— Я, командир пулемётного отряда Пономарёв, приказываю пароходу «Стержень» следовать дальше своим курсом, а «Купцу» стоять на месте до моего особого распоряжения! Так как отряд до сих пор не показывались на глаза экипажам пароходов, то там посчитали, что слова Сергея являются бредом. Да и откуда здесь было взяться целому пулемётному отряду, если пассажиры до сих пор даже одного человека на берегу не заметили. Как только шок прошел, с «Купца» понеслись угрозы и сплошной мат. Сергей подал знак и тут же на берег выскочили остальные тачанки. Все четыре пулемёта сразу же предупредительно застрочили, поднимая вокруг парохода небольшие фонтанчики. Когда смолкла стрельба, на пароходе воцарилась гробовая тишина. Сергей прокричал: — Эй, на «Купце», вот так уже лучше! И предупреждаю! Если сделаете малейшую попытку сняться с якоря, дам команду расстрелять ваш пароход. А теперь отдыхайте! Так Сергей второй раз выручил Варейкиса в опасной для жизни ситуации. В верховьях Волги команда Сергея влилась в созданную Алатырскую группу войск, которая позже участвовала в тяжелых боях за освобождение Поволжья от Колчака. В наступлении на город Буинск он был вторично ранен и, как нарочно, опять в руки. Одна пуля прошла навылет через правую, другая перебила нерв и раздробила кости левой руки. Направили раненого в лазарет Симбирска. Раны заживали неважно, пальцы свело, руки были словно деревянные, и совершенно не слушались. Однажды его навестил сам Варейкис, который поддержал его морально, пообещал выхлопотать пенсию и отправить на лечение в Москву. Свои обещания он выполнил и, когда Сергея отправляли в Москву, лично пришел проводить его и от имени Тухачевского вручил ему новенький маузер. В Москве его подлечили, но вылечить совсем оказалось невозможно, нужно было время. Руки в локтях сгибались, но пальцы не действовали. Ему выписали проездные документы и отправили домой. Молодой, полный сил мужчина, остался калекой, непригодным ни к какой физической работе. Выручала пенсия, которую ему назначила советская власть за заслуги в борьбе с её врагами. С тех пор на селе за ним укоренилась прозвище: Серёга — косорукий.

http://azbyka.ru/fiction/lozh-zapiski-ku...

Из Нерехтского уезда согласье бегунов проложило себе дорогу во Владимирскую губернию. Здесь оно преимущественно распространилось в Шуйском уезде и дошло до знаменитого села Иванова. Далее, учение Евфимия простерлось вниз по Волге, в Нижегородскую губернию, в Балахнинский уезд, в Казань, в Симбирск. Есть известия, что сопелковская пропаганда приобрела последователей в Алатырском уезде Сим­бирской губернии, в селе Иевлевом, в котором раскол в высшей степени развит; в селе удельного ведомства – Кладбище, в жигулевских горах Сызранского уезда. Далее учение бегунов простерлось в Самару и в Саратов. Усердный приверженец его, сопелковский купец Курочкин и один из сыновей купца Полетаева часто проживал в городе Самаре; другой же сын Полетаева – на пристани села Майны. Купцы эти, крестьянин Гурьян Степанов и другие из жителей села Сопелок ежегодно отправляли свои суда в те губернии за хлебом и на этих судах, особенно на коноводных машинах, перевозили беглых раскольников. В Саратов, впрочем, учение бегунов проникло еще до двадцатых годов. В 1815 г. прибыл из Саратова крестьянин Ярославского уезда деревни Симоновской, некто Симеон Шубник. Позна­комившись с сопелковскими бегунами, он стал им описывать все удобства жизни в Саратове, возможность укрывательства в садах, и предложил Ирине Федоровой, Доминике Андреевой, дочери ярославского мещанина Душина, перекрещенной еще самим Евфимием, Родиону Ми­хайлову и его отцу Сергею Тихонову перейти на жительство в саратовские сады. Те согласились и ушли. Ирина Федорова и Доминика нашли пристанище в саду купца Григория Яковлева Крюкова, а Родион Михайлов и отец его скрывались в буераках у филипповцев. Там они скрывались восемь лет. Наконец, Ирина Федорова и Родион Михайлов решились возвратиться в Ярославль и вновь явились в Сопелки; Доми­ника же и Симеон отправились из Саратова в Астраханскую губернию, где поселились в камышах на берегу Каспийского моря. Там они были пойманы: Симеон сослан в Закавказский край, а Доминика в Сибирь на поселение, где, по освобождению из тобольского острога, долго бродяж­ничала и, наконец, поселилась на жительство в келье, в кийской волости, в Томской губернии. Все эти бегуны занесли учение Евфимия в понизовый, прикаспийский край.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

