С 1747 г. Библиотека стала получать обязательный академический экземпляр; с 1783 г. начала получать обязательный экземпляр всех выходящих в России изданий. В 40-х гг. 18 в. издается печатный каталог Библиотеки, в 70–е гг. 18 в. составлен 30–томный рукописный каталог иностранных фондов. Закончен систематический каталог русских книг. К концу 18 в. составлен многотомный систематический каталог русских и иностранных книг БАН. См. также: Бакмейстер И.Г. Опыт о Библиотеке и Кабинете редкостей и истории натуральной Санкт–петербургской императорской Академии наук, изданной на французском языке Поганом Бакмейстером, подбиблиотекарем Академии наук, а на российской язык переведенной Васильем Костыговым. [СПб.], 1779. К 1862 г. фонды библиотеки составляли уже 2 143 109 единиц, в основном иностранных, но уже наметился опережающий рост фондов Русского отделения. К 1917 г. книжный фонд Библиотеки Академии наук превысил 1,5 млн томов. Особенно быстро рос фонд I Отделения (за счет обязательного экземпляра). В 1917 г. в Славянском отделе насчитывалось около 112 тыс. томов. Успешно шло комплектование Рукописного отделения. Благодаря археографическим экспедициям В. И. Срезневского по Северу России в Рукописное отделение поступило 500 древнерусских рукописей, 205 актов, около 100 старопечатных книг и других предметов русской культуры. См., в частности: Исторический очерк и обзор фондов рукописного отдела Библиотеки Академии наук. Вып. 1. 18 век/Сост. М.Н. Мурзанова, Е.И. Боброва, В.А. Петров. М.; Л., 1956; Доп. к вып. 1: Карты, планы, чертежи, рисунки, гравюры собрания Петра I/Сост. М.Н. Мурзанова, В.Ф. Покровская, Е.И. Боброва. М.; Л., 1961; Исторический очерк и обзор фондов рукописного отдела Библиотеки Академии наук. Вып. 2. 19–20 вв./Сост. А.И. Копанев, В.А. Петров, М.Н. Мурзанова и др. М.; Л., 1958; Срезневский В.И. Описание архива Меншикова СПб., б.г.; он же. Описание рукописей и книг, собранных для имп. Академии наук в Олонецком крае. СПб., 1913; он же. Охранная опись рукописного отделения Библиотеки Академии наук. 1. Книги Священного Писания. СПб., 1905 (72 рукописи); он же. Сведения о рукописях, печатных изданиях и других предметах, поступивших в рукописное отделение Библиотеки Академии наук в Вып. 1–4. СПб., 1902–1907.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. СПб., 1839. Правила святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец с толкованиями/Изд. Моск. о-ва любителей дух. просвещения. М., 1876–1884. Кормчие различных списков и изданий. Деяния Вселенских Соборов/Издано в рус. пер. при Казанской духовной академии. Казань, 1859–1873. Т. 1–7. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук. СПб., 1836. Т. 1–4. Указатель к актам Археографической экспедиции. СПб., 1838. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841–1842. Т. 1–5. Указатель к Актам историческим. СПб., 1843. Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846–1872. Т. 1–12. Акты, относящиеся до юридического быта древней России, изданные Археографическою комиссиею под ред. Н. Калачова. СПб., 1857–1884. Т. 1–3. Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства, изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1838. Указатель к Актам юридическим. СПб., 1840. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846–1853. Т. 1–5. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1863–1889. Т. 1–14. Описание документов архива западнорусских униатских митрополитов. СПб., 1897. Т. 1. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. М., 1813–1828. Ч. 1–4. Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. СПб., 1872–1897. Т. 1–16. Т. 6. Памятники древнерусского канонического права/Под ред. А. Павлова . 2-е изд. СПб., 1908. Ч. 1. Архив Юго-Западной России, издаваемый временной комиссией для разбора древних актов, высочайше учрежденной при Киевском, Подольском и Волынском военном генерал-губернаторе. Киев, 1859–1894. Ч. 1–8. Федотов-Чеховский А. Акты, относящиеся до гражданской расправы древней России. Киев, 1860–1863. Т. 1–2.