Наряду с преподаванием М. вел активную исследовательскую работу. Он 1-м из иностранцев ознакомился с собранием греч. рукописей московских Синодальной и Типографской б-к, получив разрешение Синода по ходатайству библиотекаря имп. двора иеродиак. Евгения (Булгариса) (впосл. архиепископ Славянский и Херсонский), с к-рым М. был знаком со времени учебы в Лейпциге. Поддержку научным изысканиям М. оказывал митр. Московский Платон (Левшин) , директор и протектор Славяно-греко-латинской академии , знаток и ценитель классической древности. Личная дружба связывала М. с ректорами академии - архим. Заиконоспасского мон-ря Амвросием (Подобедовым) (впосл. митрополит Новгородский и Олонецкий) и его преемником архим. Дамаскином (Семёновым-Рудневым) (впосл. епископ Нижегородский и Алатырский). В Синодальной б-ке М. познакомился с архиеп. Самуилом (Миславским) (впосл. митрополит Киевский), осуществлявшим по Высочайшему указу ревизию ее фондов, состояние к-рых во 2-й пол. XVIII в. современники признавали катастрофическим. Мн. кодексы не имели переплетов, открепившиеся тетради и листы находились в полном беспорядке. Разбор греческих рукописных книг (самой «непонятной» части фонда), на протяжении целого столетия пролежавших в Патриаршем дворце в Кремле, был поручен М., проявлявшему к ним интерес с самого начала пребывания в Москве. Это собрание сложилось преимущественно из рукописей, привезенных с Афона иером. Арсением (Сухановым) в 1655 г.; в 1693 г. к ним добавились манускрипты, доставленные в Москву архим. Хрисанфом Нотарой по распоряжению Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары . Результатом 10-летней работы М. стало научное описание греч. фонда, составленное на лат. языке: 1-я ч. под названием «Notitia codicum manuscriptorum Graecorum bibliothecarum Mosquensium Sanctissimae Synodi» была издана в Москве в 1776 г.; краткий перечень рукописей «Index codicum manuscriptorum Graecorum bibliothecarum Mosquensium» опубликовали в С.-Петербурге в 1780 г.; полное издание каталога, озаглавленного «Accurata codicum Graecorum manuscriptorum...», вышло в 1805 г. в Лейпциге. Каталог составлен по результатам изучения 502 греч. манускриптов IX-XVIII вв., ранее неизвестных европ. ученому сообществу. Своим беспрецедентным для рус. науки трудом М. впервые ввел эти важнейшие фонды в научный оборот, и т. о. в этой области исследований Москва поднялась до уровня «филологических столиц» Европы (ранее были опубликованы описания греч. фондов только Парижа, Мадрида и Мюнхена).

http://pravenc.ru/text/2562622.html

Поскольку Иван Подрезов на следствии в предыдущих показаниях признал себя виновным, что будто бы занимался по заданию священников антисоветской деятельностью, то 21 сентября 1941 года сотрудники НКВД арестовали его, заключив в тюрьму в Алатыре в качестве обвиняемого. 10 октября следствие было окончено, и 30 октября в десять часов утра в Алатырском городском суде начался суд над двумя алатырскими священниками и нищим. Монахини страха ради подтвердили на суде свои оговоры, данные на следствии. Давая по требованию суда объяснения, отец Емельян сказал: «Антисоветскую агитацию я никогда не вел и не знаю, что это такое — контрреволюция. В марте 1939 года я о гибели безбожников ничего не говорил… Подрезову мы никаких заданий не давали. Проведения Подрезовым антисоветской агитации я не видел». С прихожанами Выступивший затем государственный обвинитель потребовал вынести Подрезову смертный приговор, а священников Покровского и Киреева приговорить к десяти годам лишения свободы. Выслушав предложение обвинителя, суд удалился на совещание и, возвратившись, объявил — всех обвиняемых приговорить к высшей мере наказания — расстрелу. Сразу же после объявления приговора вокруг смертников ощетинился штыками конвой, и их стали поспешно выводить из зала суда. На следующий день адвокатом священников была подана кассационная жалоба в Верховный суд, в ней, в частности, говорилось: «Нас обвинили в том, что мы, Василий Покровский и Емельян Киреев, являясь священнослужителями церкви, составили антисоветскую контрреволюционную группу и, сговорившись между собой и третьим обвиняемым по делу Иваном Подрезовым, и сами, и через последнего систематически, якобы вели антисоветскую агитацию среди верующих прихожан церкви. В действительности же этого никогда не было, все, что возведено на нас, является искусственным материалом, как на священнослужителей, и только. Никакого задания мы Подрезову не давали. Причем он свои показания отверг полностью. Одно лишь говорил, что мы иногда ему как нищему, стоявшему всегда на паперти и выпрашивающему милостыню, подавали. Это подаяние следствием и судом превращено в какую-то плату, которую он якобы получал с нас за ведение антисоветской агитации. Этого не было, и ни один свидетель или обвиняемый Подрезов это не подтвердили суду».

