Если наше Православие – не на уровне идеологии, а на самом деле жизнь во Христе, то Господь защитит нас и у нас не случится такого, чтобы мы запутались в политике – Если наше Православие, наше христианство – не на уровне идеологии, а на самом деле жизнь во Христе, то Господь защитит нас и у нас не случится такого, чтобы мы запутались в политике. А если Православие для нас идеология, оружие, средство возвыситься над другими, то тогда мы в политику впутаемся обязательно. Я думаю, что во всех православных странах есть множество людей, которые живут во Христе жизнью истинной, глубоко христианской, и политика, может быть, многих и соблазнит, но христиан Господь сохранит, и они будут настоящими мостами между нашими народами. – В этой связи для меня очень радостно почитание в нашем московском храме иконы великого грузинского святого – преподобного Давида Гареджийского. Расскажите об истории ваших взаимоотношений с нашим храмом, с батюшкой Иоанном Каледой. – Совершенно чудно складывались эти отношения. Начались они так. Один наш близкий знакомый в 1990-х годах зашел в храм Святой Троицы на Грязех и увидел большую икону преподобного Давида Гареджийского. И очень обрадовался. Этим человеком был брат нашего аввы, митрополита Алавердского Давида, который начинал свою монашескую жизнь как раз в Лавре преподобного Давида Гареджийского и в честь него получил свое монашеское имя. Еще в 1980-х годах он приехал в закрытую тогда Лавру как простой архитектор-реставратор – работать в музее. И пришел к вере благодаря святому преподобному Давиду. Он был первым человеком, который начал восстанавливать Лавру, – жил там один, сначала стал священником, потом – монахом, игуменом этого монастыря. И когда его брат Георгий – а он очень помогал авве вначале – вошел в московский храм Троицы на Грязех, он, конечно, был радостно удивлен, что встретил там преподобного Давида. Священник Иоанн Каледа и схиигумения Иоанна      Познакомился с отцом Иоанном. И сразу позвонил в Грузию, сказал: представляете, тут такой храм существует, где так поклоняются преподобному Давиду!

http://pravoslavie.ru/73743.html

Каллистрат (Цинцадзе), еп. Ниноцминдский, Местоблюститель Патриаршего престола. Фотография. Кон. 20-х гг. ХХ в. ГПЦ, как и РПЦ, находилась в этот период в тяжелом положении: церкви закрывались, преследования духовенства продолжались. Большевистское правительство попыталось инспирировать противостояние в самой ГПЦ. Было образовано течение «Реформ и обновления», схожее с течением обновленчества в РПЦ. Грузинские «обновленцы» выступили против католикоса-патриарха исп. Амвросия и Католикосского Совета, объявив, что жесткие по отношению к Церкви и верующим действия правительства были направлены лично против фигуры католикоса-патриарха и близких ему лиц и что в случае их отставки правительство, согласно декларации о свободе совести, предоставит людям возможность свободно посещать храмы. Мн. представители грузинского духовенства поддались на провокацию и выступили против исп. Амвросия. Сохранилось обращение исп. Амвросия к К., в котором он писал: «Со дня учреждения Католикосского Совета Грузии ты был его постоянным членом... и главным ответственным работником, из-за чего ты перенес множество незаслуженных неприятностей. В последнее время, когда мое здоровье пошатнулось и я не могу интенсивно работать, я был вынужден подыскать надежного помощника. Мое внимание остановилось на тебе как на верном и надежном служителе Церкви» (НЦРГ. Ф. 50. Д. 20. Л. 17). Несмотря на то что К. не хотел оставлять семью, он подчинился интересам Церкви. Ему пришлось оформить развод (в некоторых источниках неправильно указано, что он овдовел). 31 окт. 1925 г. в церкви Квашвети католикосом-патриархом исп. Амвросием в сослужении епископов Алавердского Мелхиседека (Пхаладзе) (в 1952-1960 католикос-патриарх всей Грузии Мелхиседек III ), Цилканского Павла (Джапаридзе) и Бодбийского Стефана (Карбелашвили) без пострижения в монашество он был хиротонисан во епископа Ниноцминдского с возведением в тот же день в сан митрополита. 11 нояб. К. был назначен постоянным патриаршим Местоблюстителем и из-за болезни исп. Амвросия вел все дела Церкви. После кончины исп. Амвросия (29 марта 1927 г.) на IV Церковном Соборе ГПЦ (21-27 июня 1927 г.) католикосом-патриархом всей Грузии был избран митр. Сухумско-Абхазский Христофор III (Цицкишвили). 20 июня К. был переведен на Манглисскую кафедру. Патриаршее служение

