е. отлучает, явных противников установленных ей постов. 8) В воспоминание чего мы содержим посты в известные дни и в определенное время? 8) Успенский пост установлен св. Церковью в память о смерти Пресвятой Богородицы, постившейся перед Своей кончиной; Рождественский пост установлен для приготовления христиан к достойной встрече великого праздника Рождества Христова; Великий пост соблюдаем в подражание Христу, постившемуся в пустыне 40 дней и ночей; Петров пост установлен в память поста новозаветных св. пророков, учителей и Апостолов перед их выступлением на проповедь ( Деян. 13:1–3 ). Однодневные посты установлены в память следующих событий: пост 14 сентября – в память обретения и воздвижения св. Креста Христова; пост 29 августа – в знак печали о мученической смерти св. Иоанна Крестителя, пост накануне Богоявления содержим для приготовления себя к великому празднику Крещения Господня, посты в среду и пятницу установлены для воспоминания о том, что Христос в среду был предан на мучения, а в пятницу распят и умер на кресте за нас и за грехи всего мира. 9) Какая конечная цель соблюдения христианами постов? 9) Получения венца нетленного: «все подвижники, говорит св. Апостол о борцах и состязающихся в бегах, а также и о христианах, стремящихся к царству небесному, воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы –нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор. 9:24–27 ). Учение о христианских постах мы находим в творениях многих св. отцов и учителей Церкви, начиная с первых веков ее существования. Приведем свидетельство об этом некоторых из них. В Правилах Апостольских читаем о постах в среду и пятницу, а также и о Великом посте следующее: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец или певец, не постится в святую Четыредесятницу перед Пасхой, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

е. прощай без конца, потому что и Отец Небесный, Которого мы оскорбляем беспредельно, прощает нам по беспредельному Своему милосердию. (Из проповеди Никанора, архиеп. Херсон. См. «Прав. Обозр.» 1885 г. 1, стр. 453 – 455). Кому возглашается анафема? «Отрицающим бытие Божие и промысл Божий; называющим Бога не Духом, а веществом; не признающим равночестности лиц Пресвятой Троицы; отвергающим необходимость для людей искупления Христова; хулителям приснодевства Божией Матери; не верующим в богодухновенность священного Писания и в благодать Всесвятого Духа; отрицающим загробную жизнь, кончину мира, страшный суд, вечные награды праведникам и вечные же муки грешникам; не принимающим спасительных Таинств Церкви; не признающим вселенских соборов и вселенских Преданий. Таким образом анафеме подвергаются собственно грехи неверия и богохульства. (См. «Послед. в нед. Православия»). По свидетельству свящ. Писания, отлучение установил Сам Господь Иисус Христос: Мф. 18:17 . Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь Посему и апостолы, предавая некоторых сатане, тем самым отлучали от союза Церкви: 1Кор. 5:5 . Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа. 13 .Внешних же судит Бог. Итак извергните развращенного из среды вас. 1Тим. 1:20 . Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтоб они научились не богохульствовать. В особенности неправомыслящих (еретиков) повелело отвращаться и анафематствовать (отлучать): Тит. 3:10 . Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, 11 . Зная, что таковый развратился, и грешит, будучи самоосужден. Гал. 1:8 . Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Когда же отлученные раскаиваются в своем заблуждении, то получают прощение: 2Кор. 2:7 . Вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерной печалью. 8 .И потому прошу вас оказать ему любовь. Читать далее Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений/Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. " Миссион. обозрение " , 1904. - XIV, 336 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