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-emili...

В один прекрасный день он подошел к отцу Василию и спросил, действительно ли тот верит в Бога. Отец Василий рассмеялся и сказал, что если бы не верил, то в Алатырь бы не забрался. Ему постоянно приходится сталкиваться с проблемами, совершенно непонятными для западного человека. Он не может понять, почему нельзя изменить то, что делает жизнь невыносимой. Ему говорят: «Этого нельзя». Он отвечает: «Можно» и показывает, как это делается. Его спасает чувство юмора, иначе от многого в нашей жизни можно было бы придти в отчаяние. Его английской «подельнице» Руфи гораздо сложнее. Она по привычке пытается найти рациональное решение там, где рацио не следует искать. На вопрос «Ну почему так?» есть русский ответ «А потому!» Но, несмотря на нескончаемые трудности, она полюбила Россию и уже не может надолго расставаться со своими алатырскими сестрами и братьями. Она усвоила Православие не как религиозное учение, более глубокое, чем протестантизм, а как образ жизни, как самое жизнь. Она руководит хором, преподает в воскресной школе, вместе со всеми занимается уборкой и строительными работами. Она любит собирать грибы и ягоды, чего в Англии никогда не делала. Любит русские песни и поет их на берегу чувашской реки вместе с русскими друзьями и французом, ставшим православным батюшкой и русским патриотом. Почему я остановился на этом фильме? Да потому, что и камни вопиют и иностранные граждане показывают нам то, что мы перестали ценить и воспринимать, как великую ценность и благо Православие, красоту и дарованное нам Богом раздолье и богатство. Наши дети мечтают о жизни за границей и говорят о том, что в России нечего делать. Мы уже один раз сокрушили собственную великую державу и уничтожили потрясающую цивилизацию. Сегодня мы рискуем повторить «подвиг отцов». Как отодрать бельма, насильно наклеенные на наши глаза? Как пробудить русскую душу и помочь ей увидеть, что не лампочка Чубайса-Ильича освещают путь русского человека, а Свет Христов? Конечно, можно ожидать чуда, но отец Василий Паскье и Руфь Бэкхаус показывают нам единственно верный путь труда, терпения и молитвы.

http://radonezh.ru/monitoring/pyatnadtsa...

