Молитва, когда смешивается вода с вином Христе, воистину Бог наш, пришедший на брак, когда пригласили Тебя, в Кане Галилейской, и благословивший его и претворивший воду в вино, сделай так же и с этим вином, предложенным передо мной, благослови и освяти его, чтобы оно было в радость, веселье и жизнь душам и телам нашим и чтобы всегда были с нами Отец, Сын и Дух Святой; ибо у нас нет иного Бога, кроме Тебя. И исполни также вино это веселья и радости в сладость жизни, спасение, мудрость и разумение Святого Духа, ныне, и всегда, и вовек. Аминь. Благословен Господь Бог Отец всемогущий, благословен Единородный Сын Иисус Христос, родившийся от Девы Марии; благословен Дух Утешитель, Бог наш, Которым, Отцу и Сыну и Святому Духу, принадлежит истинная держава во веки веков. Аминь. Потом (священник) повторит над Чашей молитву: Господи Боже наш, принявший и проч. Как выше во время приношения жертвы. Священник, воздев руки горé, впрочем, не выше головы, нараспев говорит: Один Отец свят, один Сын свят, один Дух свят. Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена; ибо велика ми­лость Его к нам, и истина Господня пребывает вовек ( Пс. 116: 1–2 ). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Диакон говорит: Встаньте на молитву. Священник Мир всем вам. Народ И с духом твоим. Диакон опять: Встаньте на молитву. Священник Мир всем вам. Народ Господи, помилуй нас. С духом твоим. Священник говорит молитву благодарственную: Будем благодарить благодетеля нашего, Господа милосердного, Отца Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, что Он покровительствовал нам, помог, и сохранил, и помиловал нас, сподобил приступить к Нему, принял нас, укрепил и умножил нас, даже до этого часа. Помолимся же Ему опять, чтобы Он сохранил нас в этот святой день и во все дни жизни нашей в мире, всемогущий Господь Бог наш. Молитесь. Священник Господи, Господи всемогущий, Отец Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, благодарим Тебя обо всём, за всё и во всём, что Ты покровительствовал нам, помог нам, сохранил нас и помиловал нас, принял, укрепил и умножил нас даже до этого часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Молитва о собрании Еще помолимся всемогущему Богу, Отцу Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Просим и умоляем благость Твою, Человеколюбец: помяни, Господи, собрание наше и благослови находящихся в нем. Диакон Молитесь об этой святой церкви и собрании нашем в ней. Народ Благослови собрание наше и сохрани его в мире; и тотчас произносят Символ веры . Диакон В премудрости Божией, говорите Символ веры и пойте. Веруем (credimus) в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого и невидимого. Веруем и в единого Господа Иисуса Христа, Сына Отца (Patris) Единородного, Который был с Ним (erat cum eo) прежде создания мира, Света от Света, Бога от Бога истинного, рожденного, несотворенного, равного (aeqvalem) Отцу по Божеству своему, через Которого всё сотворено и без Него не сотворено ничто на небе и на земле; Который для нас, людей, и для нашего спасения нисшел с небес; и воплотился от Духа Святого и от Марии Девы Святой, и сделался человеком; распят во время Понтия Пилата, пострадал, умер и погребен; и воскрес из мертвых в третий день, как написано в Священных Писаниях; восшел со славой на небеса и сидит одесную Отца Своего, и опять придет со славой судить живых и мертвых, Которого царству не будет конца. Веруем и в Духа Святого, Господа и Животворящего, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого с Отцом и Сыном, говорившего через пророков. Веруем и в Единую Святую Церковь , Соборную и Апостольскую. Веруем (credimus), что одно крещение в оставление грехов; и ожидаем воскресения мертвых, и жизни будущей вовек (venturam in saeculum). Аминь 1007 . Священник Сделай, чтобы собрания наши были у нас без препятствия и опущения и чтобы они были, по святой и блаженной воле Твоей, домом молитвы, домом чистоты, домом благословения. Благостно даруй их нам, рабам Твоим, и тем, которые придут после нас даже до века. Восстань, Господи Боже наш, и да расточатся враги Твои, и да бегут от лица Твоего все ненавидящие имя Твое святое и благословенное (см. Пс. 67, 2 ). А народы Твои да будут благословенны тысячами и тьмами тем благословений, чтобы они совершали всю волю Твою, благодатью, щедротами и человеколюбием Единородного Сына Твоего, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, через Которого Тебе и с Ним и со Святым Духом слава и держава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Под