Опыт истолкования 1:1–3кн. Бытия Содержание Сотворение мира История (порождения) небес и земли: б) грехопадение (опыт истолкования 3-й гл. кн. Бытия)     Заслуженный профессор протоиерей Николай Александрович Елеонский родился 11 ноября 1843 года в Калужской губернии в семье сельского священника. Он окончил Калужские духовные училище и семинарию, затем в 1868 году – Московскую духовную академию. За сочинение «Святое Евангелие от Марка: против Баура» он был удостоен степени магистра богословия. Затем он был направлен преподавателем в Харьковскую духовную семинарию, однако, в 1870 году переведен обратно в МДА, где определен преподавателем гомилетики и литургики в семинарии. Год спустя Ученым советом МДА Н. А. Елеонский был удостоен избрания доцентом по кафедре Священного Писания Ветхого Завета, которую он занимал десять лет. В 1879 году он стал ординарным профессором богословия в Петровской земледельческой и лесной академии в г. Москве и после рукоположения назначен настоятелем ее академического храма. С 1891 года священник Николай Елеонский состоял членом Московского духовно-цензурного комитета. В 1892 году он был определен профессором в Московский императорский университет и стал настоятелем университетского храма. В 1897 году отец Николай был удостоен звания заслуженного профессора. С 1898 года он являлся председателем Отделения педагогического общества при Московском университете по вопросам религиозно-нравственного образования и воспитания. Был возведен в сан протоиерея в 1904 году. Научная деятельность профессора протоиерея Николая Елеонского многогранна и содержательна. Основной сферой его деятельности было изучение Священного Писания , особенно – исагогических вопросов. Как и его учитель по МДА, профессор епископ Михаил (Лузин ; 1830–1887), прот. Николай Елеонский ставил задачу православного анализа западных теорий «отрицательной» (т. е. отрицающей традиционное церковное понимание богодухновенности Священного Писания ) библейской критики и выявления их несостоятельности. В своей магистерской работе он разобрал теорию Ф. X. Баура о якобы послеапостольском происхождении Евангелия от Марка и показал ее тенденциозность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Послание к галатам Галатия и устройство Церкви галатийской Галатия, иначе Галло-Греция, была областью Малой Азии, лежавшей между Пафлагонией (к Северу), Фригией (к Западу), Ликаонией (к Югу) и Понтом (к Востоку) и получившая своё имя от воинственных племён Галльского и Кельтского происхождения, которые около 280 года вторглись во Фракию и частью перебрались в Азию. Здесь они охотно поступали на службу к Азиатским царям и за деньги храбро сражались то с одним, то с другим народом. Никомед 1-й, царь Вифинии, за помощь в войнах дал им небольшую область во Фригии, из которой они распространились и далее, образовав небольшое государство. Смешавшись с греками, они говорили греческим языком с примесью своих племенных выражений и, следуя большей частью религии и обычаям Азиатских греков, сохраняли свойственную варварам простоту и грубость нравов. Занимались преимущественно войной и земледелием и мало имели торговых городов, из которых более замечательными были – Анкира, Тавий и Пессинонт. За 189 лет до Рождества Христова консул Манилий Вильсон покорил Галатию римской власти, а Помпей за услуги в войне с Митридатом дал галатам царя, в 64-м году, но не надолго. С 26-го года, по смерти последнего их царя, Аминты, римский сенат стал посылать им своих прокураторов. Во время второго своего путешествия в Малой Азии, апостол Павел прошёл и Галатию ( Деян.16:6 ), и задерживаемый болезнью ( Гал.4:13 ), оставался здесь некоторое время. Галаты приняли его, как ангела Божия ( Гал.4:14 ); они скоро отказались от идолослужения и хорошо пошли путём Евангелия ( Гал.4:8; 5:7 ) и потом терпеливо перенесли испытания в вере ( Гал.3:4 ). В третье своё путешествие, апостол из Антиохии отправился опять в Галатию для утверждения новообращённых в вере ( Деян.18:23; 19:1 ); таким образом устройство Церквей галатийских первоначально и окончательно принадлежит апостолу Павлу. И хотя в этой стране трудился во благовестии и апостол Пётр, как это видно из надписи в его Послании ( 1Пет.1:1 ; Гал.2:11 ); но честь первоначального просвещения галатов апостол Павел приписывает исключительно себе ( Гал.1:6,8,11 ). Повод к написанию

