М. род. в семье известного педагога, директора 4-й московской гимназии Александра Григорьевича Новосёлова (1834-1887) и Капитолины Михайловны (урожд. Зашигранской; † 1918). Оба деда М. были священниками. М. окончил с золотой медалью 4-ю московскую гимназию (1874-1882), обучался на историко-филологическом фак-те Московского ун-та (1882-1886). В 1886-1887 гг. преподавал древние языки в женской классической гимназии С. Н. Фишер. Большое влияние на М. в молодые годы оказал Л. Н. Толстой , юноша стал ревностным адептом религ. учения писателя. Отец М. был хорошо знаком с Толстым, и, очевидно, это знакомство унаследовал М. Окончив университет, М. решил стать врачом, для чего ему нужно было учиться на медицинском фак-те еще 5 лет. Этим планам воспрепятствовал отец, к-рый хотел видеть сына преподавателем древних языков. Компромиссным решением стало поступление М. на работу в учительскую семинарию. В ожидании назначения М. уехал в деревню, где преподавал в сельской школе и размышлял о целях своей педагогической деятельности. Здесь 9 окт. 1886 г. М. написал 1-е письмо Толстому: «Мне хотелось бы, чтобы прошлая жизнь человечества дала юношам понятие о людях и их поступках со стороны их приближения или удаления от учения Христова. Может быть, мысль эта покажется Вам странной и наивной, но я серьезно остановился на ней и пока не вижу ничего, чем бы мог заменить ее» (Письма М. А. Новоселова к Л. Н. Толстому. 1994. С. 383). К школьным занятиям М. присоединялась и физическая работа: «В это время я пахал, копал картофель, рубил капусту, ворошил масло, возил дрова,- все это, конечно, не в таких размерах, какие желательны» (Там же. С. 384). После вскоре последовавшей смерти отца М. решил жить по заветам Толстого на земле трудом своих рук, обсуждал в кругу единомышленников планы по устройству земледельческих поселений интеллигентной молодежи. В 1887 г. М. размножил на гектографе рукописную брошюру Толстого «Николай Палкин». Результатом этого стал обыск на квартире М. и заключение его в тюрьму. Лишь вмешательство писателя избавило М. от ссылки в Сибирь. Толстой лично явился к начальнику московского жандармского управления и заявил ему, что наказать следует прежде всего автора брошюры. На это генерал ответил: «Граф! Слава Ваша слишком велика, чтобы наши тюрьмы могли ее вместить». В нач. февр. 1888 г. М. был освобожден под гласный надзор полиции с запрещением проживать в столицах. Это подтолкнуло его в том же году купить землю в с. Дугине Тверской губ., где он создал одну из первых толстовских земледельческих общин. Просуществовав ок. 2 лет, она распалась, как и др. толстовские общины.

