Употребленное Иринеем и Папием по отношению к Марку слово ρμηνευτς (переводчик, толкователь) 5 может означать, что Петр плохо говорил на греческом и нуждался в переводчике, особенно в своих миссионерских путешествиях. Однако это совсем не обязательно: как уроженец преимущественно грекоязычной Вифсаиды, он мог владеть греческим с рождения 6 . Возможно, авторы II века имели в виду, что Марк записал на греческом языке истории, которые Петр рассказывал на арамейском 7 . Ириней считал, что Евангелие от Марка было написано после смерти Петра 8 , которая произошла между 64 и 67 годами. Климент Александрийский , напротив, относил это Евангелие ко времени пребывания Петра в Риме (ок. 45–65 гг.) 9 . О том, что Евангелие от Марка передает рассказ Петра о происходивших событиях, свидетельствуют, во-первых, многократные упоминания Петра в тексте этого Евангелия: Петр выступает в качестве представителя группы учеников; к нему Иисус нередко обращает слова, адресованные всем ученикам; он часто говорит от имени всей группы ( Мк. 8:29–33 ). В некоторых случаях Петр обращается к Иисусу, но ответ Иисуса адресован всей группе ( Мк. 10:28–31; 11:20–26 ). В Гефсиманском саду Иисус, согласно Марку, обращается сначала к Петру, но потом ко всем ученикам: «Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» ( Мк. 14:37–38 ). В параллельных повествованиях других Евангелистов слова Иисуса обращены ко всем трем ученикам. Во-вторых, Марк иногда говорит не только о действиях Петра, но и о его внутренних переживаниях, выделяя его при этом из группы других участников действия: «При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе» ( Мк. 9:5–6 ). Здесь Петр является выразителем общего настроения, однако если всех троих упоминаемых в рассказе учеников объединяет чувство страха, то только у Петра оно сочетается с радостью («хорошо нам здесь быть») и недоумением («ибо не знал, что сказать»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Установленное Иисусом Христом на тайной вечери таинство совершается за обеднею, когда священник, после благодарственной молитвы Богу за искупление наше и установление таинства причащения, берет в руки приготовленные дары и, в воспоминание страданий, смерти, воскресения Иисуса Христа, Его вознесения и второго пришествия возносит их в жертву Богу Отцу со словами: Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся! И потом, когда певчие поют: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш, священник призывает Духа Святаго и осеняет Дары знамением креста, прося, чтобы Бог Духом Святым преложил их: хлеб в тело Христово, а вино в чаше – в кровь Христову. После этого хлеб и вино становятся телом и кровию Господнею, которых верующие и причащаются. § 18. Страдания и смерть Иисуса Христа Предвидя приближение Своих страданий и смерти, Иисус Христос в саду Гефсиманском скорбел, тужил и молился до того, что с Его лица падал пот крупными каплями как капли крови, В это время Иуда привел в сад воинов и архиерейских слуг, вооруженных мечами и кольями. Он дал им такой знак: «кого я облобызаю, того возьмите и ведите осторожно». Увидев выступавшего к нему на встречу Учителя, Иуда подошел и облобызал Его со словами: «Равви, Равви, здравствуй!» Воины приблизились, чтобы взять Иисуса Христа. Апостолы приготовились было защищать Его, и Петр извлек меч и отсек ухо архиерейскому слуге Малху. Но Господь сказал Петру: «вложи меч в ножны. Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов! Ужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» После сего Он позволил воинам связать Себя. Апостолы в страхе все разбежались. Только Петр и Иоанн издали следовали за Ним. Воины привели Иисуса Христа на суд к первосвященникам. Первосвященники, не находя законных причин к обвинению Иисуса Христа, стали искать лжесвидетелей, но ни один из них не мог показать вины, заслужившей смерти. Тогда первосвященник, обратясь к Нему, сказал: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» – «Я», отвечал Иисус Христос, «и отныне узрите Сына человеческаго, сидящаго одесную силы Божией и грядущаго на облаках небесных». Синедрион осудил Его за это объявление на смерть и отправил свой приговор на утверждение к римскому начальнику Пилату.