дверью в этой притче подразумевается таинство Крещения, посредством которого верующие становятся членами Церкви. Но есть дверь и для пастырей, состоящая в законном избрании и рукоположении. Незаконно присваивающий себе пастырские функции, или по образному выражению притчи, «перелезающий инде», есть волк и разбойник. Эта притча о Добром Пастыре подчеркивает идею послушания для овец и самопожертвования для пастырей. Послушание выражается в том, что верующие без критики и личного мнения принимают учение Церкви и под руководством добрых пастырей проводят христианскую жизнь. Грех сектантов заключается, в первую очередь, в непослушании Церкви, в самочинстве, бунте. Характерно для сектантов само их общее наименование: протестантство! Притча о Виноградной Лозе раскрывает таинственное единение верующих с Господом Иисусом Христом – источником благодатных даров и духовного возрождения. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь ... Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы – ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» ( Иоан 15:1,4–5 ). Человек, горделиво отчуждающий себя от Церкви, уподобляется отсеченной ветви, которая не только останется бесплодной, но и обречена засохнуть. Сознание единения с Христом посредством таинства причащения должно исполнить нас чувством великой благодарности. От Него мы черпаем все свои лучшие побуждения и силы. Он – источник нашей духовной жизни! Пастыри и учители «Он (Бог) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями. К совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ). Книга «Луг Духовный» сохранила рассказ об одном старце праведной жизни, который, когда совершал Литургии, видел ангелов, стоящих у престола. Этот старец, усвоив порядок богослужения у еретиков и будучи сам не сведущ в божественных догматах, по простоте и незлонамеренно во время службы говорил не те слова, которые должно произносить. Однажды, по Промыслу Божию к нему пришел один диакон, знающий службу правильно. Заметив ошибку в словах старца, диакон поправил его. Не поверив диакону, старец спросил ангела, находящегося у престола, как правильно надо читать молитву. Ангел ответил: «Послушай его, он правильно говорит» – «Почему же ты не поправлял меня раньше, когда я молился», – спросил ангела старец. – «Бог так устроил, чтобы люди были исправляемы людьми же», – ответил ангел. С тех пор старец исправился в службе и воздал благодарность Богу и диакону.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

После чтения соборного послания диакон скажет: Братия мои, не любите мира, ни того, что в мире; ибо всё, что в мире, есть похоть очей, похоть плоти и надменность от богатства; сие не от Отца, но от мира; мир же проходит и похоть его; а кто исполняет волю Божию, тот пребудет вовек (см. 1Ин. 2: 15–17 ). Народ Святая Троица, единая в существе Твоем, сохрани собрание наше ради святых и избранных учеников Твоих; утешь нас милосердием Твоим; ибо свято имя Твое. Диакон Встаньте на молитву. Священник Мир всем вам. Народ И с духом твоим. Священник Господи Боже наш, открывший святым Апостолам Твоим Таинство славы Христа Твоего, и даровавший им великие и бесчисленные дары, которые приличны благодати Твоей, и пославший их проповедовать во всех концах мира богатство сокровенной благодати Твоей и милосердия Твоего, – и мы, Господи, просим и умоляем Тебя, сделай нас достойными наследия и общения с ними, чтобы нам идти путями их и следовать по стопам их. И сподоби нас всегда подражать им, и укрепляться в любви их, и сделаться участниками трудов их в истинном богопочитании. И сохрани, Господи, Святую Церковь Твою, которую Ты основал через них, и благослови овец паствы Твоей. Умножь виноград этот, который насадила святая десница Твоя (см. Пс. 79, 16 ), через Иисуса Христа Господа нашего, через Которого Тебе и с Ним и со Святым Духом слава и держава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Священник кадит фимиамом и говорит: Господи Боже наш, принявший жертвоприношение Авраама, отца нашего, вместо Исаака, сына его, послав ему агнца вместо этого, прими, Господи, также и от меня это благоухание фимиама и ниспошли за него свыше богатство благодати и милосердия Твоего, и даруй нам быть чистыми от всякого зловония греха, и сделай нас достойными служить в святом святилище Твоем, о Человеколюбец, в чистоте и правде и радости во все дни нашей жизни. И еще скажет: Помяни и проч. Радуйся и проч. Деяния служителей этой проповеди , отцов наших, Апостолов, чистых и