http://pravenc.ru/text/1320121.html

В Синодальной Конторе уже начиналось в это время заседание. Высокопреосвященнейший владыка-экзарх по получении известия о тяжелой утрате немедленно приказал члену Конторы архимандриту Георгию, духовнику покойного – игумену Герасиму совместно с соборным кафедральным клиром отправиться к почившему архипастырю, помазать тело его елеем и, облачив в подрясник, приуготовить к облачению. По донесении о том, что все исполнено, владыка-экзарх отправился на квартиру покойного; здесь же присутствовали преосвященные Димитрий и Евфимий, все члены Конторы и причт Сионского кафедрального собора. Почившего в кресле перенесли в зал, и началось облачение во все архиерейские одежды, причем протодиакон читал положенные на облачение молитвы. По облачении почившему, в предстояние иподиаконов, держащих трикирий и дикирий, провозглашено было протодиаконом: «Тако да просветится свет твой пред человеки», и затем он положен был на стол, на лицо его возложен был воздух, а на главу – митра; все тело было покрыто мантией. Началась первая умилительная панихида, в предстоянии высокопреосвященнейшего владыки-экзарха. Панихида заключилась чтением святого евангелия, каковое предначал сам владыка-экзарх. По разоблачение владыка-экзарх здесь же, в квартире покойного, назначил комиссию для разбора ризничных вещей, казенных бумаг и личного имущества почившего; здесь же составлены были телеграммы в Петроград и другие города с извещением о смерти преосвященного Вениамина. Панихиды были назначены ежедневно в 2 часа дня и в 7 час. вечера; в четверг, пятницу и субботу назначены были архиерейские служения литургии в Сионском соборе. Вынос тела почившего в собор состоялся в пятницу, 18 февраля, после дневной панихиды, погребение совершено в субботу, 19 февраля. Могила покойному архипастырю устроена в левом приделе Сионского собора, у стены. Заупокойную литургию в день погребения и отпевание совершил владыка-экзарх в сослужении преосвященных Леонида, епископа Имеретинского, прибывшего к погребению, Димитрия, епископа Гурийско-Мингрельского, Евфимия, епископа Алавердского, и множества духовенства. В соборе присутствовали ученики духовного училища, корпорации духовно-учебных заведений и много богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Встреча с ним поразила Шио, поскольку преподобный Иоанн сразу назвал его по имени еще прежде их знакомства. Преподобный предсказал ему, что он станет «отцом для многих отцов», и призвал его к монашеской жизни. Шио с радостью откликнулся на призыв преподобного Иоанна, но боялся огорчения родителей и их противодействия. Однако преподобный Иоанн предрек ему, что они раньше, чем Шио, примут монашество. Во время литургии, на которой присутствовали Шио и его родители, были прочитаны слова из Евангелия от Луки (14: 26) об отвержении мира и ненависти к самой жизни своей. Опираясь на них, преподобный Шио завел со своими родителями речь о монашестве. Они, полагая, что после их пострига сын женится, решили удалиться от мира, не желая препятствовать его семейному счастью. Но как только родители Шио приняли постриг, юноша раздал все имение, оставшееся от его родителей, – часть раздал нищим, часть пожертвовал монастырям и освободил рабов, а сам поспешил к преподобному Иоанну, который с радостью принял его и облек в иноческую одежду. Преподобный Шио преуспевал в монашеских подвигах более всех учеников преподобного Иоанна, так что тот дивился столь сильно действовавшей в нем благодати Божией. Через 20 лет после призвания преподобному Иоанну было откровение свыше избрать из числа своих учеников 12 человек и с ними отправиться в страну Иверскую (Грузинскую), чтобы утвердить там в вере обращенных равноапостольной Ниной в христианство грузин , вывести многих из мрака неведения, защитить от натиска огнепоклонников и оградить их от еретических соблазнов, поскольку на Кавказе в это время распространялась монофизитская ересь . После продолжительных молитв преподобный Иоанн Зедазенский избрал следующих учеников для проповеди в Грузии: Авива Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцминдского, Исе Цилканского, Иосифа Алавердского, Исидора Самтавнели, Михаила (Микаэля) Улумбийского, Пира Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского . Когда преподобный Иоанн со своими учениками достигли Мцхеты , их гостеприимно принял католикос Мцхетский Эвлавий (533–544) .

