Алексей (мирское имя преподобного), был пятый сын богатого земледельца Никифора Ошевена (родился 1427г.) Долгожданный ребенок родился по усердным молитвам супруги Никифора Фотинии. Сама Божия Матерь вместе с преподобным Кириллом Белозерским явилась ей и обещала рождение сына. Хотя Алексей был младшим сыном, родители чаяли видеть в нем наследника. В 18 лет с дозволения родителей он отправился помолиться в Кирилло-Белозерский монастырь и остался там. Игумену понравился юноша за смирение и вскоре предложил ему принять постриг. Но Алексей отказался, решив испытать себя: он шесть лет прислуживал братии послушником и лишь после принял иноческий постриг. К тому времени родители его переселились на новое место у реки Чурьюги, получившее название Ошевенской слободы. Преподобный Александр уговорил игумена сходить к родителям принять последнее благословение и прощение, чтобы затем уйти на уединенное житие. Обрадованный отец предложил сыну поселиться на реке Чурьюге и обещал содействовать в устроении пустыни. Преподобному Александру понравилось место. Он водрузил на этом месте крест и дал обет пребывать здесь до конца жизни. После того вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь и после посвящения в сан диакона, получил блогославление игумена на устроение обители. Новгородский архиепископ Иона посвятил Александра в сан пресвитера и поставил игуменом обители. Монастырь получил земли. Первый построенный храм был освящен во имя святителя Николая. С твердостью и мужеством начал преподобный трудиться в созданной обители. Старец, который приехал вместе с ним из Кирилло-Белозерского монастыря, не выдержал трудной пустынной жизни и уехал обратно. Но мало-помалу собралась братия. Преподобный ввел строгий устав, который требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития; в келии иноки не должны были быть без дела, а во время исполнения послушания творить Иисусову молитву или читать псалмы. 27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года (48 лет от роду), предрекая перед смертью, что монастырь претерпит много невзгод и неурядиц, которые в конце концов благополучно завершатся.

http://sobory.ru/article/?object=07397

В.И. Марченко Скачать epub pdf Дни памяти: Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых 8/21.01 – установлено, точная дата смерти неизвестна, 1938 г. Мученик Михаил Александрович Новоселов (в тайном монашеском постриге и тайной хиротонии – епископ Марк) родился в 1864 году в селе Бабье Домославской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Отец Александр Григорьевич и мать Капитолина Михайловна – оба были из семей священников. В начале жизни Михаил жил с родителями в Туле. Его отец был известным педагогом, директором Тульской гимназии, в которой учился и Миша. Под руководством отца Михаил получил хорошее образование. Михаил Александрович окончил историко-филологический факультет Московского университета. К моменту окончания университета он был горячо увлечен идеями Л.Н. Толстого, с которым был знаком еще с детских лет. В дневниках и письмах Л.Н. Толстого часто встречается фамилия Новоселова, который был любимым учеником писателя. Будучи идеалистически настроенным, искренним и восторженным, Михаил отдался его делу, практическому осуществлению толстовских идей: устройству столовых для голодающих и организации толстовских колоний. Михаил решил на практике осуществить пропагандируемый Толстым образ жизни – жить на земле трудом своих рук. На собственные деньги купил землю и создал одну из первых в России толстовских земледельческих общин. Она просуществовала только два года, показав нежизнеспособность толстовских идей. 27 декабря 1887 года он был арестован. Обвинен при аресте в организации нелегального кружка и издании нелегальной литературы. Часто собиравшаяся у Новоселова молодежь и размножение гектографическим способом брошюры Толстого «Николай Палкин», найденной при обыске – все это грозило ему ссылкой в Сибирь. Этого удалось избежать благодаря вмешательству самого Л.