А возведен на двор митрополичь месяца февраля 6 в четверток мясопустныя недели; а съверъшен бысть митрополитьм на превысокий престол Великиа Росиа того же месяца 9, в неделю мясопустную; а на поставлении его бяше Макарий, архиепископ Великаго Новаграда и Пъскова и епископи Акакий Тферский, Иона Рязанский, Васьян Коломенскый, Досифей Сарьский, Алексий Вологотский» 383 . В «Актах Археографической экспедиции» опубликован довольно подробный Чин поставления митрополита Иоасафа 384 . Возглавивший интронизацию Новгородский владыка Макарий дал при этом «повольную» грамоту митрополиту Иоасафу 385 . Интронизация митрополита Иоасафа была в феврале, а в первые три воскресенья марта он поставил трех новых иерархов: Ростовского архиепископа Досифея (1539–1542), бывшего до этого игуменом Кирилло-Белозерского монастыря (1533–1539) 386 ; настоятеля Ферапонтова монастыря игумена Ферапонта (1530–1539) возвел во епископа Суздальского (1539–1543) 387 ; наконец, 16 марта посвятил Смоленского епископа Гурия (Заболоцкого; 1539–1555) 388 . К области литургико-иерархической деятельности митрополита Иоасафа следует отнести поставление им в диаконы, затем в священники и возведение в настоятели Симонова монастыря «Исака Собаку», который ранее, при митрополите Данииле, был осужден на Соборе вместе с преподобным Максимом Греком 389 . Перед этим святитель Иоасаф писал к бывшему митрополиту Даниилу, находившемуся на покое в Волоколамском монастыре: «Отпиши де мне, что Исакова ересь» 390 . Как отмечается, «заинтересованное отношение Иоасафа к судьбе Исаака Собаки объясняется, по всей видимости, библиофильскими наклонностями. Личность Исаака Собаки более всего привлекала его как непревзойденного мастера книгописного дела» 391 . Одним из первых актов, рассмотренных святителем Иоасафом, является подтверждение им прежних льгот Иосифо-Волоколамскому монастырю при игумене Нифонте (1522–1543). «А подписана лета 7047-го, июня в 12 день. И подписал митрополичий дъяк Матвей Корятнев» 392 . При митрополите Иоасафе в Москву в 1540 г. для поклонения приносились из Ржева «образ Пречистые царици Богородици Девици Марии Одигитриа, да на поле у Пречистыа образ святитель Христов Никола, да другая икона Крест честный. И всретоша чюдотворныа иконы с кресты пресвященный митрополит Иоасаф со всем освященным събором» 393 . Перед этим митрополит Иоасаф соборне рассмотрел сведения о чудесах, происшедших от новоявленных икон 394 . На этом месте в память сретения чудотворного образа был затем построен храм. С этих образов впоследствии писались копии; в честь Оковецкой, или Ржевской, иконы было установлено празднование 8 июля. Традиционно в Москве в дни сретения чудотворных икон совершались крестные хода. «К храмам, поставленным у западного края города [Москвы – а. М.] направлялись крестные ходы в дни празднований ржевским иконам 29 ноября, “к Пятнице Ржевской в Чертолье” и 11 июля» 395 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Однако Владыка Макарий отмечает: " Впрочем, эта нравственная мера, на которую в Москве, кажется, весьма много рассчитывали, не на всех произвела желаемое впечатление: по крайней мере спустя два с небольшим месяца 15 000 царских воинов изменили Царю Шуйскому и перешли под Калугою на сторону Болотникова. Гермоген решился тогда употребить меру церковной строгости: он предал проклятию Болотникова и его главнейших соумышленников. Все это происходило, пока еще не явился второй Лжедимитрий, а изменники действовали одним его именем " 6. Несмотря на эту оговорку Архипастыря-историка, которая иному читателю может представиться таковым образом, что соборный Покаянный чин не подействовал вообще, тут надо задуматься о том, в какой степени процессы распада действовали бы в России, если бы такой духовный акт вовсе не был совершен. Да чин не спас Царя Василия от свержения в 1607 году и Москву от польского пленения в 1608-1612 годах. Но было бы само освобождение Москвы и был бы Земский Собор 1613 года со всей последующей славной историей нашей Державы, если бы значительная