Вследствие этого именного указа св. Синод сделал самое строгое предписание епархиальным архиереям, чтобы они как можно лучше наблюдали за священниками и, если бы о каком из них явилось только подозрение, что он может участвовать в возмущении крестьян, такого тотчас удалять от его прихода до тех пор, пока волнение совершенно успокоится, а на его место назначать вполне надежного священника, который мог бы содействовать прекращению волнения. Если же кто из священнослужителей окажется участвовавшим в крестьянских возмущениях, таких лишать сана» 243 . Несмотря на столь строгие меры, принятые против священнослужителей, участвовавших в возмущении крестьян, в 1800 г. св. Синоду пришлось повторить вышеприведенный указ, так-как говорилось в этом новом указе, «по донесениям Симбирского гражданского губернатора Сушкова о крестьянах графа Румянцева Алатырского уезда села Чеберчина; вышедших из повиновения своему помещику», оказалось, что «в сем неустройстве крестьян участвовали и трое тех селений священников» 244 . Таким образом, само духовенство склонялось к участию в возмущениях крестьян, несмотря на строгие меры правительства против духовных лиц, замеченных в этих волнениях. Де-Пуле в статье «Крестьянское волнение при императоре Павле» приводит много случаев участия духовенства в крестьянских волнениях. Он говорит, что в губерниях Псковской и Калужской, где восстания крестьян приняли большее размеры, «почти во всех помещичьих имениях крестьяне не только отказались повиноваться помещикам, но, собираясь по погостам и вооружившись ружьями, дубинами, топорами» и т. п., открыто восстали, «предводимые к тому и попами», как гласит официальное известие. Так, в одном месте этого (Холмского) уезда, в церкви они поставили аналой: священники вышли из алтаря в полном облачении и вынесли крест и Евангелие, который положили на аналой; крестьяне прикладывались к св. иконам, ко кресту и евангелию и клялись «в единодушном до смерти стоянии». «В Медынском уезде Калужской губернии, почти поголовно восставшем против помещиков, главными виновниками был священник села Кулишева, Григорий, и еще каких-то два попа, разглашавшие о мнимых манифестах и сочинявшие прошения к государю» 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

Между тем как обманутая Лжедмитрием Москва мало-помалу, путём горького опыта, приближалась к сознанию своего обольщения и готовила в будущем страшное восстание против своего обольстителя, патриарх Иов доживал последние дни свои в мирной обители, вдали от всех волнений, молитвой и иноческими подвигами приготовляя себя к вечности. Вместе с угасающим зрением, мало-помалу закрывался для него мир с его тревогами. Быть может, горестные вести о бесчинствах, производимых в Москве Лжедмитрием, по временам тревожили его душу и возбуждали скорбь о погибающем отечестве. Но скоро весть о низвержении Лжедмитрия и Игнатия и возведение на престол Василия Шуйского воскресила в нём отрадную надежду на лучшую будущность России. Святители, собравшиеся в Москве по случаю царского венчания, вспомнили о престарелом изгнаннике патриархе, и просили его снова возвратиться на первосвятительский престол. Но слепой старец не мог уже исполнить желания своей паствы; он отказался от предложения и благословил (по словам некоторых) 152 на своё место митрополита Казанского Гермогена. Казалось, всё на земле уже кончилось для Иова. Но Промысл соблюдал ещё смиренного старца для последнего дела, которое он должен был совершить прежде вечного успокоения. Как бы в награду за страдания, ему готовилось последнее высокое утешение преподать обременённой клятвопреступлением России разрешение и благословить её на новую лучшую жизнь. События, которыми началось и сопровождалось царствование Василия, были самые несчастные. Он должен был вести ожесточённую борьбу с мятежниками. В Калужской и Тульской губерниях собрались шайки изменников и заняли Тулу. Бунт вспыхнул в уездах Арзамаском и Алатырском. Мордва, слуги, крестьяне грабили и убивали царских чиновников и дворян и осадили Нижний Новгород, Астрахань также изменила Василию. Целое войско изменников разными дорогами шло от Путивля к Туле, Калуге и Рязани. Разослав отряды войска против изменников, государь хотел действовать нравственными мерами и на сердце народа. Он хотел возродить нравственные силы, подавленные изменами и клятвопреступлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

