Хотя ангелы не являются нам с такими поучениями, но невидимо мечом действуют несомненно — чрез болезни, внезапную смерть, удары и прочее — хотя бы и не в момент совершения греха, как и о тех срамословивших не сказано, что они были погублены во время своей беседы. Рассказывает еще о своем духовном отце и старце, иеросхимонахе Александре, затворнике Гефсиманского скита (близ Свято-Троицкой Сергиевой Лавры), его ученик, тоже известный старец, почивший недавно, (схи)игумен Зосимовой пустыни, о. Герман 28 : «Однажды к о. Александру пришел мирской человек и начал говорить различные мерзости и про себя, и про других. В то время в келий старца был келейник его; он не вытерпел того, что пришлось ему слышать от рассказчика и, не желая долее слушать, вышел. После келейник, пришедши к старцу, спросил его: — Батюшка, простите, я соблазнился, слыша слова, которые говорил вам тот мирянин. Я думал, и вам слушать это мерзостно? О. Александр на это отвечал ему: — Я не слыхал ни слова, — в это время ум старца был занят молитвою, — и ты хорошо сделал, что ушел; не нужно бы совсем слушать с самого начала: немощные духом бегают от этого…» Как прекрасна добродетель блаженного старца!.. Этот душистый мед целомудрия и чистоты в его устах и в сердце по сравнению со зловонной сукровицей, истекающей изо рта еще при жизни у разных знаменитых гениев и вождей человечества!..   § 4. Любовь «первая» и любовь «мистическая» Я сперва буду говорить о первой из них. В быту и литературе принято считать эту любовь за столь невинную и даже «святую» вещь, что об этом периоде своей жизни вспоминают, как о чем-то таком, о чем можно отзываться только с «благоговением» и к чему нужно относиться как к «таинству». Тут, говорят, и женщина-то не при чем 1 , следовательно, и никакой страсти нет. Я знал многих, в общем скромных, юношей и девушек, которые искренно скорбели и печалились о том, что они «несчастны в любви». Девушки всеми силами ищут себе «идеала» и «героя», для которого хотели бы стать «чистой подругой» и которого могли бы полюбить за его «светлую душу», а юноши ищут «чистую девушку», которой могли бы «посвятить» всю свою жизнь, не требуя взамен «ничего»; но и те и другие не находят желаемого 2 . Одним словом, первая любовь — вещь только добродетельная, и ничего чувственного и постыдного в ней нет. Первая краска на щеках влюбленных, скорее, возбуждает, даже со стороны старших, желание подтрунить над ними, чем опасение или печаль за осквернение и потемнение непорочных доселе душ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Ученик. Батюшка, пока есть ревность, то и хорошо подвизаться вначале. Старец. Бывает ревность и не по разуму, как нам говорили старцы. В одно время я шел по саду и вижу, что садовник с молодых яблонь срывает цветы. Я спросил садовника, зачем он срывает цветы. А он мне и говорит, что если не срывать, то будут плоды, то есть яблоки. Меня это удивило, и я спрашиваю опять: «Что же, это хорошо, что плоды будут». А садовник говорит мне в ответ, что эти плоды повредят самой яблоне, и она впоследствии будет безплодная. Эти плоды теперь вытянут сок из корня, и она может погибнуть, но когда корень возмужает, тогда и плоды будет приносить сугубо. Вот, видишь ли, так и человек плоды дает во время свое 9 . Ученик. Батюшка, как помочь тем, которые повредились от неразумия в духовных подвигах? Старец. Нам старцы говорили, если кого враг чем запял (обманул), то надо советовать им, чтобы они делали себе насилие поступать напротив, именно: кого запял чрезмерным постом, то чтобы они оставили пост 10 , а тем, кого запял многими поклонами, надо советовать, чтобы они оставили поклоны 11 , а только одной молитвой Иисусовой довольствовались, хотя, может быть, и будет это казаться странным для многих, кто не знает этого духовного делания. Со мной был один подобный случай, когда я был в пещерах в затворе: однажды подвели к окну кельи одну женщину, которую, как я заметил, враг запял многими поклонами. Я советовал, чтобы она оставила поклоны и занималась только одной молитвой Иисусовой. Но она не захотела, и пошел слух такой, что вот-де затворник молиться запрещает; был большой говор и смех. Видишь ли, и в этом враг найдет причины к соблазну. Но только, помню я, что к отцу Леониду, старцу Оптиной пустыни, бывало, многие такие приходили; и