Почему Церковь устанавливает запрет не на излишество мясной пищи, но просто решительно не дозволяет в пост употреблять мясо? Потому, что излишество во всех снедях запрещает закон природы и Закон Божий. Закон природы возбраняет излишнее употребление пищи, ибо таковое употребление противно нашему естеству, несообразно с его природою, обременительно для нее и бывает причиною многих болезней. Закон Божий запрещает неумеренное употребление снедей, о чем и говорит Сам Господь: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством (Лк. 21,34). Посему нет надобности устанавливать новый закон относительно излишнего употребления пищи. Святая Церковь не благоволила определить количества снедей в силу различных потребностей человеческого организма, а установила одно качество для обуздания плотских страстей, и ради других причин запретила употребление мяса в урочное для поста время. 4. О соблюдении поста в среду и пятницу На то, чтобы христианину поститься в среду и пятницу, есть 69 апостольское правило, гласящее: " Если епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец во Святую Четыредесятницу, т.е. в Великий пост, и в продолжение всего года по средам и пятницам не постится, да будет извержен, если только не препятствует ему телесная болезнь: немощному позволено, по мере сил, вкушать масла и вина. Если же мирянин не постится (в определенное время), да отлучится " . Это же подтверждают и святые отцы. Так, священномученик Петр Александрийский в 15 правиле покаяния говорит: " Мы должны поститься в среду и пятницу. В среду - по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пятницу - потому что в сей день Он пострадал за нас " . Святитель Феофилакт Болгарский, приводя слова из Евангелия от Марка: Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк.14,1),- дает словам этим следующее толкование: " В среду составили совет, посему и мы постимся в среды " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Поэтому пост в среду не только напоминает об этом страшном падении, но и обличает и нас: своими грехами мы вновь предаем Спасителя мира, Который пострадал за нас. Среда и пятница были постными днями уже в первенствующей Церкви. В Апостольских правилах записано (правило 69): «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую четырехдесятницу/сорок дней/перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен». Святитель Петр Александрийский (принял св. мученичество в 311 г.) в Слове на Пасху говорит: «Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятка, в которые благословно заповедано нам поститься по Преданию. В среду, по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас». Обратим внимание на слова по Преданию, т. е. от начала Церкви. Что означают слова Спасителя: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете»? иеромонах Иов (Гумеров) Слово просите по смыслу евангельского текста, несомненно, означает молитвенное прошение. Выражение дано будет вам указывает на Божественное действие. Дальнейшие слова (ищите, и найдете) побуждают к исканию Бога, о чем писалось уже в священных книгах Ветхого Завета ( Втор. 4:29 ; Ис.55:6 ). У св. пророка Иеремии говорится, что искание Бога связано с молитвой: И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас ( Иер.29:12–15 ). Совпадает ли в 2010 году православная Пасха с еврейской Песах? иеромонах Иов (Гумеров) Совпадения нет. В этом году еврейская Пасха празднуется 30 марта (14 нисана по еврейскому лунному календарю), а православная Пасха – 4 апреля (22 марта по старому стилю). Надо различать праздник и попразднство.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пресвитеры (в переводе с греческого – «старцы, или старейшие») и диаконы («слуги») совершали служение под началом епископа. Священномученик Игнатий призывает христиан почитать их и даже повиноваться им: «Повинуйтесь… пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа – Надежды нашей, в Котором дай Бог жить вам. И диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать» . Пресвитеры по поручению епископов совершали священнодействия и таинства. Но, в отличие от позднейшего строя церковной жизни, когда в одном и том же городе существовало по нескольку храмов, когда храмы и христианские общины появились и в сельской местности и богослужение в них стали совершать пресвитеры, во II веке, когда, как правило (за, вероятно, редкими исключениями, имевшими место в самых больших городах – Риме или Александрии, где число христиан составляло десятки тысяч, и поэтому они не могли все собираться в одном месте), евхаристию совершал епископ, который и возглавлял общину, пресвитеры лишь сослужили ему и только в его отсутствие могли литургисать самостоятельно. Но уже и тогда пресвитеры совершали крещения, а также, следуя наставлению брата Господня Иакова, таинство елеосвящения: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). Диакон помогал епископу и пресвитеру в исполнении их служения, участвуя в совершении священнодействий, а еще в Древней Церкви на нем лежала забота «о столах». «В ранней Церкви, – пишет протопресвитер Александр Шмеман, – единство в богослужении было неотделимо от самой реальной взаимопомощи, братства, общей заботы о бедных, о вдовах, о погребении братьев, о сиротах. Нельзя участвовать в приношении евхаристии, не принося реально своего “дара”: хлеб, претворяемый в тело Христово, отделяется от того “насущного” хлеба, от тех плодов, что приносят христиане в собрание – для общей трапезы и в помощь неимущим… На диаконах же лежит забота о распределении даров, о помощи бедным, об организации “агап” – вечерей любви» .

