Орел – символ богослова; епископ должен рассуждать о божественных догматах, о том, что находится в неприступном свете, а из всех существ земли, только орел может смотреть прямо на солнце. Образ святого Иосифа епископа Алавердского 161 , – орел, летящий над вершинами Кавказских гор. После того, как Иоанн Зедазенский послал своих 12 учеников во все концы Картли и Кахетии проповедовать Евангелие, святой Иосиф избрал местом апостольских трудов Кавказские горы, где одинокие селения похожи на улья пчел, прилепившиеся к скалам, или гнезда птиц, свитых среди камней, а долины верхней Кахетии, на разноцветные шелковые ковры, расстеленные у подножия Кавказа. Он проповедовал Евангелие горцам, похожим на больших детей, и они как дети отвечали ему своей непритворной любовью. Святой Иосиф назван Аввой Алавердским. Слово «авва» означает наставника, отличавшегося глубоким духовным опытом, подвижнической жизнью и даром прозрения. В этом слове заключено тепло любви, которую не только монахи, но и миряне питали к своему духовному отцу. Авва – тот, кто мог пробудить от мирской суеты человеческую душу, своей молитвой согреть сердце, духовной мудростью решить все мучительные вопросы, которые жизнь ставит перед людьми, а благодатью, обитающей в нем, стяжать непоколебимое доверие и послушание своих учеников, готовых по его слову пойти на подвиг и смерть. Авва – это образ ангела-утешителя людей, которого Господь посылает на скорбную землю. Авва – это тот, кто стяжал в своем сердце отблеск небесного света, и сам стал для людей путеводной звездой в их земном странствовании. Авва – тот, кто может вместить в своем сердце всех своих учеников и сделать их частью своей души. Авва – тот, кто любит врагов как друзей и подражает в милосердии Господу. Для него нет врагов; он прощает принесших ему скорбь еще до того, как они попросят прощения. Авва – тот, кто может отдать свою жизнь за каждого человека и сам ежедневно как бы умирает или распинается в молитве за грехи людей, будто за собственные грехи. Авва – тот, кто стяжал благодать Духа Святого и поэтому стал похож на Христа не чертами лица, а сиянием святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

13 Святой равноапостольный царь Мириан и святая равноапостольная царица Нана (IV в.) приняли Святое Крещение после проповеди святой равноапостольной Нины. Во время их царствования Православие было провозглашено государственной религией Грузии. Рака с мощами святых находится в Самтаврийском монастыре. – Прим. перев. 15 Имеются в виду военные действия вооружённой группировки «Мхедриони» против президента Звиада Гамсахурдия и республиканских войск. – Прим. перев. 16 Икона Божией Матери Иверская была заказана епископом Павлом (Джапаридзе) для Самтаврийского монастыря и написана на Святой Горе Афон в 1912 году. Перед октябрьской революцией 1917 года икона источала слёзы. – Прим. перев. 17 Преподобный Шио Мгвимский был одним из тринадцати сирийских святых отцов, которые прибыли в Грузию в VI веке и много постарались для проповеди христианства. Шио получил благословение на пустынножительство, но слава о его святой и благочестивой жизни разнеслась по всей Иверии. К нему стали стекаться ученики, и на месте его уединения образовалась огромная Квабтахевская лавра. Последние годы своей жизни преподобный Шио провёл в затворе в пещере. Перед своей кончиной преподобный принял Святые Дары из рук иерея, спустившегося к нему в пещеру по верёвке. Память преподобного Шио Мгвимского празднуется дважды: 9/22 мая – в день его блаженной кончины и четверг Сырной седмицы – в память о его чудесах. – Прим. ред. 18 Святая великомученица Кетевань – царица Кахетинская – происходила из царского рода Багратидов. Мученическую кончину приняла от кровожадных слуг нечестивого шаха Аббаса 13-го сентября 1624 года. Вскоре после кончины святые мощи царицы Кетевани были тайно похищены монахами августинского ордена и отвезены в Рим, где и по сей день хранятся в усыпальнице храма апостола Петра. Однако латинские монахи, желая приобрести расположение царя Теймураза I (сына царицы Кетевани), отделив от мощей честную главу и правую руку, послали в дар царю. Епископ Алавердский Иоанн положил честные мощи святой царицы под престол в Алавердском соборе. – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

