Макарий, человек высокой жизни и ученик святых отцов, оправдал надежды святого Иоанна. Вступив его на католикосский престол, действовал во всем по руководству святых отцов. Правление его ознаменовалось для Грузии многими достопримечательностями. Во-первых, при нем начали строиться главные обители, основателями которых были сами святые отцы, а освещал их сам католикос. Аавра святого Шио освящена была им в присутствии самого царя и приведена в настоящее благолепие, снабжена богослужебными книгами и замечательной драгоценной утварью 113 . Впоследствии в ней была сосредоточена вся духовная образованность Западной Грузии. При нем же получила свое основание, в свою очередь, другая знаменитая лавра — преподобного Давида, носившая название грузинской Фиваиды и сделавшаяся источником духовно-гражданского просвещения по всей Юго- Восточной Грузии. Другие обители — святого Иосифа Алавердского и Стефана Хирского сделались центром просвещения и рассадниками христианства в Северо-Восточной Грузии. Обители остальных святых отцов, как-то: Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Фаддея Степанцмидского, Зенона Икалтского, Антония Мартмкобского и др., игравшие в судьбе Грузии немаловажную роль, были также освящены упомянутым католикосом и служили рассадниками христианского просвещения в тех местах, где возникли. Царь взял на свое попечение главные обители царства, содействовал во всем украшению их и снабжал всеми необходимыми принадлежностями.   В то время как царь и католикос, под руководством великих просветителей, святых сирийских отцов, приводили всю Грузинскую Церковь в церковное благочиние, народы Северо- Западной Грузии — лазы и остальные абхазские горцы, входившие в то время в состав греческих провинций, принимали христианство попечением благочестивейшего императора Юстиниана Великого. Горские племена, обитавшие рядом с греческими владениями на Черном море, постоянной борьбой беспокоили пределы империи. Поэтому Юстиниан задумал с помощью Парсмана подчинить их своей власти, введением между ними христианства навсегда прекратить кровопролитные нашествия горцев и тем оградить империю от вторжения персидских полчищ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

42. Куща эта в начале же христианства обращена была в маленькую церковь, которая цела до сих пор, она до половины стоит почти в земле, во дворе Самтаврского девичьего монастыря, при входе в ворота на правой стороне. 43. А не Евстафия, патриарха Антиохийского, как уверяет Иосселиани и многие другие, в действительности по воле св. Константина Великого патриарх Антиохийский Евстафий вручил новую Церковь упомянутому епископу Иоанну и послал его в Грузию. 44. См. Картлис Цховреба об обращении грузин. 45. архитектура старых грузинских больших комнат в домах, известных под именем дарбазы; подобные большие комнаты вроде теперешних зал строились из больших бревен с полусферическим красиво выложенным потолком. Свет проникал сверху. У подобных комнат потолки поддерживаются одной или несколькими большими деревянными колоннами. 46. Потомки первосвященника Авиафара существуют и поныне, известные в Мцхете по фамилии Гедеоновых. Они одни имеют право на жительство в ограде католикосского Мцхетского собора. 47. Глубокой полночью две горы, где были капища идолов Армаза и Задена, обрушились в реки Куру и Арагву, которая затопила город Мцхет. При этом раздавались дикие вопли, вой и страшные удары. Затем по молитве святой Нины все стихло, но перед первыми петухами вновь раздался громкий звук военной трубы персов, которые разломали городские ворота, заполонили город и с криком начали убивать жителей, заливая город потоками крови. 48. Течение св. мира из пня, по словам стариков очевидцев, продолжалось и в их время. У самой каменной четырехгранной колонны, заключающей пень св. столба, возле маленьких серебряных дверец, земля, пропитанная миром, издает до сих пор благовонный запах. 49. Одна из этих икон, а именно икона Божией Матери, стоит по ныне в Руисском соборном храме — в Средней Карталинии. Она весьма замечательна по своей древности и надписям на обороте; а другая — Спасителя в Алавердском кафедральном соборе, в ризнице величественного храма. 50. Подножие Св. Креста унесено было назад в Грецию импера-тором Ираклием в конце 629 года при правителе Грузии Адарнасии, сыне Бакара III (f 639 г.), снова возвращено и сохранялось в Ананурском храме, по Военно-грузинской дороге, откуда пропало при последнем грузинском царе Георгии XIII.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

