Нил Иванович Ножнин, сын крестьянина Никольского уезда. Окончил 3 класса Никольского духовного училища. С 20.05.1902 псаломщик Халезской Богородской церкви Никольского уезда. С 01.09.1906 эконом Никольского духовного училища. Эконом Вологодской духовной семинарии, рукоположен в сан диакона. С 08.07.1912 диакон Шалимовской Михаило-Архангельской церкви Сольвычегодского уезда. С 01.01.1917 диакон Трифоновской Уфтюжской церкви Кадниковского уезда. См. Ножнин Нил Иванович//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=8633 . Николай Михайлович Попов (ок. 1878 г.р.) – сын дьякона Вологодской епархии. Окончил Тотемское духовное училище (1895), с 27.08.1896 псаломщик Вотчинской Михайло-Архангельской церкви Тотемского уезда, состоял в местной школе учителем пения. С 25.12.1904 диакон Николаевской Кептурской церкви Тотемского уезда. С 24.08.1915 по прошению перемещен к Трифоновской Уфтюжской церкви Кадниковского уезда, с 07.03.1916 эконом Вологодской духовной семинарии, с 04.02.1917 перемещен на штатную диаконскую должность к Николаевской Янгосорской церкви Вологодского уезда. См. Клировую ведомость Николаевской Янгосорской церкви Вологодского уезда за 1917 г.//ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 139. Л. 1331 об. – 1332 об. Николай Павлович Иконников окончил Устюжское духовное училище (1899), выбыл из 2 класса семинарии (13.04.1901), с 04.01. 1902 псаломщик Благовещенской Вожбальской церкви Тотемского уезда, с 02.02.1909 диакон Нутренской Николаевской церкви того же уезда, с 03.02.1917 эконом Вологодской духовной семинарии. См. ВЕВ. 1901. 14. С. 224; Иконников Николай//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=8600 . Николай Павлинович Сумароков (05.12.1867 – после 1928) – сын псаломщика Троицкой Кильчангской церкви Никольского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1888), с 14.09.1888 диакон Николаевской Возимской церкви Вологодского уезда. С 20.06.1889 по прошению переведен к Воскресенской Боровецкой церкви. С 14.04.1891 священник Николаевской Пустораменской церкви Кадниковского уезда. С 15.05. 1897 переведен по прошению к Скорбященской церкви при Вологодском исправительном отделении. С 14.08.1898 до августа 1902 – эконом Епархиального общежития Вологодской духовной семинарии. С 13.06.1912 во всяком случае до 1918 г. священник Вологодской градской Зосимо-Савватиевской церкви. К 1923 г. был за штатом. С 16.09.1923 избран прихожанами настоятелем Петропавловской Вологодской церкви вместо уклонившегося в обновленчество о. А. Резанова. Служил в этом храме в 1928 г. См. Клировая ведомость Зосимо-Савватиевской церкви г. Вологды за 1914 г.//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 15. Д. 99. Л. 3 об. – 5 об.; И.Спасенкова. Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды). Диссертация… канд. ист. Наук. Вологда. 1999.

