Такие эпохи не благоприятствуют появлению литературных памятников, которые изображали бы с некоторою полнотою обычное течение народной жизни 74 . Член Археографической комиссии Павел Строев, которому, по представлению г. Министра народного просвещения, Государь Император, в начале 1841 года, изъявил Высочайшее соизволение на издание книг Выходных и выписок из Расходных, в предисловии названных книг говорит: «с воцарением Дома Романовых прекратились летописи, встречаем отрывки слишком неважные». Что исторические документы до 17 века не представляют из себя особой ценности, видно из продолжения предисловия названного автора. «При необъятном множестве документов официальных можно и не слишком скорбеть о писаниях частных, особенно в роде тех, на которых по преимуществу основана наша история до 17 столетия». He без основания, поэтому, существует мнение, что русский человек этого периода запечатлел себя только официальными бумагами и документами, которые теперь служат достоянием архивов. Следовательно, как должно быть велико значение каждого описания, хотя бы и иностранного происхождения, если оно полно и обстоятельно рисует нам обычное течение русской церковной жизни. Сочинения иностранных авторов о России дополняют данные актов, – говорит Коялович, – и нередко освещают явления нашего внутреннего быта с совершенно новой точки зрения. И летописи, и даже акты изображают нам большею частию явления в каком-либо роде, выходящие из ряда обыкновенных, повседневных. Будничная обстановка жизни, повседневные явления, оставались незамеченными со стороны современников, зато обращали на себя внимание чужого наблюдателя и находили в нем своего описателя. Было время, – продолжает Коялович, – когда и всякая история понималась как собрание фактов замечательных, любопытных. Теперь иное. И в истории, и в отдельных группах памятников, мы больше всего желаем найти то, что было постоянно, каково было состояние общества, а не одно необычное в его исторической жизни. В этом отношении сочинения иностранных писателей имеют весьма важное и часто незаменимое значение 75 . Профессор Ключевский значение записок иностранных путешественников простирает еще дальше в деле освещения древней русской жизни. «Не один простой интерес дикой неведомой страны, – говорит он, – привлекал внимание путешественников к Московскому государству: в их описаниях сказывается иногда другой высший интерес, руководивший их наблюдениями; у них встречаются намеки на то, что они чувствовали в древнерусском обществе под его азиатскою формою присутствие начал родственных с теми, которыми жила Западная Европа, и среди множества явлений, неприятно поражавших европейца, умели подметить и такие, к которым после строгой оценки не могли не отнестись с сочувствием» 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

