Эти свидетельства от мужа, столь уважаемого как по учености, так и по добродетелям, чрезвычайно важны и сообщают нам драгоценнейшие сведения об учреждении Иерархии церковной. Во главе её находился первый епископ Иерусалимский, власть которого сливалась с соборной и вселенской властью Апостолов, семьдесят же учеников им подчинялись, а наконец были диаконы, об учреждении которых повествует Книга Деяний. Почетное первенство это, подало впоследствии повод к учреждению патриаршеств, Иаков же избран первым сановником Церкви, потому что был из числа братьев Господних. Апостолы, освободившись от материальных попечений, могли посвятить более времени на проповедь. Усердие их увенчалось новыми успехами: число верующих значительно умножилось в Иерусалиме; множество священников иудейских покорились вере в Иисуса Христа. Проповедь диакона Стефана Диакон же Стефан не довольствовался препорученным ему хозяйственным служением, но, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе; успехи его обратили на него внимание некоторых синагог как то: Либертинцев, 291 Киринейцев, Александрийцев и некоторых других из Киликии и Асии, которые вступали с ним в споры; но как они не могли противостоять мудрости и духу, с которым он говорил, то решились избавиться от столь грозного противника. Тогда научили они некоторых сказать: «мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога». Они возбудили народ, старейшин и книжников и, напав на него, схватили и повели в синедрион, где представили ложных свидетелей, которые говорили: «этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон, ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые предал нам Моисей». Все сидевшие в Синедрионе, смотря на Стефана, видели лицо его, окруженное блеском, как лицо Ангела. Тогда первосвященник спросил его: 292 «Так ли это?» и он сказал : «Мужи, братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии прежде переселения его в Харрань 293 и сказал ему: «Выйди из земли твоей и из родства твоего и из дому отца твоего и поди в землю, которую покажу тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Я спросил: «кто ты. Господи». Он ответил: «Я – Кирик». Услыхав, я обрадовался. облобызал его и обнял его святые ноги. Он сказал мне: «ступай скорее, я постерегу для тебя, пока ты вернешься». Я тотчас встал и пошел к царскому послу. Я отвел его в сторону и наедине рассказал ему все, что тот сказал мне, и он не поверил мне и сказал: «подожду пока придет тот посол, правда ли это». Я ответил: «что мне, я сказал тебе, смотри сам». И вернулся я к своему делу и нашел отрока сидящим там и стерегущим. Он сказал мне: «пришел второй посол и возвестил ему повеление своего господина-царя; и прежде, чем ты выйдешь с обедни, возвестит тебе этот человек. Ты скажи ему: «передай твоему господину: «ты сделал, что тебе приказали, я же буду молиться за тебя Богу моему, чтобы он утвердил царство твое». Так сказав, он дал мне мир и сокрылся от меня. После этого я пошел в церковь , хваля Бога, сподобившего меня узреть святого отрока Кирика. Пока я стоял обедню, пришел ко мне этот диакон, посланный царем, и сказал мне: «брат, я в сердце считал тебя лжецом, а слово твое оказалось истинным: как ты сказал мне, пришло послание царя, моего господина: «оставь эту золотую пелену, которую я велел тебе принести». Еще и другие пелены он прислал и передал небура-эду для облачения табота Кирика. Блажен ты, ибо воистину возлюбил тебя Христос так, что ты знаешь прежде совершения. Ныне я прибегаю к молитве твоей». И сказал я ему: «не открывай людям, пока я нахожусь в сей плоти моей земной, умоляю тебя Богом живым». Когда я это сказал, он сказал