Но от последней обязанности он в 1830 году отказался, получив должность начальника III отделения департамента народного просвещения и быв в это время занят, по поручению Блудова, рассмотрением и описью некоторых дел архива Кабинета Государя. В должности же начальника отделения Сербинович сделан был редактором «Журнала министерства народного просвещения» и членом комиссии для издания актов, собранных археографической экспедицией, а также занимался разбором и приведением в порядок бумаг, оставшихся после смерти действительного тайного советника Трощинского, и заседал в комитете для размещения возвратившихся из Германии русских ученых. Первое его знакомство с графом Протасовым относится к 1835 году, когда последний был назначен в должность товарища министра народного просвещения, а в следующем году, когда Протасову повелено быть обер-прокурором св. синода, первым его делом было перевести Сербиновича в свое ведомство, директором вновь устраивавшейся своей канцелярии, с оставлением, вместе, и редактором «Журнала народного просвещения». С этого времени имя Сербиновича начинает приобретать известность в духовном ведомстве. Вкрадчивый, тихий, с улыбкой на устах, процеживающий сквозь зубы каждое слово, заискивающий у высших, но слишком хорошо умеющий показать свое достоинство пред низшими, а тем более зависящими от него, с умом хитро-проницательным, с необыкновенною способностью быстро определять характеры людей, окружающих его, и среду, в которой ему приходится действовать, Сербинович вскоре по своем поступлении в духовное ведомство разгадал характер Протасова и научился управлять им, но так искусно, что Протасов воображал себя действующим самостоятельно, а Сербиновича только исполнителем его намерений. Естественно, что, при таком образе действия, новый директор канцелярии не замедлил приобрести значительное влияние на дела синодальные и сделаться поверенным Протасова и тайным участником в синодских катастрофах, иногда довольно трагических. Замечали в особенности; что при всех поездках Императора Николая в Москву, он получал от Протасова поручение, по которому ему непременно нужно было проезжать через Москву, 253 и всегда в то самое время, когда там был Государь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(107) Известно, что 29 июля 1612 г. к митрополиту Ефрему обратился князь Д.И. Пожарский с просьбой от Земского правительства рукоположить во митрополита Крутицкого игумена Саввино-Сторожевского монастыря Исаию, чтобы тот временно заведовал делами Московского патриархата по смерти патриарха Гермогена (Ермогена). Однако, как отмечал позже тот же И.М. Покровский в брошюре «Казанский Митрополит Ефрем, помазавший на царство Михаила Феодоровича Романова»: «Митр[ополит] Ефрем не поставил Исаию на Крутицы, быть может, потому, что он избран был на митрополию без церковного собора. Скоро сам митр[ополит] Ефрем был вызван в Москву и, находясь в царственном граде, непосредственно встал во главе русской иерархии». (См.: Казанский Митрополит Ефрем, помазавший на царство Михаила Феодоровича Романова. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1908. - С. 3.) (108) Покровский И. Печальная годовщина со дня похищения чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Казани (Ответ на статью Московского свящ. Н. Романского: «Где находилась подлинная/явленная/Казанская икона Божией Матери до злополучной ночи на 29 июня 1904 года»)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1905. - Ноябрь. - С. 480. (109) Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 271. (110) См.: Дмитриевский А. Указ. соч. - С. 197. (111) Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 267 - 268. (112) Там же. - С. 268. (113) См.: Дополнения к четвёртому тому Актов Археографической экспедиции//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. Дополнены и изданы Высочайше учреждённою Комиссиею. - Том четвёртый. 1645 - 1700. - Санкт-Петербург («Санктпетербург»): «В Типографии II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии», 1836. - С. 483.