Глава 2 1–13. Жертва бескровная: хлебный материал и добавление: елей, ладан, соль. 14–16. Приношение начатков первых плодов. Лев.2:1 .  Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана, В отличие от кровавых жертв zebachim (от гл. zabach умерщвлять, б. ч. для ритуальных целей), жертва бескровная или растительная называется minchah, или, как здесь, qorban minchah; по LXX: δρον θυσα (также προσφορ, μννα, σεμδαλις), Vulg.: oblatio sacrificil. В свою очередь от растительной жертвы из твердых продуктов, minchah, отличается растительная жертва жидкая, жертва возлияния, nesech, LXX: σπονδεον, σπονδ, Vulg.: libamen, libamentum. В дозаконное время minchah имело общее значение дара ( Быт 32:21–22, 43:11, 15 ) и означало даже и кровавые жертвы, напр., жертва Авеля так же названа минха, как и жертва Каина ( Быт 4.3–5 ). В законодательстве же Моисеевом минха означает собственно бескровную жертву, которая в главных продуктах – муке, елее и вине – представляла на служение Богу земледелие Израиля, как жертва кровавая – скотоводство; обе главные отрасли древнееврейской промышленности должны были доставлять на алтарь бога Израилева свои произведения. Бескровная жертва могла быть и была двоякая: 1) самостоятельная, отдельная от жертвы кровавой (такая описывается в Лев.2 ), и 2) добавочная при кровавой жертве, всесожжении или мирной. Вопреки отрицанию, у некоторых библеистов (Бэр, Герлах и др. протестанты), самостоятельного существования бескровной жертвы в Ветхом Завете, последняя, несомненно, существовала, как показывают уже жертвы Каина ( Быт 4 ), Мелхиседека ( Быт 14 ) и Гедеона ( Суд. 6.18 ). Самостоятельною же жертвою бескровною были, напр., хлебы предложения в святилище. По учению отцов и учителей Церкви (И. Злат., Амврос., Евсевий, блаж. Иероним), бескровная жертва Ветхого Завета предызображала новозаветную жертву евхаристии. Лев.2:2 .  и принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет полную горсть муки с елеем и со всем ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике; это жертва, благоухание, приятное Господу;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 37 Окончание речи Елиуя. 1–13. Описание грозы и других физических явлений. 14–24. Заключение. Иов.37:1–5 . Продолжение описания грома и молнии. На основании 2-го и дальнейших стихов догадываются, что Елиуй описывает грозу, разразившуюся в то самое время, когда он кончал свою речь. Иов.37:1 .  И от сего трепещет сердце мое и подвиглось с места своего. Гроза с сопровождающими ее громом и молниею – предвестники предстоящего явления Бога ( Исх 19.9, 16–17 ), а оно вызывает в Елиуе, как и в других ветхозаветных людях чувство страха ( Ис 6.5 ; Иез 2.1 ; Дан 10.7–8 ). Иов.37:2 .  Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его. Голосом Божиим является, по воззрению древних восточных народов, гром ( Пс 28 ), внимательно вслушаться в него и приглашает своих собеседников Елиуй. Иов.37:3 .  Под всем небом раскат его, и блистание его – до краев земли. Звуками грома наполняется все воздушное пространство, а блеск молнии достигает пределов земли. Иов.37:4 .  За ним гремит глас; гремит Он гласом величества Своего и не останавливает его, когда голос Его услышан. За молнией следует гром, и «он (блеск) не останавливается, когда голос Его услышан», т. е. за громом вновь – молния и т. д. Раскаты грома и появление молнии непрестанно чередуются. Иов.37:5 .  Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые. Заключительное замечание о грозе, указывающее на ее поразительный характер ( «дивно», ср. Пс 64.6, 138.14 ; Дан 8.24 ), величие Бога (ср. Пс 28 ) и служащее переходом к описанию других столь же чудных явлений. Иов.37:6 .  Ибо снегу Он говорит: будь на земле; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти. Иов.37:7 .  Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его. Иов.37:8 .  Тогда зверь уходит в убежище и остается в своих логовищах. К ним принадлежит выпадение снега и обильного дождя в суровый период года, – между осенью и весною, с соответствующими последствиями для людей и животных: прекращением деятельности земледельцев и кочевников (в таком смысле употребляется евр. глагол «хатам» – «полагать печать» в Иов 9.7 ; Откр 20.2–3 ) и удалением зябнущих от холода зверей в берлоги ( Пс 103.20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 39 Иосиф в доме Потифара Быт.39:1 . Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей. После некоторого отступления, гл. 38, от нити рассказа об Иосифе ( Быт. 37:36 ), священнописатель продолжает историю последнего. Если в Ханаане, как показывает история Иуды, 38 гл., потомкам Авраама предстояла опасность сближения и даже слияния с хананеянами, то отведение Иосифа в Египет, в конце концов вызвавшее переселение всего потомства Иакова в Египет, предуказывало на необходимость развития и вступления богоизбранного племени в общество Господне в исключительных условиях жизни в Египте, где потомки Иакова, с одной стороны, позаимствовали многие блага египетской цивилизации, но, с другой стороны, при значительной изолированности своей от египтян (гнушавшихся евреями и другими номадами, Быт. 43:32 ), сумели сохранить свою национальную цельность и чистоту религиозного наследия. Быт.39:2 . И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. Выражение «был Господь с Иосифом» иудейские толковники понимают так, что, оторванный от отца и родной семьи, Иосиф постоянно имел Бога в мысли и сердце своем, почему и Бог, как Отец небесный, являл ему особое попечение (Мидраш делает сравнение, напоминающее притчу Господа о попечении Бога об одной заблудшей овце более, чем о 99 не заблудших). «В доме господина», т.е., по иудейскому толкованию, не был принуждаем к черным (земледельческим) работам. Быт.39:3–4 . И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его. Благословение Божие на Иосифе и делах его не укрывается от взора язычника – господина его (ст. 3), как благословение Бога над Исааком было примечено филистимлянами ( Быт. 26:28 ); над Иаковом – Лаваном ( Быт. 30:27 ), и он облекает его полным доверием и властью в доме и сделал надсмотрщиком над своими рабами (в Риме такой надсмотрщик называется atriensis; надзиратели этого рода часто встречаются изображенными на египетских скульптурах, ср. Мф. 24:45–47 ; Лк. 12:42–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 3. Эпоха Александра Македонского 1. Северные соседи Эллады На севере Эллада соприкасалась с территориями близко родственных ей македонцев, а также иллирийских и фракийских племен. Иллирийцы населяли западную часть Балкан – Адриатическое побережье, от Эпира до Альп, и среднее Подунавье, а также гористую страну в глубине Балканского полуострова, на северо-запад от Фессалии. Начало заселения Балкан иллирийцами относится к середине II тысячелетия до Р. Х., и завершилось оно в конце тысячелетия. Иллирийцы, вероятной прародиной которых был регион Унетицкой культуры, расположенный к северу от Праги, представлявший собой восточный ареал культуры полей погребальных урн, продвинулись на юг, войдя в соприкосновение с эллинами, некоторые из иллирийских племен – певкеты, или пицены, япиги, давны, пелигны – переселилась через Адриатику в Италию, заселив западный берег Адриатического моря. Часть иллирийского племени дарданцев вместе с фракийскими народами переселились через Босфор и Дарданеллы, которым они сообщили это название, в Малую Азию, составив господствующий элемент в населении Троады – древнего Илиона. Но по преимуществу в середине и во второй половине I тысячелетия иллирийцы обитали на Балканах, так что одно из наименований полуострова, Иллирик, происходит от этого этнонима. Иллирийский мир представлял собой совокупность многочисленных и разноименных племен, стоявших на разных стадиях культурного развития, что главным образом зависело от интенсивности их контактов с эллинами. Но и племена, жившие на севере Иллирика и менее других соприкасавшиеся с греческой цивилизацией, умели выплавлять железо и пользоваться изделиями из него, в особенности оружием. Во главе племен и племенных союзов стояли наследственные вожди, которые имели укрепленные резиденции, где, кроме дружины правителя, жили также ремесленники и торговцы; такие поселения были своего рода протогородами, но значительное большинство народа, занимаясь земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, пиратством и разбоем, обитало в деревнях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Глава 8 Назначение будущего века для немногих (1–3). Недоумения Ездры по поводу жестокой судьбы человека, вышедшего из рук Самого Творца и находящегося под особым покровом Промысла (4–14) и, в частности, по поводу участи избранного народа (15–19). Молитва Ездры о помиловании родного народа (20–36). Естественность гибели грешников, поясняемая примером из жизни земледельца (37–46). Обещание Ездре блаженства в будущем веке (47–55). Законность наказания грешников при существовании свободы воли (56–62). Вопрос Ездры о времени конца (63). 