мне: «возлюбленный, не сказать ли мне царю так, как ты сказал мне?» Я ответил: «если хочешь, скажи, но не называй моего имени пред ним, помня клятву, которою я заклял тебя». После этого ушел этот посол, дивясь и хваля Бога и веруя в молитву святого аввы Яфкерана-Эгзиэ: благословение его да будет на нас. Аминь. Когда подвизался святой там в те дни, когда читаются «Страстные деяния» 4 , пришел к нему Габра-Киркос с острова Кобр в день молитвы четвертка, неся табот и сосуд для священнодействия, приведя иереев и диаконов, отслужил литургию и приобщил его св.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

60 Вот перечень этих молитв. Прежде всего диакон, входя на возвышенное место, восклицал: верные помолимся (верные должны были мысленно молиться и говорить: Господи помилуй); диакон продолжал: помолимся Богу за всех оглашенных, чтобы... Он открыл им евангелие Христа Своего, просветил их и научил, научил их Божественной мудрости и т. д. (очень длинная ектиния, сходная с нашей ектинией преждеосвященной литургии, только длиннее последней); в заключении ектинии говорил: вставайте оглашенные, просите мира у Бога и пр. преклоните головы и получите благословение (народ в это время говорил: Господи помилуй и прежде всего ближе стоящие к алтарю ????? (дети?)); оглашенные преклоняли головы и получали благословение, при чем епископ читал молитву; диакон после того говорил: оглашенные выходите с миром. – По выходе оглашенных диакон провозглашал: одержимые нечистыми духами молитесь; помолимся и мы о них, чтобы человеколюбивый Бог и т. д. (довольно длинная ектиния); преклоняйтесь одержимые нечистыми духами и получайте благословение, продолжал диакон; епископ и над ними читал также молитву, начинавшуюся: Ты, Который связал сильного и пр.; одержимые нечистыми духами выходите, заключал диакон. – По выходе бесноватых диакон обращался к оглашенным высшего класса (φωτιζμενοι), в ектинии о них приглашал верных также молиться и о них; повелевал им преклонять голову и получать благословение от епископа; последний читал над ними молитву и они также, как и вышеупомянутые классы, высылались возгласом диакона. – По выходе готовящихся ко просвещению, выступали на середину храма кающиеся (2-го класса, именно те, которые были уже допущены до присутствования при богослужении, следовательно не безпокровные и однако же еще не переведенные в разряд стоящих с верными, словом – так называемые слушающие) и с ними происходило тоже самое, что с предыдущими классами, произносилась диаконом ектиния (весьма длинная), читалась епископом молитва (длинная), после которой они высылались из храма. 61 Диакон восклицал: μ τις τν δυναμνων προελθτω (προσελθτω); верные преклоняли колена, будем просить Бога чрез Христа Его, воззовем к Богу чрез Христа Его, помолимся о мире и благостоянии всего мира и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

1864 См. Типикон, гл. 7, 9 и 1-я седмица поста. В некоторых из этих указаний вместо «кампан» стоит «било» или «древо»: это не исправлена прежняя терминология; в старых уставах и в настоящем месте стоит малое било (так и в нынешнем старообр. уставе). 