http://pravoslavie.ru/35507.html

Собрания наши, Господи, благослови. Идолослужение совершенно искорени из мира. Сатану и всякое его действие и лукавую силу сокруши под ногами нашими. Врагов Церкви Твоей, Господи, и теперь смири. Обнажи их гордость, скоро покажи им их немощь, злобу их уничтожь, козни их и чарования и ухищрения, которые они делают против нас, сделай недействительными. Диакон: И о мире. Народ: И сих, и всех. Ослабь, оставь 164 . Архидиакон: Сидящие, встаньте. Иерей [произносит] молитву сию: Восстань, Господи, и да расточатся враги Твои, и да бегут прочь все ненавидящие имя Твое святое 165 . Народ же Твой верный и православный благослови тысячами тысяч и тьмами тем творящих волю Твою святую. Архидиакон: Смотрите на восток. Иерей возглашает: Ей, Господи, освободи узников, избавь находящихся в нуждах, напитай алчущих, напои жаждущих, утешь малодушных, обрати заблудших, просвети омраченных, восставь падших, утверди колеблющихся, уврачуй заболевших, всех приведи на путь спасения, присоедини их к святой Твоей пастве; нас же избавь от беззаконий наших, став нам во всем защитником и помощником. Иерей, наклонившись, читает молитву: Ибо Ты выше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем 166 . Тебе предстоят тысячи тысяч и тьмы тем 167 святых ангелов и архангелов воинства. Тебе предстоят два [рода] честнейших из Твоих живых существ 168 – многоокие херувимы и шестокрылые серафимы, которые, двумя крыльями закрывая лица и двумя – ноги и двумя летая, взывают друг к другу постоянным языком и неперестающими устами победную и трисвятую песнь, воспевая, поя, взывая, славословя великолепной Твоей славе, ясным гласом: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Полно небо и земля святой Твоей славой 169 ». Архидиакон: Вонмите возглашаемому 170 . Иерей возглашает: Всегда же всё Тебя святит, но и со всеми святящими Тебя прими, Владыко Господи, и наше священие, вместе с ними поющих и говорящих Тебе: Народ: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Иерей молится тайно: Полно есть воистину небо и земля святой славой Твоей через явление Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа 171 ; наполни, Боже, и сию жертву благословением, которое от Тебя, через наитие Святого Твоего Духа. Ибо Сам Господь и Спаситель и Царь всех нас Иисус Христос в ту ночь, в которую Он предал Себя за грехи наши и принял за всех смерть плотию, возлежа со святыми Своими учениками и апостолами, взяв хлеб во святые и пречистые и непорочные Свои

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Соласен с Вашей мыслью о том, что результатом такой бесплодности стало некоторое повреждение в вере, несмотря на аскетические подвиги отца Андроника Как важно миссионеру знать святоотеческое учение и твердо стоять в нем Опыт показывает, что только таким образом можно принести обильные плод Негативный опыт о. Андроника также это показывает Не случайно именно сейчас вышла эта книга, и очень вовремя - Ваша статья Диакон Георгий Максимов 24 октября 2012, 16:51 Александр, а Вы разве не знали, что для спасения человеку необходимо содержать истинную веру, ибо «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6), затем войти в Церковь через святое крещение, ибо «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5), и, наконец, жить по вере, исполняя заповеди, и причащаться Тела и Крови Христовых, ибо «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53)? Разве не читали, что кроме имени Иисусова «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись... и нет ни в ком ином спасения» (Деян. 4:11-12)? Разве не читали о том, что предающиеся идолослужению и ереси «Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:20-21), и что «идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 21:8)? И разве эти слова не были написаны в то время, когда идолослужителями было подавляющее большинство населения Земли? Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере 1723 г. провозглашает: «Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5)... И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: «Кто не родится...» то есть, по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться... А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются». Напомню слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «признающий возможность спасения без веры во Христа, отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства».