7 Сентября, при участии приглашённого в заседание Святейшего Синода для личных объяснений Телавского архиепископа, Святейший Синод во исполнение Высочайшего повеления постановил: 1) в Грузии и Имеретии быть одному экзарху и именоваться Грузинским и Имеретинским; 2) учредить в Тифлисе Синодальную Контору под названием Грузино-Имеретинской, под председательством экзарха и с назначением Телавского архиепископа членом конторы; 3) в Грузии быть трём епархиям Мцхецкой, Телавской и Сигнахской. В состав новоучреждёной Телавской епархии «отошли от Грузии (как сказано было в проекте Досифея) два города с их уездами: Телав в Кахетии и Ананур в Карталинии»; ведению его подчинены все осетины и горские народы по сю и по ту сторону Кавказа, какого бы уезда ни были в Грузии и Имеретии, и, кроме того, приданы ему в непосредственное управление два монастыря Шуамтинский и Иоанна Крестителя. С отделением от бывшей Алавердской епархии половины церквей к Телавской, другая половина, состоящая из Сигнахского уезда, составила Сигнахскую епархию. Епархиального города Телавскому архиепископу не назначено, потому что он будет находиться там, где потребует обязанность, но по званию присутствующего в синодальной конторе, он должен иметь подворье в Тифлисе со штатом на счёт общих Кахетинских и Карталинских церковных доходов 138 . Для сопровождения в горы как его, архиепископа, так и проповедников назначено 30 церковных крестьян с верховыми лошадьми и 100 казаков. (Но Досифей, вместо крестьян, потребовал на месте взноса деньгами по 120 рублей в год за каждого крестьянина). На содержание Комиссии назначено по 15 тысяч рублей в год и выдано Досифею на путевые издержки 6.600 рублей. В Сентябре он уже доносил Святейшему Синоду, что с 27 Июля по 8 Сентября окрещено 6.437 человек в отдалённейших местах и ущельях Арагвском, Карском, Корниском, Гериском, Джавском по реке Лиахве и других местах. Наконец, для поощрения Грузинского и Имеретинского духовенства, он выпросил несколько орденских знаков, Анны I и II степени, с бриллиантовыми украшениями и простых, а также несколько бриллиантовых и золотых наперсных крестов разным духовным лицам в Грузии и Имеретии. Сам Досифей получил орден святой Анны I степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1636 году по государеву указу в Астрахани было выделено место для патриаршего двора «подле Астраханского Троецкого загородного монастырского дворца, для его патриарша учуюжного всякого промыслу» 372 . Общение Патриарха Иоасафа с Востоком носило традиционный по тому времени характер. В Посольском приказе хранились грамоты игумена Неофита «о милостыне» 373 , старцев Преображенского монастыря о милостыне 374 , Патриарха «Царегородцкого Парфения о милостыне» 375 , грамота Иерусалимского Феофана «о милостыне» 376 . С различными нуждами к Патриарху Иоасафу обращались также старцы, приходившие из Малороссии 377 . Когда в 1637 году русский паломник Василий Гагара возвратился с Востока в Москву, то, как он отметил, «государь царь Михаил Феодорович и Патриарх меня учали жаловать, корм и подачи были» 378 . Будучи в Иерусалиме, В. Гагара встречался с Вифлеемским митрополитом Афанасием, который справился о здравии царя и его семьи, а также «и о Патриархе» 379 . В привезенной им грамоте Александрийского Патриарха Герасима (1621–1636) говорится о внесении имени Патриарха Иоасафа в поминальный диптих наряду с другими Предстоятелями Православных Церквей 380 . В 1637 году к грузинскому царю Теймуразу было направлено посольство из Москвы. Старшим из духовных лиц был соборный старец Троице-Сергиева монастыря Иосиф, ранее бывший в 1617–1622 годах настоятелем Ипатьевского монастыря. Он вез с собой две грамоты Патриарха Иоасафа: царю Теймуразу и архиепископу Иоанну 381 . Ему были также даны инструкции, как «править» благословение от Патриарха, а в качестве даров иконы (царю – образ Живоначальной Троицы; архиепископу – образ Владимирской Богоматери), также святое Миро и т. д. 382 . Когда данное посольство отправилось назад, то Грузинский архиепископ вручил грамоту для Патриарха Иоасафа «и часть мира, принесенного мироносицами Христу и хранившегося в Алавердском Георгиевском монастыре», и одновременно просил архимандрита Иосифа засвидетельствовать в Москве, что он с «епископами и всеми церковными чиньми государя царя Русскаго и Святейшаго Иоасафа Патриарха Московскаго подданные» 383 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Во сне она увидела место его