Прибавление в дополнение к Истории Российской Иерархии. Часть I К стр. 26. 59 Прибавление: До 1811 года в Грузии было Епархий 13, в них Архиереев 7, церквей 799. В церквях: Священников 746, Диаконов 146, причётников 661, Архимандрий 9, Архимандритов 6, монашествующих 75. Крестьян: в 13 Епархиях 22.218, дворов в девяти Архимандриях 637, да у церковных дворян 470 семейств. В 1811 году, Июня 10 Католикос Грузинский Антоний уволен на пребывание в Москву с титулом Члена Святейшего Синода и Католикоса, с пенсией 10.000 рублей серебром, и велено при священнослужении воспоминать Его Блаженнейшим, а между первоклассными Архиереями занимать ему пятое место. И в том же 1811 году по докладу Святейшего Синода, Высочайше утверждённому 30 Июля, в Грузии назначено и предписано: Первое : вместо существующих (ныне) 13 Епархий составить только две: одну под названием Мцхетской и Карталинской, а другую – Алавердской и Кахетинской; а из 9 Архимандрий оставить только 5, согласно представлению Архиепископа Варлаама. Второе : начальствующему над Грузинским духовенством быть Митрополиту Мцхетскому и Карталинскому, с присвоением навсегда титула Члена Синода и Экзарха оного в Грузии. Третье : учредить Дикастерию на равном с Российскими основании, под начальством управляющего Грузинским духовенством, и по рассмотрению его как ныне, так и впредь определять в оную присутствующими способных из монашествующих и белого духовенства, которой в производстве дел, сверх возлагаемой на неё, по мнению Архиепископа Варлаама, обязанности, поступать согласно слову Божьему, правилам святых Апостолов и Отцов, Государственным узаконениям и предписаниям из Синода. По учреждении же Дикастерии предоставить начальствующему по удобности и по количеству церквей для начального судопроизводства между духовенством, по уездам состоящим, учредить и духовные правления в уездных городах, определяя в оные присутствующими Протоиереев и Священников, в тех городах находящихся, а сверх того для ближайшего надзора над духовенством иметь и Благочинных.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Четвёртое : для обучения детей священно- и церковно-служительских и приготовления их к духовному званию, учредить на первый случай вместо Гимназии Духовную Семинарию. Что же касается до уездных училищ, то оные открыть в удобных местах в то время, когда для этого в Семинарии будут приготовлены учители. Пятое : суммы, полагаемые на содержание Архиереев, Архимандритов, Дикастерии, Семинарии, а также на вспоможение вдовам и сиротам священнослужителей, и на удовлетворение прочих расходов производить из церковных доходов, получаемых с церковных крестьян, по назначению, представленному от Архиепископа Варлаама с Генералом от Кавалерии Тормасовым. Относительно же до сумм, на училища уездные назначаемых, то оные производить по открытию тех училищ, а до того времени ежели встретится надобность, то часть из оных употреблять на устроение Семинарии и приведение в порядок во всех её частях, остальные же деньги хранить до открытия училищ. Шестое : к поддержанию церквей и служителей её, от коих роздано имение по открытию в Грузии Российского правительства, Синод согласен с мнением Архиепископа Варлаама и Генерала от Кавалерии Тормасова об обращении иного имения по-прежнему в ведомство церковное. Что же касается до дворян, занимающихся должностями управителей церковного имения, как сбор доходов с крестьян церковных возлагается уже на Дикастерию, то в таковых управителях и надобности не предвидится. Вслед за этим Июля 8 вышел Именной Указ в следующих словах: «Начальствующего над духовенством Грузинским Синодального Члена Архиепископа Варлаама Всемилостивейше пожаловали Мы в Митрополиты; повелеваем ему управлять Епархиями Мцхетского и Карталинского и быть Экзархом Святейшего Синода в Грузии». А 14 Июля последовал Указ Именной же такого содержания: «по представлению Экзарха Святейшего Синода в Грузии Митрополита Варлаама Всемилостивейше повелеваем: Архиерею Иоанну, бывшему Бодбийским, управлять Епархией Алавердской и Кахетинской». В 1812 году, Января 30, по Именному указу 1811 года Декабря 31, в Александро-Невской Лавре хиротонисан в Епископа Викарного, с наименованием Горийский Грузинский Архимандрит Досифей, которому и велено остаться в Санкт-Петербурге и по делам Грузинской Экзархии временно присутствовать в Святейшем Синоде с жалованием в год по 1.000 рублей. Ему, при посвящении его в Епископа, пожалована алмазная панагия. В 1814 году, Августа 30, пожалован он Архиепископом Теласским и Грузино-Кавказским, а Митрополит Варлаам – Экзархом и Имеретинским.