http://pravoslavie.ru/56947.html

Таинство священства есть божественное установление, как свидетельствует ап. Павел, когда говорит, что Сам Господь Иисус Христос «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ). Об избрании и рукоположении самими св. апостолами первых диаконов говорится в книге Деяний Апостольских: " Их [избранных людьми мужей] поставили перед апостолами, и сии [апостолы], помолившись, возложили на них руки» ( Деян. 6:6 ). О рукоположении пресвитеров говорится: «Рукоположив им пресвитеров в каждой церкви, они [апостолы Павел и Варнава] помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ( Деян. 14:23 ). В посланиях к Тимофею и Титу, которых ап. Павел поставил епископами, говорится: «Напоминаю тебе [еп. Тимофею] возгревать Дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 1Тим. 1:6 ). «Для того я поставил тебя [еп. Тита] в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе повелел» ( Тит. 1:5 ). Наставляя епископа Тимофея быть осмотрительным при возведении новых кандидатов в священный сан, пишет: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым» ( 1Тим. 5:22 ). О нравственных качествах кандидатов в священные степени ап. Павел пишет: «Но епископ должен быть непорочен… Диаконы должны быть честны…» ( 1Тим. 3:2, 8 ). Из этих и других мест Новозаветного Писания видно, что, как апостолы, так и их преемники, во-первых, повсеместно подыскивали кандидатов в разные священные степени, а, во-вторых, что таинство Священства они совершали возложением рук. Примечания Таинство Священства совершается в алтаре, у престола при архиерейском служении Литургии. В диаконы и во священники посвящает один епископ, а посвящение в епископы совершается собором епископов, по крайне мере двумя. Посвящение в диаконы совершается на Литургии после освящения даров, чем показывается, что диакон не получает права совершать таинства; в священники посвящают на «литургии верных» после «великого выхода», чтобы посвященный, как получивший на то надлежащую благодать, принял участие в освящении даров; в епископы же посвящают во время «литургии оглашенных» после «малого входа», чем показывается, что епископу дается право посвящать других в разные священные степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Толкование на Евангелие от Mamфeя. XIV. 22 Обратившись к данному месту [текста], можно заключить, что, исследуя нечто в соответствии с законодательством апостола о церковных делах, мы теперь уже имеем возможность понять и ясно изложить то, что оказывается невразумительным и труднообъяснимым. Павел желает, чтобы никто из тех, кто получил от Церкви, как бы символически, некий властный статус по отношению к большинству, не пытался вступить во второй брак. Устанавливая правила о епископах в Первом послании к Тимофею, он говорит: «Если кто к епископству стремится, доброго дела желает. Ибо епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен [ 1Тим.3:1–3 ]» – и так далее. О диаконах же: «Диакон, – говорит, – должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим» [ 1Тим.3:12 ] и остальное. А о поставлении вдов говорит: «Вдова должна быть [избираема] не менее как шестидесятилетняя, бывшая женой одного мужа» [ 1Тим.5:9 ] – и после этого делает как бы некие дополнения, во-вторых и в-третьих 28 . А в послании к Титу: «Для того, – говорит, – я оставил тебя на Крите, чтобы ты исправил недостатки и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных» [ Тит.1:5–6 ], и далее так же. Однако я недоумеваю, наблюдая некоторых второбрачных, которые оказываются гораздо лучше однобрачных, почему Павел не позволяет двубрачным занимать церковные должности. Commentaria in Epistulam В. Pauli ad Romanos. X. 17, 20 Origen es. Opera omnia. P, 1857. T. 4(PG. XIV. 1278–1280). Текст Оригена – наиболее раннее толкование слов апостола Павла о Фиве как о служительнице, и, возможно, диакониссе, если так понимать слова «feminas ministras», хотя вопрос о существовании диаконисс во времена Оригена в Александрии открытый, поскольку никаких других упоминаний о женщинах-служителъницах ни в его, ни в сочинениях других авторов нет. Толкование на первый отрывок ( Рим.16. 1–2 ) воспроизводит Фульдский аббат и архиепископ Майнцский Рабан Мавр (780–856): Rabanus Maurus. Enarrationum in Epistulae Pauli. Lib. VIII: Expositio in Epistulam ad Romanos. 16. 1–2 (PL CXI. 1605). Этот и другие тексты Оригена ниже сохранились лишь в латинских версиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Точно также и об Инне Крестителе мы читаем в Евангелии, что он исполнен был Духа Святого еще от чрева Матери своей. ( Лк.1:15 ) и что он, будучи еще во чреве матери своей Елизаветы, конечно, по внушению Духа Святого радостно взыграл, когда услышал приветствие Божие Матери, Пресвятой Девы Марии ( Лк.1:41,44 ). Подобный же знаменательный в этом отношении пример мы читаем и в евангелии Матфея, когда он описывает торжественный вход Господень в Иерусалим: Спаситель, согласно пророчеству царя Давида – из уст младенцев и ссущих совершил Себе хвалу ( Пс.8:3 ), – был встречен в храме младенческими восклицаниями: Осанна Сыну Давидову ( Мф.21:15–16 ). Все это не свидетельствует ли, что и младенческие души могут находиться в таинственном общении с Богом и могут удостаиваться благодати Святого Духа?! А если так, то значит, младенцы, при всей своей неразвитости, при всей неспособности свободно мыслить и жить сознательной жизнью, вопреки лжеучению сектантов, могут воспринимать и сохранять в себе спасительную благодать св. таинства крещения. Значит, и Богу не может быть угодно, когда Ему посвящаются самые первые начатки или, так сказать, проблески жизни, прекращение которой до крещения, т. е. вне общества верующих в Иисуса Христа, всегда отзываются тяжестью для христианской совести: ибо младенец, умерший до крещения, по смыслу слов Господа – ( Ин.3:5 и след.), лишается подаваемых в крещении духовных благ и погибает для царствия Божия. Не можем удержаться, чтобы не привести здесь весьма практического соображения св. Григория Богослова , который имея в виду опасность смерти ребенка до крещения говорит: «лучше без сознания освятиться нежели умереть незапечатленным и несовершенным. 14 «Однако», – и после всего вышеизложенного возражают сектанты, – «Св. Писание требует от приступающих к крещению, как необходимого условия – во-первых – веры (кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать осужден будет ( Мк.16:16 ) и еще: если веруешь от всего сердца, сказал диакон Филипп Евнуху, можно тебе креститься ( Деян.8:37 ); а во-вторых – покаяния (покайтесь, сказал ап.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-neobho...

