Пётр Андреевич Гильтебрандт (1840–1905) Пётр Андреевич Гильтебрандт Русский православный литератор и историк, археограф, палеограф и фольклорист. Биография Образование получил в Московском университете. Работал в еженедельной газете «День» И. С. Аксакова, а также — в газете «Голос» А. А. Краевского. Сотрудничал с А. А. Хованским, редактором-издателем «Филологических записок»; Гильтебрандту принадлежит идея создания «Славянского вестника». В 1866 году издал в Вильне «Сборник памятников народного творчества в Северо-Западном крае». Гильтебрандту удалось обнаружить «Туровское Евангелие», которое он и напечатал со своими объяснениями (Вильна, 1869). Там же, в 1871 году, составил опись Виленской публичной библиотеки под заглавием: «Рукописное отделение Виленской публичной библиотеки. Вып. I. Церковнославянские рукописи. Вып. II. Русские пергаменты». Вместе с Н. И. Костомаровым редактировал «Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западнорусский край, снаряжённой Императорским Русским Географическим обществом» (т. I, «Верования и суеверия»; т. II, «Малорусские сказки»; т. VI, «Народные юридические обычаи по решениям волостных судов», и т. VII, «Поляки. Евреи. Племена немалорусского происхождения. Малоруссы. Статистика, сельский быт и язык»). В 1870 г. Гильтебрандт написал биографию белорусского повстанца В. М. Вощило. В «Известиях ИРГО» за 1878 год Гильтебрандт поместил статьи «Руды Волынской губернии», «Село Баглачёво, его происхождение и обычаи», «Материалы для истории географической науки», «О происхождении некоторых урочищных имён» и другие статьи. В издаваемой Археографической комиссией «Русской Исторической Библиотеке» напечатал три книги «Памятников полемической литературы в Западной Руси» — ценный вклад в литературу истории русской церкви и в русской палеографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Giltebran...

Память священномученику Иоанну совершается в день его мученической кончины, 31 октября, и в воскресенье после 25 января – в день Собора новомучеников и исповедников Российских. 595 Пролог 21 мая: «бяше от италийския страны, от Амория, рода княжеска, мав- нукскаго града». Но а) Мавнуком крымским до 1475 г. владели готфы (Казанский С.П. Село Новоспасское, Деденево тож, и родословная Головиных, владельцев оного. М., 1847); б) Морея- не часть Италии, а Мавнука не было ни в Морее, ни в Италии. Остается признать за верное только то, что Константин родился в Морее от благородной фамилии; а вероятным надобно сочесть, что он был славянин, так как в Морее жили тогда большею частию славяне. 597 По полному житию Паисия блаж. Константин был в Паисиевой обители при заложении каменного Покровского храма в 1479 г. и при освящении его в 1482 г. и притом был в сношениях с угличским князем Андреем. 599 Геннадий в письме к Иоасафу: «дошло до моего слуха, что вел. князь посылал за тобою не раз и ты не поехал… Если Бог положит на сердце государя послать за тобою, не отказывайся, ступай к нему; ты можешь показать твердость в своем деле, как тебе угодно – только бы спросил тебя государь» (Руский времянник. Ч. 2). 602 По прологу, Кассиан крестил у кн. Андрея сына Димитрия; но Димитрий родился в 1477 г. и следовательно Кассиан воспринимал его от купели еще тогда, как был в мире. 605 Прп. Кассиан преставился 2 окт. 7072 (1553 г.) ( Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. IV), по ркп. святцам – 2 октября 7076 (1567 г.). Но то и другое показание неверно. Если Константин в 1472 г. прибыл в Москву, будучи 30 лет, и тогда в 1520 г. ему было 68 лет, а в 1562 г. было бы 120 лет, между тем ни в Прологе, ни в других памятниках нет и намека на такую необыкновенную старость его; напротив, по видению он был не старее 65 лет. Жалованная грамота от 1 июня 1552 г. Учемскому Богородичному монастырю дана была при игумене Пахомии (Акты, собранные Археографическою экспедициею. Т. 1. 