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Но г. А-ов, не внимая ничему и желая, во что бы то ни стало, доказать научные недостатки моей книги, продолжает: «закон 1684 г. против раскольников едва ли есть произведение Софьи; скорее это есть сочинение сурового патриарха Иоакима, который жестоко вооружился на староверов после бунта 1682 г., и он, по всей вероятности, настоял на необходимости кровавых правительственных мер. Гуманный Голицын не мог советовать царевне издавать такие крутые узаконения». По поводу этой тирады, я позволяю себе спросить г. А-ова, обвиняющего меня в том, будто бы я «представляю в своем сочинении сомнительные данные без всякой критики», – считает ли он свои: «едва ли»... «скорее»... «по всей вероятности» – «несомненными данными, критически очищенными»? Далее: читал-ли он в 4 томе актов археографической экспедиции, на который ссылается, документы под 263, 265–7, в которых «суровый» патриарх Иоаким изображается ходатаем за стрельцев-раскольников пред «достойной сестрой Петра», уже успевшей казнить Хованских, т. е. уже после стрелецкого бунта, бывшего в мае-июле 1682 г.? Читал-ли он в частности документ под содержащий в себе известные 12 статей против раскольников, о которых идет речь, и имеющий следующее заглавие: «в прошлом во 193 г. апреля в 7 день Великие Государи Цари и Великие князи Иоанн Алексеевич , Петр Алексеевич, всея... России самодержцы, и сестра их Великая Государыня благоверная царевна София Алексеевна, слушав сих статей, указали и бояре приговорили: раскольщиком» и т. д., и знает ли, как надписывались в до-Петровской Руси гра- моты и указы, издававшиеся от имени царя, но составлявшиеся «по совету и благословению» патриархов? Еще: знаком ли он с записанным Саввою Романовым следующим комплиментом, которым стрельцы раскольники угостили Софью Алексеевну на соборе в грановитой палате: «пора-де, государыня давно в монастырь, полно де царством мутить; нам бы здоровы цари государи были, а без нас-де пусто не будет», и думает ли, что подобная любезность ревнителей старины могла пройти бесследно? Наконец, знает ли он что, «по челобитью гуман- ного» Голицына, пытали тех, которые казались ему людьми недоброжелательными (запису. Желябуж., стр. 21–2)? Вывода из этих вопросов не делаю; он понятен каждому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Как будет показано ниже, в древней Руси очень устойчивой была традиция освящения храма на престольный праздник. Близкое соседство в святцах Юрьева дня (осеннего) – 26 ноября и Зачатия святой Анны – 9 декабря позволяет сделать предположение, что это совпадение является не случайным, и мы можем говорить о том, что основание обители следует отнести к ноябрю – декабрю 1365 г. Тем самым можно утверждать, что поездка Сергия Радонежского в Нижний Новгород и основание новой обители пришлись на последние месяцы 1365 г. 324 Полное собрание русских летописей. T. XV. Вып. 1. Пг., 1922. Стб. 162. (Далее: ПСРЛ). 326 Горский A. A. Судьбы Нижегородского и Суздальского княжеств в конце XIV – середине XV в.//Средневековая Русь. Вып. 4. М., 2004. С. 142–143. 328 Цит. по: Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 210–211. 333 Кучкин В. А. Формирование... С. 141–142, 218; Горский A. A. Москва и Орда. М., 2000. С. 69; Он же. Судьбы Нижегородского и Суздальского княжеств... С. 144. 335 Экземплярский A. B. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. Т. 1. Спб., 1889. С. 88. 341 Редкие источники по истории России. Вып. 2. М., 1977. С. 40, 165. Ср.: Временник Московского общества истории и древностей российских. Кн. X. М., 1851. С. 54, 106, 247, 251. 344 Макарий (Булгаков) , митрополит московский и коломенский. История русской церкви. Кн. IV. Ч. 1. М., 1996. С. 172–173. Соборное определение опубликовано: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Академии наук. T. I. СПб., 1836. 284. С. 329–332. 346 Российский государственный архив древних актов. Ф. 181. 20/25. Л. 846 об.–847. Цит. по: Кузьмин A. B. К истории московского боярства конца XIV – начала XVI в.: самосознание и «память»//Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. Тезисы докладов и сообщений научной конференции. Москва, 4–6 февраля 1998 г. М., 1998. С. 142. Выделено нами. – Авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