часть русских людей, составивших потом освободительное ополчение, не были бы свободны " от клятвенных уз " Уложенной грамоты 1598 года и неоднократных " преступлений крестных целований " ?! Не подобная ли нераскаянность является причиной современного бедственного положения Русского Народа, когда он в спасительном таинстве соборного покаяния не получил до сих пор прощения и разрешения от проклятия цареубийства и от клятвенных уз Уложенной грамоты Государственно-Церковного Собора 1613 года?! В свете этого ясно видно непреходящее значение покаянного чина 1607 года как уникального духовного опыта. Он ценен не только для истории России, но для нашей современности и грядущего Отечества. Именно поэтому должна быть понятна моя радость, когда в " Истории... " Владыки Макария я нашел точную ссылку на старинную публикацию всего свода подлинных документов, связанных с давним событием нашего славного прошлого. Статейный список этих грамот и разрешительной молитвы был опубликован во втором томе " Актов, собранных в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук " , изданном Высочайше утвержденной комиссией в 1836 году. Они были опубликованы по рукописному " Сборнику грамот Смутного периода " (лл. 335-380), некогда принадлежащего Императорской Публичной Библиотеке.

http://ruskline.ru/analitika/2007/06/04/...

И. М. Снегирев, ссылаясь на данные актов Археографической экспедиции, справедливо полагал, что памятник в Кадашах сооружен в 1687 г . и перестроен гостями Кондратом и Логином Добрыниными в 1713 г ., однако освящен он был в 1695 г . В связи с празднованием 200-летнего юбилея храма в Кадашах в 1895 г . была опубликована работа С. Страхова . Страхову был знаком архив, который я нашла в Новоспасском соборе. В отличие от более ранних исследований, он с научной точностью ссылается в своем тексте на название архива, номер фонда, связку, дело, листы материала, из которого берет свои сведения. Однако очень многое из того архива, который мы оба в разное время держали в руках, не заинтересовало моего предшественника и не позволило ему прийти к тем выводам, которые мы можем сделать сейчас. В статье Страхова говорится, что стены новых апсид второго этажа были поставлены на стены нижних, отчего они и получили такую тяжеловесность, исказив изящные, легкие пропорции здания. Кроме того, были сломаны и открытые лестницы у колокольни. Прошло почти 30 лет, прежде чем вместо них сделали ныне существующие закрытые паперти. Он уточнил и дату перестройки галерей (1860), позднее происхождение которых было ясно из наблюдений над памятником. Очень важный документ 1687 г .— подрядная запись «крепостного архитектора Пашки Потехина» на постройку в усадьбе князя Черкасского в селе Ворсме ( 60 км от Нижнего Новгорода), на Острове, храма по образцу памятника в Кадашах — был опубликован Макарием в 1857 г . Подрядная запись уточняла дату постройки Кадашевского храма: в 1687 г . он уже существовал и служил образцом для других построек. В подрядной записи говорится, что князь Черкасский просит построить церковь в его усадьбе с тремя «рундуками», то есть лестницами, как в храме Воскресения в Кадашах. Итак, мы правильно поняли, что колокольня и храм не одновременны. Первоначально, в 1687 г ., памятник в Кадашах имел три лестницы, как храм в Филях, построенный на семь лет позднее Кадашевского. В 1893 — 1903 гг. осуществлен новый хозяйственный ремонт, он коснулся деревянных лестниц в закрытых папертях, которые были заменены на каменные, и дымоходов в изразцовых печах XVII в. нижнего этажа. Из отчетов о ремонте мы узнали, что нижний этаж имел печи, был теплым. Исследованием памятника в натуре такие детали установить трудно. В нижнем этаже, который хотели сделать более светлым, двустворчатые чугунные двери галереи, примыкавшие непосредственно к папертям, заменили окнами, а дверные полотна перевесили на двери в торцах папертей. Кроме того, были выпилены железные связи в арках четверика и трапезной в первом этаже. Иконостас во втором этаже вновь «подновлялся» 18 .