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Перед вечером мы спустились другим ущельем из Сигнаха в ту же виноградную долину Алазани, по направлению бывшей столицы Кахетинской, Телава. Вечер был ясный, вершины Кавказа угасали одна за другой, вся долина оглашалась песнями собирателей винограда, которые трудились в садах своих или встречались нам на пути с нагруженными арбами и ослами, навьюченными их единственным богатством: здесь поистине вино веселит сердце человека. Когда же мало-помалу распространился вечерний сумрак по долине и рог луны засеребрился в облаках, блеснули и на земле бесчисленные огни в садах, раскинутых в долине и на скате гор. Если прекратилось движение на большой дороге, не умолкали дальние песни невидимых певцов, радующихся, по выражению псалма, каждый под своим виноградником. Но и другие звуки начали слышаться промежду сих радостных кликов по мере того, как водворялась ночь все глубже и глубже в долине Алазанской, и дикие кустарники стали заменять возделанные сады. Это были крики шакалов, до такой степени напоминавшие детский пронзительный плач, что неопытный мог бы остановиться по чувству соболезнования, дабы спасти сих жалких сирот, брошенных родителями в столь позднюю пору. Ночь, хотя и лунную, провели мы на станции, потому что невозможно было ехать далее по дороге, изрытой дождевыми протоками, между селений и садов, которые умножались по мере приближения к Телаву. С рассветом мы опять пустились в путь, и нас встретила та же живая картина, какой восхищались накануне. Там, где выдавалась иногда лужайка, между виноградников, располагались семейные караваны богомольцев, шедших в Алаверди: ибо каждый Кахетинец почитает священной обязанностью после виноградного сбора сходить со всем своим домом на поклонение Честному Кресту, хранящемуся в Алавердском соборе. Жены и дети сидели в арбах, мужчины в нарядных одеждах собирались в кружок для беседы; черные буйволы отдыхали на лугу под тяжелым ярмом; каждая группа, взятая отдельно, могла бы служить предметом для характеристической картины. Это был образ Кахетии в полном разгаре ее жизни, опутанной виноградными лозами, как цепями, потому что источник ее веселья служит и виной разорения; а между тем набожное направление народа проявляется в самую блестящую ее эпоху, когда собирает и расточает она в несколько дней труды целого года.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Грузин. – Страдание св. великомуч. Кетевани, царицы Кахетинской, замученной персами в Тавризе. Дочь владетельная Карталинского князя Ашотана, воспитанная в строгих христианских правилах, св. Кетевань была выдана замуж за наследника Кахетинского царевича Давида. Рано оставшись молодой вдовой с малолетним своим сыном Теймуразом (впоследствии бывшим знаменитым царем Кахетии), она поселилась в одном уединенном месте, провождая время в молитве и чтения Свящ. Писания; затем она временно управляла Кахетией и, как мудрая благочестивая правительница, приобрела всеобщую любовь. Она много заботилась о водворении мира в Церкви Христовой, строила много храмов, больниц и была благодетельницей всех нищих, вдов и сирот. Когда ее сыну исполнилось 16 лет, она передала ему управление. Персидский шах Аббас I, желая воспользоваться смутами и малолетством Теймураза, собрал огромное войско для покорения Кахетии и Картолинии. Теймураз хотел защищаться против грозного врага, но малодушные кахетинские князья просили