http://bogoslov.ru/article/6177625

«Господи, спаси благочестивыя» есть как бы замена архиерейского благословения к народу, выражаемого словами: «призри с небесе, Боже». А относительно «и во веки веков» мы приведем выдержку из древнего устава соборной литургии в одном греческом евхологии – типике XII–XIII века – выдержку, которая бросает иной свет на построение этой части. «Нужно знать», говорится здесь: «что в праздники поем трисвятое, и, когда певцы дойдут до славы (при пении трисвятого), диакон подходит к священнику, держа орарь в правой руке, и говорит: благослови, владыко, славу (т. е. петь трисвятое на славу Отцу). Священник отвечает: «благословен Бог , славимый во Св. Троице», а диакон, обратившись к народу, показывает ему орарь, и тогда доместик (регент) начинает: Слава. При пении сего сходятся священники и диаконы к сопрестолию и, когда протодиакон скажет: «повели, владыко», а иереи: «благословен грядый», подходят к св. кафедре (горнему месту), а диакон, показывая на неё, произносит: «благослови, владыко, св. кафедру». Этот характерный отрывок рисует дело в следующем виде. Перед тем, как начать пение трисвятого на славу, т. е. в последний раз (четвертый), диакон выходил к царским дверям и движением ораря давал доместику знак начинать пение. Теперешнее: «и во веки веков», во время которого диакон известным образом поводит орарем, было вначале не что иное, как распоряжение, направленное к певцам. Весьма вероятно, он произносил при этом: «слава Отцу и…», откуда и выработался теперешний, возглас: «и во веки веков». Трисвятое пели впрочем не одни певцы, но и в алтаре служащие, когда служили соборне, и были на лицо исполнители. Дальнейшее движение литургии в нашем чинопоследовании в некоторых действиях несколько уклоняется от образцов древне-церковной практики и от того порядка, который существовал при Златоусте. После евангелия, наприм., (к целованию которого, по словам Павла Силенциария и так назыв. Софрония, допускались присутствующие) произносились поучения, ближайшим образом приспособленные к содержанию прочитанного отделения писания; за проповедью следовали молитвы за оглашенных, кающихся, бесноватых, которые все и выходили затем из церкви, получив благословение священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Диакон выслушал меня со вниманием и не без удовольствия пробасил: “Здорово проведем “папашу”.   Л. 59   Кончил я свое сочинение в 12 часов, и около часу готов был и экспромт Мише. Я вышел в сад и вручил сочинение в запечатанном конверте диакону. Крякнув по обыкновению, он направился в корпус. “Папаша”, когда диакон поднялся в средний этаж, сидел недалеко от учительской с газетой в руках и озирался на все стороны, “иский кого поглотити”. Подойдя к “папаше”, мой хозяин сказал ему о необходимости передать письмо ученику II класса Михаилу Судакову от его больного отца, только что приехавшего из деревни. “Теперь не время. Оставьте письмо, я передам его”, – внимательно посмотрев на диакона, сказал “папаша”. “Но мне необходимо лично видеть Судакова и помимо письма передать ему еще наказ от отца”. “Знает Судаков о болезни отца?” – продолжил свой допрос “папаша”. “Нет, отец его приехал после ухода сына в семинарию”. “Вот видишь… Тем более неудобно теперь передавать ему письмо. У них экспромт.   Л. 59 об.   Судаков будет волноваться, узнав о болезни отца, а это отзовется на его сочинении”. Диакон продолжал настаивать, а “папаша” – упираться. Посмотрев на часы, мой хозяин сказал “папаше”, что у него чрез полчаса назначены в церкви крестины и что ему теперь же необходимо видеть Судакова. “Дайте письмо”, – решительно сказал “папаша” и со словами “идемте” повел его ко II классу. Положение диакона оказалось самое критическое. “Папаша” мог вызвать Судакова из класса и, вручив ему письмо, заставить при нем же распечатать его и дать ответ диакону. Не только диакон, но и я растерялся бы при таком обороте дела. Однако все обошлось благополучно. Вызвав Мишу из класса, “папаша” вручил ему письмо. Миша, получив письмо, тотчас же возвратился в класс. Диакон, бывший, как он говорил, на краю гибели, чуть-чуть не перекрестился. У дверей он остался только для   Л. 60   видимости. “Папаша” в это время был отвлечен криком, раздавшимся в конце коридора, и быстро ушел по направлению крика». «Однако нужно же было выдумывать такую штуку», – заметил кто-то из слушавших.