протестант. государей. С одной стороны, он ценил праотеческую традицию, с другой - опасался вызвать протест в среде духовенства. Светская власть при П. А. взяла на себя функции защиты правосл. веры. Борьба с «раскольниками» - старообрядцами была одним из важнейших направлений совместных действий власти и Церкви. Особой поддержкой П. А. пользовался архиеп. Нижегородский Питирим (Потёмкин), инициативный, изобретательный борец со старообрядчеством в Поволжье. Сам бывш. старовер, архиепископ был своеобразным теоретиком борьбы с расколом, автором полемической кн. «Пращица Духовная» (1721), которую в лит-ре называют «Книгой русской инквизиции» (см.: Морохин А. В. Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим: Церк. деятель эпохи перемен. Н. Новг., 2009). Законодательство о старообрядцах кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. имело неуклонную тенденцию к ужесточению и в рамках «регулярного» гос-ва приобрело тотальный характер. Это выражалось в усилении контроля Церкви над прихожанами - бывш. староверами, в борьбе с укрывательством раскольников (злостный укрыватель по закону подлежал казни как противник власти), в беспощадном преследовании «старцев-расколоучителей», в облавах на общины, укрывавшиеся в лесах. С введением подушной подати на староверов положили двойной подушный оклад. При этом власть подтверждала, что двойной оклад не означал легализации старообрядческого учения и двойное обложение сделано, согласно указу, «не для того, чтобы они свою раскольническую прелесть рассеивать могли и других учили» (ПСЗ. Т. 6. С. 739-742. 4052). Это было одно из многочисленных постановлений, направленных против любых форм распространения старообрядческой веры. Запрещались все старообрядческие общественные богослужения, строго преследовалось хранение дониконовских книг. Категорически запрещалась передача основ старообрядческой веры др. лицам, в т. ч. внутри семьи. За «совращение» хотя бы одного человека в старообрядчество «совративший» рассматривался как расколоучитель ( Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибир.

http://pravenc.ru/text/Петр I ...

Поскольку Иван Подрезов на следствии в предыдущих показаниях признал себя виновным, что будто бы занимался по заданию священников антисоветской деятельностью, то 21 сентября 1941 года сотрудники НКВД арестовали его, заключив в тюрьму в Алатыре в качестве обвиняемого. 10 октября следствие было окончено, и 30 октября в десять часов утра в Алатырском городском суде начался суд над двумя алатырскими священниками и нищим. Монахини страха ради подтвердили на суде свои оговоры, данные на следствии. Давая по требованию суда объяснения, отец Емельян сказал: «Антисоветскую агитацию я никогда не вел и не знаю, что это такое — контрреволюция. В марте 1939 года я о гибели безбожников ничего не говорил… Подрезову мы никаких заданий не давали. Проведения Подрезовым антисоветской агитации я не видел». Выступивший затем государственный обвинитель потребовал вынести Подрезову смертный приговор, а священников Покровского и Киреева приговорить к десяти годам лишения свободы. Выслушав предложение обвинителя, суд удалился на совещание и, возвратившись, объявил — всех обвиняемых приговорить к высшей мере наказания — расстрелу. Сразу же после объявления приговора вокруг смертников ощетинился штыками конвой, и их стали поспешно выводить из зала суда. На следующий день адвокатом священников была подана кассационная жалоба в Верховный суд, в ней, в частности, говорилось: «Нас обвинили в том, что мы, Василий Покровский и Емельян Киреев, являясь священнослужителями церкви, составили антисоветскую контрреволюционную группу и, сговорившись между собой и третьим обвиняемым по делу Иваном Подрезовым, и сами, и через последнего систематически, якобы вели антисоветскую агитацию среди верующих прихожан церкви. В действительности же этого никогда не было, все, что возведено на нас, является искусственным материалом, как на священнослужителей, и только. Никакого задания мы Подрезову не давали. Причем он свои показания отверг полностью. Одно лишь говорил, что мы иногда ему как нищему, стоявшему всегда на паперти и выпрашивающему милостыню, подавали. Это подаяние следствием и судом превращено в какую-то плату, которую он якобы получал с нас за ведение антисоветской агитации. Этого не было, и ни один свидетель или обвиняемый Подрезов это не подтвердили суду».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Ночь прекратила бойню, продолжавшуюся целый день. 3 октября Борятинский подошел к кремлю и высвободил Милославского из осады. Казаки пошли на приступ, пытались было зажечь кремль, и – опять неудача. Стенька, видя, что не одолеть ему врага, бежал тайно ночью со своими донцами и покинул остальных своих сообщников на произвол судьбы. Утром оставленные под Симбирском мятежники увидели, что казаки их покинули, и сами бросились к Волге, чтобы захватить оставшиеся суда и убежать на них. Но Борятинский послал на воров ратных людей: припертые к Волге и поражаемые выстрелами, они падали в воду. Более шестисот человек было взято в плен. Их казнили. Весь окрестный берег был покрыт рядом виселиц. Жители подгородных слобод, приставшие к Стеньке, являлись к воеводам с повинною. Победа эта была до чрезвычайности важна. Если бы успех был на стороне Стеньки, то мятеж принял бы, вероятно, ужасающие размеры. Уже все пространство между Окою и Волгою на юг до саратовских степей и на запад до Рязани и Воронежа было в огне. Возмутители бродили шайками и поднимали народ; в некоторых местах они сами обращали в пепел селения, а потом возбуждали к мятежу лишенных крова и имущества. Мужики помещичьи и вотчинные, монастырские, дворцовые и тяглые стали умерщвлять своих господ, приказчиков и начальных людей, выказывая при этом замечательную изобретательность в жестокостях, как всегда бывает при народных восстаниях. Имя батюшки Степана Тимофеевича неслось все далее и далее: уже в самой Москве начали поговаривать, что Стенька вовсе не вор. На север от Симбирска, по всему протяжению нагорной стороны, поднялись язычники, инородцы, мордва, чуваши, черемисы, сами не зная, кажется, за что бунтуют. В Алатырском уезде собралось мятежное ополчение из пятнадцати тысяч человек. Вслед за тем началось волнение в богатом и большом селе Лыскове и охватило нижегородскую землю. Шайки мятежников овладели монастырем Макария Желтоводского, осаждали Нижний, но были рассеяны. Восстание разлилось по всей полосе, занимающей нынешние губернии: Симбирскую, Пензенскую и Тамбовскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Патриаршее служение в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Феодора (Белкова) во епископа Алатырского и Порецкого 2 декабря 2012 г. 15:45 2 декабря 2012 года, в неделю 26-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, где находится рака с мощами святителя Филарета. За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил хиротонию архимандрита Феодора (Белкова) во епископа Алатырского и Порецкого ( Чувашская митрополия ). Фото: С. Власов, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Феодора (Белкова) во епископа Алатырского и Порецкого» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Феодора (Белкова) во епископа Алатырского и Порецкого» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Феодора (Белкова) во епископа Алатырского и Порецкого» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Феодора (Белкова) во епископа Алатырского и Порецкого» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Феодора (Белкова) во епископа Алатырского и Порецкого» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Феодора (Белкова) во епископа Алатырского и Порецкого» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Феодора (Белкова) во епископа Алатырского и Порецкого» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Феодора (Белкова) во епископа Алатырского и Порецкого»