" Земное и небесное " мая 2018 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Вознесенском храме Колпина В канун праздника  Вознесения Господня , 16 мая,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  возглавил Всенощное бдение в  Вознесенском храме Колпина .  Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный  Колпинского округа протоиерей Александр Селиванов, настоятель протоиерей Серафим Сологуб с клиром и другие священнослужители. За усердное служение Святой Церкви были награждены: протоиерей Серафим Сологуб - правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни, иерей Алексий Рудометов - наперсным крестом, клирик храма святого Александра Невского в Усть-Ижоре диакон Вячеслав Семенов - камилавкой. Митрополит Варсонофий обратился к молящимся с проповедью. " В течение сорока дней наши жаждущие души наслаждались духовным благодатным общением с воскресшим Господом, - сказал владыка. - Пришло время, и Господь должен был покинуть землю. Накануне Своих страданий Он говорил ученикам: " Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам " (Ин. 16:7). Ученикам, конечно, хотелось, чтобы Господь с ними оставался всегда, но это не входило в божественный план спасения людей. Они хотели, чтобы Господь стал царем земным, но Господь - Царь Небесный. Ученики не представляли себе Небесное Царствие. Но когда поняли, что Господь не станет земным царем, стали задумываться о том, что же это за Царство, и сорок дней по Воскресении Господь учил их тайнам Царствия Божия. До последней минуты Своего пребывания на земле Он продолжал их учить. И перед самым Вознесением сказал: теперь ожидайте - скоро придет Утешитель, все вам расскажет, вы вспомните, о чем Я вам говорил, облечетесь в силу, которая поможет вам благовествовать о Царствии Божием. Ученики не могли бы выйти на проповедь, если бы не были наделены свыше благодатной силой Святого Духа. Этой благодати они ожидали в Сионской горнице " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

И Воплотившегося от Духа Святого, он делает крест: И Распятого за нас. И опять знаменует: И в Духа Святого. Подобным образом и после Верую 894 , священник знаменует народ, произнося: Господь со всеми. Народ И с духом твоим. Священник Горé – ваши 895 сердца. Народ Имеем к Господу. Священник Будем благодарить Господа. Народ Достойно и справедливо. Диакон ......... 896 Священник начинает возношение: Поистине достойно и справедливо, свято и прилично и душам нашим полезно, сущий, Владыка, Господи Боже, Отче Вседержитель, Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благодарить, Тебя исповедовать ночь и день непрестанным языком, и неумолкающими устами, и немолчным сердцем, Тебя, сотворившего небо и что на небе, землю и что на земле, море, источники, реки, озера и всё, что в них, Тебя, сотворившего человека по Своему образу и подобию, которому и даровал Ты райское наслаждение, а преступившего его не презрел и не оставил, Благий, но опять воззвал посредством закона, вразумлял через пророков, воссоздал и обновил посредством страшного и животворящего и небесного этого Таинства; а всё (это) сделал Ты посредством Твоей премудрости, истинного света, Единородного Твоего Сына, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, через Которого Тебе с Ним и Святым Духом, благодарствуя, приносим словесное и бескровное это служение, которое приносят Тебе, Господи, все народы, от востока солнца и до запада, от севера и до юга; ибо велико имя Твое во всех народах, фимиам приносится святому имени Твоему, и жертва, и приношение. И молимся и просим Тебя, Человеколюбивый, Благий, Помяни, Господи, Святую и Единую, Соборную и Апостольскую Церковь , от концов земли до концов ее, все народы и все паствы Твои. Мир небесный даруй сердцам всех нас, также и мир этой жизни дай нам. Царя, воинство, начальников, советы, народы, соседей, входы и исходы наши устрой во всяком мире. Царь мира, даруй нам Твой мир в согласии и любви 897 ; владей нами, Боже; другого, кроме Тебя, мы не знаем, Твое имя именуем; оживотвори души всех нас, и не преодолеет 898 смерть греха нас и весь народ Твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Литургия эта содержит в себе только вторую, важнейшую часть литургии: возношение даров. Постараемся передать ее содержание. Она начинается словами священника: Господь пусть