те, которые, бывало, его послушают, получали облегчение и исцелялись, а кто не слушал его, те оставались неисправленными. Ученик. Мне, батюшка, помысл говорит, что можно еще подождать утруждать себя разными подвигами о спасении души. Старец. Этот помысл от врага. Почему мы знаем, когда приидет час нашей смерти? Враг и мне говорит сейчас, вот что и ты говоришь: тогда начнешь подвизаться, когда тебе исполнится в монашестве сорок лет. Видишь ли, вот каких, с какими седыми головами, обманывает 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Обитель давала средства, работали там миряне, управляла всем начальница. Александро-Мариинский Дом призрения был основан в 1840-х годах наместником Лавры архимандритом Антонием (Медведевым). На должность начальницы поставил он пожелавшую удалиться от мира Елизавету Степановну Кроткову (урожденную Васильчикову), происходившую из старинного дворянского рода. До того, как приступить к своим обязанностям, она, по благословению архимандрита Антония, провела целый год в Дивеевском монастыре. Благодаря трудам и энергии Елизаветы Степановны, духовной дочери отца Варнавы в течение многих лет и не делавшей ничего без его благословения, разросся этот дом до грандиозных размеров. В нем были два приюта – для мальчиков и для девочек, богадельня и дешевые комнаты для малоимущих одиноких дам. Здесь было три домовых храма: средний – большой, верхний – на хорах и нижний, – где и похоронили Елизавету Степановну. Старец торопливо собирался ехать в Дом призрения, так как там его ждали. Отец Порфирий спросил его, не приготовить ли чего-нибудь покушать. – Нет, сынок, уже мне теперь ничего не нужно, – ответил батюшка. С трудом уговорили его сменить белье, влажное от обильной испарины. Спешно одевшись, батюшка вышел к воротам в сопровождении своих «деток» и на вопрос их, когда вернется, ответил: «Скоро, скоро меня привезут!» В половине седьмого вечера старец прибыл в Дом призрения и, не теряя ни минуты, приступил к исповеди. Сняв клобук и надев епитрахиль и поручи, старец встал у аналоя в южных дверях алтаря. Началась исповедь. Первой исповедницей была госпожа Е. И. Гончарова, только что принявшая на себя должность начальницы Дома призрения. По примеру своей предшественницы Е. С. Кротковой она пожелала иметь своим духовным отцом батюшку Варнаву и теперь просила его не оставлять ее своими молитвами и мудрыми советами. Старец, по совершении таинства, преподал ей краткое наставление и затем, ободрив и благословив, отпустил. После нее должна была пойти на исповедь г-жа С. А. Нихведович. Но... настало время совершиться другому таинству – смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Высшая степень единения, какого может достигнуть христианин на земле, даруется нам благостию Божиею в Святом Причащении. Ядый мою плоть и пияй мою кровъ, во Мне пребывает и Аз в нем ( Ин. 6:58 ). Что же? Значит ли это, что мы сподобивщиеся ныне приступить к Чаше Господней, успешно прошли все предшест вующия стенени очищения и просвещения духовнаго? Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица. Ты все совершил ради нас, мы же едва еще разумеваем, что должны творить ради Тебя. Нет, не достоинство, не преуспеяние, а единственяо дерзновение, последнее чувство добра, котораго еще не утратила душа сына, расточившаго наследованную часть имения Своего Отца, и еще неусомнившагося в Его безконечной благости, единственно это дерзновение привело нас к алтарю Твоему. Твой Апостол нам сказал: да приступаем к престолу благодати с дерзновением ( Евр. 4.16 ). Ты Сам, Господи, во днех плоти Твоея ободрил всех имевших в Тебе нужду, неоднократно повторял им: дерзай чадо, – дерзай дщи, – дерзайте, аз победих мир“. Одушевляемые этим дерзновением, и ныне, мы из глубины души повторяем, еще борясь со грехом еще борясь со мраком маловерия, повторяем; „якоже огнь да будет нам и якоже Свет тело Твое и кровь, Спасе наш, пречестная, опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние, и всех нас – наш ум и сердце, и волю просвещая покланятися Божеству Твоему“. Исходя из храма с сим Священным Огнем, да блюдемся всяким хранением, чтобы внимательностию или какою-либо страстию снова нам не погасить его в себе и чтобы не впасть в прежний мрак и хлад. 17 Апреля 1869 года С духовною радостию, с чувством живейшей благодарности к Господу и Спасителю нашему, оставим горницу Сионскую, в которой сподобил Он нас приобщиться Своей Боготворящей Трапезы, не забудем, в предостережение себе, что стало вскоре с первыми причастниками вечери Господней. Провидя наступающия страдания Свои, Господь взял троих первенствующих в лике Апостольском с Собою в сад Гефсиманский и заповедал им, для собственной же их безопасности, для укрепления духа в предстоящих испытаниях, бдеть и молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