его не начинать войну и умоляли мать царя, Кетевань, быть их заступницей пред жестоким ханом. Кетевань, опасаясь страшных бедствий для своей страны, готова была для ее спасения пожертвовать своею жизнью и с богатыми дарами отправилась встретить шаха в Гандже (нынешнем Елисаветполе) и молить о пощаде Кахетии. Аббас, приказав сослать св. Кетевань в г. Тавриз (в Персии), вторгся в Кахетию с огромным войском и произвел в ней страшное опустошение. Св. Кетевань 10 лет томилась в душной темнице, постом и молитвой приготовляясь к мучению за веру Христову. Долго ее принуждали отвергнуться Христа и принять магометанство, но она оставалась непреклонной. Наконец, св. страдалицу, за отказ принять магометанство, предали страшным мучениям; повесив на дереве, раскаленными щипцами терзали ее тело, обкладывали ее раскаленными сковородками, били раскаленными палками и вбивали в нее гвозди. После долгих и ужасных мучений, св. Кетевань скончалась, заживо изожженная от раскаленного котла, который мучители надели: на ее голову, в 1624 г. По Х.М., мощи св. Кетевани были увезены латинскими монахами в Рим, а в Кахетии послана была ими глава и правая, рука св. Кетевани и вручены были ее сыну, царю Теймуразу, и положены под престол Алавердского храма (см. Груз. еп.). Ей есть особая полиелейная служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Чисто технический факт – количество слов и буквенных знаков в двенадцати утренних священнических молитвах вдвое больше, чем в шести псалмах, во время которых читаются эти молитвы. Следовательно, добросовестно прочитать все молитвы за время шестопсалмия невозможно, – это будет или скороговорка, или беглый “прогляд”. Допустимо ли это?! Далее, Литургия и Утреня содержат одну и ту же молитву священника “Возсияй в сердцах наших...”, в которой испрашивается Божия помощь к разумению Евангелия. На Литургии эта молитва предваряет чтение Евангелия и прямо связана с ним, а на Утрени, согласно современному служебнику, эта молитва прочитывается на шестопсалмии в числе двенадцати Утренних молитв и не связана по времени с чтением Евангелия. Конечно, так не могло быть изначально. Мы видим, что после каждой ектении священник возглашает тройческое славословие – благословение. Оказывается, что все эти благословения представляют собой окончания тех двенадцати молитв, которые читаются на шестопсалмии. Следовательно, можно выдвинуть гипотезу, что в древности эти молитвы читались в тот момент службы, где сейчас полагается произносить их окончания в виде возгласных благословений. При существующем же порядке прочтения всех двенадцати молитв на шестопсалмии последующие возгласные благословения священника оторваны от соответствующего им текста молитв и звучат как напоминание о молитве, а не как ее реальное завершение. К счастью имеются древние списки православного Иерусалимского устава (например, кафедрального Алавердского собора в Грузии, список XII века), в которых чтение священнических Утренних молитв распределено по всему чинопоследованию Утрени, что подтверждает правильность гипотезы о необходимости чтения священнических молитв в течение всей службы, а не только во время шестопсалмия. Можно предположить следующую схему параллельного моления народа и чтения молитв священником на Утрени, при этом сохраняется последовательность и содержание возгласов, определяемые служебником, устанавливается соответствие содержания молитвы содержанию момента богослужения, а возгласы священника дополняются изначально соответствовавшими им молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