88 Тому же мнимому, грязному самоуничижению, тому же кощунственному истреблению греха грехом поучал Радаев и свои жертвы. «Сие крайнее безумие своей душе сноровити: ей надо волю давать духу действовати. Лучше дух, что делает самое негодное, нежели мы сами хорошее. С которой, по-видимому, я хуже поступлю, то лучше устоит. Коль велие безумие делают те, которые себя берегут; разве они умнее Бога. Нужно смирить себя, чтобы не хвалиться чистотой своей». 89 Но, может быть, то – предания старины, хотя и не глубокой? Может быть теперь, под влиянием цивилизующих понятий, при смягчении нравов, исчезли уже с лица земли эти безобразия, прикрываемые знаменем нелепых религиозных доктрин? Раскроем страницы современных следственных дел и посмотрим, что в них начертано рукой следователей, которые для некоторых, изведавших глубину падения, заменяли временами как бы отцов духовных, пред которыми они порывисто, со слезами раскаяния, хотели излить свою душу так, что последним большого стоило труда записывать в порядке их показания, отделять субъективные чувства от объективных фактов. Так писал нам один из следователей. Начнем с того, что непосредственно слышали на суде в ноябре прошедшего года в г. Мамадыш из уст той самой хлыстовки, которая ораторствовала, чем мир держится. «И в ваших стихирах, – говорила она, – поется: отложим всякое житейское попечение, тайну образующее». В чем эта тайна, объяснить она не пожелала, а муж ее, по окончании заседания, сказал своему местному священнику: «Ивановский еще в десять раз больше поседеет, а тайны нашей не узнает». Но, откроем некоторые следственные делопроизводства. В 1894 году в Алатырском уезде (Симб. губ.), во время производства следствия о хлыстах, прикосновенных к делу женщин подвергали медицинскому освидетельствованию, по подозрению в оскоплении. Оскопления не оказалось, но все освидетельствованные девицы, далеко уже не молодые, найдены потерявшими чистоту. 90 Между хлыстовками Спасского и Чистопольского уездов Казанской губернии у женщин замечался необычный, испитой цвет лица, при отсутствии деторождений замужними женщинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

В это время Долгорукий по прочищенному Лихаревым пути двигался к Темникову. 4 декабря за две версты от города встретили его темниковцы, духовенство и всяких чинов люди и уездных церквей священники и крестьяне с образами и крестами, били челом и говорили с великим плачем, что они у воровских людей были поневоле, воры их разоряли, а которые городские и уездные люди были с ворами заодно, тех они переловят и приведут. Долгорукий велел привести всех к присяге, и темниковцы исполнили обещание, привели попа Савву и 18 человек крестьян, которые были вместе с ворами, против государевых людей бились, бунты многие заводили, домы грабили, женскому полу поругание чинили и иных запытали до смерти; на пытке поп с товарищами признались в своих преступлениях. Потом темниковцы привели к Долгорукому вора особенного рода, вора-еретика-старицу. «Меня, – говорила вор-старица в расспросе, – меня зовут Аленою, родом из выездной Арзамасской слободы, крестьянская дочь, была замужем за крестьянином же, а как муж мой умер, то я постриглась и была во многих местах на воровстве и людей портила; и в нынешнем году пришла я из Арзамаса в Темников, собирала с собою на воровство многих людей и с ними воровала, стояла в Темникове на воеводском дворе с атаманом Федькою Сидоровым и учила его ведовству». Попа с товарищами повесили около Темникова, а богатыря-ведьму XVII века сожгли в срубе, как еретицу, вместе с чародейными бумагами (заговорами) и кореньями. 7 декабря Долгорукий выступил из Темникова в Красную слободу (Краснослободск) и здесь имел такую же встречу с челобитьем: приведено было 56 человек воров и после розыску повешено около города и слобод по большим, дорогам. Долгорукий, таким образом, вошел в северо-западную часть нынешней Пензенской губернии, главный притон мятежа. В Москве распорядились, чтоб он остановился в Красной слободе или в Троицком остроге, в Шацк послал воеводу, ссылался с Хитрово и Бутурлиным и промысл чинили все заодно. Чтоб сообщить еще более единства воеводским действиям против мятежников, отозван был из Казани князь Петр Семенович Урусов, обвиняемый в медленности, и главное начальство над всеми действующими войсками поручено Долгорукому. Он получил указ отправить воеводу Панина для промыслу над Алатырем и Алатырским уездом и велеть ему сходиться с князем Юрием Никитичем Борятинским, который должен был двигаться туда же из Симбирска; а другому Борятинскому, князю Даниле, идти к Долгорукому на Ядрин и Курмыш, очищая эти города от воровства. Указ был в точности исполнен Долгоруким.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