734 Витовт, как необходимо думать, был человек крайне равнодушный к вере и совершенный индифферентист по отношению в ней. Он четыре раза крестился: до 1386 года он был Православным; в этом году вместе с Ягайлом он крестился в латинство; поссорившись вскоре за этим с Ягайлом он из политических видов снова крестился в Православие; помирившись с Ягайлом и посаженный на великое княжество литовское он опять перекрестился в латинство! [Так как латинское крещение совершается не через погружение, а через окропление, и так как и православные западной Руси, вероятно, уже и во времена Витовта, как после, крестили не через погружение, а через обливание и чрез то же латинское окропление: то Витовт, видевший в крещении, как нужно думать, простой обряд, мог не находить никакого затруднения в том, чтобы дозволять кропить (но не купать) себя сколько угодно раз.] 735 См. помянутую выше литовскую летопись Даниловича, – в Учёных Записках стр. 43 fin., в Чтениях Общества Истории и Древностей стр. 63: 8 Сентября 1411 года Фотий поставил в Луцке епископа туровского Евфимия, 1 Августа 1412 года он отправился из Галича в Москву. 740 Акты Западной России т. I, стр. 33. Мы передала грамоту в переводе со славяно-белорусского языка на русский язык. 741 В приступе к слову о божественных тайнах и о блаженном Филогонии, архиепископе антиохийском, Цамблак, похваляя неизвестного места слушателей своих за их тёплое усердие к церкви, говорит: «яко и вестници блази будем пославшему нас отцу и учителю вселенскому вашей добродетели» (слово в декабрьской домакарьевской Четь-Минее МДА, лист 349 fin.). Сопоставляя эти слова Цамблака с читаемым в грамоте константинопольского патриарха Матфея от 26 Июля 1401 года, что он – патриарх посылает в Молдавию для расследования о тамошних церковных делах честнейшего в иеромонахах и отца духовного и старца своего Григория (в Acta Patriarchat. Constantinop. II, 529; о церковных делах молдавских см. наш Краткий очерк Истории Православных церквей болгарской, сербской и румынской, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Здесь, как и в России, главной военной силой было дворянское ополчение. Существовали государственные акты, подобные соответствующим русским законам, которые устанавливали, сколько воинов следует выставить с определенного количества хозяйств — «дымов» и какие наказания ожидают тех, кто не явится на службу. Однако с расширением прав и привилегий дворянства, изменением его образа жизни все эти установления перестали строго соблюдаться. Превратившись, подобно ленникам Ливонского ордена, в сельских хозяев, которым вывоз хлеба в страны Западной Европы обеспечивал сравнительно высокий уровень жизни, литовские шляхтичи старались уклониться от тяжелой и опасной военной службы, а выборные представители дворянства, в руки которых постепенно переходила власть на местах, не желали налагать наказания на своих собратьев и старались скрывать их провинности перед государством. В итоге, когда были получены известия о приготовлениях русской армии к походу, власти Великого княжества не смогли своевременно собрать ополчение. Войска Ивана IV подошли к Полоцку и беспрепятственно осадили его. Крепость не смогла выдержать обстрела мощной московской артиллерии и 15 февраля 1563 года капитулировала. План похода был хорошо продуман, и его успешное завершение стало тяжелым ударом для Великого княжества Литовского. Переход Полоцка под русскую власть ставил под русский контроль торговый путь по Западной Двине. По этому пути в Западную Европу шел хлеб, продажа которого была необходима для литовского дворянства. Условия для продолжения его борьбы за Ливонию резко ухудшились, а для русских войск открывался путь к столице Великого княжества Литовского — Вильне (современный Вильнюс). Царь имел основания надеяться, что после такого тяжелого удара Сигизмунд II будет вынужден прекратить войну и принять мир на предложенных Москвой условиях. Приехавшему в Москву в декабре 1563 года литовскому посольству дали понять, что царь готов заключить перемирие на 10 лет при условии, что Полоцк и земли в Ливонии, занятые русскими войсками, останутся под властью Ивана IV.

http://sedmitza.ru/lib/text/438932/

2 часа русского, 2 – математики, 3 часа физкультуры и 3 общеобразовательных предмета – таков набор дисциплин нам обещают оставить в средней школе бесплатными. За остальные придется платить. Все это официально называется совершенствованием – по имени принятого 23 апреля в ГосДуме в третьем чтении закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Передо мной лежит французский Атлас «Monde diplomatique» за 2009 год с дополнительной главой о России. По форме – справочник по странам мира, по сути – краткий курс западной геополитики, рассказывающий, где и в чем слабы страны третьего мира, где еще остались ресурсы, куда направить стопы для лучшей жизни. Так вот, в главе о России, суть которой вполне справедливо сводится к тому, что территория огромная, ресурсов море, но люди – коррумпированные алкоголики, спокойно относящиеся к скорому развалу страны, – есть только одно недоумение авторов. Все в этой стране кошмарно – денег нет, не рожают, спиваются, но почему-то «по охвату начальным, средним и даже высшим образованием Россия не уступает и даже опережает многие развитые страны – уровень грамотности близок к 100%, доля студентов вузов одна из самых высоких в мире». Иными словами, последнее, что у нас еще как-то работало – образование, портит общую картину пригодной для распила страны. Так и займемся им. Во всех обсуждениях нового закона повторяется одна грубая ошибка. Утверждается, что «образование и здравоохранение станут платными». Простите, но российские образование и медицина бесплатными не являются. Они оплачиваются из бюджета, куда каждый работающий гражданин РФ ежемесячно платит налоги. То есть мы оплачиваем себе и другим через бюджет лечение и образование, не всегда пользуясь этим сами. Кто-то платит 1000, кто-то 10000, кто-то больше. Когда нужен врач – все равно идем в платный центр или на платную консультацию в НИИ, потому что проще заплатить 1500, чем несколько месяцев добиваться бесплатного, простите, бюджетного, направления. Говорят, что отличные медицина и образование по России вполне могут быть бесплатными. Так пусть мы переплачиваем, главное, что в районке очередь из бабушек и дедушек, которых лечат за наши налоги, к которым неплохо относятся. Только не бесплатно их лечат. Из бюджета.