http://pravenc.ru/text/2563592.html

Скачать epub pdf Февраль Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 10: гл. 2 (Ин.15:3–10)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1909. Т. 1. 2. С. 337–352 (1-я пагин.) —337— Ин.15:3 . Уже вы чисты есте за слово, еже глаголах вам. 150 Как бы в доказательство ясное и бесспорное искусства Очищающего представляет самих учеников. «Уже» сами они, говорит, очищены, получив это не от другого кого, но только «ради» изреченного к ним «слова», то есть божественного и евангельского наставления. А слово это – от Христа. В самом деле, разве кто из здравомыслящих будет уже сомневаться в том, что как бы некий нож и рука Отца есть Тот, чрез Кого всё есть, то есть Сын, исполняющий действие земледелия в нас, которое усвояет лицу Отца, уча, что всё от Отца, впрочем (не иначе как) чрез силу Сына? Так и слово Спасителя очищает нас, хотя земледелие над нами усвояется Богу и Отцу, ибо Он есть живое и острейшее Его Слово, «проницающее до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит помыслы и намерения сердца» ( Евр.4:12 ). Проникая до глубин души каждого и имея как Бог открытым для Себя скрывающееся в каждом намерение, Оно пустые наши предприятия подвергает острому сечению чрез действие Духа – это, по моему мнению, мы должны считать очищением, – а что способно доставлять нам пользу в стремлении к добродетели, это Оно заставляет преумножаться для плодоношения, разумеется, в отношении благочестия. Если поэтому земледелие над нами наисовершеннейшим образом производится Отцом чрез Сына, то суетным является – как же иначе, – излишнее и злокозненное старание противников наших доказать, что Сын оказывается разноприродным с От- —338— цом и Богом потому, что Он Сам назван виноградною лозою, а Отец земледельцем. Пусть же рассудит опять и ясно поймет, что Он представляет Своих учеников чистыми не отдельно и особо, то есть без Единородного и при действии в них Бога и Отца, но поскольку они внимали слову Его. Поэтому как животворцем Он является чрез Сына и в Сыне, таким же, думаю, образом и земледельцем или попечителем наших душ Он справедливо должен опять представляться не иначе как чрез Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1(14) января Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский, и с ним пострадавшие священномученики Иоанн Сульдин, Иоанн Смирнов, Александр Органов, Александр Иванов, Вячеслав Инфантов, Василий Витевский и Иаков Алферов С вященномученик Александр родился 29 августа 1862 года в семье диакона Иоанна Трапицына и его супруги Клавдии в селе Волме Вятского уезда Вятской губернии, «расположенном в долине, покрытой перелесками, при небольшой речке Волме... Главным занятием крестьян было здесь земледелие, но вследствие малоземелья и плохой почвы многие ходили на заработки... ремеслами же почти никто не занимался»– так описывают эти места историки и географы Вятки. У родителей было восемь сыновей, трое из них стали священниками и один епископом. Первоначальное образование Александр получил в Вятском духовном училище, среднее – в Вятской Духовной семинарии. По окончании в 1884 году курса семинарии он, как один из лучших ее воспитанников, был послан для продолжения образования в Казанскую Духовную академию, где обучался за казенный счет. Окончив академию в 1888 году со степенью кандидата богословия, Александр Иванович был назначен на должность надзирателя в Вятское духовное училище. В этом же году он женился и 23 февраля 1889 года был рукоположен во диакона, а 26 февраля – во священника к Всехсвятской церкви города Вятки и назначен преподавателем Закона Божия и церковной истории в епархиальное женское училище. Кроме того он состоял членом комитета школы, созданной для подготовки псаломщиков, цензором проповедей и сочинений религиозно-нравственного содержания и депутатом от духовного ведомства на собраниях Вятской Городской Думы. В 1891 году в России разразился голод. Как и многие пастыри в это время, отец Александр живо откликнулся на народное бедствие и призывал людей состоятельных помочь тем, кто попал в беду и лишился средств к пропитанию. В вятском кафедральном соборе во время богослужения 14 сентября 1891 года отец Александр сказал: «Вот и ныне, слушатели христиане, постигло наше Отечество тяжелое бедствие.