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Свою лепту в преодоление романтического мифа внесла историческая наука. Любая мифология имеет, как известно, свой древний сказочный «золотой век». В русской – это время великого киевского князя Владимира Красное Солнышко, былинных богатырей, защищавших родную землю от чудищ поганых и врагов. Украинофилы свой «золотой век» вели от времен запорожского казачества, вольной и беззаботной жизни. В 1828 году император Николай Павлович подписал указ о создании Императорской археографической комиссии для собирания, описания, подготовки и публикации письменного исторического наследия Руси. В ней были задействованы десятки ученых, филологов, историков, которые совершали экспедиции в архивы дальних и ближних губерний, городские, судебные, епархиальные, монастырские и частно-помещичьи. С «Повести временных лет» в ее трех древнейших списках в Российской империи началось издание «Полного собрания русских летописей», которое длиться до сих пор. В 2004 году в России вышел в свет 43-й том. В 1843 году была образована Киевская археографическая комиссия для собирания рукописей в Киевской, Подольской и Волынской губерниях. Ею в монастырских, государственных и частных архивах были обнаружены десятки тысяч документов (начиная с 14 века) по светской и церковной истории, экономике и хозяйствованию, памятники полемической литературы, казацкие летописи (Величко и др.), универсалы, переписка гетманов и т.д. 37 томов «Архива Юго-западной России, издаваемого временной комиссией для разбора древних актов, высочайше учрежденной при Киевском военном, Подольском и Волынском генерал-губернаторе» были опубликованы в Киеве в 1859-1914 гг. Документы засвидетельствовали не казаческий «золотой век» процветания и «братания с вольными ляхами», а трагедию народа, веками разграбляемого южными рабовладельческими государствами (Крымским ханством и Османской империей) и католической властью Речи Посполитой. Не от хорошей ведь жизни народ-хлебопашец прятался на днепровских островах и пребывал на благодатной земле, как в осажденной крепости. Предел «обезлюдиванию» родной земли положили Богдан Хмельницкий и царь Алексей Михайлович, воссоединившие Северную и Южную Русь. С Хмельницкого началось не закабаление и упадок, а возрождение Малороссии. Недаром возглавлявший археографическую комиссию профессор Михаил Юзефович, происходивший из известного казацкого рода, был и председателей комитета по установлению в 1888 году в Киеве знаменитого памятника Богдану Хмельницкому.

http://radonezh.ru/2021/11/12/za-chto-pr...

К этому введению в отечественную Археографию присоединено собрание видов и планов Москвы с XV по XVIII век, в коих для топографии искусства открывается объем и положение города в разные эпохи. При разнородности частей, входящих в состав описания древних памятников, они требуют разностороннего рассмотрения; посему сочинитель отдавал себя на поверку в предметах религии и искусства мужам просвещенным и опытнейшим. В особенности он обязан глубокою признательностью за благодушное внимание Его Высокопреосвященству, Почетному Члену Императорского Общества Истории и Древностей Росс., Московскому Митрополиту Филарету, который удостоил рассмотрения и замечания несколько статей из сего труда. По архитектурной части он пользовался благодарностию с совета П.С. Максютина, почтенного знатока Московской старины и заветных ее преданий. В рассмотрении памятников живописи он руководствовался наблюдениями Академика Солнцева, который, по поручению Общества Истории и Др. Росс снял вернейшие рисунки с важнейших и достопримечательных художественных древностей Москвы, кои гравированы, но большей части, в Париже лучшими художниками и будут приложены к тетрадям по мере их выхода в свет. Хотя великий труд Карамзина до XVII века навсегда останется необходимым для Русской Археологии и Истории; но после него много уже сделано любопытных и важных открытий в этой области, озаряемой критикой. Одно издание актов Археографической Экспедиции, под руководством Г. Министра народного просвещения, разливает новый свет на отечественную древность. Для дальнейших исследований и обозрения Московских древностей благопопечительное Начальство открыло Снегиреву свободный доступов в Архивы, казенной библиотеки, монастырские и церковный ризницы, где только можно предполагать существование доселе еще неизвестных и необнародованных материалов XVI, XVII и XVIII веков, найти поверку прежним, известным, сличить описание с самыми предметами. Сколько позволяли ему время, силы и способы, он пользовался Архивами: Московским иностранных дел, Придворным, Оружейной палаты, Разрядным и Государственным старых дел, где пересмотрел не одну тысячу бумажных книг и столбцов, и где не редко из чтения сотен пыльных и ветхих листов приходилось извлечь одну строку, важную и нужную для предмета исследований. Если продолжится отыскивание и разработка материалов: то, без сомнения, откроются еще новые пояснения нашей Древности. Работая в государственном Архиве, в одно время с известным и опытным Археографом и сочленом П.М. Строевым, сочинитель с признательностью пользовался его указаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

