Скачать epub pdf Исповедь VI. молитва и занятие ею. по беседам старца-затворника Гефсиманского скита иеросхимонаха Александра (1810 – 1878) 1. Дисциплина молитвенного делания По слову Господа: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Мк. 14, 38 ) и Апостол говорит: «Непрестанно молитесь» ( 1Сол. 5, 17 ). Из этих слов Писания усматривай себе правило. Господи, Боже наш, мы виноваты пред Тобой тем, что в словах Писания не усматриваем себе правила. Прости нас и научи непрестанно молиться. Желая тебе спасения, как и самому себе, зачем мне возлагать на тебя бремя, которое ты не в силах понести? Ты несешь теперь один пуд, возложи на тебя два пуда, ты бросишь оба. Разве ты не знаешь, что когда объезжают молодую лошадь, то сначала кладут на нее немного тяжести, а когда она втянется в работу, тогда возлагают много? Знает хозяин лошади, что она привыкла к труду. Так и в духовной жизни поступают. Смущаться этим не надо. Скажу тебе главное: храни ум твой в смирении и самоукорении. Господи, Спасителю наш, многие из нас желают себе келейного правила и просят его себе у духовных отцов или старцев. Но во время молитвы мы теряем главное – это хранение нашего ума в смирении и самоукорении. Прости нас, Господи, за слабое желание смирять и укорять себя. Еще скажу тебе, брате мой, что пользы будет, если дать тебе правило, установить для тебя известное количество поклонов и облечь прочими формами? А ум у тебя будет занят только тем, как бы исполнить и когда исполнить удобнее, и ты будешь, как работник, ожидать награды от своего хозяина за работу и не будешь замечать, как ум твой будет кичиться этим и осуждать других. Не лучше ли всегда считать себя должником перед Господом Богом и воссылать сердечные ко Господу молитвы, чтобы Он умилосердился на нашу нищету. Я, брате мой, не желаю тебя иметь под законом, но под благодатью. Какая польза возложить на тебя тяжкое бремя, которое может навести на тебя смущение, а враг этим пользуется, чтобы повредить тебе, потому что он всегда вкладывает в нас мысли будто бы добрые и тем незаметно вовлекает нас во зло: ведь он живет восьмую тысячу лет – знает он как с нами управиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Иосиф Аримафейский, тайный ученик Иисуса Христа, пришел к Пилату и просил отдать ему тело Господа. Пилат согласился. Иосиф пришел на Голгофу с другим учеником Иисуса Христа, Никодимом, принес погребальные пелены и благовонное, драгоценное масло; они сняли со креста тело своего Небесного учителя, омыли, покрыли Его ароматами и, обвив пеленами, положили в новом гробе – в пещере, в саду Иосифа Аримафейского. К входу привалили большой камень. При погребении Спасителя были также и некоторые благочестивые женщины: Мария Магдалина, Мария Иосиева и др. По великому усердию и любви к Господу, они согласились между собой приготовить благовония, прийти на другой день после праздника Пасхи (т. к. в этот день было уже поздно, и они должны были приготовиться к вкушению Пасхального Агнца, а следующий день была Пасхальная суббота) и помазать ими тело Своего учителя и Господа. Рано утром в субботу, враги Господа снова пришли к Пилату и сказали ему: «Господин, мы вспомнили, что обманщик тот (так они назвали Иисуса Христа), ещё будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну. Прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых. И будет последний обман хуже первого». Пилат разрешил им, и они приставили стражу ко гробу Иисуса Христа и приложили печать к камню, закрывавшему вход в пещеру. Вопросы: Когда умер Спаситель? О чем просила первосвященники Пилата? Что ответил Пилат? Что сделали воины? Почему воины не перебили голеней Иисуса Христа? О чем просил Иосиф Аримафейский Пилата? Кто был при погребении Иисуса Христа? Что решили сделать благочестивые женщины? О чем просили