молитвенное и евхаристическое общение между обеими автокефальными Церквами-Сестрами, Русской и Грузинской, к нашей общей радости, восстановленным; ... просить Святейшего Патриарха, Католикоса Грузии, приняв православные русские приходы в Грузинской ССР в свое архипастырское окормление, предоставить им сохранять в своей богослужебной и приходской практике те порядки и обычаи, которые они наследовали от Русской Церкви; ...просить Святейшего Патриарха-Католикоса принимать к своему разрешению церковные дела и православных русских приходов, находящихся в Армении, которые хотя и проживают вне пределов Грузинской ССР, но по дальности расстояния и другим подобным внешним причинам затрудняются обратиться к подлежащей русской церковной власти»[ 42] . О состоявшемся признании автокефалии Грузинской Православной Церкви и о восстановлении с ней молитвенного и евхаристического общения известительной грамотой Патриарха Сергия были уведомлены и прочие Автокефальные Православные Церкви. 4. Католикосы-Патриархи после восстановления автокефалии В Грузии с древних пор Католикос пользовался наравне с царем почетом и уважением и обладал не только духовной, но и светской властью. Он владел обширными землями и поселениями, с которых через своих управляющих собирал дань деньгами и натурой. Католикос имел в своем распоряжении вооруженные отряды, которые во время войн нередко сам вел в бой или поручал назначенному им военачальнику. В своих владениях он производил суд и был полным хозяином, но и остальная часть населения Грузии находилась под его влиянием. После восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви Католикосами-Патриархами были: 1. Кирион III (Садзаглишвили). Родился в 1854 году в семье священника. После окончания Тифлисской Духовной Семинарии и Киевской Духовной Академии (1880) некоторое время работал помощником инспектора Одесской Духовной Семинарии, а затем преподавателем Кутаисского и Тифлисского Духовных училищ. В 1896 году принял монашество (постриг совершил Экзарх Грузии архиепископ Владимир), а через два года (1898) был хиротонисан во епископа Алавердского.

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

Предание сохранило нам один эпизод из жизни народа. Во времена царя Ираклия лезгины совершили набег в Кахетию на Алаверди и близлежащие села. Рабочие серебряных рудников скрылись в потаенных комнатах Алавердского собора. Лезгины рыскали везде, чтобы захватить беглецов в плен (ремесленники ценились очень высоко), но не могли никого обнаружить. И вдруг грудной ребенок на руках матери стал плакать. Она не могла успокоить младенца и сказала: «Пусть мой ребенок умрет. Я не хочу, чтобы вы все из-за него попали в плен и стали рабами». Тут один уважаемый всеми старец, на которого все смотрели, как на отца, сказал: «Нет, этого не будет! Кровь ребенка как проклятие падет на нас и наших потомков. Лучше все мы окажемся в руках разбойников, чем запятнаем себя таким страшным и позорным преступлением». Лезгины услышали плач ребенка, нашли людей, прятавшихся в тайниках, и увели их в плен. Во времена Тамерлана почти половина жителей равнинной части Восточной Грузии была истреблена и убита. У Тамерлана был обычай: около разрушенных и сожженных им городов и сел воздвигать холмы из человеческих голов. Эти рассказы вызывают у нас чувство содрогания. Нам кажется, что такие злодеяния может творить только демон в образе человека. Но если собрать головы детей, убитых собственными матерями, то получатся не холмы, а целые горы… Неужели тела младенцев, убитых родителями, станут могильным памятником над страной? Мы будем отвечать на Страшном Суде перед Богом, но будем отвечать и перед своими предками — теми, кто грудью защищал народ и страну. Что мы ответим им? Что убивали свою Родину, которую они сохранили для нас? Что мы скажем тем, кто берег, как самое дорогое сокровище, жизнь своих детей во времена бедствий, ютясь в землянках? Что мы оправдывали аборты тяжелыми материальными условиями, высокой платой за электричество, или тем, что не смогли бы дать детям высшего образования и купить им такую же одежду, какую носят их богатые сверстники? Примут ли к себе наши предки нас, обрызганных человеческой кровью, но не кровью захватчиков, пролитых в бою, а кровью своих детей, подло и коварно убитых нами? Не скажут ли они нам жгучие, как огонь, слова: «Уйдите прочь! Мы не знаем вас!». «Каин, где брат твой, Авель»?

http://azbyka.ru/zdorovie/kak-vernut-v-s...