164 . St. Martin. sur. I " Armen, t.1, p. 353. 165 Знаменитая крепость Квелийская находилась в области Самцхе, на левом берегу речки Джакис-Цкали, впадающей в Куру с левой стороны. Она принадлежала знаменитому Гургену-эриставу. Крепость эта, столь славная в древности, ныне в запустении, находится в Ахалцыхской области, почти на границе между Грузией и Турцией. 166 3а эти качества он был прозван Гоброном, что значит на арабском языке " мужественный, храбрый " . 167 Ср. Филип. 1; 21. 168 Где именно погребены мощи святых - неизвестно. 169 1 октября по н. ст. Страдание этих мучеников подробно описано Католикосом Антонием I. Князья Чолокаевы, потомки святого мученика Бидзина Чолокашвили,или Чолокаева (Матакарани-Тафель-Декера), живут в Кахетии. 170 См. жития св. великомученицы царицы Кахетинской Кетевани и св. мученика царя Карталинекого Луарсаба. 171 Этот великолепнейший собор, один из первых в Грузии по своей величине и прекрасной архитектуре, подобно горе красуется в верхней долине реки Алазани, он виден с расстояния почти пятидесяти верст. Собор построен в 567г. по Р.Х. по просьбе святителя Иосифа Алавердского чудотворца, ученика святого Иоанна Зедазнийского, знатным сердарием, присланным во время покорения Кахетии персидским шахом Фарасманом Бакуром для управления ею. 172 Пс. 128; 5 173 Ср. Ис. 53; 7 и Рим. 8; 36. 174 Сидеть на осле в Грузии и Персии считается самым тяжким позором и уничижением для знатных и богатых лиц. 175 Икортский монастырь знаменит своей древностью. Первоначально на месте нынешнего монастыря Архангелов в Вирше построена была церковь святых Архангелов. В это время в Греции царствовал или Юстиниан I (627 - 665гг.), или Юстиниан II (686-695гг.), а в Грузии Стефанос II, сын Адарнаса, умершего в 663 году. Древнее сказание упоминает о Вирще и о виршийском владетеле, построившем церковь Архангелов. Впоследствии храм этот обращен в обитель князьями Эриставами. Монастырь теперь упразднен. Эта древняя святыня Грузии находится на южном склоне горы Орбозали. Высота местности 3600 футов. Она отстоит от Тифлиса по почтовой дороге на 88 верст, а от города Гори на 25 верст. Обитель пребывает теперь в запустении, не совершается здесь Божественная служба, хотя в храме почивают святые нетленные мощи великомучеников. 176