http://bogoslov.ru/article/6192438

Архив: Послужный список о. М. Введенского (1926). АЕУА. Вдовенко Евгений Ионович (11.2.1880, Ялта 27.5.1944, Сент-Женевьев-де-Буа, Франция), диакон. Из семьи духовенства. Окончил Ялтинское городское училище и техническую школу при Симферопольской Духовной семинарии (1894), работал по специальности электротехником, учитель начальной земской школы (19001902), перешел на государственную службу гражданским чиновником (19051917), дослужился до чина коллежского асессора, эмигрировал в Сербию, диакон (22.3.1921), рукоположение совершил митр. Евлогий (Георгиевский) в Берлине, исполнял должность келейника митр. Евлогия, 2-й диакон при Св. Александро-Невском соборе в Париже (1922), состоял в юрисдикции митр. Евлогия, организовал маленькое предприятие производства церковной утвари, псаломщик церкви при русском старческом доме в Сент-Женевьев-де-Буа (1.12.192926.10.1931), снова диакон при Св.-Александро-Невском соборе в Париже (26.10.19311937), вышел за штат по болезни (1937) и проживал в женской обители в Розэ-ан-Бри близ Мелэна, а затем в старческом доме в Сент-Женевьев-де-Буа. Архив: Послужный список о. F.. Вдовенко (19221944). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Вейдле Владимир Васильевич (1.3.1894, СПб. 5.8.1979, Париж, Франция), церковно-общественный деятель, историк Церкви, литературовед и искусствовед. Окончил исторический факультет С.-Петербургского университета (1916), доцент Пермского университета по кафедре философии (19181919), доцент Петроградского университета по кафедре истории западного искусства (19201924), эмигрировал через Финляндию во Францию (1924), преподаватель Парижского Св.-Сергиевского богословского института по кафедре христианского искусства и истории западного христианства (19251932), доцент (19321952), член Братства Св. Софии, состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), потом перешел в юрисдикцию МП, читал курсы лекций в университетах Мюнхена, НьюЙорка, Принстона (195060-е гг.), участник съездов РСХД, автор многочисленных статей и книг, опубликованных на русск., фр. и англ. языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Диакон Станьте на молитву. Народ Господи помилуй, трижды. Священник же произносит молитву входа и на фимиам: Владыка Господи Боже наш, избравший двенадцатисвещный светильник двенадцати апостолов и пославший их проповедовать во всём мире и учить Евангелию Царства Твоего и вра­чевать болезнь и всякую немощь в народе (см. Мф. 10, 1 ), и дунувший в лица их и сказавший им: примите Духа Святого Утешителя; кому простите грехи, тому простятся, на ком оста­вите, на том останутся (см. Ин. 20: 22–23 ), так и на нас, предстоя­щих рабов Твоих, при входе священнодействия 874 , с 875 епископами, пресвитерами, диаконами, чтецами, певцами и мирянами, со всею полнотой Святой Соборной и Апостольской Церкви; избавь нас, Господи, от клятвы и проклятия 876 , и от анафемы, и уз, и отлучения, и от части противника; и очисти наши уста и сердце от всякой нечистоты и от всякого порока, чтобы нам с чистым сердцем и чистой совестью приносить Тебе фимиам этот, в приятное благоухание, и в оставление грехов наших и всего народа Твоего, благодатью и щедротами и человеколю­бием Единородного Сына, – гласно, – через Которого и с Которым Тебе слава и держава, с Всесвятым и Благим и Живо­творящим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Народ Аминь. Диакон Прямо (стойте) 877 . И поют: Единородный Сын и Слово. И бывает вход Евангелия, и говорит диакон: На молитву. Священник Мир всем. Народ И духу твоему. Диакон На молитву. Народ Господи, помилуй. Священник произносит молитву Трисвятого: Владыка Господи, Иисусе Христе, совечное Слово безначального Отца, ставший подобным нам во всём, кроме греха, для спасения рода нашего, пославший святых Твоих учеников и апостолов проповедовать и учить Евангелию Царства Твоего и врачевать всякую болезнь и всякую