будет со всеми вами; и со духом твоим – отвечает народ; священник – возведите сердца горе; народ – они ко Господу Богу нашему; священник – благодарим Господа; народ – достойно и праведно есть. Затем благодарственная молитва (в которой говорится о воплощении и страдании Бога Слова и о плодах страдания); молитва заключается словами Спасителя: приимите, ядите 46 ; далее молитва о ниспослании Духа Святого на предложенное приношение 47 , для того чтобы получившие освящение, чрез участие в освященных дарах, могли лучше славословить Бога в Сыне Его Иисусе Христе, Которому слава и держава во св. церкви ныне и присно и во веки веков; предстоящие на это отвечают: как было это, есть и будет из рода в род, из века в век. После этих двух важнейших для совершения таинства молитв следуют уже приготовительные молитвы к приобщению: одна молитва о достойном приобщении таинства тела и крови Христовой 48 , другая над преклонившими головы по голосу диакона (предстоящие преклоните ваши главы), о том чтобы Господь милостиво воззрел на народ, преклонивший головы. Диакон: будем внимательны (respiciamus vel suspiciamus); священник – святая святым: народ – един свят Отец, един свят Сын, един свят Дух Святый; потом самое приобщение; священник – Господь пусть будет со всеми вами, народ – и со духом твоим, поется гимн хвалы (hymnum laudis неизвестно какой), народ приступает ближе для принятия врачевства духовного. Заключение литургии состоит из коротенькой молитвы по приобщении, из преподания мира (Господь пусть будет с вами) и молитвы возложения рук, из преподания мира во второй раз и заключительных слов: идите с миром. – Простота и крайняя несложность этой литургии замечательны; сущность ее составляют 6 молитв, прерываемых краткими возгласами священника, диакона и народа. Эти 6 молитв, из которых ни одной нельзя исключить, сочесть излишней, которых именно столько, сколько нужно, ни более ни менее (благодарственная, призывания св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Молитва после преподания (Святых Таин) Господи Вседержитель ( παντοκρτωρ), Отче Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, благодарим Тебя, что Ты сподобил нас причаститься святого Твоего Таинства; да не будет нам в вину и в осуждение, но в обновление души, тела и духа через Единородного Сына Твоего, в котором Тебе с Ним и с Духом Святым да будет хвала и власть постоянно, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Народ говорит: Аминь 855 . Пресвитер говорит: Господь да будет со всеми вами. Возложение рук после причащения Господи вечный, Который всем управляешь, Отче Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа! Благослови рабов Твоих и рабынь Твоих. Защити и помоги и соблюди их силой Ангелов Твоих; сохрани и укрепи их в страхе Твоем величием Твоим; просвети их, чтобы они помышляли о том, что Твое; и даруй им, чтобы они веровали в то, что Твое, и хотели того, что Твое; согласие без греха и гнева даруй им через Единородного Сына Твоего, в котором Тебе с Ним и с Духом святым да будет хвала и ныне и проч. Народ отвечает: Аминь 856 . Епископ говорит: Господь со всеми вами. Народ И с духом твоим. Диакон говорит: Расходитесь с миром. И после этого оканчивается Евхаристия. Литургия Святого Апостола и Евангелиста Марка Предисловие Основателем Александрийской церкви был св. Марк, ученик Апостола Петра, как свидетельствует предание христианского Востока и Запада 857 . Сама Александрийская церковь , постоянно сохраняя это предание, вместе с тем приписывала св. Марку свою литургию, совершавшуюся в ней с незапамятных времен на греческом языке и известную под именем «Божественной литургии святого Апостола и Евангелиста Марка, ученика святого Петра». Нет сомнения, что при основании местной церкви св. Евангелист передал ей чин совершения Таинства Евхаристии, но как вообще об апостольских литургиях, согласно с известным свидетельством свт. Василия Великого 858 , нужно сказать, что они не были написаны самими апостолами и даже не были переданы в том виде, в каком дошли до нас, а содержат в себе только главнейшую основу апостольского происхождения, так и об александрийской литургии св. Марка надобно сказать то же самое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы предаем, т.