http://pravmir.ru/pamyatnik-russkogo-zod...

67, стр. 149., Археографической Экспедицией выписано из Сборника грамот Смутного периода, принадлежащего Иператорской Публичной Библиотеке л. 335–380. Памяти Патриарха Гермогена о созыве Московских людей в Соборную церковь Святыя Богородицы. 1607 года. Февраля 20-го Лета 7115 февраля в 19 день, по приказу великого господина святейшего Ермогена, Патриарха Московского и всеа Русии, память Григорью Федоровичу Образцову да дьяком Василью Миронову да Ивану Степанову. Велети им послати по всем сотням к старостам и к соцким, чтоб они из сотен и из слобод посадские и мастеровые и всякие люди, мужеска полу, были в соборную церковь Пречистыя Богородицы, в пятницу, февраля в 20 день, в другом часу дни». «Лета 7115 февраля в 19 день, по приказу великого господина святейшего Ермогена, Патриарха Московского и всеа Русии, память князю Ондрею Ивановичу Гундорову да дияком Нелюбу Нальянову да Василью Семенову. Велети им послати по всем сотням к старостам и к соцким, чтоб они посадские и из слобод торговые и мастеровые и всякие люди, мужеска полу, были в соборную церковь Пречистыя Богородицы, в пятницу, февраля в 20 день, на другом часу дни. Заимствовано из Актов Археогр. Экспедиции II , 67-й, стр. 157-я. Грамота благословенная патриарха Гермогена на построение в селе Чернышеве храма. 1607 года, марта 23 «Божиею милостию, се аз смиренный Ермоген, патриарх московский и всеа Русии. Бил нам челом костромитин сын боярской Офонасей Иванов сын Селиванову а сказал: в Костромском деи уезде, в его поместье в деревне Чернышове, был изстари храм святого великого Чудотворца Николы, и то деи место запустило от черемиских людей войны. И нам бы его пожаловати, благословити ему в его поместье в деревне Чернышове, храм святого великого Чудотворца Николы воздвигнута новый на старом месте, да на тот храм и антимис дати и освящати велети. И аз Ермоген, патриарх московский и всеа Русии, Офонасья Селиванова пожаловал, благословил ему в его поместье, в деревне Чернышове, храм святого великого Чудотворца Николы воздвигнута новой на старом месте, да на тот храм велел ему и антимис дати и освящати велел попу с дияконом, по правилом святых апостол и святых отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Историография Собора 1598 года представляет собой довольно обширный литературный массив. Эта тема затрагивалась уже в трудах первого российского историографа В.Татищева. В 1774 году Навроцкий впервые опубликовал в университетской типографии Н.И.Новикова один из списков Утвержденной грамоты 1598 года, с уточнениями и исправлениями переизданный в седьмой части «Древней Российской Вифлиофики» в 1788 году(5). Из историков конца восемнадцатого столетия на Собор 1598 года и Утвержденную соборную грамоту обратил достаточно пристальное внимание выдающийся русский историк князь М.М.Щербатов(6). В следующем столетии интерес к этому событию и явлению государственно-церковной жизни Руси только возрастал. Ему уделил внимание Н.М.Карамзин. Правда, в отличие от князя М.М.Щербатова, он пользовался другим списком Утвержденной грамоты. Этот список позже - в 1836 году - был опубликован Археографической экспедицией при Императорской Академии наук. Тогда во втором томе «Актов, собранных в библиотеках и архивах Российской Империи» было опубликовано уже десять документов, имеющих прямое отношение к Московскому Собору 1598 года(7) и в том числе Утвержденная грамота иной редакции, чем публикация 1774-1788 годов. О Соборе 1598 года писали русские историографы и мыслители П.В.Павлов, С.М.Соловьев, К.С.Аксаков, И.Д.Беляев, Н.П.Загоскин, В.Н.Латкин, Н.И.