исполненных благодати, избранных и праведных, одаренных благодатью Святого Духа; молитвы и благословения их да сохранят всех нас, христиан, во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пс. 67, 2 ), а народ Твой с благословениями тысячу раз тысячными и десять тысяч раз десятитысячными да творит волю Твою 965 . Диакон Сидящие, встаньте. Священник Освободи пленных, избавь тех, которые терпят нужду, насыть алчущих, укрепи малодушных, восстанови падших, утверди стоящих, обрати заблудшихся, приведи всех их на путь спасения Твоего, причисли всех их к народу Твоему; избавь нас от грехов наших; будь, Господи, для нас стражем и покровителем во всём. Диакон Смотрите к востоку. Священник Ты – Бог, превысший всех Начальств и Властей, Сил и Господств, и всякого имени, какое может именоваться, не только в сем веке, но и в будущем (см. Еф. 1,21 ); Ты – Тот, перед Которым стоят тысячи тысяч и десятки тысяч и десять раз тысячи тысяч святых Ангелов и Архангелов, служа Тебе; перед Тобой предстоят два преславные живые существа, одаренные шестью крыльями, исполненные очей, Серафимы и Херувимы; двумя крыльями они закрывают лица свои перед невидимым и непостижимым для ума Божеством Твоим, двумя закрывают ноги свои и двумя летают 966 ; Священник возвышенным голосом: Каждый из них постоянно величает Тебя Святым; но со всеми, которые величают Тебя Святым, прими также и наше священие от нас, Господи, чтобы нам вместе с ними восхвалять Тебя, говоря: Народ Свят, свят, свят. Священник Поистине исполнены небеса и земля святой славы Твоей, через Единородного Сына Твоего, Господа, Бога, Спасителя и Царя всех вас, Иисуса Христа. Исполни эту жертву Твою, Господи, благословения, которое от Тебя происходит, через наитие на нее 967 Духа Твоего Святого (Аминь) 968 , и благословением благослови (Аминь) 969 , и очищением 970 очисти (Аминь) эти досточтимые Дары Твои, предложенные перед Тобой, этот хлеб и эту чашу. Ибо Единородный Сын Твой, Господь, Бог, Спаситель и Царь всех нас, Иисус Христос, в ту ночь, в которую Он предал Себя самого, чтобы пострадать за грехи наши, перед смертью , которую по собственной воле Своей Он принял за всех нас. Народ Веруем. Священник Взял хлеб в Свои святые, непорочные, чистые, блаженные и животворящие руки, и воззрел на небо к Тебе, Богу, Отцу Своему и Господу всех, и благодарил. Народ

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тебе предстоят тысячи тысяч и тьмы тем святых Ангелов и воинства Архангелов. Тебе предстоят два высшие Твои роды существ 909 , многоочитые Херувимы и шестикрылые Серафимы, которые двумя крыльями закрывают лица, и двумя – ноги, и двумя летают, и взывают друг к другу неумолкающими устами и непрестанными богословиями 910 , победную ж Трисвятую песнь поя, возглашая, славословя, взывая и говоря великолепной Твоей славе: Свят, свят, свят Господь Саваоф. Полны небо и земля святой славы Твоей. Гласно: Всегда всё святит 911 Тебя, но со всеми святящими Тебя прими, Владыка Господи, священие и от нас, вместе с ними поющих и говорящих. Народ Свят, свят, свят Господь. Священник знаменует Святые (Дары), говоря: Поистине исполнены небо и земля святой славы Твоей через явление Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа; исполни, Боже, и эту жертву благословения Твоего, через наитие Всесвятого Твоего Духа. Ибо сам Господь и Бог и царь всех нас Иисус Христос в ту ночь, в которую Он предал Себя за грехи наши на 912 ужаснейшую за всех смерть плотию, возлежа с святыми... 913 в пречистые и непорочные Свои руки, воззрев на Своего Отца, а нашего Бога и Бога всех, благодарив, благословив, освятив, преломив, подал святым и блаженным Своим ученикам и апостолам, сказав (гласно): Примите, ядите. Диакон Усердно молитесь 914 . Священник гласно Сие есть тело Мое, за вас 915 ломимое и предаваемое в оставление грехов. Народ Аминь. Священник, молясь, говорит: Также и чашу после вечери взяв, и растворив в ней вино и воду, воззрев на небо к Тебе, Своему Отцу, а нашему Богу и Богу всех, благодарив, благословив, исполнив Духа Святого, подал святым и блаженным Своим ученикам и апостолам, сказав: (гласно): пейте из нее все. Диакон Еще усерднее молитесь. Священник гласно Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас 916 и за многих проливаемая и предаваемая в оставление грехов. Народ Аминь. Священник молится так: Сие творите в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы ядите хлеб этот и пьете чашу эту, смерть Мою возвещаете, и Мое воскресение и вознесение исповедуете, доколе Я прииду.