Н. Толстого. В начале февраля 1888 года он был выпущен под гласный надзор полиции без права проживания в столицах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Глава 15. Книга Пророка Аввакума 59. Сведения о пророке Аввакуме и время его служения Ни происхождение, ни время пророческого служения пророка Аввакума нигде в Писании не обозначено. Поэтому в данном случае остается руководствоваться преданием. По таковому преданию, записанному блаженным Иеронимом, Епифанием и Дорофеем, Аввакум происходил из колена Симеонова и жил во времена Вавилонского пленения. От нашествия Навуходоносора скрылся в Аравию и там провел тяжкое время осады и сожжения Иерусалима и отведения в плен своих соотечественников. На родину возвратился по прекращении войны, уже после того, как уцелевшие от Вавилонского меча Иудеи убежали в Египет и увели с собой пророка Иеремию. Здесь, среди обезлюдевшей страны, Аввакум занялся земледелием и, когда однажды отправился на поле с обедом для своих жнецов, тогда внезапно восхищен был Ангелом в Вавилон и отдал обед свой Даниилу, находившемуся во рву со львами; а потом таким же образом возвращен в отечество, где и скончался в мире за два года до возвращения Иудеев из Вавилонского плена. Ему приписывают некоторые апокрифическия пророчества (Prophetiae Habbacuc, sacerdotis Juda, ex tribu Levi), например о возвращении Иудеев из Вавилонского плена, о необыкновенном свете и славе в храме, изображавших Мессию, о пленении Иерусалима западным народом, т. е. Римлянами. Но едва ли возможно это предание об обстоятельствах жизни Аввакума согласовать с книгой, занимающей восьмое место в ряду двенадцати меньших пророков. Ибо в ней сказано: Вот Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями ( Авв 1:6 ); а Халдеи уже определенно упомянуты при первом нашествии Навуходоносора на Иудею в царствование Иоакима ( 4Цар 24:1 1214 ). Следовательно Аввакум начал свое служение раньше этого времени; иначе слова его о появлении Халдеев будут указанием на прошедшее общеизвестное событие, а не пророчеством о деле новом, которому не поверили бы ( Авв 1:5 1215 ) – и видением, относящимся к будущему времени ( Авв 2:3 1216 ), как сам пророк называет их. Равным образом предсказание побед и участи Навуходоносора ( Авв 1:9–11 1217 ) превратится в повествование, нарушающее правильный ход речи у пророка Аввакума. Следовательно, Аввакум, во времена Кира отдавший обед Даниилу во львиный ров ( Дан 14:33–39 1218 ), есть другая личность, отличная от Аввакума, чья книга занимает место в ряду двенадцати малых пророков. Климент Александрийский (Stromat. lib. 1:pag. 92 и блаженный Феодорит (Praefat. in НаеЬас). считают этого последнего современником святого пророка Иеремии, т. е. относят ко временам Иосии, Иоакима и Седекии (659–606 до Рождества Христова); а хроники Иудейския (Biblia Vatabli not. ad Habbac. 1:1) относят его ко временам Манассии (716–661 г. до Рождества Христова); это последнее предание кажется более вероятным по сообразности книги Аввакума с состоянием народа Иудейского при Манассии. 60. Содержание и цель книги пророка Аввакума

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава 25 1–9. Субботний и 10–55. юбилейный годы. Лев.25:1 .  И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря: Лев.25:2 .  объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; Лев.25:3 .  шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, Лев.25:4 .  а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; Круг древнееврейских праздников (см. Лев.23 ), в которые израильтянин посвящал себя на служение Иегове, завершается двумя замечательными учреждениями, представляющими дальнейшее развитие идеи субботы: институтом субботнего и юбилейного года, когда служил Богу не только человек, но и сама земля, дарованная Иеговою во временное пользование и на условиях завета евреям. Первою, и самою характерною чертою субботнего года, называемого субботою Иеговы ( Лев.25:2, 4 ), был покой земли, т. е. земля не возделывалась, не засевалась ( Лев.25:4 ), виноградные и др. фруктовые деревья не обрезывались ( Лев.25:5 , ср. Исх 23.11 ); из этого само собою следовало прекращение всех, связанных с земледелием (но не других) работ в год субботний. Таким образом, как у людей рабочею единицею времени является день, так в отношении к земле – год; и как у людей после 6 рабочих дней наступал 7-й день покоя и служения Иегове – суббота, так и земля после 6 лет севооборота и доставления плодов частным собственникам, делалась собственностью только Иеговы, праздновала тот священный покой, в который она была поставлена им при творении. Лев.25:5 .  что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли; Лев.25:6 .  и будет это в продолжение субботы земли всем вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; Лев.25:7 .  