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Ученица прочтет молитву перед причащением до слов «есмь аз». К кому мы обращаемся с этими словами? и прочее говорим Ему? Дальше ученица прочтет до слов: «Кровь Твоя». Во что же я еще верую? Ученица прочтет дальше до слов: «жизнь вечную». О чем же мы просим Спасителя? Ученица прочтет до конца: О чем мы просим Господа в этих словах? Что обещаем при этом, как мы будем веровать? О чем мы просим в конце молитвы? 4-е прошение Молитвы Господней Причащение необходимо для нашей души, как пища, одежда и жилище необходимы для тела. Не имея пищи, одежды и жилища, мы умираем телесно, т. е. тело наше умирает, а без причащения мы умираем духовно, потому что мы здесь под видом хлеба и вина принимаем Самого Христа, а душа наша постоянно стремится к Богу, к соединению с Ним. Следовательно, лишая свою душу соединения со Христом, мы этим подвергаем ее смерти духовной. Поэтому о каком хлебе насущном мы просим в 4-м прошении Молитвы Господней? О хлебе для души и для тела. Как читается 4-е прошение Молитвы Господней? «Хлеб наш насущный, даждь нам днесь». Что значит «насущный»? Необходимый для существования. Почему мы должны просить днесь, т. е. на нынешний день? Потому что Господь всегда, чего бы мы ни попросили у него, готов нам дать. Господь сказал: «Если что просите у Отца во имя Мое, даст вам». Прощальные беседы Иисуса Христа с учениками. После Тайной вечери Иисус Христос пошел со Своими учениками в Гефсиманский сад, который находился близ горы Елеонской. Дорогой Он сказал ученикам, что в эту ночь начнутся Его страдания, а ученики Его разбегутся в разные стороны. Петр горячо любил своего Учителя, Он не мог даже мысли допустить, что когда-нибудь Его оставит; поэтому он воскликнул: «Я душу свою положу за Тебя, т. е. я готов жизнь свою отдать за Тебя», Господь сказал ему на это: «Истинно, истинно, говорю тебе, не пропоет петух и два раза, как ты три раза отречешься от Меня». И потом, оборотись к прочим ученикам, Он сказал: «И вы все соблазнитесь обо мне в эту ночь, ибо написано: «поражу пастыря и рассеются овцы. По воскресении же Моем, я встречу вас в Галилее. В эту ночь исполнится предсказание пророка Захарии. Иисус Христос называет Себя пастырем, т. е. пастухом, а учеников Своих – овцами. Как овцы разбегаются без пастуха, так и ученики Иисуса Христа разбегутся, когда от них будет взят Учитель. Но потом Иисус Христос утешает их тем, что после воскресения Своего встретит их в Галилее. Петр снова стал уверять, что никогда он не отойдет от своего Учителя: «Если и все соблазнятся, я не соблазнюсь». Но Иисус Христос снова повторил, что в эту ночь Он отречется от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Христос совершает Свое служение в смирении и уничижении. И посреди этого мы видим откровение Его славы. Он избирает для Своего Преображения гору, уединенное место, научая нас, что уединение способствует нашему общению с Богом. Кто стремится к небу, должен часто уединяться. И он не будет одинок, даже когда будет один, ибо Бог будет с ним. Те, кто ищет Бога, должны не только уединяться, но и восходить. Горе иметь сердца и искать вышнего. Господь берет с Собой Петра, Иакова и Иоанна – лучших Своих учеников. Мы знаем, что скоро эти три апостола будут рядом с Ним во время Его молитвы о чаше в Гефсиманском саду. И Господь явил им Свое Преображение, чтобы они не помрачились рассудком, когда увидят Его распинаемым на Кресте. Чтобы у них были силы предстоять перед невозможным, переносить непереносимое. Господь дает нам благодать в этом мире, чтобы подготовить нас к нашим страданиям с Ним. А страданиями приготовить к пребыванию с Ним в вечной славе. «Когда Он