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Киррил Александрийский, IV–V вв: «Какой же Господь от какого Господа послал огонь и сжег города содомлян? Очевидно, что Отец, всё совершая чрез Сына, так как Он (Сын) есть сила Его (Отца) и мышца, заставлял Его дождить огонь на содомлян. Когда таким образом Господь от Господа посылает огонь на них, то как же не другим, – насколько это относится к особому (ипостасному) существованию – должен быть Отец рядом с Сыном и также Сын– рядом с Отцем?» Толковая Библия Лопухина : По объяснению отцов и учителей Церкви ( Игнатий Богоносец , Иоанн Златоуст , Иустин Философ , Афанасий Александрийский , Киприан, Тертуллиан и др.), здесь дано раздельное указание на два лица Пресвятой Троицы: на Бога-Отца и Бога-Сына. Сын Божий, или Ангел Господень (Ангел Иеговы), Он же и Логос, являлся на землю и действовал именем Бога-Отца, Который, по слову Священного Писания , сам не судит мир, но весь этот суд отдал Сыну ( Ин.5:22–23 ; 2Фес.2:8 ; Откр.1:16, 2:16, 19:15 ) • «И он сказал Моисею: Поднимись к Иегове, ты, а также Аарон, Надав, Авиуд и семьдесят старейшин Израиля, и поклонитесь издали» ( Исх.24:1 ПНМ). Весьма интересным представляется комментарий на данный пассаж, который можно найти в Талмуде: «Мидраш рассказывает об ответе рабби Идита на вопрос одного сектанта по поводу текста Исх.24:1 , где Господь повелевает Моисею «взойти к Господу». Как может Бог повелевать взойти к Господу? Почему Он не сказал, чтобы Моисей взошел к Нему? Рабби Идит отвечает, что здесь имеется в виду Metatron, который носит с Господом одно имя» C древних времён сформировалось мнение, согласно которому Memra (по Талмуду – Метатгоп – прим.) т.е. Ангел Господень – это будущий Мессия. Такая мысль встречается в некоторых ранних иудейских писаниях и апокрифах, из чего мы можем сделать вывод, что она имела место уже в период (IV-I века до Р. Х.) Эта же мысль стала традиционной для христианского богословия • «И Господь сказал ему: … А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками» ( Ос.1:4, 7 )

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/iegova-e...

Синоду. (Извлечение из отчета Обер-Прокур. Св. Синода за 1850г. стр. 46). 5 39-е правило говорит: „Пресвитер и диакон без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их“. В какой степени это правило может быть применяемо к рассматриваемому случаю, – предоставляем судить читателю. Правило запрещает совершать какие-либо положительные действия без воли епископа; о. Никольский не совершал никакого действия. 6 Цензор проповеди, протоиерей Василий Барсов написал здесь о. Александру: „ эту тираду опустите; в храме Божием не уместно говорить об этом“. Между тем, в Евангелии читаем слова самого Господа; еще ли не понимаете, что все входящее в уста, проходит в чрево, и извергается вон ( Мф.15:17 ). Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его. Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища ( Мк.7:18–19 ). И апостол Петр приводит слова: пес возвращается на свою блевотину (2.Пет.2:2–22). 7 Замечаем от себя: в то время как производилось излагаемое дело, молва указывала доносчика в лице одного из членов-распорядителей клуба художников, по фамилии Б... Справедливость указаний молвы подтверждалась тем, что собрания художнического клуба в течение именно упоминаемого поста, к соблазну многих, отличались выходящими из ряда вон увеселениями, которые отнюдь не делали чести нравственному и религиозному направлению членов клуба. 9 Они сохранились в бумагах покойного. Заметно, что о. Александр, при разрешении спорных в причте вопросов, относительно хозяйства, обращался к своим статистическим таблицам и приводил статистические данные для разрешения их. 10 В 1868 и 1869 гг. заведывание приютом было поручено члену-попечителю Александру Григорьевичу Попову, одному из ближайших сотрудников о. Александра. 11 Рапорт выписываем целиком, чтобы видеть из него, как по правилам следует производить ревизии попечительства, которые весьма малоизвестны, а иногда и вовсе неизвестны лицам, назначаемым в С.-Петербургской епархии в ревизоры отчетов попечительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

