Шапта. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимиро-Богородицкая церковь Карта и ближайшие объекты Владимирская церковь деревянная, построена в 1874 г. расстоянием от г. Вятки в 275 верстах, от уездного города в 55 верстах, от благочиния в 15 верстах. Часовни деревянные: сельская построена в 1863 г., Лужанская построена в 1893 году. Причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные. Земли: усадебной 1 десятина 600 сажень, пахотной 31 десятина 1200 сажень, сенокосной 1 десятина 1200 сажень. Братский денежный доход: священника 681 руб. 45 коп., псаломщика 227 руб. 15 коп. Руги собирается на весь причт до 60 пуд. ржи и 100 пуд. овса. Прихожан: православных русских 607 муж. пола, 597 жен. пола, приход состоит из 13 селений расстоянием 2 – 6 верст. Село расположено по плоскогорью; около села есть водной источник, который впадает в реку Кокшагу, в полуверсте от села растет хороший лес – Шаптинская казенная дача. В селе церковно-приходская школа. Прихожане занимаются главным образом земледелием и частично извозничеством. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». В честь самой почитаемой и самой древней русской иконы – заступнического образа Богоматери Владимирской - в Вятке было создано не так много храмов, а на сегодняшний день осталось всего 4. Это недействующая, но сохранившаяся с 18 века в своем первозданном виде церковь в Верхкуменах, монастырская церковь в Пиксуре и 2 прекрасных, но совершенно разных архитектурных творения - в селе Старый Бурец Малмыжского района, созданное в 18 в., и в селе Шапта Кикнурского района. Владимирская шаптинская церковь очень похожа на Серафимовскую в Кирове и Покровскую в Кирсе. И это не удивительно. У них один стиль – псевдорусский или, как его еще называют, неорусский, у них примерно одно время создания – начало 20 века, и, конечно же, один архитектор – Иван Аполлонович Чарушин. Так получилось, что из огромного количества прекрасных храмов, построенных в Вятке замечательным мастером Иваном Чарушиным, остались единицы. Кроме Серафимовской церкви в исторической части Кирова и «храмов-близнецов» - Космодамианского в Трехречье и Михаило-Архангельского в Русском, что в радиусе 25 км от облцентра, остальные находятся в разных окраинах Кировской области. Это Александро-Невская церковь в Шурме (Уржумский район), один из немногих шатровых храмов в нашем крае. Это великолепный Покровский собор в Кирсе (Верхнекамский район), недавно восстановленная красивейшая церковь в селе Лум (Яранский район) и Владимирская церковь в Шапте (Кикнурский район).

http://sobory.ru/article/?object=26481

Ялта. Церковь Иоанна Златоуста на Поликуровском холме. Карта и ближайшие объекты Ялта. Храм Св.Иоанна Златоуста Это первый храм города Ялты. После присоединения Крыма к России в 1783 году Ялта представляла собой маленькую рыбацкую деревушку. По сведениям 1800 года в ней насчитывали 13 деревянных домиков и военный гарнизон, сооружённый ещё А.В.Суворовым в 1771году. В 1823 году генерал-губернатор Новороссийского края, к которому относилась и Таврида, граф М.С. Воронцов начал создавать в этих местах богатый курортный край, своеобразную русскую Ривьеру. В Ялте граф раздал 200 десятин земли, обязав её владельцев заниматься садоводством, земледелием и строительством. Для того, чтобы строительство шло успешнее и быстрее, по инициативе графа Воронцова начали прокладывать шоссе, соединившее Южный берег с Симферополем, а затем с Севастополем. Особое внимание администрация Таврической губернии уделяла строительству новых храмов. В 1832 году в губернском правлении были разработаны уездными архитекторами проекты церквей с определением смет на их постройку. Однако граф Воронцов не утвердил их, сочтя недостаточными. Как опытный предприниматель он понимал, что для развития Южного берега Крыма потребуются немалые денежные средства, а привлечь их можно лишь при личном участии российского императора Николая I. Поэтому в скором времени граф Воронцов обратился к знаменитому зодчему И.