753 Лучшее издание всех этих Греческих церковных историков, в 3-х томах, принадлежит Генриху Валезию, Paris, 1659. 754 Одиннадцать книг церк. истории Руфина изданы Ренаном вместе с историей Кассиодора (Basileae, 1523); сочинения Сулпиция Севера – Иоанном Клериком (Lipsiae, 1709); история Григория Турского – Феодориком Руинарцием (Paris, 1699). 755 Все эти историки Византийские, под заглавием: Corpus Scriptorium Historiae Bysantinae.., изданы уже трижды: в Париже 1645–1702 г., в Венеции 1729 г. и в Бонне, нач. с 1829 г. 756 Сохранившиеся 18 первых книг этой истории (доведённой до 610 года) издал Fronto Ducaeus, Paris, 1630. 762 Акты, изд. Румянцевым, Археографическими Экспедицией и Комиссией, временной Комиссией при Киевском Генерал-Губернаторе. Акты городов: Вильны, Ковно... и проч. и проч. 763 Annales ecclesiastici, доведённые Баронием до 1198 года и продолженные Рейнальдом до 1565 года. Изданы несколько раз. 764 Historia ecclesiastica Novi Testamenti in XXIV tomis, изд., в первый раз, в Париже 1676–1686. 765 Histoire ecclésiastique..., доведённая до 1414 года, изданная, в первый раз, в XX волюмах, 1691–1722. 766 Centuriae Magdeburgenses... in XIII tomis, изд. несколько раз. Названы центуриями потому, что каждый том объемлет собой особое столетие (centuriam), а Магдебургскими – потому, что начаты в Магдебурге обществом учёных. 769 Одни из этих летописей уже изданы, другие ещё нет. Лучшее издание начато и продолжается Археографической Комиссией под названием: Полное собрание Русских летописей. 770 Annales Polonici, изд. в tom. 1–2 script, rer. Siles. T. W. Sommersberg, а некоторые изданы отдельно в разные времена. 771 Памятники, изд. Временной Комиссией для разбора древних актов при Киевском военном Генерал-Губернаторе, в 2 томах. 775 Historica Russiae monumenta, ex antiquis gentium archivis et bibliothecis deprompta..., Petropoli, 1841. 776 Таковы: сказания Князя Курбского, изд. СПб. 1833; о России в царствование Алексея Михайловича, Кошихина, СПб. 1840; записки Русских людей Петрова времени... СПб. 1838.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«Несмотря на довольно неподвижную наружность его, тихий голос и не совсем ясный, шепелявый выговор с сильно заметным произношением слов на малорусский лад, читал он замечательно. Изображал ли он Новгородское вече или суматоху Липецкой битвы, стоило закрыть глаза – и через несколько секунд сам как будто переносишься в центр изображаемых событий, видишь и слышишь все то, о чем говорит Костомаров, который между тем неподвижно стоит на кафедре; взоры его смотрят не на слушателей, а куда-то вдаль, будто именно что-то прозревая в этот момент в отдаленном прошлом; лек тор кажется даже человеком не от мира сего, а выходцем с того света, явившимся нарочно для того, чтобы сообщить о прошлом, загадочном для других, но ему столь хорошо известном». Вообще, лекции Костомарова очень действовали на воображение публики, и увлечение ими можно отчасти объяснить сильной эмоциональностью лектора, постоянно прорывавшейся, несмотря на внешнее его спокойствие. Она буквально «заражала» слушателей. После каждой лекции профессору делались овации, его выносили на руках, и т. п. В Петербургском университете Н.И. Костомаров читал следующие курсы: Историю древней Руси (из которой напечатана была статья о происхождении Руси со жмудской теорией этого происхождения); этнографию инородцев, живших в древности на Руси, начиная с литовцев; историю древнерусских областей (часть напечатана под названием «Севернорусские народоправства»), и историографию, из которой напечатано лишь начало, посвященное анализу летописей. Кроме университетских лекций, Костомаров читал и публичные, тоже пользовавшиеся громадным успехом. Параллельно с профессорством у Костомарова шла работа с источниками, для чего он постоянно посещал как петербургские и московские, так и провинциальные библиотеки и архивы, осматривал древнерусские города Новгород и Псков, не раз ездил за границу. К этому времени относится и публичный диспут Н.И.