Архив Пн Епископ Владикавказский и Аланский Герасим: «Сердце монаха всегда тянется в горы». (К 1100-летию крещения Республики Северная Осетия — Алания) 21 сентября 2022 г. 18:41 В этом году в Северной Осетии отмечают значимый юбилей. 1100 лет назад предки нынешних осетин — аланы приняли христианскую веру. И несмотря на две опустошительные волны завоеваний из Азии, сумели ее сохранить, сберегая таким образом свою национальную культуру и идентичность. Как сегодня живет  Владикавказская епархия , какие приоритетные задачи решает ее правящий архиерей, в чем специфика миссионерской работы и какое значение уделяется образовательным проблемам, «Журналу Московской Патриархии»  ( 9, 2022 ,  PDF-bepcuя ) рассказал  епископ Владикавказский и Аланский Герасим . Год юбилея — Ваше Преосвященство, какое значение юбилей крещения Северной Осетии имеет для всей Русской Православной Церкви? — Владикавказская епархия — наследница Аланской кафедры, которая является древнейшей (не считая Крыма) в России. Когда-то ее каноническая территория простиралась гораздо дальше нынешних границ Северной Осетии, о чем свидетельствуют уцелевшие православные храмы в Карачаево-Черкессии, Кабардино­Балкарии, Чечне и Ингушетии. Аланский народ принял христианство в первые десятилетия X века (917-922), при Патриархе Константинопольском Николае I Мистике. Территории, вошедшие в XVIII веке в состав России, были просвещены светом Христовой истины и благодаря влиянию византийской цивилизации приобщились к христианской культуре. Можно сказать, что Русская Православная Церковь в определенном смысле наследница духовного богатства средневековой Алании. Сегодня Северный Кавказ в общественном сознании традиционно связан с мусульманством. Но исследователи единодушны: исламизация Кавказа началась намного позже — в XVI–XVII веках, к тому времени христианство существовало здесь уже более пяти веков. И одна из задач нашего юбилея — донести эту мысль до людей. — Какое участие в торжествах примет Владикавказская епархия? Кто приглашен из высоких гостей?

http://patriarchia.ru/db/text/5961758.ht...

О ситуации в Южной Осетии Православному христианину бывает просто негде приобщиться к Таинствам или найти священника для духовной помощи в Южной Осетии. Подобная ситуация порою принимает неприятные формы. Так, например, в 2019 году Грузинская Церковь выразила протест Русской Церкви из-за намерений направить на эти территории священников-капелланов для окормления находящихся там российских военнослужащих. И действительно, с одной стороны, подобные действия РПЦ стали бы нарушением канонических границ Грузинской Церкви. С другой стороны, сложно представить, какой скандал начался бы в Грузии, если бы Грузинская Патриархии взяла на себя духовное окормление российских солдат на этих землях… Антиклерикалы и так обвиняют Грузинскую Патриархию в «работе на Москву»… Впрочем, подобный вариант был невозможен в любом случае, так как священники ГПЦ въехать на данные территории не могут. Однако за тридцать лет этого военно-политического конфликта это был самый серьезный пример разногласий между Грузинским и Московским Патриархатами по данным вопросам. Повторимся, что никаких отбирании епархий и аннексии церковных территорий никогда не было. Однако статус-кво данных канонических территорий Грузинской Церкви, фактически лишенных окормления грузинских духовенством, породил духовную брешь, которую сразу же стали заполнять сектанты и раскольники. Так в Южной Осетии (Цхинвальском районе) данную нишу заполнила т.н. «Аланская епархия». Эта самопровозглашенная организация пыталась получить некий статус в РПЦ, однако эти попытки были категорически отвергнуты, так как речь шла о раскольниках, да еще и действующих на территории братской Православной Церкви. РПЦ заняла с самого начала четкую позицию – «Аланской епархии не существует». Сама «Аланская епархия» входит в состав т.н. «Греческой Истинно-Православной (старостильной) Церкви» также известной как «Синод Противостоящих». То есть, южноосетинские раскольники действуют в составе организации греческих раскольников, которые и пытаются предать им видимость некой легитимности, в частности, в вопросе хиротоний. Позиция Московского Патриархата по отношению к т.н. «Аланской епархии» была определена тогда еще главой ОВЦС митрополитом Кириллом (будущим Патриархом): «Аланская епархия – раскольническая как бы епархия». Синод РПЦ отказался не только принять раскольников, но и вести с ними прямые переговоры.