171) и следовательно она решает, что прп. Кассиан скончался прежде 1520 г. В Словаре святых годом кончины его поставлен1504 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В-ства, в)      родословная кн. Императорского Дома г)      папка «род Романовых». При приемке Правительственной Комиссии от Археографической Комиссии присутствовал Б. Д. Греков», (следует автограф Вр. И.о. Ученого секретаря Археогр[афически]ой Комиссии – Б. Грекова). Далее синими чернилами запись: «По поручению Правительственной Комиссии для сдачи ей перечисленных в настоящем акте документов принял. Зав. I. Отд. Биб. АН Вл. Викторов. 23.XI. 29 г. Ленинград» (Л. 169). Из перечня сохранившихся документов следует, что спустя несколько месяцев после активных, почти каждодневных изъятий архивных материалов из шкафов и столов сотрудников Археографической комиссии Правительственной комиссией в ноябре месяце, снова тщательно просматриваются бумаги. Так, от 10.IV.–30 под 540 в архивном деле содержится копия текста докладной записки Томсинского Управляющему делами АН: «Препровождаю Вам обнаруженные при разборке архива Сиверса в Археографической] К[омиссии] кредитные билеты царского времени и расписку нашедшего их В. С. Миролюбова» (л. 174). нал. 175 уже текст «подписки» (так!) В.С. Миролюбова, в которой указаны «русские государственные кредитные билеты царского времени». Это были три пятидесятирублевых билета, восемь сторублевых и два пятисотрублевых. К сожалению, место нахождения и хранения всех изъятых материалов нам пока установить не удалось. Возможно, что часть материалов теперь хранится в фондах БАН или в фондах Центрального государственного исторического Архива, или где-то в других архивохранилищах 113 . Следует отметить, что обращение к текстам этих документов поражает, с одной стороны, своим формальным и даже отстраненным отношением членов Правительственной комиссии, выполнявшим «важное задание», по выявлению и изъятию документов, а с другой стороны, поведением членов Археографической Комиссии, их достоинством и благородством. Например, эпизод со шкафом А.С. Лаппо-Данилевского, почти через две недели после начала изъятий 2 ноября 1929 г. Судя по всему, уже были отстранены от работы ведущие сотрудники Археографической комиссии С.Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Е.К. Пиотровская. Из архивных материалов о закрытии археографической комиссии (Постоянной историко-археографической комиссии Академии Наук) Роль Василия Григорьевича Дружинина (1859–1936) в истории культуры, сохранения и изучения древностей России, старообрядческого наследия, как теперь становится ясно, изучена недостаточно полно. Она нуждается в тщательном осмыслении, публикации дошедших документов, связанных с жизнью ученого, его окружением (особенно судьбой Археографической комиссии Академии наук) и многими разнообразными направлениями искусствоведческой, историко-филологической науки и истории общества нашего государства в XX в. 102 В дополнение к уже изложенному в статьях Е.М. Юхименко и Т.Г. Смирновой в данном сборнике, хотелось бы привести некоторые факты, которые следовало бы также ввести в хронологический контекст жизни ученого и академической среды конца 20 нач. 30-х гг. XX в. Наше внимание привлекло одно из дел СПб Архива РАН: Ф.ІЗЗ.Оп.1, 11001 а «По поступлению и изъятию рукописных материалов» (началось 17 января 1928 г. Окончилось 1930 г.). В деле 177 лл. (на листах дела сохранились следы предшествующей перечеркнутой пагинации, выполненной красным карандашом. По-видимому, дело могло быть переформатировано?). В нем много актов и их копий, расписок, перечней отдельных документов и даже личных вещей, которые находились в шкафах и письменных столах членов Археографической комиссии и были обнаружены членами Правительственной комиссии, возглавляемой Ю.