16 Февраля отец Варнава принимал участие в совершении заупокойной литургии и отпевании тела своей духовной дочери Елисаветы Степановны Кротковой, бывшей с начала 50-х годов начальницей состоящего при Свято-Троицкой лавре Александро-Марининского дома призрения. Отпевание было совершено в церкви дома призрения и здесь, как священно-служащий, отец Варнава приобщился св. Таин Христовых. Проводив до могилы выдающуюся по своей религиозной и благотворительной деятельности русскую женщину, отец Варнава уехал в свою обитель, где весь вечер занимался с прибывшими в обитель для говенья посетителями, именно: исповедовал одних, другим давал советы и наставления, третьих утешал и прочие. 17 Февраля новая начальница дома призрения Екатерина Ивановна Гончарова, послала сказать батюшке о. Варнаве о намерении приехать к нему вечером на исповедь. Посланный застал батюшку за исповедью богомольцев, начатой с раннего утра. – Скажи Екатерине Ивановне, что бы она прислала лошадей; я сам к ней приеду, – произнес о. Варнава. Воля отца Варнавы была исполнена и в 6 часу за ним приехали лошади. Отец Варнава прекратил исповедь в пещерном храме и отправился в дом призрения. В начале 7 часа вечера батюшка приехал в дом и прошел с Е. И. Гончаровой в предалтарие верхнего предела домовой церкви (на хорах). Здесь у северной двери отец Варнава совершил таинство исповеди. Окончив исповедь, отец Варнава обратился к Екатерине Ивановне с отеческим наставлением. – Не оставьте меня и дом призрения вашими святыми молитвами! – просила начальница. – Я вас никогда не оставлю! – сказал о.Варнава. Слова эти оказались пророческими, и старец, действительно не оставил дома, а через несколько минут тихо в Бозе почил в алтаре святого храма, у престола Божия. Когда вслед за г-жей Гончаровой пришла на исповедь другая женщина, то старец вдруг пошел в алтарь и там у престола отдал душу свою Христу Богу, в Которого он твердо веровал и Которому усердно работал. Очевидицы того, как старец, опустившись на колени, поник головой на престол, думали, что с ним произошел обморок.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом М, 1994 С 105–106 674 Русский перевод см Творения святителя Дионисия Великого, епископа Александрийского, в русском переводе/Перевод, примечания и введение А. Дружинина Казань, 1900 С 103–110 Этот фрагмент, посвященный объяснению Гефсиманского борения Господа, представляет большой интерес и тем, что здесь ясно выражается православное учение о двух волях во Христе. В нем, среди прочего, говорится «Конечно, Возлюбленный Сам знал совершенную волю Его (Отца – А С), Он часто говорит, что пришел творить эту волю, а не Свою, то есть человеческую Но ведь сделавшись человеком, Он усвояет Себе и лицо человеческое Вот почему теперь низшая воля Его отказывается исполнять, а высшая воля требует исполнения божественной воли Отца, которая, конечно, по Божеству есть одна, как у Него, так и Отца» 675 См BardenhewerO Указ соч Bd II S 229–230, Dionysius von Alexandrien. Das erhaltene Werk Eingeleitet, libersetzt und mit Anmerkungen versehen von W A Bienert Stuttgart, 1972 S 122 676 Английский ученый Фелтое считает, что указанный фрагмент происходит из неизвестного комментария святителя Дионисия на «Евангелие от Луки» См Feltoe Ch L The Letters and Other Remains of Dionysius of Alexandria Cambridge, 1904 C 229–250 681 См Swete Н. An Introduction to the Old Testament in Greek Cambridge, 1900 P 74 Согласно Ф Вигуру, «Экзаплы представляют «величайшую работу терпения, которая когда-либо совершена была человеком» Они образовали коллекцию, которую можно было исчислить более чем в 50 томов» – Вигуру Ф. Руководство к чтению и изучению Библии Т I М, 1916 С 163 683 В новое время в районе Иерихона был обнаружен тайник, где, судя по всему, хранились рукописи, как установили археологи, в этот тайник проникали еще в древности (во II–III вв после Р X ) и, возможно, это был тот самый тайник, откуда и позаимствовал Ориген указанные рукописи См De Vaux R La cachette des manuscrits hebreux//Revue Biblique T 56 1949 P 236 684 Проблема соотношения «Тетрапл» с «Гекзаплами» не совсем ясна.