V. Достопамятные события Обозрение истории сего древнего в Москве и первенствующего монастыря, его священных памятников, преимуществ и Настоятелей заключим указанием достопамятных в нем событий, которыми ознаменовано пяти вековое его существование. Его Настоятели нередко являются на политическом поприще деятелями, на Иераршеском Престоле Архипастырями. Некоторые из них были Духовниками Великих Князей, а Митяй не только Духовником, но даже Печатником Димитрия Донского; Сергий Азаков и Игнатий замечательны как своим двукратным путешествием в Царьград, так равно и описанием его 63 . Трифон в 1452 г. благословив брачный союз В. К. Uoahha III с дочерью Тверского Книжною Мариею, утвердил согласие между Московским и Тверским Великими Князьями 64 . (50) Из Юридических актов Археографической Экспедиции видно, что в Новоспасский монастырь посылаемы были под начал иноземцы, принимавшие православную веру и крещение 65 . (51) В 1505 году Казанский Царевич Куйдакул крещён и венчан с сестрою Вел. Князя Новоспасского Архимандрита Афанасия 66 . Когда Царь Иоанн IV, после кончины Всероссийского Митрополита Антония, в 1581 г. грамотою утвердил новый обряд постановления Святителей, тогда же назначено Новоспасскому Архимандриту с Чудовским быть благовестителями при посвящении, уготовлять для сего место в соборе и писать орла над ним. Некоторые из Спасских Настоятелей сидели у духовных грамот Великих Князей, т.е. были свидетелями, как например, Савва у Владимира храброго, Трифон у В. К. Софии Витовтовны и у Василия Темного; они же утверждали рукоприкладством своим и проклятые (клятвенные) грамоты Князей Воротынских и Мстиславских, данные ими Царю Иоанну Васильевичу в усердной и верной службе. Архимандрит Новоспасский Антоний в 1566 г. подписал с прочими приговорную грамоту о походе войною на Польшу 67 . Настоятели сего монастыря присутствовали на Московских соборах и подписывали акты оных; Иов, впоследствии первый Московский Патриарх, заручил в 1580 году приговорную грамоту всего Духовенства в том, «чтобы не отбирать имеющихся у них при Архиерейских домах и монастырях вотчин и никому оных не выкупать; а впредь с 15 Января никому в монастыри своих вотчин не отдавать». Как на соборы призывались Настоятели знатнейших монастырей, то и на соборе 1572 г. Новоспасский Архимандрит имел второе место, а в рукоприкладстве подписался первым; потом на собор 1581 г. имел третье место. По Уложению Царя Алексия М. за бесчестье судом и сыском ему платилось 70 рубл. а Келарю Новосп. 50 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

98 Русские достопамятности, издаваемые обществом истории и древностей российских. М., 1815, ч. I, с. 114. 99 Стоглав. Собор, бывший в Москве при государе царе и великом князе Иване Васильевиче/Изд. Д. Е. Кожанчикова. СПб., 1863, с. 261–267. 100 Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1841, т.З, 92: VIII – X, с. 95–96. 101 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. СПб., 1836, т. 3, 264, с. 402. 103 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. СПб., 1836, т 4. с. 481–482. 104 Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1842, т. 4, 6: VI. с. 28; Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. СПб.. 1836. т 4 19, 324. с. 32–33; 484–485. 106 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. СПб., 1836, т. 3, с. 401–402. 109 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. СПб., 1836, т. 4, с. 481–482. 110 П. И. Иванов . Описание государственного архива старых дел. М., 1850, с. 302–304; Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. СПб., 1836, т. 4, с. 485–486. В источнике – это грамота 1649 г. патриарха Иосифа архиепископу вологодскому Маркелу. 113 А. Ф. Бычков. Описание славянских и русских рукописных сборников Императорской Публичной библиотеки. СПб., 1878, вып. 1, XXIII, 10, с. 83; И. П. Сахаров. Исследования о русском церковном песнопении. СПб., 1849; Л. Попов. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А.И.Хлудова. М., 1872, с. 233–236. 114 Установление единогласного пения некоторые почему-то считают личным делом Никона. Это мнение несправедливо. Современные введению единогласия лица говорят, что это было делом Ртищева и Стефана Вонифатьевича, которые «первее уставиша в своих домнх единогласное и согласное пение, также потщашася и благочестиваго царя молити, дабы утвердил благочинное в церквах правило, еже бо в един глас, а не во многия пети».