ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ СЕРГИЯ ГАЛИШЕВА (28.09.1965–31.10.2020) Священник Сергий Анатольевич Галишев родился 28 сентября 1965 г. в г. Екатеринбурге (в то время Свердловск) в семье инженера Анатолия Александровича и врача Маргариты Владимировны Галишевых. Детство и юность отца Сергия прошли в г. Ирбите Свердловской области, где в 1982 г. он окончил среднюю школу, с 1982 по 1983 г. трудился слесарем на Ирбитском мотоциклетном заводе. В 1983 г. Сергей поступил на исторический факультет Уральского государственного университета. Глубокое увлечение историей, зародившееся еще в школьные годы, в университете переросло в серьезные занятия наукой. Научное становление будущего священнослужителя было связано с Уральской археографической экспедицией и Лабораторией археографических исследований Уральского государственного университета (1) Здесь, под руководством А. Т. Шашкова (2), С. А. Галишев получил навык работы с рукописной и старопечатной книгой, занялся различными вопросами истории книжной культуры. Большой интерес он проявлял и к исторической генеалогии. В 1986 г. С. А. Галишев переводится с дневного отделения исторического факультета на заочное и начинает работать в Лаборатории археографических исследований в качестве лаборанта. С 1988 г., по окончании исторического факультета УрГУ, продолжает работу в ЛАИ уже в качестве научного сотрудника. В 1990 г. начинается его служение Церкви. 4 марта 1990 г., в Неделю 1-ю Великого поста, за Божественной литургией в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе г. Свердловска, Сергий Галишев был рукоположен архиепископом Свердловским и Курганским Мелхиседеком (Лебедевым) в сан диакона. С 12 марта того же года отец Сергий был определен к служению в храме Всемилостивого Спаса в поселке Елизавет г. Свердловска. 1 сентября 1991 г., за Божественной литургией в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе г. Екатеринбурга диакон Сергий Галишев был рукоположен во иерея Высокопреосвященнейшим Мелхиседеком (Лебедевым), архиепископом Свердловским и Курганским, и назначен настоятелем в храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в с. Шурала Невьянского городского округа. Почти 30 лет, с небольшими перерывами (ноябрь 1994 — март 1997; 2018–2020), были отданы отцом Сергием этому храму.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/08/...

Аще же кто обличен будет, яко некое правило из вышесказанных покусился изменить, или превратить: таковой будет повинен против того правила понести епитимью, каковую оно определяет и через оное врачуем будет от того, в чём преткнулся». VI вселенского Собора правило 2. См. также VII вселенского Собора прав. 1 и Карфагенского Собора правило 2. 718 См. Собрание государственных грамот – Румянц. т. III, стр. 196. Другие подобные исповедания можно видеть в Акт. Археографической Экспедиции, например, т. 1, стр. 161, и в Акт. Археографической Комиссии. 719 Acta et scripta Theolog. Wirtemberg. et Patriarch. Jerem.. p. 57, Wirtemb, 1584, в Хр. Чт. 1844, IV. 720 Царск, и Патриар. грамоты о учреж. св. Синода, с излож. Правосл Исповед, стр. 18–19. СПб. 1838. 725 Название кафолической и апостольской Церковь наша усвояет себе, например, в самом оглавлении своего Православного Исповедания..., а единой, святой, соборной и апостольской называет себя в оглавлениях Чинов, како приимати возраст имущих от жидов и от сарацын и проч. 726 Веру, как в учении, так и в исповедании, старайся иметь и содержать только ту, которая ныне преподаётся тебе Церковью, заповедует св. Кирилл Иерусалимский (Оглас. поуч. V, п. 12, стр. 94, по Русскому переводу). Сн. примеч. 642. 645 и др. 728 Contra Epist. Manichaei с. V; cfr. Contra Faust. X, 5. Или вот слова св. Кирилла Иерусалимского : «Рачительно испытай от Церкви, какие книги Ветхого Завета и какие Нового... Теми одними занимайся, которые мы безопасно читаем и в Церкви. Гораздо разумнее тебя были Апостолы и древние епископы, предстоятели Церкви, они предали сии книги. А ты, будучи сыном Церкви, не изменяй законов её» (Огласительное поучение IV, п. 53. 35, стр. 80–81). 731 Чин присоединения иноверцев л. 71 на обороте, изд. 1757. Достойны при этом замечания слова Викентия Лиринского : Multum necesse est propter tantos tam varii erroris antractus, ut propheticae et apostolicae interpretationis linea secundum ecclesiastici et catholici sensus normam dirigatur. In ipsa item catholica ecclesia magnopere curandum est, ut id teneamus, quod ubique, quod ab omnibus creditum est. Hoc enim vere proprieque catholicum (Commonitor. cap. 2). Ту же мысль выражают: Тертуллиан de praescr. haeret. с. 19); Августин. de utilit. cred. с. 18, n. 36. 733 Весьма хорошо рассуждает об этом предмете, т. е. об истолковании Церковью и св. Писания и св. Предания Митрофан Критопул, бывшей Патриарх Александрийский в 17 веке, в своей книге: Confessio Catholicae et Apostolicae in Oriente Ecclesiae, cap. VII et XIV, pag. 82, 84 et 122, edit. Helmstadii.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