П. Фигатнером (1889–1937), который тогда являлся членом коллегии Наркомата рабоче-крестьянской инспекции и членом Президиума Центральной контрольной комиссии ВКП(б). Напомним, что с 1 июля 1929 г. в Ленинграде началась т. н. чистка государственного аппарата. Академия наук оказалась в эпицентре идеологической бури взаимоотношений государства, партии, науки. Именно к этому времени восходит начало сфабрикованного в дальнейшем ОГПУ «Академического дела» (контрреволюционного заговора или «Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России») 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Соц[иал] – демократическая картина будущего в Германии. в)      Танков А.А. Историческая Летопись Курского дворянства. Т. I. 3) Опись Инвентарная библиотеки А.А. Сиверса. 4) Коробка с золотыми часами и цепочкой 388482 фирмы Буре с изображением двуглавого орла и запиской «из кабинета Его Императорского] В[елич]ества студенту Андрееву». 5) Денежные] знаки времени Керенского 6) Два «масонских знака». Следуют и подписи представителей Правительственной Комиссии и представителей Археографической комиссии. На листе 162 находится машинописная копия на бланке Академии Наук СССР. Это текст выписки из Протокола Заседания Президиума от 14 ноября 1929 § 38: «И.О. Непременного секретаря А[кадемии] Н[аук] – Археографическую К[омиссию]. Доложена просьба А[рхеографичской] К[омиссии] об организации работ по обследованию архивного материала Археографической] К[омиссии]. Положено: просить и.о. [Непременного [Секретаря снестись по этому вопросу с товарищем] Фигатнером». Подпись И.О. непременного секретаря академика В. Комарова (вход 710 от 17.ХІ-1929 г.). Интересна карандашная пометка внизу в правом углу: «22ХІ бумаги взяты И. С. Чаевым». В левом углу наискось резолюция чернилами И.О. Председателя акад[емика] П.Сакулина: «Приложить к копиям писцовых книг» (л. 163). Через несколько дней 28ХІ-1929г. под в архивном деле помещен рукописный (пенильный карандаш) документ: «Акт о передаче архивных материалов из Археографической Комиссии Правительственной Комиссии. 23 ноября 1929 г. Правительственная Комиссия в присутствии т. Фигатнера приняла из Археографической комиссии архивные материалы, не подлежащие хранению в названной комиссии: 1. Бумаги Яцкевича (по Инвентарю Комиссии 16(84). 2. Из библиотеки Сиверса: а) дневник неизвестного лица, по некоторым признакам принадлежавшего к кружку лиц, близких к Распутину; б) бумаги по церемон [иальной] должности, (три переплетенные] книги); в) liste du corps diplomatique (одна переплетенная] книга). 3. Из бумаг Татищева: а)      Расходная кн[ига] кн. Голицына 1914–1917 гг.; б)      две книги по складу Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Упоминание имени академика А.С. Лаппо-Данилевского (1863–1919), которого ко времени работы Правительственной комиссии уже десять лет (!) как не было в живых 107 и его шкафа с архивными материалами, в которых находились не только бумаги государственного значения, но и материалы дневникового характера, члена-корреспондента АН СССР Е.Ф. Шмурло (1854–1934), исключенного из членов Академии Наук СССР на Общем собрании Академии наук 15 декабря 1928г. «ввиду утраты, связи с АН СССР», вызывает некоторые недоумения 108 . Известно, что в трудные годы первой мировой войны и последовавших дальнейших трагических событий февраля-октября 1917 г., гражданской войны, многие ученые, оставляли свои архивные бумаги в главных гуманитарных хранилищах Санкт-Петербурга (Археографической комиссии, Пушкинского Дома, Библиотеки АН и др.). Тем более, что архивные реорганизации, которые начались после революционных событий, находились «в постоянном движении». Может быть, и материалы Е.Ф. Шмурло попали к А.С. Лаппо-Данилевскому еще при его жизни, ведь они были дружны начиная с XIX в. и особенно в свои молодые годы. В этом окружении были и С.Ф. Платонов, и В.Г. Дружинин 109 . Возможно и после смерти А.