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Вычитывание из них подходящих статей. К консулу, опять недужному. Все 4 гранкордона тут налицо. Александровский, 2 Аннинских и Станиславский. Наикрасивейший есть Станиславский, худейший – Александровский. Патриарху, Никифору, Ризе и Реуфу. Да Киамилю Срамислав на шею, да он же Кригеру в петлицу. Пока только сии 6. При всех и грамоты. Жаар. Писание. Обед глуповатый. Не-вечерня. Эолова музыка. Патриарх шатается по Постройкам, а ко мне не зайдет. Κτι τρχει 1094 . Торчание наверху. Пропала совсем вторая комета. За Елеоном зарево. Тут переписка. Чай. Соннометание. Пяток, 4 сент Воскресни, 1843 год 1095 ... Увы! увы! Во сне какой-то гадик посажен в кювету, и плавает, и ныряет. Пришла мысль посадить к нему и другого, но прежде, чем исполнить это, проснулся. Возвратился также из прогулки по городу домой на третий этаж под крышу, но спутник сказал, что та комната не моя, и что мне назначена другая, а я и рад был. В городе видел при соборной церкви штук 5–6 огромных колоколов, бестолково повешенных. 6 ч. Молитва. Жара. Самовар. Сестра. Брошюрка из Питера от г. Елагина. Заказное письмо от неугомонного Николаки. Посылка из Калача, не стоившая хлопот. Сосед за текстом. Чтение о. Ивана. Виссарион с письмом из Ананьева. Тамошним предвидится переселение в Адест. Контракт с Джирьесом Горнским на очистку места перед церковию (20 наполеондоров). Абдалла 1096 за жалованьем. Обед. Листуар по поводу картины. Слушание драгоценного колокола, не приведшее в восхищение. Вечерня. 5 строк статьи. Хождение по эмпиреям. То же строчение. Чай. Еще раз сборище по гефсиманскому вопросу. Карта Сатурно-Нептунова местонахождения. Комары, ветры. Дремота. Скоро 1 час. А по арабским газетам ГОСУДАРЬ принял отставку графа Игнатьева. Что сей сон означает? Суббота, 5 сент Ну, что записывать всякую чушь? Припекает. Обедня. Чай с немецким хлебом. Писание. Секретарь в дорожном пиджаке, в час выбывающий из мест наших. Феллахи бесконечные. Уплата по старым счетам двукратная. Якубовы старания в городе по «пропащему» делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему за грех Адама и Евы расплачиваемся мы? Что в раю пошло не так? 14 мин., 29.02.2020 На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику» . Каждый читатель может задать свой вопрос , чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют подробного разговора. Какое-то время назад к нам пришел один из таких вопросов. Письмо читателя: Здравствуйте! Я никак не могу понять, что же такое конкретно сделали Адам и Ева, раз Господь их выгнал из Рая, и более того — что мы все, как я читала в православной литературе, почему-то расплачиваемся за их поступок? О чем здесь речь, о каком запретном плоде, что это за древо познания, зачем это древо было помещать рядом с Адамом и Евой и при этом запрещать к нему приближаться? Что случилось в раю? И как это связано с моей жизнью, с жизнью моих близких, друзей? Почему наша участь зависит от не нами совершенного поступка, причем совершенного очень и очень давно? Екатерина Отвечает Александр Ткаченко: Александр ТКАЧЕНКО Что случилось в раю? Там случилось самое страшное из всего, что только может случиться между любящими существами, доверяющими друг другу. В райском саду случилось то, что спустя время повторится уже в саду Гефсиманском, когда Иуда приведет туда толпу вооруженных стражников, искавших Иисуса. Проще говоря, в раю случилось предательство. Человек предал своего Создателя, когда поверил клевете на Него и решил жить исключительно по своей собственной воле. Человек научился предавать самых близких ему людей, когда обвинил жену в собственном грехе. Человек предал самого себя. Ведь «предать» означает буквально — передать. И человек передал себя из доброй воли создавшего его Бога в злую волю своего убийцы — дьявола. Вот что случилось в раю. А как это все произошло и почему оказалось связанным с жизнью каждого из нас, сейчас попробуем выяснить более подробно. Вы представить себе не можете!