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Предложение это понравилось обоим эриставам, в особенности святому Элизбару и его племяннику блаженному Шалве. Элизбар не имел детей и был уже в преклонных летах, и потому усыновил своего племянника. Они немедленно собрали войско и, воодушевленные ревностью о Христе, поклялись спасти Церковь и веру своего народа. Под их священное знамя собрались жители Карталинии, Кахетии, тушины, пшавцы и хевсурцы. Эристав Арагвский Заал устрашился персидского шаха и не присоединился сам к воинам Христовым, а собрал только многочисленное войско из самых опытных, избранных мужей и послал его тайно святым. Войско под предводительством святых мужей выступило наконец против врагов. Оно внезапно вошло в Кахетию, направившись от селения Ахметы и крепости верхней Бактриони (Бахтриони - Б.С.). Всесильным содействием Владычицы Приснодевы Марии и помощью святого великомученика Георгия грузины немедленно истребили почти всех персов, поселившихся по обоим берегам реки Алазани. Сам султан Пенкархан, поставленный шахом правителем Кахетии, едва спасся бегством. Это произошло в 1659 году. Семейство же султана и все домашнее хозяйство было истреблено мечем воинов Христовых. Святые военачальники, воздав славу Богу, принялись за очищение и восстановление святынь, в том числе кафедрального Алавердского собора и других оскверненных и разрушенных храмов. В скором времени они привели Алавердский собор в прежнее состояние, и в нем снова стала совершаться Божественная Литургия. Святители, находившиеся в изгнании, вдали от своей паствы, были возвращены на свои кафедры, а священники - в свои храмы. Победой трех святых военачальников снова утвердилось Евангелие Христово во всей Кахетии и воздвигся повсюду крест Христов. Благочестивые епископы и благоверный народ снова тесно соединились друг с другом. Иереи беспрепятственно уже стали приносить Бескровную Жертву и совершать святые Таинства. Были восстановлены опустошенные и разрушенные монастыри и снова наполнились благоговейными монахами, и кахетинские христиане получили полную свободу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [груз. ] Грузинского Экзархата (1886-1912), учреждено как 2-е вик-ство по всеподданнейшему докладу Святейшего Правительствующего Синода РПЦ в марте 1886 г. Территория А. в. охватывала всю юго-вост. часть Грузии (совр. р-ны: Ахметский, Телавский, Сагареджойский, Гурджаанский, Кварельский, Лагодехский, Сигнахский, Дедоплис-Цкаройский). Резиденцией Алавердских епископов был мон-рь Шуамта , кафедральным храмом Алавердский собор в честь Воздвижения Креста Господня . Алавердские епископы: Виссарион (Дадиани) (1 марта 1886 - 6 июня 1898), Кирион III (Садзаглишвили) (23 авг. 1898 - 12 авг. 1900), Димитрий (Абашидзе, в схиме Антоний) (23 апр. 1902 - 4 нояб. 1903), Евфимий (Елиашвили, Елиев) (30 нояб. 1903 - 19 мая 1905); Петр (Кончуев) (13 нояб. 1905 - 6 апр. 1907) и Давид (Качахидзе) (4 нояб. 1907 - 17 апр. 1912). В 1912 г. А. в. было упразднено (см. также Алавердская епархия, ). Лит.: Кирион [Садзаглишвили], еп. Краткий очерк истории Грузинской церкви и экзархата за XIX столетие. Тифлис, 1901; Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковнослужителя. М., 1993р. Т. 2. З. Д. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63984.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИКАЛТО [груз. ], муж. мон-рь (2-я пол. VI - XII в.) Алавердской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в одноименном селе в Кахети, в 6 км от Телави, в узком ущелье сев. отрогов Циви-Гомборского хребта Кавказа. Основан прп. Зеноном Икалтойским , одним из 12 сир. отцов, родоначальников груз. монашества, под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского прибывших в древнегруз. столицу Мцхету и учредивших первые груз. мон-ри. Церковь Гватаеба (Преображения Господня). Рубеж VIII и IX, XI–XII, XIX вв. Церковь Гватаеба (Преображения Господня). Рубеж VIII и IX, XI–XII, XIX вв. В VIII-IX вв. И. представлял собой обитель, где жили монахи. Считается, что в это же время здесь была основана Икалтойская академия, в которой позже учился груз. поэт XII в. Шота Руставели. В XI-XII вв. в И. действовал культурно-просветительный центр, имевший значение не только для Кахети, но и для всей Грузии. С мон-рем связана деятельность прп. Арсения Икалтойского , грузинского философа, писателя и переводчика, духовника груз. царя св. Давида IV Строителя (1089-1125). В академии преподавались предметы, составлявшие тривиум и квадривиум (богословие, философия, астрономия, риторика, церковное пение, математика), а также прикладные дисциплины - кузнечное дело и виноградарство ( Мамулашвили. 1948. С. 4). В 1614-1617 гг., во время нашествия иран. шаха Аббаса I, были разрушены мн. архитектурные памятники Кахети, в т. ч. пострадал И., где закрылась академия. В XIX в. церкви и др. постройки И. интенсивно поновлялись и были оштукатурены. В 1989 г. кафоликон И., ц. Гвтаеба (Преображения Господня), был освящен, и там совершаются богослужения. Архитектурный ансамбль И. На территории И., обнесенного каменной оградой, расположено 3 церкви: Гвтаеба, Самеба (Св. Троицы) и Квелацминда (Рождества Пресв. Богородицы), а также здание академии, трапезная, винодавильня и др. строения. Кафоликон монастыря

http://pravenc.ru/text/293961.html

Московский Патриархат принимает делегацию Грузинской Православной Церкви Москва, 14 февраля 2014 г. Пределы Московского Патриархата с визитом посещает делегация Грузинской Православной Церкви во главе с митрополитом Алавердским Давидом, сообщает Синодальный Информационный Отдел. Главной целью визита является принесение в Грузию икон преподобного Сергия Радонежского и Собора преподобных Оптинских Старцев. Иконы специально созданы в иконописной школе Московской Духовной Академии для Алавердского монастыря святого Георгия. Члены делегации посетили Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где у мощей преподобного Сергия Радонежского была торжественно освящена икона этого святого. С 14 по 17 февраля грузинская делегация посетит московские Новодевичий монастырь, храм святого Георгия, Бутовский полигон и другие святые и памятные места столицы России. Центральным событием визита станет богослужение в Донском монастыре Москвы, в подклете Большого собора которого находится старинная усыпальница грузинского духовенства и дворянства, находившегося на службе в России, в том числе целого ряда представителей царской династии Имеретии и других знатных родов Грузии. Затем духовенство Грузинской Православной Церкви прибудет в Оптину Пустынь, где будет освящена икона Собора преподобных Оптинских Старцев. Перед возвращением на Родину грузинская делегация вновь посетит Москву. 14 февраля 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/68452.html

