того, предложится им еще и обязанность – добровольно подъять подвиги добродетели, тогда они, изгнавши из сердца всякую безпечность и быстро устремляясь на все, что только есть удивительнаго, труды считают за наслаждение и в уповании будущих благ находят пищу для своего благодушия. Деятельный и трудолюбивый земледелец, когда наступит время пахать землю и сеять семена, хотя предстоят ему тогда весьма многие и продолжительные труды, ни во что однакож ставит их, но тщится только о удобрении поля – и весьма благоразумно. Ибо, хотя он только еще запрягает вола, но уже видит ниву, тучнеющую класами; хотя только еще ввергает в землю зерно, но уже веселится (помышляя) о жнецах, и очами надежды с удивлением взирает на падающую под серпом жатву, созерцает гумно, наполненное снопами. А занимающийся мореплаванием и торговлею лишь только увидит, что море тихо волнуется весенними ветрами, тотчас оставляет покой и смело пускается в море; хотя он и знает, что там подвергнется волнению и свирепому напору ветров: однакож нисколько не боится сего, имея в виду прибыль и обогащение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Скачать epub pdf Глава V Германо-романский мир в XII и XIII столетиях. – Объединение западных наций под властью пап. – Движение крестоносцев на православный Восток. – Крестоносное движение Запада против России и монгольское иго Глас Божий: «Сбирайтесь на праведный суд. Сбирайтесь к Востоку, народы!» И, слепо свершая назначенный труд, Народы земными путями текут. Спешат через бурные воды. А.С. Хомяков «Суд Божий» Одновременно с нашествием азиатских полчищ надвигалась на наше отечество не менее, если не более, страшная и опасная гроза с Запада. Прошло около трех столетий с того замечательного исторического момента, когда главным образом под ударами германцев пала Западная Римская империя. Германцы успели войти в теснейшее соединение с побежденными римлянами. Образовались новые германо-романские народности, и могучий Карл соединил их в одно огромное государственное тело. С того времени начинается великая борьба между миром германо-романским и миром греко-славянским. Противоположность между ними еще более усилилась со времени отпадения западной церкви от единения с восточною, и особенно когда во главе германо-романского мира стал папа. Западные европейские нации составили единое светско-духовное государство, под верховным главенством не императоров и королей, а именно римских пап. «Весь Запад считает нас за земного бога!» – горделиво заявляет один из них. Под руководством пап и их именем западные нации, как единый народ, разливаются всюду огромными колониями и стремятся покорить весь мир – во имя чего? – Во имя христианского Бога – на словах, а на самом деле с целью порабощения всех других народов. Особенно же папы стремились поработить восточных христиан, не признававших их главенства над вселенскою церковью. Стремления пап совпали с дикими хищническими наклонностями германцев – и вот мы видим, как вся Западная Европа в XII и XIII веках превращается в огромный вооруженный лагерь, посылающий на православный Восток многочисленные армии. То была эпоха всеобщего энтузиазма! О чем пели певцы в древних песнях? Что было предметом старинных сказаний? Не то ли, как Сигфрид убил ядовитого дракона, как Дитрих умертвил великана, как Гаген раздавил язычников-гуннов? О чем говорили земледелец у пылающего очага, ремесленник в своей мастерской? Не о том ли, как удалым военным подвигом можно достать несметные богатства, золотые клады? Теперь же Сам Бог, вещал папа, вместо покаяния и истинно христианских подвигов, звал будто бы на бой, Сам Великий Царь Небесный требовал трудов, которые более всего по сердцу германцев, – требовал сильных ударов, земного геройства и битв, и сердца народов радостно забились от восхищения, от восторга.