3Езд.8:1 Он отвечал мне и сказал: этот век Всевышний сотворил для многих, а будущий для немногих. 3Езд.8:2 Скажу тебе, Ездра, подобие. Как если спросишь землю, она скажет тебе, что дает очень много вещества, из которого делаются глиняные вещи, а не много праха, из которого бывает золото, так и дела настоящего века. 3Езд.8:3 Многие сотворены, но немногие спасутся. 3 . Ср. Mф XXII:14; XX:46 . Гильгенфельд и Гаусрат сближают выражение пророческой книги Ездры: «многие сотворены, но немногие спасутся» со словами Спасителя: «много званных, а мало избранных» . Первый из них предполагает что евангелист почерпнул это место из книги Ездры, второй допускает обратное заимствование. Однако, несмотря на сходство отдельных слов, между обеими книгами слишком большая разница в мыслях, какие вложены в приведенные выражения. Псевдо-Ездра имеет в виду все человечество, созданное Богом, и поражается малою цифрою спасающихся. Евангелие сопоставляет судьбу избранного народа, который был предметом особого благоволения Божия, призывавшего его в Свое Царство через пророков, с участью язычников, находившихся в худших условиях. Несмотря на это, язычники сделались членами церкви Христовой, а народ Божий отвергнут за свою жестоковыйность. 3Езд.8:4 Я отвечал и сказал: душа! пожри смысл и поглоти мудрость. 3Езд.8:5 Ибо ты обещала слушать, и пожелала пророчествовать, а тебе дано время только, чтобы жить. 5 . Текст Вульгаты в данном месте поврежден, так что смысл его довольно темен. Наиболее отчетливо мысль автора передана в сирском тексте: «Ты приходишь не по своему желанию и уходишь, когда не хочешь. Ибо тебе не дано власти, кроме как на короткое время жизни». Латинские рукописи приводят это место в таком виде: «ты пришла слушаться (obaudire) и ушла не по своей воле ибо тебе дано жить только в течение краткого срока». Гункель объясняет происхождение слова obaudire, плохо вяжущегося с ходом мыслей неправильным чтением греческого слова " κουσα (против воли, sine voluntate, Syr.), принятого за глагол κοσαι (услышать). 126.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XII Война иудеев с окрестными язычниками: месть иоппийцам и иамнийцам и их вероломство в отношении к иудеям ( 2Мак.12:1–9 ). Усмирение арабов ( 2Мак.12:10–12 ). Взятие крепости Каспина ( 2Мак.12:13–16 ). Преследование Тимофея и других врагов ( 2Мак.12:17–37 ). Случай при городе Адолламе ( 2Мак.12:38–45 ). 2Мак.12:1–2 По окончании этих договоров Лисий отправился к царю, а Иудеи занялись земледелием. Но из местных военачальников Тимофей и Аполлоний, сын Генея, равно как Иероним и Димофон, и, сверх того, Никанор, начальник Кипра, не давали им жить в покое и безопасности. Тимофей, как видно из сопоставления 17 ст. и д. с 1Mak V: 11–12 и ст. 21, 26 с 1Mak V: 34, 43 и д. – не другой, как именно прежде упоминавшийся (VIII: 30, 32 ; X: 24, 32, 37). Что в последнем месте он показывается убитым Иудеями, – это не мешает признать здесь тождество, и показывает только, что его смерть неправильно отнесена к этой войне. – Аполлоний – через прибавление сын Генея – отличается от двух других Аполлониев – сына Фрасея (III: 5, 7) и сына Менесфеева (IV: 21), а также надо отличать его и от Аполлония, наместника Келе-Сирии при Димитрии I, так как этот Аполлоний тогда, вероятно, находился при Димитрии в Риме (см. к 1 Мак Х: 69). – Иероним и Димофон – более нигде не упоминаются. – Никанор через прибавку о Κυπριαρχης отличается от Никанора сына Патроклова (VIII: 9) и начальника слонов Димитрия (XIV: 12). – Κυπριαρχης – или начальник Кипра, в период обладания этим островом Антиоха Епифана, или распорядитель священных игр в честь богов, по аналогии с " Ασιρχαι, Συριρχαι, и т. д. ( Дeяh XIX: 31 ). 2Мак.12:3–7 Иоппийцы же совершили такое безбожное дело: они пригласили живущих с ними Иудеев с их женами и детьми взойти на приготовленные ими лодки, как бы не имея против них никакого зла. Когда же они согласились, ибо желали сохранить мир и не имели никакого подозрения, тогда, по общему приговору города, Иоппийцы, отплыв, потопили их, не менее двухсот человек. Когда Иуда узнал о такой жестокости, совершенной над одноплеменниками, объявил о том бывшим с ним и, призвав праведного Судию Бога, пошел против скверных убийц братьев его, зажег ночью пристань и сжег лодки, а сбежавшихся туда умертвил. А так как это место было заперто, то он отошел, в намерении опять прийти и истребить все общество Иоппийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Древнее