молился, вид лица Его изменился». Мы молимся не для того, чтобы Бог изменился по отношению к нам, а чтобы мы изменились. Чтобы Бог соделал нас другими, наполнив новой жизнью наши сердца, просветив наши лица. Какой непостижимый мир и покой открывается среди этих высот! Состав Его тела остался таким же – Он не превратился в дух. Но Его тело, которое являлось в немощи и бесчестии, теперь явилось в силе и славе. В Преображении Он открыл Своим ученикам отблеск Своей славы, от которой Его вид не мог не измениться. Его лицо просияло как солнце, когда оно является в силе полуденных лучей. И сияние его было особенно ярким, потому что оно просияло внезапно, как солнце из-за темной тучи. Крест и нимб со словами «от начала Сущий» – то, что на наших иконах окружает Его лик. Его одежды были белы как свет. Сияние лица Моисея было столь слабым по сравнению с Христовым, что покрывало могло легко его сокрыть ( Исх.34:29–35 ). Но слава тела Христова была такова, что одежды просветились ею. «Одеяйся светом яко ризою» – поет святая Церковь перед Его Крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чтобы понять всю глубину этого текста, чтобы почувствовать всю радость этого каждый год возвращающегося предпасхального праздника, вспомним, что торжественный вход в Иерусалим был единственным явным торжеством Христа на протяжении всей земной Его жизни. Он не искал никогда ни признания, ни власти, ни славы, не искал даже элементарного житейского благополучия. Лисицы имеют норы, – говорил Он, – и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову ( Мф. 8:20 ). На все попытки прославить Его Христос отвечал решительным отказом. И все Его учение было учением о смирении и кротости: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф. 11:29 ). От рождения в пещере до позорной смерти на кресте рядом с уголовными преступниками вся Его жизнь с нашей человечески-земной точки зрения, по нашим нормам и меркам была трагической неудачей. И чем ближе к концу, тем чаще оставляли Христа те, кто прежде ходили за ним толпой в ожидании чудес и исцелений, а при самом конце, мы знаем, оставили Его и ближайшие ученики. Надо уяснить, что в центре христианской веры – действительно земная неудача, земная трагедия, земной крах. И на это часто указывали враги христианства, начиная с тех, которые насмехались над Распятым: «Других спасал, спаси теперь Самого Себя! Говорил, что Он – Сын Божий, сойди теперь с креста, и мы поверим Тебе» (ср.: Мф. 27:40–42 ). Но Он не сошел и ничего не ответил. Много веков спустя так же издевались над Ним Вольтер и прочие представители так называемого Просвещения, еще позже – Ницше и его последователи, носители идеи «сверхчеловека», и наконец в наши дни – бесчисленные кандидаты философских наук, пишущие по указке свыше популярные антирелигиозные брошюрки. Прибавим, что порой сами христиане забывают о главном парадоксе своей веры, приписывая Христу земную силу и мощь, славу и успех, которые Он так решительно отвергал. И легко забывают страшные слова Евангелия о Его страданиях в Гефсиманском саду: И... начал скорбеть и тосковать ( Мф. 26:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Это принятие Отца и Сына станет возможным благодаря Св. Духу 177 . В Первом соборном послании апостол Иоанн пишет, что Св. Дух «сообщает» ученикам Сына ( 1Ин 3:24; 4:13 178 ). Можно ли усмотреть несоответствие в том, что в начале главы Мы слышали, что необходимость ухода Иисуса Христа связана с приготовлением для учеников обителей в доме Отца (14:2), а в ст. 14:23 говорится, что верующие сами станут обителью Отца и Сына? Вспомним первые слова Прощальной беседы: Бог прославлен в Сыне Человеческом (на земле), а потому Бог прославит Его «в Себе» (на небе) (13:31 – 32). Эта полярность земли и неба проходит через всё евангельское повествование (3:13, 8:23). Люди населяют землю, и здесь Бог будет жить в них; а Бог обитает на небе, и там люди будут пребывать в Нём. Обетование мира