http://pravoslavie.ru/41621.html

Со времени этого гонения почти полвека Иберия не получала более ниоткуда проповедников Христианства и не имела руководителей, которые бы утверждали новопроообращённых в их исповедании. Уже в сотом году священномученик Климент, епископ Римский, сосланный императором Траяном в безлюдные места Тавриды, творением чудес и наставлениями помогал многим колхидцам остаться верными Христианству. По мнению Михаила Сабинина между семьюдесятью церквями, построенными святым ещё при его жизни на берегах Чёрного моря, была и Колхидская. Между тем, окончательное утверждение христианства и то, что оно стало господствующей религией, было плодом долговременной и усердной проповеди апостола всея, святой просветительницы, блаженной матери Нины. Христианство как государственная религия [ править править код ] В период между 318 и 337 годами, скорее всего в 324—326 гг. трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви. В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии, приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса). В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, нарушив каноническое единство с Армянской Апостольской Церковью.. При Сассанидах (VI—VII bb.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI—XVIII bb.) — с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку грузинского Православия и утере церквей и монастырей на Святой земле. В 1744 году в Грузинской Церкви прошли реформы, аналогичные реформам патриарха Никона на Руси. Грузинский экзархат Российской Церкви [ править править код ] В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. По проекту, разработанному главноуправляющим генералом А. П. Тормасовым и представленному Александру I в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждалось 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская. 21 июня 1811 года Святейший Синод снял Католикоса-Патриарха Антония II с должности.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Груз...

Ты избавил нас от тьмы и от преисподней. Мученик бесстрашный, настоящий патриот, Присно прибегает к тебе честной народ. От земной юдоли отошел ты в небеса, Туда, где не смолкают ангельские голоса. Помолись о нас – Царь тебя послушает, Пощадит ходатайством твоим наши души». 2. Преп. Филофей . Родом из села Мирмикс (то есть Мравино) в Малой Азии. Его мать носила то же самое имя, только читаемое наоборот: Феофила. [Преподобный Филофей] служил пресвитером и уже при жизни был великим чудотворцем. Однажды претворил он воду в вино, а в другой раз умножил хлеб. Упокоился о Господе в X столетии. От его мощей истекло целебное миро. 3. Св. мученик Порфирий . Родом из Мимоса. Сначала пред царем Юлианом Отступником высмеивал христиан. Но однажды, изображая на сцене христианское таинство крещения, он погрузился в воду, произнося слова: Во имя Отца и Сына и Святого Духа ! Поднявшись из воды, он воскликнул: «Теперь я христианин!» Все думали, что лицедей, как и всегда, шутит, но он пребыл тверд в своем исповедании, перестал глумиться над христианством и в конце концов пострадал за Христа. Был он обезглавлен в 361 году и преставился в Царство Христово. 4. Свв. мученики Максим, Феодот и Асклиада [Асклипиодота] . Фракийцы из знатного рода. Пострадали за Христа в селении Салтис близ Филиппополя (между 305 и 311 годами) и преставились в Небесное Царство. 5. Св. Виссарион, архиеп. Ларисский, чудотворец . Основал монастырь Спасителя в Ларисской епархии. Прославился чудесами при жизни и по смерти. 6. Св. новомученик Иоанн Критский . Пострадал в Ефесе от турок за Христову веру в 1811 году. 7. Св. Иосиф, епископ Алавердский . Один из 12 сирийских отцов (см. 7 мая), управленных в Кавказские пределы проповедовать Евангелие. Святой Иосиф мирно отошел ко Господу в 570 году. Его чудотворные мощи почивают в Алавердском соборе. Рассуждение Бог не бывает поругаем. [Кощунников и] хулителей Бог либо карает, чтобы их исправить, либо обращает именно в таких [людей], над которыми они смеются и измываются. Святой Порфирий сперва прославился в среде язычников как насмешник над христианством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Так первый из язычников уверовал в Христа, И воцарились мир в его душе и красота. В ограде Церкви свято Корнилий пребывал, Потом к стезям апостольским Господь его призвал. Взял бывший сотник на себя благословенно бремя – Повсюду в людях сеял он евангельское семя; И чудесами свыше приводил всех во изумление – И сотни обращенных с князем приняли крещение. Ради Христа Корнилий жизнь оставил, В трудах и муках Господа распятого прославил. Теперь награду в Царстве он горнем пожинает И к доброму ответу нам дорогу пролагает. 