1875 Так, литургия ап. Иакова имеет такое начало (то, что есть в древнейшем Россанском списке ее XI в., печатаем курсивом, в позднейших – обыкновенным шрифтом). Диакон: Господу помолимся. Народ: Господи помилуй. Иерей: Во имя Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков аминь. Диакон: Станем добре. Миром Господу помолимся. Иерей молитву: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу… и еще 2 молитвы. Диакон: Господи благослови. Иерей – молитву… и т. д. (Петровский А. Апостольские литургии восточной Церкви. СПб., 1897. Прил., с. 1–3). Литургия еванг. Марка, издревле употреблявшаяся в Александрийской Церкви, начинается, по Россанскому кодексу: Диакон: На молитву станьте. Иерей: Мир всем. Народ: И духови твоему. Диакон: Помолитесь. Народ: Господи помилуй. Иерей – 1-ю молитву (Swainson. The greek liturgies. Cambridge, 1884, p. 2–3). В более же древней ее редакции (у Ренодота, Liturgiarum orientalium collectio. Par., 1716, II, 184) начинается тремя молитвами священника, на каждую из которых народ отвечает аминь; затем диакон: Дайте мир. Священник: Благодать… со всеми вами, и т. д. Литургия Месопотамской Церкви, приписываемся ап. Фаддею, – несторианская, но в древнейшей ее основе (напечатанной у нас курсивом) возникшая до ереси Нестория и, во всяком случае, не позже VII в. – начинается: Во имя Отца и Сына и Святого Духа . Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение ныне и присно… Клир: Аминь и Отче наш. Священник, наклоняя главу, делает возглас: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне… Клир: Аминь. Диакон: Помолитеся. Мир с вами. Священник молитву (Петровский А. Апост. лит., 61). 1884 Никон Черногорец. Пандекты, сл. 29, л. 112 (208): «начал старец пети слава Отцу с прочими» (иноками или молитвами?). 1885 Дмитриевский А. Что такое κανν τν ψαλμφδας…//Рук. для сельск. паст. 1889 г., 38, с. 70.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление По благословению преосв. Симона, епископа Мурманского и Мончегорского Зачем нужен церковный этикет Поздравления православных людей друг друга с христианскими праздниками, в том числе и поздравления письменные, – это давняя традиция. Но годы безбожия, столько лет царившие в нашей стране, прервали немало традиций, стерли из памяти людей то, что раньше каждый человек знал с детства, что было естественным и само собой разумеющимся. Утеряны и теперь с трудом восстанавливаются правила поведения, которые в продолжение веков складывались в церковной среде. Незнание, казалось бы, самых простых вещей – как правильно обратиться к священнику, как поздороваться и как попрощаться, как должны верующие люди – братья и сестры во Христе – приветствовать друг друга – все это становится порой для новоначальных серьезной проблемой. Каждый из нас, сегодня пришедших к вере, знает на своем опыте, как сковывает, мешает и зачастую даже лишает духовной радости незнание правил церковного этикета. Вот только один пример из горького опыта новоначальных. Многие, начав ходить в храм, лишали себя священнического благословения только потому, что не знали, как это правильно сделать, что сказать, в какое время лучше подойти к батюшке, как себя вести после благословения. Как правильно поздравить с тем или иным христианским праздником? Как правильно оформить письмо или письменное поздравление, особенно если оно адресовано духовному лицу? В море православной литературы, издающейся сейчас, практически нет ничего на эту тему. Обращение к духовенству В православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Диакон – помощник священника. Он не имеет той благодатной силы, которая дается в Таинстве рукоположения во священника, но за советом и молитвой к нему можно обращаться. К диакону нужно обращаться со словами «Отец диакон». Например, «Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?» Можно называть по имени, но обязательно в сочетании со словом «отец». К примеру: «Отец Александр, будет ли завтра вечером исповедь?» Если говорят о диаконе в третьем лице, употребляют следующие формы: «Отец диакон говорил сегодня…» Или: «Отец Александр сейчас в трапезной». Формы обращения к священнику

http://azbyka.ru/mnogaya-leta-pravoslavn...