С. Лаппо-Данилевского материалы Е.Ф. Шмурло для лучшей сохранности (ведь они – то имели инвентари) находились в шкафу А.С. Лаппо-Данилевского (Е.Ф. Шмурло уехал в Прагу в 20-е гг. XX в., после смерти А.С. Лаппо-Данилевского). В тексте Акта говорится, что от правительственной Комиссии были Б.З. Шумяцкий и С.В. Юшков, а от Археографической комиссии АН СССР уже временно исполняющий обязанности Ученого секретаря комиссии Б.Д. Греков и научный сотрудник Н.С. Чаев 110 . Все эти подписи стоят и в конце Акта. Таким образом, начиная с 15 ноября 1929 года имени С.Ф. Платонова уже в документах не будет, а имя В.Г. Дружинина отсутствовало несколько раньше. Еще один Акт с этой же датой, но под другим 707 Археографической комиссии, в котором просто перечислены материалы, хотя и обязательная формула присутствующих, тех же самых, что в предыдущем Акте, соблюдена.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Послереволюционные годы были трудными в жизни ученого и Археографической комиссии не только как период нереализованных научных планов. Революцию В.Г. Дружинин не принял, да и не мог принять в силу своих монархических убеждений. Октябрьские события 1917 г. лишили его всех сбережений и доходов от Уральских заводов 94 . В новых политических условиях необходимо было решить судьбу коллекций. Ученые Археографической комиссии после революции работали даже в труднейших условиях гражданской войны – продолжали готовить издания и два раза в месяц собирались на заседания. «В 1918–1919 гг., когда не было ни угля, ни дров для отопления здания Археографической комиссии, – вспоминал В.Г. Дружинин , – присутствия Комиссии, ее канцелярия и зал заседаний были перенесены в мою квартиру». Здесь же проходили вечерние занятия слушателей архивных курсов, для которых Дружинин читал курс палеографии старообрядческих рукописей 95 . В эти голодные и холодные годы Комиссия и вся отечественная наука понесла тяжелые утраты – в 1918 г. скончался С.Д. Шереметев, в 1919 г. – А.С. Лаппо-Данилевский, в 1920 г. – А.А. Шахматов, Б.А Тураев. Трагические потери, тяжелые условия жизни были сопряжены с очень сложной общественно-политической ситуацией. Историческая наука была призвана создать новые социальные теории и с этой целью – новую документальную базу. В контексте этих задач и исследования, и публикации источников по истории древней и средневековой России были объявлены неактуальными. Дореволюционные историко-археографические учреждения и научные общества, включавшие в сферу своей деятельности археографическую работу, не получая финансовой поддержки со стороны государства, постепенно прекращали свою деятельность. В 1920 г. не получила финансирования от Госиздательства и Археографическая комиссия. С целью выяснения причин в Москву были командированы А.С. Николаев и В.Г. Дружинин . Дружинин добился личной встречи с М. Н. Покровским , который объяснял сложившуюся ситуацию недоразумением, заключавшимся в том, что Археографическая комиссия была принята за Археологическую комиссию, которая в 1919 г. была преобразована в Российскую Академию истории материальной культуры. Но все-таки М. Н. Покровский собрал заседание Коллегии Главархива, где высказал мнение о целесообразности подчинения Комиссии Главархиву с целью переключения ее работы на издание источников нового и новейшего времени. В.Г. Дружинин сумел убедить участников заседания оставить Комиссию в составе Наркомпроса и сохранить традиционные направления ее деятельности. В резолюции отмечалось, что к этому вопросу следовало вернуться с наступлением более благоприятных условий в стране 96 . Тем не менее, усилиями В.Г. Дружинина время было выиграно, и с 1 января 1922 г. Археографическая комиссия вошла в состав учреждений Академии наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