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Скачать epub pdf Глава Х Путешествие св. Александра на поклонение верховному хану. – Семья Чингизидов. – Кара-Корум. – Церемония возведения на престол. – Представление св. Александра хану Менгу. – Распределение областей между Ярославичами. – Великодушие св. Александра. – События на Руси. – Михаил Хоробрит. – Возвращение св. Александра. – Прибытие в Новгород. – Болезнь. – Посольство к Гакону Радуйся, яко многажды ради блага людей своих путешествовал еси к безбожным, ни во чтоже вменяя яже от них испытания. (Акаф., ик. 7) Радуйся, терпению Христову верно подражавый. (Ик. 6) Радуйся, всем нам образе вернаго Богу служения. (Ик. 7) Батый не был самостоятельным властелином: он считался наместником верховного хана; поэтому наши князья, поклонившись Батыю, должны были по требованию последнего отправляться в главную Орду на поклон великому хану. «Не подобает вам жити на земле Батыеве и Канове, не поклонившеея има», – говорили татары русским князьям 204 . Александру Ярославичу, так же как и его родителю, пришлось совершить далекое путешествие к истокам Амура. Вместе с ним отправлялся и брат его Андрей, который гораздо раньше Александра, может быть одновременно с дядею Святославом, прибыл к Батыю 205 . Верховный хан жил в Кара-Коруме, на родине Чингизидов. То была горная окраина страшной азиатской пустыни Гоби, лежащая за Байкалом. Русским князьям, во время их путешествий на поклонение верховному монгольскому властелину, приходилось проезжать чрез обширные степи и пустыни Средней Азии. Плано Карпини пишет, что, отправившись по повелению Батыя к истокам Амура, послы папы за Уралом вступили в совершенно безводную и пустынную страну кангитов (ныне Киргизскую). «В этой печальной пустыне погибли от жажды бояре Ярослава, русского князя, посланные в Татарию: мы видели их кости. Вся земля опустошена монголами; жители, не имея домов, обитают в шатрах, подобно половцам не знают земледелия и занимаются одним скотоводством». Далее путь лежал чрез земли «бисерменов» (хивинцев), Кара-Китай, Монголию. Оставив в левой стороне Байкал, путники после трех или четырех месяцев пути достигали цели своего путешествия. Другой путешественник того времени Рубруквис, отправленный Людовиком IX, королем французским, послом к верховному хану, рассказывает о страшных трудностях, которыми сопровождались эти дальние поездки. Приходилось терпеть голод, жажду, невыносимый жар и страшную стужу. После погромов монгольских степи и пустыни казались еще безлюднее: развалины и груды костей на местах некогда богатых поселений красноречиво говорили о свирепости завоевателей. Среди этого царства смерти самим татарам, привычным к кочеванью по пустыням, становилось страшно...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Ставя мудрость выше всего на свете, премудрый сын Сирахов превозносить и тех лиц, которые посвящают себя ученым занятиям, и требует для них особых жизненных условий, – главным образом досуга. – чтобы они могли свободно, но заботясь о ежедневном пропитании, предаваться своим высоким занятиям. Это свое положение бен-Сира доказывает примерами людей, добывающих хлеб физическим трудом. Вот, земледелец, думающей о своей пашне, гравер, кропотливо работающий над тонким изображением на камне, вот медник и горшечник, обремененные своею тяжелою работой. Все они могут быть прекрасными художниками, «мудрецами» в своем деле; но выше этого дела не идут их мысли и заботы, им некогда заниматься высшею мудростью, наукою о Творце и тварях, о жизни мира и людей. «Только тот», кто отдает душу свою и размышляет о законе Всевышнего, – тот исследует мудрость всех древних и изучает пророчества» (39, 1), только он может сам достигнуть мудрости и получить от Господа дар научать ей других; за это и наследует он вечную славу. В этом отделе ярко выразилось высокое уважение древнего мира к занятию ученых мудрецов, посвящавших свое время изучению закона Божия, как источника мудрости, наблюдению над жизнью природы и человека, как высоких творений Божиих, в которых проявилась Его мудрость, и обучению других людей тому, что знают сами. К таким ученым относились с великим уважением, предоставляли им возможность не только жить без забот о хлебе насущном, но и совершенствовать свои познания путешествием по чужим странам (39, 5): уже в те отдаленные времена польза науки стояла вне всяких сомнений. Дело ученого мудреца выше житейских занятий ( Сир. 38, 24–39, 14 ). 