http://pravoslavie.ru/135430.html

Архив Пн Архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима: Православие в Осетии имеет глубочайшие корни 11 декабря 2013 г. 14:41 В интервью порталу «15-й регион» архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима рассказывает о причинах создания самостоятельной епархии в границах Республики Северная Осетия-Алания, о православных традициях осетинского народа, проблемах сохранения христианских памятников в регионе и предстоящем праздновании 1100-летия Крещения Алании. — Создание Аланской епархии называют исторически событием. Можете ли сказать, насколько это было нужно и как отразилось на церковной жизни? — Не так давно Северная Осетия была частью огромной Ставропольской епархии, которая простиралась от Карачаево-Черкесии до Каспия. Но управлять такой огромной епархией невозможно просто физически. В результате Осетия неизбежно оказывалась на заднем плане, архиерей приезжал сюда лишь время от времени. Конечно, владыка Феофан потрудился очень много, но епархия таких размеров, по сути, трудноуправляема, ибо епископ должен быть рядом с народом, помогать священникам, а в огромной епархии это практически невозможно. Чем меньше епархия, тем легче она управляется, что дает больше возможностей просвещать народ; а от уменьшения епархии никто ничего не теряет — мы остаемся в лоне единой Православной Церкви. С созданием Владикавказской и Махачкалинской епархии мы начали активно поддерживать труды по переводу богослужебных текстов на осетинский язык, внимательнее и бережнее относиться к осетинской культуре и традициям. Однако, управляя Владикавказской и Махачкалинской епархией, я понимал, что Осетия нуждается в возобновлении собственной епархиальной традиции. Поэтому 8 октября прошлого года я попросил Святейшего Патриарха Кирилла рассмотреть вопрос о воссоздании Аланской епархии и об образовании самостоятельной Махачкалинской епархии. И я рад, что проводимое в Осетии церковное строительство получило столь необходимое обществу одобрение Святейшего Патриарха и Священного Синода. Как верно отметил профессор Руслан Бзаров, возрождение Аланской епархии имеет глубокое символическое значение, восстанавливая прерванную традицию, врачуя раны, нанесенные духовной памяти народа. Сегодня в многовековой истории Аланской епархии наступил новый этап, и то, каким он будет, зависит, в том числе, от молитв и трудов каждого из нас.

http://patriarchia.ru/db/text/3430676.ht...

Архив Пн Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид: «Время быть едиными» 15 июля 2021 г. 15:37 В 2022 году Россия отметит 1100-летие Крещения Алании. Крупнейшее историческое и культурное событие уже сегодня вызывает повышенный интерес. О роли Православия, духовных ценностях, воспитании молодежи и, конечно, о том, как готовится земля Северной Осетии к торжествам, журналу «Мужская работа» рассказал архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид . Ваше Высокопреосвященство, в этом году исполнилось пять лет, как Вы возглавили Владикавказскую епархию . Северный Кавказ регион сложный и интересный. Были ли трудности? Было ли то, что стало для Вас приятным открытием? Владикавказская епархия располагается на территории единственной северокавказской республики с преобладающим православным населением. Естественно, на нас смотрят особо пристально, наблюдая за теми процессами, которые здесь происходят. Приятным открытием стало прежде всего, что в республике очень древнее и исторически сбалансированное христианство, принятое на государственном уровне 1100 лет назад. Эту дату мы будем отмечать в 2022 году согласно Указу Президента России. Активно идет реализация программ в рамках подготовки празднования. Оно должно рассказать православному миру об истоках аланского Православия, его самобытности; трудных временах, которые постигли этот народ в XIII-XIV столетиях, когда этнос оказался на грани выживания; о современном Православии и Владикавказской епархии, которую я имею честь возглавлять. Что касается трудностей, то с ними мы все сталкиваемся. Поначалу, наверное, определенная специфика взаимоотношений между людьми, неоязыческие течения вызывали у меня какие-то опасения. Работу это никак не отменяет. Православие универсально. Но у каждого народа оно находит собственное выражение, приобретает какие-то уникальные черты. Можно ли сказать, что существует осетинское Православие, и что у осетинского народа особый лик в православной ойкумене? Самобытное аланское Православие связано с древними обычаями и традициями. Нам важно, чтобы люди поняли: Русская Православная Церковь никогда не посягала на наши обычаи, традиции и особенности. Они сохранялись бережно и тщательно: по радостному поводу вы увидите на осетинских столах три пирога, два по скорбному поводу, услышите тосты, произносимые в честь тех или иных святых… Со стороны, для православного человека, это может показаться несколько необычно. Но, поверьте, всему есть глубокое объяснение, и суть его в корневых устоях аланского народа. Сохраняя их, мы укрепляем Православие в Алании и в целом на Северном Кавказе.

http://patriarchia.ru/db/text/5828304.ht...