враги Господа, пришедшие к Пилату в субботу утром? Что ответил, им Пилат? Почему они просили приставить стражу ко гробу Господню? Отчет самой В-нской об уроках, данных ею по Закону Божию в приготовительном классе Тема: Тайная вечеря, страдание, смерть и погребение Господа Иисуса Христа Я дала 3 урока по Закону Божию в приготовительном классе. – Материал, как и предполагалось раньше, был распределен следующим образом: на первом уроке я рассказала детям о Тайной Вечере, о Прощальной беседе и Молитве Иисуса Христа в саду Гефсиманском. Каждый из этих рассказов повторялся детьми при помощи наводящих вопросов; причем рассказ о Прощальной беседе был передан детьми 2 раза, так как они должны были запомнить его с моих слов (из учебника эта история была вычеркнута в виду того, что там слишком много сообщалось для детей приготовительного класса). Собственные слова Иисуса Христа (при установлении Таинства Причащения, во время Прощальной беседы и Молитвы в саду Гефсиманском), повторялись детьми по нескольку раз. В конце урока мною был сообщен «Суд над Иисусом Христом у первосвященника Каиафы» и одии раз повторен детьми; но учить на дом этой истории я не задавала, так как она, собственно, не входит в программу приготовительного класса, а сообщила её в виду оставшегося свободного времени.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В настоящее время в наличности во владении лавры имеется до ста десятин дровяного леса, который теперь служит только для укрытия скитского уединения. Посему обитель преподобного Сергия крайнюю нужду имеет в лесной даче, из которой бы хозяйственным образом можно было заготовлять дрова для отопления, разделив на правильные участки, из коих бы по расчислению одни срубались на дрова, а другие, при хозяйственном наблюдении осеменялись и подрастали к будущему употреблению. Есть близ Лавры лес, сверх наделения крестьян, в двух дачах: 1) Московской губернии Дмитровского уезда, так называемая Запасная роща в урочище Копнине и Олфанове. Всей земли под лесом и под покосами 1176 десятин 1989 квадратных сажен. 2) Владимирской губернии, Александровского уезда урочища Отхожие Пустоши а) Тарбеевские десятины б) Роганиха – 728 десятин 1056 квадратных сажен. А всего в помянутых двух дачах Московской и Владимирской губернии 1905 десятин 645 квад. сажен. Обитель смиренно умоляет предстательствовать пред Благочестивейшим Государем Александром Николаевичем о наделении Лавры помянутыми лесными дачами к поддержанию древней обители преподобного Сергия молитвенника и покровителя земли Русской». В дополнении к сему представлению Учрежденного Собора истребованы от него мною следующие сведения: В Лавре находится ныне: Монашествующих 92 Послушников 98 Живущих временно на испытании 98 Малолетних учеников начального училища 90 Учеников школы иконописания и ремесел 110 Всех 488 В Гефсиманском Ските: Монашествующих 34 Послушников 35 Живущих временно на испытании 50 Всех 119 В Лавре печей: В церквах 18 В келлиях 161 В помещениях служб и странноприятия 108 В двух больницах 22 В двух училищах 6 В гостинице 69 В доме призрения 52 Всех 436 печей. В Гефсиманском ските 125 печей. Дров употреблено в Лавре в прошедшем 1856 году на 5601 рубль, кроме употребленных на кирпичном заводе, который Лавра имеет по необходимости для поддержания многочисленных и обширных зданий своих. По нахождению моему ныне в Лавре, присовокупляю мое нынешнее личное наблюдение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Через две недели после исцеления Феклы Адриановой, 14 сентября, в день Воздвижения честного Креста, совершилось другое чудо от сей иконы: исцелился страдавший восемь месяцев исступлением ума, крестьянин Владимирской губ., Александровского уезда, Порецкой вол., дер. Подсосиной, Иван Тимофеев , от роду сорока лет. Припадки его были так сильны