25) По окончании курса ученики с аттестатами обращаются в ведомства тех епархий, из которых они присланы будут и поступают в учители сих языков в епархиальных семинариях, в которых тогда же открыть классы сих языков на таком же основании, на каком предполагается им быть в казанской семинарии. 26) Впрочем ежели св. прав. синод найдет нужным в будущем 1830 году открыть классы языков – татарского в семинариях пермской и оренбургской и черемисского в вятской: то для оренбургской и вятской можно заимствоваться учителями из казанской епархии, а из пермской присланы были в казанскую семинарию два ученика для обучения татарскому языку, и в 1828 году по окончании курса с достаточными сведениями обращены в епархиальную семинарию, которые и могут быть определены учителями того языка. 27) В семинариях тех епархий, в которых означенные народы жительствуют в малом количестве, не предвидится надобности открывать классы сих языков; а местные епархиальные начальства, в случае нужды в священниках и миссионерах, могут требовать их для татар, чувашей и черемисов из казанской, а для вотяков из вятской епархии. 28) В казанской епархии доныне преподавались в уездных училищах – казанском языки: татарский, чувашский и черемисский, в чебоксарском – черемисский и чувашский. По соображение местных обстоятельств нужным признается открыть еще классы языков татарского и чувашского в свияжском, чистопольском, сибирском и алатырском уездных училищах. 29) На учителей языков: черемисского и чувашского – отпущается доселе от Комиссии духовных училищ в жалование по 125 рублей в год на каждого. А учителю татарского языка ни по уездному училищу, ни по семинарии ничего не отпущается, а производится ему жалованье по 200 рублей из экономических сумм семинарии: ныне нужным признается для поощрения учителей сих языков положить им жалованья в семинарии по 500 рублей, а в уездных училищах по 300 рублей на каждого. 30) Службу учителей сих языков считать наравне с наставниками прочих предметов как в семинарии, так и в уездных училищах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

После погрома Стеньки, Борятинский пошел в Алатырский уезд, где собралось порядочное мятежное ополчение из алатырцев, корсунцев, курмышцев, арзамасцев, саранцев, пензенцев. Народу было тысяч пятнадцать в этом полчении. 12 ноября князь стоял близ мятежного села Усть-Уреня, на берегу Кондарати; на другом берегу стояли его неприятели; расстояние между ними было не более полуверсты. Князь описывал это дело так: «И стояли полки против волков с утра до обеда; я того ожидал, чтоб они перебрались за переправу ко мне, а они за переправу ко мне не пришли». 300 Наконец, когда надоело такое ожидание, князь приказал намостить сына через реку; пехота перебралась: «Велик был бой, стрельба пушечная и мушкетная беспрестанная (продолжает князь), и я тех воров побил и обоз взял, да одиннадцать пушек, да двадцать четыре знамени, и разбил всех врознь; побежали они разными дорогами; и секли воров конные и пешие, так что на поле в обозе и в улицах Усть-Уренской слободы за трупами нельзя было и проехать, а крови пролилось столько, как будто от дождя большие ручьи потекли». Пленные были частью казнены, частью отпущены после привода их ко Кресту. Эта победа нанесла такой страх, что алатырцы вышли с образами, с повинною; тоже сделалось с Корсуном: мятежные села этих уездов положили оружие; более упорные бежали к Саранску и к Пензе; но когда войска занялись укрощением других городов, в декабре в Алатырском уезде опять собрались мятежнические скопища и оправились на село Апраскино; но посланный против них думный дворянин Леонтьев побил их наголову; зачинщики казнены, а толпа, состоявшая почти вся из язычников, приведена к шерти 301 . Тогда ратные люди сожгли все села и деревни, где был притоп возмущения. На север от Симбирска, по всему протяжению нагорной стороны, в уездах Цывильском, Чебоксарском, Козьмодемьяновском, Ядринском и Курмышском господствовало волнение между черемисами, чувашами и мордвой. Ополчение их было тогда до десяти тысяч; но когда, после разбития Стеньки, на них пошел с войском князь Данила Борятинский, брат симбирского победителя, то они, после первых стычек, разбежались и потом со страхом шли приносить повинную.