(2, 1) Итак, мы намерены доказать, что только истинный гностик обладает святостью, лишь он воздает Богу почитание, достойное его величия. А из того, что он воздает Богу такое поклонение, следует, что он любит Бога, и сам любим Им. (2) Все нравственно-превосходное считает он достойным почитания в меру его превосходства и величия. Из предметов чувственно воспринимаемых он воздает честь властям, родителям и старикам. Из различных учений он чтит преимущественно древнюю философию и древнейшие из пророчеств. Из предметов умопостигаемых он чтит древнейший по происхождению, вневременный и несотворенный первый принцип, источник остального бытия, Сына, (3) благодаря которому мы можем знать вечное начало, Отца всего сущего, древнейшего и благодетельного, Который невыразим словом, но Которого мы чтим в молчании, святом восхищении и с величайшим почтением. Его Господь возвестил в той мере, в какой могут вместить ее знающие, и в силах постичь те, кто самим Господом предопределен к ведению и «чьи чувства», по слову апостола, «навыком приучены» ( Евр. 5:14 ). (3, 1) Итак, почитание, воздаваемое истинным гностиком Богу, состоит в неусыпной его заботе о собственной душе и непрестанной любви, обращенной к Господу. (2) Что же касается его благодеяний людям, то одними из них он старается сделать их лучше, другими же помогает и утешает их. Медицина врачует тело; философия – душу. Служением является также и забота детей о родителях, а подданных – о своих правителях. (3) То же видим мы и в Церкви. Пресвитеры служат для улучшения и исправления; диаконы оказывают помощь. (4) Таким же двойным служением ангелы служат Богу, помогая в управлении земными делами. Гностик тоже служит Богу. Будучи призванным учить и исправлять, он открывает людям смысл своих возвышенных прозрений, стремясь улучшить их. Ни в ком из смертных нет ни такого благочестия, ни такой богобоязненности, как в верующем, который в делах земных служит Богу со славой и безупречностью. (5) Подобно тому как старательный уход за посевами, использующий различные приемы, навыки и знания земледельца, приносит обильный урожай и немалую выгоду, так и благочестие гностика, собирая плоды, приносимые теми, кто через его служение пришел к вере, собирает богатейший урожай. Он пробуждает от греховной жизни и приводит на путь спасения многих собратьев. (6) Если богосоответствие (θεοπρπεια) есть сохранение того, что присуще Богу, то соответствует Богу только тот, кто любит его. Только он знает, что угодно Богу с теоретической и с практической точки зрения. Ему ведомо, какую жизнь должен вести тот, кому предстоит в будущем достигнуть обожения, а в настоящем – уподобиться ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

III. Ислам §61. Религиозное состояние арабов перед появлением ислама До появления ислама, т. е. до 7 столетия после Р. Х., Аравия не играла почти никакой роли в исторической жизни народов; ислам вдохнул в ее обитателей как бы новую жизнь. Уже вскоре после смерти основателя ислама Мохаммеда арабы приобрели такую необычайную политическую силу, что осмелились заявить притязание на мировое господство: в течение одного только столетия царство арабских халифов раскинулось от берегов Инда до Геркулесовых столбов; за это короткое время арабы завоевали Персидскую монархию, Сирию, острова Кипр и Родос, Испанию и северную часть Африки, стеснили Византийскую империю, которая вынуждена была прибегнуть к денежному откупу, стали угрожать европейским государствам и т. д. Такой поразительный переворот совершился единственно только благодаря новому религиозному учению, возвещенному Мохаммедом; во всех странах ислам нашел миллионы последователей. В настоящее время исповедников ислама насчитывается около 216 миллионов, что составляет седьмую часть всего народонаселения земного шара или почти 15%. Хотя в основу ислама легли, главным образом, чуждые верования, преимущественно еврейские и христианские, но исходной точкой для его развития послужила та примитивная религия, которую исповедовали арабы в течение многих предшествующих веков. Религия эта носила племенной характер, так как арабы не составляли нации, а жили отдельными племенами, у которых не существовало даже центрального управления. Так как почва Аравии большей частью не удобна для земледелия, то большинство племен вели кочевой образ жизни и относились к земледельческим занятиям с некоторым пренебрежением. Понятно, что при такой разобщенности каждое племя имело своего племенного бога и практиковало своеобразные обряды. Но и эта грубая религия в жизни общей народной массы играла чрезвычайно ничтожную роль. Особенно нужно это сказать относительно центральной Аравии, которая была населена преимущественно кочующими бедуинами. Сравнительно более культурными были северная и южная части Аравии; здесь и религии придавалось в жизни большее значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