немощь в народе Твоем, сам и ныне, Владыка, пошли свет Твой и истину Твою, и просвети очи ума, к разумению божественных слов Твоих, и сподоби нас быть слушателями их, и не только слушателями, но и исполнителями слова, сделавшись способными 878 к приношению плодов, и производить добрые плоды и в тридцать и во сто крат (см. Мф. 13, 8 ), чтобы нам удостоиться Царства Небесного. Гласно. И скоро да предварят нас щедроты Твои ( Пс 78, 8 ), Господи. Гласно. Ибо Ты – благовестие, Спаситель и хранитель душ и тел наших, Господи Боже, и Тебе славу и благодарность и Трисвятую песнь возносим, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Священник Мир всем. Диакон Со страхом Божиим 927 . Священник молится 928 : Святой, Всевышний, страшный, во святых почивающий Господи, освяти нас словом благодати Твоей и наитием Всесвятого Духа Твоего; ибо Ты сказал, Владыка: будьте святы, потому что Я свят ( 1Пет. 1, 16 ); Господи Боже наш, непостижимое Слово Божие, Отцу и Святому Духу единосущное, совечное и совластное, прими чистую песнь, вместе с Херувимами и Серафимами, и от меня, грешного и недостойного раба Твоего, из недостойных уст моих взывающую и говорящую 929 . Народ Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Священник гласно Святое святым. Народ Один Отец свят, один Сын свят, один Дух свят, в единство 930 Духа Святого. Аминь. Диакон О спасении и заступлении 931 . Священник, знаменуя народ, гласно Господь со всеми 932 . И преломляет 933 священник хлеб, и говорит: Хвалите Бога в... 934 И раздробляет священник (хлеб), говоря присутствующим: Господь благословит и поможет, великим... 935 И говорит священник: Повелите. Клир Дух Святой повелевает и освящает. Священник Вот освятилось и совершилось. Клир Один Отец свят, трижды. И говорит священник: Господь со всеми. Клир И с духом твоим. Священник говорит: Сам благословил 936 его. И причащается священник, молясь 937 : по человеколюбию. Иначе: Как лань желает к потокам воды ( Пс. 41, 2 ). И когда причащает клир, говорит: Тело святое. И над чашею говорит: Драгоценная Кровь Господа и Бога и Спасителя нашего. И по исполнении, говорит диакон: Встаньте на молитву. Священник Мир всем. Диакон Молитесь. Священник произносит молитву благодарения 938 : Благодарим Тебя, Владыка Господи Боже наш, за причащение святых, пречистых, бессмертных и небесных Твоих Таин, которые Ты даровал нам для облагодетельствования и освящения и спасения душ и тел наших, и молимся и просим Тебя, Человеколюбивый, Благий Господи, подай, чтобы приобщение святого Тела и драгоценной Крови Единородного Твоего Сына (было) нам в веру непостыдную, в любовь нелицемерную, в преумножение благочестия, в отгнание противника, в соблюдение заповедей Твоих, в напутствие к жизни вечной, в благоприятный ответ на Страшном Суде Христа Твоего, – гласно, – через Которого и с Которым Тебе слава и держава, со Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Песнь сия называется Ангельскою по следующему преданию. В Константинополе (в V веке) было страшное землетрясение. Во время молебствия о прекращении этого бедствия из среды молящегося народа один отрок чудесным образом восхищен был на небо и там слышал ангелов, поющих трисвятую песнь. Спустившись обратно, также чудесно, к молящимся, отрок сообщил им эту песнь; и когда они начали воспевать её, то землетрясение прекратилось. С этого времени, по воле императора Феодосия младшего, песнь сия введена была в церковное употребление. За трисвятым следует чтение Апостола. Пред Апостолом диакон возглашает: вонмем, то есть будем внимательны к чтению и пению прокимна 11 и проповеди Апостольской. А как для внимательного слушания Апостола нужен внутренний мир; то священник испрашивает его у Бога своим благословением, и говорит: мир всем. Чтец от лица всех желает и ему того же мира, и говорит: и духови твоему. Возгласом: премудрость, диакон возбуждает всех к слушанию премудрости, которая сейчас же будет