Разумеется, то, что Иисус сейчас сказал апостолам, скорее всего, им непонятно (14:25). Поэтому Утешитель должен будет напомнить и разъяснить всё то, что Он говорил им: «Утешитель же, Дух Святой, которого пошлет Отец во имя мое, Он вас научит всему и напомнит вам все, что сказал вам Я» (14:26). Оканчивая вечерю, глава семейства произносил: «Мир». Уход, о котором Иисус рассказал ученикам, поселил в их душе замешательство и страх. Поэтому Иисус оставляет им мир в смысле внутреннего спокойствия и невозмутимости в принятии предстоящего 179 : «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не робеет» (14:27). Их не только не должны тревожить наступающие события, но, наоборот, им нужно радоваться тому, что Сын возвращается к отцу: «Вы слышали, что Я сказал вам: “ухожу и приду к вам». Если бы Вы любили Меня, вы возрадовались бы, что Я иду к Отцу, потому что Отец больше Меня» (14:28). Указание «больше» объясняется в церковной традиции: 1) «в значении причины. Поскольку начало Сыну от Отца, поскольку Отец и более, как виновник и начало» ( Василий Великий ); 2) тем, что божественное бытие Отца свободно от тех ограничений и уз, которые принял на Себя воплотившийся Сын ( Флп 2:5 – 7). Но времени для продолжительного разговора не осталось: «Я не буду много говорить с вами» ( Ин 14:30 ). Иуда Искариотский уже направился с воинами в Гефсиманский сад. Поэтому Иисус приглашает учеников покинуть горницу: «Встаньте, пойдем отсюда». Эти слова показывают Его готовность идти туда, где Его арестуют. И хотя диавол руководит Иудой, это не значит, что Иисус покоряется замыслу диавола. Князь мира не властен над Ним («Во Мне не имеет ничего»), ибо Сам Иисус не принадлежит миру (17:4). Предстоящая смерть должна явить миру любовь и послушание Сына Отцу и привести учеников к вере 180 (см. 19:35; 20:8, 29): «Но чтобы мир узнал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так творю: вставайте, идем отсюда» (14:31).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

156 Греческий текст, помещенный под этим надписанием, составлен частью из различных отрывков, взятых из сочинений, приписываемых Дионисию Ареопагиту , и частью из трактата Василия Великого «О том, что Бог не виновник зла», и потому этот фрагмент нельзя считать принадлежащим св. Дионисию Александрийскому . 157 Что касается остальных четырех фрагментов, то ни в надписаниях, ни в содержании их нет ничего, что говорило бы против принадлежности их св. Дионисию Александрийскому . К сожалению, ни надписания фрагментов с толкованиями на книгу Иова, ни надписания толкований св. Дионисия на евангельские повествования о молитве Спасителя в саду Гефсиманском не заключают в себе ясных указаний на то, из каких сочинений св. Дионисия составитель сборников взял самые фрагменты. Это обстоятельство значительно затрудняет решение вопроса, насколько справедливо Simon de Magistris в своем издании творений св. Дионисия соединил ту и другую группу фрагментов под общим заглавием послания «О мученичестве» к Оригену . Трудность решения этого вопроса увеличивается еще вследствие того, что ни Евсевий, ни блаженный Иероним, указывая на послание «О мученичестве», 160 ничего не говорят об его содержании. Отождествляя фрагменты с толкованиями на книгу Иова и на евангельские повествования о молитве Спасителя в саду Гефсиманском с посланием «О мученичестве» к Оригену , Simon de Magistris в доказательство своего мнения приводит то соображение, что сохранившиеся у Никиты Серронского фрагменты с толкованиями на евангельские повествования о молитве Спасителя в саду Гефсиманском, как видно из надписания их, взяты из послания к Оригену . Указав на это надписание и отметив тот, по его мнению, несомненный факт, будто св. Дионисий не писал Оригену ничего, кроме книги «О мученичестве», Simon de Magistris выводит отсюда заключение, что Никита Серронский имел эту книгу перед глазами и «из этой же книги взял и другие места, приведенные из Дионисия в толковании на книгу Иова». 