II. а) Что такое благоустроенное государство? Справедливо издавна уподобляют его живому организму. Как в теле, хотя оно живет одною жизнию и имеет одну цель, есть многие члены и различные, из которых каждому указано Творцем свое дело: так и в государстве, при всем единстве его главных стремлений, существуют разные сословия, звания, служения, каждое с своим особым занятием. Между членами тела, по самому их устройству и отправлениям, различаются высшие и низшие, благороднейшие и менее благородные, как бы властвующие и служебные: есть голова и сердце, зрение и слух, и есть желудок, руки, ноги. Такое же точно различие мы видим между сословиями, званиями, служениями во всяком благоустроенном государстве. Но можно ли хотя об одном члене тела сказать, что он ненужен, или что служение его маловажно или ничтожно? В праве ли даже благороднейшие члены тела пренебрегать низшими и служебными? «Не может», заметил еще св. апостол Павел, «око рещи руце: не требе ми еси: или паки глава ногам: не требе ми есте. Но много паче мнящиися уди тела немощнейши быти, нужнейши суть» ( 1Кор. 12, 21. 22 ). Желудок, без сомнения, не имеет такого высокого значения в составе организма, как голова с ее мозгом. Но на чем бы опиралась жизнь тела, чем поддерживались бы отправления прочих членов без отправлений желудка? Так, не должно пренебрегать ни одним и из сословий, званий и служений в быту общественном, и самые высшие не в праве неуважать низших и служебных. Кто не знает, как важны, как необходимы для государства и для существования всех прочих сословий занятия земледельцев, ремесленников, купцов, простых воинов, – не говорю о других? Нет, жизнь тела тогда только течет правильно и цветет здоровьем, когда все члены тела дружно, без всякого разделения, исполняют свой долг, служат и помогают друг другу, чем могут, как родные, близкие, соединенные в одном организме. И жизнь общественная только тогда может иметь правильное течение, и государство может процветать, когда все сословия и звания будут чужды взаимной несправедливости и неприязни, будут ценить и подкреплять одно другое и, связуясь истинною любовию между собою и к отечеству, совокупными силами и с ревностию будут стремиться к общей цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I. Вавилон и Ассирия §20. Источники для изучения религии вавилонян и ассириян; процесс ее развития Обширная плодородная страна, расположенная между реками Тигром и Евфратом, известна под общим именем Месопотамия или Междуречия. Здесь, в нижнем течении названных рек, в древности существовали два государства, игравшие очень видную роль в истории, это именно – вавилонское или халдейское к югу, ближе к персидскому заливу, и ассирийское к северу. С этих древних народов мы и начинаем обзор национальных религий древнего мира, руководясь тем соображением, что может быть здесь, в Вавилоне и Ассирии, нужно искать исходный пункт, откуда цивилизация распространилась и в другие страны. Считается весьма вероятным предположение, что Египет воспринял свою культуру именно из Месопотамии, чем и объясняются значительный черты сходства в обычаях и верованиях египтян и вавилонян; некоторые думают даже, что и сами египтяне не были аборигенами своей страны, а пришли на север Африки из азиатской области, лежавшей в бассейне рек Тигра и Евфрата. В связь с вавилонской религией ставят даже и китайскую, хотя здесь черты сходства более отдаленные. «Таким образом в Вавилонии мы имеем дело не с одной из трех отдельных религий, а с матерью двух других» (Мензис). Вавилон и Ассирия находятся в такой же зависимости от названных двух рек, как и Египет от Нила; при полном почти бездождии в летнее время эта страна представляла бы из себя голую пустыню, если бы Тигр в начале июня и Евфрат в июле не выходили из берегов и не орошали низменности на громадном пространстве. Так как разлив этих рек иногда достигал чрезмерной высоты, то жителям с давних пор приходилось прибегать к искусственным сооружениям, чтобы удержать напор разлившейся воды на населенный места; с другой стороны, нужда в орошении заставляла их проводить воду на поля путем канализации, благодаря чему они достигли замечательных успехов в земледелии, садоводстве и скотоводстве. Таким образом борьба с природой естественно привела трудолюбивых жителей Вавилонии и Ассирии на путь культурного развития. Очевидно, в связи с теми же природными условиями страны стояло раннее развитие астрономических наблюдений. Система мер и весов была доведена у вавилонян до такой точности, что она вошла во всеобщее употребление и у соседних народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