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Послание к митрополиту Мцхетскому Николаю и всему Освященному Собору Иверския земли (апрель 1589 г.)//Христианское чтение. – СПб., 1869. – Ч. 2. – С. 867–893. Грамота константинопольскому патриарху Иеремие (март 1592 г.)//Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. – 2-е изд. – М., 1788–1791. – Т. 12. – С. 388–401. Утешительное послание царице Ирине по поводу смерти царевны Феодосии (1592 г.)// Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 29 т. – М., 1851–1879. – Т. 7. – С. 449–450, примеч. 133. Грамота в Казань митрополиту Гермогену о трехдневном молебне по поводу избрания на царство Бориса Годунова (15 марта 1598 г.)//Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. – 2-е изд. – М., 1788–1791. Окружная грамота о трехдневном молебне по случаю восшествия на престол царя Бориса Федоровича (15 марта 1598 г.)//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 2. Послание к царю Борису Федоровичу в ответ на царскую известительную грамоту о походе против крымского хана (2 июня 1598 г.)//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 2. Приветственная речь царю Борису Федоровичу по возвращении его из серпуховского похода (июль 1598 г.)//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 2. Речь во время венчания на царство Бориса Годунова (3 сентября 1588 г.)//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 2. Благословенная грамота земскому старосте города Слободской об устроении Богоявленского монастыря (4 января 1599 г.)//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Малышев В. И. Археографическая экспедиция в Усть-Цильмский район Коми АССР//Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН (далее – ТОДРЛ). Т. 11. СПб., 1955. С. 434–438. 16, 32; Бегунов Ю. К., Панченко А. М. Археографическая экспедиция сектора древнерусской литературы в Горьковскую область//Там же. Т. 15. СПб., 1958. С. 393; Бегунов Ю. К. Археографическая экспедиция 1960 г. в Прибалтику//Там же. Т. 20. СПб., 1964. С. 389. 15; Маркелов Г. В. Археографическая экспедиция в Латгалию в 1986 г.//Там же. Т. 43. СПб., 1990. С. 373; Бударагин В. П. «Газета из ада» (По материалам Древлехранилища Пушкинского Дома)//Русские утопии (Альманах «Канун». Вып. 1)/Сост. В. Е. Багно. СПб., 1995. С. 306–320; Философова Т. В. Духовные стихи в рукописной традиции Латгалии и Причудья (По материалам собраний Древлехранилища ИРЛИ)//Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 30. СПб., 1999. С. 431–458; Filosofova T . Geistliche Lieder der Altgläubigen in Russland: Bestandsaufnahme, Edition, Kommentar (Bausteine zur slavischen Philologie und Kulturgeschichte: Editionen. Bd . 25). Böhlau, 2010; Религиозный фольклор в архиве Центра фольклора ННГУ: указатель сюжетов/Под общ. ред. К. Е. Кореповой; Сост. Ю. М. Шеваренкова, Н. Б. Храмова, О. В. Макаревич. Нижний Новгород, 2008. 306, 307; Храмова Н. Б. «Адская газета»: старые и новые записи//Традиционная культура в изменяющемся мире. Ижевск, 2009. С. 241–251; она же. «Адская газета»: проблема выделения редакций//Вестник Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского. Филология. 2011. 6(2). С. 725–729; Пригарин А. А. «Газета из ада»: «липованские» списки сатирического творчества//Судьба старообрядчества в ХХ – начале вв.: история и современность: Сборник научных трудов и материалов. Вып. 3. Киев, 2009. С. 188–201; Черепица В. Н. Счастье жить для других: западнобелорусские последователи религиозно-философского учения Л. Н. Толстого. 1921–1939 гг. Гродно, 2007. С. 41–42; Народная поэзия Арзамасского края: Народные песни, записанные в Арзамасском уезде Нижегородской губернии А. В. Карповым летом 1875 года/Сост. Ю. А. Курдин, Э. К. Петри, А. В. Пряников; ред. Е. П. Титков. Арзамас, 2010. С. 393–395, 473; Алпатов С. В. «Газета из ада»: фольклорные механизмы рукописной сатиры XVIII – XX вв.//Тверское фольклорное поле – 2010: доклады и публикации/Ред. А. А. Петров, М. В. Строганов. Тверь, 2011. С. 138–141; «Только в Боге успокаивается душа моя». Народная религиозная поэзия Нижегородского края/Сост. и комм. Н. Б. Храмовой. Нижний Новгород, 2012. С. 125–137.