и он приходил в такое ожесточение против всего его окружающего, что домашние вынуждены были сковывать его цепью. Когда советовали ему сходить куда-нибудь помолиться, он не хотел того слышать, и осыпал говоривших бранью, даже готов был нанести им удары. Когда же в деревне разнесся слух об исцелении расслабленной в пещерном храме, жена больного, после долгой нерешительности и боязни, предложила ему сходить в Гефсиманский скит, рассказав ему о недавно совершившемся там чуде οт иконы Богоматери. Больной, к немалому удивлению жены и домашних, охотно согласился идти в скит, a на другой день сам напомнил об этом, и 14 сентября пришли они в пещеры. Во всю дорогу в нем не заметно было никакого тревожного состояния, и в пещерном храме, во время молебного пения Богоматери, он молился усердно, с чувством прикладывался к святой иконе и тут же ощутил, что ему становится очень легко. Переночевав в пещерной гостинице, он на другой день отправился с женою и с крестьянином Алексеем Михайловым в Лавру, затем пришел к живущему в посаде подрядчику Мирону Акинфиеву, y которого ночевал две ночи, и затем совершенно здоровый возвратился в деревню. На другой день, 15 сентября, последовало новое знамение милости Богоматери от Ее святой иконы: получили исцеление две малолетние дочери проживавшего в Сергиевском посаде губернского секретаря И. И. Бологова: София одного года и Елена трех лет. Первая была в совершенно безнадежном состоянии, и родители обрекли ее уже на смерть, a другая больна была глазами; обе после молебна и помазания елеем из лампады от иконы Богоматери внезапно и совершенно выздоровели, и благодарная мать после того, многократно посещая пещерный храм, воздавала благодарение Богоматери за Ее чудодейственную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его и ближайших помощников, митрополита Вениамина, судили в Петрограде: клевета, напраслина, но они вели себя необычайно мужественно, за исключением тех обновленцев, о которых я говорил. Все повторилось для истинного ученика Господа Иисуса Христа – митрополита Вениамина. Так же как его Учитель: он был казнен позорной казнью, оклеветан, предан неправедному суду и так же, как у Господа Иисуса Христа, у него нашелся свой Иуда. Священник, тогда еще Александр Введенский, который способствовал предательству, способствовал тому, чтобы митрополита Вениамина заключили в тюрьму, приспешник советской безбожной власти. И когда пришли арестовывать большевики митрополита Вениамина, он был в первых рядах, и подошел к нему за благословением, облобызать его десницу и ланиту, так же, как это было когда-то в Гефсиманском саду. И митрополит Вениамин, отстранившийся от него, всегда кроткий, смиренный сказал: «Отец Александр, ну, мы же с Вами не в Гефсиманском саду», – и благословение ему не дал. Потом был суд: всем было ясно, что приговор предрешен. Митрополит Вениамин в своем последнем слове очень мирно, спокойно и твердо сказал, что возлагает все свое упование на Бога, на Господа Иисуса Христа, и чтобы ему не присудил суд, он скажет только одно слово, в одном мирном духе: «Слава Тебе, Боже». Мы слышали сегодня Евангелие, как ученики переплывали озеро и попали в бурю, как они были испуганы, так же как и мы бываем испуганными волнами, бесконечными волнами и бурями житейского моря, и страх обуревает нашу душу, забывая, что мы ученики Христовы. Господь подошел к ним, Он не благоволил их смерти, Он знал, что их смерть придет тогда, когда это необходимо, когда они будут готовы духовной силой вознестись и соединиться с Богом во веки веков. Но тогда еще это были лишь испытания, которые приводят к твердости и знанию о Боге, знанию, что Господь близ всегда, и ученики увидели Учителя, идущего по волнам, ужаснулись, испугались. Апостол Петр сказал: «Если это Ты? Если это Ты? Дай мне придти к Тебе».