Митрополит Алавердский Давид: «Сегодняшнее монашество несет ответственность за сохранение духа войска Христова» Москва, 28 января 2016 г. «Продолжая находиться на переднем фронте духовной борьбы, сегодняшнее монашество несет ответственность за сохранение духа войска Христова – духа монашества, который мы получили от Богоносных наших предшественников через иноческие уставы, правила, назидания и законы»,  – сказал в своем докладе митрополит Алавердского Давида (Грузинская Православная Церковь) на XXIV Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» .      « «Наша цель – войти в живой союз с Богом через очищение себя от страстей, посредством умерщвления их, а это и есть подвижничество. В уставе, в правилах пространных и кратких, содержатся самые законы и порядки подвижнические, которые учат нас Евангельскому житию – «Будь мертв греху, распнись для Бога» (Древние иноческие уставы, собранные Епископом Феофаном. М., 1892. ) Исполнение монастырского устава ведет монашествующего к подвижничеству Обязанный к цели обязан и к средствам: «Все, что может содействовать намерению спасения души, должно соблюдать со страхом, как Божественную заповедь» (там же) . Таким образом, исполнение монастырского устава ведет монашествующего к подвижничеству. Соблюдая все монастырские правила и порядки, мы кладем камни фундамента для внутреннего делания. Через откровение помыслов, внимая своему сердцу бдением и непрестанной сердечной молитвой, что является самым главным в монашеской жизни, мы должны перемениться и стать новым человеком». 28 января 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/90102.html

Завершилась поездка председателя ОВЦС в Грузию Тбилиси, 18 октября 2010 г. 16 октября 2010 года завершилась поездка в Грузию председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принимавшего участие в праздновании 1000-летия собора Светицховели, передает служба коммуникаций ОВЦС . В аэропорту Тбилиси митрополита Илариона провожали митрополиты Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор и Некресский Сергий, Боржомский и Бакурианский Серафим, сотрудник Грузинской Патриархии протоиерей Георгий Харазашвили и клирик храма во имя Иоанна Богослова в Тбилиси архимандрит Роман (Лукин). В период с 13 с 16 октября делегация, возглавляемая председателем ОВЦС, приняла участие в Божественной литургии в соборе Светицховели, посетила древние храмы и монастыри города Тбилиси, Алавердской и Некресской епархий, а также молилась у мощей святой равноапостольной Нины в Бодбе. 16 октября, на пути из Тбилиси в Москву, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил короткую остановку в Донецке (Украина). В аэропорту председателя ОВЦС и сопровождавших его архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова и других членов делегации, принимавшей участие в торжествах по случаю 1000-летия собора Светицховели в Грузии, встречал митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. В ходе братского общения иерархи, в частности, обсудили вопросы, касающиеся предстоящей поездки митрополита Илариона по городам Украины, которая состоится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира в ноябре нынешнего года. 18 октября 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/42141.html

Завершилась поездка председателя ОВЦС в Грузию 17 октября 2010 г. 17:02 16 октября 2010 года завершилась поездка в Грузию председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона , по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принимавшего участие в праздновании 1000-летия собора Светицховели. В аэропорту Тбилиси митрополита Илариона провожали митрополиты Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор и Некресский Сергий, Боржомский и Бакурианский Серафим, сотрудник Грузинской Патриархии протоиерей Георгий Харазашвили и клирик храма во имя Иоанна Богослова в Тбилиси архимандрит Роман (Лукин). В период с 13 с 16 октября делегация, возглавляемая председателем ОВЦС, приняла участие в Божественной литургии в соборе Светицховели, посетила древние храмы и монастыри города Тбилиси, Алавердской и Некресской епархий, а также молилась у мощей святой равноапостольной Нины в Бодбе . 16 октября, на пути из Тбилиси в Москву, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил короткую остановку в Донецке (Украина). В аэропорту председателя ОВЦС и сопровождавших его архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста , заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова и других членов делегации, принимавшей участие в торжествах по случаю 1000-летия собора Светицховели в Грузии, встречал митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион . В ходе братского общения иерархи, в частности, обсудили вопросы, касающиеся предстоящей поездки митрополита Илариона по городам Украины, которая состоится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира в ноябре нынешнего года. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1300504.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010