http://sedmitza.ru/lib/text/4682862/

Участники организованной в Москве Археографической комиссией научной конференции, посвященной опыту археографических экспедиций в РСФСР/«Тихомировских чтений 1970 года»/, единодушно отмечали большое научное значение и результативность методики полевых археографических работ в Сибири. Новый центр археографической деятельности смог возникнуть лишь благодаря содействию руководителей Сибирского отделения Академия наук СССР. Председатель Сибирского отделения АН СССР академик М. А. Лаврентьев с самого начала энергично поддерживал это перспективное направление научного поиска. Широта и размах, свойственные археологическим изысканиям академика А. П. Окладникова, оказались в немалой мере присущи и деятельности возглавляемого им Сибирского отделения Археографической комиссии. Сибирское отделение Археографической комиссии стало одним из ведущих методических центров полевых археографических исследований в нашей стране. Деятельность сибирских археографических экспедиций – выдающееся достижение отечественной археографии. Председатель Археографической комиссии доктор исторических наук С. О. Шмидт. Обзор списков Сложный и противоречивый памятник, вошедший в науку под именем " " Судного списка» Максима Грека , впервые в полном виде стал известен в составе обнаруженной в Сибири в 1968 г. рукописи конца XVI в./Сибирский список/. Судный список составляет часть комплекса, относящегося не только к Максиму Греку , но и переписчику книг Исаку Собаке. Все другие списки памятника сохранили лишь начальную часть материалов, относящихся к Максиму Греку ; из них научное значение имеют лишь Погодинский и Барсовский списки, остальные являются поздними копиями либо с Погодинского списка, либо со сделанного по этому списку издания памятника. Приводим описание Сибирского, Погодинского и Барсовского списков. Сибирский список содержится в сборнике конца XVI в., полученном в 1968 г. археографической экспедицией Института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР в с. Мульта Усть-Коксинского района Горно-Алтайской АО от Натальи Сергеевны Хомяковой. Рукопись принадлежала ранее большой часовне часовенного согласия в этом селе: здесь когда-то был один из двух центров собирания и переписки древних русских книг всей Уймонской долины. Русские поселения на р. Уймоне были основаны во второй половине XVIII в. выходцами с Бухтармы. К тому же времени относится начало создания богатых книжных коллекций Уймона, впоследствии погибших. Из них уцелело лишь несколько книг, среди которых – отрывок рукописной Псалтыри конца XV – начала XVI в., Псалтырь печати Петра Мстиславца/Вильно, 1575/, Евангелие печати Радишевского/Москва, 1606/, Соборное уложение/Москва, 1649/и др. Все они приобретены той же экспедицией в 1968–1969 гг. Близ с. Мульта в XIX в. действовало несколько старообрядческих мастерских по переписке книг. Четьи и служебные книги переписываются в Усть-Коксинском районе и в наши дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/su...

С. Ш. Об училищах для девиц духовного звания//Чтения. 1866. Кн. 1. Савва (Тихомиров), архиеп. (см. библиогр. к § 9). Соколов В. А. Годы студенчества (1870–1874)//БВ. 1916. Т. 2. Теодорович Т. П. К сорокалетию пастырства. Воспоминания. Варшава, 1935. Т. 2. Терновский С. А. Историческая записка о состоянии Казанской Духовной Академии после ее преобразования. 1870–1892. Казань, 1892. Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX в. Варшава, 1909. Т. 2. Титов Ф. Две справки по вопросу о преобразовании духовных академий в России в XIX в. (1869–1884)//Христ. чт. 1907. Ч. 1. Титов Ф. Киевская Академия в эпоху реформ//ТКДА. 1911. 7–8; 1912. 1–2, 4, 7–8; 1913. 1–4; 1914. 1. Титов Ф. Преобразование духовных академий в России в XIX веке//ТКДА. 1906. 2. Устав и штаты духовных академий, высочайше утвержденные 30-го мая 1869 г. СПб., 1869; то же в: Христ. чт. 1869. Ч. 2. Устав и штаты православных духовных академий, высочайше утвержденные 20-го апреля 1884 г. СПб., 1884. Устав православных духовных семинарий и училищ. СПб., 1896. Харлампович К. Казанская Духовная Академия//ПБЭ. Т. 8. Ст. 702–853. Чистович И. С. Петербургская Духовная Академия за прошедшие 30 лет (1858–1888). СПб., 1889. Cyprian (Kern), archim. L’enseignement (см. библиогр. к § 20). Winogradov W. Die russische orthodoxe theologische Wissenschaft als Vertreterin der autentischen Theologie der Orthodoxen Kirche Rußlands//Münchener Theologische Zeitschrift. 1952. Bd 3. Сокращения в названиях изданий ААЭ — Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук. СПб., 1836. 4 т. АЗР — Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846–1853. 5 т. АИ — Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841. 5 т. Арх. ЮЗР — Архив Юго-Западной России. К., 1864. Т. 2–3 АЮЗР — Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. К., 1863–1892. Т. 3, 10, 14

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010