161 Но легко видеть, что надписание фрагментов с толкованиями на евангельские повествования далеко не оправдывает тех выводов, какие делает из него Simon de Magistris. Правда, ни Евсевий, ни блаженный Иероним не упоминают о каком-либо другом послании или произведении св. Дионисия, посвященном Оригену , кроме послания «О мученичестве», но ни тот, ни другой не говорят и того, что ими перечислены все произведения св. Дионисия; наоборот, Евсевий всегда оканчивает свои перечни указанием на то, что св. Дионисий, кроме перечисленных им, писал много и «других посланий». 162 Наконец, если даже мы допустим, что надписание фрагментов с толкованиями на евангельские повествования о молитве Спасителя дает некоторое основание отнести эти фрагменты к посланию «О мученичестве», то во всяком случае слишком поспешно было бы заключать отсюда, что из этого же послания взяты и фрагменты с толкованиями на книгу Иова: Никита Серронский мог взять эти фрагменты из какого-либо другого произведения св. Дионисия, до нас не сохранившегося.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Только тут он увидел, что был поруган, он страшно озяб, изнемог, чуть не замерз. Начал стучаться в монастырские ворота; покуда разбудили сторожа и достали ключи, наш инок остался чуть жив. Только два дня прожил он после этого случая и умер». «Вот как опасно, надо беречь себя от искушений врага, который всегда ищет нашей погибели», – прибавил от себя о. Александр. Третий рассказ относится к тому времени, когда о. Агапит поселился уже в пещерах; тогда был у него один афонский иеросхимонах, который сообщил о. Агапиту про такой случай, бывший на Афоне: «В некоем малом афонском монастыре один новоначальный инок, вопреки совету старца, удалился в затвор и начал жить в уединении. И вот что с ним случилось: в одно время слышит он стук в дверь, спрашивает, ему никто не отвечает. И так это случалось не один раз. Наконец стук этот ему надоел. Однажды от этого стука он так разгневался, что схватил топор, растворил дверь и погнался за бежавшим, по-видимому, человеком. Гонялся он за ним по скалам и кустам, весь исцарапался о кусты и, наконец, упал со скалы в пропасть; а тот, за которым он гнался, сделался невидим. И как только рассказал этот бедный брат о своем несчастий некоторым, он умер. И таких примеров на Афоне много», – заключил афонец. В пещерах в затворе о. Александр прожил три года, от 23 ноября 1862 года до 9 марта 1865 года. Пещеры оставил он не по своей воле, но был вызван из затвора властью, так как, живя в сыром пещерном воздухе, он сильно захворал, у него открылась сильная грыжа, а затем ослабли зубы в деснах; сверх всего этого еще опухли ноги. «Зубы хотя все бери и тащи из десен без всякой боли», – говорил потом сам о. Александр. Хотя о. Александру и не хотелось выходить из затвора, но он был покорен воле преосвященного Филарета и о. наместника Антония и их по совету перешел опять в скит в свою прежнюю келью. Впоследствии о. Александру хотели вручить начальство над киновией (близ Гефсиманского скита), но он уклонился от этого поручения. Преосвященный Филарет писал по этому поводу наместнику Лавры, о. Антонию: «Жаль мне, что дается о. Александру занятие, которым уменьшится его безмолвие. Мирно ли принимает он сие поручение? Мир Господень с ним и в безмолвии, и в деле послушания и братолюбия (Письмо 1675 от 25 октября 1867 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Протопресвитер Александр Шмеман Протопресвитер Александр Шмеман: Чем побеждает христианство (+АУДИО) У Толстого есть где-то описание, да такое пронзительное, пасхальной ночи и девочек в беленьких платьях, из которых они очень скоро вырастают. Вот так, может быть, и мы выросли из своих детских мечтаний, стали трезвыми, рассудочными реалистами. Нас не проведешь уже ни прекраснодушием, ни доверием, ни любовью. И даже если кто и верит в Бога, то это странный Бог – бессильный в мipe, отданном диаволу. Протопресвитер