Видимо, гонения для него начались с твердого задания, заведомо невыполнимого. Судим в 1930-м, 1933-м, 1935-м по ст. 61 (отказ от выполнения повинностей, общегосударственных заданий. На первый раз полагалось наказание в виде штрафа до 5-кратного размера стоимости наложенного задания, во второй раз — ИТЛ до 1 года). Из анкеты арестованного мы узнаем, что Ефим был судим в 1931-м году по ст. 61 ч. 2 УК РСФСР и осужден на один месяц исправработ. В 1933-м г снова судим по той же ст. 61 ч. 2 УК РСФСР, на этот раз осужден на 2 года лишения свободы за неисполнение налогов, наказание отбыл. На свободе он был недолго. В 1935-м году по той же ст. 61 ч. 2 УК РСФСР вновь осужден на 2 года лишения свободы, наказание отбыл. Закончив этот срок, он вышел на свободу в последний раз — наступало время Большого террора, призванного произвести капитальную зачистку земли Русской от «классовых врагов». Начало крестного пути Ефима Молчанова Постановление об избрании меры пресечения выписано 16, а объявлено арестованному 18 декабря 1937 года. 17 декабря оперуполномоченный УГБ Алатырского РО НКВД Петров произвел в доме Молчанова обыск и арестовал его, в протоколе указано: «согласно данным указаниям, задержан гражданин Молчанов Ефим Яковлевич. Взято для доставления в РО НКВД следующее: книга Ложь социализма”, всего 308 листов». После ареста он первоначально содержался в Алатырской тюрьме . Постановление об избрании меры пресечения В анкете арестованного указано, что он крестьянин, беспартийный, единоличник, церковный сторож при с. Иваньково-Ленино. паспорта не имеет, с воинского учета снят по возрасту. По социальному происхождению он сын кулака, родители до революции имели 2 лошади, 2 коровы, дом, имели также по 6–7 голов мелкого скота. Его родители занимались арендой земли у местных крестьян, умерли до 1912 года. Сам Евфимий отучился в сельской школе 3 года, до революции был и после нее остался середняком, имел 1 лошадь, корову, 5–6 овец, собственный дом. Семья на момент последнего ареста состояла из 6 человек, жили все вместе:

http://pravoslavie.ru/147049.html

– Интересные предметы, кружки и секции при приходах – это замечательные формы организации досуга детей при Церкви. Но многие дети, становясь подростками, уходят из церковной ограды, порой насовсем. Как решить эту проблему? И решаема ли она вообще? – Думаю, что она решаема только в том случае, когда наряду с чисто интеллектуальным интересом ребенку прививаются духовные начала, и это органично сочетается. Важно не просто научить юного человека какому-то ремеслу, а дать духовное наполнение, которое поможет ему не потеряться среди житейских соблазнов. Такое ненавязчивое приобщение к Церкви – это хороший добрый якорь, который удержит от каких-то греховных шагов и поступков. Но здесь, конечно, важна мера. Ребенка нельзя насиловать, нельзя довлеть над ним. Важно позволить увидеть, что ему только предлагается жить по совести, по тем нормам, которые человечество хранит уже 2000 лет, и предлагается добрым человеком, который помимо знаний дает ему любовь. Когда учитель действительно любит своих учеников, это же чувствуется. Эти ученики всегда на порядок выше других. К сожалению, сегодня эта составляющая в учебном процессе мало присутствует, поэтому у нас и дети становятся наркоманами, матерщинниками, творят на уроках что хотят. Если сейчас еще ювенальную юстицию разрешат, так ситуация и вовсе станет неуправляемой. Выход я вижу только в том, чтобы людей разумно, ненавязчиво, но при этом системно приобщать к Церкви. Вот это будет залогом успеха. У нас есть хорошие преподаватели, которые это понимают и стараются своей любовью, своей заботой воспитывать детей, сознавая, что от них зависит, станут ли эти дети завтра нормальными православными людьми и достойными гражданами своего Отечества или их подхватит улица. Священный Синод РПЦ на своем заседании 10 октября 2009 года постановил: «1. Образовать Бурятскую епархию, выделив ее из состава Читинской епархии… 2. Епископом Улан-Удэнским и Бурятским быть епископу Алатырскому Савватию, викарию Чебоксарской епархии. 3. Преосвященным Читинским иметь титул Читинский и Краснокаменский» (Журнал 82)// http://www.patriarchia.ru/db/text/810642.html ).