http://pravoslavie.ru/38248.html

На повестке дня сегодня новые угрозы безопасности семьи и детства. Это законопроект «О культуре в РФ», фактически уничтожающий тысячелетнюю русскую культуру и традиционные для России духовно-нравственные ценности; проект федерального закона «О государственных гарантиях равноправия женщин и мужчин (о государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации)», направленный на легализацию однополых связей и прав извращенцев. Большую тревогу родителей вызывают проекты федеральных законов «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», вводящие в России систему ювенальной юстиции западного образца. Что нас ожидает в будущем, если такие законы будут приняты и заработают? Ведь уже сейчас родительские комитеты в десятках городов нашей страны вживую сталкиваются со случаями отбирания детей по бедности, долгам по ЖКХ, безработице и т.д. А значит нужно объединяться и самим защищать наших детей, наши семьи и нашу Россию. О тех проблемах, которые поднимают сегодня родители в различных регионах нашей страны, нельзя молчать. Ассоциация родительских комитетов и сообществ России (АРКС), используя современные возможности онлайн-общения через Интернет, проводит семинары и общественные слушания, на которых родительские комитеты совместно решают вопросы защиты семей от современных угроз, пути развития родительского движения, перенимают опыт работы наиболее успешных родительских комитетов и т.д. Наша Ассоциация создана и живёт инициативой простых людей. На сегодняшний день это организованная родительская сила, которая ведёт активную работу по защите традиционных семейных ценностей. Мы пытаемся утвердить те взгляды, которые разделяет любой родитель, с заботой относящийся к своим детям и желающий жить в безопасном и справедливом мире.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/04/06/ka...

«ЕГЭнизация всей страны!» Удалось ли решить основные задачи ЕГЭ - доступность высшего образования и борьба с коррупцией в этой сфере, и есть ли смысл продолжать внедрение ЕГЭ, когда многие страны уже отказались от подобного тестирования? Бесплатное образование, или Апогей абсурда Передо мной лежит французский Атлас «Monde diplomatique» за 2009 год с дополнительной главой о России. По форме – справочник по странам мира, по сути – краткий курс западной геополитики, рассказывающий, где и в чем слабы страны третьего мира, где еще остались ресурсы, куда направить стопы для лучше жизни. Бесплатно только в лепрозории? 23 апреля в думе с крейсерской скоростью прошел третье чтение закон под скромным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Суть закона - переход к платным образованию и здравоохранению. Гуманитарное образование в России. Об Интернете, Болонской системе и человеколюбии В нашей стране высшее образование стало практически обязательным. Система среднего профессионального образования рухнула, поэтому считается, что практически каждый должен поступить в какой-нибудь вуз. Гуманитарное образование в России. Основная проблема современного студента — неприученность думать Почему падает интерес к книге? Можно ли это изменить? Есть ли смысл в преподавании религиозной культуры в школе? Как учатся студенты, поступившие по ЕГЭ? Как изменились студенты сегодня? Каким будет прием в МГУ в 2010 г? – ответы гостя портала «Правмир» Анны Валерьевны Архангельской Прием 2009: итоги, проблемы, перспективы Казалось бы, что проще: посчитали (да и то не сами, а компьютер), рекомендовали – получили оригиналы – зачислили – посчитали, сколько мест осталось – снова рекомендовали. На самом деле, все оказалось куда сложнее и гораздо менее предсказуемо. Заваленный ЕГЭ Вчера вузы вывесили первые списки абитуриентов - кандидатов на зачисление. Приемные комиссии стонут: им приходится отыскивать будущих студентов из десятков тысяч абитуриентов.