СПб., 1789. – Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археографической экспедицией Императорской Академии наук. Том 2 (1598–1613). СПб., 1836. – Островский Павел, протоиерей. Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора. М., 1855. – Временник Императорского Московского общества истории и древностей российских. Книга 1. М., 1849. Книга 4. М., 1849. – Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Дополнения. Том 3. СПб., 1848. 1 См. об этом в моем очерке «Костромской кремль», напечатанном в «Костромской старине», выпуск VI, 1905, 93–97 стр. 3 Древний список их имеется в Костромской городской управе, несколько поздняя копия – в костромском Богоявленском монастыре. Текст приведен в новом нашем правописании. 5 Алтарь этого храма обращен не на восток, как общепринято для православных храмов, а на север, чтобы самой южной своей стеной представить защиту для жителей кремля и охрану важнейшей части храма во время нашествия врагов. Но это необычное устройство алтаря Успенского собора к северу могло служить, как и считается, напоминанием о месте явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в северной части города Костромы на Запрудне. 6 Сооруженная, вероятно, князем Ярославом, в крещении Феодором, Всеволодовичем в честь своего ангела, Феодоровская церковь по древнему, доселе живому преданию существовала близ того места, где ныне находится построенная с 1768 по 1771 годы (в подворье упраздненного в 1764 году Симеоновского монастыря) церковь во имя Богоотец Иоакима и Анны, в которой главный придел посвящен Божией Матери в честь чудесного явления Ее иконы Феодоровской. Предание это имеет для себя подтверждение в следующем известии писцовых книг 1628–1630 годов: «На Суле у Мшанские улицы церковь стоит без пения Феодора Стратилата, древяна клецки»; со временем она за ветхостью уничтожена. 7 «Историческое описание костромского Успенского собора» священника П. Островского, 1855 год, стр. 192–193. 9 Новый город образовался из соединения нескольких посадов по окружающей смежности с Старым городом и был окружен рвами и деревянными стенами с такими же 23 башнями и 6 воротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

628 Синаксарь и служба в Сербляке (1861 г.). На картинке св. Стефан назван деспотом и изображен в деспотском одеянии. Но синаксарь не говорит, что он был деспотом (Раич. История разных славенских народов. Ч. 3; Попов Н. А. Сербы в Австрии). 630 Ркп. святцы: «святая княжна инокиня Харитина, яже в девичьем (Отен. Петровском) монастыре, бысть в л. 6000 мес. окт. в 5 д.». По поздней надписи на раке она «княжна чехиня» и вместе «из рода королей литовских» (Макарий (Миролю- бов), архимандрит. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. В 2 т. М., 1860. Т. 1 (далее – Макарий (Миролюбов) , архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде. -Ред.)): явная несообразность. 631 По ркп. святцам показано время ее 6000 л. (пр. 61), а на раке преподобной «7000 л. окт. 5 д.». 637 Ркп. житие прп. Трифона, писанное вятчанином, в б-ке Московской духовной академии и у Царского 136. Первая половина его, где вятчанин писал по слухам и рассказам, иногда легковерным, требует особенной осмотрительности и проверки. Повествователь не заметил странности, что у него Трифон в молодых летах, 20 лет и около того, то и дело творит чудеса, а Трифон старец-подвижник не совершил почти ничего чудесного. Жизнь духовная не так идет. 639 Пыскорский монастырь основался в 1558–1560 гг. ( Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. II; Дополнения к Актам историческим. Т. 2; Пермские губернские ведомости. 1857. 23, 24). Городок Орлец или Орлов на Каме построен в 1524 г. Царская грамота о его построении см. в: Дополнения к Актам историческим. Т. 1. 117. 641 Грамота о разделе имения между детьми Иртега и родственника его, Шуртега, относится к 1579 г. 643 Царская грамота от 2 июня 1580 г. (Акты, собранные Археографическою экс- педициею. Т. 1. 305). 644 Грамота патр. Иова от 4 января 1599 г. о построении Богоявленского монастыря в Слободском (Акты, собранные Археографическою экспедициею. Т. 1. 11). Здесь Трифон называется архимандритом и настоятелем Вятского монастыря. По этому видно, что Иона оставлен был блаж. Трифоном в виде казначея монастыря и что он после 1599 г. выхлопотал себе и звание настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