http://fond.ru/foto/37/Aleksandr/

«Церкви и Православию я обязан тем, что сохранил себя» Беседа с членом епархиального совета Корсунской епархии Н.И. Кривошеиным – Никита Игоревич, вы являетесь представителем известного русского дворянского рода. Расскажите, пожалуйста, о вашей семье, о том, каков был ваш жизненный путь. – Я горжусь моими предками, их деяниями. Горжусь и тем, что оба моих деда – Алексей Павлович Мещерский и Александр Васильевич Кривошеин – были обруганы вождем мировой революции: Мещерский (в связи со стачками в Сормово) был назван «кровавым эксплуататором», а Кривошеин (в связи с вопросом о земельной реформе) – «постоянно врущим». Алексей Павлович Мещерский, один из основателей русской тяжелой промышленности, был в 1919 году выкуплен из Таганской тюрьмы (где он сидел, ожидая исполнения смертного приговора): его освободили за взятку, которую дали чекистам, у которых «чистые руки и холодная голова». Этот случай коррупции – пожалуй, первый зафиксированный в истории этой службы – описан в «Архипелаге Гулаг». В эмиграции Александр Павлович помог созданию в Париже храма в честь иконы Божией Матери «Знаменье». Он был человеком прочной веры, редкой энергии. Советы в 1930-е годы пытались уговорить его вернуться для работы в Госплане; он не колеблясь отклонил это предложение, переданное через «красного графа» Алексея Игнатьева. Скончался он в 1938 году. Горячо советую тем, кто лучше хочет узнать о России в предреволюционный период, об эмиграции, о расцвете сталинщины в советской провинции, прочесть воспоминания моей покойной матери Н.А. Кривошеиной «Четыре трети нашей жизни» (М.: Русский путь, 1999). Александр Васильевич Кривошеин, министр земледелия с 1908 по 1915 год, глава правительства юга России при генерале П.Н. Врангеле, был одновременно страстным реформатором и твердым контрреволюционером. Книга «Путевые заметки по Сибири», написанная в соавторстве с П.А. Столыпиным, стала теоретической основой крестьянской реформы и переселенческой политики. Запоздалость и незавершенность модернизации сельского хозяйства, замедление реформ после убийства Столыпина стали, конечно же, одними из главных факторов победы большевиков.

http://pravoslavie.ru/31254.html

Боровое (Александровское). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Александровское-Боровое – село в 64 в. к северо-западу от епархиального города и в 10 в. к западу от уездного. Село лежит в глухой местности, в дали от ж.-д. путей сообщения, только с севера к нему примыкает большая дорога, соединяющая Болхов с Плохиным (торговое село Калужской губернии). В окрестностях расположены лесные казенные дачи – остаток обширного старинного бора, откуда происходит и само название села «Боровое». Главное занятие приходских крестьян – земледелие, не встречающее препятствий ни в почве (суглинистая), ни в климатических условиях (умеренные дождевые осадки), но затрудняемое малоземельем. В зимнее время значительное число жителей занимаются извозом: перевозят лес и дрова из дач в город. Некоторая часть населения (по преимуществу молодежь) уходит на заработки в Москву или на шахты. В состав прихода кроме села, с 1852 г. входят две соседние деревни – Егино и Асеево (Калуж. губ.), присоединенные к приходу по ходатайству местной помещицы А.А. Желябужской, по мужу Барышниковой. С 1876-1897 гг. в составе прихода значились ещё два приписанных села – Коноплянка и Воиново, выделенные затем в особый приход. Всего населения в приходе по данным 1902 г. числилось 803 души муж. и жен. пола. Причт по штату состоит из двух лиц: священника и псаломщика; на содержание его назначено 525 руб. жалования и 36 дес. земли. Кроме того причт пользуется церковными домами и процентами с капитала в 2143 руб., положенного на вечное время супругой храмосоздателя М.А. Желябужской (погребена в храме в 1856 г.). В селе есть школа грамоты, открытая в 1894 г. Время образования прихода с точностью неизвестно, но несомненно, в половине XVIII в. он существовал. По крайней мере, в Ведомости церквей и приходов, составленной в 1749 г., упоминается церковь во имя св. Александра Свирского в селе Александровском. Церковь эта была деревянной и к концу столетия пришла в ветхость. В 1799 г. местный землевладелец Алексей Иванович Желябужский возбуждал ходатайство о ремонте церкви, но Епархиальное начальство отклонило его указом от 22 октября того же года. Сам приход по малолюдству и недостаточности обеспечения причта был закрыт. Церковное имущество, согласно, тому же епархиальному распоряжению в 1802 г. передано было в соседнее село Лунево для строящегося там придела во имя Димитрия Ростовского (переименованного потом во имя св. Александра Свирского), а здание храма продано было в 1800 г. в село Рябинки, причем сумма, вырученная от продажи, была обращена в пользу Болховского Тихвинского монастыря. На том месте, где стояла эта прежняя церковь, на приходском кладбище, воздвигнута была деревянная часовня (в 1892 г. заново отремонтированная) старанием местного землевладельца Н.Н. Барышникова.