http://pravmir.ru/tag/ege/page/39/

—122— тельств католичества и унии и как первого воссоединителя униатов. В первой главе второй части (443–607), содержащей обзор проповеднических трудов Георгия Конисского , после изложения взгляда проповедника на значение и задачи проповедничества и общей характеристики этой стороны его деятельности, предложено автором обозрение различных видов поучений преосв. Георгия: слов догматических, нравоучительных, исторических и речей. В конце главы указаны внешние отличия проповедей преосв. Георгия: их построение, слог и язык. Во второй главе (607–660) предложен довольно подробный – со стороны содержания и формы – разбор трагикомедии Георгия: „Воскресение мёртвых“ и „интерлюдии“ к ней, и краткое обозрение стихотворений и исторических трудов Георгия. В кратком заключении автор, не придавая особенно важного значения литературным трудам преосв. Георгия, выставляет церковно-административную его деятельность как „самую плодотворную и незабвенную заслугу славного святителя земли западно-русской“ (стр. 660). Как видно из представленного обзора содержания, автор широко и всесторонне обнял свой предмет. Автору, правда, остались недоступными первоисточники по данному вопросу: различного рода акты, указы, доношения, письма, лекции по философии и богословию и т. п. бумаги, хранящиеся – в рукописях – в архиве Св. Синода, Министерстве Иностранных дел, Киевской дух. академии, Могилевской консистории и в других местах; при составлении своего очерка о жизни и деятельности преосв. Георгия Конисского автор должен был ограничиться только печатными документами и трудами по данному предмету, но что было доступно автору, изучено им основательно. Библиография вопроса – в введении – отличается обстоятельностью и полнотой. Взгляд автора на деятельность и заслуги преосв. Георгия правильный и проникнут любовью и уважением к великой личности святителя. Направление груда, – строго-православное. Изложение, за исключением некоторых мест, отличается ясностью и точностью. К сожалению, переписчиками нередко допущены грамматиче-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Постепенно в руках у историка стал накапливаться обширный архивный материал. Зачастую он выходил за хронологические рамки исследования и поэтому не вся масса документов могла быть целиком включена в сочинение. Между тем возникало желание ввести собранные исторические материалы в научный оборот. С этой целью С.Г. Рункевич обратился в редакцию «Минских Епархиальных Ведомостей» с предложением начать в них публикацию документов, касающихся истории Минской архиепископии, причем материалы брался предоставлять бесплатно, без всякого гонорара 107 . Тогдашний редактор «Ведомостей», инспектор Минской духовной семинарии А.И. Черницын 108 , охотно откликнулся на предложение С.Г. Рункевича . С декабря 1891 года в «Минских Епархиальных Ведомостях» началось печатание присылаемых С.Г. Рункевичем документов под общим заглавием «Материалы для истории Минской епархии». В предисловии к публикации молодой историк писал: «Тринадцатого апреля 1893 года исполнится только столетие со дня учреждения Минской епархии, а между тем и за этот, сравнительно недолгий, период своего существования Минская епархия представляет такое богатство исторической жизни, что в этом отношении едва ли может сравниться с нею какая-либо другая из российских епархий, кроме разве Киевской. Довольно сказать, что Минская епархия успела выделить из себя такие три громадные епархии, как Волынская, Подольская и Литовская; кроме того, ее части отошли к епархиям: Киевской, Екатеринославской, Подольской и др. Таким образом, история Минской епархии тесно связана с церковной историей всего западнорусского края. Между тем, для истории Минской епархии, собственно в ее нынешних пределах, сделано очень мало, а это в то время, когда для отошедших от нее окраин сделано довольно значительно. В Вильне, том за томом, выходят в свет «Акты Виленской Археографической Комиссии» и «Археографический Сборник»; в Киеве – «Архив юго-западной России»; в Витебске – «Витебская Старина»: во всех этих исторических сборниках местной церковной истории отведено видное место. Кроме того, на страницах киевских, литовских, волынских и других епархиальных ведомостей то и дело появляются различные исторические документы – то в целом виде, то в большей или меньшей обработке. Только в Минске местной истории как-то несчастливилось. После издания в 1848 году «Собрания древних грамот и актов городов в Минской губернии» в Минске не было обнародовано в печати из исторических документов почти ничего, так что в чужеместных изданиях можно найти гораздо более материалов для минской истории, нежели в изданиях минских» 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Закрывая глаза на террористическую деятельность своих украинских подопечных, Белый дом не забыл обвинить Москву в том, что она якобы использует продовольствие в качестве оружия. «Решение России возобновить эффективную блокаду украинских портов и не допустить это зерно на рынки нанесёт ущерб людям во всём мире, — заявил всё тот же Кирби на брифинге в Белом доме. — Россия будет нести полную и исключительную ответственность за последствия этого военного акта агрессии». Официальная стратегия администрации Байдена проста: Россия виновата в любом случае, потому что она агрессор, Украина может делать всё, что хочет, потому что она жертва. Справедливости ради стоит заметить, что американские СМИ всё же не так радуются атаке на Крымский мост, как британские. «Атака морских беспилотников Украины на Крымский мост свидетельствует о смене стратегии, — торжествует известный русофоб Роланд Олифант на страницах The Telegraph. — Керченский автодорожный мост был атакован надводными беспилотниками, сочетающими в себе современные навигационные технологии с морским спортивным снаряжением и старым добрым способом изготовления бомб». С точки зрения британского журналиста, «Керченский мост является законным военным объектом. В тотальной войне за национальное выживание неизбежен некоторый побочный ущерб. И эти смерти — ничто по сравнению с хорошо задокументированными и явно преднамеренными злодеяниями, совершёнными Россией в ходе войны». Тут стоит вспомнить, что на заседании Совета Безопасности ООН первый заместитель постпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский сообщил, что Россия проверяет причастность к подрыву Крымского моста западных, в частности британских, спецслужб. И тут британские власти забеспокоились. «Москва может совершить диверсионные акты против критически важной инфраструктуры страны (Великобритании)», — тревожится эксперт Майк Сайдвелл на страницах лондонской Daily Express. Он предполагает, что в порядке ответки за Крымский мост Путин может приказать атаковать британские подводные кабели и трубопроводы. На воре и шапка горит?