читаться в Апостоле. Чтение Апостола изображает проповедь Апостолов по городам Иудейским, куда они были посланы Иисусом Христом. Во время чтения Апостола священник сидит, в показание верующим, что он имеет благодать Апостольскую. По прочтении Апостола священник говорит чтецу: мир ти; а чтец: и духови твоему, то есть желает того же мира и священнику. После сего следует чтение Евангелия. После чтения Апостола пред Евангелием всегда поётся Аллилуия, пред которым диакон говорит, как и пред прокимном: Премудрость! Аллилуия (с еврейского значит Хвалите Господа) есть краткое славословие, возвещающее о пришествии Господа на землю. 12 Во время пения аллилуия (в практике большею частию во время самого чтения Апостола) диакон кадит весь алтарь и священника (служебник и чиновник); а священник читает тайно молитву, чтобы Господь мысленные наши очи отверз для разумения евангельских проповеданий. Каждение диакона означает распространение благодати Святого Духа чрез евангельскую проповедь . Благословив диакона, готовящегося читать евангелие, священник словами: Премудрость прости, услышим святаго Евангелия мир всем, возбуждает к слушанию его внимание присутствующих и преподаёт им мир. По раскрытии евангелия лик взывает: Слава Тебе Господи, слава Тебе, чем и выражает от лица всех радость, что Господь удостоил их слушать святое благовестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

«Если ты, диакон, знаешь какого либо бедствующаго, – читаем в другом месте Апост. уставов – напомнив о нем епископу дай, но тайно от него, на злоречие его, ничего не совершай, дабы не возбудить против него ро­пота: ибо ропот последует не против него, но против Бога, и услышит диакон и прочие, что услышали Аарон и Мария, презревшие Моисея: почто не убоястеся глаголати на раба Моего Моисея.» 7 На диаконов же возлагались уставами апостольскими обязанность знать в точности, кто из бедствующих вдо­виц в особенности нуждается, чтобы таковым оказывать предпочтение пред прочими во время агапы. 8 Являясь другом бедных и исполнителем епископских распоряжений по оказанию вспомоществования, диакон во время общественного Богослужения пользуется некоторыми правами священной власти, но опять лишь настолько, насколько это нужно для беспрепятственного совершения бо­гослужения епископом и пресвитерами, коим служит и сослужит здесь диакон. Во время литургии служение диа­конов, по Апостольским Уставам, двоякого рода: одни из диаконов действуют при совершении жертвы, служа Телу Господню, другие надзирают за народом, чтобы он стоял в порядке и тишине. Для наглядного представления об этой деятельности диа­конов почитаем не лишним привести на память настав­ления Апостольских Уставов относительно порядка раз­мещения и поведения мирян при совершении. Молитвенный дом, в котором совершается литургия, должен быть, по уставам Апостольским, продолговатый, обращенный на Восток, имеющий по бокам отделения (παστοφρια ) наподобие корабля. В средине храма – пре­стол епископа, а по сторонам – места для заседающих пресвитеров и предстоящих диаконов. Под смотрением диаконов в задней части храма миряне располагаются со всякою тихостию и в добром порядке; женщины помещаются отдельно и сидят, храня безмолвие. В средине чтец на возвышенном месте стоя читает книги Моисея, Иисуса Навина, судей и царств, книги паралипоменон и возвращения; кроме сего, книги Иова и Соломона и шестнадцати пророков. Когда сие будет исполнено двумя чтецами, некоторый другой пусть поет псалмы Давида, а народ подпевает акростихи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Таким образом факт, что диаконы имели возможность в нужных случаях совершать крещение в древней церкви – факт несомненный. Правда, в Апостольских Постановлениях мы встречаем свидетельства совершенно противоположные. «Мы не предоставляем власти, говорят они, крестить прочим клирикам, как-то; чтецам, певцам, привратникам, или служителям, а только епископам