Костомарова с М. П. Погодиным из-за вопроса о происхождении Руси. В 1860 году Костомаров стал членом Археографической комиссии, с поручением редактировать акты южной и западной России, и избран действительным членом Русского географического общества. Комиссией издано под его редакцией 12 томов актов (с 1861 по 1885 г.), а географическим обществом – три тома «Трудов этнографической экспедиции в западнорусский край» (III, IV и V – в 1872–1878 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ ААЭ — Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической Экспедицией Академии наук: В 4 т, СПб., 1836–1938. БАН — Библиотека Академии наук. ГБЛ — Государственная библиотека им. В. И. Ленина (Москва). ГИМ — Государственный исторический музей (Москва). ГПБ — Государственная публичная библиотека им. Μ. Е. Салтыкова–Щедрина в Ленинграде; в наст. вр. — Российская Национальная Библиотека, С.–Петербург. ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения. ИОРЯС — Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. ИРЛИ — Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН. ОИДР — Общество истории и древностей российских при Московском университете. ПДП — «Памятники древней письменности». ПДПИ — «Памятники древней письменности и искусства». ПСРЛ — «Полное собрание русских летописей». РАН — Российская Академия наук. РГБ — Российская государственная библиотека (бывшая ГБЛ). РГИА — Российский государственный исторический архив (бывший ЦГИА). РИБ — Русская историческая библиотека. РИО — Русское историческое общество. РНБ — Российская национальная библиотека (бывшая ГПБ). СОРЯС — «Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук». ТОДРЛ — «Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН». ЦГАДА — Центральный государственный архив древних актов (Москва). ЦГИА — Центральный государственный исторический архив (С.–Петербург). ЧОИДР — «Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете». ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ Аванесов 432 Аввакум, протопоп 16, 18, 19, 21, 35, 39, 40, 42, 44–47, 49, 51, 52, 54–56, 58–60, 62–64, 67, 71, 87–89, 103–105, 142–144, 151, 194, 211, 217, 218, 222, 237, 250–252, 309–311, 337, 345347, 349, 356, 357, 359, 361, 371, 376–377, 379–382, 430 Август Сильный, польский король 165, 175, 373 Августин 229 Авель, библ. 260, 327 Авер, библ. 329 Авраамий, инок 76, 226, 337–338 Адам, библ. 51, 52, 69, 327, 329 Адашев А. 115 Адлер А. 447 Адриан, патриарх 353, 391

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Усилиями исследователя были опубликованы сборники документов, сохранившихся благодаря стараниям Могилевского владыки, а также собранных самим отцом Иоанном по монастырям и архивам. Среди них: «Белорусский архив древних актов» (1824 г.), «Акты археографической экспедиции» (1834–1838 гг.), «Акты исторические» (1841–1842 гг.) и «Акты, относящиеся к истории Западной России» (1846–1853 гг.). Источники, собранные и опубликованные протоиереем Иоанном Григоровичем, не только познакомили широкого читателя с гражданской и церковной историей Западной Руси, но и положили начало развитию археографии и источниковедения. Однако главное значение введенных в научный оборот документов состоит в возрождении тех страниц исторического прошлого края, которые к началу XIX века были в силу разных причин почти утрачены или забыты. Появление нового пласта исторических материалов способствовало возникновению в обществе интереса к историческому прошлому Беларуси и Украины. Дело, начатое архиепископом Георгием (Конисским) и протоиереем Иоанном Григоровичем, продолжил профессор Санкт-Петербургской духовной академии, уроженец Беларуси, М. О. Коялович. Главной темой научной деятельности историка становится изучение Брестской церковной унии и ее эволюции4. Увлеченность историка предметом своего исследования и полная неизученность конфессиональной истории Западной Руси, в том числе и Беларуси, способствовали появлению плеяды блестящих исследователей церковной истории, учеников М. О. Кояловича. Наиболее талантливыми среди них стали П. Н. Жукович, С. Г. Рункевич , В. З. Завитневич, К. В. Харлампович , исторические исследования которых были связаны с историческим прошлым Православия на землях Западной и Южной Руси. В 1884 году вышел фундаментальный труд И. Чистовича «Очерки истории западнорусской церкви " 5 – первое систематическое изложение истории Православия на литовско-белорусско-украинских землях, доведенное до середины XVIII века. В 1895 году был напечатан «Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве» преподавателя Литовской духовной семинарии Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предисловие