Основной текст Апостольского церковного Устава, гл. 4: диаконы уговаривают членов общины к щедрости, наблюдают за поведением членов общины, предупреждая, увещевая, угрожая. Основной текст В Апостольского церковного Устава, гл. 6: диаконы «сторожат днем и ночью», уделяют нуждающемуся из сбора общины, побуждают имущих к добрым делам. – Пост, апост. (Основной текст), гл. 19: диаконы должны заботиться обо всех нуждающихся в заботах и уведомлять епископа относительно бедных; гл. 44: диакон обязан все сообщать епископу, незначительное же решать сам; гл. 43–44, 47: диаконы заменяют епископа в практике церковного воспитания (ср. Основной текст А Апостольского церковного Устава, гл. 4: диаконы свидетельствуют в духовном суде). Диаконы поддерживают в порядке собрание общины. Пост, апост. гл. 57–58. Диакон – это «ухо, уста, сердце и душа епископа», «душа и чувство» епископа, «помощник жизни и справедливости» епископа (Пост, апост. (Основной текст) гл. 44; гл. 15, 19), «очи» епископа (Псевдо-Климент. К Иакову, гл. 12; Поучения. гл. 67), «Аарон» и «пророк епископа» (Пост, апост. II, гл. 30). Само собой понятно, что со служебной ролью диаконов связано также заведование учением, ср.: Игнатий. К Магнез. 13, 1: «утвердиться в учении Господа и апостолов... с епископом... и пресвитерием, и... диаконами». Киприан. Письма. 15, 1: «пресвитеров и диаконов... увещевать вас и обучать полнейше в законе Евангелия, как в предыдущем всегда... бывало, что диаконы, сходясь к темнице, исполняли желания мучеников по своему разумению и по предписаниям Писаний», ср. 14, 3; 15, 3; 17, 2. Мучен, акты Викентия (304 г.), гл. 1 (Ruinart. Р. 323): диакон заступает епископа Сарагосского «в служении учения (in doctrinae ministerium)» и называется в этой деятельности «архидиаконом (archidiaconus)». В посвятительной молитве для диаконов, которую передают Каноны Ипполита II, § 39 сл. (Achelis. S. 66), выразительно испрашивается для них дар учения («даруй самому ему учение ради многих, чтобы посредством его он привел к спасению в экклезию святую род обильный»), диакон является здесь (§61) даже учителем оглашенных. Однако, Achelis. S. 170 едва ли оказывается правым, когда он поэтому все, что встречается в Канонах Ипполита об «учителе экклезии (doctor ecclesiae)», относит к диаконам. Следует заметить также, что выражение об учительной должности диаконов для оглашенных не встречается ни в Египетском церковном Уставе, ни в Постан. апост. VIII. Поэтому находится под вопросом, принадлежит ли оно к первоначальному тексту Канонов. Исключения, во всяком случае, могут представиться. В Александрии был некий восемнадцатилетний катехет, Евсев. VI, 3, 3; по Пост, апост. VIII, Гл. 31, даже мирянин может быть катехетом. Так могло случиться, что катехизировал и диакон.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Также диакон Владимир Василик прокомментировал высказывание диакона Феодора Котрелева на форуме РНЛ , в котором он подверг критике основные положения статьи протоиерея Александра Шаргунова . По словам отца Владимира Василика, «во-первых, заметен явно не почтительный тон диакона по отношению к заслуженному протоиерею». «Во-вторых, видно, что уважаемый диакон Феодор Котрелев пытается сохранить лицо в ситуации явно проигрышной, в ситуации явно скандальной, и пытается заткнуть рот оппоненту некими административными намеками. «Я считаю статью вредной» и пр., - такое, простите, может сказать только благочинный или же сам Святейший Патриарх. Между тем, известно, что Патриарх прямой санкции на открытие выставки не давал. Насколько известно, он лишь написал: «Не возражаю»! Причем неизвестен объем того, что показали Его Святейшеству отец Максим Козлов и диакон Феодор Котрелев. Может быть, они показали, так сказать, относительно безобидные экспонаты выставки либо подали это в соответственном ключе. Учитывая крайнюю занятость Святейшего Патриарха, можно предположить, что в детали он не вникал. А между тем, самые страшные проколы возникают именно в деталях», - добавил отец Владимир. «С другой стороны, Святейший Патриарх мог дать им известную свободу, а потом за эту свободу