будущей постройки. Место оказалось незнакомым, и только будучи уже женой кахетинского князя Левана, царица Тина узнала виденное ей во сне место во время путешествия по Грузии. Там и был основан монастырь, где впоследствии приняла монашеский постриг сама Тина. В монастыре нас встретила одинокая монахиня, молча открыла ворота, потом двери храма, так же молча простилась с нами. Хотя рядом с храмом стоит трехэтажный корпус, в котором идут строительные работы — значит, насельницы в монастыре есть. Нам сказали, что в Грузии сейчас немало молодых людей и девушек стремятся к иноческой жизни, поэтому, как и у нас, всюду восстанавливают монастыри. Их молитвами помилуй нас, Господи. Алаверди Монастырь Алаверди — творение одного из сирийских отцов, а именно Иосифа Алавердского, который пришел на Алазанскую долину, окруженную горами, в середине VI beka, построил храм и умер в 570 году. Он был похоронен в этом храме, могила его существует по сей день. Образ алавердийского храма останется в душе как гениальная картина, созданная Богом и людьми. Этот храм — как песня, летящая к небу. Окруженный виноградниками с одной стороны и снежными пиками гор с другой стороны, он неоднократно страдал от нашествий и землетрясений. Внутри храма сохранились некоторые фрески. Они разных эпох и сохранились в нескольких слоях, в основном росписи, которые мы видим, — XV beka. Для Грузии это не такая уж древность, а для нас — глубокая древность. И радостно было видеть рядом с этими фресками большие наши иконы: Собора Оптинских старцев, Собора Киево-Печерских старцев, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского . Здесь мы почувствовали единение наших народов, и монахи были приветливее, чем в других местах. Телави Еще в Икалто мы встретили французского паренька, который передвигается на мотоцикле по Грузии в одиночку. Он пересек немало стран и огромное расстояние, чтобы увидеть эту красоту. Потом мы с ним встретились в Телави — столице Кдхетии. C VII века Телави был важным торговым центром на караванном пути с Ближнего Востока в Европу.

http://azbyka.ru/fiction/po-svyatym-mest...

12. Католикос-Патриарх Амвросий (Хелая; 1861–1927). Закончив в 1885 г. Тифлисскую Духовную Семинарию, служил священником в Грузии. Затем поступил в Казанскую Духовную Академию (окончил в 1901 г.); на третьем курсе ее принял монашеский постриг. Впоследствии служил как в Грузии, так и в России. В октябре 1917 г. был хиротонисан во епископа Чкондидского. С 1921 г.– Католикос-Патриарх всея Грузии. В 1926 г., по причине возникших нестроений, был устранен от дел управления. 13. Католикос-Патриарх Кирион III (Садзаглишвили; 1854–1918) родился в семье священника. По окончании Тифлисской Духовной Семинарии и Киевской Духовной Академии (1880 г.) некоторое время занимал должность помощника инспектора Одесской Духовной Семинарии; затем работал преподавателем Кутаисского и Тифлисского Духовных Училищ. В 1896 г. принял монашеский постриг и два года спустя был хиротонисан во епископа Алавердского. В дальнейшем служение проходил в различных епархиях Грузии и России. С 1915 г. епископ Полоцкий и Витебский. В августе 1917 г., согласно собственному прошению, от управления епархией был уволен и возвратился в Грузию. С сентября того же года – Католикос-Патриарх всея Грузии. Оставил по себе ряд трудов, посвященных исследованию истории Грузинской Церкви. 14. Схиигумен Савва (Остапенко; 1898–1980) родился 6 декабря 1898 г. в станице Новоминской на Кубани в благочестивой крестьянской семье и был наречен Николаем. Желание иноческой жизни пробудилось в его душе еще в детстве. Однако возможность исполнить это желание Господь даровал ему не скоро. В 1911 г. Николай окончил двухклассное училище Министерства народного просвещения. С 1916 г.– проходил службу в армии и в 1923 г. завершил курс обучения в Московском военно-инженерном училище, получив специальность техника по возведению оборонительных сооружений. После этого работал на производстве и продолжал учиться, так что к 1932 г. окончил строительный техникум по специальности «инженер-строитель». Только после окончания войны, когда в стране вновь стали открываться храмы и духовные учебные заведения, когда открылась Троице-Сергиева Лавра, Николаю удалось наконец исполнить то, к чему стремилась его душа. В 48 лет он оставляет профессию строителя и поступает в Московскую Духовную семинарию. Учебу в ней он завершил в 1948 г. и тогда же был принят в число братии Лавры. Осенью того же года состоялся его постриг в мантию с именем Савва – в честь преподобного Саввы Сторожевского. В 1952 г. отец Савва был рукоположен в сан иеромонаха и по 1952 г. исполнял возложенное на него послушание лаврского эконома.