Предлагаем несколько новых, доселе бывших неизвестными большинству занимающихся Историей Русской, Сказаний о Соборах в Москве на еретиков царствования Грозного. Говорим новых, потому что известие, сообщаемое Карамзиным (в VIII т., гл. V, стр. 135, прим. 594 сжатого издан.) об ереси Матвея Башкина и участии в ней Рязанского и Муромского епископа, Касьяна, ограничивается только несколькими строчками, особливо о последнем. Правда, историограф приводит о Касьяне выписку из одного краткого Летописца, принадлежащая Графу Ф. А. Толстому, но она довольно коротка и указывает собой на свое происхождение, т. е., на извлечение (составителем Летописца) из нашего Сказания почти теми же самыми словами, с опущением, однако же, и важного, каково, на пример, известие о сочинении Иосифа Волоцкого против Новгородских еретиков, названное всеми, бывшими на Соборе, «светилом Православия»: «светило то нарекоша быть Православию». Следовательно, вот откуда должно объяснять название творения Иосифова» Просветитель». В других сочинениях тоже не находим ни малейшего следа, указывающего на существование представляемого теперь «Сказания вкратце о соборе на Матвея на Башкина, на еретика, и о Епископе Касьяне Рязанском». Следующее за тем дело о знаменитом» Канцлере, говоря нынешним выражением , или, по тогдашнему, Печатнике , Дьяке Иване Михайловиче Висковатом, известно нам только на половину. Археографическая Комиссия напечатала в 1-ом томе Актов Археографической Экспедиции (X 258, стр. 241 –240) лишь неполное, отрывочное, Сказание, и то по двум, довольно неисправным, спискам (Соловецкого монастыря и г. П. М. Строева). Выражение Дополнительный ответ к Исповеди,» поставленное Комиссией в заголовке; показывает, что и Комиссия смотрела на эти акты, как на отрывок, выведши такое заключение из первых строк Покаяния, хотя тоже не указывает на предшествующее Дополнению, на самую Исповедь. Этой последней нет и у нас, потому что в «Вопросе Дьяка Ивана Михайлова о сотворении неба и земли» и пр., представляемом нами теперь, тоже, во многих местах, говорится об этой Исповеди и о многом другом, выраженном им письменно («да писал еси»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крестьянство севера России… С. 132. Сенигов О. П. Памятники земской старины… С. 265. Пугач И. В. Устюжна Железопольская в XVI–XVII вв.//Устюжна. Краеведческий альманах. Вып. 6. С. 71–73. Сенигов О. П. Памятники земской старины… С. 262. Указные грамоты… 35. С. 17; 63. С. 29. Грамота приведена в пересказе в указной царской грамоте устюженскому воеводе К. Б. Навалкину от 2 января 1623 г. Список с грамоты 1623 г. см.: РГАДА, ф. 1171, оп. 1, 20. Список же был представлен в Устюжской чети дьяку Михаилу Смывалову соборным диаконом Алексеем, а оригинал оставался в соборе (Акты Археографической экспедиции (далее – ААЭ). Т. 3. СПб., 1836. 130. С. 186–187; упоминается: Каштанов С. М., Назаров В. Д., Флоря Б. Н. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в. Дополнение//Археографический ежегодник за 1966 г. М., 1968. 1–159). Социально-правовое положение северного крестьянства… С. 139; Крестьянство севера России… С. 148, 150–151; Пугач И. В. Устюжна Железопольская: город и власть… С. 348, 371, 377. Пугач И. В. К вопросу о государственной политике в области городского землевладения (по материалам Устюжны Железопольской XVI–XVII вв.)//Землевладение и землепользование в России (социально-правовые аспекты). Материалы XXVIII сессии Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы). Калуга, 2003. С. 59–60. Кистерев С. Н. Указ. соч. 24. С. 60. РГАДА, ф. 1171, оп. 1, 20. Опубликовано: ААЭ. Т. 3. 130. С. 186–187. Указные грамоты городовым воеводам и приказным людям 1613–1626 гг./Отв. ред. И. В. Пугач. М., 2012. 157–159. С. 234–237. Сказание было опубликовано по списку из ф. 1218 (Купцы Серебряниковы) в ГА ВО: Васильев Ю. С., Тихомиров С. А. Сказание о нашествии поляков на Устюжну Железопольскую//Устюжна. Краеведческий альманах. Вып. 1–2. С. 431–454. Синонимичность «монастыря – церкви» отмечена и в опубликованном И. В. Токмаковым списке Сказания ( Токмаков И. Ф. Указ. соч. С. 117). Токмаков И. Ф. Указ. соч. С. 113, примеч. 90. Материалы по истории Успенского Тихвинского монастыря. Вып. 1. Акты и материалы писцового дела. Ч. 1. 1650–1644 гг./Сост. О. А. Абеленцева. М.; СПб., 2015. 41. С. 202.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667301/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010