Торичелли, который работал в Одессе, с предложением разработать проекты новых церквей. В 1833 году составленные архитектором планы, фасады и сметы были направлены на рассмотрение Николаю I и удостоены высочайшего утверждения. Колокольня церкви Иоанна Златоуста на Поликуровском холме стала первым каменным зданием Ялты. Торжественное освящение собора во имя святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, состоялось в 1837 году. Божественную литургию совершил архиепископ Херсонский и Таврический Гавриил. При освящении храма присутствовали император Николай I и императрица Александра Фёдоровна. На следующий день, 17 сентября 1837 года, последовал высочайший указ о присвоении Ялте статуса города. Собор стал настоящим украшением молодой Ялты. Его построили из местного камня бута, стены оштукатурили и окрасили в светлые тона, венчали собор четыре позолоченных купола. В храм вели четыре двери, 21 окно освещало его. Высота колокольни достигала 45 метров над уровнем моря, она, верно, отовсюду была видна в строящемся городе. С течением времени вокруг храма возникло городское кладбище, где похоронены многие выдающиеся личности. Среди них покоятся первый архитектор южного берега – К.И. Эшлиман, родоночальник отечественной кинематографии – А.А. Ханжонков, основоположник лечения климатом , поэт – С.В. Руданский и многие другие. Теперь здесь создан мемориальный некрополь.

http://sobory.ru/article/?object=06262

Января 25 (7 февраля) Мученик Михаил (Новоселов) Составитель Е. С. Полищук Мученик Михаил родился в 1864 году в селе Бабье Тверской губернии, в семье, корнями своими тесно связанной с сельским православным духовенством. Его мать Капитолина Михайловна была дочерью священника Михаила Васильевича Зашигранского; отец Александр Григорьевич (1834–1887) также был сыном священника села Заборовье Вышневолоцкого уезда той же губернии – Григория Алексеевича Новоселова, но избрал для себя светскую стезю – окончил Петербургский университет и стал известным педагогом, директором тульской, а затем и 4-й московской классической гимназии. Получив под руководством отца прекрасное образование в гимназии, Михаил Новоселов продолжил его затем на историкофилологическом факультете Московского университета. К этому времени относится его горячее увлечение идеями Л. Н. Толстого, с которым он был знаком через своего отца еще с детских лет. Искренний, идеалистически настроенный юноша решил на практике осуществить пропагандируемое Толстым учение – жить на земле трудом своих рук. На деньги, оставшиеся после смерти отца, он покупает землю в селе Дугино Тверской губернии и создает одну из первых в России толстовских земледельческих общин. Эта коммуна просуществовала всего два года: интеллигенты не были приспособлены к физическому труду и не могли себя прокормить крестьянским трудом. Но не только крах толстовских идей на практике повлиял на отход Новоселова от своего учителя. В мировоззрении Толстого имелся пункт, принять который юноша не мог и в период своего самого горячего увлечения религиозными идеями писателя. Пункт этот – непризнание последним божественности личности Иисуса Христа. Согласиться с этим и жить в пустом и холодном мире нравственного долга внук священников никак не мог. Новоселов задумался об истоках духовной крепости народа, позволяющей безропотно выносить тяжелую жизнь, о вере, дающей силы переносить ниспосылаемые Богом испытания. Внимание Новоселова стало все более привлекать православие, испокон веков бывшее для русских людей духовной поддержкой во всех бедствиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Характеристика Хамитов и их религий, которую делает Грау 118 Хамитическая раса достигла гражданственности раньше двух других рас, и гражданственность ее была по преимуществу реалистическая и материальная. Задолго до возникновения семитических и иафетических государств уже существовали большие нации хамитического происхождения. Мысль о всемирном государстве возникла в Вавилоне, где господствовали Хамиты. Этой расе свойственна необычайная способность к политической организации. Пример чрезвычайной долговечности хамитических государств представляет Египет. Произведения преимущественно материальной культуры великих хамитических государств поистине удивительны. В каких громадных размерах производилось земледелие в Вавилоне и Египте! Из Вавилона распространилась по всему