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Речь, произнесенная 8 ноября 1858 года на торжественном акте Казанской духовной Академии, в память основания ее. В настоящее время Россия занята великою, всенародною думою, самым важным вопросом из всех современных вопросов отечества. С 20 ноября прошлого года, когда благодушный Государь наш Император Александр Николаевич возвестил волю свою об улучшении быта 25 миллионов несвободного сельского населения и призвал дворянство к общему рассуждению об этом деле, быстро пронеслась эта радостная, целые века вожделенная весть по всей широкой земле русской, по всем городам и селениям: дело это составляет теперь предмет всеобщего внимания, всеобщих толков и суждений – и в живом слове и в литературе. Россия немного запомнит в истории своей таких эпох, когда весь народ русский, все, начиная от Дворца царского, от палаты вельможи до последней хижины, так живо думали одну думу великую, народную. Осуществление этой думы будет великое, достойное величия России, событие, лучшее украшение юбилея тысячелетия, который она будет праздновать в 1862 году. Это плод и торжество не одного современного просвещения и цивилизации, но и плод и торжество Христианства; это – лето Господне приятное – не только для Государства русского, но и для Церкви русской. Это высокий нравственный подвиг христианской любви, христианских идей о нравственном достоинстве, правах и благе человечества. В эту минуту, м. г., из глубины отдаленных веков, с того конца истории нашей, когда только что развивалось рабство в России, нам слышится голос древней русской Церкви, с живым сочувствием отзывающийся на современный вопрос об улучшении быта людей несвободных, и призывающий современную русскую Церковь обратить, и с своей стороны, на него живейшее внимание. Просим внимания – выслушать вкратце этот голос древней нашей Церкви. Перенесемся мыслью на минуту в темные средние века нашей истории, когда только что еще возникало у нас рабство. Дремучие леса покрывали тогда еще самую большую часть русской земли, особенно на северо-востоке, куда беспрестанно шел древний русский земледелец-кочевник, с своей заветной «сохой и косой», убегая от поработительного насилия сильных – землевладельцев, и ища труда легкого и льготного.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Рождественское. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Вознесенская церковь каменная, построена в 1820 г. расстоянием от гор. Вятки в 170 верст, от уездного города в 20 верстах. Часовни: Александро-Невская при Шумской мельнице каменная, построена в 1884 г., Тихвинская в деревне Сарде деревянная, построена в 1770 г. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; квартиры для причта казенные. Земли: 34 десятины 1500 сажень, из них усадебной и под церковной площадью 3 десятины 150 сажень, а остальная земля находится в пользовании крестьян. Братский денежный доход по общей кружке: священника 640 руб. 38 коп., диакона 426 руб. 92 коп., псаломщика 213 руб. 49 коп.; по частной кружке: священника 115 руб. 84 коп. , диакона 77 руб. 22 коп., псаломщика 38 руб. 61 коп. Содержание от казны 931 руб. на весь причт; руги собирается на весь причт до 70 пуд. ржи и 100 пуд. овса. Прихожан: православных русских 2560 муж. пола, 2927 жен. пола, приход состоит из 19 селений, расстоянием от 2 – 7 верст. Село расположено на высокой горе, с двух сторон окружено лесом, в 1,5 верстах течет река Буй, которая впадает в реку Вятку, отстоящую от села в 2 верстах. В селе министерское смешанное училище. Занятие прихожан – земледелие и бурлачество. Часть прихожан занимаются грузкою леса и сплавом его, некоторые крестьяне служат матросами, лоцманами, кочегарами, масленщиками на пароходах и баржах. Из древних предметов и книг в церкви сохранились: иконы – св. Варсонофия, Антипы, Германа и Гурия, собор Божей Матери, разных святых до 30, св. и чуд. Николая; евангелие в большой лист 1771 г., евангелие в средний лист 1754 г.; сосуды: два оловянных потира и дискоса, одна дарохранительница и железный крест; книги: устав церковный 1745 г., апостол 1704 г., следованная псалтирь 1703 г., постная триодь 1699 г., библия 1787 г., псалтирь 1791 г., творения Игнатия Богоносца 1784 г., кормчая 1787 г., достопамятные сказания подвижничеств св. отцов 1677 г., поминальный синодик XVI столетия.