http://patriarchia.ru/db/text/2627477.ht...

Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии 25 декабря 2011 г. 21:44 25 декабря 2011 года, в неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец, и день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме великомученика Никиты в Старой Басманной слободе в Москве. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Стефана (Гордеева)  во епископа Алатырского, викария  Чебоксарской епархии . Фото: С. Власов, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии»

http://patriarchia.ru/db/text/1855976.ht...

Мирёнки. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . /// Объект утрачен Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Архангельская церковь, с. Миренки Построена не позднее 1818 г., вновь отстроена в 1896 г. на средства прихожан. Церковь деревянная с главным престолом в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Приделы: правый – во имя Св. Архангела Михаила, левый – во имя Св. Николая Чудотворца. При роднике в 1892 г. построена часовня. В приходе на 1900 г.: с. Миренки, д. Полянки. Закрыта в 1941 г. Приход восстановлен в 1945 г. Ф.259, 13 ед. хр., 1818-1869, 1917 гг. НСА: оп. 1, 2. Источник: сайт Государственный Архив Республики Чувашия 20 июня 2017 года состоялось освящение храма в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих радость " в селе Миренки Алатырского района Алатырской епархии. Чин великого освящения и первую Божественную литургию совершил Глава Чувашской митрополии митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава в сослужении Преосвященнейшего Феодора епископа Алатырского и Порецкого. В богослужении приняли участие: наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрит Василий (Паскье); настоятель храма в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " с. Миренки Алатырского района архимандрит Сергий (Куприанов); благочинный VII-ro округа, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Калинино Вурнарского района протоиерей Сергий Моряков; секретарь Алатырского Епархиального управления, настоятель храма Воздвижения Креста Господня г. Алатырь иерей Анатолий Уляхин и духовенство Алытырского благочиния Алатырской епархии. 5 января 2012 года накануне Рождественского сочельника в селе Миренки Алатырского района Чувашской Республики в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» возник пожар. Пожар нанес приходу существенный материальный ущерб, уничтожив все находящееся в храме. В течении суток сгорел весь храм. Летом 2012 года на месте сгоревшего храма началось строительство нового. При помощи благотворителей, жертвовавших средства, была возведена и подготовлена к освящению деревянная церковь.

http://sobory.ru/article/?object=22766

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010