Костомаров. Все они пользовались публикацией соборных документов 1836 года. Но эта тема ограничивалась беглой описательностью самого события и самыми общими политическими оценками, порою огульными и несправедливыми. Впервые достаточно детальное рассмотрение Утвержденной Грамоты 1598 года было осуществлено В.О.Ключевским(8). Ученый сосредоточил свое научное внимание на качественном составе участников Собора 1598 года, подробно разобрал его и достаточно убедительно опроверг суждения ряда историографов(9), утверждавших, что этот Собор был политически ангажирован, специально подобран, имел лишь форму Собора по названию, а не был таковым по сути. Те или иные положения о Соборе 1598 года, установленные В.О.Ключевским, рассматривались или оспаривались последующими российскими и потом советскими историографами(10), но дальнейшего детального исследования документов Собора 1598 года почти восемьдесят лет после труда В.О.Ключевского не было.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/26/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АрмСЭ Армянская советская энциклопедия: В 12 т. Ереван, 1974-1986 (на арм. яз.) Архив РИ Архив русской истории/РГАДА. М., 1992-. Вып. 1-. АрхПр Археографски прилози. Београд, 1979-. АрхЮЗР Архив Юго-Западной России, издаваемый Временною комиссиею для разбора древних актов. К., 1859-1911. 8 ч. 35 т. АСЗ Акты служилых землевладельцев XV - нач. XVII в.: Сб. док-тов/РГАДА; Сост.: А. В. Антонов. М., 1997. Т. 1; 1998. Т. 2; 2002. Т. 3 АСЗР Археографический сб. документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси/Изд. при Упр. Виленского учеб. окр. Вильна, 1867-1904. 14 т. АССЕМ Акты Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря, 1506-1608 гг./РГАДА. М., 1998. (Акты рус. мон-рей) АСЭИ Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV - нач. XVI в./Отв. ред.: Б. Д. Греков. М., 1952-1964. 3 т. АСЭИСР Акты социально-экономической истории Севера России кон. XV-XVI в. Л., 1988. [Вып. 1]: Акты Соловецкого монастыря, 1479-1571 гг./Сост.: И. З. Либерзон; 1990. [Вып. 2]: То же, 1572-1584 гг. АФЗХ Акты феодального землевладения и хозяйства, XIV-XVI вв./Подгот.: Л. В. Черепнин. М., 1951-1961. 6 вып. Афонский патерик Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской горе просиявших. М., 1897, 1994р, 2002р. 2 ч. АЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею АН. СПб., 1836. 4 т. АЮБДР Акты, относящиеся до юридического быта Древней России/Ред.: Н. Калачов. СПб., 1857. Т. 1; 1864. Т. 2; 1884. Т. 3 АЮЗР Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. К., 1863-1892. 15 т. Бакмейстер. Известия Бакмейстер Л. И. Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской империи. СПб., 1771-1774. 4 т. Барсов. Сборник Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885 Барсуков.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=2

И великий Государь Царь и Великий Князь Василей Иванович всеа Русии, по своему царьскому милосердому обычею и по нашему прошению, их пожаловал, вины их им отдал; да и мы, полагаяся на судбы, паче же и на щедроты Божия, их також соборне простили и разрешили. Тебе же со всем освященным собором, яко доблественного пастыря, вси вкупе благословляем, паче же и похваляем за усердие твое, что не попущаешь словесному стаду паствы твоея путем погибели итти и желаеши их избавити от губительного волка и от зверохищного яда его: достойно убо дело твоея паствы сотворил еси, что священником Свияжского города у прелстившихся людий приношения к церкви Божией приимати не велел, понеже сами от милости Божия уклонилися и верят прелести вражией; ты же, яко добрый пастырь, последуя Владыки нашего стопам, возводиши их от грех их ко спасению. Мы же со всем освященным собором благословляем тя и впред имети попечение о пастве своей и наставляти б тебе люди Божия на путь спасения, чтобы в пагубу не уклонялися; да и священником наказывай, чтобы