24 . Мудрость ученого достигается в благоприятное время досуга, и кто имеет мало занятий. тот может сделаться мудрым. Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится палкой погонщика, кто погоняет волов и с песней правит ими, и ведет свой разговор с быками? 26 . Он думает о том, как заборонить борозды, и забота его о наполнении стойла.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Глава 11 Победа Саула над Наасом, царем аммонитян. 1Цар.11:1 .  И [было спустя около месяца,] пришел Наас аммонитянин и осадил Иавис Галаадский. И сказали все жители Иависа Наасу: заключи с нами союз, и мы будем служить тебе. «Спустя около месяца» – после избрания Саула на царство. Наас аммонитянин – царь аммонитян. аммонитяне жили в южных пределах восточного Заиорданья. Иавис Галаадский – город, находившийся в средней части восточного Заиорданья, Галааде. 1Цар.11:2 .  И сказал им Наас аммонитянин: я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз и тем положить бесчестие на всего Израиля. Кроме наносимого бесчестия Израилю, лишение покоренных правого глаза могло иметь и иную цель. Лишая жителей Иависа именно правого глаза, Наас «хотел сделать их неспособными к войне, потому что держащий в левой руке щит закрывает им левый глаз, правый же смотрит на врагов». Поэтому лишение правого глаза легко может повести к поражению тех, кто лишены его (Блаж. Феод., Толк. на 1 Цар., вопр. 23; ср. Иосиф Флавий «Иудейские Древности», 6:5, 1). 1Цар.11:3 .  И сказали ему старейшины Иависа: дай нам сроку семь дней, чтобы послать нам послов во все пределы израильские, и если никто не поможет нам, то мы выйдем к тебе. «Выйдем к тебе», чтобы исполнить твое требование. 1Цар.11:5 .  И вот, пришел Саул позади волов с поля и сказал: что сделалось с народом, что он плачет? И пересказали ему слова жителей Иависа. «И вот пришел Саул позади волов с поля». Очевидно, он продолжал еще вести ту трудовую земледельческую жизнь, которую вел до своего избрания в цари. Царский быт и царская обстановка явились позднее. 1Цар.11:6 .  И сошел Дух Божий на Саула, когда он услышал слова сии, и сильно воспламенился гнев его; «И сошел Дух Божий на Саула» – дух благородной решимости идти и освободить невинно угнетаемых, в полной уверенности, что Господь не оставит его своей помощью. 1Цар.11:7 .  и взял он пару волов, и рассек их на части, и послал во все пределы израильские чрез тех послов, объявляя, что так будет поступлено с волами того, кто не пойдет вслед Саула и Самуила. И напал страх Господень на народ, и выступили все, как один человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 14 1–6. Описание засухи. 7–12. Отказ Иеговы пророку в услышании его молитвы за народ. 13–18. Ложные пророки. 19–22. Новое ходатайство Иеремии. Иер.14:1–6 . Пророк изображает засуху в Иудейской стране. И люди и животные крайне страдают от бездождия. Иер.14:1 .  Слово Го­с­по­да, которое было к Иеремии по случаю бездождия. Здесь, вероятно, указывается на отсутствие так называемого позднего дождя, который идет ранней весною. Эта «бездождие» было очень опасно для страны, где весь урожай зависит именно от этого дождя. Кроме того этот дождь наполняет в Палестине разные водоемы и без него всем приходится летом страдать от жажды (ср. Иоиль 1.17–20 ). Иер.14:2 .  Плачет Иуда, ворота его распались, по­чернели на земле, и вопль поднимает­ся в Иерусалиме. «Ворота распались» – т. е. иудеи, собравшись на площади при воротах, в изнеможении сидят на земле, в траурных, черных одеждах. Иер.14:3 .  Вельможи по­сылают слуг сво­их за водою; они при­ходят к колодезям и не находят воды; воз­вращают­ся с пустыми сосудами; при­стыжен­ные и смущен­ные, они по­крывают свои головы. И теперь еще, когда в Иерусалиме иссякает вода, посылают за водою на колодезь Иова, к югу от Иерусалима, где обыкновенно бывает вода и в жаркое время. Иер.14:4 .  