http://foma.ru/pochemu-za-greh-adama-i-e...

Вообще о. Александр давал келейное правило по силам каждого и сообразно с его положением, но не возлагал «тяжкого бремени неудобь носимого», как сказано во Св. Евангелии ( Мф. 23:4 ), не обременял ничем, что могло кого-либо привести в смущение и расстройство. В этом отношении о. Александр был крайне осторожен и рассудителен и через то даже возбуждал негодование некоторых других старцев, которые называли его баловником, хотя впоследствии сами обратились к о. Александру и сделались его учениками 23 . Если иногда случалось, что кто-либо не исполнит правила келейного, то в таких случаях о. Александр советовал пополнить недостающее смирением и самоосуждением; иногда же скажет шутливо: «Смирнее будешь». Другим советовал заменять правило в случае нужды молитвою Иисусовой. Так монахине Каллисфении говорил: «Когда не можешь совершить правила, то сядь, твори молитву Иисусову, сколько можешь один час или полчаса, и вменится это вместо правила». И вообще советовал более всего заниматься молитвою Иисусовой сердцем и устами. «Старайся, – говорил он, – имя Господне произносить устами: оно очищает и избавляет сердце от страстей». Ученик. Батюшка, почему так мало усердно занимающихся молитвою Иисусовой? Старец. Много начинают, да мало кончают. Молитва Иисусова выше всех деланий духовных. Но если кто понудит себя усердно к ней и на опыте вкусит сладость от нее, тот скажет тогда: «Блажен тот человек, который ею занимается» 24 . Ученик. Батюшка, как же научиться этой молитве, так чтобы, положив начало, и после не перестать ею заниматься, потому что начинающие читают эту молитву с трудом и неохотой? Старец. Надо нудить себя. Без самопринуждения ни в чем не успеешь. Трудно идти в гору, под гору бывает легче; трудно бывает также слепому, пока он не прозрит; а когда прозрит, радуется и веселится, что увидел свет. Так и в молитве: хотя и плохо, и с трудом будем учиться, но со временем выучимся, если не ослабеем; зависеть это будет от нашего самопонуждения. Божия же помощь всегда готова к нам прийти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Здесь св. Дионисий оставался, по всей вероятности, до самого конца гонения. Подобно св. Киприану, он и в пустыне не забывал о своей пастве и поддерживал сношения с оставшимися в городе пресвитерами и диаконами. Из пресвитеров в городе оставались Максим, бывший впоследствии преемником св. Дионисия на епископской кафедре Александрии, Диоскор, Димитрий и Лукий, а из диаконов, оставшихся в живых после «болезни», 450 Фавст, 451 Евсевий и Хэремон. Все эти пресвитеры и диаконы старались поддерживать мужество христиан тайными их посещениями. Между ними особенной ревностью отличался Евсевий, бывший впоследствии епископом Лаодикийским в Сирии. С крайней опасностью для своей жизни он служил христианам, находившимся в темницах, и заботился о погребении тел скончавшихся мучеников. По-видимому, правитель Александрии старался выполнить императорский эдикт со всей строгостью, и долгое время в Александрии не прекращались ужасы гонения. Число обвиняемых в христианстве увеличивалось со дня на день, так что правитель, продолжавший жестоко умерщвлять и терзать пытками приводимых к нему христиан, вынужден был подвергать некоторых из них предварительному заключению в темнице, причем никому не позволялось приближаться к ним, и предписано было наблюдать, не попадется ли кто-либо из христиан при посещении узников. Если справедливо наше предположение, что сохранившиеся до нашего времени фрагменты с толкованиями на евангельские повествования о молитве Спасителя в Гефсиманском саду взяты из послания «О мученичестве» к Оригену , 456 то судя по содержанию этих фрагментов, св. Дионисий в своем послании раскрывал мысль о том, что истинный христианин, следуя примеру Спасителя, должен мужественно идти навстречу бедствиям и страданиям, не делая попыток уклониться от испытания своей веры. Объясняя слова евангельского текста, св. Дионисий старается доказать, что в словах «аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия, обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты», 457 Спаситель молится не об избавлении от предстоявших Ему страданий, а только о победе над этими страданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010