жили по заповедем Божиим и детей бы своих духовных поучали и наказывали, чтоб жили в чистоте и во страсе Божии и от грех покаянием очищалися и прелести вражии не верили; a Свеяжен бы еси, сыну, дворян и детей боярских и всяких людей простил, и разрешил, и приношение у них к церквам Божиим приимати велел по прежнему; да и в Казани б еси оберегал от тое смуты накрепко, чтобы люди Божии не погибали душею и телом, да смотрил бы еси и над попы накрепко, чтобы в них воровства не было; а болши всех смотри над Софейским, да над Покровским, да над Ирининским: толке они не переменят своих обычаев, и им в попех не быти. А милость Божия и Пречистыя Богородицы и великих Чудотворцов Петра и Олексея и Ионы молитва , да и нашего смирения благословение, да есть и будет с твоим святительтвом всегда и во веки, аминь. Писан в царьствующем граде Москве, лета 7115 декабря в 22 день. Заимствовано из Актов Археографической Экспедиции, т. II, 61-й, стр. 138–139. Археограф. Экспедицею заимствована из Сборника Грамот Смутного периода, принадлежащего Императорской публичной Библиотеке, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

380–383. Послание патриарха Гермогена к прежде бывшему патриарху Иову о пришествии его в Москву – 1607 года. Февраля 5-го дня «Государю отцу нашему, святейшему Иеву Патриарху, сын твой и богомолец Ермоген, Патриарх Московский и всеа Русии, Бога молю и челом бью. Благородный и благоверный, и благочестивый, и христолюбивый, великий Государь Царь и Великий Князь Василей Иванович, всеа Русии Самодержец, советовав со мною, богомолцем своим, и со всем освященным собором, и с бояры, и с околничими, и с дворяны, и с приказными людми, и со всем своим царьским сигклитом, и с гостми, и с торговыми людми, и со всеми православными християны паствы твоея, послал молити святительство твое, чтобы ты учинил подвиг, ехал в царьствующий град Москву, для его Государева и земского великого дела; да и мы молим со усердием святительство твое и колени преклоняем, сподоби нас видети благолепное лице твое и слышати пресладкий глас твой: презелне бо желаем тя чувственныма очима зрети и Богом благословенныя десница твоея сподобитися, паче же о сих, еже благосердне препослеши о нас молитву твою к трисобственного естества владычьству, да сподобит премилостивый Бог, за молитв святых твоих, Росийское государьство жити в мире и в покое и в тишине, и подаст великому Государю нашему Царю и Великому Князю Василью Ивановичу всеа Русии здравие и на враги победу, и святым своим церквам и християнской нашей непорочной вере благое и крепкое состояние; а мы должны, елика наша сила, сего же безсмертного зижителя нашего Бога молити о твоем святительском благом пребывании. А милость Божия и Пречистыя Богородицы, и великих Чудотворцов Петра и Олексея и Ионы молитва , да и нашего смирения благословение, да есть и будет с святительством твоим всегда и во веки аминь. Писан на Москве, лета 7115 (февраля в 5 день. Заимствовано из Актов Археографической Экспедиции, т. II-й, из так называемого – Статейного списка о посылке от царя В. Иоановича и Патриарха Ермогена Крутицкого Митрополита Пафнутия и Симоновского архимандрита Пимена в Сторицу по бывшего Патриарха Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Бога ради узнайтеся и обратитеся от смерти в живот и обрадуйте своя родители, и жены и чада своя, и всех нас; а мы воистинну тому ради, чтоб вы не пропали вовеки и должни о вас Бога молити и Государю о ваших винах бити челом (а ведаете, что Государь милостив и отпустит вам вины ваша) и чтоб вам не положити вечного пороку и клятвы на себя и на дети ваша и в работе б вам не учинити своих детей, а самим бы вам в неволе не быти, и не быти бы вам отлученным от лика святых православных воин братий