Так как по­чва растрескалась оттого, что не было дождя на землю, то и земледельцы в смуще­нии и по­крывают свои головы. По чтению Duhm " a, начало стиха следует перевести так: «и обрабатывающие землю пришли в смущении так как не было дождя на земле». Иер.14:5 .  Даже и лань рождает на по­ле и оставляет детей, по­тому что нет травы. Лань отличалась, по мнению древних (Bochart, Hier. 1663, 1:893), особою нежностью к своим детенышам. Иер.14:7–12 . Пророк хотя и сознает, что Господь по справедливости наказывает иудеев за их грехи, но просит Бога простить их потому, что на народе иудейском наречено имя Божие. Однако Бог отказывает пророку в помиловании народа за крайнее нечестие последнего и даже возвещает иудеям новые наказания. Иер.14:9 .  Для чего Ты – как человек изумлен­ный, как сильный, не имеющий силы спасти? И однако же Ты, Го­с­по­ди, по­среди нас, и Твое имя наречено над нами; не оставляй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf 1. Дохристианский период Движение семитов в Африку шло с XV в. до Р. X. Между Эфиопией и Аравийским полуостровом издавна велась оживленная торговля. Семиты распространялись по эфиопскому плоскогорью, концентрируясь главным образом в Северной Эфиопии, где жили феллаши (абис­синские евреи) в горах Симена и тигрейцы – в Тигре. Южная Эфиопия в меньшей степени находилась под семитским влиянием. С Аравийского полуострова семиты принесли с собой и язык (теперешний литературный геэз). Семиты, смешавшись с жителями страны, изменили свой язык. Арабы называют жителей этой страны хабеш (смесь). Португальцы слово хабеш изменили в хабекс, а немцы – в Абессинен. Эфиопия – слово греческое, означающее в переводе ‘черное лицо’ 1 . Еще Гомер называл Эфиопией всю Центральную Африку, простирающуюся от Красного моря и Индийского океана до Атлантического. На заре истории Эфиопии было широко распространено поклонение змию, что подтверждается археологическими находками. Согласно “Авесте”, поклонение змию совершалось в Персии, откуда потом было занесено в Эфиопию. Кочевые племена сабеев, проникшие через Красное море в Эфиопию, принесли с собой собственную религию. Будучи политеистами, они поклонялись богам земли, моря, неба, солнца, луны. До сих пор племена, живущие по соседству с Суданом, поклоняются своему высшему божеству Анна – богу-творцу неба и земли, а религиозные ритуалы их связаны с поклонением предкам. Кроме предания Эфиопской Церкви, согласно которому от Соломона и царицы Савской родился Менелик I, о первых евреях-поселенцах Эфиопии ничего не известно. Правда, имеется предположение, что они происходят от евреев египетской диаспоры, так как ничего не знают о вавилонском и иерусалимском Талмуде и не празднуют Пурим, установленный при Ксерксе (465–425 до Р. Х.). Очевидно, еще до пленения евреи, поселившись в Эфиопии, обратили в иудейство целые группы идолопоклонников племени агао и постепенно слились с ними 2 . Обращенные в иудейство агао распространились к северо-западу. Большинство из них живет в селах, занимаясь земледелием (фалаши). Их вера и нравы являются смесью языческого, иудейского и христианского элементов. Они почитают Сенбат, богиню субботы, посредницу между Богом и людьми. Место поклонения (мазильда) делится на три части, как и иудейский храм. Вне храма имеется каменный жертвенник, на котором приносятся жертвы (мясо, вода и фимиам). Их священникам не разрешается вступать в брак. Совершается обрезание. Понедельник, четверг, первое число месяца и канун Пасхи являются постными днями. Они празднуют Пятидесятницу, праздник Кущей и день Авраама. Строго соблюдают субботу. От христианства они восприняли главным образом монашество. Они пользуются каноном Ветхого Завета на классическом языке геэз, так как не знают еврейского. Сейчас их около 60000 душ, живущих главным образом в провинциях Дамбия, Вагара и Армахао. 2. Начало христианства

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010