Александр Шмеман Протопресвитер Александр Шмеман: Восхождение в духовный Иерусалим (+Аудио) Если мы, христиане, верим в Пасху как в победу Воскресения, то почему не позволено нам войти в эту пасхальную радость, не погрузившись сначала во тьму и печаль Страстной недели, не пройдя день за днем, час за часом Крестного пути, по которому прошел и каждый год снова проходит Христос, – от предательства ученика и одиночества в Гефсиманском саду, через страдания на кресте, до нисхождения в смертную тьму? Протопресвитер Александр Шмеман: Чем побеждает христианство (+АУДИО) У Толстого есть где-то описание, да такое пронзительное, пасхальной ночи и девочек в беленьких платьях, из которых они очень скоро вырастают. Вот так, может быть, и мы выросли из своих детских мечтаний, стали трезвыми, рассудочными реалистами. Нас не проведешь уже ни прекраснодушием, ни доверием, ни любовью. И даже если кто и верит в Бога, то это странный Бог – бессильный в мipe, отданном диаволу. Протопресвитер Александр Шмеман Протопресвитер Александр Шмеман: Восхождение в духовный Иерусалим (+Аудио) Если мы, христиане, верим в Пасху как в победу Воскресения, то почему не позволено нам войти в эту пасхальную радость, не погрузившись сначала во тьму и печаль Страстной недели, не пройдя день за днем, час за часом Крестного пути, по которому прошел и каждый год снова проходит Христос, – от предательства ученика и одиночества в Гефсиманском саду, через страдания на кресте, до нисхождения в смертную тьму? Протопресвитер Александр Шмеман

http://pravmir.ru/category/audio-mp3/pro...

Далее Журавлев привел меня в дом к Святославу Теофиловичу Рихтеру, несколько раз я там в гостях был. В том числе на вечере, который был устроен у Рихтера в его квартире на последнем этаже, у Никитских ворот. На вечере, посвященном 20-летию смерти Пастернака. Это было в мае 1980 года. Рихтер в память о Пастернаке исполнял симфонию Сезара Франка. В честь Пастернака была устроена выставка картин, которые Рихтер собирал. Там я впервые в жизни увидел Мондриана не в музее, а в квартире. И вот так это вдруг начинается. Ты словно входишь в таинственную анфиладу, начинают открываться двери, одна за другой, а потом все дальше-дальше-дальше… Так вот, о «Докторе Живаго» и о стихах из романа. Для многих в моем поколении путь к христианству начался с «Мастера и Маргариты». Я роман этот тоже прочел, довольно рано, классе в девятом: мама где-то добыла журнал «Москва» за 1967 год. Но для меня путь к вере все-таки начался с «Доктора Живаго». Причем именно со стихов. Все ли я понял, прочитав это в 9-10 классе, нет ли, но главное было понятно. Юрий Живаго как герой свою жизнь проиграл. Но как поэт он свою жизнь выиграл. Все, чего не случилось в его реальной жизни, все, что он упустил в своей реальной жизни – прочувствовано и прожито в стихах. Именно в стихах он проживает свою настоящую жизнь вокруг Христа и со Христом. Там все соотнесено со Страстной неделей. Вся жизнь превращается в метафору Страстной недели. Причем в первом стихотворении, «Гамлет», где звучат те самые знаменитые слова «чашу эту мимо пронеси», перед нами все-таки театральный зал, а не Гефсиманский сад. Да, это трагедия, но условная, сумрак ночи наставлен на героя, но это тысяча биноклей, а не тысяча звезд! Это игра. Высокая, но игра. И так начинается вхождение человека артистического внутрь большого сюжета трагедии личного выбора. А на выходе из цикла, в последнем стихотворении, перед ним уже именно Гефсиманский сад, не условное театральное пространство, а реальный путь на крест – «Ко мне на суд, как баржи каравана, столетья поплывут из темноты». И те бинокли, сверкающие в темноте зрительного зала, вдруг превращаются в огоньки этих будущих барж, огни столетий, которые плывут из темноты. От зрительного зала до Гефсиманского сада – этот цикл и есть человеческая жизнь.

http://pravmir.ru/arhangelsky-ludi-i-kni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010