древнему миру система мер и весов. Вавилонское деление суток на часы и часа на минуты удержалось до нашего времени. В Вавилоне же получил начало алфавит и оттуда был заимствован Финикиянами. По архитектурным произведениям Египет превзошел все хамитические государства: там с массивностью пирамид соперничает величие и красота храмов. Но эти здания суть не более как небольшие остатки чрезвычайно разнообразной и высокой культуры, которые постепенно открывает наука египетских древностей. У Финикиян нам бросается в глаза необыкновенное развитие мореплавания, торговли, колонизации; также земледелие у них и у Карфагенян находилось на высокой степени совершенства. Грау приводит краткую характеристику хамитической культуры из сочинения барона Экштейна: Questions relatives aux antiquités des peuples Sémit. et caeter. Вот более крупные проявления этой культуры: наука и промышленность, земледелие и геометрия, орошение полей и осушение болот, построение храмов и алтарей, городских стен и улиц, прокладка древних всемирных дорог, астрономия, знание священных и светских времен года, календари, система мер и весов, торговля и мореплавание, искусства и ремесла. Мы могли бы уже считать за вероятное, говорит Грау, что такое необыкновенное развитие материальной культуры у Хамитов не могло не иметь влияния на их религию, но есть и доказательства этого предположения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Глава 41 Сны фараона Быт.41:1 . По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки; Два года считаются, вероятно, судя по связи речи с Быт. 40:23 , от освобождения виночерпия, или же эта дата может обозначать весь срок пребывания Иосифа в темнице. Река, евр. jeor, – без сомнения, Нил, называемый этим нарицательным именем в значении собственного не только в Пятикнижии, но и в других книгах Ветхого Завета ( Ис. 7:18–19 ; Иер.46:7–8 ; Иез. 29:3 и др.). Еврейское название Нила созвучно египетскому: lapo – река: можно думать, что и в египетском языке нарицательное первоначально jeor позже стало обозначать только Нил, важнейшую для Египта реку (как urbs в лат. яз. – Roma; στυ в греч. – Αθναι). Фараон, возвысивший Иосифа, был, по предположению, Апофис или Апапи из династии Гиксов, или, по другим, Аменемха III, 12-й египетской династии. Быт.41:2–3 . и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике; но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки; Нил, в своих периодических разливах (с июня по октябрь), является главным источником плодородия Египта, то большего, то меньшего, смотря по обилию воды ( Втор. 11:10 ). Эта специфически египетская черта сновидения фараона восполняется далее столь же характерными для Египта чертами: из Нила выходят коровы (рогатый скот в жарких странах подолгу остается в воде). Животные эти чрезвычайно ценились в древнем Египте, служа и предметами культа. Бык – особенно известный Апис – был символом Нила и Озириса (последнее имя жрецы усвоили и Нилу), а потому и земледелия, плодородия. Корова же в египетской символике – тип земли, также плодородия, олицетворение самого Египта ( Иер. 46:20–21 ). Как бык посвящался Озирису, изобретателю земледелия, так корова – Изиде, богине плодородия и любви. Коровы пасутся в тростнике – нильском растении, по-еврейски achu (ср. Иов. 8:11 ). LXX в одних кодексах: ν τ αχει, в др:. ν τ χη; слав.: «по брегу»; Vulg. – ближе к мысли еврейского текста: in locis palustribus. 7 тучных коров, выходящих из Нила, были символом 7-кратного плодородия египетской почвы по влиянию Нила. По противоположности с этим 7 тощих коров, выходящих тоже из Нила, – 7 периодов-годов голода, в зависимости от Нила же, именно меньшего разлития его и засухи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4 Первое рождение. Быт.4:1 . Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, Вот первое по времени библейское известие о чадорождении, на основании чего многие склонны думать, что в раю не существовало общения и что оно возникло лишь со времени грехопадения в качестве одного из его следствий. Но такое мнение ошибочно, так как оно стоит в противоречии с божественным благословением о размножении, преподанном самим Богом первозданной чете еще при самом ее сотворении ( Быт. 1:28 ). Самое большее, что можно предположительно выводить отсюда, это то, что райское состояние, вероятно, продолжалось очень недолго, так что первые люди, всегда поглощенные высшими духовными запросами, еще не имели времени отдать дань физической, низшей стороне своей природы. и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. Очевидно, что Ева смотрела на своего первенца-сына, как на дар от Бога, или как на наследие, полученное от Него; этим самым она, с одной стороны, исповедовала свою веру в Бога, нарушенную преслушанием грехопадения, с другой – выражала надежду на получение от Бога благословенного Потомка, имеющего сокрушить власть диавола. Быт.4:2 . И еще родила брата его, Авеля. – имя второго, известного из Библии, сына Адама толкуют и переводят различно: «дыхание, ничтожество, суета» или, как думает Иосиф Флавий – «плач». Подобно предыдущему имени и оно, по всей вероятности, точно также имело связь с идеей первообетований. Сколько радовалась Ева первому сыну, от которого ждала видеть великое для себя утешение, столько же сокрушалась она по рождении второго, как это видно из наречения ему имени Авель, что значит «суета, ничтожество». Ева хотела, вероятно, сим наименованием выразить, что как в первом сыне она не нашла, чего ожидала, так и от второго она уже не чает себе радости (Виссарион). И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Следовательно, в недрах первобытной же семьи очень рано возникают представители двух изначальных занятий человечества, прототипы бедуина (кочевник – Авель) и феллаха (земледелец – Каин). «Мы совершенно отрицаем теорию, что человечество прошло через все пути состояния первобытных занятий, т.е., что сначала оно занималось охотой, потом перешло к жизни пастушеской, наконец, сделалось оседлым и занялось земледелием. Теория эта не подтверждается ни одним примером, по крайней мере в течение тех двух тысяч лет, о которых мы имеем достоверные известия» (Властов). Жертвоприношение первых сыновей Адама

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прот. Александр Смирнов. Мои узы за Христа “Только имена смиренных не тонут в быстро текущем потоке истории”. Я не могу себе представить Христа, Богоматери и смиренных подвижников, заполняющих анкетные листы. Чтобы сказать о себе полную правду нам рядовым христианам, нужно рассказать про свою многогрешную жизнь, а для этого нужно подняться на большую духовную высоту; поэтому мне кажется, что каждая литературная исповедь Толстого и многих других знамен итостей, у которых более заполненные анкеты, далеко не соответствуют неприкрашенной действительности. Но все же бывают такие положения в жизни, такие условия, которые дают небольшое нравственное право и маленькому грешному человеку сказать о себе возможную правду. Таким положением можно счесть и мои “узы за Христа”. Александр Павлович Смирнов, я родился в 1888 году, шестнадцатого августа в селе Криуши Корсунского уезда Симбирской губернии. Отец мой Павел Иванович Смирнов, был священником в этом селе, мою мать звали Агриппина Александровна. Самые яркие, сильные впечатления детства связаны у меня с храмом. Посещение заутрени и литургии в некоторых случаях напоминают страницы детства Лизы Калитиной из “Дворянского гнезда” Тургенева. Я начинаю помнить себя всегда присутствующим за Пасхальной службой. К таким же впечатлениям нужно отнести крестные ходы на Иордань, на поля, на молебствия о дожде, встречу чудотворной иконы, встречу архиерея, целодневные звучания колоколов, ярко-пестрые нарядные одежды сельчан, праздничную ярмарку, живописные картины священной истории, которыми я любуюсь, разбитый колокол и обретение всем миром новенького колокола, похороны дедушки и бабушки. Стихотворения Кольцова и Никитина о природе и о земледельцах для меня были и будут близкими сердцу, любимыми – все то, что я видел в детстве. Сказывалось только отсутствие хорошей реки, что по мере возрастания моих старших брата и сестры стало побуждать нас просить отца переехать в другое место при хорошей реке. И материальные соображения заставили отца перепроситься в с.Игнатовку Сенгальского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/vospom...