и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава первая     О Соборном Послании Святого Апостола Иуды Писателем последнего в каноническом порядке послания был Иуда «раб Иисуса Христа, брат Иакова» ( Иуд.1:1 ). Вопреки мнению некоторых западных исследователей (у нас разделяемому преосвящ. Михаилом), этот Иуда не может быть отождествляем с апостолом из числа 12-ти – Иудою Фаддеем или Леввеем ( Мф.10:3 ), иначе называемым Иудою Иаковлевым ( Лк.6:16 ; Деян.1:13 ): Апостол Иуда скорее называл бы себя сыном Иакова, а не братом Иакова. Поэтому гораздо основательнее признать, что писателем последнего Соборного послания был Иуда, брат Господа по плоти, сын Иосифа Обручника от первой его жены и брат Иакова, первого епископа Иерусалимского и писателя первого послания (ср. Мф.13:55 ). По свидетельству Климента Александрийского , Иуда, написавший Соборное послание, был братом сыновей Иосифа (Обручника); он мог бы указать на свое родство по плоти с Господом, но предпочитает именовать себя Его рабом, указывая только на свое отношение к Иакову: он был братом Иакова, по отцу Иосифа (Ad umbr. Megne. gr. IX:731). Подобно другим братьям Господним, Иуда во время земной жизни Господа еще не веровал в его Божественное достоинство ( Ин.7:5 ), но по воскресении Господа он с братьями примкнул к общине апостолов и первых уверовавших во Христа ( Деян.1:14 ) и, занимая известное положение в первенствующей церкви, наравне с другими братьями и вместе с апостолом нес миссионерские труды по распространению Евангелия ( 1Кор.9:5 ). По свидетельству постановлений Апостольских, Иуда был преемником брата своего Иакова в епископстве церкви Иерусалимской (Const. apost. VII, 46). По рассказу Евсевия (Ц. Ист. III, 19–20), в конце царствования Домициана (ок. 95 г. по Р. X.) два внука Иуды, занимавшиеся земледелием, были приведены, по наветам еретиков, к Кесарю, как потомки Давида и родственники Господа, и когда император убедился, что никакой опасности для его власти они не представляют, он отпустил их, и прекратил гонение на церковь ; отпущенные же сделались предстоятелями церквей, как исповедники и вместе сродники Господа, и, наслаждаясь миром, дожили до царствования Траяна. Других сведений о жизни и смерти св. Иуды предание и церковная история не сохранили.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Заслуженный профессор протоиерей Николай Александрович Елеонский родился 11 ноября 1843 года в Калужской губернии в семье сельского священника. Он окончил Калужские духовные училище и семинарию, затем в 1868 году – Московскую духовную академию. За сочинение „Святое Евангелие от Марка: против Баура” он был удостоен степени магистра богословия. Затем он был направлен преподавателем в Харьковскую духовную семинарию, однако в 1870 году переведён обратно в МДА, где определён преподавателем гомилетики и литургики в семинарии. Год спустя Учёным советом МДА Н. А. Елеонский был удостоен избрания доцентом по кафедре Священного Писания Ветхого Завета, которую он занимал десять лет. В 1879 году он стал ординарным профессором богословия в Петровской земледельческой и лесной академии в г. Москве и после рукоположения назначен настоятелем её академического храма. С 1891 года священник Николай Елеонский состоял членом Московского духовно-цензурного комитета. В 1892 году он был определён профессором в Московский императорский университет и стал настоятелем университетского храма. В 1897 году отец Николай был удостоен звания заслуженного профессора. С 1898 года он являлся председателем Отделения педагогического общества при Московском университете по вопросам религиозно-нравственного образования и воспитания. Был возведён в сан протоиерея в 1904 году. Научная деятельность профессора протоиерея Николая Елеонского многогранна и содержательна. Основной сферой его деятельности было изучение Священного Писания , особенно – исагогических вопросов. Как и его учитель по МДА, профессор епископ Михаил (Лузин ; 1830–1887), протоиерей Николай Елеонский ставил задачу православного анализа западных теорий „отрицательной” (т. е. отрицающей традиционное церковное понимание богодухновенности Священного Писания ) библейской критики и выявления их несостоятельности. В своей магистерской работе он разобрал теорию Ф. X. Баура о якобы после-апостольском происхождении Евангелия от Марка и показал её тенденциозность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Зыково. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты До построения в Зыково отдельной церкви приход относился к с. Никольское (ныне Гагарино), где находилась Никольская, а после пожара 1825 г. - Христорождественская церковь. Деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы имел крестообразную форму, длина 10 аршин, ширина - 5 сажень. Была построена в 1880 г. прихожанами, которые внесли на строительство 4000 руб. В этот же год в новопостроенную церковь местный земледелец камер-юнкер двора Его Императорского Величества Анатолий Васильевич Инсарский пожертвовал иконостас и хоругви на сумму 1500 руб., а крестьянин с. Ломовое Даниил Костин пожертвовал: «1) 4 медных посеребренных подсвечника, серебреный напрестольный крест; 2) напрестольное Евангелие в лист, обложенное вызолоченным медным листом; 3) 20 ф. свеч белого воска с позолотою; 4) ковер для постилки перед престолом, всего на сумму 210 руб.» Площадь земли под церковь и кладбище составляла 1 десятину, усадебной - 3 и пахотной 30 дес. Кроме дохода от земли церковь получала от прихожан 500 руб. в год. Приход состоял из одного села Зыково, состоящим из 151 двора. На 1885 г. здесь числилось: 485 мужского пола и 512 женского (997 жителями), в том числе не более 40 человек грамотных. Причт состоял из 1 священника и 1 псаломщика, получал помесячно за требы 500 руб. в год и проценты с 200 руб. Известно, что священнослужителем Покровской церкви с 28 мая 1882 г. был Иоанн Русанов. С 5 ноября 1886 г. при Покровском храме действовала церковно-приходская школа для мальчиков. В 1900 г. на средства местной землевладелице, вдовы камер-юнкера двора Его Императорского Величества Любови Васильевны Инсарской были оштукатурены и окрашены стены и потолки в храме, сделаны вторые, зимние рамы в окнах, прибавленны 4 образа во втором ярусе иконостаса, а также окрашены масляной краской крыша, наружные стены храма и кровля на ограде. В этом же году приобретен новый колокол вместо разбитого старого в 39 пуд. В 1908 г. деревянный Покровский храм сгорел в пожаре, и на полученную приходом страховую премию была построена и освящена 19 июля т. г. священником Александром Ольгиным деревянная церковь прежнего храмонаименования. В это же время велась постройка каменного храма, который в 1910 г. уже был «выложен до карниза».

http://sobory.ru/article/?object=17314

Иваньково. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты Построена в 1903 году тщанием благотворителей, но особенно московской купчихи Александры Иосифовны Тарасовой. Зданием каменная с таковой же колокольней. Престол в храме был один, теплый во имя Святых Первоверховных Петра и Павла. После революции 1917 года церковь на протяжении многих десятилетий использовалась как склад. В начале 90-х годов XX века местные жители выступили с инициативой о восстановлении храма и о возобновлении Богослужения в нем. home.tula.net Село Иваньково лежит в гористой местности, по сторонам речки Радовищи, впадающей в реку Беспуту, отстоит названное село от г. Тулы в 60 верстах и от уездного Каширы в 18 верстах. Приход составляют, кроме села Иванькова, деревни: Восемская, Пилюгино и Сидоровское, население прихода составляют, за исключением военных 53 душ муж. пола и 52 жен. пола, крестьяне в числе 601 муж. пола и 603 жен. пола… Кроме земледелия, многие прихожане ищут заработка в отхожем промысле, каковым для них служит свечное производство на юге России. Относительно первоначального образования прихода, равно и того, почему село Иваньково получило такое название, исторических сведений не сохранилось. Существующий в с. Иванькове храм во имя св. Апостолов Петра и Павла с приделом во имя св. Николая Чудотворца, деревянный, устроен в 1798 году. Храмостроительницами были княжны – девицы Мария и Анастасия Васильевы. В 1880 г. храм был перестроен, при чем потолки заменены новыми, а деревянная крыша железною. Иконостас храма со времени основания обновляем не был. Причт церкви села Иваньково состоит из священника и псаломщика, пользуется церковной землей в количестве 65 десятин 1181 кв. сажень, из которых усадебной 4 десятины 1181 сажень, полевой 57 десятин, из них 10 десятин совершенно неудобной, и сенокосной – луговой 4 десятины. При церкви села Иванькова есть земская школа, открытая в 1879 г. П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» Тула 1895 г. Каширский уезд, стр. 435.