В декабре 1813 года преосвященный Феофилакт получил повеление выехать в свою Рязанскую епархию. Причиной этого послужило издание перевода книги Ансильона «Эстетические рассуждения», которая вызвала критические замечания архимандрита Филарета. В Рязани предметом его особых забот была духовная семинария, для которой при нём были построены новые здания, кроме того, улучшено преподавание всех общеобразовательных предметов и материальное положение семинаристов. 14 мая 1817 года архиепископ Феофилакт был назначен экзархом Грузии. Он был первым русским экзархом. 1 февраля 1819 года архиепископ Феофилакт был удостоен сана митрополита. С 28 декабря 1818 года именовался архиепископом Карталинским и Кахетинским. Свою деятельность в Грузии он начал с русификации православных христиан Грузии и новокрещённых. Прежняя Осетинская духовная миссия, закрытая после упразднения Моздокского викариатства в 1799 году, была восстановлена в 1815 году под тем же самым названием по инициативе грузинского архимандрита (последствии архиепископа Алавердского и Телавского) Досифея (Пицхелаури), проекты которого поддержал Синод и утвердил император. После назначения архиепископа Феофилакта (Русанова) экзархом деятельность этой комиссии активизировалась. Святейший Синод ежегодно перечислял Миссии 12 000 руб. В конце правления архиепископа Феофилакта там насчитывалось до 47 тысяч новокрещённых, главным образом осетин. За четыре года владыка Феофилакт построил 30 храмов. Архиепископ Феофилакт разработал план церковной реформы, направленной на изменение структуры Грузинской Церкви в целях сближения грузинских церковных порядков с общероссийскими: намечалось сокращение количества епархий, храмов, монастырей, штата духовных лиц, проведение секуляризации церковного и монастырского имущества, введение богослужения на церковнославянском языке и замену натуральных податей денежными сборами. Духовенство Западной Грузии выразило решительный протест, однако в июне 1819 г. представители Грузино-Имеретинской синодальной конторы стали закрывать храмы в Имерети, Гурии и Мегрелии, натуральные подати заменять введением денежной оплаты. В 1819—1820 гг. произошло восстание которое возглавили митрополиты Досифей (Церетели) и Евфимий (Шервашидзе), дочь имеретинского царя Соломона II царевна Дареджан, князь Иван Абашидзе. Экзарх обвинил их в подстрекательстве народа и убедил власти, что разрядить ситуацию можно только ссылкой мятежных архиереев. Ночью 4 марта 1820 года митрополиты Досифей, Евфимий, архимандрит Григорий (Цкитишвили) и несколько имеретинских князей были схвачены, митрополит Досифей оказал сопротивление и был избит прикладами ружей и штыками. Пленники с мешками на головах были отправлены на лошадях через Лихский перевал в Восточную Грузию, чтобы затем по Военно-Грузинской дороге проехать в Россию на пути между Сурами и Гори митрополит Досифей скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Rusa...

Для нормализации отношений с мусульм. духовенством в целях умиротворения Кавказа Е. считал необходимым учитывать культовые особенности ислама, в т. ч. обычай паломничества в Мекку. Однако в 20-х гг. он регулировал хадж , т. к. считал, что многочисленные паломничества на территорию Османской империи могли иметь негативные последствия для России. В 1822 г. Е. писал главе российского МИД гр. К. В. Нессельроде: «...возвращаясь оттуда, не только привозят они (жители мусульм. областей.- В. М.) нелепые слухи, но и свидетелями бывают злодейских поступков Турок против Христиан и, почитая Султана главою закона своего, тем с большим подобострастием чтут могущество его, что видят истребление Христиан ненаказываемым. Размножение подобных понятий не может быть выгодным Правительству». Вскоре Нессельроде уведомил Е. о согласии императора на временное запрещение поездок кавк. мусульман в Мекку: «...