Уважаемый Всеволод, вы заблуждаетесь и вводите в заблуждение других: " ни воры, ни лихоимцы, ни ПЬЯНИЦЫ, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют " (1Кор. 6:10) Но нигде в Писании не сказано, что гнушающиеся Царства Божия не наследуют. О гнушении написано в 51 и 53 Апостольских правилах: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и ВИНА, не ради подвига воздержания, но по причине ГНУШЕНИЯ, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от Церкве. Такожде и мирянин». Но тем же, кто по христианскому побуждению, ради упражнения в ДОБРОДЕТЕЛИ, воздерживается всегда от мяса и вина, эти правила предоставляют полную СВОБОДУ. Такое воздержание похваляет и апостол Павел: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.» (Рим.14:21) Не думаю, что кто-либо на себя возьмет смелость быть судией: " вот Вы не пьете вина, Вы - гнушальщик! " Кстати, в Типиконе говорится и о мере пития. Ваша же мера умозрительна и всеобщей рекомендацией быть не может. В Священном Писании и Предании есть как хвала вину - как Божиего творения - это безусловно и незыблемо, так и предостережения от его неумеренного употребления; причем граница умеренного и неумеренного пития неуловима. Что выбрать каждому? Я уверен, что истинная свобода состоит в том, чтобы не принять общепринятое, вбитое в мозги еще советскими обычаями, мифами, мерзкой рекламой. Ведь когда нас убеждают, что согласно Священному Писанию, под страхом обвинения в гнушении, мы чуть ли не обязаны употреблять вино, нас пытаются лишить Богом данной нам свободы выбора. Истинная свобода как раз состоит в отказе от употребления вина! Это и есть путь Христа: «Царство Мое не от мира сего». (Ин. 18:36). Александр Качалов 4 ноября 2009, 21:17 Уважаемая Елизавета Федоровна, относительно разделения на страсть и болезнь позволю сообщить Вам следующее.

http://pravoslavie.ru/32523.html

Хор: Аминь. И хор поет многолетие Великого господина и отца нашего (имя) ,/Святейшего Патриарха Московского и всея Руси,/и господина нашего преосвященнейшего (имя) ,/митрополита (или: архиепископа, или: епископа, – название кафедры) ,/богохранимую страну нашу Российскую,/настоятеля, братию и прихожан святого храма сего (или: игумена с братией святой обители сей) /и всех православных христиан,/Господи, сохрани на многие лета. Первый час совершаем отдельно. На часах Творение святого Кирилла, архиепископа Александрийского. ЧАС ПЕРВЫЙ Диакон: Благослови, владыка. Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе. Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. (3) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради. Господи, помилуй. (3) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Священник возглашает: Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Придите, поклонимся Царю нашему, Богу. Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему. Псалом 5 Слова мои услышь, Господи, уразумей вопль мой, внемли гласу моления моего, Царь мой и Бог мой, ибо к Тебе помолюсь я, Господи.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010