ваших; а отцы ваши не токмо к Московскому царьству врагов своих не припущали, и сами в морские отоки, в дальняя разстояния и в незнаемыя страны, яко орли острозрящие и быстролетящи, яко на крылах паряще, и вся под руку покаряху Московскому Государю Царю, и тому свидетели вы сами. И вы, Бога ради, ревнуйте своим родителем, и не будите супротивни делом их и не отметайтеся от веры, в ней же родишася и святым крещением просветишася, и паки со тщанием и с радением возвращайтеся к нам; мы же с радостию и любовно восприимем вас и не будем о сем порицати вам, понеже без греха Бог един, да и прочая лета поживете в Божию славу и в свою ползу в духовную и телесную, и в веселие и радость, и в покое и в пребывании мирном, благоденственно и без печали, в будущем же обрящете живот вечный; мы же, с Божею помощию, брежем спасения вашего елика наша сила. Заимствовано из Актов Археографической Экспедиции т. 11., 169. стр., 286–291. В актах помещено из рукописного Сборника, купленного г. Строевым в Москве. Грамота к избранному на Российский престол Польскому Королевичу Владиславу Сигизмундовичу от Патриарха Гермогена и от всех Российских духовных и светских всякого чина и звания людей, отправленная с Российским к нему посольством: о силе, власти и правоверии всех царствовавших в России Государей до времен Царя Феодора Иоанновича; о бывших потом мятежах и кровопролитиях от Самозванцев, и об избрании его Королевича на Российский престол Государем, с убедителънейшим молением и прошением принять Греческое вероисповедание и крещение, по обряду Греко-Российской церкви – Писана 1610, Сентября 12 .................................и Отец Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Список сокращений ГИМ – Государственный Исторический музей, ГБЛ (РГБ) – Российская государственная библиотека, РГАДА – Российский государственный архив древних актов, МГАМИД – Московский главный архив МИДа, ПСРЛ – Полное собрание русских летописей, ЧОИДР – Чтения вМосковском университете. 6 Древнерусские тексты приводятся в транслитерации, избранной автором статьи для того, чтобы их могли понять и те читатели, которые не имеют специальной подготовки. – Ред. 7 Зимин А. Переписка старцев Иосифо-Волоколамского монастыря с Василием III//Лингвистическое источниковедение. М., 1963, сс. 133–134. 8 Чураков С. С. Портреты во фресках Ферапонтова монастыря//Советская Археология, 1959, 3, сс. 107–108. 9 Об этом периоде его деятельности см. Диакон Петр Веретенников. Святитель Макарий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова (1526–1542)//ЖМП, 1979, 8, сс. 69–79. 10 ГИМ (список сокращений см. в конце статьи – Ред.), Син. 997. Минея-четья, составленная Митрополитом Всероссийским Макарием, месяц Август. Сер. XVI в., лист 1143 об. Описание Минеи см. Протасьева Т. П. Описание рукописей Синодального собрания. Ч. 1. М., 1910, сс. 186–190; Архимандрит Иосиф (Левицкий) . Подробное оглавление Великих четиих Миней Всероссийского митрополита Макария. М., 1982, II, сс. 441–445 12 Житие, чудеса и служба преподобного и богоносного отца нашего Александра, Свирского Чудотворца. Изд. 3. М., 1888, с. 190. 14 Акафист преподобному и богоносному Александру игумену, Свирскому чудотворцу. СПб., 1876, с. 29. 16 См. Диакон Петр Веретенников. Московские Соборы 1547 и 1549 годов//ЖМП, 1979, 12, сс. 69–77. 17 ГБЛ, ф. 256, 364. Сборник XVII-XVIII вв., лист 320; см. также Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем Отечестве. Вып. IV, декабрь. Каменец-Подольск, 1985, с. 216. 20 Акты исторические. Т. 1. СПб., 1841, сс. 195–196; РГАДА. Ф. 181, МГАМИД, 365. Сборник XVII в., листы 388–388 об. 22 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею. Т. 1. СПб., 1836, с. 203.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010