По-видимому, «история» с этими архивными материалами отражает сложившуюся ситуацию октября 1929 г., когда в результате работы Правительственной комиссии были уволены сотни штатных и сверхштатных сотрудников БАН, Пушкинского Дома, Археографической комиссии, но и были «обнаружены» архивные материалы, имеющие особую ценность для исторических и политических событий государства (в том числе подлинные документы об отречении императора Николая II и его брата вел. князя Михаила, документы разных политических партий др.). Отдельные документы хранились не только в БАН, но и в Пушкинском Доме, и в Археографической комиссии. При этом хранение этих документов в прежние годы было официально обосновано разного рода постановлениями 104 . Как теперь стало известно после публикации архивных материалов из государственных ведомств и сохранившейся мемуарной традиции, главный виновник «сокрытия» документов был академик С.Ф. Платонов (после смерти С.Д. Шереметьева он был избран Председателем Археографической комиссии, с августа 1925 г. до марта 1929г. был директором Пушкинского Дома, с 1925 г. по 1928 – директор Библиотеки АН СССР) 105 . В одном из документов прямо указывалось на традиционные коллекционерские приоритеты С.Ф. Платонова в деле хранения письменного наследия и невнимание к другим вновь образованным государственным структурам, в частности к Центрархиву 106 . В.Г. Дружинин был зам. председателя Археографической комиссии и другом С.Ф. Платонова. Их трагедия, их боль за культурное наследие страны была общей, а не – обоснованные обвинения комиссии Фигатнера только еще более убеждали их и их коллег-гуманитариев в правоте отстаивания своих воззрений, идеалов, этики поведения, человеческого благородства. Многим из них было под семьдесят лет, они пережили неимоверные лишения, потерю близких, друзей. Приведем факты из нескольких документов от 2ХІ-1929 г.; 15ХІ-1929 г.; 16ХІ-1929 г.; 17ХІ-1929; 22ХІ-1929; 28ХІ-1929 г.; 10 І-30 г. Начнем с Акта от 2 XI-1929, в котором записано, что «....Председатель специальной Правительственной комиссии по Академии Наук изъял из Архива Археографической комиссии три вязки документов – доклады верховной военной власти с 1902 – по 1917 г. и центрального военного аппарата, записанные в инвентаре за 1922 г. под 2 (21 – «Разные бумаги исторического содержания»), поступившие от Непременного секретаря] АН СССР, и одну папку с надписью: Студенческое движение. Означенные папки взяты из шкафа, опечатанного в присутствии Ученого секретаря Археографической Комиссии. Андреева. Печать была вскрыта т. Шауро в присутствии Зам. Председателя Археографической комиссии В.Г. Дружинина ». Акт был подписан В. Шауро, Викторовым, Фигатнером, В. Дружининым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Летопись по Лаврентьевскому списку. Издание третье Археографической Комиссии. Спб. 1897. Содержание Великие Минеи Четии, собранный всероссийским митрополитом Макарием Ноябрь, дни 1–12. Издание Археографической Комиссии Спб. 1897 Житие святого Стефана, епископа Пермского, написанное Епифанием Премудрым. Издание Археографической Комиссии. Спб. 1897 Хождение священноинока Варсонофия ко святому граду Иерусалиму в 1456 и 1461–62 годах. Православный Палестинский Сборник Выпуск 45. Москва 1896 Хождение архимандрита Агрефенья, обители Пресвятыя Богородица. Православный Палестинский Сборник. Выпуск 48. 1896 Беседы преп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. АпокриФический памятник XVI века. Текст его с введением В.Г. Дружинина и М.А. Дьяконова. Летопись занятий Археографической Комиссии. Выпуск X. Спб. 1895. Н. Никольский. Материалы для истории древней русской духовной письменности. Известия Отд. русск. яз. и слов. Имп. Ак. Наук. 1807. Том II, кн. I-aя. Житие преп. Паисия Галичского по списку первой половины XVIII века. Православный Собеседник, 1898. Июль-август Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Издание журнала «Странник» под редакцией проф. А.