Голова правителя. Тахти Сангин. III–II вв. до Р. Х. [Бактриана; греч. Βακτρα, Βακτριαν], древняя историко-культурная обл. вдоль среднего течения Амударьи, на севере ограничивалась Гиссарским хребтом, на юге - горами Гиндукуша (территории совр. юж. Узбекистана, юж. Таджикистана, сев. Афганистана и юго-вост. Туркмении). Начала осваиваться человеком еще в эпоху палеолита, в эпоху бронзы (кон. III - кон. II тыс. до Р. Х.) здесь существовала высокоразвитая земледельческая культура (т. н. бактрийско-маргианский археологический комплекс), основанная на ирригационном земледелии. Для периода раннего железа (I тыс. до Р. Х.) характерен синтез традиц. местных земледельческих культур со степными скотоводческими. В нач. I тыс. до Р. Х. население Б. было ираноязычным. Зороастрийская традиция считает Б. областью, сыгравшей важную роль в распространении этой религии. В первых веках I тыс. до Р. Х. в Б. возникла собственная государственность. Центром страны являлся г. Бактра (Балх). Полулегендарные сведения об этом гос-ве сохранились у греч. историка Ктесия Книдского (кон. V - нач. IV в. до Р. Х.). В сер. VI в. до Р. Х. Б., как и др. страны юга Ср. Азии, была покорена Ахеменидами и оставалась в составе их гос-ва до походов Александра Великого, к-рый завоевывал юг Ср. Азии (330-327 гг. до Р. Х.), включая Б. История этого завоевания нашла отражение в многочисленных сочинениях греч. и рим. авторов (Арриана, Курция Руфа, Диодора, Плутарха и др.). После смерти Александра Великого (323 г. до Р. Х.) в Б. произошло восстание греков, к-рые были поселены в новых городах, основанных Александром. В ходе борьбы за власть преемников Александра (диадохов) Б. вошла в состав гос-ва Селевкидов, а в сер. III в. до Р. Х. добилась независимости. Совр. ученые называют это гос-во Греко-Бактрией, поскольку господствующее место в нем занимали греки, а ядром гос-ва являлась Б. В состав Греко-Бактрии также входили области Маргиана, Согдиана, Арейя, Паропамисады. Бактрийские цари примерно со 180 г. до Р. Х. начали завоевание Индии. Однако ок. 140-130 гг. до Р. Х. Б. была захвачена кочевниками, пришедшими с севера. Это завоевание нашло отражение гл. обр. в кит. династийных хрониках. На протяжении примерно 2 веков на месте Б. существовало неск. небольших кочевнических гос. образований, часть из них зависела от Парфии . За это время старое название страны сменилось новым - Тохаристан (по именованию одного из народов). В сер. I в. по Р. Х. начался процесс объединения мелких гос-в в Кушанское царство, поставившее под свой контроль огромные пространства - от Б. до Сев. Индии. Кушанское время отмечено распространением буддизма, к-рому покровительствовала гос. власть. Упадок царства начался с сер. III в. по Р. Х., когда цари сасанидского Ирана завоевали часть Б., где было создано т. н. кушанское наместничество. В дальнейшем Б. попала под власть новых завоевателей (кидаритов, эфталитов).