История становления аланской государственности и церковной жизни на протяжении многих столетий так же шла самостоятельными независимым от Грузии путём. Так, уже на рубеже VI–VII столетия было образовано Аланское государство. Период VI–VII столетий является началом проникновения христианства к осетинам, не имевшего, тем не менее, массового характера. Однако, что весьма немаловажно, проникновение Православной веры к осетинам совершалось не из Грузии, а из Византии. Произошедшее между 921 и 925 годами крещение осетинской правящей династии привело к провозглашению христианства государственной религией Алании, что повлекло за собой массовое принятие христианства осетинским народом при непосредственном содействии византийских миссионеров. Всё это способствовало учреждению Константинопольским Патриархатом в начале X века Аланской епархии, просуществовавшей в юрисдикции Вселенского Патриархата до конца XVI столетия. Следует отметить, что Аланская епархия простирала свои пределы вдоль Главного Кавказского хребта от Азовского моря до Дагестана. Сразу же после своего учреждения Аланская епархия получила статус митрополии и в списке кафедр Константинопольского Патриархата заняла 61 место, то есть была следующей после Киевской митрополии. Об исторической значимости осетинской епископской кафедры свидетельствует и то обстоятельство, что Аланский архиепископ Пахомий поставил свою подпись под определением Константинопольского Собора 1590 года, подтверждавшим патриаршество в России. Епархиальный центр осетин в X–XI столетиях размещался в долине реки Большой Зеленчук, на территории современного Карачаево-Черкесского Автономного Округа Российской Федерации. В означенное время Алания переживала период активного проникновения Православия во все сферы общественной жизни, интенсивное храмостроительство и восприятие народным сознанием христианского мироощущения 901 . В XI столетии Аланская архиерейская кафедра была перенесена в Малую Азию, что ослабило епископское присутствие среди осетин и во многом способствовало широко распространившимся процессам эклектического смешения народных языческих верований и культовых традиций с христианством, имеющим место и в настоящее время 902 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима: Христианство в Осетии появилось раньше, чем на Руси А осетинское застолье меня и вовсе поразило. Все не так, как обычно для других народов. Я поразился — эти три пирога, эта чаша… Можно сказать, литургия! И главное, застолье проходит не с песнями и плясками, а начинается, продолжается и заканчивается молитвами. 11 декабря, 2013 А осетинское застолье меня и вовсе поразило. Все не так, как обычно для других народов. Я поразился — эти три пирога, эта чаша… Можно сказать, литургия! И главное, застолье проходит не с песнями и плясками, а начинается, продолжается и заканчивается молитвами. В интервью «15-му Региону» архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима рассказал о том, что его больше всего удивило в Осетии и о конфликте полуторагодовалой давности. — Создание Аланской епархии называют исторически событием. Можете ли сказать, насколько это было нужно и как отразилось на церковной жизни? — Воссоздание Аланской епархии — событие поистине историческое для всей Осетии. Не так давно Северная Осетия была частью огромной Ставропольской епархии, которая простиралась от Карачаево-Черкесии до Каспия. Но управлять такой огромной епархией невозможно просто физически. В результате Осетия неизбежно оказывалась на заднем плане, архиерей приезжал сюда лишь время от времени. Конечно, владыка Феофан потрудился очень много, но епархия таких размеров, по сути, трудноуправляема, ибо епископ должен быть рядом с народом, помогать священникам, а в огромной епархии это практически невозможно. Чем меньше епархия, тем легче она управляется, что дает больше возможностей просвещать народ; а от уменьшения епархии никто ничего не теряет — мы остаемся в лоне единой Православной Церкви. С созданием Владикавказской и Махачкалинской епархии, мы начали активно поддерживать труды по переводу богослужебных текстов на осетинский язык, внимательнее и бережнее относиться к нашей осетинской культуре и традициям. Управляя вновь созданной Владикавказской и Махачкалинской епархией, я понимал, что Осетия нуждается в возобновлении Аланской епархиальной традиции. Поэтому 8 октября прошлого года я попросил Святейшего Патриарха Кирилла рассмотреть вопрос о воссоздании Аланской епархии и об образовании Махачкалинской.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-vladikavka...