VII. Четыре случайных разговора по «крестьянскому вопросу» В последнее время мне стало удобнее прежнего наблюдать с духовным вниманием за людьми, выслеживать самые насущные духовные их потребности и интересы, наблюдать и выслеживать это из непосредственного соприкосновения к людям разных состояний, а не по кабинетным только соображениям. мне в особенности хотелось расслушать духовные отголоски или отклики, в нашем народе и обществе, на эту великую перемену в народном устройстве – уничтожение крепостной зависимости. В этом отношении мне особенно памятны следующие четыре случая (точнее сказать, случайные разговоры), описание которых, может быть, не будет бесполезно и для других, сколько-нибудь заинтересованных по тому же делу или вопросу. В июле 1861 года мне пришлось совершить маленькое путешествие проселочной дорогой. Случилось мне в одном селе, где была остановка для отдыха лошадей, оставить одну нужную вещью О забытой вещи вспомнил я уже в следующей деревне, отъехавши версты две от села. Мой извозчик, жалея своих лошадей, остановил их при выезде из деревни под тенью большой липы, а сам пеший отправился за оставленной вещью. По этому случаю и устроилась у меня встреча и беседа с одним толковым мужичком, который, возвращаясь с полевой работы, подошел ко мне. Приметив, что он никуда не торопится, и спросив его сначала о сенокосе и о хлебах в поле, я заговорил с ним и об освобождении от крепостной зависимости. Мужичок был из временнообязанных, лет 35, с лицом умным и открытым, с обыкновенным труженическим выражением наших крестьян-земледельцев. –  А что? – спросил я его вообще о временнообязанных крестьянах. – Вы, чай, крепко рады такой милости Божией к вам? –  Нешто, – отвечал крестьянин. – С первоначалу-то шибко возрадовались православные. Одно слово – воля! –  А после попривыкли к этому слову и, видно, уж не столько рады, – заметил я. –  Не то, – говорит мужичок. – На послях-то видим, нам, почитай, все равно, что прежде. Такой же оброк. Ну и господа, таперича, разя свой брат? Все те же господа. Мы чаяли, – будет заправская воля.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

     Как отражаются посты на нашем здоровье? Каков оптимальный рацион питания современного человека, живущего в городе? Может ли верующий человек быть примером социального активного и здорового образа жизни? На эти и другие вопросы корреспонденту " Интерфакс-Религия " Александру Рудакову отвечает эконом Свято-Данилова монастыря Москвы игумен Иннокентий (Ольховой). - Отец Иннокентий, будучи экономом монастыря, вы руководите сельскохозяйственными работами, ведаете вопросами земледелия. Какова, на ваш взгляд, оптимальная модель рациона питания современного человека XXI века, живущего в городе? Чем, в идеале, должен питаться человек? - Конечно, в идеале хорошо питаться той пищей, которая выращена без химикатов и без генной инженерии, хотя нас и убеждают в том, что она абсолютно безопасна. Скажу свое личное мнение: я отношусь к ГМО-продукции настороженно. Когда человек пытается изменить то, что создал Бог, это может привести к непредсказуемым последствиям. Каков будет результат - мы не можем знать сейчас, эти технологии появились относительно недавно. Поэтому, если есть возможность, лучше питаться продуктами, выращенными в естественных, а не искусственных условиях. На мой взгляд, у традиционного сельского хозяйства есть много преимуществ. Известно, к примеру, что у коровы, у которой есть имя, по которому к ней обращается доярка, качество молока выше в сравнении с машинным доением. Есть множество примеров того, что больше всего пользы приносит та продукция, которая изготовлена традиционными методами. К сожалению, в городах найти ее часто бывает сложно. Если в деревнях у людей есть возможность пить молоко " из-под коровы " , собирать яйца домашних, а не инкубаторских несушек, то городские жители вынуждены довольствоваться продуктами, полученными промышленным способом. Часто это не только сомнительно с точки зрения здорового образа жизни, но и просто невкусно. Особенно овощи, выращенные на гидропонике, в искусственной среде с помощью питательных растворов. К сожалению, горожане становятся заложниками огромных сетей. Конкурировать с ними продукция, выращенная вручную, чаще всего не может. Вроде бы есть вариант - колхозные рынки, но туда часто попадают продукты с тех же самых овощных баз, что обслуживают сетевые магазины. Продукция частного производства практически вытеснена из городов.