http://pravenc.ru/text/77402.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Александр Арцибашев: «Верю в силу русского крестьянина» Беседа с председателем Общественного совета по возрождению российских деревень, сопредседателем Союза писателей России 07.04.2014 467 Время на чтение 17 минут - Александр Николаевич, вы давно известны как один из ведущих экспертов по сельскому хозяйству. Причем знаете положение дел не только по статистическим отчетам, но сами постоянно бываете в крестьянских хозяйствах. Сегодня первый вопрос у нас такой - в связи с обострением международной обстановки, связанной с возвращением Крыма в состав России, против нашей страны Запад ввел ряд санкций, и, как знать, не коснутся ли они и поставок продовольствия из-за рубежа. Как, по вашему мнению, выстоим? - Очень странно, что в комментариях о последствиях санкций, которые может применить Запад, не обращают внимания на продовольственную безопасность. Напомню, что мы закупаем за рубежом примерно треть продовольствия от нашей потребности. И если будут введены санкции в продовольственной сфере, это может больно ударить по нашей экономике, хотя голод нам не грозит. От правительства уже в течение почти четверти века я слышу одно и то же: надо уйти от импорта продовольствия в таком объеме. Пока, конечно, ничего опасного нет, да и за многовековую русскую историю наш народ повидал всякого: и глад, и мор... 20% нашей территории ежегодно подвергается каким-то природным напастям - или зальет, или засушит, или еще что-то произойдет... - Земледелие на большой части нашей страны всегда было рискованным. - Согласно летописям, из последних 700 лет 200 были голодными, то есть каждый третий год был неурожайным. Но русский народ выжил, и это говорит о том, что он всегда руководствовался пословицей: на Бога надейся, а сам не плошай. Даже не в столь далеком прошлом, в XX веке, мы порой подмешивали в хлеб лебеду. Старики могут это подтвердить. Тем не менее, шутили: это не беда, что в хлебе лебеда, две беды - когда ни хлеба, ни лебеды. - Сколько же нам требуется продовольствия, чтобы обойтись без лебеды?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #4107766a8d Закрыть Дорогой Яшина В Никольске на Вологодчине отметили 110 лет со дня рождения известного поэта и писателя Геннадий Сазонов   10:01 03.08.2023 513 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены автором В городе Никольске на Вологодчине отметили 110 лет со дня рождения известного советского поэта, прозаика, фронтового корреспондента, отца-создателя Вологодской писательской организации Александра Яковлевича Яшина. Его судьба и творчество изначально глубоко вросли «корнями» в отчую землю. Сколько талантов – ярких, неповторимых, долговечных – дало русское крестьянство стране и всему миру? Это, думаю, трудно подсчитать. Как нельзя исчислить малые и большие звёзды в ночном августом небе. А таланты рождались самые разные – священнослужители, учёные, герои войн, знатные земледельцы, государственные деятели, певцы, артисты, изобретатели, безымянные даровитые умельцы на все руки… И, конечно, мастера-кудесники родного слова, достигавшие самых больших высот в русской культуре. В когорте талантов особо значимо имя Яшина. Любовь к России, её народу, отчему краю, землякам определяли характер и творчество Александра Яковлевича. Он дышал такой любовью, как мы обычно дышим воздухом, не замечая воздуха. «Удивительное, окрыляющее душу чувство любви к родной земле, страстное желание ей добра, силы, изобилия, славы порой захватывает меня всего», - признался он однажды. Великое чувство поэт называл «животворящим, очистительным, святым». Дух «животворения», вне сомнения, лежит на многих произведениях Яшина – на стихотворениях и поэмах, повестях и рассказах, публицистике, фронтовых дневниках… Свет душевный пробивает толщу времени. Вот почему творчество Яшина и ныне, спустя 110 лет со дня рождения, продолжает волновать, притягивать, пробуждать сокровенные чувства и мысли. Юбилей поэта на его любимой Вологодчине отметили с размахом – состоялось более семидесяти разных мероприятий. Главными же стали события 28-29 июля в городе Никольске.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/03/do...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010