ЖМП 9 сентябрь 2020 /  17 декабря 2020 г. 13:00 Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид: «Осетия-Алания — форпост России и Православия на Северном Кавказе» Народ Северной Осетии (или Алании, как ее называли в древности) принял Православие в Х веке. Несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю этого народа, православные осетины выстояли, сумев сохранить в жестокой борьбе с чужеземными завоевателями свою веру, язык, национальную идентичность и культуру. О религиозных вызовах, которым сегодня противостоят наследники древних алан, возрождении храмов, издании духовной литературы на осетинском языке, реконструкции и росписи кафедрального собора «Журналу Московской Патриархии» рассказал архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачев).   PDF-bepcuя. Наследники древней Алании — Ваше Высокопреосвященство, Владикавказская епархия находится на окраине России, и, к сожалению, происходящие здесь события не так часто попадают в главные православные новости. Вы могли бы рассказать о наиболее важных моментах епархиальной жизни? — Для начала напомню, что Владикавказская епархия находится на южном рубеже нашего Отечества, а Осетия-Алания — это форпост российской государственности и Православия на Северном Кавказе. Несмотря на небольшую территорию, духовное и общественно-политическое значение ее велико. Город Владикавказ в свое время неслучайно был назван таким именем. Он расположен у входа в Дарьяльское ущелье, соединяющее Северный Кавказ с Закавказьем. В старину говорили: «Кто владеет Дарьялом, тот владеет Кавказом». Владикавказ сегодня выступает преемником Магаса — исчезнувшей столицы Алании — центра православной цивилизации и византийской культуры в древней Осетии. Безусловно, важнейшим событием в жизни епархии, определившим направление нашей деятельности на ближайшие несколько лет, стал Указ Президента Российской Федерации о праздновании 1100-летия Крещения Алании1. В рамках подготовки к этой значимой дате в республике идут работы, связанные с реставрацией памятников архитектуры и истории, проводится реконструкция кафедрального собора Георгия Победоносца.

http://e-vestnik.ru/interviews/arhiepisk...

927 История становления аланской государственности и церковной жизни на протяжении многих столетий шла самостоятельным и независимым от Грузии путем. Так, уже на рубеже VI-VII ст. было образовано Аланское государство 928 . Период VI-VII ст. является началом проникновения христианства к осетинам, не имевшего, тем не менее, массового характера. Однако, что весьма немаловажно, проникновение Православной веры к осетинам совершалось не из Грузии, а из Византии 929 . Произошедшее между 921 и 925 гг. крещение осетинской правящей династии привело к провозглашению христианства государственной религией Алании, что повлекло за собой массовое принятие христианства осетинским народом при непосредственном содействии византийских миссионеров 930 . Данное обстоятельство способствовало учреждению Константинопольским Патриархатом в начале Х в. Аланской епархии, просуществовавшей в юрисдикции Вселенского Патриархата до конца XVI ст. 931 Следует отметить, что Аланская епархия простирала свои пределы вдоль Главного Кавказского хребта от Азовского моря до Дагестана 932 . Сразу же после своего учреждения Аланская епархия получила статус митрополии и в списке кафедр Константинопольского Патриархата заняла 61 место, то есть была следующей после Киевской митрополии 933 . Об исторической значимости осетинской епископской кафедры свидетельствует и то обстоятельство, что Аланский архиепископ Пахомий поставил свою подпись под определением Константинопольского собора 1590 г., подтвержавшим патриаршество в России 934 . Епархиальный центр осетин в ст. размещался в долине реки Большой Зеленчук, на территории современного Карачаево-Черкесского Автономного Округа Российской Федерации. В означенное время Алания переживала период активного проникновения Православия во все сферы общественной жизни, интенсивное храмостроительство и восприятие народным сознанием христианского мироощущения. В ст. Аланская архиерейская кафедра была перенесена в Малую Азию, что ослабило епископское присутствие среди осетин и во многом способствовало широко распространившимся процессам эклектического смешения народных языческих верований и культовых традиций с христианством, имеющим место и в настоящее время 935 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кулаковский Ю. А. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899. С. I–III, 1–73 (отдельный оттиск из «Чтений в историческом обществе Нестора-летописца» за 1899 г. Кн. 13). Хорошим дополнением к работе Ю. А. Кулаковского является книга В. А. Кузнецова «Аланские племена Северного Кавказа» (М., 1962) (Материалы и исследования по археологии СССР. 106). В книге классифицированы и проанализированы относящиеся к аланам археологические памятники. Сочетание письменных известий, собранных Ю. А. Кулаковским, и археологических, собранных В. А. Кузнецовым, дает достаточно полное представление об этом народе. Здесь же литература по изучению алан. См.: Кулаковский Ю. А. Христианство у алан//Византийский временник. 1898. Т. 5. Вып. 1–2. С. 1–8. См.: Кулаковский Ю. А. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899. С. 51. Полагают, что Аланская автокефальная архиепископия основана между 6 августа 906 г. и февралем 907 г. Именно этим временем датируют письма патриарха Николая I Мистика Петру, архиепископу Аланскому. См.: Nicolaus I patriatcha Constantinopolitanus. Epistolae/Ed. R. J. H. Jennius et L. G. Westering. Waschington, 1973 (Corpus fontium historiae byzantinae. V. 6). P. 432–435, 280–283, 406–409, 436–437. Русский перевод см. в «Прибавлениях к творениям св. отцов в русском переводе» (М., 1861. Ч. 20. С. 252–253). Не исключена и датировка этих писем 914–916 гг. См. также: Les regestes des Actes du Patriarchat de Constantinopole. V. 1: Les Actes des Patriarches. Fasc. 2–3: Les regestes de 715 a 1204/Par V. Grumel. Paris, 1989. 655, 656, 657, 659. P. 216–217. Предположение о дате основания Аланской архиепископии временем второго патриаршества патриарха Николая I Мистика (15.V.912–15.V.925) основано на сопоставлении списка членов синода, утвержденного в 901–904 гг. (Les regestes... 598, 598a. P. 176–177), в котором Аланская митрополия отсутствует и на письмах 914–916 гг. Ж. Даррузес, приводя раннюю дату писем, которая принята В. Грумелем, в своих рассуждениях об основании митрополии исходит из более поздней (914–916 гг.) даты. С этого времени Аланская епархия называется в каждом списке. См.: Darrouzus J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Notitia 11. ? 63; Notitia 12. ? 61; Notitia 13. Recensio A. ? 771. Recensio M. ? 821; Notitia 15. ? 61; Notitia 16. ? 61; Notitia 17. 72; Notitia 18. 72; Notitia 19. 79; Notitia 20. 51. В. А. Кузнецов полагает, что архиепископская кафедра у алан была создана в первое патриаршество Николая I Мистика. См.: Кузнецов В. А. Зодчество феодальной Алании. Орджоникидзе, 1977. С. 12.