http://pravoslavie.ru/115839.html

  История и культура На турецком берегу Александр Ломкин, кандидат экономических наук   85 лет назад, в ходе начавшейся 7 ноября 1920 года Перекопско-Чонгарской операции, части Красной армии смяли ослабевшую оборону белых и овладели Крымом. Для тысяч людей, не нашедших взаимопонимания с новой властью, начинался новый этап в их жизни – эмиграция… Эмигранты Белые власти ясно осознавали, что рано или поздно Крым падёт. А.И.Деникин ещё в феврале 1920 г., накануне передачи командования генерал-лейтенанту барону П.Н.Врангелю, приказал готовиться к эвакуации. П.Н.Врангель тоже не испытывал иллюзий насчёт перспектив противостояния, о чём прямо сказал В.В.Шульгину: одна губерния не может воевать против сорока девяти. Не дожидаясь трагической развязки, люди стали уезжать из Крыма, но основная часть бывших граждан Российской Империи, внезапно ставших эмигрантами, покинула родные берега в те страшные осенние дни. За горизонтом скрылись пристани Севастополя – для кого-то на годы, для большинства навсегда. Главное командование Русской армии не оставляло своим вниманием судьбы русских людей, оказавшихся в чужих и непривычных условиях. Уже 9 января 1921 г. П.Н.Врангель учредил Эмиграционный Совет, в задачи которого входило «объединение правительственных и общественных органов и частных групп беженцев в общей работе по организации и руководству всем делом русской эмиграции». Однако вскоре выяснилось, что, кроме забот о переселении в другие страны русских беженцев, весьма важным оказался другой вид деятельности Совета – обустройство беженцев в пределах Турции «на трудовых началах на земле, в форме организации земледельческих колоний в окрестностях Константинополя». В силу этого, с согласия П.Н.Врангеля, Эмиграционный Совет был переименован в Совет по расселению русских беженцев. У врат Цареграда По «Статистическим сведениям о численности русских войск и беженцев в военных и гражданских лагерях, общежитиях и госпиталях Константинопольского района и др. государствах» (данные на 15 июля 1921 г.), Севастополь покинуло 109.112 человек, из них в окрестностях столицы древней Византии осело 65.777 человек (военных – 28.760 человек).

http://moral.ru/turki.htm

Во времена Иисуса сына Сирахова любимым занятием евреев была, по–видимому, торговля, как мы видим это и в наше время. Объяснение этого явления можно найти в условиях исторической жизни еврейского народа. После утраты им политической самостоятельности и рассеяния между чуждыми, более сильными народами, народ еврейский нигде не мог прочно осесть на землю, чтобы по–прежнему заняться земледелием. Были, конечно, отдельные лица из евреев, обзаводившиеся домом и землей на чужой стороне; но они в таком случае должны были вскоре же слиться с туземцами, потерять свою национальность. Те же евреи, которые оставались верны своей вере и национальности, искали таких занятий, которые бы не привязывали их к месту, позволяли им, по накоплении достаточных средств, вернуться на родину, чтобы там провести остаток дней своих. Такому условию более всего отвечает занятие торговлей. Но оно сопряжено с большими соблазнами: в стремлении к наживе торговец–еврей часто прибегал к обману, особенно если имел дело с иноплеменниками. Бен-Сира подмечает эту опасность торгового дела и предупреждает читателя: «если не будешь твердо держаться страха Божия» в своем торговом деле, «то скоро разорится дом твой». Мудрый и благочестивый человек должен быть честен и правдив во всех своих делах, так как, если он впадет в грех , то Господь строго накажет его, несмотря на его прежнюю праведность (ср. 26, 26). Предостережения против греха, особенно в торговле ( Сир. 26:24–27, 10 ). 24. От двух вещей скорбит сердце мое и от третьей прихожу я в гнев: 25. когда воин терпит нужду от бедности, и когда разумные люди находятся в презрении, 26. и когда человек переходит от праведной жизни ко греху, – такого Господь предаст мечу. 27. Купец с трудом может удержаться от проступка, и торговец не будет свободен от греха. Глава 27, 1. Из-за денег многие грешат, и стремящийся к богатству отвращает от ближнего глаза. 2. Между плотно сложенными камнями вбивается кол, – так между продажей и куплей проникает грех. 3. Если не будешь твердо держаться страха Божия, то скоро разорится дом твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Глава 11 1–2. Заботы об увеличении населения Иерусалима. 3–36. Список глав страны, живших в Иерусалиме и в городах Иудеи. Неем.11:1 .  