http://pravoslavie.ru/147760.html

И действительно после чудесного исцеления дитя мое и до сих пор совершенно здорово“. В благодарность за сию чудодейственную помощь князь устроил драгоценную ризу на икону Богоматери, о чем было здесь выше сказано при описании иконы. 16 февраля того же года покровом и заступлением Богоматери исцелился от болезни крестьянин Владимирской губернии, Александровского уезда, Порецкой волости, деревни Числавли, Лев Андреев, 43 лет. Три месяца он страдал припадками умоисступления, при чем приходил иногда в такое ожесточение, что домашние вынуждены были сковывать его цепью; во время припадков у него отнимался язык, он рвал на себе волосы и, по словам его, огнем горела у него вся внутренность. Напрасно он обращался за помощью к врачам; ему говорили, что болезнь его неизлечима. После таких жестоких трехмесячных страданий, однажды во сне услышал он голос, говоривший ему: „Ступай в пещеры Гефсиманского скита, поживи там, и будешь здоров“. Он поверил и пошел. Когда пришел он в киновию Боголюбивой Богоматери, что близ скита, то с ним сделался сильнейший припадок умоисступления, продолжавшийся шесть часов; братия киновии с большими усилиями сдерживали его, и дали ему совет немедленно отправиться в пещерный храм. Как он вошел туда, тотчас пал пред иконою Богоматери, и тут возобновился с ним обычный припадок; но когда дали ему святой воды, вдруг все страдания его прекратились и уже более не повторялись. Пробыв некоторое время при пещерах, он отправился в Киев на богомолье совершенно здоровым. В декабре 5 числа того же года он опять был в пещерах, принося искреннее благодарение Богоматери и прославляя Ее милосердие. Свидетелями его исцеления были: той же губернии и уезда, деревни Шаблыкиной, вдова Дарья Евдокимова, дочь ее Матрена Егорова Пузанова и солдатка Прасковья Филиппова. Московской губернии, Звенигородского уезда, деревни Давыдовки, 18-летний крестьянский сын Алексей Иванов Кузнецов полтора года одержим был, по словам его, беснованием и подвергался сильным припадкам, доводившим его до состояния бесчувственности.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Между дверьми в правой стене ниша с мраморной статуей. Отступя от стен и параллельно им идет колоннада из нескольких колонн, на которых утверждено перекрытие, образующее навес над проходом между стенами и колоннами; пол этого прохода выше уровня сцены на четыре мраморные ступени, ведущие к каждой из трех дверей. Проход слева ведет к Прокуле, а справа в другие покои. По середине мраморного мозаичного пола фонтан. Отверстие в потолке затянуто легкой тканью, сквозь которую сверху проходит свет. Богатая обстановка: ложе, столы, кресла, скамьи, мраморы, бронза, вазы с цветами, курильницы, светильники, ковры, дорогие ткани. Предрассветный сумрак. Явление первое (Лия, одна, сидит на мраморной скамье и вытирает серебряный кувшин. Вбегает Александр, сильно встревоженный.) Александр О, ясный свет моих очей! О, Лия! Лия (пугливо озираясь) . Потише, Александр! Остерегайся! Александр Нет никого! О, Лия дорогая! Всю ночь я глаз не мог сомкнуть в волненьи… Я и теперь еще дрожу за нашу Любовь… Недоброе грозит ей что-то! Лия Мой Александр! О, как страшат меня Твои слова! В чем дело? Что случилось? Александр Вчера, лишь я успел тебе признаться, И в роще Гефсиманской голоса Так напугали нас, ты обещала Свиданье мне в другом пустынном месте. Туда, я видел, поспешила ты. Я за тобой поодаль шел, чтоб вместе Не подглядели нас. И, вдруг, толпа Мне преградила путь. То были слуги Первосвященника. И их узнал При свете факелов. Не видно было, Кого вели они; но рассмотрел Я римских воинов. На меди шлемов И лат играли месяца лучи И пламень светочей. Шли эти люди, Кто с кольями, а кто с мечами… Лия, Зачем ты не сдержала обещанья Мне подарить хоть несколько мгновений В глуши. Иосафатовой долины? Зачем у моста чрез поток Кедронский, Под старым кипарисам у гробницы Меня не дождалась ты? Лия Там ждала я, Но шум толпы послышался за мной: Я испугалась и бежать пустилась. Зачем нам помешали! Ах, зачем Ты не нагнал меня, мой Александр! Александр Потише, Лия! В доме спят. Потише! Лия Не позабуду я вчерашней ночи!