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

«Нынешний год для отмечен радостным событием общецерковного прославления святых Аланской земли — в мае 2023 года Священный Синод принял историческое решение об установлении празднования в честь Собора Аланских святых. Это литургическое торжество Владикавказская епархия отмечает ныне в дни празднования Джеоргуыба [недельное празднование в честь святого Георгия в преддверии Рождественского поста — Ред.]. В кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца впервые в истории главного храма епархии при огромном стечении верующих была совершена Божественная литургия на осетинском языке. Завершением праздничных торжеств станет великое освящение храма в честь равноапостольного князя Владимира исторической архиерейской резиденции града Владикавказа, которому будет предшествовать общегородской крестный ход», — подчеркнул правящий архиерей. «Общецерковное прославление Собора Аланских святых явилось непосредственным продолжением празднования 1100-летия Крещения Алании и долгожданным событием для Владикавказской епархии. Уверен, что процесс канонизации подвижников веры и благочестия, просиявших на нашей земле, будет продолжен», — заключил владыка Герасим. С докладами на пленарном заседании выступили сотрудники Института истории и археологии РСО-А канд. ист. наук М.Э. Мамиев («Алания как часть восточнохристианской цивилизации») и канд. ист. наук С.Н. Малахов («Аланы в древнерусской летописной традиции»). М.Э. Мамиев выступил также как модератор секции «История и культура Алании» Работу секционного заседания на тему «Богослужение и почитание святых в Алании-Осетии» возглавил архиепископ Варлаам. Особое внимание было уделено вопросам почитания Аланских святых в свете данных агиографии и исторической науки. Собравшиеся обсудили вопросы, связанные с изучением массовых репрессий прошлого века, истории гонений на Церковь и подвига новомучеников, пострадавших на территории исторической Владикавказской епархии, которая включала, в том числе, пределы современных Чечни, Ингушетии и Дагестана. Как отметил архиепископ Варлаам, для увековечения памяти новомучеников Северного Кавказа целесообразно объединить усилия представителей Владикавказской и Махачкалинской епархий.

http://patriarchia.ru/db/text/6080136.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010