http://sobory.ru/article/?object=06213

Иже во святых отца нашего Иоанна, Патриарха Александрийскаго, Милостиваго и преподобнаго отца нашего Нила Постника На Господи, воззвах: стихиры, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Расточив, раздал еси требующим хлеб твой,/Иоанне чудне,/милостию подобяся милостивнейшему, преподобне, Владыце./Тем твоя пребывает истинно во век память, святе,/юже верою празднующия/твоими молитвами спасай искушений же и скорбей,/иерарше всебогате. Твою чистоту,/и ума правость, и нрав Божественный/Видяй, тайная провидев,/возводит на величайший престол,/помазав миром тя, мудре, и совершив,/и паствы кормила яве вручив,/юже ко пристанищу направил еси Божественнаго хотения,/Иоанне Богоглаголиве. Вся прошения твоего сердца/Господь, досточудне, подаде,/вся бо соблюл еси законоположения спасительная./Бога бо всеконечно/и ближняго, Богоблаженне, яко тебе самаго, возлюбил еси/и требующия удоволил еси:/сего ради тя днесь, Иоанне, почитаем. Ины стихиры преподобнаго, глас 8. Подобен: Что вы наречем: Что тя ныне наречем, святе?/Реку, исходящую от мысленнаго Едема,/поток от Бога подаемых даров,/наводнение учений благодати,/чашу мудрости и знания,/молебника крепчайшаго, учителя действительнейшаго./Моли спастися душам нашим. Что тя возъименуем, преподобне?/Земледелателя безсмертных, блаженне, садов,/садоделателя разумнаго рая верных,/законов Богоданных искуснейшаго толковника,/догматов Богодуховных ведателя,/сказателя благоестественнейша/и наказателя довольнейша./Моли спастися душам нашим. Что тя ныне нареку, чудне?/Уставоположника сопружества, целомудрия правителя,/наказателя монашествующих и девства путевожда,/праведно обоим меряща,/яко искусом прошедша обоя./Многа твоя деяния/и о Бозе твое пощение./Моли спастися душам нашим. Слава, глас 2. Анатолиево: Милости источник требующим умножает/благосострадательныя щедроты,/Иоанн, Христов подобник,/великий пастырь Александрян и светило./Приидите, насытимся, нищии духом,/подражающии того тихости,/любоблагоутробным бо нравом/Христа странствовавшаго чрез нищия угостив,/яко древле Авраам, блаженства удостоися/и со дерзновением молится/помиловатися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Исидор Пелусиот , святой отец церкви, родился в Александрии не позднее 370 года от благородных и богатых родителей, почему и имел возможность получить блестящее образование. Еще в молодых годах он поселился в монастыре, находящемся на горе вблизи города Пелусии у главного восточного рукава Нила и был здесь пресвитером и настоятелем. Слава о жизни и красноречии Иоанна Златоуста побудила Исидора отправиться в Константинополь, чтобы слушать частные и публичные наставления великого пастыря. Исид. пришлось быть очевидцем и несправедливого суда Феофила над Златоустом. Личное знакомство с Златоустом и внимательное изучение его творений отразились в значительной степени и на творениях самого Исидора. Многочисленные письма Исид. рисуют его как влиятельного, горящего святой ревностью, смелого борца за правду, любвеобильного пастыря душ человеческих и опытного толкователя Священного Писания . У него просили и получали советы не только епископы и вельможи, но и патриархи Александрийские и сам император. В письмах он поучал и простого воина и полководца, и земледельца и вельможу. Год смерти его неизвестен. Последними его письмами являются письма к Кириллу Александрийскому (310, 311, 324) и к императору Феодосию, относящиеся к 431–432 гг. Тильмон, Фабриций и Нимейер относят кончину святого Исидора ко времени после 448 г., когда Евтихий открыл свое учение, так как в письмах Исид. обличаются мысли Евтихия. Но эти обличения встречаются и в письме к Кириллу (444), несомненно написанном до 448 года, и объясняются общим направлением александрийской христологии. Большая часть писем св. Исидора посвящены монашеству. О монашестве он имел самое высокое понятие: «Только удаление от мирской суеты, добровольная бедность и воздержание дают возможность христианину посвятить себя истинной практической философии учеников Христовых» (1,63); «тот, кто живет среди шума и желает познать Бога, не понимает, что насеваемое среди терний заглушается терниями и что, не упразднясь, нельзя познать Бога» (I, 402).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010