62   ↓ О полицейских обязанностях тиунов в позднейшее время см. Стоглава глава 69, Казанское издание стр. 326, и Акты Экспедиции т. II т. III (В Летописи занятий Археографической Комиссии, выпуск 1, отдела V-VI стр. 31 sub fin., указывается грамота Вологодского архиепископа 1629г. на тиунство одному сыну боярскому, с обозначением в ней прав и обязанностей тиуна). [См. ниже стр. 65 в „Приложениях” к этому отделу]. 63  О том, что тиун епископский есть судья – ясное свидетельство в Актах Истории т. I, стр. 164; довольно ясно также и в Стоглаве стр. 324; в Макарьевских Четь-Минеях под 31 Декабря: о еже суда церковного не обидети, ни судити без владычня тиуна. 64  Обязанности судьи требуют специального знания законов и обычаев; а поскольку административные чиновники с правом суда могли не обладать этим знанием, то при них всегда и состояли специалисты по части суда – тиуны. 67  Духовенству предоставлялось право ведать судом и татьбу с разбоем. – Акты Экспедиции т. I, 28, 36, 37, 41; Акты Исторические т. I, 15 и 58. Холопство перед Стоглавым собором (кабалы) ведалось архиереями. – Заметки для истории Стоглава в Летописях Н. С. Тихонравова, в. V, стр. 138 начало. В 1504г. великий князь освободил митрополичьих крестьян Московского и Владимирского уездов от своего суда и от своих даней, – Акты Экспедиции т. I, стр. 110. 68  Начал принимать на службу к себе больших бояр ещё митрополит Феогност: в договоре митрополита Киприана с великим князем упоминаются бояре, которые приказались при Феогносте. Св. Алексей принимал их потому, что тогда это было так у патриарха в Константинополе? См. также слова Курбского о службе у архиереев благородных мужей светлых родов, по изданию Устрялова стр. 121. 69  См. в 1 половине тома стр. 621 fin ., укоризны архиереям Ростовского священника Георгия Скрипицы. Так как превращение епархиального суда из духовного в светский могло случиться только уже после того, как исчезли у архиереев соборы пресвитеров-клирошан: то позднейшим временем превращения суда определяется до некоторой степени позднейшее время исчезновения соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

66 П.С. Смирнов. Учение о русском расколе в духовных семинариях//Христианское чтение. 1911, с.685–702. 67 «Из современных академических профессоров может быть назван „историком раскола“ лишь П. С. Смирнов , делающий попытку, как мы выше отметили, дать серьёзное направление и постановку „науке о расколе“. Он усердно работает над изучением материалов по истории старообрядчества. За сравнительно короткий срок он выпустил четыре колоссальных книги: „История русского раскола старообрядчества“, „Внутренние вопросы в расколе в XVIII веке“, „Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века“ и несколько мелких работ» (Шалаев. Преподавание «науки о расколе»// Церковь . 1911, с.645). 68 Императорская археографическая комиссия – открыта в 1834 году при департаменте народного просвещения в Санкт-Петербурге под председательством П.А. Ширинского-Шихматова для издания документов, собранных Археографической экспедицией Академии наук (1829–1834). См.: Л.А. Цыганова Археографическая комиссия//Энциклопедия «Всемирная история». URL: (дата обращения: 15.03.2020). 69 Одной из главных проблем первых лет после революции 1917 года являлась бесконтрольная эмиссия денежных знаков для покрытия дефицита государственного бюджета. В период с октября 1917 года по июнь 1921 года денежная масса, выпущенная только центральным правительством, увеличилась в 120 раз, уровень же розничных цен возрос почти в 8 тысяч раз. В следующие месяцы и ближайшие годы денежная эмиссия исчислялась уже миллионами и миллиардами. Как результат, гиперинфляция привела к астрономическим ценам. Пуд картофеля в 1921 году можно было купить за 20600 рублей, проезд одной остановки в трамвае – 500 рублей, один номер газеты «Правда» – 2500 рублей. Назревший и перезревший вопрос о деноминации рано или поздно должен был обрести вид соответствующего закона новой власти. Что и произошло в ноябре 1921 года, когда был принят декрет СНК «О денежных знаках образца 1922 года». Как результат, 1 рубль образца 1922 года приравнивался к 10000 рублей расчётных знаков, банковских всевозможных билетов и обязательств государства любых предыдущих выпусков.