11) Как должно смотреть на тех, которые не желают молиться об умерших? 11) Они не имеют в себе христианской любви, которая «никогда не перестает», а потому в них нет Бога, они – не дети Божьи, а дети диавола ( 1Иоан. 3:10 ). Только после смерти они узнают, как глубоко ошибались, отрицая молитвы и милостыни за умерших, не молясь о них и не ища для себя молитвенников после своей смерти; тогда они почувствуют всю великую нужду в христианских молитвах о себе, но будет уже поздно. Если бы и не было всех указанных ясных и многочисленных доказательств и примеров из св. Писания о возможности и необходимости молитв за умерших, то и тогда христиане должны были бы молиться о них, помня, что христианская «любовь никогда не перестает» ( 1Кор. 13:8 ) и что на дела любви «нет закона», нет запрещения ( Гал. 5:23 ): «Если сердце не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и чего ни попросим, получим от Него» (1 Иоан. З:21–22). Необходимость и спасительность молитв за умерших подтверждается св. Преданием, богослужебной практикой и учением святых отцов Церкви Христовой. В древнейших литургиях, относящихся ко времени св. Апостолов, существуют и молитвы об умерших христианах. Вот, напр., содержание такой молитвы в чине литургии св. Иакова, приводимое дословно св. Кириллом Иерусалимским в его «Тайноводственном поучении»: «Господи, Боже духов и всякия плоти, помяни православных, которых мы помянули, от Авеля праведного до дня сего, Сам упокой их в селении живых, в царствии Твоем, в сладостях рая, в недрах Авраама, и Исаака, и Иакова, св. отец наших, откуда отбегла болезнь, печаль и воздыхание, где присещает свет лица Твоего и освещает всегда». В чине литургии Евангелия Марка находится такая молитва: «Души прежде почивших в вере отцов и братий упокой, Господи Боже наш, помянув от века праотцов, отцов, патриархов, пророков, апостолов... всякий дух скончавшихся в вере Христовой». В чине литургии, помещенном в «Постановлениях Апостольских» диакон и епископ так молятся об умерших: «Да простит усопшим милостивый Бог всякое вольное и невольное согрешение и вчинит их в недре патриархов, пророков и апостолов, и всех от века Ему благоугодивших, идеже несть печаль, болезнь и воздыхание». В этом же чине литургии преподается общее наставление относительно того, что по усопшим следует творить молитвы и евхаристические приношения, с раздачей милостыни в поминовение усопшего, особенно же в дни третий, девятый, сороковый и годичный, и к сему присовокупляет следующее: «но это говорим о благочестивых; а что касается нечестивых, то хотя бы ты дал нищим все блага мира, никакой не принесут пользы нечестивцу, ибо кто при жизни был врагом Божьим, тот, явно, враг же Божий и по преставлении».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

15) Объяснение православного: Из приведенного места книги Деяний видно только то, что во время Апостолов епископы и пресвитеры носили одни и те же общие названия. И в наше время .епископы, пресвитеры и даже диаконы носят одно название, напр. – «священнослужитель», но это вовсе не значит, что в нашей Церкви нет различия между властью епископа, пресвитера и диакона: одно – архиерей, другое – пресвитер и третье – диакон. Св. Писание учит: «Без всякого прекословия меньший благословляется старшим“ ( Евр. 7: 7 ). Следовательно, и пресвитерство не может даваться пресвитером, а лицом высшим – епископом, каковыми еще при жизни ап. Павла были, напр., Тит и Тимофей, которые, как епископы, имели право чрез руковозложение поставлять пресвитеров: «Для того я оставил тебя в Крите, пишет ап. Павел Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал“ (гл. 1: 5. 1Тим. 5: 22 ). Сами же епископы, как не имеющие высшего над собою сана, поставлялись собором епископов: «Не не ради, пишет ап. Павел епископу Тимофею, о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства“ ( 1Тим. 4: 14 ), т. е. «епископов“, как стоит это слово в древнем переводе Эфиопском, и как толкуют это место св. отцы Церкви бл. Феодорит, св. Иоанн Златоуст и др. Так об этом учат и «Правила св. Апостолов“: «Епископа да поставляют два или три епископа“ (прав. 1-е). «Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ“ (пр. 2-е). О трех, а не больше или меньше, степенях священства ясно учили ученики св. Апостолов и первые их преемники – св. отцы и учители Церкви: обращенный ап. Павлом Дионисий Ареопагит ( Деян. 17: 34 ), св. Климент, преемник ап. Петра, св. Игнатий, ученик Иоанна Богослова и другие, о чем будет сказано ниже. 16) Сектант: Высшая власть в церкви принадлежала пресвитерам, а не каким-то особенным, высшим их, епископам: «в ожидании повсеместного голода, предсказанного пророком Агавом, ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее; что и сделали, послав собранное к пресвитерам чрез Варнаву и Савла“ ( Деян. 11: 27–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010