http://pravoslavie.ru/32354.html

Благодаря деятельности братства Св. Креста число воссоединявшихся с Церковью старообрядцев увеличивалось: если в 1872 г., до учреждения братства, к старообрядчеству примкнули 703 чел., а к Церкви присоединились 16 чел., то в 1881 г. с Церковью воссоединились уже 177 старообрядцев, в 1882 г.- 112, в 1890 г.- 384, в 1899 г.- 435, в 1902 г.- 419 приверженцев «старой веры». Тем не менее число перешедших в старообрядчество оставалось высоким. Так, в 1882 г. к «старой вере» присоединились 642 чел. По офиц. данным, за 1887-1898 гг. число старообрядцев и сектантов в епархии увеличилось с 67 239 до 77 591. В 1898 г. из 865 правосл. приходов епархии 374 в разной степени были «заражены расколом и сектантством». С нач. 40-х гг. XVIII в. еще одним активным направлением деятельности архиереев епархии стало миссионерство среди народов Поволжья. Его инициатором выступил еп. Димитрий (Сеченов ; впосл. митрополит), являвшийся до поставления на Нижегородскую кафедру 1-м руководителем Конторы новокрещенских дел (Новокрещенской конторы) (1740-1742). В центре внимания правосл. миссионеров оказались 25 татар. деревень, к-рые располагались компактно на юго-востоке и юге Нижегородской губ., на территории Алатырской пров., включавшей в себя Ядринский, Курмышский и Алатырский уезды, мордов. селения Нижегородского, Арзамасского и Алатырского уездов, черемисские (марийские) и чувашские населенные пункты Алатырского, Курмышского и Васильсурского уездов. В результате активной миссионерской деятельности к 1747 г. в епархии насчитывалось 50 430 новокрещеных, что составляло практически абсолютное большинство мордвы, чувашей и черемисов ( Голубин, Морохин, Сомов. 2015. С. 108). Во 2-й пол. XVIII в. акцент в миссионерской работе в Нижегородской епархии стал делаться на подготовке кадров священнослужителей из среды обращаемых в Православие. По указу еп. Феофана (Чарнуцкого) от 16 янв. 1751 г. в Нижегородскую ДС каждый год должно было поступать по 3 принявших крещение выходца из «каждой иноверческой нации» (татар, мордвы, черемисов и чувашей). По ее окончании они становились священниками и миссионерами. К 1762 г. число крещеных «иноверцев» в регионе достигло 78,1% ( Кабузан В. М. Распространение православия и др. конфессий в России в XVIII - нач. XX в. М., 2008. С. 19).