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Закрыть Нужна смена парадигмы О национальной доктрине образования и Концепции воспитания человека в России 23.11.2022 1217 Время на чтение 9 минут Фото: из свободных источников Интернета 7 ноября в г. Алатырь Чувашской Республики прошли Алатырские епархиальные чтения, сообщает сайт администрации г. Алатыря Чувашской Республики . С докладом по теме «О проектах " Национальная доктрина образования в Российской Федерации " и " Концепция воспитания человека в Российской Федерации " » выступил один из авторов проектов, соавтор образовательного курса «Нравственные основы семейной жизни» для старшеклассников, разработчик научного направления семейно-ориентированного образования, кандидат биологических наук протоиерей Димитрий Моисеев . Предлагаем вниманию читателя его доклад. Мы свидетели и участники великих мировых событий. Западный глобалистский проект финансово-ростовщического капитализма терпит крах. По сути, начался суд (по-гречески – кризис) над Великой Вавилонской блудницей. Россия и наш народ нашли в себе смелость остаться с Богом. Поэтому мы находимся в системном противостоянии с сатанинскими силами Запада. С ними нельзя справиться только человеческими усилиями. Всё наше упование в этой битве должно быть на Спасителя. Спасителя душ в вечности и тел в этой земной жизни. Упование на Того, кого именуют Ника – то есть Победитель. При этом наша образовательная система, как и в последние 30 лет, ориентирована на глобалистский проект – подготовку «идеального потребителя». «Железнодорожный состав» Западного проекта катится под откос, а наша система образования по инерции продолжает готовить из наших детей пассажиров этого гибнущего поезда, своеобразных «граждан мира». Мира, который уходит в небытие. В последние месяцы в нашем обществе происходит осмысление этого великого исторического момента. О чём говорилось на XXIV Всемирном Русском народном Соборе, прошедшем 24-25 октября этого года в Москве? О том, что мир разделился на два лагеря. Один лагерь государств – за традиционные ценности и суверенитет. Другой лагерь – за т.н. «либеральные ценности» и стирание государственных границ, гегемонию англо-саксонского мира, расчеловечивание, отмену традиционных духовно-нравственных ценностей и проч.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/23/nu...

Храм святителя Гурия, архиепископа Таврического (Севастополь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святителя Гурия, архиепископа Таврического , расположен на Камчатном люнете, построенном под руководством начальника инженеров севастопольского гарнизона Э. И. Тотлебена в первую оборону Севастополя (1854–1855 годы). Закладка храма состоялась 2 сентября 2018 года. Содержание История [ править править код ] В первую оборону Севастополя (1854–1855 гг.) на этом холме защитники города, под руководством начальника инженеров севастопольского гарнизона Э. И. Тотлебена, построили люнет — открытое с тыла полевое укрепление. С 3 марта 1855 г. люнет именовался Камчатским, по названию полка, строившего его и отбившего первое нападение французов. Камчатский люнет прикрывал подступы к Малахову кургану — ключевой позиции обороны. Противник обрушил на это укрепление убийственный огонь. Французский генерал Воске отдал приказание: «Бросать на Камчатский люнет бомбы каждые 10 минут ночью и каждые 20 минут днем». 7 марта 1855 г., возвращаясь с Камчатского люнета на Малахов курган, погиб контр-адмирал В. И. Истомин. На этом месте в 1904 г. открыт небольшой памятник из серого гранита. В 1905 году здесь был открыт памятник воинам Камчатского люнета. К сожалению, монумент утрачен во время ВОВ. Во время обороны Севастополя 1941–1942 гг. на Камчатском люнете находилась 54-я зенитная батарея, прикрывавшая Малахов курган с северо-востока. По воспоминаниям бывшего командира батареи Е. А. Игнатовича, они сбили 15 фашистских самолётов, за что по праву назывались снайперской зенитной батареей. Храм свт. Гурия, архиепископа Таврического, расположен на Камчатном люнете, недалеко от ул. Истомина. Закладка храма в честь святителя Гурия, архиепископа Таврического, совершена 2 сентября 2018 г. Храм срублен и привезен из с. Сойгино Алатырского района Чувашской Республики. Храм построен мастерами из Чувашии с помощью неравнодушных верующих. Престольные праздники [ править править код ] Гурий, архиепископ Таврический, святитель — 30 марта Как добраться [ править править код ] Адрес: г.Севастополь, ул.Паршина, Камчатский люнет (Зеленый холм) Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: Суббота Воскресенье Информация о дополнительных богослужениях уточняется в храме по окончании Божественной литургии в воскресенье. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Митрополит Екатеринбургский Евгений провел онлайн-совещание с руководителями епархиальных отделов религиозного образования и катехизации 1 марта 2022 г. 15:39 28 февраля 2022 года председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений провел рабочее совещание с руководителями профильных отделов Абаканской , Алатырской , Анадырской , Ардатовской , Благовещенской , Троицкой , Югорской епархий. Совещание прошло в онлайн-формате на платформе Zoom. В начале встречи митрополит Евгений рассказал о деятельности, которую осуществляет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации в целях качественного развития сферы преподавания предмета «Основы православной культуры» в государственных и муниципальных образовательных организациях. В частности, он обратил внимание на возможности образовательной платформы для учителей «Клевер лаборатория» , а также главные особенности нового учебника по Основам православной культуры под редакцией доктора исторических наук, профессора О.Ю. Васильевой. Далее и.о. заместителя председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Иоанн (Рубин) обозначил ключевые позиции Отдела в области приходской просветительской работы, изложенные в документе «Основы педагогического сопровождения детей и взрослых в системе приходского просвещения». Во второй части совещания руководители епархиальных отделов поделились опытом в области приходского просвещения и изучения православной культуры в светской школе, а также описали объективные трудности, связанные с территориальным расположением, составом населения, позицией региональных и муниципальных властей. Председатель и сотрудники Синодального отдела религиозного образования прокомментировали выступления участников встречи, а также внесли ряд практических предложений. Подобные встречи будут проходить регулярно. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5904978.ht...

Arhiva Conferina a toat Rusia „Dezvoltarea bazei duhovniceti-morale a învmântului în contextul programului «Izvoarele socio-culturale»” a avut loc la Moscova 1 februarie 2018 11:25 XVIII Всероссийская конференция «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы " Социокультурные истоки " . Служение Отечеству» состоялась 23 января 2018 года в Храме Христа Спасителя в рамках Рождественских чтений. Форум был посвящен памяти ученого и педагога А.В. Камкина. В конференции приняли участие 211 человек из 28 субъектов РФ, представляющих 31 епархию Русской Православной Церкви. Конференция прошла под председательством епископа Алатырского и Порецкого Феодора и автора и руководителя программы «Социокультурные истоки», действительного члена Императорского православного палестинского общества , профессора, главного редактора Издательского дома «Истоки» И.А. Кузьмина. Организаторами конференции ежегодно являются отделение цивилизационных и социокультурных проблем Российской академии естественных наук, Издательский дом «Истоки», Православный благотворительный фонд «Алатырь», Департамент образования Вологодской области, Межрегиональная общественная просветительская организация «Истоки». В ходе пленарного заседания конференции, которое прошло в Зале церковных соборов, прозвучало 11 докладов, посвященных главному направлению программы «Социокультурные истоки» — служению Отечеству; вопросам развития мировоззрения на основе базовых духовно-нравственных и социокультурных ценностей Отечества; проблемам развития социокультурного пространства России; системному развитию программы «Социокультурные истоки» в субъектах РФ (Ханты-Мансийском автономном округе, Чувашской Республике и др.); развитию личности детей разного возраста, а также их родителей и педагогов в контексте программы «Социокультурные истоки»; системному развитию программы в образовательных организациях с кадетскими классами; развитию малых городов России; социальному служению на основе программы «Социокультурные истоки»; среднему профессиональному образованию; системному проекту «Три истока Святой Руси». С докладами выступили священники, ученые и педагоги из Вологды, Ханты-Мансийского автономного округа, Алатыря, Москвы. По завершении пленарного заседания конференция продолжилась секционной работой по разным направлениям реализации программы «Социокультурные истоки» (программы для дошкольников, начальной, средней и старшей школы, развитие работы в регионах, в малых городах России). На общем завершающем заседании был принят итоговый документ . Сайт Рождественских чтений /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5140072...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010