И. Пономарева     Настоящее издание летописи есть буквальная перепечатка второго (Спб. 1872), – страница в страницу. Но к прежнему тексту летописи по списку Лаврентия и по списку Московской Духовной Академии в новом издании добавлены два приложения. В первом помещено начало издания Лаврентьевской летописи, предпринятого Обществом Истории и Древностей еще в 1804 году и далеко не законченного. Издание обрывалось на 907 году и почти все погибло в Московском пожаре 1812 года. Издатели пользовались харатейным списком летописи XIV–XV в., принадлежавшем Троицкой Лавре, который также сгорел в 12 году. В издании указаны все особенности и отличия утраченного списка и в этом заключается научное значение первого приложения. Во втором приложении помещены начальные строки из поучения Владимира Мономаха по списку XVIII века. Оно очень важно для литературной истории этого драгоценного памятника нашей древней письменности. Поучение попало в летопись со стороны, неизвестно откуда, и стоит здесь не на месте: оно помещено под 1096 г., между тем описывает события более поздние. Теперь же видно, что оно читалось в древности не в одной редакции. Отрывок поучения Мономаха, напечатанный во втором приложении, представляет начало редакции, отличной от летописной. В Лаврентьевском списке в начале поучения не хватает 4½ строк, затертых или пропущенных в том оригинале, с которого оно переписывалось в летопись. В новом списке эти строки читаются. И в полном виде начало поучения Мономаха получает несколько другой смысл, чем какой придавали ему наши историки. Любопытно также отметить, что христианское имя князя Владимира Мономаха в новом тексте поучения не Василий (как у Лаврентия), а Феодор, что согласно с Татищевым, который вероятно пользовался подобной же редакцией памятника. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

«Псалтирь с Часословцем» первопечатника Ивана Федорова из библиотеки Новосибирской духовной семинарии включена в реестр Национальной электронной библиотеки 23 апреля 2024 г. 15:31 Уникальный книжный памятник «Псалтирь с Часословцем» первопечатника диакона Ивана Федорова, изданный в 1570 году в городе Заблудове и хранящийся в фонде библиотеки Новосибирской духовной семинарии, успешно прошел официальную экспертизу научного совета Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН и был зарегистрирован в реестре книжных памятников Национальной электронной библиотеки (НЭБ). «Псалтирь с Часословцем» — вторая книга после Евангелия учительного, напечатанного в Заблудове в 1569 году, которую Иван Федоров выпустил после отъезда из Московского государства в Великое княжество Литовское. Книга была обнаружена в книгохранилище во время планового археографического обследования научным сотрудником отдела редких книг и рукописей Публичной научно-технической библиотеки Российской академии наук Алексеем Юдиным. С помощью метода цифровой коррекции ученым удалось прочесть строки на одной из страниц. Выяснили, что «Псалтырь» была приобретена прежним владельцем в 1620 году в Великом Устюге. До обнаружения в библиотеке Новосибирской семинарии «Псалтири с Часословцем» было известно всего о четырех экземплярах этого издания, хранящихся в библиотеке Ламбетского дворца в Лондоне, в Национальном музее во Львове, в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге и в Научной библиотеке Саратовского государственного университета. Наиболее полный из сохранившихся экземпляров — хранящий в Лондоне. Новосибирский экземпляр — наиболее полный из находящихся в России. Регистрация в НЭБ включает в себя присвоение каждому книжному памятнику уникального идентификационного номера. Регистрационный номер, присвоенный семинарскому экземпляру заблудовской Псалтири диакона Ивана Федорова, — 78707 . Богослов.ru /Патриархия.ru Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6123091.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010