сие временное запрещение имеет прекратиться с переменою и устройством дел на востоке, и с сим уверением для будущего, оно, конечно, не потревожит ни совести Магометанских почитателей, ни доверенности их к благорасположению Правительства». Результативные меры Е. резко подняли авторитет российской администрации и войск в горных районах, что побудило и современников за рубежом признать эффективность его политики. В частности, англичанин П. Камерон отмечал: «В период его правления широко бытовало утверждение о том, что любой ребенок, даже с суммой денег, мог пройти через подвластные ему (Ермолову.- В. М.) провинции, не подвергаясь никакой опасности». Действия экзарха Грузии митр. Варлаама (Эристави ; 30 авг. 1814 - 14 мая 1817) и архиеп. Алавердского и Телавского Досифея (Пицхелаури), направленные на увеличение церковного имущества и земельной собственности в Грузии, привели к всплеску недовольства со стороны груз. дворянства. Местные архиереи стремились достичь своей цели с помощью деятельности Осетинской духовной комиссии, созданной для распространения христианства среди кавк. горцев (позже по инициативе кавк. наместника кн. Барятинского ее функции были переданы Обществу восстановления православного христианства на Кавказе ): конфискация имений в церковную казну под предлогом фиксации средств для существования комиссии привела к недовольству среди местного населения. На волнения последовала резкая реакция Е., выступившего за спокойствие в регионе: он был категорически против массового крещения осетин, стимулированных заверениями местных священнослужителей о дальнейшем освобождении их от старых владельцев и о переходе их в церковную юрисдикцию. Е. оценил работу комиссии как противоречившую общей политике России в Грузии и Осетии, назвав действия ее представителей «своевольством». Конфликт Е. с Грузинским экзархом и руководством Осетинской комиссии привел к увольнению с поста экзарха Грузии митр. Варлаама и архиеп. Досифея.

http://pravenc.ru/text/190211.html

С. 143). Антоний II принял приглашение, однако оттягивал поездку в С.-Петербург, объясняя это плохим состоянием здоровья; т. о., только через год после получения приглашения он выехал в Россию. Временное управление ГПЦ было поручено архиеп. Варлааму (Эристави), и ген. Тормасов вновь поставил вопрос о скорейшем учреждении дикастерии. Через месяц после отъезда из Грузии католикоса-патриарха, в дек. 1810 г., Тормасов писал архиеп. Варлааму о том, что обер-прокурор Синода, обращая внимание на то, что Синод не имеет влияния на грузинские церковные дела и не располагает точными сведениями о грузинском духовенстве, поручил ему проконсультироваться с архиеп. Варлаамом и представить «мнение о том, в каком виде и на каком основании устроить управление грузинским духовенством, так чтобы оно было в зависимости от Святейшего Синода» (Там же. С. 161). После этого архиеп. Варлааму было поручено составление проекта об устройстве ГПЦ и учреждении дикастерии, что означало фактическое упразднение автокефального статуса ГПЦ. Задача усложнялась отсутствием точных сведений о количестве церквей и священнослужителей ГПЦ, размерах доходов епархий, церквей и мон-рей, что, по определению архиеп. Варлаама, было вызвано тем, что епархиальные архиереи «никому никакого отчета не дают... кроме Католикоса» (Там же. С. 161). Однако архиеп. Варлаам довольно быстро собрал необходимые сведения и представил их ген. Тормасову, к-рый 18 февр. 1811 г. доложил об этом обер-прокурору Синода кн. Голицыну. В списке, приложенном Тормасовым к рапорту, значилось, что в Вост. Грузии 799 церквей, 7 архиереев, 746 священников, 75 монашествующих, 9 архимандритов, 146 диаконов и 661 церковнослужитель (Там же. С. 163). 13 епархий Вост. Грузии архиеп. Варлаам предлагал преобразовать в 2: Мцхетско-Карталинскую в Картли и Алавердско-Кахетинскую в Кахети, а из 9 мон-рей оставить только 5; членами дикастерии избрать не архиереев, а архимандритов и протоиереев, а во главе дикастерии поставить правящего архиерея Вост. Грузии, к-рый должен называться «митрополитом Мцхетским и Карталинским и экзархом Синодским над Грузиею, подобно высочайшеутвержденнаго для Молдавии и Валахии учреждения, и быть ему под ведомством Святейшаго Синода» (Там же.

http://pravenc.ru/text/168201.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010