с них спросить. В данном случае, отец Феодор косвенно прибегает к административному шантажу. Далее. Заметен целый ряд передержек и неточностей. На самом деле, у отца Александра Шаргунова в его статье проведен анализ именно этих художников, именно этой выставки, и особо отмечена связь с кощунственной выставкой 2003 года «Осторожно, религия». Не знаю, куда смотрели устроители выставки, но уже самая связь их с выставкой 2003 года должна была заставить священнослужителей такого режимного города, как столица Москва , где священники должны быть особенно вдумчивы и осторожны, на пушечный выстрел избегать контактов с такими сомнительными личностями, как Гельман, Гор Чахал сотоварищи», - продолжил диакон. «Между тем, мы видим, мягко говоря, непонятное дерзновение, которое многим справедливо показалось дерзостью. И обвинения, извините, в советском прессинге и диктате беспочвенны и беспомощны. Насколько известно из информации, которая появилась на форумах, сам отец Максим Козлов проявил известное диктаторство и волюнтаризм в ответах на вполне законные вопросы посетителей выставки. В ответ на один из острых вопросов отец Максим напрямую ответил: «Шли бы Вы спрашивать и комментировать в другое место!» Проще говоря: «Пошел прочь». Совсем как в старинном советском анекдоте про экскурсию по пушкинс ким местам, про три черепа, каждый из которых принадлежал будто бы Пушкину. На резонный вопрос «А что, Пушкин о трех головах был?» последовал встречный вопрос экскурсовода: «А Вы кто такой?». Ему ответили: «Отдыхающий». Тогда экскурсовод заявляет: «Ну и отдыхайте себе на здоровье, а лекция для колхозников»», - пересказал анекдот отец Владимир.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/06/8/dia...

Таже творит поклоны три до земли, в койлибо буди день, и взем честный крест со благовонными васильками, на подножии креста обложенными, станет пред аналогием зря к востоком. И диакон возглашает велегласно во услышание всех: Помилуй нас, Боже, по велицей милости твоей, молимся тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси. И начинаем первую сотницу, Господи помилуй, 50: знаменающу настоятелю в начале честным крестом, трижды. Таже преклоняет главу, елико пядию отстояти главе от земли, и помалу воздвизается горе даже до скончания втораго, 50, Господи помилуй. егда же доспеет до 90з, Господи помилуй, возвышает глас свой екклисиарх, настоятель же прямо стоя, и конца сотницы ожидая, знаменует крестом паки трижды. Таже обращается к западней стране. И глаголет диакон: еще молимся о благочестивейшем, самодержавнейшем, великом господре нашем, императоре николае александровиче всея россии, о державе, победе, пребывании, мире, здравии, спасении его и господу Богу нашему наипаче поспешити и пособити ему во всем, и покорити под нозе его всякаго врага и супостата. еще молимся о супруге его, благочестивейшей господрне, императрице александре феодоровне. еще молимся о матери его, благочестивейшей господрне, императрице марии феодоровне. еще молимся о наследнике его, благоверном господре, цесаревиче и великом князе алексии николаевиче, и о всем царствующем доме, рцем вси. И начинаем вторую сотницу, Господи помилуй. И творит настоятель второе воздвижение, якоже преднаписася. Таже обращается к полуденной стране. И глаголет диакон: еще молимся о оставлении грехов святейшаго правительствующаго синода, и всего о Христе братства нашего, о здравии и о спасении, рцем вси. И начинаем третию сотницу, Господи помилуй. Скончаваемей же той, обращается настоятель к северной стране. И глаголет диакон: еще молимся о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения, и оставления грехов требующей, рцем вси. И бывает 4 воздвижение: И обращается настоятель к востоком. И глаголет диакон: еще молимся о всех служащих и послуживших во святей обители сей [или храме семъ], отец и братий наших, о здравии и о спасении, и оставлении грехов их, рцем вси.