И жили начальники народа в Иерусалиме, а прочие из народа бросили жребии, чтоб одна из десяти частей их шла на жительство в святой город Иерусалим, а девять оставались в прочих городах. В ( Неем. 7:4 ) сообщается, что после окончания стены Неемия обратил внимание на малочисленность населения Иерусалима и озаботился увеличением его. С этой целью он решил произвести перепись народа. Но прежде чем это было сделано, наступил седьмой месяц года и произошли те торжественные собрания, о которых идет речь в гл. VIII-X. Только по окончании этих торжественных собраний Неемия мог приступить к осуществлению своих забот об увеличении населения города. Ст. 1 и 2 сообщают о мероприятиях Неемии. Сообщение это очень кратко и не вполне понятно. – «И жили начальники народа в Иерусалиме». Замечание это понимается экзегетами различно. По-видимому, нет нужды принимать его в строго точном смысле, будто в Иерусалиме никого не было, кроме начальников. Замечание писателя имеет в виду только оттенить, что простой народ, занимавшийся земледелием, предпочитал жить вне Иерусалима. Вследствие этого решено было принудительным образом увеличить население народа, и 1/10 часть жителей должна была переселиться сюда. По позднейшим сказаниям ( Сир. 49:15 ) Неемия со своей стороны способствовал увеличению населения города тем, что построил в Иерусалиме дома, а для священников и левитов даже на собственные средства (Иуд. Древн. XI, 5, 8). В древности нередко прибегали к искусственному увеличению населения города. Подобное сообщается о Сиракузах, Мегалополисе и Тиграноцерте. – В ст. 1-м Иерусалим называется святым городом, как город, в котором был храм и к которому относились обетования пророков ( Ис. 48:2, 52:1 ). Неем.11:2 .  И благословил народ всех, которые добровольно согласились жить в Иерусалиме. Лица, долженствовавшие переселиться в Иерусалим, определялись посредством жребия. Но из ст. 2 видно, что, прежде чем приступили к бросанию жребия, некоторые согласились добровольно переселиться в Иерусалим. Так как этим они избавляли других от вынужденного и, может быть, невыгодного переселения, то они были благословляемы народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 1–5. Благочестие Иова и полное благоденствие, как награда за него. 6–12. Причины страданий Иова. 13–19. Бедствия, постигшие праведника. 20–22. Терпение страдальца. Иов.1:1 .  Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. Раскрываемая в начальных пяти стихах при помощи конкретного примера, – жизни Иова, общая мысль о соответствии благочестия земному благополучию начинается характеристикою религиозно-нравственной жизни главного лица книги. «Непорочный», т. е. преданный всем сердцем Богу и добру ( Иов 2.3 ; ср. Иов 1.21 ; Иов 23.11–12 ; Иов 31.1 ), Иов был безупречен в данном отношении, что подтверждается его «справедливостью» и «истинностью» (слав.), – соответствием мыслей делам. Частнее, в основе религиозности Иова, – отношения к Богу, лежал «страх», – благоговейное представление о Боге, возбуждаемое сознанием Его величия, совершенств ( Иов 15.4 ; Иов 37.23–24 ), и переходящее в трепет, когда к нему присоединялась мысль о Боге, как о праведном Судии и Воздаятеле, не терпящем зла ( Быт 3:10, 18:15 ; Пс 64.9 ). Представлением о Боге, не терпящем зла, определялась нравственность Иова: она сводилась, как и у всех ветхозаветных людей, к удалению от зла ( Пс 33:15, 36:27 ; Притч 14.16 ). О месте жительства Иова см. во Введении. Иов.1:2 .  И родились у него семь сыновей и три дочери. Иов.1:3 .  Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. За благочестие, по учению Ветхого Завета, человек награждался временными, земными благами ( Втор 28.1–13 ). Подобная точка зрения всецело разделяется и автором нашей книги. Влагая в уста сатаны слова: «разве даром богобоязнен Иов? Не ты ли кругом оградил его, ...дело рук его ...благословил?» ( Иов.1:9–10 ), он дает понять, что отмечаемое им многочадие Иова, обилие скота, доставлявшего пищу и одежду (овцы), служившего к переноске тяжестей и обработке полей (верблюды, волы и ослицы ( Иов.1:15 ; ср. Быт 42.26 ; 1Цар 25.18 ), а равно и множество неизбежной в данном случае прислуги (евр. «ебудда», « δουλεα» Акилы, LXX же одновременно усвояют данному слову двоякое значение: « πηρεσα πολλ σφδρα», – «слуг много зело», и " ργο μεγλα ω αυτ π τς γς», – «дела велия бяху ему на земли», разумея, кажется, под делами земледелие, так как еврейское «ебудда» в Быт 26.14 они передают термином « γεωργα») суть награда за благочестие. Согласно Втор 28.13 , таким же воздаянием за праведность можно считать и славу Иова среди «всех сынов Востока», – потомков Авраама от наложниц, отправленных им на Восток ( Быт 25.6 ) и населявших Аравию, а равно и население Месопотамии, так как она называется «страною восточною» ( Быт 29.1 ; Чис 23.7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010