http://azbyka.ru/fiction/czar-iudejskij-...

В других статьях автор рассматривал отдельные аспекты домостроительства человеческого спасения. Так, в статье «Назарет — колыбель христианства» (1959. 9. С. 61–64) автор повествует о маленьком, ничем не примечательном городке Галилее, который Господь избрал для совершения величайшего события мировой истории: здесь Пресвятая Дева Мария слышала слова ангельского благовестия, здесь совершилось таинство Боговоплощения. Здесь в течение тридцати лет жил Иисус Христос до своего выхода на общественное служение. Много образов в евангельских притчах, пишет отец Александр, взято из жизни и природы Назарета, картины которой окружали Иисуса с детства. Евангелия почти ничего не говорят об этом периоде жизни Господа, и автор приводит те сведения о Назарете, которые дают историко-археологические исследования. В заключение отец Александр, имевший обыкновение выводить какое-либо поучение из сказанного, пишет: «Мы мало задумываемся над этим тридцатилетним периодом жизни Спасителя. А между тем он учит нас той истине, что в самых обыкновенных, будничных условиях можно жить подлинной жизнью в Боге, что человек должен искать пути спасения не где-то далеко, а здесь, на своем жизненном посту, в своем простом, будничном, повседневном деле». В статье «Крест» (1960. 9. С. 36–38) автор описывает страдания Спасителя в Гефсиманском саду и на кресте. Что испытывал Господь на кресте? «Один, покинутый людьми, Он больше не видит Своего Отца. Нет слов человеческих для того, чтобы передать смертельный ужас этих минут. Здесь нужно пасть на колени и прислушаться к голосу, доносящемуся из мрака: Или, Или! лама савахфани? (Мф. 27, 46). Эти слова, вырвавшиеся из уст Божественного Страдальца, передают всю глубину Его душевных мук. Сын оставлен Отцом... “Нас ради человек и нашего ради спасения...”». Крест был в то время символом рабства, насилия, унижения, ибо распятие представляло собой длительную пытку, неизбежно оканчивавшуюся смертью. Но бесконечно возлюбив наш грешный мир, Он прошел через горнило нечеловеческих страданий для его искупления. И ранами Сына Божия мы исцелились, а орудие отвратительной казни, возвещая всему миру любовь Бога к людям и прощение грехов, стало символом спасения. Отец Александр заканчивает статью описанием изображения креста в Православии: «В христианском искусстве есть много изображений креста и распятия, но, пожалуй, самое прекрасное — это то, которое выработалось в православной восточной иконографии. Здесь мы видим Господа уже почившим: голова склонилась, глаза закрыты. Но самое замечательное — это руки. Они не безжизненны, они раскрывают объятия всему миру. Во всем покой, торжество, прощение. Победа над смертью уже предчувствуется. Он победитель... “Кресту Твоему поклоняемся, и святое воскресение Твое славим...”»

http://e-vestnik.ru/analytics/protoierey...