http://sobory.ru/article/?object=32490

Дневники Мария Львовна Казем-Бек, урожденная Толстая (1855–1918), — видный православный педагог, начальница Института благородных девиц в Казани и Санкт-Петербурге. Ее записи охватывают несколько десятилетий XIX века и начало XX века, отражая эпоху царствования Александра II, Александра III и святого страстотерпца Николая II. Автор рисует портреты и дает характеристики многих государственных деятелей, придворных сановников и церковных иерархов, деятелей науки и культуры. На этом историческом фоне разворачивается повествование о жизни собственной семьи. Убежденная поборница единой и неделимой России, симфонии самодержавия и Церкви, М. Л. Казем-Бек судит обо всем как глубоко верующая христианка. Образ ее поражает глубиной православного мировосприятия, тонкостью патриотического чувства, высотой аристократического духа, ярким литературным дарованием. Все это позволяет говорить об исключительной значимости, идейной и художественной ценности «Дневников», предоставленных издательству князем Зурабом Михайловичем Чавчавадзе — правнуком автора. Автор вступительного слова Валентин Никитин, д-р философии, член Союза писателей России так пишет об авторе «Дневника»: «В этих дневниковых записях хорошо отражен внутренний мир автора, взаимоотношения в семье и ее быт, религиозные переживания, становление характера, первая влюбленность, мысли о своем жизненном предназначении. …Зная о катаклизме 1917 года, свержении монархии и последующих трагических событиях гражданской войны, читая ее дневники, со всей очевидностью понимаешь, что Мария Львовна Казем-Бек предвосхитила в своих суждениях и оценках ход отечественной истории на несколько десятилетий вперед… Идейный вектор дневников устремлен как раз в наше время, требующее от общества консолидации и полного преодоления недавней смуты и ее последствий». «Дневники» М. Л. Казем-Бек отвечают лучшим эстетическим и мировоззренческим критериям и стоят в одном ряду с наиболее значительными произведениями жанра мемуаров: «В “Дневниках” много ярких, убедительно достоверных зарисовок дворянского и народного быта... Земледельческие и прочие работы описаны со знанием дела, рисуя автора умелой и рачительной хозяйкой. Она обладает немалыми познаниями и в области медицины, вполне адекватно описывая симптомы тех или иных болезней, их течение и их лечение. Ее самая разнообразная воспитательно-педагогическая и социальная работа, ее благотворительная деятельность и самоотверженная помощь страждущим (во время голода) превыше всяких похвал.

http://pravoslavie.ru/95563.html

Средняя Лукавка. Церковь Космы и Дамиана. Космо-Дамиановская церковь Карта и ближайшие объекты Липецкая область. Грязинский район. Село Средняя Лукавка. Церковь Космы и Дамиана Церковь Космы и Дамиана — православный храм Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии. Расположена в селе Средняя Лукавка Грязинского района Липецкой области. Средняя Лукавка известна по документам с 1782 года. Название — по реке Лукавке. Имя реки от слова лука — пойменный луг в излучине реки. До 1928 года село территориально входило в состав Липецкого уезда Тамбовской губернии. В 1854 году в селе «тщанием прихожан» была построена деревянная церковь во имя Космы и Дамиана. В архивах 1876 г. отмечен один престол - Космодамиановский. Церковь являлась главной, приписным к ней считался Предтеченский храм в Ивановке. Обе эти церкви обслуживались одним штатом священников, в 1876 году - Михаилом Преображенским (2 разряд, рукоположен в 1863 году). Кроме него, службу несли помощник и два псаломщика. Церковным старостой в Средней Лукавке числился государственный крестьянин Ненахов (с 1862 года). В селе в это время проживало 2242 человека. Церковные земли насчитывали 25 десятин. В 1893 в штате церкви числились: священник (Преображенский Михаил Артемьевич, 52 лет, рукоположен в 1863 г., награжден камилавкой), диакон (Василий Яковлевич Виноградов, 62 лет, рукоположен в 1865) и псаломщик (Иван Миронович Воронов, 39 лет, определен 6 февраля 1886 года, 2-я жена). В школе грамотности обучалось 33 человека. В селе в это время насчитывалось 1503 человека мужского пола. В документах 1911 года отмечено: «Церковь деревянная, холодная, построена в 1854 году на средства прихожан. Престол - во имя святых безсребренников Космы и Дамиана. В настоящее время строится новая каменная церковь. Время открытия прихода неизвестно». Дворов в селе насчитывалось 440, «душ мужского пола 1665, женскаго 1650, великороссы, земледельцы. Душевой надел 20 саженей в каждом поле. В приходе шесть деревень: Нижняя Лукавка (в четырех верстах от храма), Колыбелка (в 2 верстах), Колоусовка (в 4 верстах), Петровка (в 2 верстах), Большая Александровка (в 6 верстах) и Малая Александровка (в 2 верстах от церкви). Хутор Семенова-Тянь-Шанского (в 2 верстах). Маленька речка Лукавка и в деревне Нижней Лукавке протекает река Матыра. Школа церковно-приходская, одноклассная, смешанная. Есть церковно-приходское попечительство и метрическия книги с 1852 года».