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Лишь только в начале 1960-х гг. возобновилось пополнение Свято-Панте-леимоновского монастыря иноками Русской Православной Церкви. Грузинский исследователь и публицист Гурам Патария, побьшавший на Афоне в 1977 г. и лично убедившийся в бедственном состоянии ряда святогорских хранилищ, предлагал следующее: «Если по каким-то причинам церковные власти (Афона.– Авт.) не хотят допускать туда ученых (светских специалистов.– Авт.), то, может, можно было бы послать туда представителей наших религиозных организаций, которые вообще могли бы многое сделать для предотвращения утраты ценных памятников христианской культуры за рубежом» 114 . Но, к счастью, времена меняются, и осенью 1983 года научная экспедиция из нашей страны смогла приступить к работе на Афоне, возобновив, таким образом, после 70-летнего перерыва изучение святогорских рукописей 115 . В состав этой рабочей группы входили ее руководитель архимандрит Иннокентий (Просвирнин) (Издательский отдел Московского Патриархата), а также представители Академии Наук А. А. Лебедев , Н. Б. Тихомиров и А. А. Турилов. Экспедиция проводилась под эгидой Археографической комиссии при Президиуме АН. 27 февраля 1984 года в конференц-зале библиотеки Академии Наук в Ленинграде состоялось заседание, на котором архимандрит Иннокентий сделал сообщение о результатах работы научной экспедиции на Афоне и об изучении рукописей Свято-Пантелеимоновского монастыря. В этот же день научные материалы экспедиции были переданы в рукописный отдел БАН, где, согласно ранее принятому решению, организовано хранилище рукописных материалов, связанных с историей Святой Горы. Эта работа отечественных исследователей представляет большую ценность еще и потому, что рукописи, хранящиеся в святогорских обителях, подвергаются разного рода опасностям. Так, в 1968 г. в Свято-Пантелеимо-новском монастыре возник пожар. По свидетельству насельников обители, пламя стало быстро распространяться и уже охватило постройки, прилегающие к библиотеке, в огне была дверь книгохранилища, но именно в этот момент пожар удалось потушить.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

86  В грамоте великого князя Василия Ивановича от 1515г. митрополичьи Владимирове наместники называются чёрными, – Акты Экспедиции т. I, Но с совершенной вероятностью должно предполагать, что прежде 1515г. у митрополитов уже бывали во Владимире наместники белые или светские. (В 1517г. наместник митрополитов во Владимире – светский: Акты Юридические 1838г. [Митрополит Иона адресует своё послание „сущему наместнику Полотьскыя епискупья, нареченному в настоятельство того столца, старцу Каллисту”, – Памятники Павлова col. 613]. 89  См. жалованную грамоту архиепископа Новгородского Макария Псковскому духовенству, от 21 Июля 1528г. в Истории княжества Псковского митрополита Евгения, ч. II, стр. 83 fin. sqq. (У патриархов в Костроме был приказ, потому что [там было] наместничество: так во всех наместничествах, – Описание документов и дел Синода, I, col. 200–201. В позднейшее время приказы и в малых городах – Юрьевце, см. автобиографию протопопа Аввакума, моя рукопись лист 12 fin. и оборот. У Рязанских митрополитов упомянуты Казённый приказ, Судный приказ духовных дел, Духовный приказ, – см. Пискарёва Древние грамоты стр. 27, 30, 88, 97, 114, 120. У Холмогорского архиерея два приказа, – см. Икону дел патриарших). 90  Епископы освобождали церкви от суда десятинников и подчиняли своему собственному суду. Так, например, митрополит Макарий освобождает уставной грамотой своей 1542г. духовенство сельских церквей Дмитровской десятины, принадлежавших Николо-Песношскому монастырю, от суда Десятинников: а десятинницы мои тех попов не судите, а кому будет до них каково дело и яз Макарей митрополит всея Русии сам их сужу, Акты Археографической Экспедиции т. I (Митрополит Иона возложил исправление Вятского духовенства на своего десятинника, а наместника духовного не послал). 91  При митрополите Ионе при десятиннике (боярине) – дворяне: „десятильник мой Юрий конюший... Моего боярина Юрия конюшего самого убили в улог, а дворян моих перебили на смерть”. Грамота около 1451г. в Памятниках Павлова, col.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