У старца Александра Гефсиманского спросили:«Можно ли держать у себя в келии святую воду, просфору или что–либо подобное?«Он отвечал отрицательно. Прочтя это, я спросил у Батюшки: — Как относиться к сему, ибо у меня имеются подобные предметы? — Ничего, Бог благословит. Можно иметь, наши старцы благословляли. У старца Александра хотя и говорится, что нельзя, но это частное мнение. Может быть, он пролил когда–либо святую воду и во избежание сего на будущее время и решил не иметь ничего подобного. А наши старцы благословляли, ведь это делается с благою целью, — сказал Батюшка. Сейчас прочел у еп. Игнатия (Брянчанинова) о кончине мира. Когда я читаю его сочинения, я удивляюсь его прямо ангельскому уму, его дивно–глубокому разумению Священного Писания. Я как–то особенно располагаюсь к его сочинениям, они как–то особенно располагают к себе мое сердце, мое разумение, просвещая его истинно Евангельским светом.«Душа по природе христианка», она чувствует истину. Те места Священного Писания, которые мною или вовсе не понимались, или понимались превратно, о смысле и отношении которых к жизни я имел весьма туманное представление, становятся для меня очень понятными и ясными. Конечно, не все, ибо некоторые требуют опытного понятия и духовного разума, которого у меня нет. Кроме того, я опять–таки не могу понять смысл какого–либо текста всецело. Ибо св. Петр Дамаскин говорит, что смысл Священного Писания открывается разным людям в различной степени, притом одному открывается в данном тексте одно, другому — другое, третьему — третье. Но всю глубину и весь смысл Священного Писания знает всецело только един Бог, Который и открывает его Своим избранникам по мере надобности. Этим самым, между прочим, св. Петр и объясняет кажущиеся разногласия в писаниях св. отцов, ибо они, действительно, только»кажущиеся», так как все св. отцы стремились к одной цели и достигали ее. Значит, я могу понимать настолько, насколько это мне нужно, но, надеюсь, понимаю правильно. Не читающие подобных книг остаются часто в полном неведении духовных предметов и явлений, и какое горестное это неведение! И это неведение, можно сказать, царствует в миру. Может быть и есть исключения, но обыкновенно это неведение, как некий страшный яд, разлито всюду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=792...

Еще скажу тебе, брате мой, что пользы будет, если дать тебе правило, установить для тебя известное количество поклонов и облечь прочими формами? А ум у тебя будет занят только тем, как бы исполнить и когда исполнить удобнее, и ты будешь, как работник, ожидать награды от своего хозяина за работу и не будешь замечать, как ум твой будет кичиться этим и осуждать других. Не лучше ли всегда считать себя должником пред Господом Богом и воссылать сердечные ко Господу молитвы, чтобы Он умилосердился на нашу нищету. Я, брате мой, не желаю тебя иметь под законом, но под благодатью. Какая польза возложить на тебя тяжкое бремя, которое может навести на тебя смущение, а враг этим воспользуется, чтобы повредить тебе, потому что он всегда вкладывает в нас мысли будто бы добрые, и тем незаметно вовлекает нас во зло: ведь он живет восьмую тысячу лет — и знает он, как с нами управиться. Ученик .Некоторые старцы говорят, что количество приводит к качеству, потому и назначают правило. Старец .И мы с тобой начнем сначала говорить беспрестанно: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», но ум свой отклоним от счета молитв 26 и не будем считать себя праведниками исправными, а лучше будем считать себя великими грешниками, по Апостолу, заднее забывая, простираясь же вперед (Фил. 3; 13). Ученик . Опять, некоторые Отцы говорят, что беспрестанно молиться — это дело святых мужей и совершенных. Старец . По заповеди Господней и апостольской необходимо всем христианам памятовать о Господе, а тем более монашествующим, как средним и совершенным, так и новоначальным, потому что слова непрестанно молитесь (I Сол. 5; 17) сказаны всем христианам. Нам надо спасение свое соделовать, не меряя на аршин, но подвизаясь в смиренномудрии. Вообще о.Александр давал келейное правило по силам каждого и сообразно с его положением, но не возлагал «тяжкого бремени неудобоносимого», как сказано во св. Евангелии (Мф. 23; 4), не обременял ничем таким, что могло кого-либо привести в смущение и расстройство. В этом отношении о.Александр был крайне осторожен и рассудителен, вызывая даже тем самым негодование некоторых других старцев, которые назвали его «баловником», хотя впоследствии сами обратились к о.Александру и сделались его учениками.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2633...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010