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вход с кадилом, а если предположено по уставу читать Евангелие, то с Евангелием. Свете тихий. Прокимен, в триоди показанный, – и паримия из книги Бытия, – второй прокимен, после которого диакон возглашает: Повелите. Священник, взяв обеими руками кадило и свещник с зажженною свечою, возглашает, стоя пред престолом: Премудрость, прости! возбуждая тем молящихся к особенному вниманию и благоговению – а потом, обратясь к народу, произносит: Свете Христов просвещает всех. Молящиеся падают при сем ниц на землю. Возглас этот указывает на свет ветхозаветных чтений, которыми были просвещаемы и приготовляемы; ветхозаветные праотцы к принятию Спасителя мира, и напоминает верующим, что они скоро поклонятся Ему, Свету истинному, в Преждеосвященных Дарах. Свеча, которую священник держит при сем возгласе, напоминает древний обычай, по которому готовящиеся во дни поста к св. крещению пред выходом из храма осенялись зажженною свечою. После возгласа: «свет Христов» чтец читает паримию из книги Притчей. По окончании ее иерей говорить: мир ти, а диакон " премудрость ». И начинается пение: Да исправится молитва моя... со стихами: Господи, воззвах к тебе, услыши мя Господи, внегда возвати ми к тебе. Положи Господи хранение (охрану) устом моим и дверь ограждения о устнах моих (и огради двери уст моих). Не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех (выдумывать извинения во грехах). Во время пения «Да исправится» присутствующее в храме молятся с коленопреклонением, а священник стоит пред престолом и кадит; при последнем же пении «Да исправится» и он преклоняет колена. После пения «Да исправится» полагается 3 великих поклона, – чем и заканчивается вечерня. Если читается (напр. по случаю праздников) Апостол и Евангелие, то после «Да исправится» диакон говорит: Вонмем; иерей: мира всем, диакон: премудрость, чтец, прокимен; диакон: Вонмем; чтец читает Апостол. После Апостола, аллилуия и чтение Евангелия с обычными возгласами и пением слава Тебе Господи. Далее следуют молитвословия и священнодействия из литургии, а именно: произносятся обычные ектеньи: сугубая – Рцем ecu и ектеньи об оглащенных и верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

К основным обрядам принадлежат: вход, пение трисвятого, молитва трисвятого и благословение священником народа. „Господи, спаси благочестивыя» есть позднейшее дополнение и не встречается не только в древних литургиях, но и в славянских служебниках до XV–XVI века, и вообще эта часть установилась под сильным влиянием архиерейского чиновника и соборной службы в Великой церкви и в кафедральных храмах. „Господи, спаси благочестивыя» есть как бы замена архиерейского благословения к народу, выражаемого словами: „призри с небесе, Боже». А относительно „и во веки веков» мы приведем выдержку из древнего устава соборной литургии в одном греческом евхологии–типике XII–XIII века, выдержку, которая бросает иной свет на построение этой части. „Нужно знать», говорится здесь: „что в праздники поем трисвятое, и, когда певцы дойдут до славы (при пении трисвятого), диакон подходит к священнику, держа орарь в правой руке, и говорит: „благослови, владыко, славу« (т.-е. петь трисвятое на славу Отцу). Священник отвечает: „благословен Бог , славимый во Св. Троице», а диакон, обратившись к народу, показывает ему орарь, и тогда доместик (регент) начинает: Слава. При пении сего сходятся священники и диаконы к сопрестолию и, когда протодиакон скажет: „повели, владыко», а иереи: „благословен грядый», подходят к св. кафедре (горнему месту), а диакон, показывая на нее, произносит: „благослови, владыко, св. кафедру». Этот характерный отрывок рисует дело в следующем виде. Перед тем, как начать пение трисвятого на славу, т.-е. в последний раз (четвертый), диакон выходил к царским дверям и движением ораря давал доместику знак начинать пение. Теперешнее: „и во веки веков», во время которого диакон известным образом поводит орарем, было вначале не что иное, как распоряжение, направленное к певцам. Весьма вероятно, он произносил при этом: „слава Отцу и...», откуда и выработался теперешний, возглас: „и во веки веков». Трисвятое пели впрочем не одни певцы, но и в алтаре служащие, когда служили соборне и были на лицо исполнители.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010