http://pravenc.ru/text/2565202.html

194 Из них он посылал отряд в Темниковские и Алатырские места 195 и подъезды – проведывать калмыков. Татары более всего удерживали его власть в Астрахани. 196 Собственно астраханцев было тысячи три, и они были мало расположены к нему; но у Заруцкого было до тысячи воровских казаков, кроме татар, стоявших под городом ордою; с этими средствами он принуждал повиноваться астраханцев. Перед зимним Николиным днем Заруцкий, постоянно находившийся в Каменном городе, послал на посад казака Тимофея Чулкова с грамотою и велел всяких чинов людям прикладывать руки, но никому не дозволил посмотреть в грамоту; астраханские попы и дьяконы подписывались, а за ними прикладывали руки безграмотные миряне ; и никто не знал, к чему пристают они все. Тех, которые противились или после показывали свое нерасположение к Заруцкому, хватали ночью, мучили огнем и бросали в воду. Каждый день кого-нибудь казнили; кровь лилась. Зато каждый день Марина думала о возможности внезапного восстания. Она не велела звонить рано к заутрене, как будто для того, что ее сын полошится от звона. Это у ней делалось оттого, как пояснил один из убежавших астраханцев, что она боялась «приходу». 197 Заруцкий отправил посольство к шаху 198 и отдавал Персии в подданство Астрахань: этим он думал втянуть Персию с Московским государством в войну. Посланы были «прелестные» письма к волжским казакам и к донским. Донские решились оставаться в верности избранному по желанию казаков наравне с земскими людьми московскому царю, но между волжскими, состоявшими из сброда разных беглецов, живших станицами по берегам Волги ниже истребленного тогда Саратова и по волжским притокам, произошло разделение: люди молодые увлеклись «прелестию» и готовились весною идти вверх по Волге до Самары. «Нам, – говорили они, – куда ни идти, лишь бы где было зипуны наживать». Двое волжских атаманов, Неупокой Карга и Караулко, находились в Астрахани у Заруцкого и оттуда волновали своих собратий на Волге. Но были из волжских атаманов и такие, что не хотели идти с Заруцким, но обманывали его: надеялись выманить у вора жалованье и дожидались прихода персидских судов, которые должны были, как распространяли пособники Заруцкого, прийти на помощь для принятия Астрахани под руку персидского шаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В своей обыкновенной домашней жизни скопцы отличаются трудолюбием и промышленностию. Богатство и трудолюбие были, кажется, идеалом самого Селиванова, который в своих „страдах“ говорит о себе: „и дастся ему вилы, цеп и пила“ 988 . В одной скопческой песне воспеваются скопцы–„купцы земли греческой, миллионщики знаменитые“ 989 . Факты трудолюбия и промышленности скопцов засвидетельствованы многими очевидцами их жизни. Так, по словам Крыжина, в симбирской губернии между совратившимися в скопчество крестьянами становилось заметно улучшение в их хозяйственном быту, они перестраивали дома в более обширном виде, одевались чище, жили лучше и опрятнее своих односельцев и некоторые начинали вести мелочную торговлю. У главного скопца симбирского, алатырского мещанина Милютина, на поясной фабрике, говорят, обеспечены были работой до 200 женщин и девок 990 . По свидетельству Реутского, осмотренные им в Москве, в доме Кудриных, мастерские находились в отличном порядке и чистоте; работницы занимались своим делом с примерным трудолюбием и аккуратностью 991 . Любви к трудолюбию и промышленности скопцы не покидают и в местах своей ссылки. В туруханском краю скопцы делались распространителями ремесленности между туземцами. Отношения скопцов к иноверным и, в частности, к православным носят на себе характер непримиримой вражды и ненависти. Можно без преувеличения сказать, что все отношения скопцов к иноверным характеризуются как преступления. Эти последние все без исключения основываются на религиозно-фанатической почве; на ней они зарождаются и на ней же они развиваются. Частнее, все известные главнейшие преступления скопцов против общества и государства вытекают из их фанатического, ничем неудержимого стремления пропагандировать свое физическое и нравственное уродство и только здесь получают истинный смысл и значение. Известно, что каждое религиозное общество пропаганду своего учения между другими иномыслящими людьми считает делом добрым, заслуживающим похвалы и награды. При том, пропаганда учения или стремление сообщить другим свои убеждения и воззрения составляет существенную потребность каждого члена общества.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