http://sobory.ru/article/?object=17228

I [c. 1] Наблюдая за жизнию и положением духовенства, встречаем в нем странные несообразности и противоречия. Духовное звание, особенно звание священника, есть высокое и почтеннейшее. Священник несет миссию апостольскую; ему поручено дело Божие, дело Христово; он представитель и проводник учения Христова и нравственности христианской в люди Божии; чрез него идут освящения домашнего быта христиан. Пастыря Церкви мы видим и у постели умирающего, и на нивах земледельческих. Он поставлен быть умиротворителем смущенной совести своих пасомых и их семейных неустройств – и освятителем душ их посредством святых таинств. Словом: пастырь Церкви встречает появление в мире человека-христианина и провожает его в загробную жизнь. В христианском мире, в христианских учреждениях мы не можем указать ни одного места, ни одного обстоятельства, в котором бы излишне было присутствие пастыря Церкви, если бы он захотел проводить во всем животворный дух православной религии. Усвояя такое важное значение за пастырем Церкви, ожидалось бы, что ему будет отдаваемо подобающее почтение и уважение, что это будет личность, которою будет дорожить общество, как дорого ему должно быть благо религии. Между тем опыт и наблюдение представляют нам крайне противоречивые явления. Мы видим пастыря Церкви на первом месте за службами церковными, за столом у прихожан, когда случится у них в доме духовная треба – и только! Вне церкви, вне этих нужд те же самые прихожане, отдающие ему почтение по требованию этих нужд, совершенно иначе относятся к нему, поставляются в такие чуждые положения, что и приметить нельзя, что это их дорогой – нужный человек. Барская смесь, потеряв свой кредит в крепостном сословии, за немногими счастливыми исключениями, с презрением относится к лицам духовным. В этом мире лица духовного сословия не называются иначе, как устарелыми именами – попов и попадей. Если им захочется посмеяться над кем, то довольно назвать того или ту – попом или попадьей. У читателей наших еще в памяти факт, возмутивший все духовное сословие, как «Гражданин» – этот псевдо-орган мира великосветского, сделал покушение на опозорение одного из доблестнейших наших протоиереев, вполне заслуженно пользующегося уважением не только среди православного духовенства, но и среди католического мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