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменившая русло река может полностью разрушить древний грузинский монастырь Алаверди 20.06.2011 В восточной Грузии продолжаются ливневые дожди, особенно сильно страдают районы Кахети и Квемо-Картли. Власти пытаются справиться со стихийным бедствием - брошены силы на расчистку дорог от оползней и восстановление дорожного покрытия, а также на возобновление электро- и водоснабжения восточной части страны. По сообщению Информационного центра Кахети, опасную ситуацию для основанного в VI в. свт. Иосифом Алавердским мужского монастыря Алаверди во имя св. вмч. Георгия ( Алавердская епархия Грузинской Православной Церкви ) создает р . Шавкаба (приток р . Алазани). Из-за обильного притока воды она изменила свое русло и теперь протекает в непосредственной близости от монастырской каменной стены, подмывая ее, что создает угрозу фундаменту. Если ограда обвалится (вода вымывает камни кладки), то опасность будет угрожать уже напрямую собору св. вмч. Георгия (XI в.). К настоящему времени полностью затоплены двор монастыря, пасека, мастерская, подсобные помещения и баня, пожарные заняты выкачиванием воды. Проблема находится на рассмотрении министра регионального развития и инфраструктуры Грузии Рамаза Николаишвили. По его словам, министерство вплотную занято решением вопроса, и в ближайшее время начнутся восстановительные работы на территории монастыря. «В Алаверди уже идут берегоукрепительные работы, — отметил министр. — Для нас очень важно, что уровень воды в реке к настоящему времени спал. Уже началась доставка специальных плит, и мы предполагаем, что спасем собор от разрушения». Также в Алаверди будут проведены плановые реставрационные работы — в монастырь уже прибыли реставраторы Национального агентства культурного наследия. Министерство культуры и охраны памятников Грузии приняло проект восстановлени я монастырского комплекса Алаверди 5 лет назад. В эту реабилитационную сессию будут проведены работы по укреплению разрушающегося купольного перекрытия Алавердского собора. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 20.06.2011 19:17:19

http://drevo-info.ru/news/10917.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Индия передаст Грузии мощи святой царицы Кетеваны только на 15-20 лет 10.09.2015 Стало известно, что Индия действительно безвозмездно передаст Грузии святые мощи великомученицы Кетеваны, царицы Кахетинской , но не навсегда, как предполагалось ранее, а на ограниченный срок - 15-20 лет, сообщает Благовест-Инфо со ссылкой на грузинские источники. Святая великомученица царица Кетевана была убита в городе Шираз после жестоких пыток за отказ изменить христианской вере влюблённым в неё и получившим отказ иранским шахом Аббасом II 12 сентября 1624 года. Но и прах её не нашёл покоя: палачи сложили истерзанные останки в мешок и бросили в яму на голом поле, где они пролежали три месяца и тринадцать дней. Португальские миссионеры, бывшие свидетелями мучений царицы Кетеваны, тайком откопали её останки и упокоили в монастыре августинцев в Исфагане. Позднее, когда царь Теймураз I приступил к поискам праха своей матери, миссионеры доставили останки царицы Кетеваны в Грузию. Они были упокоены под трапезной Алавердского монастыря, где пролежали до 1723 года. Как явствует из материалов старинных актов Государственного Центрального архива России, 18 апреля 1656 г. царь Теймураз I переслал небольшую реликвию – частицу алавердских мощей, изъятых из праха святой великомученицы Кетеваны, русскому царю Алексею Михайловичу. Судьба этой частицы по сей день неизвестна. Что касается остальной части мощей, хранившихся в Алаверди, они исчезли в 1723 году, после нападения на Кахетинское царство османов и леков. Помимо Грузии и России, святые мощи царицы Кетеваны были упокоены и в Европе, и в Азии. С уверенностью можно утверждать, что они оказались в индийском городе Гоа и в Риме. Предположительно – в Намюре (Бельгия) и во Франции. В Гоа вскоре после прибытия туда мощей из Исфагана была отправлена ещё одна их часть – челюсть святой царицы с выбитыми зубами. Мощи великомученицы Кетеваны в Гоа были упокоены в гробу из чёрного камня, по правую сторону от алтаря. Однако в начале XX века башня Даграсского монастыря, где хранились мощи, рухнула, превратив в руины всю обитель.