3. Свв. мученики Макровий и Гордиан . Родом из Пафлагонии. Сначала были служителями за царской трапезой, но когда объявили они себя христианами, царь изгнал их в Скифию, где в 320 году в местечке Новый Дунавец они были брошены в огонь. 4. Св. великомученица Кетевань (Кетевана), царица Кахетинская . Пострадала как христианка от шаха Аббаса I в 1624 году. По приказу шаха ей на голову надели раскаленный котел. Ее сын Теймураз, царь грузинский, положил ее мощи под престол Алавердского храма в Грузии. 5. Преп. Иерофей . Родом с Пелопоннеса, из деревни Каламата. Подвизался в Иверском монастыре на Святой Горе. Отличался как большой светской ученостью, так и строгим монашеским подвигом. Старался исполнить следующее правило преподобного Арсения: «Монаху достаточно и одного часа сна в сутки». Упокоился на острове Юр [Юра] в 1745 году. От его мощей [источились чудеса]. Честная глава его хранится в Иверском монастыре. От прикосновения к святым мощам преподобного в Царьграде одна слепая женщина прозрела. Рассуждение Что бывает с гонителями Христовой Церкви? Спросите Савла, гнавшего Церковь , что с ним произошло. Трудно тебе идти против рожна ( Деян. 9:5 ), – сказал ему Господь. И Савл крестился и стал Павлом. Что было с Иродом, первым гонителем христиан? Что с Юлианом Отступником? Злая смерть постигла их, а их козни против Христа обратились в ничто и развеялись как дым. Так это [происходит] на протяжении всей истории: одни гонители приходят к вере и делаются христианами, а другие люто погибают; усилия же и тех и других, направленные против христианства, не приводят ни к какому результату.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Последнее обновление собора лишило его боковых папертей с шестью их приделами; хотя неправильны были сии разновременные пристройки, но они составляли одно целое с главным зданием, которое само по себе разнообразно и не требовало строгой симметрии; между тем, паперти служили опорой для стен, так что больших стоило усилий, чтобы сокрушить прочность камня. Величественна наружность Мцхетского собора, хотя не имеет он легкой простоты Алавердского, но зато превосходит оный обширностью. Его строгие формы, остроконечный купол, крыша из тесаных камней и легкие арки по стенам с лепными украшениями делают из него совершенный тип церкви Грузинской, которая много заимствовала из Византийского зодчества, но имела нечто и свое. Один из посетителей горной Сванетии говорил мне, что ничто столько не напомнило ему образ церкви Грузинской, как исполинский Эльборус, видимый от своей подошвы в верхних долинах Сванетских. Если это справедливо, то сама чудная природа Кавказа дала великолепный образец зодчества тем, которые прислонились к его вековому хребту, и, конечно, нельзя было искать другого образца, более свойственного стране, осененной вершинами Казбека и Эльборуса. На входной паперти меня встретила родственная икона Влахернской Божией Матери, напоминающая нашу Печерскую; она есть почти необходимая Привратница всех храмов Грузии, и не напрасно имя Вратарницы осталось собственно Иверской иконе, ибо ее покрову любили вверять исходы свои и входы благочестивые жители Иверии. Когда же взошел я опять в священную внутренность храма (который простирается на 30 сажень до иконостаса и разделен столбами на три части), я был поражен колоссальным ликом Спасителя на горнем месте; Он виден был из-за стены алтарной, и в сравнении Его все прочие лики казались второстепенными: быть может, это впечатление было целью такого изображения. Священный Столб, пред которым я поклонялся накануне, привлек прежде всего мое внимание с правой стороны; он стоит отдельно, огражденный решеткой, и не имеет никакой наружной красоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Последний Царь Георгий неоднократно прибегал к его молитвам для исцеления детей своих и дважды открывал могилу святого мужа, чтобы целовать его мощи. Грустно смотреть на то запустение, в каком теперь находится великолепная некогда церковь Хирская; обширностью и высотой она уступает только Алавердскому собору, который почитается первым во всей Грузии; но смелые арки ее сводов, некогда украшенные живописью, теперь забелены; самые стены местами