http://radonezh.ru/2023/07/19/kirill-ben...

было объявлено о разрыве «вечного докончанья», но вскоре неудача под Ригой и тяжелое состояние Русского государства заставили царя отказаться от завоевания Ливонии и выхода к Балтике. Среди большинства русского боярства война со Швецией не встречала одобрения и понимания, т.к. основная линия внешней политики направлялась против Польши на воссоединение Украины и Белоруссии. Возлагая ответственность за неудачную войну со Швецией на Патриарха Никона, близкие к Царю Мстиславский, Стрешнев, Одоевский, Трубецкой, Салтыков и др. бояре и приказная бюрократия начали сводить с ним счеты за прошлое, будучи недовольны его не только близостью к Царю, но и тем, что Никон обвинял боярина Н.И. Трубецкого в игнорировании норм церковного права при составлении Уложения, требовал строгого соблюдения церковного устава не только от духовенства, но и от светских властей, что брал жалованные и скупал свободные земли, что в борьбе с недоброжелателями использовал церковные проклятия, прещения; не заботился о поддержке со стороны епископата, нередко даже обостряя отношения с ними и т.д. Все это стимулировало и готовило разрыв в некогда теплых дружеских и близких деловых взаимоотношениях, а старания Газского митрополита Паисия (сыграл неоценимую для светской власти роль в обосновании идей цезарепапизма, отвечавших интересам русского самодержавия) завершили разрыв отношений Царя и Патриарха, привели к осуждению, низложению и ссылке последнего (см.: Зызыкин М.В. Патриарх Никон… Т. 3. С. 25–117; о взглядах Паисия – ч. 1. С. 207–224; ч. 2. С. 46–77; Кошелева О.Е. Боярство и дело Никона//Проблемы истории СССР: Вып. 12. М., 1982. С. 16–33; Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1878. Т. 10. 2, 3. Ст. 6, 22; 4. Ст. 2. С. 205–252; Воссоединение Украины с Россией. Т. 3. С. 560–565; Макарий, митр. ИРЦ. М, 1996. Кн. 7. С.58–60). 34. Взаимоотношения между Москвой и Киевом были весьма сложными и запутанными (Воссоединение Украины с Россией.

http://pravoslavie.ru/36953.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010