http://drevo-info.ru/news/19440.html

Состоялось заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви 4 мая 2009 г. 18:24 Заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви состоялось 30 апреля в Грузинской Патриархии под председательством Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II , сообщает официальный сайт Грузинской Патриархии. Члены Священного Синода заслушали приветствие и вступительное слово Католикоса-Патриарха Илии II, в котором он коснулся сложившейся в Грузии тяжелой политической ситуации и высказал надежду на мирное развитие событий. Митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай и митрополит Никозский и Цхинвальский Исайя в своих выступлениях рассказали о тяжелой социальной и экономической ситуации в возглавляемых ими епархиях. Было принято решение ходатайствовать перед президентом Грузии о передаче Ахалкалакской и Кумурдойской епархии исторической Ахалкалакской крепости с прилегающей к ней территорией. Священный Синод заслушал информацию митрополита Ахалцихского и Тао-Кларджетского Феодора о соглашении между государством и Церковью по прикреплению ряда категорий заключенных к монастырям. Было принято решение вменить в обязанность архипастырям предоставить списки тех монастырей, куда, согласно меморандуму, будут переправлены лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы. Синод заслушал предложение Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II о расширении Учебного комитета Патриархии Грузии. Было принято решение переформировать Учебный комитет в Учебный центр и создать при нем Совет Учебного центра под председательством епископа Цуртавского Иоанна. Священный Синод рассмотрел вопросы возрождения грузинских сельскохозяйственных культур: пшеницы, винограда и др. Священный Синод постановил: создать Центр развития сельскохозяйственной продукции под руководством митрополита Алавердского Давида. Центру вменяется в обязанность заботиться о приумножении грузинских сортов сельскохозяйственной продукции и способствовать делу производства экологически чистой продукции. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/636540.htm...

Но в настоящее время уже ничто не напоминает о древнем величии этого места: здесь помещается скромная женская обитель со школой для девиц духовного звания. Со вторым из названных памятников соединяется предание о Хитоне Спасителя, принесенном сюда из Иерусалима одним из мцхетских евреев. Предание, занесенное в грузинскую летопись, гласит, что один из главных учителей мцхетских евреев, по имени Елиоз, в год смерти Спасителя приглашен был в Иерусалим для участия в суде над Иисусом Христом. И вот, когда настало время его отправления из Мцхета, то его сестра Сидония при прощании взяла с него слово принести ей в подарок какую-либо вещь, принадлежавшую Спасителю. Елиоз обещал исполнить ее просьбу и действительно исполнил ее в точности: он приобрел в Иерусалиме окровавленный хитон Спасителя и, по возвращении в Мцхет, передал его сестре. Здесь же, при первой встрече с сестрою близ царского сада, он узнал, что мать его скончалась в момент смерти Спасителя, а сестра, получив в свои руки Хитон, замерла на месте и была поглощена землей. Спустя несколько времени на месте смерти Сидонии выросло дерево (кедр), которому суждено было играть видную роль в истории мцхетского собора. Когда в IV столетии большая часть граждан Мцхета, и в том числе сам царь, благодаря миссионерской деятельности св. Нины, приняли христианство , то решено было на месте смерти Сидонии построить храм и чудесный кедр употребить также на постройку. Так и сделали. Построили сперва деревянную церковь, но через 50 лет заменили ее каменной; однако ж и эта последняя в V уже веке, при Вахтанге Гургасланге, заменена была новым великолепным собором. В свою очередь, и собор в XIV веке был разрушен дважды: сперва землетрясением, а потом Тамерланом; так что настоящий собор представляет собой постройку не ранее XV века; притом неоднократно уже реставрированную. Храм этот, – говорим словами нашего известного путешественника Муравьева, – не имеет легкой простоты Алавердского храма, но превосходит его своими размерами. Его строгие формы, остроконечный купол, кровля из тесаного камня и легкие арки по стенам с лепными украшениями делают из него совершенный тип грузинской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010