А. Лебедев, Н. Б. Тихомиров и А. А. Турилов. Экспедиция проводилась под эгидой Археографической комиссии при Президиуме АН. 27 февраля 1984 года в конференц-зале библиотеки Академии Наук в Ленинграде состоялось заседание, на котором архимандрит Иннокентий сделал сообщение о результатах работы научной экспедиции на Афоне и об изучении рукописей Свято-Пантелеймоновского монастыря. В этот же день научные материалы экспедиции были переданы в рукописный отдел БАН, где, согласно ранее принятому решению, организовано хранилище рукописных материалов, связанных с историей Святой Горы. Эта работа отечественных исследователей представляет большую ценность ещё и потому, что рукописи, хранящиеся в святогорских обителях, подвергаются разного рода опасностям. Так, в 1968 г. в Свято-Пантелеймоновском монастыре возник пожар. По свидетельству насельников обители, пламя стало быстро распространяться и уже охватило постройки, прилегающие к библиотеке, в огне была дверь книгохранилища, но именно в этот момент пожар удалось потушить. Это счастливое обстоятельство позволило сохранить бесценные рукописи, в противном случае они разделили бы судьбу манускриптов Андреевского скита. В настоящее время библиотека монастыря содержит более 1320 греческих и около 600 славянских рукописей, написанных как на пергаменте, так и на бумаге67. В библиотеке также имеется более 20 тысяч печатных книг на русском и греческом языках, среди которых встречаются довольно редкие издания... В архивах Свято-Пантелеймоновского монастыря имеется больше всего материалов, связанных с историей многовековых духовных связей святогорских обителей с Русской Православной Церковью. Архимандрит Августин (Никитин), доцент Санкт-Петербургской духовной академии См. Rouillard G., Collomp P. Actes de Lavra, p. 52. Цит. по: Дуйчев И. Центры византийско-славянского общения и сотрудничества. Труды Отдела древнерусской литературы 19. М.-Л., 1967, с. 123. По другим данным — 1142 г. (См. Соловьев А. В. История русского монашества на Афоне.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=212...

(Акты археографической Экспедиции т. I, Епископ Феодор скончался 20 марта 1367 г. в Отроче монастыре, но тело его было погребено в придельном храме (Введения Божией Матери) Кафедрального собора, в одном месте с Владыкой Андреем (Никоновская, IV, стр. 15; Львовская, II, стр. 136). До возведения в сан Епископа о сем святителе ничего не известно. В списках иерархов у Строева сказано, что он взят был на Тверскую кафедру из Болдина монастыря (стр. 401). В первый раз Архиепископ Феоктист упоминается при венчании на царство Василия Ивановича Шуйского. С Суздальским Архиепископом он подносил царю царский венец, а затем со Смоленским Епископом скипетр и державу, в 1606 г. В этом же году Архиепископ Феоктист проявил великий пример верности царю и любви к отечеству. Приверженцы Лжедимитрия 2-го (Тушинского вора), разбивши царское войско, рассеялись для грабежа в разные стороны, захватывали города, приводя жителей к присяге самозванцу. Ржев, Старица, Зубцов и др. города нынешней Тверской Епархии, присягнули Лжедимитрию. «Приходили те богоотступники, (писал Ростовский Митрополит Филарет, впоследствии Патриарх, от 30 ноября 1606 г. к Устюжскому протоиерею) злые душегубцы и сквернители к Государевой вотчине, ко граду Твери, и во Тверском уезде служилых и всяких людей привели ко кресту насильно. А в Твери Государев богомолец, а наш сын и богомолец Феоктист, Архиепископ Тверской и Кашинский, положа упование на Бога, призвал к себе весь освящённый собор и приказных государевых людей, и своего архиепископля двора детей боярских и града Твери всех православных христиан; и укрепися все единомысленно, поборая за святые Божия церкви, и за православную веру и за Государево крестное целование стояти безо всякого сумнения и страха. И тех злых врагов, и грабителей, и разорителей под градом Тверью много злой проклятый их скоп побили и живых многих злых разбойников и еретиков поймав к Москве привели». (Акты экспедиции, т. II, После сего города Старица, Ржев, Зубцов и Погорелое Городище и др. отложились от Самозванца. В 1607 г. Архиепископ Феоктист участвовал в погребении патриарха Иова († 19 июня), умершего в Старицком Успенском монастыре, за что была дана ему, принадлежавшая патриарху, кунья шуба под камкой двухличной, дву шелков (Истор. Библ. Твер. Еп., стр. 78).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010