требуют поправки. Главный престол, празднующий Успению, обнажен, ибо по причине медленного обновления иконостас его снят и все иконы сложены грудой в отделении жертвенника; изредка бывает служба в боковом приделе, временно устроенном с правой стороны алтаря. С левой, пред входом в бывший жертвенник, широкая плита с осеняющим ее покровом знаменует место погребения святого основателя, Стефана Хирского, к которому доселе притекают даже Лезгины, памятуя, что они прежде были Христианами. С умилением поклонился я гробу Сирского Отца и с грустным впечатлением оставил его опустевшую обитель. Дорога в Сигнах пролегала уже не по ущелью Бодбийскому, но по окраине роскошной долины Алазанской, на скате холмов, усеянных виноградниками, которые красовались обилием своих гроздьев. Трудный восход предстоял нам на высокую гору Сигнахскую, сперва по руслу потока, а потом по лесистой крутизне, и я удивлялся терпению жителей; потому что они беспрестанно должны сходить за водою или в свои виноградники к подножию горы, на вершине коей, как орлиное гнездо, приник их город. Но такова была опасность от лезгин во времена Царя Ираклия, что только на сих высотах могло спасаться окрестное народонаселение; доселе рисуется на скалах крепости белыми своими стенами и полуобвалившимися башнями, теперь уже бесполезными. Самые очаровательные виды открывались нам все шире и шире по мере подъема, когда мы останавливались, чтобы дать перевести дух утомленным лошадям. Наконец вся роскошная долина Кахетии разостлалась пред нами в полной красе, оживленная серебристыми струями Алазани. Густая зелень садов ее тянулась бархатной каймой у подножия гор, которые подымались разноцветными уступами, покрытые лесом или повитые облаками и еще выше осеребренные снегом. Отселе во всем диком своем величии представлялся седой старый Кавказ, таинственный грозою своих горцев, которые внезапно из него прорываются, как из громовой тучи, на противолежащий цветущий берег Алазани: но самый этот страх, предмет постоянной молвы, как бы нечто живое, движущееся по всей долине, придает много романтической прелести ее очарованным видам. Телав

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Таким образом, три праздника следуют в нем один за другим: Воздвижение Честного Креста, a прежде и после его память святых Кетеван и Иосифа. Но торжеством воздвижения обязана обитель Алавердская великому Царю Леону, потому что он принес из Иерусалима большую частицу Животворящего Креста, которую получил в дар от Патриарха Германа за обновление храма Воскресения Христова. Надпись о его благодеянии существовала на Голгофе до последнего пожара Иерусалимского. Крест сей, оправленный в золоте, воздвигается на праздничной всенощной и служит главным предметом стечения богомольцев, даже из числа Лезгин. Я поклонился ему в ризнице соборной и нашел там много драгоценной утвари и древних икон, которые утаены от взоров по случаю опустения храма: ибо с упразднением епархии Алавердской уничтожилась мало-помалу и обитель иноков около собора по нездоровому климату сего низменного места. Теперь один только инок посылается каждую неделю, из ближней обители Шуамтинской, только для богослужения и охранения сокровищ Алавердских; его убогая келья прилепилась к развалинам бывших архиерейских палат. Между сими сокровищами сохраняется ветхое напрестольное Евангелие, писанное в IX веке на пергаменте и обложенное золотыми досками. Оно принадлежало Кацскому храму в Имеретии и неизвестно когда перенесено в Кахетию, вероятно, по случаю какого-либо брачного союза, но по надписи видно, что выкуплено было после Шах-Аббаса из плена персидского настоятелем Алавердским Зеведеем. На лицевой стороне его образ Спасителя, осыпанный жемчугом, с частицами святых мощей, а на другой стороне образ Божией Матери, столь же драгоценный. Есть еще богатые иконы Царя Леона, супруги его Тинатины, которых имена подписаны с молитвою о спасении царства их от Агарян; молитва выражает эпоху, а богатство вклада благочестие дателей. Спаситель изображен в золотой ризе, и на другой стороне иконы вделан Животворящий Крест с 58-ю частицами святых мощей. Не менее драгоценная икона Божией Матери была пожертвована несчастным сыном Леона, Александром, и он же украсил иной древний образ Пречистой Девы, стоящей с Предвечным Младенцем на руках времен Царя Давида возобновителя; на складнях ея изваяны Благовещение и лики Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010