6) Дела Симбирского Окружного Суда: а) об Ардатовских хлыстах (разбиралось в г. Ардатове в 1895 г.), и б) о хлыстах Алатырских (производилось в 1895–1897 г.г.). 7) Дела Самарского Окружного Суда: а) о мормонах Бузулукскаго уезда, начатое в 1895 г. б) о хлыстах Ставропольского уезда Самарской губ.; следствие по этому делу производилось в 1896 г. 8) Дела Воронежской духовной Консистории: а) о Новохоперских хлыстах (Никите Щербакове, Ламтеве и др.) производившееся в 1839 г., и б) о хлыстах в слободе Алферовке, Воронежской губ., производившееся по поводу действий учителя их «Микитки Блаженного» в 1857 году (См. Воронеж. Еп. Вед., 1871 г. 17, с. 734).» в) Студента III курса Академии Василия Чистякова: «Покорнейше прошу Совет Академии походатайствовать за меня пред императорской Публичной Библиотекой о скорейшей по возможности высылке на трёхмесячный срок следующих, необходимых мне для написания кандидатского сочинения по русскому языку и его словесности, книг: 1 . Oeuvres choisies de P. Tchadaief, publices pour la premiere lois par le P. Gagarin“. 208 стр. 1862 r. 2 . «Телескоп», т. 34, 15, 1836 г. (стр. 275–310)». Определили: Просить подлежащие учреждения о высылке в Академию означенных в прошениях и. д. доцента Д. Г. Коновалова и студента Чистякова дел и книг. XIV. Отношение Управления Императорского Российского Исторического Музея в Москве Имени Императора Александра III от 20 апреля за 420: «Управление Исторического Музея, получив от редакции журнала «Богословский Вестник 162 книги означенного журнала за все 14 лет его издания, а также 34 книги Прибавлений к изданию Творений св. Отцов в русском —123— переводе, поставляет долгом принести глубокую благодарность Совету Московской Духовной Академии за удовлетворение ходатайства Исторического Музея от 4 октября прошлого года за 749, питая твёрдую надежду, что обмен изданиями продолжится и на будущее время». Определили: Принять к сведению. XV. Прошение бывшего студента IV курса Академии Василия Смирнова: «В марте месяце текущего года, пред окончанием учебных занятий в Академии, я принуждён был уволиться из числа студентов по обстоятельствам, совершенно от меня не зависевшим. Желая закончить начатое в Академии образование, покорнейше прошу Совет Академии о принятии меня вновь в число её студентов, и о разрешении сдать выпускные экзамены по предметам IV курса и представить сочинение на степень кандидата богословия в августе месяце текущего 1906 года. Прося об этом, я обращаю внимание Совета на то, что оставил Академию не по своей воле, и если бы мне пришлось оставаться на IV курсе Академии ещё год, это было бы для меня новым незаслуженным наказанием».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» ( Тит. 1:11 ). Другие используют открытых и добродушных людей для приобретения материальных благ, заставляя продавать своё имущество, квартиры, машины и другие материальные ценности. «Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» ( Рим. 16:18 ). Никакая секта не имеет ни малейшего права вмешиваться в семейную жизнь, тем более разбивать семью. Такой случай произошел в одной Алатырской семье по вине опять же секты. Понятно, почему я не указываю на те лица, которые пострадали в этих религиозных общинах, чтобы не причинить им ещё большей боли и неприятностей. Вспомним всем известный процесс под названием «Глеб Якунин и сектанты против Дворкина». Дворкин Александр Леонидович кандидат богословия, доктор философии, руководитель Информационно-консультативного центра священномученика Иринея, епископа Лионского на судебном заседании в Московском городском суде смело выступил против тоталитарных религиозных общин, которые подали кассационную жалобу на него в суд. Причина этой жалобы вышедшая в свет книга «Десять вопросов навязчивому незнакомцу». В этой книге он учит, как противостоять вербовщикам из тоталитарных сект, как уберечь себя, чтобы не попасть в секту. В итоге после неопровержимых доказательств с его стороны о непосредственной опасности тоталитарных сект для общества и, в частности, для человека суд отверг все жалобы сектантов против Дворкина. И эта была очень важная победа не только для Русской Православной Церкви, но и для всей страны. Значит, мы можем противостоять и бороться с этими лжемиссионерами. Напомню, в сектах жесткий контроль друг за другом. Нет личной жизни, человек должен жить только жизнью своей религиозной общины. В некоторых сектах образуются свои кооперативы, где работают по двенадцать часов в день. Нет должных санитарных условий проживания. Секта контролирует каждый шаг членов своей общины, ведет постоянно психологическую обработку.

http://azbyka.ru/way/doroga-k-bogu-svjas...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010