е. посвящаем свою жизнь Христу не для земного благополучия, не из эгоизма и страха. К нам всегда обращен призыв апостола Павла: О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь наша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с ним во славе ( Кол.3:2–3 ). Мы предаем свою жизнь Христу, потому что Он – наша жизнь, потому что в крещальной купели мы умерли для жизни по законам мира сего и подлинная наша жизнь скрыта в таинственном возрастании Царства Божия. Мы предаем нашу жизнь Христу, потому что Он есть истинная жизнь всех, в себе самой раскрывающая нам всю высоту нашего призвания, а главное – потому что Он Сам Себя предал нам, возлюбив нас прежде, чем мы Его. И предавая себя Ему в ответ на этот поток любви, мы в подтверждение тому произносим вместе со всем собранием: Тебе, Господи. Этим завершается великая ектения. Таков смысл, таков объем этой великой ектении, с которой начинается литургия. Это как бы глубокий вздох всем нашим существом, переход из нашей всегда неизбежно маленькой, ограниченной жизни во всемирную, вселенскую полноту Христовой любви. Таинство таинств. Восхождение призванных В прошлой беседе, посвящённой объяснению Божественной литургии, мы остановились на великой ектении, то есть на тех кратких прошениях, с которых она начинается и в которых, как я старался показать, уже заранее дан и явлен универсальный, всеохватывающий характер церковной молитвы христиан. После этой ектении, после пения молитв и псалмов 389 совершается так называемый вход 390 . Священник и его помощник диакон берут книгу Евангелия, всегда лежащую на престоле, и, предшествуемые другими церковнослужителями со свечами, выходят боковыми вратами алтаря иконостаса к народу и снова торжественно входят в алтарь через центральные врата, называемые царскими. Чтобы понять смысл этого входа, нужно обратиться к прошлому. В древности христиане собирались перед литургией не в самом храме, а в его преддверии, которое и поныне еще называется притвором.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Надо дать лекарство. Лекарство нужно от смерти. Лекарством от смерти может быть только Бессмертие. Бессмертие имеет только Бог. Значит, Бог, бывший вдали, должен обрести жизнь внутри человека. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий [...] хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру [...] Я есмь хлеб жизни [...] Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет [...] хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира [...] если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин. 6, 27, 33, 35, 49–51, 53 ). Причастие Крови и Тела Христовых – вот лекарство от тления, разлившегося по всей нашей вселенной, то лекарство бессмертия, которое принес Спаситель. Христос позвал нас на «вечерю бессмертия» (св. Климент Александрийский . Строматы 7, 3). Сам Христос установил именно такой способ сообщения со своими учениками: не просто через проповедь, через молитвы или гимны, не просто через обряды – через Таинство Причастия Телу и Крови Христа. По верному слову св. Филарета Московского , «Господь установил Таинство и дал Свое Тело и Кровь не для того только, чтобы мы знали, что это Тело и Кровь, но чтобы приобщались» 216 . Люди, которые говорят, что достаточно читать о Тайной Вечере и вспоминать о ней, люди, по уверению которых само Лекарство Бессмертия для нас сегодня недоступно, не поняли замысел Спасителя. Эти люди – протестанты: «Вечеря Господня дана Христом для воспоминания его страданий, смерти и цены выкупа» 217 . Для протестантов «Вечеря Господня – служение, которое Иисус установил в память Своей смерти и в ознаменование Его грядущего царства» 218 . Не к Вечности приобщает Причастие, не к Богу, но всего лишь к чисто человеческим воспоминаниям о прошлом и о будущем. Причастие не вырывает из-под власти времени, но заставляет лишь еще быстрее и безысходнее вращаться в его колесе… Исторически они неправы потому, что христиане древности, христиане первых веков понимали Евхаристию как реальное Чудо, а не как педагогический символ 219 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