XXI. Полезная мера. Один довольно опытный противо-сектантский миссионер, делясь со мною своими впечатлениями о беседах с „религиозными отщепенцами”, между прочим, высказал одну довольно дельную мысль, которую не мешало бы реализовать всем пастырям, всем миссионерам, отстаивающим христианское вероучение и ведущим ожесточённую борьбу с врагами Христовой Церкви. „Я, – говорил наш собеседник, – в одинаковой степени пользуюсь как доводами Св. Писания, так и доводами рассудка. В некоторых случаях, и в некоторых вопросах я даже отдаю предпочтение вторым. И вот почему. Народ наш не знает Св. Писания. Слово Божье для него – terra incognita. Это, во-первых. Во-вторых, народ наш совершенно не привык к отвлечённому мышлению, к теоретическим построениям. Посему, все данные Св. Писания и вытекающие из них логические умозаключения, если и воспринимаются народом, то ненадолго. Совсем иначе обстоит дело с доводами рассудка, с разного рода примерами, сравнениями, уподоблениями – словом, с доказательствами „ad hominem и ad absurdum”. Это благодарная почва. Народ всё это прекрасно понимает, прекрасно запоминает, прекрасно передаёт другим. Посему, и бороться-то с сектантским заблуждением путём, так сказать, „наглядного метода” и легче, и полезнее. Конечно, нельзя забрасывать и совершенно игнорировать доводы Св. Писания. Без них ни в каком случае нельзя обойтись. Но они пригодны только в том случае, когда основы сектантского катехизиса поколеблены, когда требуется капля „переполняющая чашу”. Это я говорю по опыту. Постараюсь иллюстрировать свой метод примером. Сектанты, как это известно, отрицают монашество. Они говорят: зачем уходить в монастырь, в пустыню, зачем бежать от людей, от соблазнов, от мира. Нужно в мире жить и для мира, т. е. для людей, для братьев своих, для устройства Царства Божия на земле. Нужно не бежать от соблазнов, а побеждать их. И так далее. Я же в ответ на такие рассуждения сектантов говорю им обыкновенно вот что: „На улицах города не растёт хлеб. Потопчут его. Земледельцы с зерном и плугами уходят в поле и там сеют и жнут и молотят. К вам привозят только уже готовое зерно. Так и отшельники, скромные Божьи работники на ниве Христовой. Они собирают чистое отборное Христово зерно, вынашивают в сердце своём, в тишине пустыни и приносят его в мир”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Алексей (мирское имя преподобного), был пятый сын богатого земледельца Никифора Ошевена (родился 1427г.) Долгожданный ребенок родился по усердным молитвам супруги Никифора Фотинии. Сама Божия Матерь вместе с преподобным Кириллом Белозерским явилась ей и обещала рождение сына. Хотя Алексей был младшим сыном, родители чаяли видеть в нем наследника. В 18 лет с дозволения родителей он отправился помолиться в Кирилло-Белозерский монастырь и остался там. Игумену понравился юноша за смирение и вскоре предложил ему принять постриг. Но Алексей отказался, решив испытать себя: он шесть лет прислуживал братии послушником и лишь после принял иноческий постриг. К тому времени родители его переселились на новое место у реки Чурьюги, получившее название Ошевенской слободы. Преподобный Александр уговорил игумена сходить к родителям принять последнее благословение и прощение, чтобы затем уйти на уединенное житие. Обрадованный отец предложил сыну поселиться на реке Чурьюге и обещал содействовать в устроении пустыни. Преподобному Александру понравилось место. Он водрузил на этом месте крест и дал обет пребывать здесь до конца жизни. После того вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь и после посвящения в сан диакона, получил блогославление игумена на устроение обители. Новгородский архиепископ Иона посвятил Александра в сан пресвитера и поставил игуменом обители. Монастырь получил земли. Первый построенный храм был освящен во имя святителя Николая. С твердостью и мужеством начал преподобный трудиться в созданной обители. Старец, который приехал вместе с ним из Кирилло-Белозерского монастыря, не выдержал трудной пустынной жизни и уехал обратно. Но мало-помалу собралась братия. Преподобный ввел строгий устав, который требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития; в келии иноки не должны были быть без дела, а во время исполнения послушания творить Иисусову молитву или читать псалмы. 27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года (48 лет от роду), предрекая перед смертью, что монастырь претерпит много невзгод и неурядиц, которые в конце концов благополучно завершатся.

http://sobory.ru/article/?object=07397

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010