и пресвитерам, при служении им диаконов» 1770 . «Диакон, говорят они далее, не совершает крещения» 1771 . В другом месте их также замечается «пресвитер пусть учить, приносить, крестить, благословляет народ; диакон же да служить епископу или пресвитеру» 1772 , и далее: «Диакон не благословляет, не крестит» 1773 . Но всеми этими местами, по нашему мнению, указывается здесь только на низшую степень благодати, сообщаемой диаконам, которая сама по себе не дает еще им «права» крестить, но нисколько не говорится против их права крестить в случае необходимости, на чем мы настаиваем. «Если будет необходимость, говорит Златоуст, и найдется дитя еще не крещенное и близкое к смерти, то позволительно его крестить и диакону» 1774 . То же самое повторяет и пана Геласий 1775 . «Когда отсутствует пресвитер, говорить Феодорит, и предстоит необходимость, диакон по необходимости может совершать крещение над тем, кому оно нужно» 1776 . Один из римских соборов (конца IV в.) постановил, что диаконам вообще запрещается крестить, но позволяется в день Пасхи по епархии и в случаях необходимости 1777 . Возможность диаконам крестить в исключительных случаях будет более понятна, если принять во внимание, что в древней церкви не только им, но даже и низшим их иерархическим степеням в тех же случаях дозволялось совершать крещение. Древний автор творения «о крещении еретиков», которое относят к творениям Киприана, говорит, что при необходимости позволительно крестить и меньшему клиру 1778 . Бингам, кажется, справедливо под словом «малый клир», вместе с другими, понимает весь клир низший епископа или пресвитера 1779 . Но нередко могло быть, бывало и будет так, что крайняя необходимость заставляет совершить крещение в данную именно минуту, а между тем в это время ни один из членов клира никак не может присутствовать...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Хор: Аминь. Dismissal Deacon : Wisdom! Priest : O Most holy Theotokos, save us. Choir : More honorable that the Cherubim, and incomparably more glorious than the Seraphim, thou who in virginity didst bear God the Word; thee true Mother of God, we magnify. Priest : Glory to Thee, O Christ, our God and our hope, glory to Thee. Choir : Glory to the Father, and to the Son, and to the Holy Spirit, now and ever, and to the ages of ages. Amen. Lord, have mercy. (Thrice). Father, bless. Priest : May He Who has power over the living and the dead, Who Himself rose again from the dead, Christ our true God, through the prayers of His Most holy Mother, of the holy and God-bearing Fathers, of all the Saints, assign to the abodes of the Righteous the soul(s) of His departed servants. Give him (them) rest in Abraham " s bosom, and number them among the Just, and have mercy on us, for He is good and the Lover of men. Choir : Amen. Вечная Память Диакон: Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшым рабом Твоим, имена, и сотвори им, вечную память. Хор: ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ. (Трижды) Memory Eternal Deacon : Give rest eternal, O Lord, in blessed repose, to the soul(s) of Thy departed servant(s), and make their memory eternal. Choir : MEMORY ETERNAL. (Thrice) Приложение Мирная Ектения Диакон: Миром Господу помолимся. Господи помилуй. Диакон: О свышнем мире, и о спасении душ наших, Господу помолимся. Диакон: О оставлении согрешений, во блаженней памяти преставльшихся, Господу помолимся. О приснопамятных рабех Божиих (имена), покоя, тишины, блаженныя памяти их, Господу помолимся. О же простити им всякое прегрешение вольное и невольное, Господу помолимся. О неосужденным предстати у страшнаго престола Господа славы, Господу помолимся. О плачущих и болезнующих, чающих Христова утешения, Господу помолимся. О причтении их в недрех Авраама, и Исаака, и Иакова, Господу помолимся. О избавитися нам от всякия скорби, гнева, и нужды, Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010