относятся не к нашим, новозаветным священникам, а к ветхозаветным, которые служили и приносили дары «по закону т. е. по закону Моисееву, и «которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сделай все по образу, показанному тебе на горе» ( Исх. 25:40 ). Известно, какие дары приносили ветхозаветные священники по закону Моисееву: жертвы тельцов, козлов и т. п., чего наши священники не приносят Богу, ибо они служат и приносят духовную жертву Тела и Крови Христовых, по закону Христа и Апостолов ( Лук. 22:19 ; 1Кор. 11:24–25 ), для прощения грехов ( Мф. 26:28 ) и жизни вечной ( Иоан. 6:51 ). 15) Из св. Писания видно, что степеней священства только две: «пресвитеры», которые назывались еще «епископами» и «диаконы», а вы придумали еще особую, третью степень, «епископов», или архиереев: «Из Милета же послав в Ефес, он (ап. Павел), призвав пресвитеров Церкви», сказал им: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями (по–гречески и славянски – «епископами»), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своей» ( Деян. 20:17  и 28; Фил. 1:1 ; Тим. 3:1 – 2,8). 15) Из приведенного места книги Деяний видно только то, что во время Апостолов епископы и пресвитеры носили одни и те же общие названия. И в наше время епископы, пресвитеры и даже диаконы носят одно название, напр. – «священнослужитель», но это вовсе не значит, что в нашей Церкви нет различия между властью епископа, пресвитера и диакона: одно – архиеерей, другое – пресвитер и третье –диакон. Св. Писание учит: «Без всякого прекословия меньший благословляется старшим» ( Евр. 7:7 ). Следовательно, и пресвитерство не может даваться пресвитером, а лицом высшим – епископом, каковыми еще при жизни ап. Павла были, напр., Тит и Тимофей, которые, как епископы, имели право через руковозложение поставлять пресвитеров: «Для того я оставил тебя в Крите, пишет ап. Павел Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к священнослужителям и узнать почему же батюшки, так строго воспитывающие православных женщин не познакомят этих православных женщин с такими же достойными православными мужчинами, ведь в библии сказано : " Человек не должен быть один " . Не пора ли уже прекратить сотрясать воздух и в тех же самых храмах наладить хоть какое-то общение православных с православными, по крайней мере было бы желание. Сергей 25 ноября 2010, 21:37 Прочитал статью и порадовался статистике православных браков в Ливане и за наших братьев Антиохийской церкви. Боюсь, что у нас в России православных браков гораздо меньше. Не следует переносить ситуацию в Ливане автоматом на Россию. Да и автор не пытается этого делать, он лишь обозначает проблему. РПЦ признаёт гражданский брак, зарегистрированный ЗАГСом от имени государства (не путать гражданский брак с сожительством). С 692г. грех в мире возрос многократно и готов смести институт семьи, как таковой. В Византии трудно было найти не воцерковлённых молодых людей, готовых вступить в брак. Сейчас наоборот. Куда мир катится – понятно. Многие ли из нас в 18-20 лет были православными христианами? «Не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего, ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя» (Втор. 7: 3–4). А если уже вступили и кровь давно перемешалась? Найдите чистокровного русского! У нас одна благодать, данная нам Христом, это церковь и таинства. Не будем ими пренебрегать, т.к. дни наши сочтены и время бежит быстро. Каждая пропущенная литургия – потеря благодати. Кто не собирает, тот расточает. диакон Александр. Иерусалим 25 ноября 2010, 20:13 Русские девушки, выходящие за мусульман в России и особенно за ее пределами, должны об этом хорошо помнить: их никто не будет заставлять переходить в ислам, но вопрос вероисповедания детей, особенно мальчиков, даже не будет обсуждаться. Если об этом забудет муж, то ему об этом обязательно напомнят родственники. И напомнят – даже под угрозой смерти! В странах с подавляющим мусульманским населением это несомненно.

http://pravoslavie.ru/42923.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010