царство Древняя религия Ни один фактор в жизни древнего человека не охватывал до такой степени всех её сторон, как его религиозность. Священные легенды истолковывают ему окружающий мир, священный страх непрерывно повелевает им, религиозная надежда – его постоянный руководитель; религиозные праздники заменяют ему календарь, и внешние религиозные обряды в значительной мере развивают его и двигают вперёд постепенную эволюцию искусства, литературы и науки. Как и все другие древние народы, египтяне находили богов в своём непосредственном окружении. Деревья и источники, скалы и горные вершины, птицы и дикие звери были такими же существами, как они сами, или обладали чудесными и таинственными силами, над которыми они были не властны. Среди множества духов, оживлявших всё вокруг них, некоторые были их друзьями, готовыми внять их мольбам и оказать им помощь и защиту. Другие, напротив, подстерегали их на пути с хитростью и коварством, выжидая случая поразить их болезнью и поветрием, и не было ни одного тлетворного явления природы, которое не представлялось бы египтянину результатом козней одного из окружавших его злых духов. Все эти духи были прикованы к определённому месту, и каждый из них был известен только жителям данной округи. Стремление тогдашних людей служить им и их умилостивлять носило самый скромный и первобытный характер. О поклонении богам в эпоху Древнего царства мы знаем очень мало или, вернее, ничего, но в эпоху империи мы найдём кое-какие отражения этого наивного и давно позабытого мира. Египтянин населял духами не только всё непосредственно окружавшее его. Небо над его головой и земля под его ногами равным образом ждали его истолкования. Многовековое пребывание в узкой и удлинённой долине с её подчас грандиозными, но всегда монотонными видами, ограничило его воображение; кроме того, он не обладал теми свойствами ума, которые при созерцании явлений природы создают те изысканные легенды, которыми красоты Эллады наполнили представление древних греков. В отдалённые времена древнейшей цивилизации, которую мы вкратце проследили в предыдущей главе, пастухи и земледельцы Нильской долины видели стоявшую поперёк неба гигантскую корову с головой, обращённой на запад, причём земля помещалась между её передними и задними ногами, а её брюхо, усеянное звёздами, представляло собою небесный свод.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иностранные капиталы и наша финансовая политика Речь, произнесенная 20 февраля 1899 г. на первом земледельческом обеде в С.-Петербурге 12.05.2011 1560 Время на чтение 30 минут Ниже мы переиздаем речь 1899 г . известного русского публициста, писателя, общественного деятеля Сергея Федоровича Шарапова (1855-1911). Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изд.: Сергей Шарапов. Сочинения. Кн. третья. - СПб.: Тип. А.А. Пороховщикова, 1899.- С. 20-43) подготовил доктор исторических наук, профессор Александр Дмитриевич Каплин. Постраничные сноски перенесены в окончание текста. + + + Милостивые Государи! Вопрос об иностранных капиталах стал за последнее время не только модным у нас вопросом, но и крайне серьёзным. На наших глазах важнейшие естественные бо­гатства России одно за другим переходят в руки иностранных компаний и все мы чувствуем, что переход этот что-то уж очень напоминает не то какое-то нашествие на Россию, не то прямую ее экономическую оккупацию. Наконец появились уже протесты не только в газетах, но и от общественных учреждений, каков например Московский Бир­жевой комитет. Между тем, наряду с протестами слышится и горячая защита иностранных капиталов. Очень многие у нас не только ничего не имеют против покупки и разработки ино­странцами наших естественных богатств, но даже одобряют это с точки зрения интересов русской промы­шленности! Находят, что русская промышленность без иностранцев таких успехов не сделала бы; что она у них учится и, если это обучение покупается даже отчуждением хотя бы части дел и земель в иностранные руки, то эта цена вовсе не дорога. Пока подобные взгляды высказываются российскими уче­ными политико-экономами, мы их понимаем. С точки зрения нашей космополитической науки кто бы естественные бо­гатства данной страны ни разрабатывал, безразлично, лишь бы шла промышленность. Когда то же самое говорят представители нашего финан­совая ведомства, и это понятно. Наша финансовая политика требует прилива к нам золота, а привлечение иностран­ных капиталов есть удобнейший к тому способ.