http://sobory.ru/article/?object=08979

Скачать epub pdf Декабрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 4: гл. 4–5 (Ин.6:68–7:8)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1902. Т. 3. 12. С. 97–112 (2-я пагин.). (Продолжение.) —97— рит к Спасителю: куда можем уйти? – Ибо никоим образом не удаляться от Бога, но стараться всегда духовно быть с Ним – это поистине всего приличнее святым. 6:69. И мы веровахом и познахом: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго (Святый Божий; др.: Сын Божий) 2337 . Дивна вера святых апостолов, пламенен образ исповедания, досточудно и высоко разумение. Они справедливо не отходили назад и не падали, подобно некоторым невеждам, или тем, кои называли учение Спасителя жестоким, а также и не легкомысленно и опрометчиво были призваны к вере, но наперед удостоверившись и истинно расположившись к тому, что Тайноводитель был преисполнен животворных глаголов и есть Наставник небесных учений. Весьма тверда такая вера. Не таковая же весьма легко может отметаться и, не имея удостоверения своим корнем, быстро исчезает из души человеческой. Так и Сам Спаситель, когда изрекал притчу о сеятеле, сказал, что «иное (семя) пало на камень» и, не имея корня, засохло ( Лк.8:6 ), прикровенно называя камнем ум сухой и совсем не способный удержать раз внедренное в —98— него учение. Находясь в таком состоянии вследствие великого своего невежества, несчастные Иудеи научались гласом пророка: «Раздерите сердца ваши, а не ризы ваши» ( Иоил.2:13 ). Как земледельческий обычай советует прежде посева семян вспахивать землю плугом, так, полагаю, и идущие к восприятию божественных учений наперед должны как бы раскрывать сердца свои влечением к ним. Восприняв таким образом, они соделают бременеющую душу свою как бы некою плодоносною почвою. Итак, в удостоверении веры говорят премудрые ученики, что познали, и притом дерзновенно уповают (веруют), что Он есть Христос Сын Бога Живаго. Также и это изречение оказывается составленным весьма премудро. Веруем, говорят, и познали, соединив в одно оба слова, ибо подобало и веровать и разумевать. Но хотя божественное (откровение) восприемлется верою, однако ж, без сомнения, не должно поэтому всецело удаляться от исследования его, напротив – надо стараться восходить хотя бы и к умеренному знанию, которое (дается) как бы в зеркале и загадке, как Павел говорит ( 1Кор.13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Ноябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 12: вступл. – гл. 1 (Ин.20:15–20)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1910. Т. 3. 11. С. 241–256 (1-я пагин.) —241— ного проклятия, когда Спаситель наш Христос уже прекращал плач этой женщины или, вернее, всего женского рода в лице Марии как в начатке. Ведь она первая из женщин, оплакав страданье Спасителя и предавшись скорби о Нём, удостоилась голоса, прекращающего плач, так как сила этого слова, очевидно, простирается и на весь женский род, если уж она оплакивает злодейство против Христа, восприяв веру в Него и как бы говоря словами псалма: «не ненавидящих ли Тебя, Господи, я возненавидел(а), и на врагов Твоих не изнурился(лась) ли я? Полною ненавистью ненавидел я их, врагами стали Мне» ( Пс.138:21–22 ). Но Господь наш Иисус Христос, чтобы освободить её от плача, говорит это. Она же, считая Говорящего с нею за одного из земледельцев, охотно обещается перенести останки Спасителя в другие места, если только он укажет ей, куда переложил Его. Еще не разумевая великой тайны воскресения, она пребывала в таких предположениях. Ведь ум женщины несколько тяжеловат к научению и неохотно воспринимает даже легкое и не очень трудное, тем более – превышающие слова чудеса. Ин.20:16 . Глагола ей Иисус: Мариа! Обращшися же она глагола Ему еврейски: Раввуни, еже глаголется: Учитель. (И подбежала коснуться Его). 2220 Уже к яснейшему познанию призывает ум жен- —242— щины, предлагая Себя к беспрепятственному созерцанию ей, как весьма сильно любящей Его, и как бы уже упрекает её слишком большую медлительность в уразумении того, что Он есть Христос. На нечто такое указывает, назвав её по имени. Она же тотчас уразумевает и, благодаря самому уже видению отбросив первоначальные подозрения, обращается к Нему с обычным почетным воззванием: «Раввуни», то есть «Учитель», и, с сердцем наполненным высочайшей радости, быстро подходит, чтобы коснуться Святого Тела и получить благословение от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Соловьевка. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь Троицы Живоначальной в Троицком на Филиной Зушице, Троицкая церковь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Адрес на 1917 г. - Тульская губ., Чернский у., с. Троицкое на Филиной Зушице. Современный адрес - Тульская обл., Чернский р-н, д. Соловьевка. Троицкое на Филиной Зушице. Село Троицкое расположено при реке Филиной Зушице, в расстоянии от г. Тулы 110 в. и от уездного Черни 25 вер. Кроме названнаго села, приход составляют деревни: Орловка, Озерки, Красное Озеро, Чигиринка и Юрово, с населением 1270 душ крестьян муж. и 1299 жен. пола. О происхождении прихода с. Троицкаго никаких исторических сведений не сохранилось, хотя древность его, судя по деревянному храму, упраздненному за ветхостью в 1786 г., несомненно, относится к прошлому XVIII, а может быть и к концу XVII столетия. Название Троицкаго приход получил по своему храму, освященному во имя Св. Троицы, и стоявшему ниже настоящего храма, на так называемом старом кладбище, где остались еще следы фундамента. Новый, доселе существующий храм - каменный, основан в 1786 году и в том же году окончен постройкой трапезной части храма и в ней придельного алтаря во имя св. Сергия Радонежскаго Чудотворца. Постройка эта произведена была на средства графа Александра Петровича Толстаго. Главный же Троицкий храм воздвигнут был в 1817 году средствами сенатора, графа Петра Александровича Толстаго. Одною из значительных перемен внутренняго расположения храма, со времени его первоначальнаго устройства, было перенесение придельного алтаря со средины трапезной части на южную ея сторону в 1848 году, равно полное обновление его усердием и средствами графини Александры Петровны Мордвиновой. Храм украшен постенной живописью. К замечательным по древности предметам можно отнести три Евангелия, издания 1697, 1753 и 1760 годов. Причт Троицкаго храма состоит из двух священников и двух псаломщиков. Церковной земли числится 47 десят, и 490 кв. саж., из которых удобной не более 15 дес., остальная же лежит на крутых горах, в больших водомоинах и ручьях и к земледелию не пригодна. Почва глинистая и каменистая. В приходе села Троицкаго две школы: 1) приходская, открытая с 1861 года, 2) школа грамоты, учрежденная в недавнее время в деревне Чигиринке.

http://sobory.ru/article/?object=40232

сост. А.Попов Х. Город Чембар и Чембарский уезд Уездный город Чембар лежит при впадении р. Малого Чембара в Большой, под 52° 58 сев. шир. и 61° 7 вост. долг., от г. Пензы в 119 г. и от соседних городов – Керенска в 90 в. и Н. Ломова в 70 в. До 1780 г. Чембар был слободою, в 1780 г., при открытии Пензенского наместничества, сделан одним из его уездных городов, в 1798 г. упразднен, а в 1801 г., при учреждении Пензенской губернии, сделан уездным городом. Город занимает пространство в 136 д. 1800 кв. с. Жителей по статистическим сведениям: муж. п. 2555, ж. п. 2721, обоего пола 5276 чел., в том числе: православных 5243, католиков 4, евреев 12 и магометан 17. Церквей в г. Чембаре: собор 1, приходских 1, домовых 2, кладбищенских 1, часовень и молитвенных домов 1. В числе церквей – каменных 4, деревянных 1. Учебных заведений: трехклассное городское училище, ремесленная земская школа, одноклассные женское и мужское училища. Чембарский уезд, находящийся на юго-западной части Пензенской губернии, лежит на границах Н. Ломовского и Пензенского уездов Пензенской губ., Моршанского и Кирсановского Тамбовской губ. и Сердобского уезда Саратовской губ. Пространство уезда равняется 3977,3 кв. в.=414302 дес., в числе которых 43839 д. находится под лесом, 170103 д. под посевом, а остальные под лугами, поселением и т. п. Жителей в Чембарском уезде по статистическим данным числится: м. п. 75048, ж. п. 74907, обоего пола 149955 чел. В том числе: православных 129874, раскольников 8452, католиков 16, лютеран 9, евреев 4 и магометан 11600. Церквей в уезде: приходских 62, придельных 2, приписных 1, кладбищенских 2, домовых 1, единоверческих 2, часовень и молитвенных домов 3. В числе церквей – каменных 22, деревянных 48. В уезде школ церковно-приходских 22, школ грамоты 4, училищ Мин. Нар. Просв. 50 и 1 земледельческая школа. Первый благочиннический округ 1) Г. Чембара Соборный храм Покрова Пр. Богородицы, с приделами в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя св. кн. Александра Невского, каменный, теплый, построен в 1837 г., расширен и перестроен в 1875–89 г., расстоянием от г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Стародуб. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты «Архитектурная биография усадьбы завершается строительством каменной Преображенской церкви (1826-1830), заказчицей которой была владелица усадьбы, дочь екатерининского генерала Александра Ильинична Нефедьева. Здание производит двойственное впечатление. В уравновешенной по массам и красивой по силуэту композиции храма – с четвериком, увенчанным купольной ротондой, и убывающими кверху параллелепипедами колокольни – еще в полной мере ощущается безупречное построение архитектурных форм, свойственных даже рядовым постройкам русского классицизма. Но налицо и позднеклассический характер памятника, уже нет былого единства декоративной темы фасадов, уже сказывается разномасштабность в оформлении отдельных элементов здания (четверика и трапезной с апсидой). Все эти отступления возникли как бы помимо архитектора, не вследствие неумения его, а от усталости стиля, от развития в архитектуре новых начал, исподволь ведущих классицизм к эклектике». Источник: Ф.В.Разумовский «На берегах Оки (от Серпухова до Каширы)». - М., 1988 Село Стародуб лежит на расстоянии от губернского города Тулы 77 верст и от уездного Каширы 7 верст. Местность изобилует источниками ключевой воды, очень редкой по достоинству и силе течения, равно богата лесною растительностью в окружности. Приход названного села, кроме самого села, составляют деревни Елкино и Умрыхино с селением в числе 368 душ муж. пола и 405 жен. пола. Занятие жителей – земледелие и отхожий промысел на фабрики московского района. Первобытная история села Стародуба и его прихода лежит за пределами точных историко-хронологических указаний, по отсутствию этих последних. Тем не менее, не трудно проследить факт исторического существования села Стародуба, в течение, по крайней мере, трехсотлетнего его периода. Первое известие о Стародубе мы находим в писцовых книгах XVI в.. в следующей заметке ( стр. 1417 ): «Стародубна на Гремячем колодезе, а в нем церковь Николая Чудотворца, деревянная, стоит на помещиковой земле». Заметка эта относится приблизительно к 1575 г.

http://sobory.ru/article/?object=05726

Сын богатых и благочестивых земледельцев Двинской волости, Андрей (мирское имя Антония), научившись грамоте и иконописанию, не имел охоты к трудам земледельческим: любым занятием его были иконописание и молитва . По смерти родителей, раздал свою часть нищим и отправился в Пахомиеву пустынь на р. Кену. Блаж. Пахомий, облекши его в иноческую одежду, держал его в своей келье. Это было в 1508 году. Удостоенный иерейства, один совершал он служение на храме (другого иеромонаха не было) и вместе с тем ходил на работы наравне с прочими; здоровье его было так крепко, что мог он трудиться на двоих. По любви к пустынному уединению, с благословения игумена, оставил он Пахомиеву пустынь и с двумя братьями Александром и Иоакимом отправился на реку Шелексну; здесь избрано место для пустынной жизни, поставлен небольшой храм св. Николая и несколько келлий. Там подвижники прожили семь лет; потом, теснимые соседними жителями, ушли еще далее на север. В глухом севере, зверолов показал пустынникам место удобное для пустынной жизни – Михайлов остров, окруженный глубокими озерами и омываемый с одной стороны рекою Сиею. Место было совершенно дикое – тундра и лес, озера и чащи «непролазные»; оленей, лисиц, медведей, волков множество, и только по временам звероловы заходили сюда, гоняясь за зверем, но еще не обитал здесь человек. Антоний поставил тут часовню и для себя с братиею хижину. Это было в 1520 году, на 42 году жизни Антониевой. Когда число учеников умножилось, двое старших из числа братии, Александр и Исаия отправились в Москву испросить у в.к. Василия дозволение занять дикое место пустынною обителью, и получена грамота. Тогда построили обширный деревянный храм св. Троицы. Местный храмовой образ написан был самим Антонием и с молебным пением поставлен в иконостасе. Однажды, после утреннего пения, оставили в храме незагашенную свечу; храм объят был пламенем, когда вся братия были на работе с Антонием; весь храм и вся утварь сгорели; осталася только Антониева икона св. Троицы. Построен новый храм и другой теплый при трапезе. По общей просьбе братии, Антоний принял звание игумена, но продолжал быть примером любви к труду. Передав управление обителью ученику своему

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010