http://ruskline.ru/analitika/2011/05/13/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крестьянский бунтарь 06.10.2009 553 Время на чтение 9 минут 8 октября 2009 года исполняется 60 лет известному русскому писателю Александру Арцибашеву. Выходец с Северного Урала, он всю жизнь и творчество посвятил защите русской деревни, русского крестьянина. Ниже следует монолог А. Арцибашева о земле. За свою творческую жизнь, за тридцать пять лет, со времени работы в уральской молодежной газете " На смену " , я объехал каждый третий колхоз и совхоз России, но, даже вникнув во все отрасли сельского хозяйства, все-таки считаю себя дилетантом. Потому что постичь крестьянский труд во всем его объеме невозможно, так же как невозможно постичь Бога. В слове " крестьянин " корень - " крест " . Действительно, земледелец несет свой крест, свою тяжелую ношу. В труде крестьянина соединены и земля, и вода, и солнце, и воздух - то есть все главные творения Бога. Весь животный мир - от пчел и бабочек до крупного скота. Именно поэтому, повторяю, постичь мир и труд крестьянина до конца нельзя. Я считаю себя писателем-деревенщиком. Писали о деревне Федор Абрамов, Василий Белов, Анатолий Иванов, Борис Можаев, Иван Васильев. И многие другие. Я их всех прекрасно знал, со многими дружил. Но, мне кажется, у меня своя, несколько иная дорога и в прозе, и в публицистике. Может быть, потому, что я внимательно следил за глубинными процессами в жизни, которые мои предшественники почему-то упускали из виду. Прежде всего, мне кажется, они недооценивали влияние на жизнь русской деревни факторов геополитического характера. Я с особым вниманием наблюдаю за процессами, происходящими в сельском хозяйстве всего мира. Без этих связей невозможно понять, где прячутся концы упадка русской деревни. Точно знаю, что мировой продовольственный рынок находится в руках тех воротил экономики, которые давно захватили и рынок нефти, леса, энергетики - самые важные скрепы. Они управляют жизнью шести миллиардов людей на Земле, половина из которых голодает. Через пятьдесят лет население может удвоиться. Что они тогда будут есть? Сколько из них будут голодать? Чем будут питаться наши внуки?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей приглашает на лекцию Ирины Ушаковой «Дворяне Рачинские - благотворители» 11:58 28.03.2024 27 Фото: muzeydela.ru Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей приглашает 30 марта, в субботу, в 17:00 на лекцию Ирины Владимировны Ушаковой «Дворяне Рачинские - благотворители», сообщает сайт музея . Семья Рачинских, как и многие другие дворянские семьи, представляет пример щедрой благотворительности. Наиболее ярким представителем рода является Сергей Александрович Рачинский (1833 – 1902) – ординарный профессор Московского университета, надворный советник, создатель образцовой народной церковно-приходской школы в 1870 – 90-х годах в Смоленской губернии, благотворитель и меценат, член-корреспондент Академии наук по отделению русской словесности. Среди известных учеников Рачинского протоиерей Александр Васильев, законоучитель царских детей; художник, академик Академии живописи, ваяния и зодчества Николай Богданов-Бельский; художник, портретист Тит Никонов. Почти все ученики Рачинского продолжали своё обучение на средства своего учителя и при его непосредственном попечении. Константин Александрович Рачинский (1838-1909) был первым директором Сельскохозяйственной академии, при его личных материальных пожертвованиях там возникли физическая и бактериологическая лаборатории, специальные лаборатории при кафедрах почвоведения, частного земледелия, общей и частной зоотехники, были расширены и оборудованы две химических лаборатории, зоологический, ботанический и минералогический кабинеты, открыты новые факультеты. Еще в студенческие годы братья Сергей и Константин Рачинские создали в Московском университете семейный благотворительный фонд, из которого средства на продолжение обучения за границей получали нуждающиеся студенты. Говоря об усадьбе Рачинских Татево, с которой связана деятельность её хозяев, уместно сказать и об их кружении. Это – просветитель Японии архиепископ Николай (Касаткин); обер-прокурор Святейшего синода К.П. Победоносцев; композитор П.И. Чайковский; писатель Л.Н. Толстой; музыковед С.В. Смоленский; публицист, преподаватель В.В. Розанов; историк, общественный деятель С.Д. Шереметев; педагог, автор учебников по истории и народному образованию Н.М. Горбов; художник Э.А. Дмитриев-Мамонов; игуменья Екатерина Ефимовская (канонизирована Сербской православной церковью). С каждым этим именем связана тема благотворительности.

http://ruskline.ru/politnews/2024/03/28/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010